Скачать 340.16 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе Волосникова Л.М. __________ _____________ 2014 г. Мониторинг образовательного процесса Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700.62 Педагогика: специализации 540607 «Начальное образование», очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Авторы работы ____________Е.Г. Белякова «9» января 2014 г. Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной педагогики, протокол № 6 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 32 стр. Зав. кафедрой___________ Емельянова И.Н. «10» января 2014 г. Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики, протокол № ______, от «____»_____________. Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК______________ Арефьева А.В. «______»_____________2014 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. отделом БПЛ_______________ Локоман Л.И. «______» ____________ 2014 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ______________Фарафонова И.Ю. «______»_____________2014 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и педагогикиКафедра общей и социальной педагогикиЕ.Г. Белякова МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700.62 «Педагогика», специализации 540607«Начальное образование», очной формы обучения Тюменский государственный университет 2014 Е.Г. Белякова. Мониторинг образовательного процесса. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700.62 «Педагогика», специализации 540607«Начальное образование», очной формы обучения. – Тюмень, 2014, 32 с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Мониторинг образовательного процесса [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: И.Н. Емельянова, д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики© Тюменский государственный университет, 2014. © Е.Г. Белякова, 2014. Оглавление
1.1. Цели дисциплины – ознакомление студентов с теоретическими основами организации к осуществления мониторинга педагогических нововведений как целостной системы непрерывного изучения, оценки и прогноза изменений состояния образовательного процесса, его субъектов или отдельных сторон, происходящих в результате инновационной или опытно-экспериментальной деятельности педагогических коллективов и овладение методикой проведения мониторинговых исследований городской образовательной системы. Основные задачи дисциплины: 1) раскрыть сущность мониторинга, его функции и принципы; 2) выделить способы сбора, обработки, анализа и интерпретации собранной информации и прогнозирования перспектив дальнейшего развития образовательного процесса под влиянием нововведений; 3) упорядочить критерии оценки эффективности нововведений и отбора адекватных методов их изучения; 4) овладеть методами организации мониторинга нововведений в образовательных учреждениях и моделирования собственного варианта решений различных аспектов этой проблемы. Общая цель ООП ВПО по направлению – воспитание и развитие качеств личности специалиста, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, объективному назначению и содержанию педагогической деятельности, то есть подготовка «педагога-профессионала», компетентного не только в узкоспециальной предметной области, но и в вопросах профессионального и социального взаимодействия и являющегося подлинным субъектом своей жизни и деятельности).
Дисциплина относится к циклу ОПД.В (Общепрофессиональные дисциплины, дисциплины и курсы по выбору). Материал курса основывается на знании основных положений общей и социальной педагогики, теории социальной работы, создает необходимую теоретическую базу для выполнения заданий на практике, в исследовательской работе по социально-педагогической, психолого-педагогической и педагогической тематике. Таблица 1 Взаимосвязь с предшествующими дисциплинами ООП
Знать: сущность мониторинга, его функций и принципов; современные ориентиры развития образования; теоретические основы организации мониторинговой деятельности; сущность инновационных процессов в образовании РФ и мира; условия определения критериев оценки эффективности нововведений и отбора адекватных методов их изучения. Уметь: анализировать тенденции современных инновационных процессов в образовании, определять перспективные направления научных исследований; давать обоснования категориально-понятийному мониторинга; использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности; адаптировать современные методы педагогического мониторинга к инновационному образовательному процессу. Владеть: современными методами сбора, обработки, анализа и интерпретации собранной информации и прогнозирования перспектив дальнейшего развития образовательного процесса пой влиянием нововведений; способами организации и содержания научно-методического сопровождения мониторинга, иметь опыт (навык) проектировать и проводить научные мониторинговые исследования в сфере образования, презентацию и апробацию их результатов. 1.Структура и трудоемкость дисциплины Семестр 7. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общее количество часов – 75, из них 18 ч. – лекции, 18ч. практическая работа, 39ч. – самостоятельная работа студента. 2.Тематический план Таблица 2
Таблица 3 Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 4 Планирование самостоятельной работы студентов
5. Содержание дисциплины Модуль 1. Теоретические основы мониторинга в образовании Тема 1.1. Место мониторинга в образовании Введение мониторинга как один из способов повышения качества управления образованием. Исторические попытки сбора информации о состоянии образования. Роль земств в становлении школьной статистики и отработке программ статистических исследований. Педология. Вклад Н.И. Иорданского в разработку научных основ организации сбора и последующего использования статистической информации о школе. Пересмотр назначения контроля в управленческой деятельности в научных трудах ученых в 80-90-е годы XX века; осмысление взаимосвязи контролирующей, аналитической, прогностической и коррекционной функций в работе со школьной статистической информацией и необходимости активного использования в образовании мониторинга. Современные государственные документы, определяющие перспективы развития образования как основания для оценки его качества Понятия: земство; школьная статистическая информация, управленческая деятельность и ее функции. Задания к семинарскому занятию:
Тема 1.2. Сущность мониторинга педагогических нововведений: назначение, задачи, объект, предмет. Функции мониторинга Соотношение понятий «изучение», «экспертиза», «наблюдение», «контроль», «диагностика», «информационное обеспечение» и «мониторинг». Понятия «педагогический мониторинг», «образовательный мониторинг», «психологический мониторинг», «мониторинг педагогических нововведений». Мониторинг педагогических нововведений как целостная система непрерывного изучения, оценки и прогноза изменений состояния образовательного процесса, его субъектов или отдельных сторон, происходящих в результате инновационной или опытно-экспериментальной деятельности педагогов. Объект и субъекты мониторинга. Предмет и цели мониторинга. Функции мониторинга педагогических нововведений и их характеристика: информационная, аналитико-оценочная, стимулирующе-мотивационная, контролирующая, прогностическая, корректирующая. Мониторинг как процесс педагогического исследования. Этапы мониторинга и их логическая последовательность. Понятия: изучение, экспертиза, наблюдение, контроль, диагностика, мониторинг; педагогический мониторинг, образовательный мониторинг, психологический мониторинг, мониторинг педагогических нововведений. Задания к семинарскому занятию: 1. Подготовьтесь к дискуссии по теме: «Мониторинг и творчество» 2. Напишите эссе в рамках проблемы: «Основные задачи мониторинга нововведений». Тема 1.3. Принципы мониторингового исследования Принципы как нормативные, исходные положения, определяющие условия организации, содержание и процесс осуществления мониторинга педагогических нововведений. Характеристика принципов целенаправленности непрерывности, целостности и разносторонности подхода к предмету мониторингового изучения, согласованности действий участников инновационной деятельности, адресности и гласности. Требования, вытекающие из принципов мониторинга педагогических нововведений. Понятия: принцип, требование, правило. Задания к семинарскому занятию:
Тема 1.4. Критерии оценки эффективности нововведений и их определение Эффективность педагогического нововведения как характеристика его результатов с точки зрения приближения реально полученных к заданным концептуальными установками и задачами инновационной деятельности. Связь критериев оценки с содержанием педагогического новшества и целями его введения в образовательную практику. Комплекс критериев оценки эффективности педагогического нововведения как гарант всесторонности охвата изучаемого педагогического эффекта. Условия выбора критериев оценки эффективности педагогического нововведения. Критерии и их конкретизация в признаках (показателях) и индикаторах. Опыт отбора критериев оценки результативности образовательных и воспитательных новшеств в различных образовательных практиках. Понятия: критерий, признак (показатель), индикатор, эффективность (результативность). Задания к семинарскому занятию:
Модуль 2. Практические основания мониторинга в образовании Тема 2.1. Методы изучения эффективности нововведений и их отбор Методы изучения эффективности нововведений и их влияние на качество результатов исследования. Связь методов с критериями оценки эффективности введения новшеств, с целями и замыслом инновационной деятельности: Требования к методам, Используемым в мониторинге. Условия и факторы, влияющие на отбор методов мониторингового, исследования, Коэффициент и объем выборки исследуемых и другие условия, обеспечивающие достоверность результатов исследования, и их учет при выборе методов мониторингового исследований. Стандартные и экспериментальные методы. Условия, модификации и разработки авторских диагностических методик и тестов. Понятия: валидный, достоверность, коэффициент выборки, объем выборки. Задание к семинарскому занятию: 1. Составьте и подготовьте к презентации сравнительную таблицу по теме: «Мониторинг образования в России и за рубежом». Тема 2.2. Организация и осуществление мониторингового исследования Обработка, обобщение и систематизация результатов исследования Разработка программы мониторингового исследования эффективности педагогического нововведения. Обеспечение благоприятных условий проведения исследования. Организация пробного («пилотажного») исследования, оценка и анализ его результатов, внесение необходимых корректив в программу мониторингового исследования. Выбор оценочных шкал и уровней оценки, способов регистрации и форм фиксирования мониторинговой информации; папка-информатор, дневник класса, диагностическая карта ученика, лист отслеживания результатов нововведений и т.п. Создание мониторинговой службы (группы), учеба и инструктирование участников мониторингового исследования. Способы систематизации результатов исследования. Ручная и машинная обработка мониторинговой информации, Математико-статистическая обработка результатов исследования. Понятия: «пилотажное» исследование, служба мониторинга, оценочные шкалы. Задания к семинарскому занятию: 1. Подберите информацию в Интернет-источниках, подготовьтесь к обсуждению в форме дискуссии темы: «Национальный проект «Образование», национальная инициатива «Наша новая школа»; и их реализация в нашем регионе». Тема 2.3. Анализ и интерпретация результатов мониторингового исследования. Прогноз и коррекция инновационной деятельности Интерпретация мониторинговой информации как объяснение, истолкование ее значения и смысла. Способы интерпретации полученных фактов: табличная, графическая, рисуночная, профильная; требования к ее содержанию и оформлению. Словесная (текстовая) интерпретация достигнутых результатов на основе их сравнения с целевыми установками инновационной деятельности и ожидаемыми результатами. Корректность интерпретации и ее обеспечение. Факторы, влияющие на качество анализа мониторинговой информации. Условия обеспечения объективности, глубины и разносторонности оценки, Перепроверка результатов исследования и ее организация. Прогнозирование возможного изменения эффективности дальнейшего использования введенных педагогических новшеств. Характер прогноза и условия обеспечения его надежности. Разработка коррекционных мер в случае неблагоприятного прогноза. Понятия: интерпретация, профильная интерпретация, прогнозирование; прогноз, коррекция. Задания к семинарскому занятию: 1. Проанализируйте содержание региональных и муниципальных программ развития образования, в части «мониторинг нововведений». 2. Подготовьте доклад с презентацией по одной из тем: «Мониторинг качества образования (обученности, воспитанности, работы педколлектива, управления, детской одаренности и т.п.)» Тема 2.4. Научно-методическое сопровождение мониторинга педагогических нововведений Научно-методическое сопровождение мониторинга введения образовательных и воспитательных новшеств как взаимодействие научных и практических работников в освоении и внедрении результатов теоретических исследований. Повышение научно-теоретической, методологической и методической подготовленности инноваторов. Содержание и формы совместной деятельности ученых и педагогов на каждом этапе мониторингового исследования - организационном, диагностическом, оценочно-прогностическом и коррекционном. Понятия: научно-методическое сопровождение, совместная деятельность, взаимодействие. Задание к семинарскому занятию: 1. Подготовьте защиту с презентацией реферата по теме: «Методы мониторинга в педагогическом исследовании».
6.1. Задания для самостоятельной работы студентов: Таблица 5
6.2. Отчет о самостоятельной работе Отчет о самостоятельной работе оформляется в виде портфолио. Содержание портфолио: 1.Словарь научных понятий (глоссарий) 2.Реферат: «Роль земств в становлении российского мониторинга в образовании». 3. Реферат: «Мониторинг и творчество». 4. Реферат: «Нац. проект «Образование», нац. инициатива «Наша новая школа» и их реализация в нашем регионе» 5. Реферат: «Методы мониторинга в магистерской диссертации» 6. Эссе «Основные задачи мониторинга нововведений»». 7. Эссе: «Проблемы мониторинга в практике работы современных образовательных учреждений» 8. Доклад: «Мониторинг качества образования (обученности, воспитанности, работы педколлектива, управления, детской одаренности и т.п.)» 9. Доклад с презентацией: «Педология: основные идеи». 10. Доклад с презентацией: «Принципы педагогического мониторинга». 11. Доклад с презентацией «Опыт подбора критериев и показателей в педагогическом исследовании» 12. Сравнительная таблица ««Принципы мониторингового исследования»». 13. Сравнительная таблица «Мониторинг образования в России и за рубежом». 14. Подборка информации из Интернет-источников, подготовка к обсуждению в форме дискуссии темы: «Национальный проект «Образование», национальная инициатива «Наша новая школа» и их реализация в нашем регионе» 15. Анализ проблематики региональных и муниципальных программ развития образования «Портфолио» является основным оценочным средством для текущего контроля успеваемости студентов (так как все СРС, входящие в отчет выполняются в течение семестра) и промежуточной аттестации (так как представляются в систематизированном виде в конце семестра). 6.3. Вопросы для итоговой аттестации (ориентировочные формулировки вопросов к экзамену) 1. Дайте определение понятий «мониторинг», «педагогический мониторинг», «мониторинг педагогических нововведений». 2. Назовите объект и субъект мониторинга педагогических нововведений. 3. Назовите и дайте характеристику функций мониторинга педагогических нововведений. 4. Охарактеризуйте принципы мониторинга педагогических нововведений, 5. Критерии оценки эффективности нововведений и требования к их определению. 6. Методы мониторингового исследования и условия их выбора. 7. Этапы организации и осуществления мониторинга и их логическая последовательность. 8. Интерпретация результатов мониторингового исследования и ее формы. 9. Научно-методическое сопровождение мониторинга педагогических нововведений. 10 Мониторинг управленческой деятельности ОУ. 11. Мониторинг воспитанности учащихся. 12.Мониторинг обученности учащихся. 13. Проблема выявления детской одаренности. 14. Проблема мониторинга здоровья школьников и педагогов. 6.4.Примерная тематика контрольных работ 1. Психолого-педагогические условия организации и осуществления мониторинга педагогических нововведений. 2. Технология мониторинга педагогических нововведений. 3. Информационно-методическое обеспечение мониторинга как условие успешности введения педагогического новшества. 4. Научно-методическое сопровождение мониторинга педагогических нововведений. 5. Мониторинг как важнейшее звено управления инновационными процессами в системе образования. 6. Исторический опыт отслеживания результатов деятельности школ в России. 7. Зарубежный опыт мониторингового изучений результатов образовательной деятельности школ. 7. Сравнительная характеристика инспектирования школы в Англии и России. 9. Опыт мониторингового сопровождения опытно-экспериментальной (инновационной) деятельности школы (гимназии, лицея). 10. Опыт мониторингового сопровождения инновационной работы учителя. 6.5. Тестовые задания для промежуточной аттестации 1. Расшифруйте содержание понятий: Мониторинг – это _____________________________________________________________ Педагогический мониторинг – это _______________________________________________ Мониторинг педагогических нововведений – это ___________________________________ 2. Выберите из предложенного списка предметы и объекты мониторинга: А) управленческая деятельность Б) образовательный процесс В) процесс становления и развития личности Г) развитие качеств, свойств Д) уровень обученности Е) воспитанность Ж) учебная мотивация З) формирование коллектива И) ключевые компетенции К) качество преподавания Л) эффективность технологий Предметы: __________________________________________________________________ Объекты: ___________________________________________________________________ 3. Выберите (подчеркните) субъекты мониторинга: Администрация ОУ, педагогический коллектив, педагог, психологическая служба, медицинская служба, педагоги-новаторы, родители, учащиеся. 4. Какой из признаков не свойственен мониторингу пед.нововведений (подчеркните): Длительность, непрерывность, системность, целенаправленность, полифункциональность, полипроцессуальность. 5. Основные ошибки при проведении мониторинга (укажите несколько): _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Основные принципы мониторингового исследования (укажите несколько): _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. На каком этапе мониторингового исследования желательна помощь ученых? ___________________________________________________________________________ 8. Расположите в логической последовательности основные шаги мониторингового исследования: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Образовательные технологии Активные технологии обучения. В связи с современными требованиями к магистру, неотъемлемой частью его профессиональной подготовки является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, подготовка магистра, компетентного в вопросах организации и проведения научных психолого-педагогических исследований, инновационной деятельности. В связи с этим, в рамках дисциплины магистрантам предлагается выполнение заданий с привлечением информации из Интернет-источников, самостоятельная разработка варианта исследовательского проекта, практическое освоение методов психолого-педагогических исследований, обработки результатов проведенных исследований. Интерактивные технологии обучения: работа в парах; работа в малых группах; работа в общей группе, которые позволяют расширить границы восприятия магистрантами психолого-педагогических явлений, обновить свой личный опыт и опыт научно-исследовательской деятельности, получить возможность взаимного оценивания, сформировать умения организации продуктивной совместной деятельности. Конкретными формами организации интерактивного обучения при освоении данной дисциплины будут: дискуссии, анализ ситуаций, разработка и экспертиза реально существующих образовательных программ, выступление с докладами и их оппонирование, подготовка портфолио и др. 3.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1. Список рекомендуемой литературы Основная литература |
О. А. Селиванова Социальные институты защиты детства Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700. 62 «Педагогика», профиля подготовки 540607 «Начальное... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика» Просекова Вера Михайловна. Психотерапия. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика», профиль... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | Т. В. Сазанова теоретические основы и технологии по естествознанию В. Сазанова. Теоретические основы и технологии по естествознанию. Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Г. В. Кухтерина. Основы психодиагностики. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 Педагогика, профиль подготовки... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Смирнова И. Р., Драчева С. О. Детская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 050700. 62 «Педагогика» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Педагогика Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | Тюменский государственный университет Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Семеновских Т. В. Социальная психология. Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине б 2 Педагогика школы для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование профиля... | ||
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Коррекция... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100. 62 – Педагогическое образование, профиль подготовки... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... |