Скачать 493.96 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра « ЭКОЛОГИИ» УТВЕРЖДЕНО На заседании учебно- методической комиссии Института естественных наук «__» _______2011г. Протокол № …. Председатель УМК И.Н. Юранева________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «БИОЛОГИЧЕСКОЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ» Блок дисциплин М2. В.8 Направление 022000.68 «Экология и природопользование» Квалификация (магистры, обучение 2 года) Институт естественных наук Форма обучения (очная) Семестр 11 Общая трудоёмкость дисциплины 5 зачётных единиц, 144 часа В том числе: Аудиторных - 36 часов, из них: Лекций- 12 часов; Практических – 24 часа; Самостоятельных – 98 часов; КСР – 10 часов; Текущий контроль – тесты, контрольные работы, реферат; Итоговый контроль – экзамен Сыктывкар 2011 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра « ЭКОЛОГИИ» Учебно-методический комплекс Дисциплина «БИОЛОГИЧЕСКОЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ» Блок дисциплин М2. В.8 Направление 022000.68 «Экология и природопользование» Квалификация (магистр) Институт естественных наук Форма обучения очная. Сыктывкар 2011 Лист согласования и утверждения рабочей программы Составители УМК доцент кафедры экологии, к.б.н. ____________ Н.В. Орловская (подпись) Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана по направлению 022000.62 «Экология и природопользование» Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры экологии Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г. Заведующий кафедрой экологии д.б.н. ____________ В.Г. Зайнуллин (подпись) СОГЛАСОВАНО: Директор Института естественных наук к.б.н. _____________ И.Н. Юранёва (подпись) Протокол №______ «___» __________2011 г. Председатель УМК Института естественных наук к.б.н. ____________ И.Н. Юранёва КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ Дисциплины «БИОЛОГИЧЕСКОЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ» Направление 022000.68 «Экология и природопользование» Квалификация (магистры, обучение 2 года) Институт естественных наук Форма обучения (очная) Блок дисциплин М2. В.8
Составитель: доцент кафедры экологии ____________ Н.В.Орловская Зав. кафедрой экологии ____________________ В.Г.Зайнуллин Дата составления карты «___»_____________2011 г. СОГЛАСОВАНО: Представитель библиотеки СыктГУ ___________ Н.С. Королева «___»________2011 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место и роль данной дисциплины, как составной части основной образовательной программы направления экология и природопользование. Растительный покров и животный мир относятся к числу важнейших составляющих живой природы. Растительность является фактором, формирующим природную среду, растения активно участвуют в процессах круговорота веществ, почвообразования, регулирования климата, состава атмосферы, гидрологического режима поверхностных и грунтовых вод; имеют почвозащитное, противоэрозионное, хозяйственно-экономическое, санитарно-гигиеническое и культурно-эстетическое значение. Животные, наряду с их использованием в рыбном и охотничьем хозяйстве, также выполняют важную эстетическую роль.
Компетенции, обучающегося в магистратуре по направлению022000.68 «Экология и природопользование». ПК 1-5,7-10,15
В рамках курса основное внимание уделено обобщению и систематизации сведений о биологическом разнообразии и биологии ресурсных видов растений, и животных. Рассматривается влияние изъятия их из природы на состояние естественных популяций, значение ресурсных растений и животных в народном хозяйстве. Цель курса биологическое ресурсоведение: познакомить студентов с основными ресурсными организмами европейского севера России. 1.2. Задачи изучения дисциплины Задачи этого учебного курса следующие: 1.Рассмотреть морфологические особенности ресурсных организмов. 2. Выяснить значение отдельных видов для потребностей человека. 3. Рассмотреть запасы биологических ресурсов в природе. 4. Познакомить с биотехнических мероприятиями увеличения численности ресурсов. В процессе изложения курса биологическое ресурсоведение демонстрируется взаимосвязь сообществ живых организмов. Информация, получаемая студентами на лекциях и в ходе семинарских занятий, расширяет их знания об условиях существования отдельных живых таксонов, сообществ и экосистем. Этот курс по специфике тесно связан с биологическими науками: систематикой, морфологией, физиологией, генетикой, биогеографией, эволюционным учением, а так же общей географией, ландшафтоведением. Знания в этих областях необходимы ученым, хозяйственникам, преподавателям. 1.3. Формы контроля Усвоение пройденного материала и проверка самостоятельной работы студентов происходит в виде устного опроса, посвященной той или иной теме, тестов. Владение теоретическими знаниями проверяется в ходе контрольных работ, коллоквиума и зачета. Большая роль отводится самостоятельной работе студентов, написанию реферата, что помогает им лучше усваивать и понимать пройденное, логику биологического ресурсоведения как науки экологической. Допуск к зачету осуществляется по результатам посещения лекций, лабораторных работ, после написания реферата и выполнения контрольных работ. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Программа Раздел I. РАСТИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 1.1. ВВЕДЕНИЕ Краткий обзор растительных ресурсов мира. Современное значение растительного сырья и растительных ресурсов в народном хозяйстве. Предмет и задачи ботанического ресурсоведения и его место в системе научных знаний. Понятие о терминах: «растительные ресурсы», «растительное сырье», «полезные растения». Рациональное использование флоры и растительности – важнейшее условие сохранения среды обитания. Законодательство и нормативно-правовые документы России в области охраны и рационального использования растительного мира. Основные формы просветительской работы среди населения по рациональному использованию и охране растений и растительности. 1.2. РЕСУРСЫ ФЛОРЫ северо-востока европейской части России Содержание базового понятия «флора». Соотношение понятий «флора», «растительность» и «растительный покров». Типы флор. Флора как система. Местные (аборигенные) виды. Культурные растения. Дичающие и одичавшие растения. Интродукция растений. Экзоты. Чужеродные виды в составе флоры. Адвентивные растения. Сегетальные и рудеральные растения. Синантропизация флоры. Методы исследования флоры. Анализ флоры. Цели и задачи анализа флоры. Основные разделы анализа флоры: таксономический, биологический, фитоценотический, географический, экологический, созологический (природоохранный), ресурсный (хозяйственно-экономический). Основные группы полезных растений и их классификация. Ресурсы полезных растений и пути их использования. Кадастр растительного мира. Поиски полезных растений. Методы оценки современных ресурсов флоры и растительности. Способы восстановления эксплуатируемых популяций. Основные причины возникновения редких, исчезающих видов растений. Краткий анализ растений, занесенных в Красную книгу .Национальная стратегия и план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия России. 1.3. РЕСУРСЫ ЛЕСНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ Современная лесистость территории. Геоботаническое районирование. Типы леса хвойных и мелколиственных лесов. Фитоценотическая, таксационная и лесохозяйственная характеристика основных лесных сообществ и их биологическая продуктивность. Коренные и производные формации и типы леса. Сукцессионные процессы, происходящие в лесных фитоценозах, и причины, их вызывающие. Антропогенные изменения лесной растительности. Дигрессии и трансформации лесов. Полезные растения лесов: древесинные, смолоносные, красильные, дубильные, пищевые, кормовые, лекарственные, медоносные, декоративные. Лесосырьевые ресурсы, их рациональное использование и охрана. Древесные ресурсы леса. Недревесные ресурсы леса (ресурсы ягодных и других плодовых растений, лекарственного сырья, подсочных промыслов, съедобных грибов). Лесные рекреационные ресурсы. 1.4. РЕСУРСЫ ЛУГОВОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ Азональность и мелкоконтурность лугов. Классификация лугов, их типы. Коренные и производные луга. Флористический состав лугов. Методы исследования лугов. Луга как кормовые растительные ресурсы и их роль в развитии животноводства. Продуктивность сообществ (урожайность зеленой массы, сенажа, сена). Кормовые достоинства луговых трав. Пастбищные и техногенные дигрессии лугов. Трансформации луговых сообществ под влиянием антропогенных воздействий. Охрана экофонда, генофонда и ценофонда лугов. 1.5. РЕСУРСЫ БОЛОТНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ Болото как комплекс взаимосвязанных биогеоценозов с обильным увлажнением, влаголюбивой флорой и торфообразованием. Основные особенности болота как среды обитания для растений. Флора болот. Жизненные формы болотных растений. Флористический состав болотной растительности. Методы геоботанического изучения болот. Растения-индикаторы. Роль в природе и хозяйственной деятельности человека. Полезные растения болот. Продуктивность растительных ценозов болот. Накопление органического вещества растительного происхождения. Условия формирования низинного и верхового торфа. Рациональное использование его запасов. Мелиоративная трансформация болотных ландшафтов. Нарушения природного равновесия и пути их решения. Рациональное использование и охрана болот. Ресурсы водной растительности. Раздел 2. РЕСУРСЫ ЖИВОТНОГО МИРА 2.1. ВВЕДЕНИЕ Общая характеристика животных ресурсов. Реально используемые и потенциальные ресурсы животного мира. Систематический состав фауны и особенности ее распределения. 2.2. РЫБНЫЕ РЕСУРСЫ Распределение рыбных ресурсов. Основные виды рыб – объектов промысла и спортивного лова, их биологические особенности. Динамика эксплуатации рыбных ресурсов и условия оптимального возобновления. Законодательное регулирование эксплуатации рыбных ресурсов. Прудовое рыбоводство на территории, его становление и современное состояние. Основные объекты прудового рыбоводства. Экономические основы ведения рыбного и прудового хозяйства. 2.3. РЕСУРСЫ НАЗЕМНЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ Охотничье хозяйство. Исторический очерк эксплуатации и охраны охотничьих ресурсов. Основные объекты промысла и спортивной охоты, особенности их биологии (водоплавающие, водно-болотные и тетеревиные птицы, бобр, ондатра, белка, зайцы, хищные и копытные млекопитающие). Условия рационального использования и воспроизводства ресурсов охотничьих животных. Регулирование сроков и способов охоты. Принципы определения оптимальных сроков и способов охоты. Основные этапы годового цикла охотничьих животных (размножение, линька, зимовка и др.) и связанные с ними ограничения охоты в условиях. Многолетние циклы численности охотничьих животных. Нормирование добычи охотничьих животных. Бонитировка охотничьих угодий. Методы оценки численности охотничьих животных. Лицензирование добычи. Повышение производительности охотничьих угодий и продуктивных свойств популяций охотничьих животных. Экономические основы ведения охотничьего хозяйства. Охотничий промысел; обработка и сбыт промысловой охотничьей продукции. Раздел 3. УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Использование ресурсов растительного и животного мира для учебных, научных и культурно-просветительских целей. Коллекционирование растительных и зоологических объектов, его правовое регулирование. Основные угрозы сохранению и использованию природных ресурсов. Общие принципы сохранения, устойчивого возобновления, использования растительных и животных ресурсов, его законодательное регулирование. Виды «Красной книги». Глобально угрожаемые виды растений и животных на территории, их запасы и перспективы сохранения. Международное сотрудничество в области охраны и устойчивого использования биологических ресурсов. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (Часть ВЫПОЛНЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО)
Лабораторные работы курса «Биологическое ресурсоведение» Древесные ресурсы. Хвойные породы Занятие 1. Тема. Морфология, анатомия, ареал и использование растений рода сосна Обеспечивающие средства Оборудование: Микроскопы ( 12- 14 шт) Проектор. Реактивы: Флороглюцин и соляная кислота 1. Гербарий видов сосны: сосна обыкновенная, сосна кедровая. (6-7 комплектов) 2.Спилы стволов сосны. 3. Спички 4.Анатомические препараты: Постоянные препараты поперечного среза иголки сосны Постоянные препараты продольного и радиального среза стебля сосны (3 года). (12-14 шт) 5. Карты ареалов. Литература: Лащенкова А.Н. Сосновые леса //Производительные силы Коми АССР. М.Л.: 1954.Т.3.Ч.1.С.126-157. Непомилуева Н.И. Кедр сибирский на Северо-Востоке европейской части СССР. Л.: Наука,194. 184 с. Правдин Л.Ф. Сосна обыкновенная. М.: Наука, 1964. 191 с. Шульгин В.А. Отбор и разведение сосен высокой смолопродуктивности. М.: Лесная промышленность, 1973. 88 с. Ярмишко В.Г. Сосна обыкновенная и атмосферное загрязнение на европейском Севере. СПбГУ, Изд. НИИ химии СЛОТУ, 1977. 210 с. Древесные ресурсы. Хвойные породы Занятие 2 Тема 2. Морфология, анатомия, ареал и использование растений родов ель, пихта, лиственница. Обеспечивающие средства Оборудование: Микроскопы ( 12- 14 шт) Проектор. Реактивы: Флороглюцин и соляная кислота 1. Гербарий видов: ели, пихты, лиственницы. (6-7 комплектов) 2.Спилы стволов. 4.Анатомические препараты: Постоянные препараты поперечного среза иголки ели, пихты, лиственницы Постоянные препараты продольного и радиального среза стебля (3 года). (12-14 шт) 5. Карты ареалов. Литература: Дылис Н.В. Лиственница. М.: Лесная промышленность, 1981. 97 с. Козубов Г.М. Биология плодоношения хвойных на Севере. Л.: Наука, 1974. 136 с. Козубов Г.М., Муратова Е.Н. Современные голосеменные. Л.: Наука, 1986. 192 с. Леса Республики Коми / Ред. Г.М. Козубов,А.И.Таскаев. М.: «Дизайн. Информация. Картография», 1999. 332 с. Древесные ресурсы. Мелколиственные породы Занятие 3 Тема 3. Морфология, анатомия, систематика, ареал и использование растений родов береза, осина, ива. Обеспечивающие средства Оборудование: Микроскопы ( 12- 14 шт, Бинокуляры Проектор. Реактивы: Судан III 1. Гербарные образцы разных видов рода береза (Betula pendula, B.pubescens, B. nana)фиксированные соцветия, сухие плоды, плакаты с изображением березы. (6-7 комплектов) 2.Спилы стволов. 4.Анатомические препараты: Постоянные препараты продольного и радиального среза стебля березы (3 года). (12-14 шт) 5. Карты ареалов. Порядок Betulales – березоцветныеСемейство Betulaceae – березовыеСтудент должен знать: представителей семейства, строение вегетативных и генеративных структур. Студент должен уметь: определять виды. Содержание темы. Порядок березоцветные – Betulales. Семейство березовые – Betulaceae (6 родов, 150 видов). Представители родов граба - Carpinus, березы - Betula, лещины - Corilus, ольхи - Alnus. Особенности строения соцветий и цветков. Место группы в разных системах; современная филогенетическая оценка признаков. Роль в растительном покрове, хозяйственное значение. |
Рабочая программа Учебной дисциплины ландшафтный дизайн как основа... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Рабочая программа по дисциплине В. В ресурсоведение по направлению... Цель дисциплины состоит в углублении теоретических знаний и приобретении практических умений и навыков по вопросам ресурсоведения,... | ||
Рабочая программа по дисциплине В. В ресурсоведение по направлению... Цель дисциплины состоит в углублении теоретических знаний и приобретении практических умений и навыков по вопросам ресурсоведения,... | Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии Целью изучения дисциплины является формирование представлений об актуальных проблемах и перспективных направлениях биологических... | ||
Пояснительная записка Программа курса «Биологическое краеведение» Программа курса «Биологическое краеведение» предназначена для работы с учащимися 6-х классов | Урок №26 Тема урока: Цветок, его строение и значение Задачи урока: сформировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе (органе полового размножения) покрытосеменных растений;... | ||
Рабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Рабочая программа Ф. И. О. учителя Необходимость введения курса "Биологическое краеведение" в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим | ||
Рабочая программа Малашиной Марины Николаевны Необходимость введения курса «биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Туристское ресурсоведение: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм»... | ||
Рабочая программа педагога Изюмовой Светланы Васильевны (II квалификационная... Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Целью изучения дисциплины является формирование представлений об актуальных проблемах и перспективных направлениях биологических... | ||
Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная... Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных... | Учебный курс «Биологическое краеведение» | ||
Рабочая программа по элективному курсу «Генетика и медицина» Поэтому развитие биологической компетентности выпускника, а тем более выпускника, готового продолжить биологическое образование,... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Медико-биологическое сопровождение физической культуры и спорта», по направлению 034300. 68»Физическая культура», форма обучения... |