Отчет о результатах самообследования деятельности кафедры социальной психологии





НазваниеОтчет о результатах самообследования деятельности кафедры социальной психологии
страница1/5
Дата публикации15.01.2015
Размер0.61 Mb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Психология > Отчет
  1   2   3   4   5


«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий кафедрой

Социальной психологии

Шилова Т.А.

__________________

(подпись)





«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ИПССО
Романова Е.С.

Отчет о результатах самообследования деятельности кафедры

социальной психологии
Института психологии, социологии и социальных отношений

Московского городского педагогического университета

I. Система управления и содержание деятельности кафедры
Непосредственное руководство кафедрой осуществляется заведующей кафедрой доктором психологических наук, профессором Т.А. Шиловой. Имеются заместитель заведующей кафедрой по научной работе – кандидат психологических наук, доцент Е.А. Пономарева и заместитель заведующего кафедрой по учебной работе кандидат психологических наук, доцент Л.В. Макшанцева.

Основным содержанием деятельности кафедры является учебно-методическая, организационно-методическая и научная работа.

Учебно-методическая работа на кафедре социальной психологии за отчетный период выполнялась в полном соответствии с Программой профессиональной подготовки по психологическим специальностям и направлениям. Наряду с этим осуществлялось преподавание дисциплин психолого-педагогического блока на факультетах Университета.

Преподаватели кафедры социальной психологии проводят обучение по дисциплинам общепрофессионального цикла на факультетах университета с учетом специфики специальности (естественно-научного или гуманитарного профиля):

Социальная психология.

Психология менеджмента.

Психология труда.

Основы профориентации.

Основы профориентации и психологии труда.

Практикум по профориентации.

Психология личности.

Психологическая служба.

Основы соц. реабилитации и профориентации.

Организационно-методическая работа.

Одним из основных видов организационно-методической работы является систематическое и планомерное проведение заседаний кафедры, на которых обсуждаются актуальные вопросы различных направлений кафедральной деятельности, в том числе – методической.

Проводятся межкафедральные совещания, научно-методические семинары, круглые столы и конференции, совещания по итогам семестра и учебного года, по вопросам обобщения и распространения передового опыта методической работы.

Проводятся методические совещания с преподавателями. Практикуется взаимопосещение занятий (лекционных, семинарских, практических, а также зачетов и экзаменов) преподавателями кафедры. В течение года проводится около 7-10 открытых занятий и взаимопосещений.

На кафедре периодически проводятся кафедральные семинары, конференции для преподавателей и студентов на которые приглашаются представители других кафедр.

Методические комиссии на своих заседаниях обсуждают вопросы планирования учебной работы, организуют взаимное посещение преподавателями занятий, проводят срезы знаний студентов, кафедральные семинары по актуальным проблемам обучения и воспитания.

Научно-исследовательская работа на кафедре ведется в соответствии с ежегодными планом кафедры и планами НИР преподавателей, утверждаемыми на заседании кафедры.

Тематика научных исследований связана с актуальными проблемами психологии и запросами практики, научными интересами преподавателей.

На кафедре научная работа преподавателей кафедры ведется по следующим направлениям:

  • психические состояния личности в кризисных, кон­фликтных ситуациях;

  • состояние проблемы неравномерности и гетеро­хронно­сти и ее роль и психическом развитии в онто­генезе;

  • методические рекомендации по организации и про­веде­нию развивающее-коррекционной работы с детьми «группы риска»;

  • социально-психологическая компетентность спе­циали­стов в образовательной среде;

  • социально-психологические проблемы эффектив­ного менеджмента в образовательных системах;

  • предупреждение и урегулирование конфликтов в организации;

  • организационная психология в школе и формирование мотивации учительского труда (на базе экспериментальных площадок);


II. Уровень учебно-методического, информационного и библиотечного обеспечения кафедры

Учебно-методическая работа на кафедре социальной психологии за отчетный период выполнялась в полном соответствии с Программой профессиональной подготовки по психологическим специальностям и направлениям. Наряду с этим осуществлялось преподавание дисциплин психолого-педагогического блока на факультетах Университета.

Преподаватели кафедры социальной психологии проводят обучение по дисциплинам общепрофессионального цикла и специализации в Институте психологии, социологии и социальных отношений, на факультетах университета с учетом специфики специальности (естественно-научного или гуманитарного профиля).

Согласно учебным планам преподавание социальной психологии проводится как по психологическим специальностям, так и по специальностям: «География», «Иностранный язык», «Русский язык и литература», «История» и др..

Преподавание психологических дисциплин ведется по очной, очно-заочной и заочной формах обучения, в том числе – по программам бакалавриата, в соответствии с учебными планами.

На кафедре социальной психологии работают 5 преподавателей:

Шилова Тамара Алексеевна – зав. кафедрой, профессор, доктор психол. наук

Гандер Дмитрий Владимирович – профессор, доктор психол. наук

Пономарева Елена Алексеевна – зам. зав. каф. по научной работе, доцент, кандидат психол. наук

Макшанцева Людмила Викторовна – зам. зав. каф. по учебной работе, доцент, кандидат психол. наук

Джафар-Заде Джамиля Авсафовна – старший преподаватель

Учебно-вспомогательный персонал:

Рюмина Анастасия Михайловна – лаборант

На кафедре читаются следующие курсы:

Социальная психология.

Психология менеджмента.

Психология труда.

Основы профориентации.

Основы профориентации и психологии труда.

Практикум по профориентации.

Психология личности.

Психологическая служба.

Основы соц. реабилитации и профориентации.
Организованы и читаются следующие спец. курсы:

Управление персоналом (курс по выбору)

Психология управления (курс по выбору)

Основы социально-психологической экспертизы (курс по выбору)

Соответствие учебно-методической документации по основной образовательной программе требованиям ГОС

Одним из основных документов, регламентирующих учебный процесс, является основная образовательная программа, соответствующая требованиям ГОС.

На кафедре были созданы проекты рабочих программ (на базе программ, рекомендованных УМО) и учебно-методических комплексов по базовым дисциплинам. Проекты рабочих программ и учебно-методических комплексов по дисциплинам федерального компонента ГОС разработаны преподавателями кафедры в 2008 году и утверждены на заседании кафедры социальной психологии (протокол № 1 от 28.08.2008).

Все учебные курсы, закрепленные за кафедрой социальной психологии, обеспечены учебными программами и учебно-методическими комплексами дисциплин. Учебно-методические комплексы дисциплин по дисциплинам учебного плана соответствуют принятой форме и содержанию. Они включают в себя: программу учебной дисциплины, методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины, а также методические материалы для самостоятельной работы студентов.

По каждой дисциплине составлены списки тем рефератов, которые основываются на актуальных научно-исследовательских позициях кафедры. Введены методические рекомендации по написанию рефератов и других самостоятельных работ студентов. Тематика рефератов периодически обновляется и обсуждается на заседаниях кафедры.

Содержательно полно и в соответствии с программами дисциплин разработаны вопросы к экзаменам и зачетам. Вопросы периодически обновляется и обсуждается на заседаниях кафедры. Своевременно происходит информирование студентов о содержании экзаменационных билетов, причем информация предлагается как в письменной, так и в электронной форме. Как правило, уточненная информация становится доступной для студентов примерно за месяц до экзамена.

В учебно-методических комплексах дисциплин предусмотрены различные дидактические материалы и технические средства обучения, используемые в учебном процессе.

Общая обеспеченность учебно-методическими комплексами дисциплин на кафедре – 100 % от 10 дисциплин, закрепленных за кафедрой:

  1. Социальная психология.

  2. Психология менеджмента.

  3. Психология труда.

  4. Основы профориентации.

  5. Основы профориентации и психологии труда.

  6. Практикум по профориентации.

  7. Психология личности.

  8. Психологическая служба.

  9. Основы соц. реабилитации и профориентации.

  10. Психология управления (курс по выбору)

Учебно-методические комплексы дисциплин, программы прошли рецензирование и утверждены на заседании Ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений (протокол № 2 от 25.09.2008г.).

Следует отметить, что преподавателями кафедры разработан ряд авторских программ: «Основы социальной реабилитации и профориентации», «Психологическая служба», «Управление персоналом», «Психология управления», «Основы социально-психологической экспертизы», «Практикум по профориентации». Подготовлена рукопись учебно-методического пособия «Социальная психология личности в организации» (составители Шилова Т.А., Мыскин С.В., Макшанцева Л.В.). Разработан комплекс практических заданий по курсу социальной психологии «Практические занятия по социальной психологии». Авторские рабочие программы (по форме) соответствуют требованиям ГОС.

Таким образом, на кафедре имеются рабочие программы и учебно-методические комплексы по всем кафедральным дисциплинам. Изменения и дополнения в программы, учебно-методические комплексы вносятся ежегодно, их утверждение происходит на заседании кафедры в начале учебного года.

Информационное обеспечение учебного процесса по кафедральным дисциплинам

Обеспеченность кафедры учебной литературой в целом достаточна. Кафедрой систематически составляются заявки на приобретение новой литературы. В основном они выполняются. Продолжается работа по совершенствованию информационной базы: оформление заявок, контроль их исполнения.

В собственном арсенале кафедры представлены книги и учебная литература собственного издания. Для организации работы по дисциплинам, наряду с учебной литературой библиотечного фонда, используются ксерокопии источников, а также электронные источники, которые вошли в УМКД.

Создается электронная библиотека по психологии. Идёт создание и использование электронных баз учебно-методической литературы: методических пособий, тестов.

Возможности Интернет используются также для пересылки учебной информации студентам.

Организация учебного процесса

Организация учебного процесса включает несколько этапов:

  • первый - перспективное планирование общей кафедральной учебной нагрузки;

  • второй - распределение учебных поручений среди преподавателей кафедры с учетом их базового образования, сложности курсов, выполнения научно- исследовательской работы;

  • третий - планирование учебной и другой работы преподавателями.

На кафедре реализуется дифференцированный подход к распределению учебных поручений. Так, соотношение лекционных часов и часов семинарских и практических занятий различается у преподавателей, имеющих должности профессора, доцента, старшего преподавателя и ассистентов.

Структура учебной нагрузки в целом по кафедре соответствует учебным планам и за последние годы по основным формам обучения выглядит стабильно.

Информация для составления расписаний учебных занятий представляется диспетчерам в конце предшествующего семестра. Отклонения от расписаний и графика учебного процесса крайне редки и вызваны, либо командировкой, либо болезнью преподавателя.

Контроль выполнения учебных поручений и индивидуальных планов работы проводится по итогам каждого семестра, отчёт преподавателей принимается на заседании кафедры.

Аудиторная нагрузка по дисциплинам кафедры по годам:


Учебный год:

Форма обучения:

Аудиторная нагрузка (в часах):

2004-2005

Дневная

2353




Вечерняя

520




Заочная

-




Другие виды работ

687




Всего

3 560

2005-2006

Дневная

2813




Вечерняя

708




Заочная

23




Другие виды работ

614




Всего

4363

2006-2007

Дневная

3012




Вечерняя

648




Заочная

34




Другие виды работ

600




Всего

4294

2007-2008

Дневная

3260




Вечерняя

765




Заочная

58




Другие виды работ

550




Всего

4633

2008-2009

Дневная

2887




Вечерняя

684




Заочная

56




Другие виды работ

517




Всего

4144


Кафедра психологии не является кафедрой выпускающей специалистов, она участвует в их подготовке в содружестве с другими кафедрами факультетов.

Кафедра принимает участие в итоговой аттестации выпускников. Члены кафедры являются членами предметных комиссий на государственных экзаменах на шести факультетах. Руководят квалификационными выпускными и дипломными работами студентов, являются рецензентами этих работ.

Кафедра принимает активное участие в профориентационной работе: выступление преподавателей в школах города, вовлечение студентов в профориентационную работу во время педагогической практики, профориетационная работа со студентами на занятиях по психологическим дисциплинам и в выполнении ими различного вида творческих работ в области профессиональной педагогической деятельности.

Преподаватели кафедры осуществляют научное руководство дипломными и курсовыми работами. Курсовые работы выполняются в Институте психологии, социологии и социальных отношений (около 40 в год), а также на факультетах: химико-биологическом, историко-филологическом (около 30 в год).

Дипломные работы рассматриваются кафедрой как завершающий этап не только учебной деятельности студента, но и его научно-исследовательской работы. Многие студенты начинают работать над той или иной психологической проблемой с младших курсов: доклад на семинаре, выступление в проблемной группе, выступление на научной конференции, выполнение исследовательского задания во время педагогической практики, курсовая работа и на завершающем этапе – дипломная работа.

Дипломные работы выполняются в Институте психологии, социологии и социальных отношений (около 10 в год). Порядок формирования, распределения и утверждения тематики дипломных работ следующий: В феврале преподаватели объявляют студентам 4 курса требования к написанию дипломных работ по психологии, в марте-апреле студенты обсуждают темы с будущими научными руководителями, пишут заявления на имя заведующего кафедрой, на апрельском заседании кафедры темы утверждаются, распределение дипломных работ между преподавателями осуществляет зав.кафедрой.

Анализ тем дипломных работ показал, что наиболее активно разрабатывается проблематика профессионального выбора, профпригодности, психологического сопровождения в сфере образования. Студенты также стремятся исследовать проблемы, связанные непосредственно с их специальностью и специализацией.

Организация практики студентов со стороны кафедры психологии проводится в соответствии с положением о практике и ее программы, утвержденной в Институте психологии, социологии и социальных отношений.

Основная цель практики – последовательная профессионализация будущих специалистов на основе принципа преемственности всех видов практик.

Принципы единой концепции построения практики:

1. Принцип преемственности и усложнения видов практики, заключающийся в увеличении доли самостоятельной активности студентов на практике, способствующий поэтапному профессиональному становлению студентов.

2. Принцип интеграции всех видов практики.

3. Принцип объединения всех направлений деятельности Института на практике – образовательного, научно-исследовательского и воспитательного.

4. Принцип расширения базы практики.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет о результатах самообследования деятельности кафедры социальной психологии iconОтчет о результатах самообследования гбоу нпо сахалинской области «Профессиональный лицей №2»
Отчет о результатах самообследования рассмотрен на заседании Педагогического совета
Отчет о результатах самообследования деятельности кафедры социальной психологии iconОтчет о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения...
Отчет о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования)
Отчет о результатах самообследования деятельности кафедры социальной психологии iconОтчет о результатах самообследования мбоу «Основная общеобразовательная школа №74» п. Калино
Отчет о результатах самообследования мбоу «оош №74» (далее Отчет) – ежегодный, персонифицированный документ, адресованный различным...
Отчет о результатах самообследования деятельности кафедры социальной психологии iconОтчет о результатах самообследования факультета педагогики и психологии
Структура подготовки
Отчет о результатах самообследования деятельности кафедры социальной психологии iconОтчет о результатах самообследования гбоу спо «Училище (техникум) Олимпийского резерва»
Отчет о результатах самообследования рассмотрен на заседании Педагогического совета гбоу спо уор
Отчет о результатах самообследования деятельности кафедры социальной психологии iconСериков Геннадий Витальевич, кандидат психологических наук, ст преподаватель...
Печатается по решению методической комиссии кафедры социальной психологии ргу, протокол №2 от 16 ноября 2006
Отчет о результатах самообследования деятельности кафедры социальной психологии iconОтчет о результатах самообследования областного автономного образовательного...
Оаоу спо «Новгородский химико-индустриальный техникум» провел самообследование с целью обеспечения доступности и открытости информации...
Отчет о результатах самообследования деятельности кафедры социальной психологии iconОтчет о результатах самообследования Государственного образовательного учреждения
Самообследование деятельности Архангельского педагогического колледжа проводилось на основании приказа директора педагогического...
Отчет о результатах самообследования деятельности кафедры социальной психологии iconОтчет о результатах самообследования государственного бюджетного...
В ходе самообследования проверка деятельности гбоу спо «Вышневолоцкий колледж» проводилась по следующим направлениям: 19
Отчет о результатах самообследования деятельности кафедры социальной психологии iconОтчет о результатах самообследования деятельности негосударственного...
Основание для проведения самообследования: решение Ученого совета института от 28. 09. 2010 г. (протокол №1), приказ ректора института...
Отчет о результатах самообследования деятельности кафедры социальной психологии iconОтчет о результатах самообследования фгбу «нниито»
Книгообеспеченность образовательной деятельности и электронные библиотечные системы
Отчет о результатах самообследования деятельности кафедры социальной психологии iconОтчет о результатах самообследования
Анализ, диагностика и планирование игровой деятельности детей дошкольного возраста
Отчет о результатах самообследования деятельности кафедры социальной психологии iconТемы рефератов со списком литературы и кратким содержанием реферата...
Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе социальных наук. Проблематика социальной психологии. Прикладные...
Отчет о результатах самообследования деятельности кафедры социальной психологии iconОтчёт о результатах самообследования
Положением о проведении самообследования в согбоу спо «Десногорский энергетический колледж» проведена процедура самообследования...
Отчет о результатах самообследования деятельности кафедры социальной психологии iconОтчет о результатах самообследования деятельности Воронежского филиала
Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Отчет о результатах самообследования деятельности кафедры социальной психологии iconОтчет о результатах самообследования деятельности
«Административное право» и предназначен для студентов мгюа и пмюи всех форм обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск