Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений





Скачать 174.25 Kb.
НазваниеСоколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений
Дата публикации07.03.2015
Размер174.25 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Психология > Учебник



Содержание


Введение 3

1. Роль и соотношение биологического и социального в формировании психики 5

2. Влияние болезни на протекание психических процессов и формирование личности (на модели эпилепсии) 6

3. Проблема соотношения распада и развития психики 9

4. Закономерности нормального и патопсихологического развития личности 11

Заключение 15

Список использованных источников 17

1.Болдырев А. И. Психические особенности больных эпилепсией – М.: Медицина, 2000 – 384с 17

2.Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 301с. 17

3.Броун Т., Холмс Г. Эпилепсия. Клиническое руководство – М.: Бином, 2006 – 288с 17

4.Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Апрель Прес, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 287с. 17

5.Зейгарник Б.В., Братусь Б.С.Очерки по психологии аномального развития личности.-М.: Изд-во Моск.увн-та,1980 – 169с 17

6.Дубровинская Н.В. и др. Психофизиология ребенка. - М., 2000. – 144с. 17

7.Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М., 2000. – 232с. 17

8.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Смысл: ЭКСМО, 2005. – 584с. 17

9.Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 336с. 17

10.Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 352с. 17

11.Соколова Е.Т., Николаева О.Д. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М., 1995. – 430с. 17

12.Сорокин В.М. Специальная психология. - Спб.: Речь, 2002. – 216с. 17


Введение



Занимая важное место в системе наук о человеке, психология тесно взаимосвязана с другими науками. Например, долгое время, являясь одним из разделов философии, психология неизбежно взяла из этой науки принципиально важные теоретические положения, определяющие подход к решению проблем. Связь с естественными науками выражается в изучении физиологических и биологических процессах мозга, которые лежат в основе психики.

С гуманитарными науками психологию сближает изучение взаимодействия личности и ее ближайшего окружения, интерес к особенностям психического, душевного склад человека в различные эпохи, роль языка в культурном и психическом развитии, проблема творчества. Взаимосвязь психологии и технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаимодействия человека и машины, с другой - в разработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики. Очевидна связь психологии с педагогикой. Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека.

Многообразны связи психологии с медициной. Общие точки соприкосновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психической деятельности, психологическом обосновании особенностей взаимодействия врача и пациента, диагностике и лечении ряда заболеваний.

Психология как наука исследует психологические особенности личности – это одно из ее направлений.

Человек представляет собой социальное существо. Но в то же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое. Как и всякий биологический вид, Homo sapiens можно отличить по определенному набору признаков данного вида. На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы.

Личность человека изучают разные науки о человеке, в том числе и психология. В свою очередь наука психология распадается на ряд подотраслей, позволяющих более полно изучить личность человека как в норме, так и при патологии.

К числу разделов психологии, изучающих особенности личности человека при патологическом развитии, является патопсихология. Данная отрасль психологии занимается исследованием, диагностикой, коррекцией и профилактикой различных психологических нарушений в основном при психических (реже - при соматических) заболеваниях как у взрослых, так и у детей.

Цель данной работы – рассмотреть некоторые теоретические положения патопсихологии.

Задачи:

- охарактеризовать значение и соотношение биологического и социального в формировании психики человека;

- выявить влияние болезни на протекание психических процессов и формирование личности (на модели эпилепсии);

- рассмотреть проблему соотношения распада и развития психики;

- дать краткую характеристику основным закономерностям нормального и патопсихологического развития личности.

При написании реферата был использован такой метод исследования, как теоретический анализ и синтез.

Реферат состоит из введения, основной части, разбитой на параграфы, заключения – вывода и списка использованных источников.


1. Роль и соотношение биологического и социального в формировании психики



Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
4. Соотношение социального и биологического в человеке и обществе наиболее полно и точно описывает концепция целостной (интегральной) социальной природы человека. Человек рассматривается как социальное существо, в котором, как в микрокосме, сохраняются свойства и закономерности биологической формы материи. На этой концепции необходимо остановиться подробнее [1].

Соотношение биологического и социального в человеке подчиняется следующим закономерностям [5]:

- во-первых, социальное возникает из биологического и является новым качественным уровнем развития материи. Этот уровень имеет свои собственные законы, не сводимые к законам биологии, химии и физики;

- во-вторых, с появлением социальных качеств человек не перестал, конечно, быть живым существом. Биологические особенности человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограничивающие возможности развертывания социальных процессов.

Таким образом, биологическая основа человеческого организма не определяет содержания высших по отношению к ней социальных процессов, но задает некоторые границы и пределы, за которые социальные процессы выйти не могут. Эта закономерность прямо влияет на развитие потребностей. Общество стремится удовлетворять только те из них, которые не противоречат биологическим возможностям организма;

- в-третьих, социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его организма, изменяя и перестраивая ее (в тех пределах, которые допускают законы биологии). Так, переход к прямохождению, изменение скелета, мускулатуры и особенно развитие руки происходили у первобытных людей под воздействием социальной трудовой деятельности. Социальные катаклизмы - голод, войны, экономические кризисы и т. п. - приводят к изменению продолжительности жизни и ухудшению здоровья людей.

2. Влияние болезни на протекание психических процессов и формирование личности (на модели эпилепсии)



Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Лица, которые в преморбидном состоянии были эмоционально доступны, контактны, общительны, при прогредиентном течении эпилептического процесса постепенно обнаруживают изменение характера. В прошлом, до болезни, вполне гармоничная личность медленно, как бы исподволь, становится эгоцентричной, властолюбивой, мстительной. Повышенная впечатлительность сочетается с раздражительностью, сварливостью. Появляются агрессивность, жесткость, упрямство. Внешне больные нередко выглядят притворно учтивыми, слащавыми, однако в ситуациях, затрагивающих их личные интересы, проявляют необузданную импульсивность, эксплозивность, доходящую до развития «огненного гнева», сопровождающегося огромной яростью. Таким образом, под влиянием патологического процесса как бы формируется ядро новой личности, и больной эпилепсией своими характерологическими чертами резко отличается от здоровых людей[1].

Хронические нарушения психической деятельности у больных эпилепсией могут проявляться также повышенной гиперсоциальностью. В данном случае в отличие о больных с асоциальными изменениями личности, склонных к постоянным конфликтам, нарушениям правил общежития, хулиганским действиям, агрессивности, обнаруживаются добросовестность, детская привязанность, угодливость, стремление оказать услуги окружающим. Эпилептические характеры красочно описаны Достоевским в «Идиоте» и в «Преступлении и наказании», где в образе князя Мышкина четко выступает гиперсоциальность, а в образе Раскольникова показана личность с асоциальным поведением.

 Мышление больного эпилепсией также претерпевает характерные изменения. На первый план выступает крайняя вязкость, обстоятельность мыслительного процесса, трудность переключения с одной темы на другую. Речь больного изобилует уменьшительно-ласкательными словами, темп ее медленный, монотонный, с застреванием на ненужных подробностях. Проявляется также постоянная склонность к уходу от главной темы с рассуждениями о случайных, попутно возникших обстоятельствах. Чрезмерная детализация, скрупулезность больных выражается в их деятельности – рисунках, вышивании. Текст, написанный рукой больного, обычно характеризуется помимо детальности изложения точно выведенными буквами, расстановкой, насколько позволяет интеллект, знаков препинания. Обстоятельно бывает указана дата, часто время и место описываемого события.

 Эпилептическое слабоумие складывается из прогрессирующего ослабления свойств памяти и неумения отличать главное от второстепенного. Больной постепенно теряет приобретенные а процессе жизни навыки, становится неспособным к обобщению событий, у него отмечается узость суждений. Интересы его сводятся к удовлетворению личных, нередко только физиологических потребностей. Речь становится крайне малословной (олигофазия), замедленной, с повышенной жестикуляцией. Больной в состоянии лишь употреблять очень небольшое количество слов в виде стандартных выражений, насыщенных уменьшительно-ласкательными словами: «кроваточка», «домик», одеяльце», «докторочек» и др. Считается, что эпилептическое слабоумие особенно выражено при наличии в клинике заболевания частых больших судорожных припадков, а формирование эпилептического характера и мышления наиболее связано с психотическими расстройствами (эквивалентами) [3].

С Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Мышление больных эпилепсией имеет ряд особенностей, проявляющихся в речи. Наиболее характерны застревание в деталях, невозможность выделить главное, трудность перехода от одних представлений к другим, в связи с чем, больные могут с большим трудом высказывать свои мысли. Их речь бедна словами, постоянно сопровождается возвратами к уже сказанному, пестрит витиеватыми банальными выражениями.

Все эти свойства личности позволили сформулировать основное качество психики больных эпилепсией – вязкость. Отчетливое проявление изменения личности, сопровождающееся различными по глубине изменениями памяти, свидетельствует о наличии эпилептического слабоумия. На этом фоне у больных могут возникать различные психические расстройства в виде помрачения сознания, галлюцинаций, эпилептических бредовых психозов и так далее[1].

Для того, чтобы предупредить или, по возможности, отдалить развитие изменений личности при эпилепсии, такие больные должны постоянно наблюдаться у психиатра и получать адекватное лечение.

3. Проблема соотношения распада и развития психики



Проблема соотношения распада и развития личности всегда привлекала внимание не только медиков, но и психологов. Л.С. Выготский неоднократно утверждал, что для полного освещения проблемы развития и созревания психики необходимы знания данных о ее распаде [6, с. 364], При этом генетический подход, применяемый к животным, не может быть просто продолжен при анализе развития человека.

При переходе к человеку законы биологической эволюции уступают место законам общественно-исторического развития. Продолжая мысль Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьев (1959) подчеркивал, что развитие человека заключается не в приспособлении к окружающей среде, а в усвоении и присвоении всего того, что накоплено человечеством.

Проблема распада и развития должна поэтому решаться в психологии иначе, чем в биологических науках. Однако для конкретной аргументации этого общего положения потребовались многие специальные патопсихологические исследования; на некоторых из них мы остановимся в данном очерке [4].

Дело в том, что исследованиями в области патологической анатомии и гистологии показано, что при болезнях мозга поражается более всего молодое, т. е. филогенетически наиболее поздно развившееся образование коры головного мозга.

Экспериментальными исследованиями И.П. Павлова и его сотрудников на животных подтверждают положение о том, что при патологическом процессе ранее всего нарушается то, что было приобретено позднее [7]. Так, приобретенные условные рефлексы разрушаются при болезни мозга значительно легче, чем безусловные. В процессе экспериментальных исследований было установлено, что поражение более поздних в филогенетическом отношении образований является следствием ослабления их регулирующей роли и может привести к «высвобождению» деятельности более ранних [10].

Из этих данных нередко делается вывод, что при некоторых болезнях мозга поведение и действия человека совершаются на более низком уровне, соответствующем якобы определенному этапу детского развития [6]. Исходя из концепции о регрессе психики душевнобольного человека на более низкий в онтогенетическом отношении уровень, многие исследователи пытались найти соответствие между структурой распада психики и определенным этапом детства.

Так, еще Э. Кречмер (1927) сближал мышление больных шизофренией с мышлением ребенка в пубертатном возрасте. В основе этих взглядов лежит идея о послойном распаде психики - от ее высших форм к низшим.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Слабоумный взрослый больной не в состоянии овладеть системой новых связей, установить при выполнении умственных заданий непривычные для него отношения между предметами, достаточно владея в то же время запасом прежних знаний и навыков, которыми он оперирует [12]. Ребенок, не обладая прочным запасом знаний, широким кругом связей, легко формирует и использует новые понятия и овладевает новой системой знаний.

Круг ассоциаций ребенка в процессе обучения быстро расширяется, его знания об окружающем мире увеличиваются и усложняются. Ребенок быстро усваивает самые различные знания о предметах, накапливает и синтезирует их. Даже умственно отсталый ребенок всегда обучаем, в то время как дементный больной практически не обучаем [2]. Таким образом, несмотря на внешнее сходство мышления взрослого слабоумного больного и ребенка, они по своей структуре качественно различаются.

Итак, психологический анализ клинического материала показывает, что структура поведения и мыслительной деятельности взрослого больного не соответствует структуре поведения и мышления ребенка. Ни одна из болезней не приводит к повторению особенностей, свойственных развитию психических процессов по этапам детства.

Этот вывод, полученный на основе конкретных патопсихологических исследований, согласуется с общими положениями отечественной психологии. А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия неоднократно подчеркивали, что материальным субстратом высших психических функций являются не отдельные корковые участки пли центры, а функциональные системы совместно работающих корковых зон.

Эти функциональные системы созревают самостоятельно при рождении ребенка, а формируются в процессе его жизнедеятельности, постепенно приобретая характер сложных, прочных межфункциональных связей. А.Н. Леонтьев предлагает (вслед за А.А. Ухтомским) обозначать их как «функциональные органы» (1559) [4].

Эти положения коренным образом меняют наши представления о сущности развития психики: психические процессы и свойства личности не являются (в отличие от психики животных) результатом созревания отдельных участков или зон мозга. Они складываются в онтогенезе и зависят от образа жизни ребенка [10].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

4. Закономерности нормального и патопсихологического развития личности



Западные психологи определяют развитие как изменения, происходящие во времени в строении тела, психике и поведении человека, в результате биологических процессов в организме и под воздействием окружающей среды [3].

Отечественные психологи рассматривают развитие как процесс, характеризующий качественные преобразования в поведении, психике, интеллекте и эмоциях, т.е. понимают психическое развитие как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях [1].

Рост организма (количественные изменения) связан с изменениями его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводит к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким [11]. Но возникновение каждой новой ступени никогда не является только внешней надстройкой над предыдущей, которая представляет собой подготовительную ступень к последующей.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Значение закона гетерохронии для адаптивного характера развития обосновывается в разработанной П.К. Анохиным теории системогенеза. Исследования показали, что в раннем онтогенезе отдельные элементы органа созревают постепенно и неравномерно и, объединяясь с наиболее рано созревающими элементами другого органа, принимающего участие в реализации данной функции, создают функциональную систему. Таким образом осуществляется минимальное, но достаточное для этого этапа развитие жизненно важных функций (принцип «минимального обеспечения») [9].

Разные функциональные системы в зависимости от их значимости в обеспечении адаптивного существования и развития организма созревают в разные сроки постнатальной жизни [5]. Это обеспечивает высокий приспособительный эффект развития на каждом этапе онтогенеза и надежность функционирования биологических систем.

При этом надежность обеспечивается не только высоким приспособительным эффектом гетерохронного формирования функциональных систем, но и такими свойствами живой системы, как избыточность элементов, их дублирование, взаимозамещаемость, быстрота возврата к относительному постоянству и динамичность отдельных звеньев системы [7].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Процесс развития непрерывен и необратим. Как и генез всех живых систем, развитие психики подчинено закону целостности. Внутренними механизмами развития выступает единство процессов дифференциации (выделения в структуре формирующейся системы новых компонентов) и интеграции (объединения этих компонентов с другими).

Важнейшим в развитии психики является принцип единства эволюционирования и функционирования [8]. Нельзя представить себе ситуацию, при которой сначала нужно дождаться момента, когда у ребенка сформируется мышление или речь, и только потом позволить ему думать и говорить.

Исключительное свойство развития человеческой психики - невозможность заранее предвидеть конечный продукт этого процесса, так как на определенном его этапе человек превращается в субъект своего развития, сам определяет направление собственной самореализации [12].

Развитие осуществляется в процессе предметной деятельности. На каждом этапе онтогенеза выделяется ее ведущий вид. В одних видах формируется преимущественно мотивационно-потребностная сфера психики, в других – операциональная [10].

Нервная система чрезвычайно пластична, на этом ее свойстве проявляется способность к компенсации [8]. Чем меньше ребенок, тем более уязвим он в отношении вредных воздействий, но в то же время его нервная система обладает большими резервами пластичности и, следовательно, компенсаторными возможностями.

Психическое развитие невозможно вне общения. Именно в процессе общения со взрослым ребенок осваивает культурно-исторический опыт человечества, что составляет сущность процесса формирования человеческого сознания [3].

Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе развития психики, но это единство имеет две особенности: во-первых, оно изменяется в процессе развития; во-вторых, имеет разный удельный вес в становлении различных психических функций. В развитии элементарных функций велика роль биологических факторов, в развитии высших функций - социокультурных.

Итак, общие тенденции развития нормального и аномального ребенка определяют важное условие коррекционного воздействия и механизмов компенсации: аномальный ребенок должен пройти все те же стадии онтогенетического развития, что и нормально развивающийся сверстник.

Однако средства развития и его темпы будут качественно иными, а результаты работы с аномальным ребенком не будут полностью совпадать с тем, чего достигают нормально развивающиеся дети [7]. Тем не менее следует стремиться к тому, чтобы каждый этап возрастного развития аномального ребенка был максимально приближен к норме.

В то же время аномальное развитие имеет свои общие закономерности и особенности, в условиях дизонтогенеза они обнаруживаются как реакция процесса развития на разные неблагоприятные условия его протекания [12].

Для аномальных детей характерно замедление темпа возрастного развития, изменение сроков перехода от одной фазы к другой. Замедление может иметь устойчивый или переменный характер, затрагивать развитие психики в целом или ее отдельных сторон [4]. Выраженность отставания не зависит напрямую от степени тяжести основного нарушения, так как опосредуется силой компенсаторных возможностей, временем и качеством оказанной ребенку психолого-педагогической помощи.

Специфической закономерностью является ретардация - незавершенность формирования психических функций в конкретном периоде, отсутствие инволюции ранних форм психических функций [8].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Помимо общих и специфических закономерностей развития имеются особенности, характерные только для конкретного нарушения - модально-специфические. Например, у неслышащих детей развитие различных компонентов психики очень своеобразно: соотношение наглядно-образного и словесно-логического мышления несоразмерно, письменная речь приобретает большее значение в сравнении с устной и др.

Заключение



В настоящее время психологическая наука представляет собой разветвленную структуру научных направлений, взаимосвязанных между собой. В ней выделяется множество отраслей, которые, в свою очередь, представляют собой относительно самостоятельно и постоянно развивающиеся направления научных исследований. Такие научные направления в области психологии можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные.

Перечислим часть из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

В структуре психологических знаний выделяется такое направление, как патопсихология.

Патопсихология - практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)» и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме».

Патопсихология - отрасль медицинской психологии, предмет которой - психопатология, а задача - психодиагностика с целью уточнения медицинского диагноза и обоснования лечения, в частности психотерапии и трудотерапии.

В рамках данной работы были рассмотрены такие проблемные вопросы психологии, а в частности патопсихологии, как:

- значение и соотношение биологического и социального в формировании психики человека;

- влияние болезни на протекание психических процессов и формирование личности (на модели эпилепсии);

- проблема соотношения распада и развития психики;

- основные закономерности нормального и патопсихологического развития личности.

Список использованных источников



  1. Болдырев А. И. Психические особенности больных эпилепсией – М.: Медицина, 2000 – 384с

  2. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 301с.

  3. Броун Т., Холмс Г. Эпилепсия. Клиническое руководство – М.: Бином, 2006 – 288с

  4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Апрель Прес, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 287с.

  5. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С.Очерки по психологии аномального развития личности.-М.: Изд-во Моск.увн-та,1980 – 169с

  6. Дубровинская Н.В. и др. Психофизиология ребенка. - М., 2000. – 144с.

  7. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М., 2000. – 232с.

  8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Смысл: ЭКСМО, 2005. – 584с.

  9. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 336с.

  10. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 352с.

  11. Соколова Е.Т., Николаева О.Д. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М., 1995. – 430с.

  12. Сорокин В.М. Специальная психология. - Спб.: Речь, 2002. – 216с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений iconМатериалы для подготовки к гак (магистратура, выпуск 2013 года) взяты...
Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург, 2010
Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений iconУчебник для студ высш учеб заведений/ Т. В. Соколова, А. И. Владимирова,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений iconХухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость:...
Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,...
Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений iconЯшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:...
Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб пособие для студ высш и сред, пед...
Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений iconТематика семинарских занятий по биоэтике (лечебный факультет) Тема №1
Хрусталёв Ю. М. Введение в биомедицинскую этику: учеб пособие для студ высш учебн заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2010.,...
Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений iconНемов Р. С. Психология: Учеб для студ высш пед учеб заведений: в 3 кн. 4-е изд
Вариант Принципы естественнонаучного подхода к изучению психики человека. [Источник: Электронный ресурс: 2]
Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений iconМатериалы для подготовки к экзамену
Оригинальный материал: Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург,...
Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений iconКраснова О. В., Лидере а г. Социальная психология старения: Учеб...
С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г
Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений iconБгатов А. П. Бойко Т. В., Зубрева М. В. Туристские формальности:...
Актуальные вопросы туристской деятельности: сб метод материалов. – Спб.: Недра, 2006
Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений iconДано описание подвижных игр, обосновано их воспитательное воздействие....
С 79 Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб пособие для студ высш учеб заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова....
Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений iconУчебник для студ высш учеб заведений. М., 2007. 400 с
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений iconГогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Г 58 Психология физического воспитания...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт»
Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений iconУроку. (из Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:...
Допущено Министерством образования и нayки Российской Федерации 4-е издание Москва «Просвещение» 2007
Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений iconРабочая программа Дисциплины «биологическое ресурсоведение»
Миркин, Б. М. Высшие растения: краткий курс систематики с основами науки о растительности [текст]: учеб для студ высш учеб заведений...
Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений iconУчебник для бакалавров (допущено Министерством высшего образования...
Новицкий И. Б. Римское право: учеб для юрид высш учеб заведений и фак. 2011. 298 с. 30 экз
Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений iconУчебное пособие представляет собой системный курс социальной психологии,...
Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Под ред. В. А. Сластенина. 2000г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск