Квалификация (степень) выпускника: бакалавр





Скачать 95.64 Kb.
НазваниеКвалификация (степень) выпускника: бакалавр
Дата публикации22.01.2015
Размер95.64 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Наименование дисциплины: Основы гештальттерапии

Направление подготовки: 030300 Психология

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Автор: д-р психол.наук, профессор, зав.кафедрой педагогики и педагогической психологии М.М.Кашапов.

1. Цели курса «Основы гештальттерапии» - формирование профессиональной компетенции, необходимой для осуществления психотерапевтической работы; раскрытие сущности гештальт-терапии в контексте профессионального и личностного развития.

Задачи.

  1. Сформировать представление об особенностях профессиональной психотерапевтической работы.

  2. Раскрыть сущность психотерапии в контексте гештальттерапии.

  3. Способствовать формированию необходимых терапевтических умений в решении профессиональных задач.


2. Дисциплина «Основы гештальттерапии» входит в цикл МЕН дисциплин (вариативная часть, курс по выбору Б2.ДВ1). Ее изучение базируется на знании основных понятий общей, педагогической, социальной, медицинской психологии и психологии личности (развитие, целостность, социализация, профессионализация, конфликт) и психотерапии (личность, ее структура и развитие, коррекция и психопрофилактика). Овладение этим спецкурсом обеспечивает студентов определенным минимумом знаний и умений профессиональной психотерапевтической деятельности.

Логически и содержательно-методически курс связан с такими дисциплинами как «Общая психология», «Психология Личности», «Психология развития и возрастная психология». Для освоения данной дисциплины студент должен обладать рядом «входных» знаний, умений и владений: иметь представление о закономерностях этапов психического развития и формирования личности, обладать профессиональной компетентностью в области научно-психологического описания и анализа развития человека, обладать сформированной системой научных понятий и научно упорядоченных базовых представлений обо всех существенных аспектах жизнедеятельности и активности человека. Студент должен владеть навыками самостоятельной работы с учебной и научной литературой по изучаемой дисциплине, навыками ведения научной дискуссии, планирования и проведения научного исследования в рамках лабораторных и практических работ.

Дисциплина «Основы гештальттерапии» является одним из базовых курсов, необходимых для изучения специальных дисциплин пситерапевтического цикла. Освоение данной дисциплины необходимо для успешного осуществления учебной деятельности в рамках таких дисциплин как «Психология общения», «Психология здоровья», «Консультационная психология». Ее изучение базируется на знании основных понятий общей, педагогической, социальной, медицинской психологии и психологии личности (развитие, целостность, социализация, профессионализация, конфликт) и психотерапии (личность, ее структура и развитие, коррекция и психопрофилактика). Овладение этим спецкурсом обеспечивает студентов определенным минимумом знаний и умений профессиональной психотерапевтической деятельности.

3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  1. методологию, теорию и практику современной психотерапии;

  2. структуру, содежржание, принципы, методы гештальттерапии;

  3. основные направления гештальттерапии.

  4. различные подходы к пониманию сущности психотерапевтической работы в

  5. контексте гештальттерапии;

  6. о специфику психотерапии в отличие от психологического консультирования, психопрофилактики, психокоррекции;

Уметь:

  1. осуществлять процедуру гештальттерапии;

  2. использовать различные приемы психологического воздействия для решения психотерапевтических задач;

  3. реализовывать базовые программы по проблемам личностного и профессионального роста клиента.

Владеть:

  1. базовыми техниками гештальттерапии



4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
5. Содержание дисциплины:


п/п

Раздел дисциплины

1

Методология, теория и практика гештальттерапии (г/т).

Сущность, цели и задачи г/т. Место и роль г/т в современной гумманистической психотерапии и психологии. История, теория и методы г/т. Философские и психологические истоки г/т. Методологические основы г/т.

2

Предмет г/т.

Психологическая характеристика гештальта: виды и свойства г/т, законы и принципы формирования г/т. Структурирование гештальта.

3

Основные положения г/т.

Правила гештальттерапевта. Принципы г/т. Процессы г/т.

4

Три уровня г/т.

Сознавание. Универсальные процессы в сознавании. 5Осознанность.

5

Основные понятия г/т.

Фигура и фон, осознание и сосредоточенность на настоящем, противоположности, функции защиты, зрелость, автономия, ответственность. Использование феноменов внимания и соотношений “фигура - фон” в терапевтических техниках.

6

Основные процедуры г/т.

Расширение сознания. Интеграция противоположностей. Усиление внимания к чувствам. Работа с мечтами, сновидениями. Принятие ответственности. Отношение к сопротивлению. Негативное оценивание и его уменьшение.

7

Личностное функционирование и процесс творчества.

Самоотношение, самопринятие, самоизменение. Зрелость. Целостность. Ответственность. Г/т и личностный рост. Соотношение здоровья, невроза и психоза в г/т. Особенности проработки личностью своих невротических уровней.

8

Межличностные отношения.

Особенности осознания и принятия ответственности в процессе общения. Г/т и конфликт. Методы решения конфликтных проблем. Решение конфликтных ситуаций на основе г/т. Психодраматическая техника в г/т.

9

Эмоциональный тренинг на основе г/т.

Приемы работы с кризисными эмоциональными состояниями (депрессия, одиночество, страх, беспокойство, дистресс, неуверенность, зависть, гнев, чувство вины, агрессия, боль и др.)

10

Цикл образования и завершения г/т, его нормальное течение и возможные отклонения.

Основные затруднения в процессе образования и завершения гештальта (десенситизация, дефлекция). Ретрофлексия, способы освобождения эмоциональных мышечных зажимов. Интроекция, методы разрешения внутренних противоречий. Проекция (психологический механизм, основные типы). Слияние.

11

Сопротивление. Способы преодоления “сопротивления” клиента.

Техника работы Роя Персона (Выделение темы. Доверие сознанию клиента. Эмоциональный катарсис. Завершение терапевтической работы. Обратная связь).

12

Значение г/т. Критерии эффективности г/т. Профилактика усталости терапевта. Отличие хорошего терапевта от “плохого”.



6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1.Кашапов М.М. Основы гештальттерапии: Методические указания к спецкурсу. Ярославль.: Яросл. гос. ун-т. 2004. - 68 с.
б) дополнительная литература

  1. Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. СПб.: Речь, 2000.

  2. Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (Терапия фокусированная на решении). СПб., 1996. 137с.

  3. Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 223 с.

  4. Бурова Е.А. Тренинг креативности с элементами гештальт-терапии. Курсовая работа. Н.р. Кашапов С.М. Ярославль, 1995. 36 с.

  5. Бьюженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001. 304 с. (Серия «Золотой фонд психотерапии»).

  6. Водонос С.М. Проблемы личного роста в гештальт-терапии. Курсовая работа. Н.р. Кашапов С.М. Ярославль,1994.

  7. Вудкок М. , Френсис Д. , Раскрепощенный менеджер. Для руководителя - практика. М.,1991. 320 с.

  8. Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта. 2 – е изд. / Пер. с фр. Е.В.Просветиной. СПб.: Спец-Лит. 2001. 288 с.

  9. Гинтер Серж. Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям. М.: ПЕР СЭ, 2002. 320 с.

  10. Джеймс М, Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Транзактный анализ с гештальт-элементами.М.: “Сигнет-Век”. Новая американская библиотека. 1991. 291 с.

  11. История, теория и методы гештальт - терапии. Реферат. Российско - американский психологический центр “Экопси“. Составила Огинская М. Ф-т психологии МГУ, 1992.

  12. Калитеевская Е.Р., Ильичева В.Н. Адаптация как развитие: выбор психотерапевтической стратегии. Психологический журнал. 1995., Т.16, №1.

  13. Кемпнер Джим. Телесный процесс. Гештальт 94: Сборник материалов Москов. Гештальт ин-та за 1994г. Под редакцией Хломова Д.Н. - старшего и др. М.: 1995. С. 46-55.

  14. Корди Х., Кахеле Х. Изучение результатов психотерапии. Психологический журнал,1995., №3, С.102-114.

  15. Кори Джеральд. Гештальт - терапия. Гештальт 94: Сборник материалов Москов. Гештальт ин - та за 1994г. Под редакцией Д.Н. Хломова - старшего и др. М.: 1995. С. 37-45

  16. Корнелиус Н., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешить конфликты. М., Стрингер. 1992. 212 с.

  17. Корди Х., Кэхеле Изучение результатов психотерапии // психологический журнал, 1995. № 3. С. 102 – 114.

  18. Костылева С.А. Разработка и апробация программы тренинга эффективного общения на основе гештальт - терапии (для старшеклассников). Дипломная работа. Н.р. Кашапов С.М. - Ярославль, ЯрГУ, 1994. 106 с.

  19. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога: техники гештальта и когнитивной терапии. М.: ЭКСМО, 2004. 384 с.

  20. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. М.: ЭКСМО, 2005. 784 с.

  21. Мейгас М. Индивидуальное психологическое консультирование в системе психологической службы. Человек, общение и жилая среда. Таллинн, 1986.

  22. Наранхо Клаудио. Гештальт - терапия: Отношение и практика атеоретического эмпиризма. / Перевод с англ. Воронеж: НПО “ Модэк “. 1995. - 304 с.

  23. Нахимовский А.И., Шишков В.В. Практическая психотерапия. СПБ.: Питер, 2001. 512 с. (Серия Современная медицина»).

  24. Невис Соня М. Семейная гештальт - терапия. // Гештальт 94: Сборник материалов Москов. Гештальт ин - та за 1994 год. Под ред. Д.Н. Хломова - старшего и др. - МН: 1995. С. 46 - 55.

  25. Никкол Б. Модель семейного консультирования для школьных каунслеров. //Психологическая служба системы образования. В.1. СПб., 1993.

  26. Опарина Т.А. Разработка и апробация программы по повышению социальной адаптированности старшеклассников на основе гештальт - терапии. Дипл. Работа. Н.р. Кашапов С.М. 1995.

  27. Опарина Т.А. Разработка программы бесконфликтного общения на основе гештальт-терапии. // Курсовая работа. Н.р. Кашапов С.М.. Ярославль , ЯрГУ ,1992, 91 с.

  28. Папуш М.П. ”Я“ и “Ты“ в гештальт - терапии. Акспологический анализ концепции невротических механизмов. Московский психотерапевтический журнал, 1992., №2.

  29. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. М., Прогресс , 1992. 240 с.

  30. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., Смысл , 1993. 332 с.

  31. Пейдж С. Если я такая замечательная, то почему я до сих пор одна? М., 1994.

  32. Перлз Ф. С., Гудмен П., Хефферлин Р. Опыты психологии самопознания. Практикум по гештальт - терапии. М., Гиль-Эстель . 1993. 240 с.

  33. Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. Перлз Ф.С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт - терапии. - СПб., " Петербург-ХХI” век, 1995. 448 с.

  34. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. Перевод, М.Папуш. М., 1996. 240 с.

  35. Персонс Р. Видеотерапия. Московский психотерапевтический журнал., 1994, №1, 101-107 с.

  36. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально - психологический тренинг. М., изд-во МГУ. 1989. С. 197-207.

  37. Польстер И. Польстер М. Интегрированная гештальт - терапия: контуры теории и практики. - М.: Независимая фирма “ Класс”, 1997. 272 с.

  38. Психотерапевтическая энциклопедия". СПб, 1998.

  39. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Корвасарского. СПб.: Питер, 2001. 1024 с.

  40. Рейноутер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. Перевод с англ. М., Прогресс, 1992. 240 с.

  41. Робин Жан-Мари. Очерк о теории поля в гештальт - терапии. //Гештальт 94: Сборник мат-лов Москов. Гештальт ин-та за 1994год под редакцией Д.Н. Хломова-старшего и др. М., 1995. 15-29 с.

  42. Романенко О.К. Практическая гештальттерапии. М.: Фолиум, 1995. 112 с.

  43. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Перевод с англ. - М., Прогресс, 1990. 368 с.

  44. Скотт Дж.Г. Сила ума. Описание пути к успеху в бизнесе. Выпуск №1 - ГИИМ. Киев, Издат. Общество “ Век “, 1991. - 226 с.

  45. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. М., 1998.

  46. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. 3-е изд., стер. М.: Генезис, 2001. 256 с.

  47. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. М.: Генезис. 2002. 336 с.

  48. Фопель к. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. Пер. с нем. М.Генезис. 2003. 368 с.

  49. Фопель к. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. М.: Генезис. 2003. 272 с.

  50. Фром Изидор. Гештальт - терапия и “Гештальт”. // Гештальт 94 : Сборник мат-лов Москов. Гештальт ин-та за 1994г. Под редакцией Д.Н. Хломова - старшего и др. М.: 1995. С. 8 - 14.

  51. Фюр Рейгард. Тезисы о гештальт - педагогике. // Гештальт 94: Сборник мат-лов Москов. Гештальт ин - та за 1994г. Под редакцией Д.Н. Хломова-старшего и др. М.: 1995. С. 65-69 с.

  52. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Минск: Изд-во В.П.Ильин, 1988. 352 с.

  53. Хей Луиза. Как исцелить свою жизнь. Путь к себе. Издательство “ Кокон “, 1991., октябрь № 20. 23 с.

  54. Шиффман М. Гештальт-самотерапия: Новые техники личностного роста. Пер. с англ. М.: Психотерапия. 2008. 256 с.

  55. Шон Стивен. Я - Ты и перенос. // Гештальт 94: Сборник мат-лов Москов. Гештальт ин-та за 1994. Под редакцией Д.Н. Хломова-старшего и др.-МН.:1995. С. 30-36.

  56. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. М.: 1992. 128 с.

  57. Шоттэнлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. Пер. с нем. СПб.: Изд-во Пирожкова, 2001.

  58. Шютц В. Радость. Нью-Йорк. 1987. Ксерокс. 122 с.

  59. Чернеюк О.А. Разработка тренинга бесконфликтного общения на основе гештальт - терапии (модель посредничества). Курсовая работа. Н.р. Кашапов С.М. Ярославль, ЯрГУ, 1993. 52 с.

  60. Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветвлению. СПб.,1994. 141 с.




  1. Коттлер Дж. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. СПб.: Питер, 2002. 352 с.Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. СПб.: Речь, 2002. 236 с.

  2. Макмаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь, 2001. 560 с.

  3. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1991.

  4. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб., 2000.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconРабочая программа учебной дисциплины «коллоидная химия»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр, специальное звание «бакалавр техники и технологий»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconРабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия и физико-химические методы анализа»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр, специальное звание «бакалавр техники и технологий»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconД. С. Долгушев Методические указания
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения по направлению 080500. 62 степень (квалификация)...
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр icon2. Профиль: Философская антропология
Направление подготовки: 030100. 62 Философия. Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconУчебно-методический комплекс подготовлен на основе требований Федерального...
Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconРабочая учебная программа по дисциплине английский язык (неязыковые...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению подготовки Бакалавр, утвержденным приказом Минобрнауки России...
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Выпускник по направлению подготовки Культурология с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconУчебно-методический комплекс дисциплины стилистика квалификация (степень)...
Автор: профессор кафедры русского языка института гуманитарных наук, д ф н. Геймбух Е. Ю
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Химия 050100 Педагогическое...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки бакалавра
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр icon«Банковское законодательство» Методические рекомендации по проведению...
«Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconРабочая программа учебной дисциплины страноведение на иностранном...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconТемы семинарских занятий по курсу История международного спортивного и олимпийского движения
Профили подготовки: Физическая реабилитация, Адаптивная двигательная рекреация, Адаптивное физическое воспитание, Лечебная физическая...
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр icon040400. 62 «Социальная работа» квалификация (степень) – бакалавр
Направление подготовки 040400. 62 «Социальная работа» квалификация (степень) – бакалавр
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconПрограмма производственной практики для направления подготовки 081100....
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconРабочая программа учебной дисциплины экономическая теория 1 Направление...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconРабочая программа учебной дисциплины система моделирования и принятия...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск