Психологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии





Скачать 327.02 Kb.
НазваниеПсихологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии
страница1/3
Дата публикации11.12.2014
Размер327.02 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

КИСЛЯК Юлия Федоровна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

КУРСАНТОВ МОРСКОЙ АКАДЕМИИ


19.00.07 - педагогическая психология

(психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Ростов-на-Дону

2008

Работа выполнена на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета психологии ЮФУ


Научный руководитель:


доктор философских наук, доцент

Пономарев Петр Андреевич


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, доцент

Рудакова Ирина Алексеевна
кандидат психологических наук, доцент

Дикая Людмила Александровна


Ведущая организация:



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт»


Защита состоится «03» октября 2008 года в 09.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.27 при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, ЮФУ, факультет психологии, ауд. 222.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Текст автореферата размещен 03 сентября 2008 года на сайте ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»: http://www.rsu.ru

Автореферат разослан «03» сентября 2008 года


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент Г.Н. Юшко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Формирование учебной мотивации студентов - одна из центральных проблем современной высшей школы. Эффективность учебной деятельности находится в зависимости от уровня развития мотивации. Основная проблема, на наш взгляд, в области обучения связана с демотивированностью большинства студентов, которая приводит к снижению базовых показателей их обучения.

На сегодняшний день в психологической науке достаточно основательно разработана проблематика учебной мотивации (В.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, П.М. Якобсон и др.). Ряд исследований направлен на определение понятий «учебный мотив», «мотивация учебной деятельности» (Л.И. Божович, О.С. Гребенюк, А.К. Маркова). При этом до сих в психологии и педагогике нет однозначного определения этих понятий, также как и не существует единой классификации учебных мотивов (Л.И. Божович, М.В. Матюхина, А.А. Реан, М.Г. Рогов, В. Хеннинг, В.А. Якунин).

Однако, несмотря на определенное количество фундаментальных исследований по этой проблеме, в последнее время отмечается повышенный интерес к изучению мотивации учебной деятельности студентов, что подтверждается публикациями в ведущих научных изданиях (О.В. Виштак, М.Г. Рогов, М.М. Соколова, О.А. Чаденкова, Л.Р. Яруллина и др.). Авторами выявляются основные компоненты учебной деятельности, определяются факторы, влияющие на мотивационную сферу учащихся вузов, изучается динамика мотивации учения, проводится анализ учебной мотивации студентов разных форм обучения и т.д.

При этом, большинство научных работ, посвященных проблеме учебной мотивации студентов, основаны на исследованиях проведенных либо на базе средних специальных учебных заведений и колледжей, либо на базе гражданских вузов.

Научных исследований, отражающих проблему мотивации учения студентов или курсантов высших учебных заведений «казарменного типа», практически нет, а те малочисленные работы, которые имеются, посвящены изучению мотивации учебной деятельности курсантов военных или юридических учебных заведений (И.И. Бринько, И.А. Володарская, Н.Д. Изергин, Б.В. Илькевич, К.Э. Комаров, А.С. Марков, В.В. Мелетичев).

Таким образом, интересующая нас область психолого-педагогической сферы высшей школы практически не изучена, в то время как необходимость в таких исследованиях имеется. В современном образовательном пространстве России существует достаточное количество учебных заведений, в которых учебный процесс не является единственным видом деятельности студентов и курсантов. Помимо учебной деятельности у курсантов (студентов) военных, морских, юридических учебных заведений («казарменного типа») имеется ряд служебных обязанностей, таких как: несение вахты, отбывание нарядов, обязательное построение, маршировка и т.д.

Отсюда следует, что мотивация учения в морской академии должна иметь ряд своих специфических особенностей. Их изучение и анализ представляется нам весьма актуальной задачей для высшего учебного заведения «казарменного типа», что и определило тему нашего исследования.

Цель исследования – изучение психологических особенностей учебной мотивации курсантов морской академии.

Объект исследования курсанты 1- 5 курсов морской академии, всего 959 человек.

Предмет исследования: учебная мотивация курсантов.

Сформулированные цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач.

Теоретические задачи:

1. Провести теоретический анализ особенностей учебной мотивации взрослых и ее места в общей структуре мотивации человека.

2. Изучить основные подходы к пониманию сущности учебной мотивации студентов и детерминации этой сферы, существующие в отечественной и зарубежной психологии.

3. На основе анализа литературы выделить специфику учебной мотивации студентов вузов казарменного типа.

Методические задачи:

1. Подобрать методики изучения учебной мотивации, адекватные параметрам, выделенным на основе теоретического анализа.

2. Создать электронный вариант исследовательских методик с целью оптимизации сбора эмпирических данных.

3. Разработать программу мотивационного тренинга, направленного на изменение учебной мотивации курсантов морской академии.

Эмпирические задачи:

1. Выявить особенности учебной мотивации курсантов морской академии, обучающихся по различным формам и на различных специальностях.

2. Провести сравнительный анализ особенностей учебной мотивации курсантов морской академии, обучающихся по различным формам и на различных специальностях.

3. Разработать и апробировать мотивационный тренинг, направленный на изменение учебной мотивации курсантов морской академии.

4. Определить возможные пути и разработать практические рекомендации по развитию мотивации учебной деятельности курсантов морской академии.

5. Подготовить научно-методические и психологические рекомендации по формированию у курсантов внутренней потребности к познанию.

Гипотезы исследования состояли в следующем:

1. Учебная мотивация курсантов имеет свою специфику, обусловленную особенностями учебного заведения (казарменного типа).

2. На особенности учебной мотивации курсантов морских вузов оказывает влияние форма обучения (очная или заочная), (бюджетная или коммерческая) и специальность (гуманитарная или техническая).

3. В условиях обучения в морской академии происходит деформация ценностно-смысловой сферы и ее мотивационной составляющей.

4. Направленная трансформация учебной мотивации курсантов морской академии возможна в условиях мотивационного тренинга.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования являются: общетеоретические положения концепций мотивационной сферы личности (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Х. Хекхаузен); мотивационное обеспечение образовательного процесса (В.Г. Асеев, В. Г Леонтьев, А.К. Маркова); структура и динамика мотивации учебной деятельности студентов (С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон); формирование мотивации учения в единстве компонентов учебной деятельности, таких как: цели, эмоции, потребности, ценностные ориентации, интересы (В.Г. Асеев, А.С. Арсеньев, Л.И. Божович, А.К. Дусавицкий, Л.Н. Леонтьев, А. К. Маркова, В.Н. Мясищев, В.В. Репкин, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Славина, О.К. Тихомирова, Г.И. Щукина, У. Макдауголл, P.T. Young, D. Berlyne); мотивы поступления в вуз и учения студентов (В. Апельт, О.А. Арестова, Р.Р. Бибрих, Л.И. Божович, И.А. Васильев, Г.П. Давидюк, Е.П. Ильин, Г.А. Мухина, А.Н. Печникова, А.А. Реан, Г. Розенфельд, М.Г. Рогов, В. Хеннинг, В.А. Якунин); структурные компоненты мотивации учебной деятельности курсантов и студентов учебных заведений «закрытого типа» (И.И. Бринько, А.М. Васильков, И.А. Володарская, Б.И. Додонов, С.С. Иванов, Б.В. Илькевич, К.Э. Комаров, В.В. Мелетичев, И.Ю. Нашкин, В.А. Поломаренко, А.А. Файзулаев).

В исследовании использовались следующие диагностические методики:

1. «Метод прямого ранжирования» Г.В. Икрина.

2. Методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И.Ильиной.

3. Методика «Изучение мотивации учения» W. Hennig

4. Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.А. Реана и В.А. Якунина.

5. «Опросник выявления структуры мотивации учебной деятельности» И.А. Бринько.

Экспериментальная база исследования:

В исследовании принимали участие курсанты 1-5 курсов морской государственной академии имени адмирала Ф.Ф. Ушакова г. Новороссийска. Общее количество испытуемых составило 959 человек.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась тщательной методологической проработкой понятия «учебная мотивация», всесторонним анализом проблемы; использованием комплекса надежных и валидных методик, адекватных целям и задачам исследования; корректным применением методов математической статистики.

Статистическая обработка полученных результатов производилась с использованием пакета Statistica ver. 6.0.

Для определения значимости различий учебных мотивов курсантов в зависимости от курса был проведен однофакторный дисперсионный анализ при уровне значимости р<0,05.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. В работе впервые выявлены и изучены специфические особенности учебной мотивации курсантов морской академии.

2. Впервые проведен сравнительный анализ психологических особенностей учебной мотивации курсантов морской специальности, обучающихся на различных формах (очной или заочной), (бюджетной или коммерческой), и специальностях обучения (гуманитарной или технической).

3. Обнаружены существенные отличия учебной мотивации курсантов морской специфики от учебной мотивации студентов гражданских вузов.

Практическая значимость исследования работы состоит в том, что она вносит вклад в разработку подходов к управлению учеб­но-познавательной деятельностью курсантов морских специальностей. Полученные данные позволяют более эффективно воздействовать на процесс обучения курсантов и могут быть ис­пользованы для дальнейшего изучения проблем морского военного образования. Разработан и апробирован мотивационный тренинг, направленный на изменение учебной мотивации курсантов морской академии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Условия обучения в учебном заведении казарменного типа характеризуются рядом особенностей, существенно отличающихся от условий обучения в гражданском вузе.

К таким особенностям относятся:

- жесткая регламентация учебно-воспитательного процесса;

- высокий престиж учебного заведения «казарменного типа»;

- высокий уровень государственного патернализма по отношению к курсантам морской академии (полное материально-техническое обеспечение жизнедеятельности курсантов: питание, обмундирование, проживание);

- высокий уровень семейной преемственности при выборе профессии.

Указанные аспекты способствуют формированию высокого уровня внешней мотивации обучения у курсантов морской академии.

2. Независимо от формы (очной или заочной, бюджетной или коммерческой) и специальности (гуманитарной или технической) внешняя мотивация учения курсантов носит доминирующий характер.

Необходимо отметить, что у курсантов очной и заочной формы обучения происходит неравномерное изменение уровня внутренней мотивации в течение всех лет обучения. У курсантов заочной формы обучения происходит постепенное повышение уровня внутренних мотивов, а у курсантов очной формы обучения к концу обучения происходит снижение уровня внутренней мотивации.

У курсантов коммерческой формы обучения на 5 курсе в число приоритетных мотивов входит внутренний познавательный мотив, в то время как у курсантов бюджетной формы обучения среди доминирующих внешних мотивов преобладает мотив материальной выгоды.

У курсантов технической специальности уровень внутренней мотивации учения существенно выше, чем у курсантов гуманитарной специальности.

3. Жесткая регламентация учебно-воспитательного процесса приводит к деформации ценностно-смысловой сферы курсантов морской государственной академии в виде «мотивационного кризиса», который отмечается после 2 курса. Эти данные требуют создания специальных условий для направленной трансформации мотивационной сферы курсантов.

4. Учебная мотивация курсантов является сложным динамическим образованием и ее направленная трансформация возможна в условиях специально организованного мотивационного тренинга.

Апробация работы: Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии ЮФУ (г. Ростов-на-Дону), заседании кафедры Истории и Философии Морской государственной академии имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (г. Новороссийск).

Основные положения и результаты диссертационной работы были представлены на научно-практических конференциях:

- «Культура. Цивилизация. Личность» – г. Краснодар, апрель 2004 год;

- Конференции молодых ученых Ростовского государственного педагогического университета Института педагогики и психологии «Человек в меняющемся мире: пути конструктивного развития» – г. Ростов-на-Дону, февраль 2005 год;

- IV региональной научно-технической конференции «Проблемы безопасности морского судоходства, технической и коммерческой эксплуатации морского транспорта» – г. Новороссийск, МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 19- 21 сентября 2005 года;

- XXXIII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа – г. Краснодар, март 2006 год;

- VII научно-методической конференции «Наука и знание» – г. Новороссийск, НФ МГЭИ, апрель 2006 год;

- V региональной научно-технической конференции «Проблемы безопасности морского судоходства, технической и коммерческой эксплуатации морского транспорта» – г. Новороссийск. МГА им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, 21-23 сентября 2006 года;

- IV Всероссийском съезде Российского психологического общества – Ростов-на-Дону, 17-21 сентября 2007 года;

- V международной научно-практической конференции «Семиотика культуры и искусства» - г. Краснодар, 2-6 ноября 2007 года.

Материалы и результаты диссертационного исследования использовались для совершенствования процесса профессионального обучения курсантов морской академии, в тренинговой работе, направленной на повышение уровня мотивации учения, внедрялись в работу сюрвеерских, экспедиционных и гражданских компаний города, способствовали внесению изменений в должностную инструкцию курсантов во время плавпрактики на судах международных морских компаний.

Публикации: По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ, общим объемом 2,93 п.л., в том числе 2 в журнале по перечню ВАК Минобрнауки РФ.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии iconПрограммы морского обучения и подготовки Морской академии стран Азии...
Профессор Анжелика М. Байлон, к н., директор отдела Морской академии стран Азии и Тихого океана по исследованиям и руководитель службы...
Психологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии iconПереводческий факультет Кафедра военной подготовки реферат
...
Психологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии iconВлияние спорта на психологические особенности мужчин и женщин
На основе проведенных исследований отмечается, что занятия спортом способствуют изменению личности, как мужчин, так и женщин. В наибольшей...
Психологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Информационные технологии в развитии учебной мотивации» в современных условиях с учетом информатизации общества, падения учебной...
Психологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии iconИндивидуально-психологические особенности личности больных хроническим...
Специальность: 19. 00. 01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» (психологические науки)
Психологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии iconТема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии»
Поэтому в школе вопросу повышения эффективности урока и формированию учебной мотивации школьников должно уделяться особое внимание,...
Психологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии iconОбъекты морской техники
«Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры»
Психологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В данном классе мы изучаем язык третий год. У учащихся средние и ниже среднего способности, слуховая память развита больше, чем зрительная....
Психологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии icon«Новые формы и методы повышения учебной мотивации обучающихся основной школы» Цель педсовета
Способствовать осознанию учителями педагогической проблемы формирования мотивации учения как важнейшей из определяющих результативность...
Психологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии iconОсобенности мотивации учения учащихся подросткового возраста
Желанием разобраться в причинах этого явления и продиктованы проведенные исследования. В статье рассматривается значение мотивации,...
Психологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии iconПлан мероприятий по подготовке программы к государственной аккредитации;...
Гак по специальностям академии в 2009/2010 учебном году, признал работу гак в 2009/2010 учебном году удовлетворительной, поручил...
Психологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии iconРеферат по психологии
Iii. Психологические особенности подростков с разными темпами пубертата. 24
Психологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии iconРеферат по психологии
Iii. Психологические особенности подростков с разными темпами пубертата. 26
Психологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подробный поэлементный анализ учебной мотивации (т е качественную характеристику всех показателей мотивации) считаем целесообразным...
Психологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии iconНаименование курсов повышения квалификации
Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста
Психологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии iconФизиологические и психологические особенности подростка
Цель: Познакомить родителей с физиологическими и психологическими особенностями подросткового периода


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск