Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки





НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки
страница1/8
Дата публикации21.11.2017
Размер0.84 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ



ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«тюменский государственный университет»

Филиал ТюмГУ в г. Ишиме


УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала

_____________ /Шилов С.П./
«11» ноября 2014 года


Б3.В.ОД.22 ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки

050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки Психология образования

очной формы обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от 25.09.2014

Содержание: УМК по дисциплине Б3.В.ОД.22 Психология детей младшего школьного возраста для студентов направления подготовки 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология образования, очной формы обучения.
Автор: Ветренко С. В. к.пс.н., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
Объем 43стр.

Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой

педагогики и психологии

Слизкова Е.В.

25.09.2014

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от 25.09.2014

№ 2

Председатель УМС филиала ТюмГУ в г.Ишиме

Поливаев А.Г.

11.11.2014

Согласовано

Протокол заседания УМС от 11.11.2014

№ 3

Начальник ОИБО

Гудилова Л.Б.

11.11.2014

Согласовано




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Ишиме
Кафедра педагогики и психологии

Ветренко С. В.

Б3.В.ОД.22 ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки

050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки Психология образования

очной формы обучения


Тюменский государственный университет

2014

Ветренко С. В. Психология детей младшего школьного возраста (Б3.В.ОД.22)Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология образования, очной формы обучения. Тюмень, 2014, 43 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрОП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Психология детей младшего школьного возраста Б3.В.ОД.22[электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой педагогики и психологии. Утверждено директором филиала ТюмГУ в г. Ишиме.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Слизкова Е.В., к.п.н., доцент

Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой

© Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме, 2014.

©Ветренко С.В., 2014.

Ф.И.О. автора

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Цели освоения дисциплины:

формирование общепрофессиональной компетентности бакалавра психолого-педагогического образования через становление у студентов целостного представления о фактах, закономерностях и механизмах развития психики и личности детей младшего школьного возраста для решения широкого круга профессиональных психолого-педагогических задач.

Задачи освоения дисциплины:

  • овладеть понятийным аппаратом психологии детей младшего школьного возраста, характеризующим закономерности психического развития, познавательное, эмоционально-волевое, мотивационное развитие личности, особенности общения, межличностных отношений и деятельности детей, их индивидуальные особенности;

  • сформировать представления о закономерностях психического развития в период младшего школьного возраста; о возрастных и индивидуальных особенностях развития познавательных процессов (восприятия, мышления, речи, памяти, воображения, внимания) у детей; об особенностях личностного развития и индивидуальных особенностях детей;

  • познакомить с классическими и новыми исследованиями в области психологии детей младшего школьного возраста и научить анализировать их;

  • научить применять знания о возрастных и индивидуальных особенностях развития психики и личности детей для анализа профессиональных проблемных ситуаций, связанных с особенностями психического и личностного развития детей, с организацией общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками, с построением образовательного процесса в общеобразовательном учреждении;

  • сформировать навыки применения приемов анализа психологических статей, составления конспектов, тезисов и аннотаций; подготовки сообщений по предложенным темам; составления каталога журнальных статей с аннотациями по темам и разделам курса;

  • сформировать навыки применения приемов психологического анализа художественной литературы по специально составленным к ней вопросам и заданиям; психологического анализа видеоматериалов, раскрывающих закономерности психического развития, возрастные и индивидуальные особенности развития познавательных процессов, особенности личностного развития и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.

  • сформировать навыки применения приемов организации игровой и учебной деятельности детей младшего школьного возраста;

  • способствовать формированию у студентов креативности и самостоятельности в мышлении, в учебно-профессиональной и познавательной деятельности;

развивать у студентов рефлексивные способности применительно к учебно-профессиональной и познавательной деятельности с целью их совершенствования и коррекции.
1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Психология детей младшего школьного возраста» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3). Она является составной частью (модулем) модуля 2. «Психология и педагогика развития детей».

Развитие психики ребенка младшего школьного возраста обусловлено созреванием коры больших полушарий головного мозга, развитием нервной системы и совершенствованием работы органов чувств, биологическими особенностями возраста. Следовательно, изучение студентами дисциплины «Психология детей младшего школьного возраста» опирается на сформированные общекультурные компетенции в рамках учебных курсов «Анатомия и возрастная физиология», «Основы педиатрии и гигиены»: готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4); способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9); выполняет требования гигиены, охраны труда; способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11). Для изучения дисциплины «Психология дошкольного возраста» студенты должны знать: строение и законы функционирования высшей нервной деятельности человека; особенности строения и функционирования организма человека; нормы здорового образа жизни; должны уметь: учитывать индивидуальные и возрастные особенности физиологии учащихся.

Общая и экспериментальная психология, психология развития – это фундаментальные основы развития всех отраслей и разделов современной психологии, разрабатывают методологию психологии, теории и методы исследования наиболее общих законов возникновения, развития психики человека в фило- и онтогенезе, которые конкретизируются, уточняются и используются в психологии детей младшего школьного возраста применительно к изучаемым ею возрастным этапам. Личность и психика ребенка формируются не непосредственно, а через включение в общение и совместную деятельность в малых группах, поэтому изучение психологии детей младшего школьного возраста невозможно без знания основ социальной психологии. Психология детей младшего школьного возраста изучает факты, закономерности и механизмы развития психики и личности детей в рамках нормы, поэтому при ее изучении студенты должны иметь общие представления о развитии при различных видах дизонтогенеза. Следовательно, изучение студентами дисциплины «Психология детей младшего школьного возраста» опирается на сформированные общепрофессиональные компетенции в рамках учебных курсов «Общая и экспериментальная психология», «Социальная психология», «Психология развития», «Дефектология»:способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1); готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2). Для изучения дисциплины «Психология детей младшего школьного возраста» студенты должны знать: особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; варианты развития при различных видах дизонтогенеза; структурные и динамические характеристики малой группы; должны уметь: применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников; должны владеть: методами исследований в области педагогики и психологии.

Практическая психология, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности психического и личностного развития детей, изученные и систематизированные психологией развития, предлагает конкретные методы, приемы, средства и формы профессиональной деятельности практического психолога в ее различных направлениях: психодиагностике, психокоррекции, психопрофилактике отклонений и нарушений развития, тем самым, обеспечивая полноценное и своевременное психическое и личностное развитие детей. Поэтому изучение студентами дисциплины «Психология детей младшего школьного возраста» опирается на сформированную общепрофессиональную компетенцию в рамках учебного курса «Психолого-педагогическая диагностика»: готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей (ОПК-3). Для изучения дисциплины «Психология детей младшего школьного возраста» студенты должны владеть: конкретными методиками психолого-педагогической диагностики.

Теснейшие взаимосвязи существуют между психологией и педагогикой. Определяя закономерности развития психики и личности ребенка, давая психологическую характеристику видов деятельности детей младшего школьного возраста, выясняя психологические механизмы усвоения ребенком общественного опыта в процессе научения, обучения и воспитания, раскрывая взаимосвязь воспитания и обучения и психического развития ребенка, изучая соотношение между возрастными и индивидуальными особенностями детей психология младших школьников обеспечивает поиск, разработку и обоснование новых образовательных технологий, совершенствование традиционных педагогических методов, приемов, средств и форм воспитания и обучения детей, изучаемых педагогикой. Поэтому изучение студентами дисциплины «Психология детей младшего школьного возраста» опирается на сформированную общепрофессиональную компетенцию в рамках учебного курса «Теория обучения и воспитания»: готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4). Для изучения дисциплины «Психология детей младшего школьного возраста» студенты должны знать: закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания.

Освоение дисциплины «Психология детей младшего школьного возраста»является необходимой основой для последующего и параллельного изучения дисциплин: «Психология и педагогика развития детей» (Б3 Профессиональный цикл: Б.3.Б.2), изучение дисциплины базируется на знании закономерностей психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей развития познавательных процессов, особенностей личностного развития и индивидуальных особенностей младших школьников;«Образовательные программы начальной школы» (Б3 Профессиональный цикл: Б.3.Б.2.3), изучение дисциплины базируется на знании основных особенностей игровой деятельности детей младшего школьного возраста, ее значении в психическом и личностном развитии детей, основных особенностей становления учебной деятельности, ее структуре в младшем школьном возрасте и значении в психическом и личностном развитии детей; «Методы коррекционно-развивающей работы психолога» (Б3 Профессиональный цикл: Б.3.В.16), изучение дисциплины базируется на знании возрастных и индивидуальных особенностей развития познавательных процессов, личностного развития младших школьников, особенностей общения детей младшего школьного возраста со взрослыми и сверстниками; родительско-детских взаимоотношений.

Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8



Психология и педагогика развития детей

*

*

*

*

*

*

-

-



Образовательные программы начальной школы

*

*

*

*

*

*

-

-



Методы коррекционно-развивающей работы психолога

-

-

*

*

*

*

*

*




    1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.


В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6).

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

Знать:

  • основные категории психологии младшего школьного возраста;

  • закономерности психического развития в период младшего школьного возраста;

  • возрастные и индивидуальные особенности развития познавательных процессов (восприятия, мышления, речи, памяти, воображения, внимания) у детей младшего школьного возраста;

  • особенности личностного развития и индивидуальных особенностей младших школьников;

  • основные научно-теоретические положения, достоинства, недостатки зарубежных и отечественных теорий интеллектуального и личностного развития детей младшего школьного возраста;

  • основные особенности игровой деятельности детей младшего школьного возраста; ее значение в психическом и личностном развитии детей;

  • основные особенности становления учебной деятельности, ее структуру в младшем школьном возрасте; ее значение в психическом и личностном развитии детей;

  • основные особенности становления трудовой деятельности у детей младшего школьного возраста; ее значение в психическом и личностном развитии детей;

  • особенности развития общения детей младшего школьного возраста; значение общения со взрослыми и сверстниками для психического и личностного развития детей;

  • особенности развития общения детей младшего школьного возраста со взрослыми и сверстниками;

  • особенности развития родительско-детских взаимоотношений и их значение для психического и личностного развития детей младшего школьного возраста;

  • медико-психолого-педагогические основы здорового образа жизни и безопасности образовательной среды; психолого-педагогические условия и факторы формирования здорового образа жизни и безопасной образовательной среды.


Уметь:

  • осмысленно использовать понятийный аппарат психологии детей младшего школьного возраста в учебно-профессиональной деятельности;

  • анализировать взгляды различных ученых на развитие психики и личности детей младшего школьного возраста в виде свернутых информационных таблиц;

  • представлять классификации видов познавательных процессов и специфику их развития, особенностей личностного и индивидуального развития младших школьников в виде логико-структурных схем и свернутых информационных таблиц;

  • анализировать и находить варианты разрешения профессиональных проблемных ситуаций, связанных с особенностями психического и личностного развития детей младшего школьного возраста;

  • анализировать взгляды различных ученых по проблемам индивидуального и личностного развития детей младшего школьного возраста;

  • представлять процесс интеллектуального и личностного развития детей младшего школьного возраста по каждой теории психического развития в виде логико-структурных схем и свернутых информационных таблиц;

  • анализировать и находить варианты разрешения профессиональных проблемных ситуаций, используя разные психологические концепции психологии;

  • анализировать взгляды различных ученых на становление различных видов деятельности детей от рождения до 7 лет;

  • представлять классификации видов, структур деятельности, развивающихся у детей в виде логико-структурных схем и свернутых информационных таблиц; осуществлять психологический анализ различных видов деятельности детей;

  • анализировать и находить варианты разрешения профессиональных проблемных ситуаций, связанных с особенностями становления различных видов деятельности детей;

  • анализировать взгляды различных ученых на становление общения и взаимоотношений детей младшего школьного возраста;

  • представлять классификации форм общения, видов отношений, стилей родительско-детских отношений в виде логико-структурных схем и свернутых информационных таблиц; осуществлять психологический анализ различных форм общения, видов отношений детей со взрослыми и сверстниками, стилей родительско-детских отношений;

  • анализировать и находить варианты разрешения профессиональных проблемных ситуаций, связанных с организацией общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками;

  • осознанно применять приемами формирования здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда.


Владеть:

  • приемами анализа психологических статей, составления конспектов, тезисов и аннотаций;

  • приемами подготовки сообщений по предложенным темам;

  • приемами составления каталога журнальных статей с аннотациями по темам и разделам курса;

  • приемами психологического анализа художественной литературы по специально составленным к ней вопросам и заданиям;

  • приемами психологического анализа видеоматериалов, раскрывающих закономерности психического развития; возрастные и индивидуальные особенности развития познавательных процессов; особенности личностного развития и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста;

  • приемами психологического анализа видеоматериалов, раскрывающих особенности интеллектуального и личностного развития детей младшего школьного возраста с точки зрения разных концепций психического развития детей младшего школьного возраста;

  • приемами психологического анализа художественной литературы, раскрывающей особенности интеллектуального и личностного развития детей младшего школьного возраста с точки зрения разных концепций психического развития детей младшего школьного возраста;

  • приемами психологического анализа видеоматериалов, раскрывающих особенности развития различных видов деятельности детей; приемами психологического анализа художественной литературы, раскрывающей особенности развития различных видов деятельности детей;

  • приемами организации предметной и игровой деятельности детей раннего возраста;

  • приемами подбора (в зависимости от цели и возраста) и проведения с детьми развивающих игр (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных и т.д.);

  • приемами психологического анализа видеоматериалов, раскрывающих особенности общения и взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками;

  • приемами психологического анализа художественной литературы, раскрывающей особенности общения и взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками;

  • приемами подбора (в зависимости от цели и возраста) и проведения с детьми игр и упражнений, направленных на развитие общения и взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками; приемами формирования здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда; основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.


2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 7. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц,72академических часов, 18 часов лекций, 18 часов практических занятий, аудиторных занятий – 36часов, 36часов выделенных на контактную работу с преподавателем, 36часов, выделенных на самостоятельную работу.
Таблица 2.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

7

Контактная работа:

36

36

Аудиторные занятия (всего)

36

36

В том числе:

-

-

Лекции

16

16

Практические занятия (ПЗ)

16

16

Семинары (С)

-

-

Лабораторные занятия (ЛЗ)

-

-

Иные виды работ:







Самостоятельная работа (всего):

40

40

Общая трудоемкость зач. ед.

час

2

2

72

72

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62
Трифонова И. А. Модуль «Сольное пение» дисциплины «Исполнительская подготовка». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62
Овсянникова О. А. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Н. А. Куранова. Политика доходов и заработной платы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки
Бардасов С. А. Эконометрика (продвинутый курс). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной формы...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки
Содержание: умк по дисциплине «Механика» для студентов направления подготовки 050100. 62 (44. 03. 05) Педагогическое образование...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки
Содержание: умк по дисциплине «Астрономия» для студентов направления подготовки 050100 – Педагогическое образование, профиля подготовки...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки
Содержание: умк по дисциплине б. 2 «Физика» для студентов направления подготовки Профессиональное образование (по отраслям) профиля...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки /специальности 036401. 65 «Таможенное дело»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия "
Гусакова Т. Ф. Философия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия " профиль...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Смирнова И. Р., Драчева С. О. Детская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Специальные главы геометрия для студентов направления подготовки
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм» профиль подготовки «Технология и организация...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 230401. 62 информационные системы и технологии, очной формы...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки
Содержание: умк по дисциплине в. Од. 7 Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками для студентов направления подготовки 050400....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск