Наименование дисциплины: Основы гештальттерапии
Направление подготовки: 030300 Психология
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Автор: д-р психол.наук, профессор, зав.кафедрой педагогики и педагогической психологии М.М.Кашапов.
1. Цели курса «Основы гештальттерапии» - формирование профессиональной компетенции, необходимой для осуществления психотерапевтической работы; раскрытие сущности гештальт-терапии в контексте профессионального и личностного развития.
Задачи.
Сформировать представление об особенностях профессиональной психотерапевтической работы.
Раскрыть сущность психотерапии в контексте гештальттерапии.
Способствовать формированию необходимых терапевтических умений в решении профессиональных задач.
2. Дисциплина «Основы гештальттерапии» входит в цикл МЕН дисциплин (вариативная часть, курс по выбору Б2.ДВ1). Ее изучение базируется на знании основных понятий общей, педагогической, социальной, медицинской психологии и психологии личности (развитие, целостность, социализация, профессионализация, конфликт) и психотерапии (личность, ее структура и развитие, коррекция и психопрофилактика). Овладение этим спецкурсом обеспечивает студентов определенным минимумом знаний и умений профессиональной психотерапевтической деятельности.
Логически и содержательно-методически курс связан с такими дисциплинами как «Общая психология», «Психология Личности», «Психология развития и возрастная психология». Для освоения данной дисциплины студент должен обладать рядом «входных» знаний, умений и владений: иметь представление о закономерностях этапов психического развития и формирования личности, обладать профессиональной компетентностью в области научно-психологического описания и анализа развития человека, обладать сформированной системой научных понятий и научно упорядоченных базовых представлений обо всех существенных аспектах жизнедеятельности и активности человека. Студент должен владеть навыками самостоятельной работы с учебной и научной литературой по изучаемой дисциплине, навыками ведения научной дискуссии, планирования и проведения научного исследования в рамках лабораторных и практических работ.
Дисциплина «Основы гештальттерапии» является одним из базовых курсов, необходимых для изучения специальных дисциплин пситерапевтического цикла. Освоение данной дисциплины необходимо для успешного осуществления учебной деятельности в рамках таких дисциплин как «Психология общения», «Психология здоровья», «Консультационная психология». Ее изучение базируется на знании основных понятий общей, педагогической, социальной, медицинской психологии и психологии личности (развитие, целостность, социализация, профессионализация, конфликт) и психотерапии (личность, ее структура и развитие, коррекция и психопрофилактика). Овладение этим спецкурсом обеспечивает студентов определенным минимумом знаний и умений профессиональной психотерапевтической деятельности.
3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
методологию, теорию и практику современной психотерапии;
структуру, содежржание, принципы, методы гештальттерапии;
основные направления гештальттерапии.
различные подходы к пониманию сущности психотерапевтической работы в
контексте гештальттерапии;
о специфику психотерапии в отличие от психологического консультирования, психопрофилактики, психокоррекции;
Уметь:
осуществлять процедуру гештальттерапии;
использовать различные приемы психологического воздействия для решения психотерапевтических задач;
реализовывать базовые программы по проблемам личностного и профессионального роста клиента.
Владеть:
базовыми техниками гештальттерапии
4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. 5. Содержание дисциплины:
№ п/п
| Раздел дисциплины
| 1
| Методология, теория и практика гештальттерапии (г/т).
Сущность, цели и задачи г/т. Место и роль г/т в современной гумманистической психотерапии и психологии. История, теория и методы г/т. Философские и психологические истоки г/т. Методологические основы г/т.
| 2
| Предмет г/т.
Психологическая характеристика гештальта: виды и свойства г/т, законы и принципы формирования г/т. Структурирование гештальта.
| 3
| Основные положения г/т.
Правила гештальттерапевта. Принципы г/т. Процессы г/т.
| 4
| Три уровня г/т.
Сознавание. Универсальные процессы в сознавании. 5Осознанность.
| 5
| Основные понятия г/т.
Фигура и фон, осознание и сосредоточенность на настоящем, противоположности, функции защиты, зрелость, автономия, ответственность. Использование феноменов внимания и соотношений “фигура - фон” в терапевтических техниках.
| 6
| Основные процедуры г/т.
Расширение сознания. Интеграция противоположностей. Усиление внимания к чувствам. Работа с мечтами, сновидениями. Принятие ответственности. Отношение к сопротивлению. Негативное оценивание и его уменьшение.
| 7
| Личностное функционирование и процесс творчества.
Самоотношение, самопринятие, самоизменение. Зрелость. Целостность. Ответственность. Г/т и личностный рост. Соотношение здоровья, невроза и психоза в г/т. Особенности проработки личностью своих невротических уровней.
| 8
| Межличностные отношения.
Особенности осознания и принятия ответственности в процессе общения. Г/т и конфликт. Методы решения конфликтных проблем. Решение конфликтных ситуаций на основе г/т. Психодраматическая техника в г/т.
| 9
| Эмоциональный тренинг на основе г/т.
Приемы работы с кризисными эмоциональными состояниями (депрессия, одиночество, страх, беспокойство, дистресс, неуверенность, зависть, гнев, чувство вины, агрессия, боль и др.)
| 10
| Цикл образования и завершения г/т, его нормальное течение и возможные отклонения.
Основные затруднения в процессе образования и завершения гештальта (десенситизация, дефлекция). Ретрофлексия, способы освобождения эмоциональных мышечных зажимов. Интроекция, методы разрешения внутренних противоречий. Проекция (психологический механизм, основные типы). Слияние.
| 11
| Сопротивление. Способы преодоления “сопротивления” клиента.
Техника работы Роя Персона (Выделение темы. Доверие сознанию клиента. Эмоциональный катарсис. Завершение терапевтической работы. Обратная связь).
| 12
| Значение г/т. Критерии эффективности г/т. Профилактика усталости терапевта. Отличие хорошего терапевта от “плохого”.
|
6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1.Кашапов М.М. Основы гештальттерапии: Методические указания к спецкурсу. Ярославль.: Яросл. гос. ун-т. 2004. - 68 с. б) дополнительная литература
Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. СПб.: Речь, 2000.
Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (Терапия фокусированная на решении). СПб., 1996. 137с.
Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 223 с.
Бурова Е.А. Тренинг креативности с элементами гештальт-терапии. Курсовая работа. Н.р. Кашапов С.М. Ярославль, 1995. 36 с.
Бьюженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001. 304 с. (Серия «Золотой фонд психотерапии»).
Водонос С.М. Проблемы личного роста в гештальт-терапии. Курсовая работа. Н.р. Кашапов С.М. Ярославль,1994.
Вудкок М. , Френсис Д. , Раскрепощенный менеджер. Для руководителя - практика. М.,1991. 320 с.
Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта. 2 – е изд. / Пер. с фр. Е.В.Просветиной. СПб.: Спец-Лит. 2001. 288 с.
Гинтер Серж. Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям. М.: ПЕР СЭ, 2002. 320 с.
Джеймс М, Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Транзактный анализ с гештальт-элементами.М.: “Сигнет-Век”. Новая американская библиотека. 1991. 291 с.
История, теория и методы гештальт - терапии. Реферат. Российско - американский психологический центр “Экопси“. Составила Огинская М. Ф-т психологии МГУ, 1992.
Калитеевская Е.Р., Ильичева В.Н. Адаптация как развитие: выбор психотерапевтической стратегии. Психологический журнал. 1995., Т.16, №1.
Кемпнер Джим. Телесный процесс. Гештальт 94: Сборник материалов Москов. Гештальт ин-та за 1994г. Под редакцией Хломова Д.Н. - старшего и др. М.: 1995. С. 46-55.
Корди Х., Кахеле Х. Изучение результатов психотерапии. Психологический журнал,1995., №3, С.102-114.
Кори Джеральд. Гештальт - терапия. Гештальт 94: Сборник материалов Москов. Гештальт ин - та за 1994г. Под редакцией Д.Н. Хломова - старшего и др. М.: 1995. С. 37-45
Корнелиус Н., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешить конфликты. М., Стрингер. 1992. 212 с.
Корди Х., Кэхеле Изучение результатов психотерапии // психологический журнал, 1995. № 3. С. 102 – 114.
Костылева С.А. Разработка и апробация программы тренинга эффективного общения на основе гештальт - терапии (для старшеклассников). Дипломная работа. Н.р. Кашапов С.М. - Ярославль, ЯрГУ, 1994. 106 с.
Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога: техники гештальта и когнитивной терапии. М.: ЭКСМО, 2004. 384 с.
Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. М.: ЭКСМО, 2005. 784 с.
Мейгас М. Индивидуальное психологическое консультирование в системе психологической службы. Человек, общение и жилая среда. Таллинн, 1986.
Наранхо Клаудио. Гештальт - терапия: Отношение и практика атеоретического эмпиризма. / Перевод с англ. Воронеж: НПО “ Модэк “. 1995. - 304 с.
Нахимовский А.И., Шишков В.В. Практическая психотерапия. СПБ.: Питер, 2001. 512 с. (Серия Современная медицина»).
Невис Соня М. Семейная гештальт - терапия. // Гештальт 94: Сборник материалов Москов. Гештальт ин - та за 1994 год. Под ред. Д.Н. Хломова - старшего и др. - МН: 1995. С. 46 - 55.
Никкол Б. Модель семейного консультирования для школьных каунслеров. //Психологическая служба системы образования. В.1. СПб., 1993.
Опарина Т.А. Разработка и апробация программы по повышению социальной адаптированности старшеклассников на основе гештальт - терапии. Дипл. Работа. Н.р. Кашапов С.М. 1995.
Опарина Т.А. Разработка программы бесконфликтного общения на основе гештальт-терапии. // Курсовая работа. Н.р. Кашапов С.М.. Ярославль , ЯрГУ ,1992, 91 с.
Папуш М.П. ”Я“ и “Ты“ в гештальт - терапии. Акспологический анализ концепции невротических механизмов. Московский психотерапевтический журнал, 1992., №2.
Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. М., Прогресс , 1992. 240 с.
Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., Смысл , 1993. 332 с.
Пейдж С. Если я такая замечательная, то почему я до сих пор одна? М., 1994.
Перлз Ф. С., Гудмен П., Хефферлин Р. Опыты психологии самопознания. Практикум по гештальт - терапии. М., Гиль-Эстель . 1993. 240 с.
Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. Перлз Ф.С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт - терапии. - СПб., " Петербург-ХХI” век, 1995. 448 с.
Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. Перевод, М.Папуш. М., 1996. 240 с.
Персонс Р. Видеотерапия. Московский психотерапевтический журнал., 1994, №1, 101-107 с.
Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально - психологический тренинг. М., изд-во МГУ. 1989. С. 197-207.
Польстер И. Польстер М. Интегрированная гештальт - терапия: контуры теории и практики. - М.: Независимая фирма “ Класс”, 1997. 272 с.
Психотерапевтическая энциклопедия". СПб, 1998.
Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Корвасарского. СПб.: Питер, 2001. 1024 с.
Рейноутер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. Перевод с англ. М., Прогресс, 1992. 240 с.
Робин Жан-Мари. Очерк о теории поля в гештальт - терапии. //Гештальт 94: Сборник мат-лов Москов. Гештальт ин-та за 1994год под редакцией Д.Н. Хломова-старшего и др. М., 1995. 15-29 с.
Романенко О.К. Практическая гештальттерапии. М.: Фолиум, 1995. 112 с.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Перевод с англ. - М., Прогресс, 1990. 368 с.
Скотт Дж.Г. Сила ума. Описание пути к успеху в бизнесе. Выпуск №1 - ГИИМ. Киев, Издат. Общество “ Век “, 1991. - 226 с.
Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. М., 1998.
Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. 3-е изд., стер. М.: Генезис, 2001. 256 с.
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. М.: Генезис. 2002. 336 с.
Фопель к. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. Пер. с нем. М.Генезис. 2003. 368 с.
Фопель к. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. М.: Генезис. 2003. 272 с.
Фром Изидор. Гештальт - терапия и “Гештальт”. // Гештальт 94 : Сборник мат-лов Москов. Гештальт ин-та за 1994г. Под редакцией Д.Н. Хломова - старшего и др. М.: 1995. С. 8 - 14.
Фюр Рейгард. Тезисы о гештальт - педагогике. // Гештальт 94: Сборник мат-лов Москов. Гештальт ин - та за 1994г. Под редакцией Д.Н. Хломова-старшего и др. М.: 1995. С. 65-69 с.
Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Минск: Изд-во В.П.Ильин, 1988. 352 с.
Хей Луиза. Как исцелить свою жизнь. Путь к себе. Издательство “ Кокон “, 1991., октябрь № 20. 23 с.
Шиффман М. Гештальт-самотерапия: Новые техники личностного роста. Пер. с англ. М.: Психотерапия. 2008. 256 с.
Шон Стивен. Я - Ты и перенос. // Гештальт 94: Сборник мат-лов Москов. Гештальт ин-та за 1994. Под редакцией Д.Н. Хломова-старшего и др.-МН.:1995. С. 30-36.
Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. М.: 1992. 128 с.
Шоттэнлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. Пер. с нем. СПб.: Изд-во Пирожкова, 2001.
Шютц В. Радость. Нью-Йорк. 1987. Ксерокс. 122 с.
Чернеюк О.А. Разработка тренинга бесконфликтного общения на основе гештальт - терапии (модель посредничества). Курсовая работа. Н.р. Кашапов С.М. Ярославль, ЯрГУ, 1993. 52 с.
Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветвлению. СПб.,1994. 141 с.
Коттлер Дж. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. СПб.: Питер, 2002. 352 с.Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. СПб.: Речь, 2002. 236 с.
Макмаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь, 2001. 560 с.
Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1991.
Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб., 2000.
|