Скачать 0.84 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменский государственный университет» Филиал ТюмГУ в г. Ишиме УТВЕРЖДАЮ Директор филиала _____________ /Шилов С.П./ «11» ноября 2014 года Б3.В.ОД.22 ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология образования очной формы обучения ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 25.09.2014 Содержание: УМК по дисциплине Б3.В.ОД.22 Психология детей младшего школьного возраста для студентов направления подготовки 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология образования, очной формы обучения. Автор: Ветренко С. В. к.пс.н., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Объем 43стр.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Филиал в г. Ишиме Кафедра педагогики и психологии Ветренко С. В. Б3.В.ОД.22 ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология образования очной формы обучения Тюменский государственный университет 2014 Ветренко С. В. Психология детей младшего школьного возраста (Б3.В.ОД.22)Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология образования, очной формы обучения. Тюмень, 2014, 43 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрОП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Психология детей младшего школьного возраста Б3.В.ОД.22[электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой педагогики и психологии. Утверждено директором филиала ТюмГУ в г. Ишиме. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Слизкова Е.В., к.п.н., доцент Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой © Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме, 2014. ©Ветренко С.В., 2014. Ф.И.О. автора Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:
Цели освоения дисциплины: формирование общепрофессиональной компетентности бакалавра психолого-педагогического образования через становление у студентов целостного представления о фактах, закономерностях и механизмах развития психики и личности детей младшего школьного возраста для решения широкого круга профессиональных психолого-педагогических задач. Задачи освоения дисциплины:
развивать у студентов рефлексивные способности применительно к учебно-профессиональной и познавательной деятельности с целью их совершенствования и коррекции. 1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Психология детей младшего школьного возраста» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3). Она является составной частью (модулем) модуля 2. «Психология и педагогика развития детей». Развитие психики ребенка младшего школьного возраста обусловлено созреванием коры больших полушарий головного мозга, развитием нервной системы и совершенствованием работы органов чувств, биологическими особенностями возраста. Следовательно, изучение студентами дисциплины «Психология детей младшего школьного возраста» опирается на сформированные общекультурные компетенции в рамках учебных курсов «Анатомия и возрастная физиология», «Основы педиатрии и гигиены»: готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4); способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9); выполняет требования гигиены, охраны труда; способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11). Для изучения дисциплины «Психология дошкольного возраста» студенты должны знать: строение и законы функционирования высшей нервной деятельности человека; особенности строения и функционирования организма человека; нормы здорового образа жизни; должны уметь: учитывать индивидуальные и возрастные особенности физиологии учащихся. Общая и экспериментальная психология, психология развития – это фундаментальные основы развития всех отраслей и разделов современной психологии, разрабатывают методологию психологии, теории и методы исследования наиболее общих законов возникновения, развития психики человека в фило- и онтогенезе, которые конкретизируются, уточняются и используются в психологии детей младшего школьного возраста применительно к изучаемым ею возрастным этапам. Личность и психика ребенка формируются не непосредственно, а через включение в общение и совместную деятельность в малых группах, поэтому изучение психологии детей младшего школьного возраста невозможно без знания основ социальной психологии. Психология детей младшего школьного возраста изучает факты, закономерности и механизмы развития психики и личности детей в рамках нормы, поэтому при ее изучении студенты должны иметь общие представления о развитии при различных видах дизонтогенеза. Следовательно, изучение студентами дисциплины «Психология детей младшего школьного возраста» опирается на сформированные общепрофессиональные компетенции в рамках учебных курсов «Общая и экспериментальная психология», «Социальная психология», «Психология развития», «Дефектология»:способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1); готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2). Для изучения дисциплины «Психология детей младшего школьного возраста» студенты должны знать: особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; варианты развития при различных видах дизонтогенеза; структурные и динамические характеристики малой группы; должны уметь: применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников; должны владеть: методами исследований в области педагогики и психологии. Практическая психология, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности психического и личностного развития детей, изученные и систематизированные психологией развития, предлагает конкретные методы, приемы, средства и формы профессиональной деятельности практического психолога в ее различных направлениях: психодиагностике, психокоррекции, психопрофилактике отклонений и нарушений развития, тем самым, обеспечивая полноценное и своевременное психическое и личностное развитие детей. Поэтому изучение студентами дисциплины «Психология детей младшего школьного возраста» опирается на сформированную общепрофессиональную компетенцию в рамках учебного курса «Психолого-педагогическая диагностика»: готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей (ОПК-3). Для изучения дисциплины «Психология детей младшего школьного возраста» студенты должны владеть: конкретными методиками психолого-педагогической диагностики. Теснейшие взаимосвязи существуют между психологией и педагогикой. Определяя закономерности развития психики и личности ребенка, давая психологическую характеристику видов деятельности детей младшего школьного возраста, выясняя психологические механизмы усвоения ребенком общественного опыта в процессе научения, обучения и воспитания, раскрывая взаимосвязь воспитания и обучения и психического развития ребенка, изучая соотношение между возрастными и индивидуальными особенностями детей психология младших школьников обеспечивает поиск, разработку и обоснование новых образовательных технологий, совершенствование традиционных педагогических методов, приемов, средств и форм воспитания и обучения детей, изучаемых педагогикой. Поэтому изучение студентами дисциплины «Психология детей младшего школьного возраста» опирается на сформированную общепрофессиональную компетенцию в рамках учебного курса «Теория обучения и воспитания»: готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4). Для изучения дисциплины «Психология детей младшего школьного возраста» студенты должны знать: закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания. Освоение дисциплины «Психология детей младшего школьного возраста»является необходимой основой для последующего и параллельного изучения дисциплин: «Психология и педагогика развития детей» (Б3 Профессиональный цикл: Б.3.Б.2), изучение дисциплины базируется на знании закономерностей психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей развития познавательных процессов, особенностей личностного развития и индивидуальных особенностей младших школьников;«Образовательные программы начальной школы» (Б3 Профессиональный цикл: Б.3.Б.2.3), изучение дисциплины базируется на знании основных особенностей игровой деятельности детей младшего школьного возраста, ее значении в психическом и личностном развитии детей, основных особенностей становления учебной деятельности, ее структуре в младшем школьном возрасте и значении в психическом и личностном развитии детей; «Методы коррекционно-развивающей работы психолога» (Б3 Профессиональный цикл: Б.3.В.16), изучение дисциплины базируется на знании возрастных и индивидуальных особенностей развития познавательных процессов, личностного развития младших школьников, особенностей общения детей младшего школьного возраста со взрослыми и сверстниками; родительско-детских взаимоотношений. Таблица 1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями: способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1); готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4); готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5); способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6). 1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю): Знать:
Уметь:
Владеть:
2. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 7. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц,72академических часов, 18 часов лекций, 18 часов практических занятий, аудиторных занятий – 36часов, 36часов выделенных на контактную работу с преподавателем, 36часов, выделенных на самостоятельную работу. Таблица 2.
|
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Трифонова И. А. Модуль «Сольное пение» дисциплины «Исполнительская подготовка». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Овсянникова О. А. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Н. А. Куранова. Политика доходов и заработной платы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки Бардасов С. А. Эконометрика (продвинутый курс). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной формы... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки Содержание: умк по дисциплине «Механика» для студентов направления подготовки 050100. 62 (44. 03. 05) Педагогическое образование... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки Содержание: умк по дисциплине «Астрономия» для студентов направления подготовки 050100 – Педагогическое образование, профиля подготовки... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки Содержание: умк по дисциплине б. 2 «Физика» для студентов направления подготовки Профессиональное образование (по отраслям) профиля... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки /специальности 036401. 65 «Таможенное дело» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия " Гусакова Т. Ф. Философия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия " профиль... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Смирнова И. Р., Драчева С. О. Детская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине Специальные главы геометрия для студентов направления подготовки | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм» профиль подготовки «Технология и организация... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 230401. 62 информационные системы и технологии, очной формы... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки Содержание: умк по дисциплине в. Од. 7 Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками для студентов направления подготовки 050400.... |