Скачать 0.65 Mb.
|
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО Заместитель директора Директор ОУ _______ /____________/ по учебно-воспитательной работе _________ /________________/ Протокол №______ от _______/____________________/ Протокол №________ от «_____» ___________20___ г. «______»______________20____г. «______»_____________20_____г. Рабочая программа педагога Губановой Елены Викторовны по биологии 10 – 11класс____ МОУ «СОШ с. Полеводинское Духовницкого района Саратовской области» Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол №______ от «____»____________20____г. 20____ - 20___учебный год Содержание
10 класс…………………………………………………………………………….. 11 класс ……………………………………………………………………............
обучающихся по данной программе ……………………………………………...
Пояснительная записка Учебный курс «Биологическое краеведение» входит в состав регионального базисного учебного плана и является частью образовательной области «Естествознание». Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе продиктовано следующими причинами:
Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. Основные цели и задачи курса
В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приемы проектной деятельности. В конце изучения курса планируется проведение итоговой конференции. В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления. Учебно – тематический план Название предмета _________________________________________________ Класс _____________________________________________________________ Указание профиля в старших классах ____________________________________________________________ Количество часов в неделю по предмету ____________________________________________________________ Количество часов по каждой четверти (полугодию) ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Количество часов в год ____________________________________________________________
Содержание тем учебного курса Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение биологического краеведения в 7 классе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю. Тематическое поурочное планирование представлено в соответствии с учебником «Биологическое краеведение 7 класс» В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» 2009 . Введение (1 час) Краеведение- наука о местности, в которой мы живем. Основные направления краеведческой работы. Науки, связанные с краеведением – география, биология, геология, история, метеорология. Краеведческая работа в области. Важнейшие краеведческие музей. Районный краеведческий музей. Видные ученые краеведы области (Леопольдов А.Ф., Минх А.Н., Тилло А.А., Худяков Д.С. и др.) Краеведческие кружки, школьные музеи, детские краеведческие походы, как формы краеведческой работы.
Полевые наблюдения. Походы, экскурсии, фенологические и метеорологические наблюдения. Работа с картографическим материалом. Поиск информации о родном крае в краеведческой литературе и Internet. Статистическая обработка материала. Школьный краеведческий музей. Особенности школьных музеев. Размещение, оформление и систематизация экспонатов. Методика сбора палеонтологического, исторического и биологического материала. Систематизация отобранного материала. Размещение экспонатов, оформление витрин, диорам, каталогизация коллекции. Практическая работа со школьными определителями растений и животных.
Рельеф. Приволжская возвышенность. Приокско-донская и Прикаспийская низменности, Сырт. Геологическая структура и важнейшие полезные ископаемые. Внутренние водоемы. Волга, малые реки, озера, пруды. Климат области. Сезонные климатические изменения. Сезонные изменения в жизни животных и растений. Основные природные зоны – лесостепной, степной и полупустынных зон. Природные сообщества пойм. Сообщества водоемов. Основные природные сообщества своей местности. Практическая работа с атласом карт Саратовской области. Практическая работа. Составление фенологических схем. Практическая работа. Составление схем, характеризующих структуры местных природных сообществ. Экскурсия. Изучение местных экосистем: лес (лесополоса), степь (луг, поляна), водоем (река, пруд, озеро).
Характеристика почв области. Общая информация о флоре. Растительность лесостепной, степной и полупустынной зоны. Пойменная растительность. Водные растения. Связь строения растений со средой обитания. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы нашей местности. Редкие и охраняемые виды грибов. Использование растений в жизни человека. Лекарственные, пищевые растении. Дикорастущие листовые овощные растения. Сельскохозяйственные культуры. НИИ «Элита Поволжья». Роль саратовских ученых в растениеводстве (Н.И. Вавилов, Д.Л. Ципин, И.Н. Мамонтова и др.) Растения – паразиты. Сорные растения. Изучение распространенности местной флоры в зависимости от зоны, рельефа почв, водного режима и пр. Изучение флоры родного населенного поселка. Наиболее важные и интересные растительные объекты и сообщества окрестностей населенного пункта. Причины преобладания определенных форм растений в районе.Основные сельскохозяйственные культуры, характерные для района. Экскурсия, Изучение флоры поселка и его окрестностей. Практическая работа по изготовлению гербариев растений. Составление рефератов об интересных растениях района.
Общая характеристика фауны области. Животные лесостепной, степной и полупустынной зоны. Водные животные. Связь строения животных с природной средой и образом жизни. Рыбные богатства Волги и малых рек. Микрофауна водоемов. Беспозвоночные животные. Ракообразные, черви, паукообразные и насекомые характерные для нашего края. Характерные птицы и млекопитающие района. Оседлые и мигрирующие птицы. Связь жизни животных с климатическими условиями и временами года. Животноводство в Саратовской области. Животный мир городов и других населенных пунктов. Экскурсии в лес (лесополосу), в степь, на реку (озеро, пруд). Составление списков местных животных и растений. Фенологические наблюдения за распространенными животными. Практическая работа. Зарисовка животных. Составление рефератов о животном мире и отдельных интересных животных района. Наблюдение за птицами.
История развития органического мира (3 ч) Основные этапы развития животного и растительного мира. Понятие о геохронологии. Восемнадцать Саратовских морей и один океан. Наиболее интересные палеонтологические районы области (Тепловка, Озинки, Горный, Нижняя Банновка и др.) Характерные ископаемые животные области – губки, плеченогие, аммониты, белемниты, акулы, ихтиозавры и плезиозавры. Палеонтологическая характеристика родного края. Влияние человека на природные объекты (2ч) Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области. Промышленные предприятия. Саратовский химкомбинат и нефтеперерабатывающий завод. Балаковский комбинат химического волокна, Вольские цементные заводы и др. Промышленные предприятия, влияющие на окружающую среду в нашей местности. Предприятия энергетики. Добыча и транспортировка нефти и газа. Балаковская АЭС и экологические проблемы, связанные с ней. Крупнейшие месторождения и путепроводы области. Гидроэлектростанции и их влияние на флору, и фауну Волги. Транспорт, Важнейшие магистрали области. Сельское хозяйство. Глобальное влияние распашки целинных земель и строительство Саратовской оросительной системы на фауну и флору области. Влияние пестицидов на природные живые объекты. Влияние населения на состояние окружающей среды. Свалки. Методы снижения бытовой нагрузки на окружающую среду. ВПК. Проблемы, связанные с ликвидацией химического оружия. Экскурсия на местные сельскохозяйственные предприятия. Охрана природы (4ч) Природоохранная деятельность в Саратовской области. Защита животных, растений. Природных комплексов. Защита малых рек и родников. Меры охраны природной среды. Организации, занимающиеся охраной природы. Экологическая пресса области. Мероприятия по охране природы. Очистка сточных вод. Леса и лесное хозяйство области. Регуляция охоты. Гос.НИИОРХ. Красная книга Саратовской области. Редкие и охраняемые животные России, области и родного края. Дрофа, стрепет, орлан-белохвост, тюльпан Шренка, Венерин Башмачок и другие уникальные растения и животные – природные достояния всей планеты. Природоохранные территории нашей области. Хвалынский национальный парк. Природоохранные заказники. Памятники природы. Природоохранные объект родного края. Составление красной книги своего района. Практическая работа по изучению и рекультивации малых рек, родников и других природных объектов. Итоговая контрольная работа по курсу «Биологическое краеведение» Итоговая конференция «Судьба природы – наша судьба» Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике. Требования к уровню подготовки учащихся обучающихся по данной программе Учащиеся должны знать/понимать - сущность понятий «флора», «природное сообщество», «фитоценоз», «зооценоз»; - значение различных экологических факторов для живых организмов; для устойчивости природных сообществ, значение биоразнообразия; - роль и значение растений, грибов и бактерий, животных в круговороте веществ и непрерывности жизни; - роль растений, животных и грибов в жизни человека; - распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности; - виды опасных и ядовитых растений, грибов и животных нашей местности, правила безопасного поведения в природной среде; - роль человека в охране органического мира, в сохранении биоразнообразия. Учащиеся должны уметь - определять виды растений и животных с помощью школьного определителя; - называть основные типичные виды растений, грибов, животных своей местности; - узнавать по внешнему виду распространенные сельскохозяйственные культуры нашей местности; - приводить примеры различных природных сообществ и их видового состава, - объяснять приспособление живых организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на их жизнедеятельность; - давать характеристику различным природным сообществам, взаимосвязям внутри сообщества, различным сезонным изменениям в жизни растений и животных; - определять антропогенное влияние на природные сообщества, уровни жизненного состояния растений; - прогнозировать изменения в развитии природных сообществ под воздействием антропогенной нагрузки; - применять полученные знания для изучения и улучшения экологической ситуации в своем поселке, районе. Список литературы Методическое пособие для учителя: Дмитриева Н.В., Сосновская Р.Л. Биологическое краеведение: Рабочая тетрадь для 7 кл. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея».2008. Дмитриева Н.В., Сосновская Р.Л., Сельцер В.Б., Л.П. Худякова. Биологическое краеведение: учеб.пособие для 7 кл.- Саратов:КИЦ «Саратовтелефильм»- «Добродея».2008 Дмитриева Н.В., Крестьянинов В.Ю. Программа курса «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ, 2008. Для учащихся: Дмитриева Н.В., Сосновская Р.Л. Биологическое краеведение: Рабочая тетрадь для 7 кл. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея».2008. Дмитриева Н.В., Сосновская Р.Л., Сельцер В.Б., Л.П. Худякова. Биологическое краеведение: учеб.пособие для 7 кл.- Саратов:КИЦ «Саратовтелефильм»- «Добродея».2008 Красная книга Саратовской области. Саратов, Изд-во «Детская книга», 1996.
|
Пояснительная записка Программа курса «Биологическое краеведение» Программа курса «Биологическое краеведение» предназначена для работы с учащимися 6-х классов | Пояснительная записка Курс «Историческое краеведение» Курс «Историческое краеведение» в 9 классе обобщает учебный материал, который изучался в 6 8 классе в курсе «История России» на повторительно... | ||
Семинара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента... Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,... | Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная... Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных... | ||
Рабочая программа Ф. И. О. учителя Необходимость введения курса "Биологическое краеведение" в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим | Календарно-тематическое планирование По краеведению (биологическое) 7 класс Краеведение наука о местности, в которой мы живем. Предмет биологического краеведения | ||
Рабочая программа Малашиной Марины Николаевны Необходимость введения курса «биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим | П. Белоярский Новобурасского района Саратовской области Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим | ||
Рабочая программа педагога Изюмовой Светланы Васильевны (II квалификационная... Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии | Пояснительная записка к курсу «краеведение» Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального... | ||
Программа 6 класс Биологическое краеведение Программа построена на основе линейного принципа, на базе полицентризма. Она раскрывает многообразие живой природы родного края,... | Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса разработана... Программа предназначена для изучения школьного курса исторического краеведения с древнейших времен до начала XX века включительно.... | ||
Учебный курс Новосибирск 2013 учебный курс «История Франции» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебный курс Новосибирск 2013 учебный курс «История Французского языка» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебный курс Новосибирск 2013 учебный курс «Французские прецендентные тексты и перевод песни» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Пояснительная записка Приказом Департамента образования, науки и... «Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне,... |