Пояснительная записка.
Учителя русского языка и литературы (и не только) на своих уроках используют разнообразные педагогические технологии. Каждая технология имеет своё содержание и структуру, классификационные параметры, целевые ориентации, концептуальные положения. Мне хотелось бы поделиться с вами конспектом урока, в котором использую технологию модульного обучения. Необходимо отметить, что модуль – это логически выделенная в учебной информации часть, имеющая цельность и законченность в какой – либо логике и сопровождаемая контролем усвоения. Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий, которые необходимо проводить последовательно. Благодаря модулю ученик дозирует содержание, понимает, какая информация обсуждается и с какой целью. Но главное предназначение модуля – развивать мышление, сознание ученика. Технология блочно-модульного обучения помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты своего труда, то есть помогает научить учиться.
Данный конспект – это конспект урока разбора нового материала в 11 классе по теме «Односоставные предложения». Урок рассчитан на 2 часа, работа ведётся по учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык 10 – 11 классы», М., «Русское слово», 2010).
Сокращения:
УЭ – учебный элемент, СГС – составное глагольное сказуемое,
ПГС – простое глагольное сказуемое, СИС – составное именное сказуемое,
О/Л – определённо-личное предложение, Н/Л – неопределённо-личное предложение.
УРОК РАЗБОРА НОВОГО МАТЕРИАЛА
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Цель урока.
- Повторить и уточнить знания учащихся о способах выражения подлежащего и сказуемого.
- Обеспечить понимание учащимися понятия двусоставное и односоставное предложение.
- Сформировать умение определять тип односоставных предложений (анализ и синтез).
Оборудование.
- Компьютер с проектором.
- Презентация.
- Раздаточный материал.
ХОД УРОКА
УЭ
| Содержание урока
| Деятельность учащихся
| УЭ – 0
1 мин.
| Постановка целей урока.
- Повторить и уточнить знания учащихся о способах выражения
подлежащего и сказуемого.
- Усвоить понятия двусоставное и односоставное предложение.
- Научиться определять тип у односоставных предложений (анализ и
синтез).
|
| УЭ – 1
7 мин.
| Цель: определить уровень знаний по теме «Способы выражения подлежащего и сказуемого».
Запишите в тетрадях дату, тему «Односоставные предложения».
Внимательно прочитайте вопрос. Работайте прямо на бланках, обводя кружочком номер правильного ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа выберите один правильный.
Вводная диагностика
Найдите предложение, в котором подлежащее выражено глаголом в неопределённой форме.
Далече грянуло ура.
Учиться всегда пригодится.
Дважды два – четыре.
Присутствующие говорили о разных предметах.
Найдите предложение, в котором подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием.
Завтра не будет похоже на сегодня.
Поезд мчался в неясную даль.
Анютины глазки росли около крыльца.
Все притихли.
Найдите предложение, в котором представлено простое глагольное сказуемое (ПГС).
Уже проснулись певчие птицы.
Мы не сможем выступить на концерте.
Я хочу сыграть с тобой партию в шахматы.
Я хотел бы помочь вам.
Найдите предложение, в котором представлено составное глагольное сказуемое (СГС).
Ещё громче будут петь птицы.
Вы возьмите с собой в поход карту.
Катя была больна целый месяц.
Он продолжает заниматься спортом.
Найдите предложение, в котором представлено составное именное сказуемое (СИС).
Я не мог не признать свои ошибки.
Дом отдыха стоял на бугре.
Он весельчак.
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
Найдите простое предложение.
Дождь прошёл, поэтому я иду и радуюсь.
Сквозь тьму пробивается яркое пламя костра.
Глухая полночь, всё молчит.
Он пополз туда, где слышны были голоса.
| Работайте самостоятельно на бланках.
|
| Проверьте задание по ключу.
-2
-3
-1
-4
-3
-2
| Самопроверка.
|
| Критерии оценки
Количество правильных ответов
| Оценка
| 6
5
4
3
Менее 3
| 5
4
3
2
1
|
| Оценку поставьте в оценочный лист. Графа УЭ – 1.
| УЭ – 2
10 мин.
| Объяснение материала. Типы односоставных предложений.
Цель: повторить и систематизировать знания о двусоставном и односоставном предложении, повторить типы односоставных предложений.
Работа с учебником (п. 72)
Запись в тетрадях опорной схемы.
| Откройте учебник на странице
233. Наблюдение.
Ученики работают в тетрадях – справочниках, занося в неё основные положения теории.
Используются ручки: главное – зелёный цвет, примеры – чёрный цвет, остальное – синий.
| 4 мин.
| Устный опрос.
Какие предложения будем называть двусоставными, а какие – односоставными?
Как называются односоставные предложения с главным членом – подлежащим?
Как называются односоставные предложения с главным членом – сказуемым?
Что вы знаете о главном члене в определённо – личных предложениях?
Что вы знаете о главном члене в неопределённо – личных предложениях?
Чем выражен главный член в безличных предложениях?
Чем выражен главный член в назывных предложениях?
| Устный фронтальный опрос учителем.
| УЭ – 2 (2)
| Цель: понимать роль глагола – сказуемого в определённо – личном предложении, отработать умение находить односоставные определённо – личные предложения.
Наблюдение на слайде (определённо – личные предложения).
Работа на карточках.
Задание. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите двусоставные и односоставные определённо – личные предложения.
Завтра я иду с проводником в горы. (Двусоставное).
Через два часа буду говорить с врачом. (Односоставное, О/Л).
Почему ты не идёшь отдыхать? (Двусоставное).
С чего день начинать будем? (Односоставное, О/Л).
| Наблюдение. Работаем на карточках. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите двусоставные и односоставные определённо – личные предложения.
|
| Поменяйтесь карточками в парах и проверьте правильность выполнения заданий по ключу.
Критерии оценки.
Количество выполненных заданий
| оценка
| 4 предложения
3 предложения
2 предложения
1 предложение
| 5
4
3
2
|
| Взаимопроверка в парах. Оценку занести в листок контроля (УЭ - 2).
| УЭ - 3
| Цель: понимать роль глагола – сказуемого в неопределённо – личном предложении, отработать умение находить односоставные неопределённо – личные предложения.
Наблюдение на слайде (неопределённо – личные предложения).
Работа на карточках.
Задание. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите двусоставные и односоставные неопределённо – личные предложения.
Жители села готовятся к севу. (Двусоставное).
В деревнях и сёлах готовятся к севу. (Односоставное, Н/Л ).
На опытном участке проверили всхожесть семян. (Односоставное, Н/Л).
Агрономы проверили всхожесть семян. (Двусоставное).
| Наблюдение. Работаем на карточках. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите двусоставные и односоставные неопределённо – личные предложения.
|
| Поменяйтесь карточками в парах и проверьте правильность выполнения заданий по ключу.
Критерии оценки.
Количество выполненных заданий
| оценка
| 4 предложения
3 предложения
2 предложения
1 предложение
| 5
4
3
2
|
| Взаимопроверка в парах. Оценку занести в листок контроля (УЭ - 3).
| УЭ - 4
| Цель: понимать роль глагола – сказуемого в безличном предложении, отработать умение находить односоставные безличные предложения.
Наблюдение на слайде (безличные предложения).
Работа на карточках.
Задание. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите двусоставные и односоставные безличные предложения.
Наступает вечер. (Двусоставное).
В этот час было совсем тихо. (Односоставное, безличное).
Мне холодно. (Односоставное, безличное).
Его уже не было на дворе. (Односоставное, безличное).
Снежное поле с застывшими волнами наста вдруг порозовело от холодного солнца. (Двусоставное).
| Наблюдение. Работаем на карточках. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите двусоставные и односоставные безличные предложения.
|
| Поменяйтесь карточками в парах и проверьте правильность выполнения заданий по ключу.
Критерии оценки.
Количество выполненных заданий
| оценка
| 5 предложений
4 предложения
3 предложения
2 предложения
1 предложение
| 5
4
3
2
1
|
| Взаимопроверка в парах. Оценку занести в листок контроля (УЭ - 4).
| УЭ - 5
| Цель: понимать роль подлежащего в назывном предложении, отработать умение находить односоставные назывные предложения.
Наблюдение на слайде (назывные предложения).
Работа на карточках.
Задание. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите двусоставные и односоставные назывные предложения.
Вот окраина. (Односоставное, назывное).
Пришла долгожданная весна. (Двусоставное).
Очертанья столицы. (Односоставное, назывное).
Команды готовы к встрече. (Двусоставное).
| Наблюдение. Работаем на карточках. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите двусоставные и односоставные назывные предложения.
|
| Самостоятельно проверьте правильность выполнения задания по ключу. Критерии оценки.
Количество выполненных заданий
| оценка
| 4 предложения
3 предложения
2 предложения
1 предложение
| 5
4
3
2
|
| Самопроверка. Оценку занести в листок контроля (УЭ - 5).
| УЭ - 6
| Учащиеся мысленно пересказывают теоретический материал, отмечая то, что непонятно.
Повторное изложение материала.
Аналитическая беседа по теории.
- Какие предложения будем называть двусоставными, а какие – односоставными?
- Как называются односоставные предложения с главным членом – подлежащим?
- Как называются односоставные предложения с главным членом – сказуемым?
- Что вы знаете о главном члене в определённо – личных предложениях?
- Что вы знаете о главном члене в неопределённо – личных предложениях?
- Чем выражен главный член в безличных предложениях?
- Чем выражен главный член в назывных предложениях?
4. Алгоритм рассуждения
- Найдите грамматическую основу предложения.
- Определите: двусоставное, односоставное предложение.
- В односоставном предложении с главным членном сказуемым
у глагола определите лицо (время, число – если необходимо).
- Определите тип односоставного предложения.
5. Образец разбора простого односоставного и двусоставного
предложения.
А) Мне захотелось поклониться могилам погибших
товарищей.
Б) Спешим на зов костра.
|
| УЭ – 7
| Цель: подведение итогов урока. Выбор домашнего задания.
Вспомните цели урока (УЭ - 0).
Как вы считаете, цели урока достигнуты?
Как вы оценили результаты своей работы на уроке:
а) я все понял, могу этот материал объяснить другому;
б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь;
в) для полного понимания мне нужно повторить тему;
г) я ничего не понял.
|
|
|
|
| Дополнительно. Выполнение тренировочного упражнения 341 (по учебнику) – устно. Найти грамматическую основу предложения, определить: двусоставное или односоставное предложение, определить тип односоставного предложения.
|
|
| Домашнее задание.
Учить теорию (конспект, п. 72).
Упр. 343 (устно).
Выполнить упражнение по выбору.
-
Количество баллов
| До 18
| 19 – 25
| Упр. 342
| Упр. 544
|
|
| Листок контроля
Фамилия, имя ученика
| УЭ - 1
| УЭ - 2
| УЭ - 3
| УЭ – 4
| УЭ - 5
| Итог
|
самопроверка
| Взаимопроверка
|
самопроверка
|
| Макс. балл
| 5
| 5
| 5
| 5
| 5
| 25
|
|
|
|
|
|
|
| Литература.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т., Москва, НИИ школьных технологий, 2006 – 816 с.
Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина «Русский язык 10 – 11 классы», М., «Русское слово», 2010.
Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. – 22-е изд. – М.: Просвещение, 2000.-191 с.
|