Рабочая программа Дисциплины «биологическое ресурсоведение»





Скачать 493.96 Kb.
НазваниеРабочая программа Дисциплины «биологическое ресурсоведение»
страница1/8
Дата публикации28.02.2015
Размер493.96 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра « ЭКОЛОГИИ»

УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно- методической комиссии

Института естественных наук

«__» _______2011г.

Протокол № ….

Председатель УМК

И.Н. Юранева________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «БИОЛОГИЧЕСКОЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ»
Блок дисциплин М2. В.8

Направление 022000.68 «Экология и природопользование»

Квалификация (магистры, обучение 2 года)

Институт естественных наук

Форма обучения (очная)
Семестр 11

Общая трудоёмкость дисциплины 5 зачётных единиц, 144 часа

В том числе:

Аудиторных - 36 часов, из них:

Лекций- 12 часов;

Практических – 24 часа;

Самостоятельных – 98 часов;

КСР – 10 часов;

Текущий контроль – тесты, контрольные работы, реферат;

Итоговый контроль – экзамен

Сыктывкар 2011

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра « ЭКОЛОГИИ»

Учебно-методический комплекс

Дисциплина «БИОЛОГИЧЕСКОЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ»

Блок дисциплин М2. В.8

Направление 022000.68 «Экология и природопользование»

Квалификация (магистр)

Институт естественных наук

Форма обучения очная.

Сыктывкар 2011
Лист согласования и утверждения рабочей программы

Составители УМК

доцент кафедры экологии, к.б.н. ____________ Н.В. Орловская

(подпись)

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана

по направлению 022000.62 «Экология и природопользование»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры экологии

Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г.

Заведующий кафедрой экологии

д.б.н. ____________ В.Г. Зайнуллин

(подпись)
СОГЛАСОВАНО:

Директор Института естественных наук

к.б.н. _____________ И.Н. Юранёва

(подпись)
Протокол №­­______

«___» __________2011 г.
Председатель УМК Института естественных наук

к.б.н. ____________ И.Н. Юранёва


КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
Дисциплины «БИОЛОГИЧЕСКОЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ»

Направление 022000.68 «Экология и природопользование»

Квалификация (магистры, обучение 2 года)

Институт естественных наук

Форма обучения (очная)

Блок дисциплин М2. В.8



Число

студентов

Список литературы

Кол-во

экз.

Количество

экземпляров

на 1 студента

С грифом




Основная литература:











12

Миркин, Б. М. Высшие растения: краткий курс систематики с основами науки о растительности [текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова, А. А. Мулдашева; ред. Э. М. Горелик. – М.: Логос, 2001. – 264 с.


25

1

+




Лесное хозяйство и лесные ресурсы Республики Коми /Ред. Г.М.Козубова, А.И. Таскаева. М.: «Дизайн. Информация. Картография.», 2000.

512 с.

2

































































































Составитель:

доцент кафедры экологии ____________ Н.В.Орловская

Зав. кафедрой экологии ____________________ В.Г.Зайнуллин

Дата составления карты «___»_____________2011 г.

СОГЛАСОВАНО:

Представитель библиотеки СыктГУ ___________ Н.С. Королева

«___»________2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  • Цели изучения дисциплины: познание закономерностей формирования биологического разнообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом.

Место и роль данной дисциплины, как составной части основной образовательной программы направления экология и природопользование.

Растительный покров и животный мир относятся к числу важнейших составляющих живой природы. Растительность является фактором, формирующим природную среду, растения активно участвуют в процессах круговорота веществ, почвообразования, регулирования климата, состава атмосферы, гидрологического режима поверхностных и грунтовых вод; имеют почвозащитное, противоэрозионное, хозяйственно-экономическое, санитарно-гигиеническое и культурно-эстетическое значение. Животные, наряду с их использованием в рыбном и охотничьем хозяйстве, также выполняют важную эстетическую роль.

  • Деятельность человека по использованию растительных и животных ресурсов нередко приводит к необратимым деструктивным явлениям в природе. По этой причине вопросы рационального использования растительных и животных ресурсов, их сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия - одна из задач оценка ресурсов хозяйственно полезных видов растений и животных. В связи с расширением хозяйственного использования природных ресурсов наблюдается повышенный интерес к группе технических, пищевых и кормовых, лекарственных, декоративных и фитомелиоративных растений и животных, что требует разработки и внедрения правил экологически оптимальной эксплуатации этих видов ресурсов.

  • Курс биологическое ресурсоведение знакомит студентов с общей характеристикой растительных, грибных и животных ресурсов (реально используемыми и потенциальными); ресурсами лесной, луговой, болотной, водной и синантропной растительности; основными группами хозяйственно полезных растений, животных; методами определения современных ресурсов флоры и фауны; правилами их экологически грамотной эксплуатации и охраны. Подготовка специалистов-экологов требует формирования представлений о флоре, растительности и фауне, их генетической структуре (аборигенные, дичающие, одичавшие и заносные виды), современных особенностях.

  • Основной задачей данного курса является формирование у будущих специалистов-экологов системы представлений об общих характеристиках растительных и животных ресурсов северо-востока европейской части России и условиях экологически грамотной их эксплуатации и охраны.

  • Курс биологическое ресурсоведение является необходимой основой для таких экологических дисциплин, как «Ландшафтная экология», и ряда других, а также для учебной практики и практикума по специализации.

  • Материалы курса биологическое ресурсоведение, как элемент профессиональной подготовки специалистов-экологов, находят применение в практике разработки и применения научных основ организации устойчивого использования природных ресурсов, охраны и реинтродукции редких и хозяйственно полезных видов.



  • В результате изучения дисциплины студенты биологическое ресурсоведение должен знать:

  • основные группы, виды хозяйственно полезных растений, грибов и животных северо-востока европейской части России

  • основные методы оценки запасов ресурсных групп и видов растений и животных;

  • методы, сроки и способы заготовки основных ресурсных видов растений;

  • основные пути оптимизации запасов хозяйственно полезных растений и животных в рамках ведения лесного, сельского, рыбного и охотничьего хозяйства

  • уметь:

  • исследовать региональную флору, фауну и растительность с целью выявления хозяйственно полезных видов и определения их запасов;

  • определять и обосновывать нормы эксплуатации различных групп растительных и животных ресурсов, меры экологической оптимизации устойчивого использования природных ресурсов;

  • применять полученные знания и практические навыки при изучении других биологических и экологических дисциплин, в научной, производственной, педагогической и природоохранной деятельности.




  • При чтении лекционного курса биологическое ресурсоведение применяется наглядно-иллюстративный материал в виде гербария, таблиц, видеофрагментов.

  • Самостоятельная работа студентов предполагает использование современных информационных технологий, комплекса учебных и учебно-методических материалов в сетевом доступе (программу, методические пособия, список рекомендуемых источников литературы и информационных ресурсов, задания в тестовой форме и вопросы для самоконтроля), а также подготовку, заслушивание и обсуждение самостоятельно подготовленных студентами кратких сообщений.

  • Эффективность самостоятельной работы студентов проверяется в ходе текущего и итогового контроля знаний, включающего тестовый контроль по учебным модулям курса.


Компетенции, обучающегося в магистратуре по направлению022000.68 «Экология и природопользование».

ПК 1-5,7-10,15

  • Обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов науки в объеме, необходимом для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию.

  • В результате изучения дисциплины студенты должен знать:

  • природно-ресурсный потенциал биосферы;

  • возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы;

  • принципы и методы их рационального использования и воспроизводства; экологическое регулирование, прогнозирование и последствия природопользования



  • Магистрант должен владеть:

  • способами описания фитоценозов, определения характеристик ценопопуляций растений и животных;

  • методами описания процессов и выделения стадий сукцессий;

  • методами градиентного анализа.

  • студент должен уметь:

  • применять сведения о разнообразии биогеоценозов для решения прикладных экологических задач;

  • использовать ресурсоведческую информацию при инвентаризации растительных и животных ресурсов, оценке экологических условий.

  • знать роль растений и животных в биосфере и уметь анализировать процессы, протекающие в биосфере;

  • быть осведомленным о механизмах взаимосвязи процессов акклиматизации и интродукции, о динамике особей естественных популяций таксонов;

  • владеть методикой биотехнических мероприятий и уметь производить их в природной сфере;

  • уметь пользоваться научной литературой;

  • иметь опыт и знать принципы организации полевых и лабораторных работ;

  • в соответствии с направлением специализации на кафедре экологии свободно ориентироваться во всей совокупности профессиональной деятельности, владеть методами наблюдения, описания, классификации, экспериментального анализа;



  • При чтении лекционного курса биологическое ресурсоведение применяется наглядно-иллюстративный материал в виде гербария, таблиц, видеофрагментов.

  • Самостоятельная работа студентов предполагает использование современных информационных технологий, комплекса учебных и учебно-методических материалов в сетевом доступе (программу, методические пособия, список рекомендуемых источников литературы и информационных ресурсов, задания в тестовой форме и вопросы для самоконтроля), а также подготовку, заслушивание и обсуждение самостоятельно подготовленных студентами кратких сообщений.

  • Эффективность самостоятельной работы студентов проверяется в ходе текущего и итогового контроля знаний, включающего тестовый контроль по учебным модулям курса.



    1. Курс знакомит с частными вопросами рационального природопользования преимущественно северо-востока европейской части России и прилежащих территорий.

В рамках курса основное внимание уделено обобщению и систематизации сведений о биологическом разнообразии и биологии ресурсных видов растений, и животных. Рассматривается влияние изъятия их из природы на состояние естественных популяций, значение ресурсных растений и животных в народном хозяйстве.

Цель курса биологическое ресурсоведение: познакомить студентов с основными ресурсными организмами европейского севера России.
1.2. Задачи изучения дисциплины

Задачи этого учебного курса следующие:

1.Рассмотреть морфологические особенности ресурсных организмов.

2. Выяснить значение отдельных видов для потребностей человека.

3. Рассмотреть запасы биологических ресурсов в природе.

4. Познакомить с биотехнических мероприятиями увеличения численности ресурсов.
В процессе изложения курса биологическое ресурсоведение демонстрируется взаимосвязь сообществ живых организмов.

Информация, получаемая студентами на лекциях и в ходе семинарских занятий, расширяет их знания об условиях существования отдельных живых таксонов, сообществ и экосистем. Этот курс по специфике тесно связан с биологическими науками: систематикой, морфологией, физиологией, генетикой, биогеографией, эволюционным учением, а так же общей географией, ландшафтоведением. Знания в этих областях необходимы ученым, хозяйственникам, преподавателям.
1.3. Формы контроля

Усвоение пройденного материала и проверка самостоятельной работы студентов происходит в виде устного опроса, посвященной той или иной теме, тестов. Владение теоретическими знаниями проверяется в ходе контрольных работ, коллоквиума и зачета. Большая роль отводится самостоятельной работе студентов, написанию реферата, что помогает им лучше усваивать и понимать пройденное, логику биологического ресурсоведения как науки экологической.

Допуск к зачету осуществляется по результатам посещения лекций, лабораторных работ, после написания реферата и выполнения контрольных работ.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Программа
Раздел I. РАСТИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1.1. ВВЕДЕНИЕ

Краткий обзор растительных ресурсов мира. Современное значение растительного сырья и растительных ресурсов в народном хозяйстве.

Предмет и задачи ботанического ресурсоведения и его место в системе научных знаний. Понятие о терминах: «растительные ресурсы», «растительное сырье», «полезные растения». Рациональное использование флоры и растительности – важнейшее условие сохранения среды обитания. Законодательство и нормативно-правовые документы России в области охраны и рационального использования растительного мира. Основные формы просветительской работы среди населения по рациональному использованию и охране растений и растительности.
1.2. РЕСУРСЫ ФЛОРЫ северо-востока европейской части России

Содержание базового понятия «флора». Соотношение понятий «флора», «растительность» и «растительный покров». Типы флор. Флора как система.

Местные (аборигенные) виды. Культурные растения. Дичающие и одичавшие растения. Интродукция растений. Экзоты. Чужеродные виды в составе флоры. Адвентивные растения. Сегетальные и рудеральные растения. Синантропизация флоры.

Методы исследования флоры. Анализ флоры. Цели и задачи анализа флоры. Основные разделы анализа флоры: таксономический, биологический, фитоценотический, географический, экологический, созологический (природоохранный), ресурсный (хозяйственно-экономический).

Основные группы полезных растений и их классификация. Ресурсы полезных растений и пути их использования. Кадастр растительного мира. Поиски полезных растений. Методы оценки современных ресурсов флоры и растительности. Способы восстановления эксплуатируемых популяций.

Основные причины возникновения редких, исчезающих видов растений. Краткий анализ растений, занесенных в Красную книгу .Национальная стратегия и план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия России.

1.3. РЕСУРСЫ ЛЕСНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

Современная лесистость территории. Геоботаническое районирование. Типы леса хвойных и мелколиственных лесов. Фитоценотическая, таксационная и лесохозяйственная характеристика основных лесных сообществ и их биологическая продуктивность.

Коренные и производные формации и типы леса. Сукцессионные процессы, происходящие в лесных фитоценозах, и причины, их вызывающие. Антропогенные изменения лесной растительности. Дигрессии и трансформации лесов.

Полезные растения лесов: древесинные, смолоносные, красильные, дубильные, пищевые, кормовые, лекарственные, медоносные, декоративные.

Лесосырьевые ресурсы, их рациональное использование и охрана. Древесные ресурсы леса. Недревесные ресурсы леса (ресурсы ягодных и других плодовых растений, лекарственного сырья, подсочных промыслов, съедобных грибов).

Лесные рекреационные ресурсы.
1.4. РЕСУРСЫ ЛУГОВОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

Азональность и мелкоконтурность лугов. Классификация лугов, их типы. Коренные и производные луга. Флористический состав лугов. Методы исследования лугов.

Луга как кормовые растительные ресурсы и их роль в развитии животноводства. Продуктивность сообществ (урожайность зеленой массы, сенажа, сена). Кормовые достоинства луговых трав. Пастбищные и техногенные дигрессии лугов. Трансформации луговых сообществ под влиянием антропогенных воздействий.

Охрана экофонда, генофонда и ценофонда лугов.
1.5. РЕСУРСЫ БОЛОТНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

Болото как комплекс взаимосвязанных биогеоценозов с обильным увлажнением, влаголюбивой флорой и торфообразованием. Основные особенности болота как среды обитания для растений. Флора болот. Жизненные формы болотных растений. Флористический состав болотной растительности. Методы геоботанического изучения болот. Растения-индикаторы.

Роль в природе и хозяйственной деятельности человека. Полезные растения болот. Продуктивность растительных ценозов болот. Накопление органического вещества растительного происхождения. Условия формирования низинного и верхового торфа. Рациональное использование его запасов.

Мелиоративная трансформация болотных ландшафтов. Нарушения природного равновесия и пути их решения. Рациональное использование и охрана болот.

Ресурсы водной растительности.
Раздел 2. РЕСУРСЫ ЖИВОТНОГО МИРА
2.1. ВВЕДЕНИЕ

Общая характеристика животных ресурсов. Реально используемые и потенциальные ресурсы животного мира. Систематический состав фауны и особенности ее распределения.

2.2. РЫБНЫЕ РЕСУРСЫ

Распределение рыбных ресурсов. Основные виды рыб – объектов промысла и спортивного лова, их биологические особенности. Динамика эксплуатации рыбных ресурсов и условия оптимального возобновления. Законодательное регулирование эксплуатации рыбных ресурсов. Прудовое рыбоводство на территории, его становление и современное состояние. Основные объекты прудового рыбоводства.

Экономические основы ведения рыбного и прудового хозяйства.

2.3. РЕСУРСЫ НАЗЕМНЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ

Охотничье хозяйство. Исторический очерк эксплуатации и охраны охотничьих ресурсов. Основные объекты промысла и спортивной охоты, особенности их биологии (водоплавающие, водно-болотные и тетеревиные птицы, бобр, ондатра, белка, зайцы, хищные и копытные млекопитающие).

Условия рационального использования и воспроизводства ресурсов охотничьих животных. Регулирование сроков и способов охоты. Принципы определения оптимальных сроков и способов охоты. Основные этапы годового цикла охотничьих животных (размножение, линька, зимовка и др.) и связанные с ними ограничения охоты в условиях. Многолетние циклы численности охотничьих животных.

Нормирование добычи охотничьих животных. Бонитировка охотничьих угодий. Методы оценки численности охотничьих животных. Лицензирование добычи. Повышение производительности охотничьих угодий и продуктивных свойств популяций охотничьих животных. Экономические основы ведения охотничьего хозяйства. Охотничий промысел; обработка и сбыт промысловой охотничьей продукции.

Раздел 3. УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Использование ресурсов растительного и животного мира для учебных, научных и культурно-просветительских целей. Коллекционирование растительных и зоологических объектов, его правовое регулирование.

Основные угрозы сохранению и использованию природных ресурсов. Общие принципы сохранения, устойчивого возобновления, использования растительных и животных ресурсов, его законодательное регулирование. Виды «Красной книги». Глобально угрожаемые виды растений и животных на территории, их запасы и перспективы сохранения. Международное сотрудничество в области охраны и устойчивого использования биологических ресурсов.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование разделов программы

Количество часов по учебному плану

Максималь

ная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лекции

Практи-

ческие

1.

Раздел I. РАСТИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ


46

16

8

8

30

2.

Раздел 2. РЕСУРСЫ ЖИВОТНОГО МИРА


46

16

8

8

30

3.

Раздел 3.

УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

51

16

8

8

35




Итого

143

48

24

24

95

2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ





Название темы и ее содержание

Количество часов

Лекции

Практи-

ческие работы

СРС

1

2













Растительные ресурсы










1.

Введение

2

2

10

2

Ресурсы флоры

2

2

10

3

Ресурсы лесной растительности

3

3

10

4

Ресурсы луговой растительности

2

2

11

5

Ресурсы болотной растительности

3

3

11




Ресурсы животного мира










6

Введение

3

3

11

7

Рыбные ресурсы

3

3

11

8

Ресурсы наземных позвоночных

3

3

11

9

Условия устойчивого использования ресурсов животного мира

3

3

11




Всего часов

24

24

95


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (Часть ВЫПОЛНЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО)




Название темы

Часы

Древесные ресурсы. Хвойные породы

1.

Морфология, анатомия, ареал и использование растений рода сосна.

4

2.

Морфология, анатомия, ареал и использование растений родов ель, пихта, лиственница.

4

Древесные ресурсы. Мелколиственные породы

3.

Морфология, анатомия, систематика, ареал и использование растений родов береза, осина, ива.

4

Древесные ресурсы. Кустарники, кустарнички, полукустарнички

4

Морфология, анатомия, систематика, ареал и использование представителей сем. вересковых багульника, болотного мирта, вереска, клюквы, подбела, толокнянки, брусничных брусники, голубики, черники, родов розоцветных черемуха, рябина, калина, малина, смородина, морошка, земляника.

4

Недревесные ресурсы

5

Систематика, морфология, ареал и использование растений льна, семейств лютиковые, розоцветные, бобовые сложноцветные.

4

6.

Морфология, анатомия, систематика, ареал и использование растений семейства злаковые

4

7

Грибы. Жизненный цикл. Ареал. Использование

4

Животные ресурсы

8

Морфология, ареал, использование рыб и птиц европейского Севера

4

9

Морфология, ареал, использование зверей европейского Севера

4




Всего часов

36



Лабораторные работы курса «Биологическое ресурсоведение»
Древесные ресурсы. Хвойные породы

Занятие 1. Тема. Морфология, анатомия, ареал и использование растений рода сосна

Обеспечивающие средства

Оборудование:

Микроскопы ( 12- 14 шт)

Проектор.

Реактивы: Флороглюцин и соляная кислота
1. Гербарий видов сосны: сосна обыкновенная, сосна кедровая. (6-7 комплектов)

2.Спилы стволов сосны.

3. Спички

4.Анатомические препараты:

Постоянные препараты поперечного среза иголки сосны

Постоянные препараты продольного и радиального среза стебля сосны (3 года). (12-14 шт)
5. Карты ареалов.
Литература:
Лащенкова А.Н. Сосновые леса //Производительные силы Коми АССР. М.Л.: 1954.Т.3.Ч.1.С.126-157.

Непомилуева Н.И. Кедр сибирский на Северо-Востоке европейской части СССР. Л.: Наука,194. 184 с.

Правдин Л.Ф. Сосна обыкновенная. М.: Наука, 1964. 191 с.

Шульгин В.А. Отбор и разведение сосен высокой смолопродуктивности.

М.: Лесная промышленность, 1973. 88 с.

Ярмишко В.Г. Сосна обыкновенная и атмосферное загрязнение на европейском Севере. СПбГУ, Изд. НИИ химии СЛОТУ, 1977. 210 с.


Древесные ресурсы. Хвойные породы

Занятие 2
Тема 2. Морфология, анатомия, ареал и использование растений родов ель, пихта, лиственница.

Обеспечивающие средства

Оборудование:

Микроскопы ( 12- 14 шт)

Проектор.

Реактивы: Флороглюцин и соляная кислота
1. Гербарий видов: ели, пихты, лиственницы. (6-7 комплектов)

2.Спилы стволов.

4.Анатомические препараты:

Постоянные препараты поперечного среза иголки ели, пихты, лиственницы

Постоянные препараты продольного и радиального среза стебля (3 года). (12-14 шт)
5. Карты ареалов.
Литература:
Дылис Н.В. Лиственница. М.: Лесная промышленность, 1981. 97 с.

Козубов Г.М. Биология плодоношения хвойных на Севере. Л.: Наука, 1974. 136 с.

Козубов Г.М., Муратова Е.Н. Современные голосеменные. Л.: Наука, 1986. 192 с.

Леса Республики Коми / Ред. Г.М. Козубов,А.И.Таскаев. М.: «Дизайн. Информация. Картография», 1999. 332 с.

Древесные ресурсы. Мелколиственные породы
Занятие 3

Тема 3. Морфология, анатомия, систематика, ареал и использование растений родов береза, осина, ива.

Обеспечивающие средства
Оборудование:

Микроскопы ( 12- 14 шт, Бинокуляры

Проектор.
Реактивы: Судан III
1. Гербарные образцы разных видов рода береза (Betula pendula, B.pubescens, B. nana)фиксированные соцветия, сухие плоды, плакаты с изображением березы.

(6-7 комплектов)

2.Спилы стволов.

4.Анатомические препараты:

Постоянные препараты продольного и радиального среза стебля березы (3 года). (12-14 шт)
5. Карты ареалов.
Порядок Betulales – березоцветные
Семейство Betulaceae – березовые

Студент должен знать: представителей семейства, строение вегетативных и генеративных структур.

Студент должен уметь: определять виды.

Содержание темы.

Порядок березоцветные – Betulales. Семейство березовые – Betulaceae (6 родов, 150 видов). Представители родов граба - Carpinus, березы - Betula, лещины - Corilus, ольхи - Alnus. Особенности строения соцветий и цветков. Место группы в разных системах; современная филогенетическая оценка признаков. Роль в растительном покрове, хозяйственное значение.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Дисциплины «биологическое ресурсоведение» iconРабочая программа Учебной дисциплины ландшафтный дизайн как основа...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Дисциплины «биологическое ресурсоведение» iconРабочая программа по дисциплине В. В ресурсоведение по направлению...
Цель дисциплины состоит в углублении теоретических знаний и приобретении практических умений и навыков по вопросам ресурсоведения,...
Рабочая программа Дисциплины «биологическое ресурсоведение» iconРабочая программа по дисциплине В. В ресурсоведение по направлению...
Цель дисциплины состоит в углублении теоретических знаний и приобретении практических умений и навыков по вопросам ресурсоведения,...
Рабочая программа Дисциплины «биологическое ресурсоведение» iconРабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии
Целью изучения дисциплины является формирование представлений об актуальных проблемах и перспективных направлениях биологических...
Рабочая программа Дисциплины «биологическое ресурсоведение» iconПояснительная записка Программа курса «Биологическое краеведение»
Программа курса «Биологическое краеведение» предназначена для работы с учащимися 6-х классов
Рабочая программа Дисциплины «биологическое ресурсоведение» iconУрок №26 Тема урока: Цветок, его строение и значение
Задачи урока: сформировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе (органе полового размножения) покрытосеменных растений;...
Рабочая программа Дисциплины «биологическое ресурсоведение» iconРабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Дисциплины «биологическое ресурсоведение» iconРабочая программа Ф. И. О. учителя
Необходимость введения курса "Биологическое краеведение" в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим
Рабочая программа Дисциплины «биологическое ресурсоведение» iconРабочая программа Малашиной Марины Николаевны
Необходимость введения курса «биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим
Рабочая программа Дисциплины «биологическое ресурсоведение» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Л. Е. Куприна. Туристское ресурсоведение: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм»...
Рабочая программа Дисциплины «биологическое ресурсоведение» iconРабочая программа педагога Изюмовой Светланы Васильевны (II квалификационная...
Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии
Рабочая программа Дисциплины «биологическое ресурсоведение» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Целью изучения дисциплины является формирование представлений об актуальных проблемах и перспективных направлениях биологических...
Рабочая программа Дисциплины «биологическое ресурсоведение» iconРабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная...
Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных...
Рабочая программа Дисциплины «биологическое ресурсоведение» iconУчебный курс «Биологическое краеведение»

Рабочая программа Дисциплины «биологическое ресурсоведение» iconРабочая программа по элективному курсу «Генетика и медицина»
Поэтому развитие биологической компетентности выпускника, а тем более выпускника, готового продолжить биологическое образование,...
Рабочая программа Дисциплины «биологическое ресурсоведение» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Медико-биологическое сопровождение физической культуры и спорта», по направлению 034300. 68»Физическая культура», форма обучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск