Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психология





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психология
страница1/25
Дата публикации02.04.2015
Размер4.12 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

Б3. В.10 Клиническая психология

младших школьников

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению
подготовки бакалавриата (магистратуры)

050400 Психолого-педагогическое образование

(квалификация: Психолог образования «бакалавр»)

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием
профиля (названия магистерской программы)
2013
1. Программа учебной дисциплины (модуля)

Б3. В.10 Клиническая психология младших школьников

2. Автор программы:

Оконешникова О. В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
3. Рецензенты:

Синкевич И.А., зав. кафедрой психологии МГГУ, кандидат педагогических наук, доцент

Храпенко И.Б., кандидат психологических наук, доцент Международного института бизнес-образования (МИБО)

4. Цели освоения дисциплины:

Клиническая психология младших школьников – область прикладного знания, которая в современной интерпретации выступает как психология здоровья подрастающего поколения. Существует разница в подходах к клинической психологии в отечественной и зарубежной науке. Она олицетворяет собой извечное стремление психологов выйти за рамки исследования расстройств отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т.п.) и попытаться раскрыть целостные закономерности возникновения и функционирования нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека. Данный курс клинической психологии включает в себя следующие разделы: патопсихология, нейропсихология, психосоматика, психология девиантного поведения, психогигиена и формирование здорового образа жизни.
Цель: формирование базовых знаний по теории, методологии и практике клинической психологии младших школьников, о возможностях клинической психологии в повышении адаптивных ресурсов человека, охране здоровья детей, преодолении психических расстройств, диагностике, коррекции и реабилитации.

Задачи:

1.Формирование представлений о фундаментальном, прикладном и междисциплинарном характере клинической психологии младших школьников, ее вкладе в разработку теоретических проблем общей психологии, теорию и практику медицины и здравоохранения. Ознакомление с историей клинической психологии как базовой для других отраслей психологии

2.Ознакомление с основными разделами клинической психологии (патопсихология, нейропсихология, психология соматически больных, профилактика состояний нервно-психической дезадаптации, психогигиена и формирование здорового образа жизни)

3.Формирование базовых представлений о теоретических и практических задачах клинической психологии: этиология (анализ условий возникновения), патогенез (анализ механизмов происхождения и развития), классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья). Понимание соотношения клинической психологии со смежными психологическими и медико-биологическими дисциплинами. Клиническая психология вне клинических условий.

4.Ознакомление с основными направлениями деятельности детского клинического психолога: индивидуальная клиническая психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и психологическая коррекция, социальная реабилитация больных детей, массовые психопрофилактические исследования

5.Ознакомление с основными методами клинической психологии, соотношением экспериментального и клинического (экспертного, идиографического) подходов при исследовании больного ребенка.

6.Формирование представлений о нарушениях психической деятельности при различных психических, поведенческих и соматических заболеваниях

7.Формирование знаний о различных видах психологического вмешательства (психологическое консультирование, психотерапия, психосоциальная реабилитация) при работе с различными контингентами детей, а также подростков с пограничными психическими состояниями (акцентуациями).

8. Ознакомление с особенностями раннего развития и воспитания в условиях семьи и детских закрытых учреждений.
5. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП:

Дисциплина «Клиническая психология младших школьников» относится к профессиональному циклу дисциплин (базовая часть). Освоение дисциплины должно опираться на знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения курсов «Общая и экспериментальная психология», «Социальная психология», «Психология развития».

Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ (Б.1), математического и естественно-научного цикла (Б.2), в частности, «Анатомия и возрастная физиология», «Основы математической обработки информации», «Современные концепции естествознания», в процессе изучения курсов Базовой общепрофессиональной части (Б.З), в частности дисциплины «Клиническая психология детей и подростков».

Дисциплина «Клиническая психология младших школьников» является предшествующей для дисциплины профессионального цикла «Специальная психология», «Формирование учебной деятельности в начальной школе», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Образовательные программы начальной школы», а также для дисциплин по выбору «Инклюзивное образование», «Воспитание дошкольников и младших школьников с особенностями в развитии», «Дети с трудностями в обучении», «Психолого-педагогические проблемы неуспеваемости».

Данная учебная дисциплина сочетается с освоением курсов «Психология дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста», «Клиническая психология детей и подростков» и курса «Клиническая психология детей раннего и дошкольного возраста» совокупности с которым они составляют основу для изучения курсов «Психолого-педагогическая диагностика» и «Психолого-педагогический практикум».

Дисциплина также связана с курсами, формирующими схожие компетенции: «Психология дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста», «Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психолого-педагогический практикум» и вариативной части: «Практикум по общей и экспериментальной психологии», «Психология семьи и семейного консультирования», «Психологическая служба в образовании», «Психодиагностика семей и детей группы риска», «Психологическое консультирование детей и подростков группы риска», «Социально-психологическое сопровождение детей в замещающих семьях».

Программа дисциплины «Клиническая психология младших школьников» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Логическим стержнем программы является деятельностный историко-эволюционный подход, интегрирующий представления о нормальном и аномальном развитии личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе и открывающий возможность для проведения междисциплинарных исследований в сфере социальных и поведенческих наук.

Курс включает в себя лекционные, семинарские и самостоятельные занятия. На семинарских занятиях студенты знакомятся с феноменологией, теорией и практикой клинической психологии детей раннего и дошкольного возраста. Самостоятельные занятия включают проработку литературы, подготовку к контрольным работам и зачетам по прочитанным монографиям.

Итоговые требования к уровню освоения курса изложены в экзаменационных вопросах.
Основные компетенции уровня бакалавриата:

В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):

  • способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа (ПКСПП-3);

  • способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПКСПП-7).

В социально-педагогической деятельности (ПКСП):

  • способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

•Основные понятия клинической психологии, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной клинической психологии как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии.

•Цели и задачи, стоящие перед клинической психологией младших школьников

•Основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности детства и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях;

•Основные виды отклоняющегося поведения, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики

•Основные направления деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования.

•Основные методические подходы (экспериментально-психологический и клинико-психологический) и методы клинической психологии, основные методы экспериментально-психологического исследования больных детей и основные направления психокоррекционной работы

•Общепсихологические фундаментальные проблемы, решаемые клинической психологией младших школьников

Уметь:

•применять все выше перечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской клинической психологии;

•применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными (возрастными, социальными) категориями младших школьников, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации;

•применять знания клинической психологии для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии;

•применять клинические диагностические методики в работе с детьми младшего школьного возраста

Владеть:

•основными понятиями клинической психологии, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития (включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств)

•приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации

•основными представлениями о методологии планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп младших школьников

•основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная и нейро-реабилитация)
7. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Курс рассчитан на 144 академических часов, включая лекции, практические занятия и самостоятельную работу студентов, получивших базовую подготовку по введению в общей и экспериментальной психологии, социальной психологии, возрастной психологии и психодиагностике, а также по вводным разделам общего психологического практикума.

При прохождении курса предусмотрено написание итоговых рефератов по одной из предлагаемых тем. Итоговая отчетность – экзамен.

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единицы (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); 144 часов.


№п/п

Шифр и наименование

Направления

Курс


Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1

«050400-Психолого-педагогическое образование»;

Квалификация (степень) бакалавр «Психолог образования»


3

6

144

44

20

24

-

100

экзамен
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психология iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психология iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология социальной работы
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Организационная психология
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Организационная психология
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория...
«050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психология iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения»

Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психология iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 психология дошкольного возраста

Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психология iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 5 Теоретические...

Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Организационная психология
Целью освоения дисциплины является подготовка студентов к профессиональному решению организационно-психологических проблем
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 10 Клиническая психология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология...
Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск