Учебный курс «Биологическое краеведение»





НазваниеУчебный курс «Биологическое краеведение»
страница1/5
Дата публикации09.03.2016
Размер0.65 Mb.
ТипУчебный курс
100-bal.ru > Биология > Учебный курс
  1   2   3   4   5
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора Директор ОУ

_______ /____________/ по учебно-воспитательной работе _________ /________________/

Протокол №______ от _______/____________________/ Протокол №________ от

«_____» ___________20___ г. «______»______________20____г. «______»_____________20_____г.


Рабочая программа педагога
Губановой Елены Викторовны
по биологии 10 – 11класс____

МОУ «СОШ с. Полеводинское Духовницкого района Саратовской области»


Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол №______ от

«____»____________20____г.

20____ - 20___учебный год

Содержание



  1. Пояснительная записка ……………………………………………………………

  2. Учебно-тематический план ……………………………………………………….

10 класс……………………………………………………………………………..

11 класс ……………………………………………………………………............

  1. Содержание тем учебного курса …………………………………………………

  2. Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе ……………………………………………...

  1. Список литературы …………………………………………………………………


Пояснительная записка

Учебный курс «Биологическое краеведение» входит в состав регионального базисного учебного плана и является частью образовательной области «Естествознание». Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе продиктовано следующими причинами:

  1. В новом стандарте (2004 года) сокращено время на изучение курса «Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе. Сокращение произошло за счет тем, касающихся биоразнообразия. Введение регионального курса « Биологическое краеведение» позволит компенсировать этот недостаток;

  2. Многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона, что способствует углублению и закреплению теоретических знаний и практических умений учащихся на основе их субъективного опыта;

  3. Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возможности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, воспитанию любви к родному краю.

Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии.

Основные цели и задачи курса

  1. Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.

  2. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.

  3. Способствовать развитию биолого-экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от воздействия общества и природы на конкретной территории, способствовать созданию представления у учащихся о взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической в частности.

  4. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований.

  5. Сформировать представление особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом, стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

  6. Научить детей чувствовать красоту природы.

  7. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения – лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки. Плакаты), развивать навыки безопасного поведения в природе.

В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе

поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приемы проектной деятельности.

В конце изучения курса планируется проведение итоговой конференции.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

Учебно – тематический план

Название предмета _________________________________________________

Класс _____________________________________________________________


Указание профиля в старших классах

____________________________________________________________

Количество часов в неделю по предмету

____________________________________________________________

Количество часов по каждой четверти (полугодию)

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Количество часов в год

____________________________________________________________




Содержание

(тема урока)

Количес

тво

часов

Дата

проведения

Самостоятельные, лабораторные, экскурсии

Основные понятия

Введение (1 ч)

1

Введение. Цели и задачи курса «Биологическое краеведение».

Краеведение – наука о местности, в которой мы живем.

1







Биологическое краеведение

Методы краеведческой работы (3 ч)

2

Методы краеведческой работы. Полевые наблюдения. Фенологические и метеорологические наблюдения. П/р №1. Составление фенологических схем.

1







флора, фауна, фитоценоз, фенология

3

Экскурсия на пришкольный участок. П/р №2. Ознакомление с методами гербаризации растений, правилами оформления гербария.

1







гербарий, гербаризация

4

Правила работы с определителями. П/р №3 со школьным определителями растений и животных.

1







разнообразие растительнос

ти

Краткая географическая характеристика области. Характеристика природных сообществ (3 ч)

5

Рельеф Саратовской области. Климатические особенности области. Основные природные зоны – лесостепь, степь, полупустыня. Пойменные природные объекты. Связь фауны и флоры с зональными, ландшафтными и климатическими характеристиками. П/р №4 с атласом карт Саратовской области.

1







рельеф, сырт, геологическая структура, лесостепь, степь, полупустыня

6

Природные сообщества лесостепной, степной и полупустынных зон. Природные сообщества пойм. Сообщества водоемов. Основные природные сообщества своей местности. П/р №5. Составление схем, характеризующих структуры местных природных сообществ.

1







природные сообщества

7

Экскурсия. Изучение местных экосистем: лесополоса, луг, поляна, водоем. П/р №6. Характеристика сообщества.

1







лесополоса, луг, поляна

Растительный мир (8 ч)

8

Характеристика почв области. Общая информация о флоре. Флора Саратовской области. Растительность лесостепной, степной и полупустынной зоны. Пойменная растительность. Водные растения. Связь строения растений со средой обитания.

1







разнообразие растений, видовой состав, ярусность

9

Споровые растения. Грибы, Съедобные и несъедобные грибы нашей местности. Редкие и охраняемые виды грибов. Ядовитые грибы.

1








грибы, водоросли, лишайники, моховидные, плауновидные

10

Голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области. Использование растений в жизни человека. Лекарственные, пищевые растения. Дикорастущие листовые овощные растения. Ядовитые растения.

1







естественные сообщества, искусственные лесопосадки

11

Сельскохозяйственные культуры. НИИ «Элита Поволжья». Роль саратовских ученых в растениеводстве (Н.И. Вавилов, Д.Л. Цицин, И.Н. Мамонтова и др.). Растения- паразиты. Сорные растения. Изучение распространенности местной флоры в зависимости от зоны, рельефа почв, водного режима и пр.

1







растения- паразиты, сорные растения,

12

Растительность Саратовской области. Лесная растительность. Составление рефератов об интересных растениях района.

1







дикорастущие растения, лекарственные растения

13

Степная и полупустынная растительность. Флора родного поселка. Причины преобладания определенных форм растений в районе. Основные сельскохозяйственные культуры, характерные для района.

1







степная растит-ть, , полупустынная растительность, озимые однолетники, яровые однолетники

14

Луговая и прибрежно-водная растительность.

1







воздушно-водные растения, прибрежно-водные растения

15

Повторно-обобщающий урок по теме «Растительный мир Саратовской области». К/р по теме «Растительный мир области».

1







жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность

Животный мир области (8 ч)

16

Общая характеристика фауны области. Связь строения животных с природной средой и образом жизни. П/р №7. Подготовка сообщений о животных .

1







фауна, разнообразие животных области

17

Животные лесостепной, степной и полупустынной зоны.

1







степные животные, полупустынные животные, лесостепные животные

18

Околоводные и водные животные. Рыбные богатства Волги и малых рек. Микрофауна водоемов..

1







водоплаваю

щие животные, полуводные грызуны, промысловые рыбы

19

Беспозвоночные животные. Ракообразные, черви, паукообразные и насекомые характерные для нашего края. Опасные животные.

1







Беспозвоноч

ные суши, водные беспозвоноч

ные, паразитичес

кие животные

20

Связь жизни животных с климатическими условиями и временами года. Фенологические наблюдения за животными.

1







сезонные явления в жизни животных

21

Животноводство в Саратовской области. Сельскохозяйственные животные. П/р №8. Зарисовка животных.

1







отрасли животноводст

ва

22

Животные города. Подготовка сообщений о животных населенных пунктов. П/р №9 Наблюдение за птицами.

1








зоны обитания городских животных

23

Обобщение материала по теме «Животные Саратовской области».

1







Беспозвоноч

ные, позвоночные, перелетные птицы, млекопитаю

щие

История развития органического мира (3 ч)

24

Основные этапы развития животного и растительного мира. Понятие о геохронологии.

1







геохронология, геохронологическая шкала, стратиграфическая шкала

25

Характерные ископаемые животные области – губки, плеченогие, аммониты, белемниты, акулы, ихтиозавры и плезиозавры.

1







палеонтология, фоссилии, ископаемые беспозвоноч

ные и позвоночные


26

Палеонтологическая характеристика родного края. Обобщение по теме «История развития органического мира. Палеонтологическая характеристика родного края».

1







палеозойская эра, мезозойская эра кайнозойс

кая эра

Влияние человека на природные объекты. Охрана природы (9 ч)

27

Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области. Промышленные предприятия Саратовской области, их влияние на окружающую среду.

1







загрязняющие промышлен

ные предприятия

28

Сельское хозяйство, его влияние на природу области. Влияние населения на состояние окружающей среды. Свалки. Методы снижения бытовой нагрузки на окружающую среду.

1







охрана природы, распашка целинных земель, влияние пестицидов на природные живые объекты

29

Природоохранная деятельность в Саратовской области. Защита животных, растений, природных комплексов. Природоохранные территории нашей области.

1







формы охраны природы, памятники природы, природоохранные заказники

30

Красная книга Саратовской области. Редкие и охраняемые животные России, области и родного края.

1







охраняемые территории

31

Итоговая контрольная работа по курсу «Биологическое краеведение».

1










32

Изучение флоры и фауны родного поселка. Наиболее важные и интересные растительные объекты и сообщества окрестностей населенного пункта.

1







разнообразие флоры и фауны поселка

33

Экскурсия в школьный краеведческий музей .

1







особеннос

ти школьных музеев

34

П/р №10 по изучению и рекультивации родников и других природных объектов. Подготовка и оформление проектных работ.

1







малые реки, родники области

35

Итоговая конференция «Судьба природы – наша судьба»

Защита проектных работ по краеведческой тематике.

1







ядовитые растения, с/х растения, опасные животные, дикорастущие декоративные растения

Содержание тем учебного курса

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение биологического краеведения в 7 классе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.

Тематическое поурочное планирование представлено в соответствии с учебником «Биологическое краеведение 7 класс» В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» 2009 .

Введение (1 час)

Краеведение- наука о местности, в которой мы живем. Основные направления краеведческой работы. Науки, связанные с краеведением – география, биология, геология, история, метеорология. Краеведческая работа в области. Важнейшие краеведческие музей. Районный краеведческий музей. Видные ученые краеведы области (Леопольдов А.Ф., Минх А.Н., Тилло А.А., Худяков Д.С. и др.) Краеведческие кружки, школьные музеи, детские краеведческие походы, как формы краеведческой работы.

  1. Методы краеведческой работы (3 часа)

Полевые наблюдения. Походы, экскурсии, фенологические и метеорологические наблюдения. Работа с картографическим материалом. Поиск информации о родном крае в краеведческой литературе и Internet. Статистическая обработка материала.

Школьный краеведческий музей. Особенности школьных музеев. Размещение, оформление и систематизация экспонатов. Методика сбора палеонтологического, исторического и биологического материала. Систематизация отобранного материала. Размещение экспонатов, оформление витрин, диорам, каталогизация коллекции. Практическая работа со школьными определителями растений и животных.

  1. Краткая географическая характеристика области. Характеристика природных сообществ (3 часа)

Рельеф. Приволжская возвышенность. Приокско-донская и Прикаспийская низменности, Сырт. Геологическая структура и важнейшие полезные ископаемые. Внутренние водоемы. Волга, малые реки, озера, пруды. Климат области. Сезонные климатические изменения. Сезонные изменения в жизни животных и растений. Основные природные зоны – лесостепной, степной и полупустынных зон. Природные сообщества пойм. Сообщества водоемов. Основные природные сообщества своей местности. Практическая работа с атласом карт Саратовской области. Практическая работа. Составление фенологических схем. Практическая работа. Составление схем, характеризующих структуры местных природных сообществ. Экскурсия. Изучение местных экосистем: лес (лесополоса), степь (луг, поляна), водоем (река, пруд, озеро).

  1. Растительный мир (8 часов)

Характеристика почв области. Общая информация о флоре. Растительность лесостепной, степной и полупустынной зоны. Пойменная растительность. Водные растения. Связь строения растений со средой обитания. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы нашей местности. Редкие и охраняемые виды грибов. Использование растений в жизни человека. Лекарственные, пищевые растении. Дикорастущие листовые овощные растения. Сельскохозяйственные культуры. НИИ «Элита Поволжья». Роль саратовских ученых в растениеводстве (Н.И. Вавилов, Д.Л. Ципин, И.Н. Мамонтова и др.) Растения – паразиты. Сорные растения. Изучение распространенности местной флоры в зависимости от зоны, рельефа почв, водного режима и пр.

Изучение флоры родного населенного поселка. Наиболее важные и интересные растительные объекты и сообщества окрестностей населенного пункта. Причины преобладания определенных форм растений в районе.Основные сельскохозяйственные культуры, характерные для района. Экскурсия, Изучение флоры поселка и его окрестностей. Практическая работа по изготовлению гербариев растений. Составление рефератов об интересных растениях района.

  1. Животный мир области (8 часов)

Общая характеристика фауны области. Животные лесостепной, степной и полупустынной зоны. Водные животные. Связь строения животных с природной средой и образом жизни. Рыбные богатства Волги и малых рек. Микрофауна водоемов. Беспозвоночные животные. Ракообразные, черви, паукообразные и насекомые характерные для нашего края. Характерные птицы и млекопитающие района. Оседлые и мигрирующие птицы. Связь жизни животных с климатическими условиями и временами года. Животноводство в Саратовской области. Животный мир городов и других населенных пунктов. Экскурсии в лес (лесополосу), в степь, на реку (озеро, пруд). Составление списков местных животных и растений. Фенологические наблюдения за распространенными животными. Практическая работа. Зарисовка животных. Составление рефератов о животном мире и отдельных интересных животных района. Наблюдение за птицами.

  1. Природа Саратовской области. Прошлое, настоящее, будущее (9 часов)

История развития органического мира (3 ч)

Основные этапы развития животного и растительного мира. Понятие о геохронологии. Восемнадцать Саратовских морей и один океан. Наиболее интересные палеонтологические районы области (Тепловка, Озинки, Горный, Нижняя Банновка и др.) Характерные ископаемые животные области – губки, плеченогие, аммониты, белемниты, акулы, ихтиозавры и плезиозавры. Палеонтологическая характеристика родного края.

Влияние человека на природные объекты (2ч)

Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области. Промышленные предприятия. Саратовский химкомбинат и нефтеперерабатывающий завод. Балаковский комбинат химического волокна, Вольские цементные заводы и др. Промышленные предприятия, влияющие на окружающую среду в нашей местности. Предприятия энергетики. Добыча и транспортировка нефти и газа. Балаковская АЭС и экологические проблемы, связанные с ней. Крупнейшие месторождения и путепроводы области. Гидроэлектростанции и их влияние на флору, и фауну Волги. Транспорт, Важнейшие магистрали области. Сельское хозяйство. Глобальное влияние распашки целинных земель и строительство Саратовской оросительной системы на фауну и флору области. Влияние пестицидов на природные живые объекты. Влияние населения на состояние окружающей среды. Свалки. Методы снижения бытовой нагрузки на окружающую среду. ВПК. Проблемы, связанные с ликвидацией химического оружия. Экскурсия на местные сельскохозяйственные предприятия.

Охрана природы (4ч)

Природоохранная деятельность в Саратовской области. Защита животных, растений. Природных комплексов. Защита малых рек и родников. Меры охраны природной среды. Организации, занимающиеся охраной природы. Экологическая пресса области. Мероприятия по охране природы. Очистка сточных вод. Леса и лесное хозяйство области. Регуляция охоты. Гос.НИИОРХ. Красная книга Саратовской области. Редкие и охраняемые животные России, области и родного края. Дрофа, стрепет, орлан-белохвост, тюльпан Шренка, Венерин Башмачок и другие уникальные растения и животные – природные достояния всей планеты.

Природоохранные территории нашей области. Хвалынский национальный парк. Природоохранные заказники. Памятники природы. Природоохранные объект родного края. Составление красной книги своего района. Практическая работа по изучению и рекультивации малых рек, родников и других природных объектов.

Итоговая контрольная работа по курсу «Биологическое краеведение»

Итоговая конференция «Судьба природы – наша судьба»

Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике.


Требования к уровню подготовки учащихся обучающихся

по данной программе

Учащиеся должны знать/понимать

- сущность понятий «флора», «природное сообщество», «фитоценоз», «зооценоз»;

- значение различных экологических факторов для живых организмов; для устойчивости природных сообществ, значение биоразнообразия;

- роль и значение растений, грибов и бактерий, животных в круговороте веществ и непрерывности жизни;

- роль растений, животных и грибов в жизни человека;

- распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;

- виды опасных и ядовитых растений, грибов и животных нашей местности, правила безопасного поведения в природной среде;

- роль человека в охране органического мира, в сохранении биоразнообразия.

Учащиеся должны уметь

- определять виды растений и животных с помощью школьного определителя;

- называть основные типичные виды растений, грибов, животных своей местности;

- узнавать по внешнему виду распространенные сельскохозяйственные культуры нашей местности;

- приводить примеры различных природных сообществ и их видового состава,

- объяснять приспособление живых организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на их жизнедеятельность;

- давать характеристику различным природным сообществам, взаимосвязям внутри сообщества, различным сезонным изменениям в жизни растений и животных;

- определять антропогенное влияние на природные сообщества, уровни жизненного состояния растений;

- прогнозировать изменения в развитии природных сообществ под воздействием антропогенной нагрузки;

- применять полученные знания для изучения и улучшения экологической ситуации в своем поселке, районе.


Список литературы
Методическое пособие для учителя:
Дмитриева Н.В., Сосновская Р.Л. Биологическое краеведение: Рабочая тетрадь для 7 кл. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея».2008.
Дмитриева Н.В., Сосновская Р.Л., Сельцер В.Б., Л.П. Худякова. Биологическое краеведение: учеб.пособие для 7 кл.- Саратов:КИЦ «Саратовтелефильм»- «Добродея».2008

Дмитриева Н.В., Крестьянинов В.Ю. Программа курса «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ, 2008.

Для учащихся:

Дмитриева Н.В., Сосновская Р.Л. Биологическое краеведение: Рабочая тетрадь для 7 кл. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея».2008.
Дмитриева Н.В., Сосновская Р.Л., Сельцер В.Б., Л.П. Худякова. Биологическое краеведение: учеб.пособие для 7 кл.- Саратов:КИЦ «Саратовтелефильм»- «Добродея».2008
Красная книга Саратовской области. Саратов, Изд-во «Детская книга», 1996.




Содержание

(тема урока)

Количес

тво

часов

Дата

проведения

Самостоятель

ные, лабораторные, экскурсии

Основные понятия

Строение и свойства живых организмов (12 часов)

1

Многообразие живых организмов, их основные свойства.

1







обмен веществ и энергии, питание, дыхание, рост, развитипе и т.д

2

Химический состав клетки.

1







неорганичес

кие и органические вещества

3

Строение растительной клетки.

1







цитоплазма, органоиды, хромосомы

4

Строение животной клетки.

1







аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы

5

Деление клетки.

1







деление клетки,митоз, мейоз, хроматида

6

Ткани растений.

1







образователь

ная,покровная, механическая ткани, межклеточное вещество

7

Ткани животных: эпителиальная и соединительная.

1







эпителиальная, мышечная, соединитель

ная, нервная ткань

8

Нервная ткань.

1







нервная ткань, её строение и функции

9

Органы цветкового растения. Побег.

1








орган, побег, корень, плод, цветок

10

Строение семян и их функции.

1







семя, семенная кожура, зародыш, зародышевый корешок, почечки, семядоли

11

Системы органов животных.

1







система органов, гормон

12

Целостность животного организма.

1







строение живых организмов

Жизнедеятельность организма (16 часов)

13

Фотосинтез.

1







фотосинтез, питание

14

Питание животных..

1







пищеварение, фермент

15

Дыхание животных.

1







трахеи, наружные жабры, внутренние жабры

16

Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.

1







чечевички, устьица

17

Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных.

1







гемолимфа, плазма, красные и белые кровяные клетки, гемоглобин, артерии, вены. капилляр

18

Выделение у растений и позвоночных животных.

1







листопад, почка, мочеточник, мочевой пузырь

19

Обмен веществ и энергии у животных.

1







холоднокров

ные и теплокровные животные

20

Опорные системы растений и позвоночных животных..

1







скелет, наружный скелет, внутренний скелет

21

Движение многоклеточных животных в водной среде.

1







движение, плавательные перепонки, подъемная сила крыла

22

Особенности передвижения наземных млекопитающих и движения растений.

1








стопоходящие, пальцеходя

щие и копытные животные

23

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.

1







раздражимость,чувствительность

24

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. Ростовые вещества растений.

1







эндокринная система, рефлекс, нервные узлы, гипофиз, ростовые вещества

25

Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений.

1







деление, почкование, споры, вегетативные органы

26

Половое размножение растений.

1







гамета, гермафродит, сперматозоид, яйцеклетка. Оплодотворение, зигота

27

Особенности индивидуального развития цветкового растения.

1







опыление, зародышевый мешок, центральная клетка, двойное оплодотворе

ние

28

Рост и развитие животных.

1







дробление, бластула, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма

Организм и среда (2 часа)

29

Среда обитания организмов. Экологические факторы.

1







экологические факторы, хищничество, паразитизм

30

Природные сообщества.

1







экосистема, производители, потребители, разрушители

Обобщение (5 часов)

31

Строение и состав клетки. Повторение

1







клеточное строение

32

Органы цветкового растения. Повторение

1







корень, главный, придаточный, боковой

33

Организм- единое целое. Повторение

1







клетка, орган

34

Итоговое тестирование на тему: «Строение живых организмов»

1










35

Экскурсия в природу.

1









  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебный курс «Биологическое краеведение» iconПояснительная записка Программа курса «Биологическое краеведение»
Программа курса «Биологическое краеведение» предназначена для работы с учащимися 6-х классов
Учебный курс «Биологическое краеведение» iconПояснительная записка Курс «Историческое краеведение»
Курс «Историческое краеведение» в 9 классе обобщает учебный материал, который изучался в 6 8 классе в курсе «История России» на повторительно...
Учебный курс «Биологическое краеведение» iconСеминара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента...
Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,...
Учебный курс «Биологическое краеведение» iconРабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная...
Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных...
Учебный курс «Биологическое краеведение» iconРабочая программа Ф. И. О. учителя
Необходимость введения курса "Биологическое краеведение" в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим
Учебный курс «Биологическое краеведение» iconКалендарно-тематическое планирование По краеведению (биологическое) 7 класс
Краеведение наука о местности, в которой мы живем. Предмет биологического краеведения
Учебный курс «Биологическое краеведение» iconРабочая программа Малашиной Марины Николаевны
Необходимость введения курса «биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим
Учебный курс «Биологическое краеведение» iconП. Белоярский Новобурасского района Саратовской области
Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим
Учебный курс «Биологическое краеведение» iconРабочая программа педагога Изюмовой Светланы Васильевны (II квалификационная...
Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии
Учебный курс «Биологическое краеведение» iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Учебный курс «Биологическое краеведение» iconПрограмма 6 класс Биологическое краеведение
Программа построена на основе линейного принципа, на базе полицентризма. Она раскрывает многообразие живой природы родного края,...
Учебный курс «Биологическое краеведение» iconРабочая программа по историческому краеведению для 7 класса разработана...
Программа предназначена для изучения школьного курса исторического краеведения с древнейших времен до начала XX века включительно....
Учебный курс «Биологическое краеведение» iconУчебный курс Новосибирск 2013 учебный курс «История Франции»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебный курс «Биологическое краеведение» iconУчебный курс Новосибирск 2013 учебный курс «История Французского языка»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебный курс «Биологическое краеведение» iconУчебный курс Новосибирск 2013 учебный курс «Французские прецендентные тексты и перевод песни»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебный курс «Биологическое краеведение» iconПояснительная записка Приказом Департамента образования, науки и...
«Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск