20% пришлось на подростковый и юношеский возраст





Название20% пришлось на подростковый и юношеский возраст
Дата публикации07.01.2015
Размер121 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Перегрёбинская СОШ №1»


Профилактика суицидального поведения подростков

Круглый стол для родителей подростков


Подготовил: педагог-психолог Калиниченко Е.Д.

с. Перегрёбное, 2010 год

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной социально-психологической проблемой. В большинстве стран мира самоубийства находятся среди первых десяти причин преждевременной смерти. В мире по данным Всемирной Организации Здравоохранения (Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2001), нанесение себе травм, включая самоубийства, привели в 2000 г. к 814 000 смертельных исходов, из них около 20% пришлось на подростковый и юношеский возраст (для сравнения, в автокатастрофах гибнет ежегодно около 840 тысяч человек). Мировой уровень завершенных суицидов составил 16 случаев на 100 тысяч населения в год.

Особую тревогу в последние десятилетия вызывает рост самоубийств среди подростков и юношей. Ежедневно более 1000 молодых людей пытаются совершить суицид. По данным регионального бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте 15—24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2—3-м месте (Holinger etal., 1981). В начале XX века Россия находилась на последнем месте среди европейских стран по уровню самоубийств (около 3 случаев на 100 тыс. жителей). Сейчас же Россия занимает одно из первых мест по уровню самоубийств, в том числе среди детей. В России за последнее десятилетие частота суицидов среди подростков также выросла в три раза. Число детей и младших подростков до 15 лет, которые ежегодно погибали от суицида, увеличилось от 40 в 1950 году до 300 в 1985 году.

По данным Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, а также Российского статистического агентства, десятки тысяч детей умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. Только за 1998 год в России от неестественных причин ушли из жизни 20,6 тыс. детей и подростков, а за последние 5 лет их число составило около 112 тыс.

Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждений, школах, детских дошкольных интернатах. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается, прежде всего, на детях как наименее защищенной части населения. Их проблемам переживания стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в школе. Приведенные выше статистические данные свидетельствуют об актуальности данной проблемы для Российской Федерации. Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра к сожалению не являться исключением, также сталкиваться с проблемой суицидального поведения среди детей и подростков.

Основные концепции, объясняющие суицидальное поведение.

Э. Дюркгейм в фундаментальном исследовании «Самоубийство» (1897) утверждал, что самоубийство, которое долгое время считалось чисто личностным феноменом, следует объяснять, учитывая внешние обстоятельства, прежде всего социальные особенности общества. А. Адлер полагал, что человек испытывает чувство неполноценности, в течение всей жизни находится в поиске преодоления комплекса неполноценности. Однако этот поиск может натолкнуться на значительные препятствия, что приводит к кризисной ситуации, в которой он исследовал глубинные мотивы суицидов и выделил три составные части суицидального поведения: желание убить, желание быть убитым, желание умереть.

Понятия, формы и виды суицидального поведения:

  • Самоубийство (суицид) – это осознанное лишение человеком себя жизни.

  • Суицидальное поведение — понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления (парасуициды).

  • Суицидальные тен­денции — более общее понятие, которое включает как суици­дальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству.

  • Суици­дальная попытка обозначает попытку нанести повреждение самому себе или совершить самоубийство, не закончившую­ся летальным исходом.

  • Завершенный суицид - смерть от нанесенных самому себе повреждений.

Виды суицидального поведения

  1. Демонстративно-шантажное суицидальное поведение предпо­лагает своей целью не лишение себя жизни, а демонстрацию субъектом этого намерения для привлечения внимания окру­жающих.

  2. Самоповреждающее (парасуицидальное) поведение характеризуется нанесением самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения.

  3. Истинное суицидальное поведе­ние характеризуется последовательной реализацией обдуман­ного плана лишения себя жизни.

Факторы и мотивы, влияющие на суицидальное поведение

Факторов внутренней и внешней среды, повышающих вероятность суицидального поведения, достаточно много. С определенной долей условности известные к настоящему времени факторы суицидального риска можно разделить на: 1) социально-демографические, 2) природные, 3) медицинские и 4) индивидуально-психологические.

1). К социально-демографическим факторам относят: пол, возраст, место жительства; семейные факторы: ранние утраты, развод, хроническая конфликтно-деструктивная атмосфера в семье, семейная история суицидов; общественно-профессиональное положение, образование; социально-экономические ситуация.

2). Природные факторы: время года, дни недели, время суток, изменения в атмосфере и т.д.

3).Медицинские факторы суицидального риска: острые и хронические соматические заболевания, прогрессирующие болезни (рак, рассеянный склероз высокий риск суицида имеется у больных СПИДом (по данным Е.С. Белозерова, Е.И.Змушко (2003), риск самоубийства возрастает в 7 раз), органические и психические патологии, алкоголизм и наркомания, эмоциональные расстройства, депрессии.

4). Индивидуально-психологические факторы суицидального риска: предшествующая попытка суицида, дисгармоничность личности, морально-этические нормы личности, психологическая неустойчивость (гнев, обида, раздражение и др.), неспособность к рациональному разрешению конфликтов, резкие изменения жизненного стереотипа, привычного уклада жизни, отрыв от прежних традиционных культурных ценностей.

Исследователи, указывая, что уровень суицидального поведения выше в определенных семьях, предполагают, что генетические и социальные факторы играют определенную роль в повышенном риске суицида. Среди одной общины баптистов в Пенсильвании, почти три четвертых всех суицидов, которые произошли за 100 лет, случились только в четырех семьях. Если один из близнецов совершил попытку суицида, то у второго риск самоубийства резко повышается. Этот факт также указывает на генетическое влияние при повышенном риске суицида.

Выделяют следующие поведенческие индикаторы суицидального риска (цит. по Г.В. Старшенбауму, 2005):

-злоупотребление психоактивными веществами;(прежде всего алкоголем)

-реакции ухода (уход из дома и т. п.);

-самоизоляция от других людей и жизни;

-резкое снижение повседневной активности;

-изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;

-предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;

-частое прослушивание траурной или печальной музыки;

-«приведение дел в порядок» (оформление завещания, урегулирование конфликтов, письма к родственникам, дарение ценных личных вещей «на память»).

Чрезвычайно важным фактором, к сожалению, относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. Так в ответ на сообщения в СМИ к 1999 году о самоубийстве Игоря Сорина, лидера молодежной поп-группы «Иванушки интернешнл», несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира.

Мотивация суицидального поведения (В. А. Тихоненко):

1.Суицидальные реакции по типу «призыва» («крик о помощи»). К данной группе относят случаи, когда индивид совершает суицидальную попытку, руководствуясь целью привлечь вни­мание окружающих, получить от них помощь и поддержку.

2.Суицидальные реакции по типу «протеста». К этой группе относят случаи, когда человек, испытывая возникшие на фоне конфликтной ситуации чувства гнева, ярости, обиды, совер­шает самоповреждающие действия с тем, чтобы выразить свой протест против происходящего.

3.Суицидальные реакции по типу «избегания». К данной группе относят случаи, когда человек, находясь в какой-либо трудной, психотравмирующей жизненной ситуации, совершает акт суицида под влиянием переживаний безыс­ходности, беспомощности, тщетности всех усилий по ис­правлению создавшегося положения (избегание ситуации).

4.Суицидальные реакции по типу «самонаказания». Данная группа включает случаи, когда человек совершает суицид под влиянием интенсивных переживаний стыда, вины, чувства ненависти к себе.

5.Суицидальные реакции по типу «отказа». Данная группа включает случаи, когда человек совершает суицид, руковод­ствуясь стремлением умереть, прекратить свое существование. Обычно эти случаи связаны с потерей смысла существования.

А. Е. Личко (1974) к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит:

  • потерю любимого человека;

  • состояние переутомления;

  • уязвленное чувство собственного достоинства;

  • разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков;

  • отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;

  • различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.

Д. Д. Федотов и соавт. (1978) отмечают, что суицидальные попытки и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем.

Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе

Давний миф о том, что «говорящие о самоубийстве никогда не совершают его», как доказала практика, является не только ложным, но и опас­ным. Напротив, многие кончающие с собой люди говорят об этом, раскрывая свои будущие намерения. Вначале угроза является бессознательным или полуосознанным призывом о помощи и вмешательстве. Если не находится нико­го действительно заинтересованного помочь, то позднее человек может наме­тить время и выбрать способ самоубийства. Некоторые суициденты ясно и прямо говорят о своих намерениях: «Я не могу этого выдержать. Я не хочу больше жить. Я хочу покончить с собой». Часто высказывания являются скрытыми и замаскированными: «Вы не долж­ны беспокоиться обо мне. Я не хочу создавать вам проблемы», «Я хочу уснуть и никогда не проснуться», «Скоро, очень скоро, эта боль будет уже позади», «Они очень пожалеют, когда я их покину», «Мне бы хотелось знать, где отец прячет ружье». Принимают ли эти опасные высказывания форму открытых за­явлений или искусных намеков — в любом случае они не должны игнори­роваться.

Иногда индикаторы суицида могут быть невербальными. Приготовление к самоубийству зависит от особенностей личности и внешних обстоятельств. Оно состоит в том, что называется «приведением дел в порядок». Для одного человека это означает оформление завещания или пересмотр цен­ных бумаг. Для другого — длинные запоздалые письма или улаживание кон­фликтов с родными и близкими. Подросток принимается сентиментально раз­даривать ценные личные вещи или расстается с предметами увлечений. За­вершающие приготовления могут делаться достаточно быстро, после чего мгновенно следует суицид. Решение покончить с собой редко бывает мгновенным. Как правило, в предшествующие самоубийству человека дни и часы можно догадаться о том, что с ним происходит, имеются предупредительные признаки. Самые убедительные и тревожные признаки выражаются в словесной форме: «Я так больше не могу», «Мне теперь всё равно» или даже «Я думаю о том, чтобы покончить со всем этим». Такие замечания следует всегда прини­мать всерьёз.

Особенности проявлений суицидального поведения в детском и подростковом возрасте.

Суици­дальное поведение в подростковом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе - шантажа. Лишь у 10% подростков имеется истинное желание покончить с собой (поку­шение на самоубийство), в 90% - это крик о помощи. В подростковом возрасте чаще всего речь идет не о «покушении на самоубийство», а лишь о применении «суицидальной техники» для достижения той или иной первичной (несуицидальной) цели. Исследования личностных особенностей подростков с суицидальным поведением, показали, что для большинства из них характерна импульсивность, проявляющаяся в неспособности подростка сколько-нибудь продолжительное время обдумывать принятые решения, предусмотреть последствия совершаемого поступка и смоделировать свое поведение таким образом, чтобы не пострадали самолюбие и собственные интересы. Изменение настроения у таких подростков обычно зависело от мимолетных и незначительных впечатлений, а в конфликтной ситуации у них легко возникало состояние растерянности с элементами тревоги, вегетативными нарушениями (тахикардия, гипергидроз, яркая игра вазомоторов лица, сухость во рту и т. п.). Большинство подростков, совершивших суицидальные действия, отличались повышенной внушаемостью, которая проявлялась в выраженной способности к сопереживанию и сочувствию, переносу встречающихся в литературе и кино коллизий на себя, быстром «вживании» в образ, в возможности испытывать в этих несуществующих ситуациях истинные эмоциональные потрясения, а также в некоторой несамостоятельности мышления, зависимости от мнения окружающих, стремлении строить свое поведение по образу и подобию героев книг, кинофильмов и т. п.

Возрастные аспекты проблемы саморазрушающего поведения

А.Е. Личко и Ю.В. Попов (1990) выделяют следующие типы саморазрушающего поведения у подростков:

К первому типу относятся: суицидные попытки и действия; стремление к рискованным видам спорта; участие в опасных авантюрах, драках, преступлениях; выбор опасных профессий. В большинстве случаев основной мотивацией этого типа является самоутверждение, намерение преодолеть максимальные трудности и выйти из них победителем. Суицидальные действия у подростков чаще бывают демонстративными и являются реакцией на непризнание своей особой исключительности.

Второй тип саморазрушающего поведения заключается в нанесении себе физического вреда и непосредственной угрозы жизни не представляет. Диапазон – от самоповреждений до нездорового образа жизни. В подростковом возрасте наиболее актуально аддиктивное поведение (ранняя алкоголизация, злоупотребление наркотиками и другими дурманящими веществами до развития психической и физической зависимости).

Третий тип – поведение, наносящее ущерб нравственному, духовному развитию – это делинквентность и сексуальная распущенность. Непосредственной угрозы для жизни это не представляет. Вместе с тем, делинквентность чаще связана с агрессией во вне, а не с аутоагрессией. Частая причина делинквентности – множество плохих поведенческих моделей, которые видит подросток.

Ю.Р. Вагин (2003) выделяет девять основных «противосуицидальных защитных мотивационных комплексов»:

1. Страх смерти, как один из основных факторов, блокирующих суицидальную активность.

2. Религиозные мотивы могут быть существенным фактором не только у религиозных людей, т.к. самоубийство как грех воспринимают и лица, отрицающие у себя какие-либо религиозные убеждения.

3. Этические мотивы, которые отражают внутреннюю психологическую неприемлемость самоубийства из-за нежелания делать больно родным и близким. Данный фактор приобретает особую значимость в зрелом возрасте.

4. Моральные мотивы отражают представление о самоубийстве как о слабости и трусости, «позорном бегстве», а также нежелание оставить о себе «плохую память».

5. Эстетические мотивы отражают восприятие самоубийства как некрасивого, способность человека представить свое тело после самоубийства, невозможность воспользоваться тем или иным способом самоубийства по эстетическим соображениям.

6. Нарциссические мотивы отражают любовь и жалость к себе, нежелание умереть, не закончив все дела, представление о том, что многое еще можно в жизни сделать и пережить. На фоне тенденции к саморазрушению практически всегда имеется призыв о помощи.

7. Мотивы когнитивной надежды отражают уверенность в том, что что-то можно сделать, что даже если сам не видишь выхода, то его знает кто-то другой. С этой антисуицидаьной мотивацией связано прямое или косвенное информирование окружающих о предстоящем акте самоубийства.

8. Мотивы временной инфляции отражают желание выждать какое-то время перед актом самоубийства.

9. Мотивы финальной неопределенности отражают неуверенность в возможности до конца себя убить, опасение, что если выживешь, то на всю жизнь останешься инвалидом и т.д.

Следует учитывать, что все эти факторы формируются годами, если не десятилетиями, поэтому в детском и подростковом возрасте антисуицидальный барьер еще не сформирован.

Общие рекомендации по профилактике суицида

Главный смысл превентивных мер состоит в том, чтобы убедить общество, что суицидальное поведение преходяще и доступно разрешению. Интервенция представляет собой процесс вмешательства в текущий суицид для предотвращения акта саморазрушения и оказания эмоциональной поддержки отчаявшемуся человеку. Главная задача интервенции - удержать человека в живых.

Превентивной мерой является ограничение доступа предполагаемых суицидентов к средствам, с помощью которых можно легко убить себя. Такие методы, как барьер, который не позволяет людям легко спрыгнуть с моста, а также ограничение доступа к огнестрельному оружию, доказали свою эффективность в снижении уровня суицидов в обществе. Такие методы позволяют создать препятствия на пути немедленного суицида, вследствие чего суицидальные мысли могут измениться и решимость совершить суицид исчезнет. Препятствия также позволяют в некоторых случаях случайному спасателю физически вмешаться и предотвратить суицид. В осуществлении образовательных задач школы должен быть дифференцированный, гуманистический, индивидуальный подход. Случаи противоправных действий по отношению к детям должны быть своевременно проанализированы и отреагированы коллективом. Необхо­димо повысить роль воспитательной функции школы, с акцентированием внимания на вне­классные мероприятиях, с поиском новых форм организации свободного времени.

Список используемой литературы:

  1. Ефремов В. С. Е92 Основы суицидологии. - СПб.: «Издательство «Диалект», 2004. - 480 с.

  2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288с.

  3. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 2001.

  4. Пурич-Пейакович Йу., Дуньич Душан Й. Самоубийство подростков: Пер. с сербск. — М.: Меди­цина, 2000. - 168 с.

  5. Психология суицида: Методические рекомендации. Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2007. 51 с.

  6. Степанов И. А. Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. http://centercep.ru/content/view/149/

  7. Письмо Минобразования России от 26.01.2000 №22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» http://www.websib.ru/education/psycho/letter7.htm

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

20% пришлось на подростковый и юношеский возраст iconПсихолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков
Охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс...
20% пришлось на подростковый и юношеский возраст iconПрограмма рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот...
Народное искусство составляет основную часть декоративно-прикладного искусства Россию. По разнообразию материалов, цветовой окраски...
20% пришлось на подростковый и юношеский возраст iconПодростковый возраст (10-15 лет) период бурного роста и развития...
Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности...
20% пришлось на подростковый и юношеский возраст iconЯвляется подросток (подростковый возраст). Предметом исследования
Отрочество как этап жизни и некоторые психолго-педагогические характеристики переходного возраста. 8
20% пришлось на подростковый и юношеский возраст iconОсобенности подросткового возраста
Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Подростковым принято считать период от 11-12 до 15-16...
20% пришлось на подростковый и юношеский возраст iconНавыки здорового образа жизни здоровый образ жизни и его составляющие
Подростковый возраст является одним из ответственных этапов психического развития человека, становления его личности
20% пришлось на подростковый и юношеский возраст iconПлан Особенности современных подростков. Рекомендации по организации...
Кривцова, С. В. Подросток на перекрестке эпох / С. В. Кривцова. — М. Генезис, 2000. 280 с
20% пришлось на подростковый и юношеский возраст iconОсобенности режима дня подростка
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) время бурного и во многом противоречивого развития. В это время происходят значительные изменения...
20% пришлось на подростковый и юношеский возраст iconКурсовая работа по возрастной психологии
Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания...
20% пришлось на подростковый и юношеский возраст iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подростковый возраст – чуть ли не самый активный период жизни человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил,...
20% пришлось на подростковый и юношеский возраст iconПодростковый возраст является сложным не только для самих ребят....
«дисфункциональных семьях», к которым, к сожалению, относятся большинство современных российских семей. Трудное выживание в условиях...
20% пришлось на подростковый и юношеский возраст iconВикторина проводится гоу дод «Детско-юношеский центр «Школа традиционной народной культуры»
«Детско-юношеский центр «Школа традиционной народной культуры» с целью организации деятельности обучающихся младших классов по изучению...
20% пришлось на подростковый и юношеский возраст iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 12 Развитие...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 12 Развитие подростка и подростковый кризис
20% пришлось на подростковый и юношеский возраст iconПоложение традиционный Летний детско-юношеский лагерь Западно-Российской...
Традиционный Летний детско-юношеский лагерь зрокк проводится в соответствии с календарным планом Западно-Российской Организации Киокушинкай...
20% пришлось на подростковый и юношеский возраст iconДополнительного образования детей «детско-юношеский центр» павлоградского...
Дополнительного образования детей «детско-юношеский центр» павлоградского муниципального района омской области
20% пришлось на подростковый и юношеский возраст iconПодростковый суицид
Учебный эксперимент при изучении кислород- и азотсодержащих органических соединений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск