Скачать 178.79 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт Психологии и Педагогики Кафедра общей и социальной психологии Просекова Вера Михайловна ПСИХОТЕРАПИЯ
Тюменский государственный университет 2013 Просекова Вера Михайловна. Психотерапия. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700.62 «Педагогика», профиль подготовки 540609 «Практическая психология в образовании», очная форма обучения. Тюмень, 2013, 16 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Профессиональное сознание психолога [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой общей и социальной психологии, д. пс. н., проф. Доценко Е.Л.РЕЦЕНЗЕНТЫ: Лебедева Л.В., доцент кафедры общей и социальной психологии, к.ф.н., Якушева Л.Н., психолог ГБУЗ ТО ОКБ № 2, к.п.н.© Тюменский государственный университет, 2013. © Просекова В.М., 2013. Пояснительная записка.
Цель курса – дать общее представление о современной психотерапии, ее немедицинской модели. Профессиональная деятельность психолога в образовании предполагает выполнение нескольких функций, одной из которых является так называемая диспетчерская функция. Она состоит в том, что, не имея специальной подготовки в области психотерапии и компетенции ее осуществлять, психолог, тем не менее, обладает знаниями, умениями и навыками, благодаря которым он способен дифференцировать те случаи из его практики, которые относятся к компетенции психотерапевта и дать рекомендации обратиться с трудностями, заявленными учащимися, родителями или педагогами к известным ему специалистам в данной области. На овладение подобными знаниями, умениями и навыками и нацелена данная дисциплина. Место дисциплины в учебном процессе. Дисциплина изучается в 7 семестре. Содержание данного курса продолжает линию обучения, начатую в дисциплинах «Психология акцентуированной личности», «Психология развития», «Психологическое консультирование», «Конфликтология», «Психология личности», где рассматриваются различные концепции психопатологии, нормы и изменений. Для эффективного усвоения курса студенты также должны освоить «Методы коррекционно-развивающей работы». Поддерживающим изучение данного курса является прохождение в этом же семестре таких курсов, как «Психологическая помощь» и «Психологические тренинги». Освоение дисциплины является основой для курса: «Возрастно-психологическое консультирование», изучаемого в 8 семестре. На дисциплину отведено 17 часов лекционных и 17 часов практических занятий. Форма контроля — зачет по вопросам, прилагаемым к программе. Тематический план курса.
Содержание курса Тема 1. Введение в психотерапию. Объект, предмет, цели и задачи курса «Психотерапия». Понятие психотерапии. Психотерапия как социокультурная практика, ее функции в современном мире. Медицинская и немедицинская модели психотерапии. Дифференциация понятий «психологическое консультирование», «психокоррекция», «психотерапия», критерии различения (В. Столин, Е. Соколова, М. Тутушкина, Р. Кочюнас, Ю. Алешина). Структура развитых психотерапевтических теорий. Психотерапия платная и бесплатная. Тема 2. Психодинамический подход в психотерапии. Классический психоанализ. Стадии психосексуального развития. Учение о защитных механизмах и модель психопатологии. Концепция нормы и изменений в психоанализе. Современные модификации психоаналитической психотерапии. Теория объектных отношений. Инновации Кохута и Кернберга. Организация психоаналитического процесса и основные аналитические процедуры. Интерпретация как базовый метод психодинамической психотерапии. Перенос и контр-перенос. Контрперенос как метод понимания клиента. Оценка эффективности психодинамической психотерапии. Тема 3. Бихевиоральный подход в психотерапии. Теоретические источники бихевиоральной психотерапии: теория оперантного научения Б. Скиннера, социально-когнитивное направление А. Бандуры и Дж. Роттера. Систематическая манипуляция внешними воздействиями с целью подкрепления или подавления определенных форм поведения как основной элемент методов поведенческой психотерапии. Методы индивидуальной бихевиоральной психотерапии (сенсибилизация и десенсибилизация, моделирование и эффект переноса, методика постоянных изменений, обратная связь) и супружеской психотерапии (взаимоположительное поведение, обучение навыкам коммуникации и решения проблем, супружеские договоры об изменении в поведении, «то-то за то-то», договор с независимыми обязательствами и специальными поощрениями). Оценка эффективности поведенческой психотерапии. Тема 4. Когнитивный подход в психотерапии . Концепции психопатологии, нормы и изменений в когнитивной психотерапии. Основные положения когнитивной модели эмоциональных расстройств. Дисфункциональные и деструктивные правила мышления (А. Бек), иррациональные верования (А. Эллис): «тирания долженствований», идея неполноценности, логические ошибки (произвольное умозаключение, селективное абстрагирование, поляризованное мышление, персонификация, максимизация — минимизация) как источник эмоциональных расстройств и дезадаптивного поведения. Основные принципы (заполнения пробела, проверки гипотез, конфронтации с «автоматическими мыслями», выявления базисных посылок) и техники (эмпирическая и логическая проверка гипотез «шкалирование», реатрибуция, намеренное преувеличение, оценка положительных и отрицательных последствий сохранения или изменения убеждений) когнитивной психотерапии. Оценка эффективности когнитивной психотерапии. Тема 5. Феноменологический подход. Уважение к субъективному восприятию клиентом материальной или объективной действительности, ее интерпретациям, а также переживаниям, образующим основу для его действий. Концепции психопатологии, нормы и изменений в феноменологических направлениях психотерапии (клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса, гештальт-терапии, экзистенциальной психотерапии). Неразличение между концептуализацией и опытом как источник личностных нарушений. Теория парадоксальных изменений А. Бейсера. Теория «Я-ты» отношений М. Бубера. Основные принципы (осознанности, актуальности, контекстуальности, ответственности, присутствия) и техники работы феноменологов (феноменологическое наблюдение, эмпатия, экспрессия (самораскрытие) и побуждение к самовыражению, амплификация, супрессивные техники). Оценка эффективности феноменологической психотерапии. Тема 6. Телесноориентированный подход и терапия творческим самовыражением – арт-терапия, танцевальная психотерапия. Телесная психотерапия: ориентация на физические, телесные параметры личности. Идеи телесной психотерапии и их развитие основателями подхода – В. Райхом и А. Лоуэном. Основные понятия (энергия, мышечная броня, типы характера, заземление). Основные процедуры (дыхательные практики, напряжение и расслабление тела, задержка дыхания, двигательные упражнения, физические контакты, метод Фельденкрайса). Задачи танцевальной психотерапии (углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования, усилении чувства собственного достоинства, развития социальных навыков, вступление в контакт с собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями). Основные процедуры (спонтанные движения, их анализ, чередование расслабленности и собранности и увязка с дыхательным циклом, высвобождение аффективных переживаний). Задачи арт-терапии (дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, проработать мысли и чувства, которые пациент привык подавлять, развить чувство внутреннего контроля, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах, повысить самооценку). Основные процедуры (спонтанное рисование и лепка, создание коллажей). Оценка эффективности. Тема 7. Семейная психотерапия. Направления психотерапии, рассматривающие семью как систему (школа Пало-Альто, структурная, стратегическая, трансгенерационная психотерапия). Понятие структуры семьи, функциональные и дисфункциональные семейные структуры. Жизненный цикл семьи. Понятие гомеостаза. Анализ коммуникации как основной инструмент коммуникативного подхода в терапии семьи. Понятие метакоммуникации. Анализ семейной истории как инструмент трансгенерационной психотерапии. Трансгенерационная трансмиссия. Генограмма и геносоциограмма, их диагностические и психотерапевтические возможности. Тема 8. Групповая психотерапия. Группы как инструмент психологической помощи. История групповой психотерапии. Цели и задачи терапевтической группы. Виды групп. Члены групп, их роли. Руководство группой. Нормы и правила группы. Групповой процесс: определение, понятие, этапы. Терапевтические механизмы и факторы групповой работы. Методы работы в психотерапевтической группе, процедуры, техники, практики. Терапия в группе и терапия группой (сходства и различия). Преимущества групповой формы работы и возможные ограничения Тема 9. Психотерапевтические отношения. Разнообразие представлений о терапевтических отношениях в психотерапии. Понятие «Терапевтические отношения». Психотерапевтические отношения в психоанализе. Взращивание невроза переноса как часть процесса психодинамической психотерапии. Центрированность на клиенте в терапии К Роджерса. Понятие эмпатии. Понятие диалога в гештальт-терапии и экзистенциальной психотерапии. Понятие присутствия. Взгляд на распределение ответственности вмежду клиентом и психотерапевтом в разных подходах. Директивность в психотерапии. Понятие терапевтического альянса и его роль в психотерапии. Заключение психотерапевтического контракта. Достижение профессиональной идентичности психотерапевта по И. Ю. Хамитовой (идентификация, отделение, индивидуализация и дифференциации, внутреннее единство и способность делать “хорошо” в соответствии с собственными стандартами и стандартами значимых фигур). Кризисы профессиональной идентичности психотерапевта. Супервизия в психотерапии и ее функции. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Психодинамический подход в психотерапии (2 часа). Цель занятия: дать студентам представление о психоаналитическом сеттинге – интервенциях психотерапевта, их теоретических основаниях, феноменологии клиента и терапевта, изменениях, происходящих с клиентом в процессе терапии. Задание. Проанализировать случай из психоаналитической психотерапии по предложенной схеме (Таблица 1). Схема анализа случая
Тема 2. Бихевиоральный подход в психотерапии (2 часа). Цель занятия: дать студентам представление о проведении поведенческой психотерапии – интервенциях психотерапевта, их теоретических основаниях, феноменологии клиента и терапевта, изменениях, происходящих с клиентом в процессе терапии. Задание. Проанализировать случай из поведенческой психотерапии по предложенной схеме (Таблица 1). Тема 3. Когнитивный подход в психотерапии. Цель занятия: познакомить студентов с одной из техник когнитивной психотерапии – техникой пяти колонок, аккумулирующей основные принципы данного подхода. Порядок работы. Занятие групповое. Студенты в формате групповой дискуссии обсуждают основные положения когнитивного подхода в работе с проблемными ситуациями. Затем студентам предлагается написать личную ситуацию, историю, которая имела начало, продолжение и окончание или еще продолжается и сопровождается неприятными эмоциями, отвлекающими внимание от дел. Кому-нибудь из студентов (по желанию) предлагается поработать с его эмоциогенной ситуацией в технике пяти колонок. Предложенная ситуация анализируется по следующей схеме. 1) выявляется какие элементы ситуации вызвали наиболее сильные эмоции, к которым студент постоянно возвращается, и которые мешают его деятельности; 2) какие мысли сопровождают эти переживания; 3) скрытые правила, которые лежат в основе этих «автоматических» мыслей. 4) эти правила, базисные посылки различными способами проверяются на реалистичность и функциональность; 5) им находятся более реалистичные и функциональные альтернативы. Студенты, в том числе и тот, кто представил историю, находят в ней как дезадаптивные скрытые правила, так и их адаптивные альтернативы, способы эмпирической и логической проверки гипотез и т.д. В отчет необходимо представить анализ собственной ситуации в форме таблицы.
Тема 4. Феноменологический подход Тема 5. Телесная психотерапия и терапия творческим самовыражением. На практическое занятие приглашаются специалисты по телесной психотерапии, арт-терапии или танцедвигательной психотерапии, которые проводят мастер-класс по данным видам психотерапии. Тема 5. Семейная психотерапия. Цель занятия – дать представление об анализе семейной истории методом генограммы. Порядок работы. Анализ проводится в групповой форме в несколько этапов. На первой стадии собирается информация о моделях взаимоотношений, имевших место в течение нескольких поколений в семье студента, пожелавшего участвовать в такой работе. Информация включает фактические данные о рождениях, смертях, браках, разводах, полученном образовании, здоровье, месте проживания, трудовой биографии и т.п. Информация записывается на подробной генограмме семьи. Генограмма оформляется совместно с членами небольшой (до пяти человек) группе. Члены группы задают максимально возможное количество вопросов, оформляют генограмму и определяют ключевые точки сценарного наследия. Продукт групповой работы представляется на обсуждение более широкой группе с ведущим-преподавателем. Здесь также задаются вопросы и оформляются дополнительные обобщения. Такая аналитическая практика помогает всем участникам в повышении личностной дифференцированности, способности «вычленить» себя из привычной системы отношений и увидеть их со стороны. Тема 6. Групповая психотерапия. Цель занятия – расширить представления студентов о разных видах психотерапии, в данном случае – групповой, предоставить студентам возможность активной деятельности в поиске информации в заданной области. Студенты делают доклады по избранному виду психотерапии и пишут реферат на тему «Групповая психотерапия» по заданному плану. План реферата «Групповая психотерапия»
Тема 6. Психотерапевтические отношения. Цель занятия – получения студентами собственного опыта терапевтичности отношений. В содержание занятий входят несколько упражнений и процедур, нацеленных на развитие диалогичности, присутствия, способности наблюдать феноменологию клиента и свою собственную, осознание особенностей собственной доступности и экспрессивности, как профессионально важных качеств. Получение обратной связи и наблюдение за проявлением этих качеств у других способствует расширению представлений о факторах терапевтичности отношений. Вопросы к зачету:
Основная литература 1. Павлов И. С. Психотерапия в практике. Технология психотерапевтического процесса [Электронный ресурс]: учебник/ Павлов И. С. – Электрон. текстовые дан. – М.: Академический проект, 2012. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137621 (дата обращения: 13.01.2013). 2. Погодин И. А. Психотерапия, фокусированная на диалоге [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ – Погодин И. А. – Электрон. текстовые дан. – М.: Флинта, 2010. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103819 (дата обращения: 13.01.2013). 3. Просекова, В. М.. Психология семейных отношений: учеб.пособие/ В. М. Просекова. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. - 196 с. (32 экз). 4. Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе [Электронный ресурс]: Профессиональная литература/ Старшенбаум Г. В. – Электрон. текстовые дан. – М.: Издательство института психотерапии, 2005. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=69871(дата обращения: 13.01.2013). Дополнительная литература:
|
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Г. В. Кухтерина. Основы психодиагностики. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 Педагогика, профиль подготовки... | Педагогика Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Семеновских Т. В. Социальная психология. Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 050700. 62 «Педагогика» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Семеновских Т. В. Методы коррекционно-развивающей работы психолога в образовании. Учебно-методический комплекс. Методические указания... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Направление: 050700. 62 «Педагогика» Протокол согласования рабочей программы дисциплины «сравнительная педагогика» с другими дисциплинами направления «Педагогика» по... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления... Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения направления 05. 07.... | Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» Направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика», профиль «Управление дошкольным образованием», квалификация — бакалавр | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» Направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика», профиль «Детская практическая психология», квалификация — бакалавр | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Т. А. Глухих. Основы педиатрии и гигиены: Учебно – методический комплекс для студентов специальностей 050700. 62 «Педагогика» |