Скачать 0.55 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе ______________ Л.М. Волосникова __________ _____________ 2013 г. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 050700.62 Педагогика, профиль подготовки 540609 Практическая психология в образовании «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы: ___________________ О.А. Мальцева « 16 »_04_ 2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии, протокол №1 от 29.08 2013 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 47 стр. Зав. кафедрой __________________________ Г.В. Кухтерина « __ » _________ 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики, протокол №1 от 17.09 2013 Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________ А.В. Арефьева «___»_______ 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. отделом БПЛ ____________ Л.И. Локоман « » ___________ 2013 г «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ____________И.Ю. Фарафонова «______»_____________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра возрастной и педагогической психологии О.А.Мальцева ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения направления 050700.62 - Педагогика профиль подготовки 540609 Практическая психология в образовании Тюменский государственный университет 2013 Мальцева О.А. "Психологическое консультирование: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания предназначены для студентов, занимающихся по учебному плану направления 050700.62 – Педагогика, профиль подготовки 540609 Практическая психология в образовании .ТюмГУ, Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. Курс ориентирован на овладение студентами знаниями и первоначальными навыками в сфере психологического консультирования, являющегося одним из основных направлений профессиональной деятельности практического психолога. Издание содержит необходимые разделы, задания для самоконтроля. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психологическое консультирование/ Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии. Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Г.В. Кухтерина, к.пс.н., доцент © ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», 2013. © Мальцева О.А., 2013. 1. Пояснительная записка Учебно-методический комплекс включает: тематический план дисциплины; тезисное изложение основного материала, задания к семинарским, практическим занятиям; списки основной и дополнительной литературы по курсу; перечень контрольных вопросов к экзамену. Настоящий курс "Психологическое консультирование" разработан на основе имеющейся отечественной и зарубежной психологической литературы. Дисциплина "Психологическое консультирование» изучается на 4 курсе в течение 7семестра. Базисом для изучения данной дисциплины служат такие предметы, как «Психология развития», «Психология человека», «Социальная психология». Требования к уровню освоения содержания дисциплины Курс ориентирован на овладение студентами знаниями и первоначальными навыками в сфере психологического консультирования, являющегося одним из основных направлений профессиональной деятельности практического психолога. Программа предполагает использование разнообразных средств активного психологического обучения для решения триединой задачи: понимания своего профессионального Я, принятия себя в профессии, управления собою в профессиональных ситуациях, и в целом, своим профессиональным развитием. Главной идеей программы курса стала концепция профессиональной идентичности, понимаемой как многомерный и интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность, который развивается в ходе профессионального обучения совместно со становлением процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации. Предполагается, что студенты должны Знать: общие закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, содержательные и организационные аспекты психологического консультирования; представление о типичных психологических трудностях, возникающих в практике консультирования, структурные компоненты психологического консультирования, этапы и фазы консультирования, техники и методы консультирования. Уметь: рефлексировать способы и результаты своих профессиональных действий; осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей идетей; решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области психологического консультирования; находить диагностический и коррекционный инструментарий, адекватный эмпирическому объекту; сопровождать деятельность педагогов и родителей по построению эффективного общения с субъектами образования. Владеть: системой понятий, раскрывающих сущность и закономерности психологического консультирования; методами диагностики развития, общения, деятельности; моделью проведения психологического консультирования; основными методами и методиками психологического консультирования. Цель и задачи дисциплины : Цель: формирование умений и навыков у будущих педагогов-психологов в области системных знаний по организации и содержанию психологического консультирования, а также развитие личностных и профессиональных качеств психолога-консультанта. Задачи: 1.Формирование адекватных представлений и получение знаний о сущности и особенностях психологического консультирования; 2. Получение сведений об истории возникновения данного направления в психологии, этапах его становления, новых направлениях и тенденциях развития; 3. Формирование представления о профессиональной этике индивидуально консультирования. 4.Дать теоретические основы о целях, задачах, структурных компонентах психологического консультирования, его этапах и методах; 5.Обеспечить тесную взаимосвязь теоретического и практического курсов обучения; 6.Способствовать формированию у студентов навыков психологического консультирования; 7.Развить и углубить навыки рефлексивного анализа консультативной беседы, что, в общем, соответствует умению анализировать структуру и параметры любой беседы вообще; 8.Научить выстраивать и анализировать консультативную беседу; Для решения этих задач основное внимание в курсе уделяется построению консультативной ситуации, организации взаимодействия в диаде «консультант - клиент», личностному, теоретическому и психотехническому самоопределению психолога-консультанта; раскрывается содержание, структура и динамика процесса консультирования, отрабатываются приемы диалогического общения, а также предлагаются к рассмотрению различные направления, методы и техники работы с клиентом, рассматриваются важнейшие теоретические положения и понятия, основные техники и процедуры психологического консультирования. В курсе затронуты универсальные принципы, этические аспекты психологического консультирования, отраженные в различных теоретических подходах. В теоретическом разделе курса предлагаются к рассмотрению различные направления и подходы в психологическом консультировании. На семинарах студенты рассматривают различные подходы, дискуссируют на темы эффективности консультативного процесса, ищут и определяют факторы, критерии и способы оценивания степени эффективности деятельности консультанта. Практические занятия направлены на развитие способности активного и эмпатического слушания, чтения вербальных и невербальных знаков, свидетельствующих о состоянии клиента, его отношении к внутренним и внешним событиям. В работе используются демонстрации психологического консультирования, предлагаются психологические упражнения, задания для обретения собственного опыта. Отводится время для тренинга некоторых микротехник внимания и воздействия. Успешная работа с тестами является критерием усвоения материала. Формы контроля:
Трудоемкость дисциплины: Общий объем курса - 92 часа, из них 18 лекционных,36 практических, 38 часов самостоятельной работы. Таблица 1 2. Тематический план изучения дисциплины (час)
|
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Г. В. Кухтерина. Основы психодиагностики. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 Педагогика, профиль подготовки... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Семеновских Т. В. Социальная психология. Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Семеновских Т. В. Методы коррекционно-развивающей работы психолога в образовании. Учебно-методический комплекс. Методические указания... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика» Просекова Вера Михайловна. Психотерапия. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика», профиль... | О. А. Селиванова Социальные институты защиты детства Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700. 62 «Педагогика», профиля подготовки 540607 «Начальное... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления... Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения направления 05. 07.... | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» Направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика», профиль «Детская практическая психология», квалификация — бакалавр | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» Направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика», профиль «Управление дошкольным образованием», квалификация — бакалавр | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | ||
Учебно-методический комплекс Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 – Специальное (дефектологическое)... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки Содержание: умк по дисциплине б в. Дв 2 Психология семьи и семейного воспитания для студентов направления подготовки 050400. 62 (44.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки Содержание: умк по дисциплине в. Од. 22 Психология детей младшего школьного возраста для студентов направления подготовки 050400.... | ||
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Логопедия (Заикание) Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Логопедия (Афазия) Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... |