Научить учиться





Скачать 49.97 Kb.
НазваниеНаучить учиться
Дата публикации03.10.2014
Размер49.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Научить учиться.

Учитель изобразительного искусства и черчения Родионова Оксана Геннадьевна

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Иркутская область город Зима
Вы работаете с первоклассниками, улыбчивыми, счастливыми малышами. Но проходят радостные дни первого звонка, и наступают трудовые будни. И от того, как первоклашки подготовлены к школе, и от вашей настойчивости, терпимости, от понимания всех проблем и задач, стоящих перед вами, зависит успех учебной деятельности ребенка, и значит ощущение радости и удовлетворения от каждого школьного дня.

Я работаю в школе уже 16 лет, до этого работала в детском дошкольном учреждении.

Проводя уроки изобразительного искусства, опираюсь на свой опыт работы в детском саду, на то, что дети имеют первые навыки рисования, лепки, конструирования.
Работая с детьми начальных классов, с удивлением для себя обнаружила, что у многих детей не развита мелкая моторика. Многие первоклашки делают все неуклюже, неаккуратно. Не могут держать кисть и карандаш в правильном положении длительное время, не соблюдают контур рисунка, постоянно меняют положение альбомного листа.

Учащиеся недостаточно хорошо владеют движениями рук, плохо справляются с лепкой и рисованием, и тем более с вырезыванием. Всему этому учат еще в дошкольном возрасте и к 6-7 годам ребенок должен владеть своими движениями. Уметь действовать ловко, уверенно, достаточно быстро, а если это не получается у первоклассников, то значит в этом направлении недоработали детский сад и родители.

Из опыта я знаю, что моторика развивается у ребенка в 3-4 года. Для меня это стало целой проблемой, я долго думала, как помочь развить мелкую моторику младших школьников, научить их учиться. При общении с учителями начальных классов узнала, что данная проблема касается не только уроков изобразительного искусства и технологии, но и всех остальных в начальном звене. В течение нескольких недель учебы у ребенка, с недостаточно развитой моторикой становятся неопрятными тетради, так, как он испытывает трудности при написании букв и цифр.

При беседе со школьным психологом поняла, что развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школе. И по данным обследования первоклассников 70 % приходят в школу, не умея управлять движениями своих рук во время рисования, письма то есть не обладают такими качествами, как регуляция силы нажима, темпа, размаха, изменение направления движения, характера движения, - плавного или отрывистого, непрерывного или прерывистого.

Для себя поставила цель: Развить мелкую моторику с помощью изобразительного искусства и технического труда.

При работе над этой проблемой помогли методические журналы: «Начальная школа», «Дошкольное воспитание», «Физкультура в школе», «Теория и практика сенсорного воспитания», «Мир детства», «Младший школьник», «Методика подготовки детей к школе».

Разграничивают моторику крупную и мелкую.

Под крупной моторикой подразумевают умение ребенка прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точно ловить и кидать мяч, застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Под мелкой – умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой, линии на рисунке должны быть прямые, а не дрожащие прерывистые и неровные. Ребенок должен уметь «видеть строку» и рисовать и писать в ней, «видеть клеточки» четко и точно вести по ним рисунок.

Тело человека и его конечности обладают огромными возможностями совершать движение любой сложности – так совершенна конструкция двигательного аппарата, и прежде всего суставов и множества мышц. Такое богатство возможностей – условие прекрасных достижений человека в труде, спорте, искусстве. Но с другой стороны, сделать возможность действительностью весьма сложно – человек должен научиться всем этим движениям, именно потому, что они сложны, и нелегок путь учения.

Физиологами доказано, что развитию кисти ребенка принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций – речи, поэтому большое внимание уделяется развитию кисти ребенка, хорошо развивают кисть занятия рисованием, лепкой из пластилина, конструированием различных поделок.

Работая над этой проблемой, стало ясно, что уроки изобразительного искусства могут наверстать упущенное в развитии моторики, особенно в начальных классах.

Все первоклашки любят рисовать, правда не у всех получается красиво, но у каждого ребенка можно найти искорку и похвалить его. Дети начальной школы часто рисуют друг для друга или для взрослых, чтобы понравиться. Предлагаю им нарисовать: платок для мамы и бабушки, портрет друга, открытку для папы.

Занимаясь лепкой, рисуя, ребенок развивает руку, учится умело справляться с карандашом и фломастером. При выполнении этих заданий наблюдаю, как у каждого школьника развита сенсорика и моторика мелких движений. Выделяя ребят, у которых моторика развита не до конца, вначале только наблюдаю за ними, а затем в конце занятии предлагаю небольшую анкету, составленную совместно с психологом, в которую включены следующие вопросы:

  1. Любишь ли ты рисовать?

  2. Чем чаще рисуешь карандашом или кистью?

  3. Пользуешься линейкой при рисовании?

  4. Рисуешь кистью, соблюдаешь контур рисунка?

А затем предлагаю практическое задание: нарисовать любую фигуру или рисунок и заштриховать.

Проанализировав данную анкету, пришла к выводу, у 50 % учеников

1-2 классов не развита мелкая моторика.

При подготовке к урокам, стараюсь подбирать упражнения – задания которые помогут ребенку развить движение своих пальцев, к тому же решила провести индивидуальное занятие с одним из учеников

На уроке изобразительного искусства в первом классе выделила мальчика, Дениса, который не хотел и не умел рисовать, у него была плохо развита моторика. Поговорив с классным руководителем, узнала, что мальчик стесняется отвечать, отказывается писать элементы букв, то есть выполнять задания, связанные с письмом и рисованием, при всем при этом у Дениса хорошо развит интеллект, умственные способности, по словам психолога, уровень развития выше среднего.

Во время индивидуальной работы, чтобы мальчик не стеснялся, посадила его за отдельную парту, задания давала в игровой форме: раскрась волшебные цветные капли (соблюдение контура), построй дворец для феи (штриховка), узнай, какое животное сидит в клетке (рисунок по точкам), нарисуй улитку (раскручивание спирали).

Много заданий было связано со штриховкой, выполняя их, Денис упражнялся в проведении, прямых, наклонных и волнистых линий. Сейчас мальчик уже взрослый учится в старших классах, прекрасно рисует, проявляет в этом свою фантазию, выполняет все работы аккуратно, конструирует и моделирует. С удовольствием иллюстрирует литературные произведения.

Индивидуальная работа с учеником заставила меня заниматься практически этой проблемой на всех уроках в начальном звене. Так, как программа Б. М. Неменского, по которой я работаю, предполагает больше творчества, нежели практических занятий, стараюсь больше работать индивидуально с детьми, которым необходимо развивать мелкую моторику. На уроках и во внеурочное время использую штриховку, показываю, как надо выполнять, прошу выполнить простым или цветными карандашами. Когда дети осваивают несколько видов штриховки, предлагаю сконструировать космический корабль, самолет или парусник и заштриховать его. Современное образование предполагает работу в компьютерном классе, если такая возможность появляется, стараюсь ее использовать.

Моя работа над данной темой не закончена. Понимая важность этой проблемы, буду в дальнейшем искать теоретические и практические материалы, для того, чтобы помочь учащимся начальных классов развивать моторику мелких движений, а значит помогать в развитии восприятия, цвета, величины, формы, пространства, в развитии произвольного внимания, эмоциональной памяти, мышления, фантазии ребенка.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Научить учиться iconШкола должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить...
«Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» (2-й урок). 2 класс
Научить учиться iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий,...
Научить учиться icon«научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»
Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного,...
Научить учиться iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих...
Научить учиться iconПрофессионализация педагогов оу на современном этапе
Таким образом, перед школой в настоящий момент стоит задача соединения двух составляющих – «научить ученика учиться» (в соответствии...
Научить учиться iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современная школа должна научить учащихся добывать нужную информацию из различных источников информации. Основная задача образования...
Научить учиться iconОбластное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального...
Главное в работе преподавателя не научить студента на всю жизнь, а научить его учиться всю жизнь т е преподаватель в процессе обучения...
Научить учиться iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом...
Научить учиться iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Но главное предназначение модуля – развивать мышление, сознание ученика. Технология блочно-модульного обучения помогает учителю научить...
Научить учиться iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современные условия выдвигают новые требования к образованию, которые определяют науку учиться на расстоянии, учиться с использованием...
Научить учиться icon«Как научить школьника учиться»
Развитие сети образовательных учреждений с учетом потребностей населения: ресурсные центры, дистанционное взаимодействие образовательных...
Научить учиться iconРоссийский государственный торгово экономический университет
Научить учиться это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над...
Научить учиться iconВ условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша...
Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться
Научить учиться iconМетодические рекомендации по написанию реферата по дисциплине «Организация экспертизы»
Научить учиться это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над...
Научить учиться iconРазработка модели Программы развития универсальных учебных действий
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие...
Научить учиться iconМетодическая разработка д ля учителей начальных классов
Новые социальные запросы, отраженные в фгос, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск