Скачать 4.12 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) Методические рекомендации по изучению дисциплины Б3. В.10 Клиническая психология младших школьников (шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом) Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра) по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры) 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация: Психолог образования «бакалавр») (код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием профиля (названия магистерской программы) 2013 1. Программа учебной дисциплины (модуля) Б3. В.10 Клиническая психология младших школьников 2. Автор программы: Оконешникова О. В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии 3. Рецензенты: Синкевич И.А., зав. кафедрой психологии МГГУ, кандидат педагогических наук, доцент Храпенко И.Б., кандидат психологических наук, доцент Международного института бизнес-образования (МИБО) 4. Цели освоения дисциплины: Клиническая психология младших школьников – область прикладного знания, которая в современной интерпретации выступает как психология здоровья подрастающего поколения. Существует разница в подходах к клинической психологии в отечественной и зарубежной науке. Она олицетворяет собой извечное стремление психологов выйти за рамки исследования расстройств отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т.п.) и попытаться раскрыть целостные закономерности возникновения и функционирования нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека. Данный курс клинической психологии включает в себя следующие разделы: патопсихология, нейропсихология, психосоматика, психология девиантного поведения, психогигиена и формирование здорового образа жизни. Цель: формирование базовых знаний по теории, методологии и практике клинической психологии младших школьников, о возможностях клинической психологии в повышении адаптивных ресурсов человека, охране здоровья детей, преодолении психических расстройств, диагностике, коррекции и реабилитации. Задачи: 1.Формирование представлений о фундаментальном, прикладном и междисциплинарном характере клинической психологии младших школьников, ее вкладе в разработку теоретических проблем общей психологии, теорию и практику медицины и здравоохранения. Ознакомление с историей клинической психологии как базовой для других отраслей психологии 2.Ознакомление с основными разделами клинической психологии (патопсихология, нейропсихология, психология соматически больных, профилактика состояний нервно-психической дезадаптации, психогигиена и формирование здорового образа жизни) 3.Формирование базовых представлений о теоретических и практических задачах клинической психологии: этиология (анализ условий возникновения), патогенез (анализ механизмов происхождения и развития), классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья). Понимание соотношения клинической психологии со смежными психологическими и медико-биологическими дисциплинами. Клиническая психология вне клинических условий. 4.Ознакомление с основными направлениями деятельности детского клинического психолога: индивидуальная клиническая психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и психологическая коррекция, социальная реабилитация больных детей, массовые психопрофилактические исследования 5.Ознакомление с основными методами клинической психологии, соотношением экспериментального и клинического (экспертного, идиографического) подходов при исследовании больного ребенка. 6.Формирование представлений о нарушениях психической деятельности при различных психических, поведенческих и соматических заболеваниях 7.Формирование знаний о различных видах психологического вмешательства (психологическое консультирование, психотерапия, психосоциальная реабилитация) при работе с различными контингентами детей, а также подростков с пограничными психическими состояниями (акцентуациями). 8. Ознакомление с особенностями раннего развития и воспитания в условиях семьи и детских закрытых учреждений. 5. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП: Дисциплина «Клиническая психология младших школьников» относится к профессиональному циклу дисциплин (базовая часть). Освоение дисциплины должно опираться на знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения курсов «Общая и экспериментальная психология», «Социальная психология», «Психология развития». Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ (Б.1), математического и естественно-научного цикла (Б.2), в частности, «Анатомия и возрастная физиология», «Основы математической обработки информации», «Современные концепции естествознания», в процессе изучения курсов Базовой общепрофессиональной части (Б.З), в частности дисциплины «Клиническая психология детей и подростков». Дисциплина «Клиническая психология младших школьников» является предшествующей для дисциплины профессионального цикла «Специальная психология», «Формирование учебной деятельности в начальной школе», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Образовательные программы начальной школы», а также для дисциплин по выбору «Инклюзивное образование», «Воспитание дошкольников и младших школьников с особенностями в развитии», «Дети с трудностями в обучении», «Психолого-педагогические проблемы неуспеваемости». Данная учебная дисциплина сочетается с освоением курсов «Психология дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста», «Клиническая психология детей и подростков» и курса «Клиническая психология детей раннего и дошкольного возраста» совокупности с которым они составляют основу для изучения курсов «Психолого-педагогическая диагностика» и «Психолого-педагогический практикум». Дисциплина также связана с курсами, формирующими схожие компетенции: «Психология дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста», «Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психолого-педагогический практикум» и вариативной части: «Практикум по общей и экспериментальной психологии», «Психология семьи и семейного консультирования», «Психологическая служба в образовании», «Психодиагностика семей и детей группы риска», «Психологическое консультирование детей и подростков группы риска», «Социально-психологическое сопровождение детей в замещающих семьях». Программа дисциплины «Клиническая психология младших школьников» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: Логическим стержнем программы является деятельностный историко-эволюционный подход, интегрирующий представления о нормальном и аномальном развитии личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе и открывающий возможность для проведения междисциплинарных исследований в сфере социальных и поведенческих наук. Курс включает в себя лекционные, семинарские и самостоятельные занятия. На семинарских занятиях студенты знакомятся с феноменологией, теорией и практикой клинической психологии детей раннего и дошкольного возраста. Самостоятельные занятия включают проработку литературы, подготовку к контрольным работам и зачетам по прочитанным монографиям. Итоговые требования к уровню освоения курса изложены в экзаменационных вопросах. Основные компетенции уровня бакалавриата: В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):
В социально-педагогической деятельности (ПКСП):
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: •Основные понятия клинической психологии, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной клинической психологии как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии. •Цели и задачи, стоящие перед клинической психологией младших школьников •Основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности детства и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях; •Основные виды отклоняющегося поведения, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики •Основные направления деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования. •Основные методические подходы (экспериментально-психологический и клинико-психологический) и методы клинической психологии, основные методы экспериментально-психологического исследования больных детей и основные направления психокоррекционной работы •Общепсихологические фундаментальные проблемы, решаемые клинической психологией младших школьников Уметь: •применять все выше перечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской клинической психологии; •применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными (возрастными, социальными) категориями младших школьников, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации; •применять знания клинической психологии для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии; •применять клинические диагностические методики в работе с детьми младшего школьного возраста Владеть: •основными понятиями клинической психологии, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития (включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств) •приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации •основными представлениями о методологии планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп младших школьников •основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная и нейро-реабилитация) 7. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы Курс рассчитан на 144 академических часов, включая лекции, практические занятия и самостоятельную работу студентов, получивших базовую подготовку по введению в общей и экспериментальной психологии, социальной психологии, возрастной психологии и психодиагностике, а также по вводным разделам общего психологического практикума. При прохождении курса предусмотрено написание итоговых рефератов по одной из предлагаемых тем. Итоговая отчетность – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единицы (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); 144 часов.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология социальной работы | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Организационная психология Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Организационная психология | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория... «050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология» | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 психология дошкольного возраста | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административная... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 5 Теоретические... | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Организационная психология Целью освоения дисциплины является подготовка студентов к профессиональному решению организационно-психологических проблем | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология... Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура |