Скачать 85.43 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Декан ПФ Г.Ю. Титова «__»___________2011г. Программа дисциплиныДПП.В.04 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель дисциплины состоит в ориентации студентов на усвоение современных научных данных в области развития ребенка до 7 – лет, его индивидуальных вариантах, в приобретении знаний, необходимых для будущей практической деятельности. Задачи. - сформировать знания студентов о вариантах индивидуального развития ребенка младенческого, раннего и дошкольного возрастов. - познакомить с понятием «пограничные состояния» психики, вариантами в детском возрасте. - развивать умение анализировать психологическую литературу, переносить полученные теоретические знания в практическую деятельность. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В ходе изучения дисциплины студенты должны: - овладеть знаниями об индивидуальных вариантах развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста; - быть способными к анализу и дифференциации отклонений в поведении ребенка, возникших под влиянием социальной ситуации развития от явлений, связанных с нарушением психической деятельности; - овладеть навыками информационного поиска. 3.Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2 Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. Понятие индивидуальности в психологии. Понятие об индивидуальности. Уровни индивидуальности. Соматический уровень индивидуальности. Темперамент как проявление нейродинамического уровня индивидуальности. Характер как проявление индивидуальности личности. Проявления индивидуальности в возрастной период от 0 до 7 лет. Раздел 2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. Основные подходы к определению нормы и патологии в психологии. Базовые составляющие психического развития ребенка. Дизонтогенез и его параметры. Виды и характеристика дизонтогенеза. Понятие об органических, функциональных нарушениях. Раздел 3. Легкие органические нарушения в детском возрасте. Психологические особенности детей с ММН. Поведенческие нарушения детей с ММД. Невропатия как условие формирования психогенных расстройств в детском возрасте. Особенности психического развития детей с СГДВ, астеноневротическим, церебрастеническим, судорожным синдромами. Патопсихологические привычки в детском возрасте: онанизм, сосание пальца, онихофагия, стереотипия – яктация. Основные проявления синдрома психомоторной нестабильности в детском возрасте ( энурез, заикание, тики). Раздел 4. Психогенные расстройства у детей дошкольного возраста. Причины и формы упрямства в детском возрасте. Характеристика невротических страхов в детском возрасте. Поведенческие нарушения: агрессивность, тревожность, застенчивость. Раздел 5. Организация психолого – педагогической помощи детям с легкими органическими нарушениями и психогенными расстройствами в условиях ДОУ. Методы и приемы в деятельности воспитателя, направленные на категории проблемных детей. Психокоррекционные мероприятия в структуре деятельности психолога. 5.Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6.Учебно – методическое обеспечение дисциплины 6.1 Рекомендуемая литература. а) основная : 1 Смирнова, Е. О. Психология ребенка / Е. О. Смирнова. – М. : Школа - Пресс, 2008. – 383 с. 2 Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 2007. б) дополнительная :
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Рабочая программа и учебно-методические материалы по данной учебной дисциплине, составленные преподавателями кафедры ДОиЛ ТГПУ. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Учебные аудитории, телевизор, видеомагнитофон. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 8.1. Методические рекомендации преподавателю Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде дискуссий, обсуждений подготовленных студентами материалов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен. Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, анализ практического материала, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом. 8.2. Методические указания для студентов Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
8.2 Тематика рефератов и курсовых работ Не предусмотрена. 8.3 Примерный перечень вопросов к зачету.
Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030900 (050703.65) «Дошкольная педагогика и психология» Программу составили: К.психол.н., доцент кафедры ДОиЛ _________________ Вершинина Л.В. Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ДОиЛ протокол № ___от «_____» ___________ 2011 г. Зав. кафедрой __________________ Файзуллаева Е.Д. Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ПФ ТГПУ, Председатель методической комиссии ПФ ______________Яркина Т.Н. Согласовано: Декан ПФ ________________Титова Г.Ю. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной... | Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных... На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного... | ||
Преодоление нарушений звукопроизношния у детей Об утверждении Положения о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную... | Теоретические аспекты развития памяти у детей дошкольного возраста Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй | ||
Программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах... Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами здоровья и является одной из составляющих... | «Реализация здоровьесберегающих технологий посредством экологического... Нижегородской области. Знакомство с системой всеобщего комплексного экологического образования начинается с дошкольного возраста... | ||
Пояснительная записка к Учебно-методическому комплексу дисциплины... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста» включает... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В альбоме предоставлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста,... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории... Курс «Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста» является одним из основных в профессионально-образовательной... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... У детей младшего возраста упражнения должны быть связаны с игрой, показом, у старших детей – преобладает слово или слово сочетается... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: получение работы по специальности дошкольного образования, квалификация воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной... | ||
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Семенихина Т. И. – «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Сборник статей ирот. Москва 2008 г | Рабочая программа дисциплины философия образования и науки Направление Профильная направленность: Психология и педагогика развития одаренности детей дошкольного возраста | ||
Общая характеристика Об утверждении Положения о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную... | Программа дисциплины «Поведенческие финансы» Дисциплина «Поведенческие финансы» изучается на первом курсе магистратуры факультета экономики и опирается на знания, полученные... |