Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения»





НазваниеМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения»
страница1/6
Дата публикации18.11.2014
Размер0.94 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

М2.В.2 ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры)


050400.68 Психолого-педагогическое образование,

магистерская программа

«Психология организационно-управленческой деятельности»

(квалификация (степень) «магистр»)

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием
профиля (названия магистерской программы)


Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № 10 от 18 июня 2013 г.)

Зав. кафедрой

_______________И.А. Синкевич

2013

1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины М2.В.2 «Психология делового общения»

2. Автор программы: Синкевич И.А.

4. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Психологии делового общения» являются: развитие профессиональной компетентности магистра посредством освоения знания в области психологии делового общения, ведущих к научному осмыслению и пониманию ценностно-смысловых основ и технологий профессиональной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению субъектов образовательного процесса на основе развития общекультурных и профессиональных компетенций.

Основные задачи курса «Психологии делового общения»:

  • дать студенту общие представления о современных проблемах психологии делового общения, методах их изучения;

  • познакомить студентов с фундаментальными понятиями психологии делового общения основными теорети­ческими направлениями и подходами;

  • сформировать научное мировоззрение и широкий профессиональный кругозор студента;

  • познакомить студентов с основными проблемами психологии делового общения;

  • способствовать пробуждению, сохранению и развитию интереса к психологии делового общения, желания работать со всеми субъектами образовательного пространства, умения создавать благоприятные условия для их когнитивного разви­тия и личностного роста и др.

В программе нашли отражение различные теоретические направления отечественной и зарубежной психологии, наиболее яркие теории и гипотезы.

В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Практические занятия позволяют оптимально организовать самостоятельную работу студентов.

Содержание курса «Психологии делового общения» способствует овладению магистрами основными видами будущей профессиональной деятельности:

  • педагогическая деятельность;

  • научно-исследовательская деятельность;

  • организационно-управленческая деятельность.

Учебная программа построена в соответствии с требованиями к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления 050400.68 Психолого-педагогическое образование. Магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности».
5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Учебный курс «Психологии делового общения» направлен на интеграцию теоретических знаний магистров об изучении и проектировании профессиональной деятельности, является дисциплиной профессионального цикла в системе подготовки – базовая (общепрофессиональная часть) и вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза).

В процессе изучения педагогической психологии студенты осваивают систему фундаментальных понятий психологической науки, важных для становления их профессиональной компетентности, знакомятся с методами этой науки.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В соответствии с «ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «МАГИСТР»), обучающийся «Психологии делового общения» должен обладать профессиональными компетенциями. В результате изучения курса магистры должны обладать следующими общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образования (модуля):

  • способностью выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

  • способностью разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной специфики (ОК-6);

  • способностью определять круг потенциальных партнеров образовательного учреждения (ПКОУ-6);

  • способностью планировать и проводить переговоры с российскими и зарубежными партнерами (ПКОУ-7).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать:

  • основные категории и понятия психологии делового общения;

  • основные направления, подходы, теории психологии делового общения;

  • закономерности и структурные компоненты общения и взаимодействия людей в трудовых коллективах;

  • социально-психологическую сущность, специфику и основные компоненты делового общения

  1. Уметь:

  • последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;

  • учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особен­ности взаимодействия и общения внутри трудового коллектива и управлять динамикой групповых процессов;

  • анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в трудовом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования.

3) Владеть:

  • русским литературным языком, навыками устной и письменной речи;

  • способностью выступать публично и работать с научными текстами;

  • способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательного пространства в процессе делового общения;

  • методами психологии делового общения и интерпретировать полученные результаты в исследователь­ских целях;

  • методами диагностики и коррекции трудностей в деловом общении субъектов образовательного пространства и профилактики конфликтов.

10. Темы для самостоятельного изучения дисциплины М2.В.2 «Психология делового общения» для направления подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности»

п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Форма

самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Сущность психологии делового общения

Реферат по вопросу о сущности психологии делового общения

Написание эссе


5

Сообщение по теме реферата на семинарском, практическом занятии или индивидуальное собеседование

Проверка эссе

2.

Психология трудового коллектива

Изучение литературы по теме, выполнение практического задания по изучению своего трудового коллектива.

5

Тестовый контроль на семинарском или практическом занятии. Письменный отчет по изучению трудового коллектива.

3.

Имидж в деловом общении

Рефераты;

вопросы для обсуждения

5

Сообщение по теме реферата на семинарском, практическом занятии или индивидуальное собеседование

4.

Технология и этикет делового общения

Моделирование деловых ситуаций

5

Групповое моделирование деловых ситуаций

5.

Психологические аспекты переговорного процесса

Практикум переговоров

5

Тестовый контроль на семинарском или практическом занятии.

Самопрезентация (деловая игра)

6.

Основы профессиональной конфликтологии

Подбор тренинговых упражнений

5

Составление программы разрешения конфликта

7

Психологические особенности публичного выступления

Практикум публичного выступления

5

Публичное выступление на практическом занятии

8

Коммуникативный стресс в условиях профессиональной деятельности

Реферат по проблеме

Тестирование

5

Сообщение по теме реферата Тестовый контроль

9

Происхождение и психологические особенности спора, дискуссии, полемики.

Информационно-аналитическая работа (реферирование и аннотирование, составление библиографии по теме, поисковая работа с различными, источ­никами информации

6

Защита реферата

Проверка аннотации.





Всего




46




11. Образовательные технологии

Интерактивные формы занятий:


раздела (темы)

Формы







Социальная психология образования







1.1.

Участие в форуме «Актуальные проблемы психологии делового общения»







1.2.

Психологический анализ литературных текстов.







2.2.

Просмотр и обсуждение видеофильма из серии «Психотехнологии в бизнесе: Борис Мастеров «Совещания и переговы»







2.3.

Просмотр и обсуждение видеофильма из серии «Психотехнологии в бизнесе: Екатерина Михайлова «Психотехники оценки собеседника»







2.4.

Просмотр и обсуждение видеофильма «Конфликт в семье, на работе и в школе: технология успеха» 2 часть.







2.4.

Дискуссия на тему «Стратегии и тактика переговорного процесса». Просмотр и обсуждение видеофильма из серии «Психотехнологии в бизнесе: Сергей Солодовник «Театр переговоров: структура мифа»







3.4.

Социально-психологический тренинг (элементы).







4.2.

Решение ситуационных задач








12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Психология делового общения»

В ходе самостоятельного изучения дисциплины «Психология делового общения» методические рекомендации позволяют студентам получить комплексное всестороннее представление о предмете, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической стороны профессиональной деятельности менеджера образования. Это комплекс материалов для самостоятельного овладения учащимся всей программой учебной дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления».

В конце каждой темы выделены основные термины и понятия, предлагаются вопросы и задания для самопроверки с целью организации самоконтроля, темы рефератов и/или курсовых работ, а также список основной литературы.

Кроме того, учебный текст сопровождается большим пакетом информационно-справочного материала учебного назначения. По каждой теме в учебно-методическом комплексе предусмотрены хрестоматийные материалы.

Предпочтение отдано тому минимуму публикаций, без которого невозможно обеспечить достаточно высокий уровень проблемности учебного материала и активности при его усвоении. Для более качественного овладения учебным материалом приводится понятийно-терминологический словарь, включающий как общенаучные, так и специально-научные понятия. В ходе работы предусмотрено и реализовано как минимум три уровня самопроверки и самоконтроля:

  • "тематический" - по завершению той или иной темы учащемуся, помимо прочего, предлагается выбор заданий для самопроверки и контроля обучения, итогом которых является вынесение оценки усвоения частных тематических вопросов;

  • "рубежный" - тем учебного курса, по окончании которых обучающемуся предлагается оценить уровень полученных знаний, касающихся вопросов и проблем более высокого уровня, чем это было после изучения отдельных тем;

  • "итоговый" уровень самопроверки (и аттестации), который включает вопросы и задания, касающиеся наиболее значительных проблем, изученных по ходу работы с курсом.

Итоговая аттестация зависит от результатов промежуточных (тематических и рубежных) этапов самопроверки.

Активная работа на лекциях - одно из решающих условий качественного обучения студентов является их. Активное слушание лекций должно приобрести характер поиска ответов на поставленные преподавателем вопросы. Правильно их понять можно лишь при условии предельной мобилизации внимания к излагаемому материалу, последовательного усвоения материала, умения записывать основные положения, категории, обобщения, выводы, собственные мысли, замечания, вопросы.

В конспект следует заносить все то, что преподаватель диктует, пишет на доске (демонстрирует с применением средств наглядности), а также рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Надо иметь в виду, что изучение и отработка прослушанных лекций без промедления значительно экономит время и способствует лучшему усвоению материала. В конце каждой темы выделены основные термины и понятия, предлагаются вопросы и задания для самопроверки с целью организации самоконтроля, темы рефератов и/или курсовых работ, а также список основной литературы.

Учебный текст сопровождается информационно-справочным материалом учебного назначения. По каждой теме в учебно-методическом комплексе предусмотрены хрестоматийные материалы. При подборе хрестоматийных материалов ставилась задача представить содержание современной психологии. Такой подход дает объективный критерий оценки практической значимости большинства теоретических работ. В соответствии с развиваемыми в публикуемых материалах идеями, была осуществлена попытка предоставить максимально широкую ориентировку для воссоздания логической структуры изучаемой дисциплины, ее проблем и достижений. Предпочтение отдано тому минимуму публикаций, без которого невозможно обеспечить достаточно высокий уровень проблемности учебного материала и активности при его усвоении. Для более качественного овладения учебным материалом приводится понятийно-терминологический словарь, включающий как общенаучные, так и специально-научные понятия.

Самостоятельная работа студентов - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Самостоятельная работа является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Обучение студентов включает в себя две части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.

Основные способы самостоятельной работы по изучению дисциплины «Психология делового общения» являются:

  • изучение и конспектирование первоисточников - произведений классиков психологической науки;

  • чтение учебников, учебно-методических пособий, научных статей, монографий и другой учебной литературы;

  • регулярное чтение журналов, газет, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач;

  • работа над конспектами лекций, их дополнение материалом из учебников (учебных пособий);

  • подготовка докладов, научных сообщений и выступление с ними на практических занятиях, научных (научно-практических) конференциях;

  • подготовка и написание рефератов по темам изучаемой дисциплины;

  • решение задач, выполнение заданий, рекомендованных (заданных) преподавателем;

  • формулировка развернутых ответов на вопросы для подготовки к практическим занятиям;

  • подготовка и выполнение контрольной работы (для студентов заочной формы обучения);

  • подготовка к зачету \ экзамену.

В образовательном процессе студентов МГГУ выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Психология делового общения» выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:

  • формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

  • написание рефератов;

  • подготовка к семинарам и практическим занятиям;

  • составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);

  • выполнение микроисследований;

  • подготовка практических разработок;

  • компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.

Практические занятия по дисциплине «Психология делового общения» проводятся под руководством преподавателя. Чтобы хорошо подготовиться к практическому занятию, студенту необходимо:

  1. уяснить вопросы и задания, рекомендуемые для подготовки к практическому занятию;

  2. ознакомиться с методическими указаниями, которые представлены в каждом плане практического занятия;

  3. прочитать конспект лекций и соответствующие главы учебника (учебного пособия), дополнить запись лекций выписками из него;

  4. изучить и законспектировать рекомендованные преподавателем произведения классиков психологической науки;

  5. прочитать дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем.

На студента обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его – это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет.

Система обучения студентов МГГУ подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности.

Работа с литературой. При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.

Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой - это всегда большая экономия времени и сил. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература может быть также указана в методических разработках по данному курсу.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, описывая на бумаге все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода). При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа. Особое внимание следует обратить на определение основных понятий дисциплины «Психология делового общения». Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем. Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.

Различают два вида чтения: первичное и вторичное. Первичное - эти внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения. Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).

Правила самостоятельной работы с литературой. Самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания.

Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:

  • информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию);

  • усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений);

  • аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему);

  • творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).

С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:

  • библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;

  • просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;

  • ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;

  • изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;

  • аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.

Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом.

Основные виды систематизированной записи прочитанного:

  1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;

  2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;

  3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;

  4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;

  5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

  2. Выделите главное, составьте план;

  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта по дисциплине «Психология делового общения» желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Наиболее интересные мысли следует выписать;

  • сформулировать и записать развернутые ответы на вопросы для подготовки к практическому занятию;

  • решить задачи и тестовые задания, содержащиеся в настоящем пособии.

Особенностью изучения дисциплины является последовательность изучения и усвоения учебного материала. Нельзя переходить к изучению нового, не усвоив предыдущего, так как понимание и знание последующего в курсе базируется на глубоком знании предыдущих тем. Особое внимание должно быть обращено на усвоение содержания категорий дисциплины «Психология делового общения». Студентам целесообразно завести специальный словарь для записи содержания основных понятий.

Важной формой обучения, а также этапом подготовки к практическим занятиям является самопроверка знаний. В ходе самопроверки студент должен ответить на вопросы, рекомендованные для подготовки к практическому занятию, а также составить план-конспект развернутых ответов. Это поможет глубже усвоить пройденный материал и прочно закрепить его в памяти. Вопросы, указанные в плане практического занятия, являются наиболее существенными. Если при самопроверке окажется, что ответы на некоторые вопросы неясны, то надо вновь обратиться к первоисточникам, учебнику (учебному пособию) и восполнить пробел.

На практическом занятии студентам очень важно внимательно слушать выступающих товарищей, записывать новые мысли и факты, замечать неточности или неясные положения в выступлениях, активно стремиться к развертыванию дискуссии, к обмену мнениями. Надо также внимательно слушать разбор выступлений преподавателем, особенно его заключение по занятию, стремясь уловить тот новый, дополнительный материал, который использует преподаватель в качестве доказательства тех или иных идей.

На практическом занятии дисциплины «Психология делового общения» разрешается пользовать конспектом первоисточников и планом-конспектом, составленным по вопросам плана для подготовки к практическому занятию. В ответе студента на практическом занятии должны быть отражены следующие моменты:

  • анализ взглядов по рассматриваемой проблеме дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»;

  • изложение сути вопроса, раскрытие проблемы, аргументация высказываемых положений на основе фактического материала;

  • связь рассматриваемой проблемы с современностью, значимость ее для жизни и будущей деятельности;

  • вывод, вытекающий из рассмотрения вопроса (проблемы).

Лучшим выступлением считается то, в котором студент в течение до 4-6 минут свободно и логично по памяти излагает изученный материал, используя для доказательства наглядные пособия, структурно-логические схемы, классную доску.

Студентам, выступающим на практическом занятии с 10 – 15 минутным докладом (научным сообщением), целесообразно написать его текст. При выступлении следует стремиться излагать содержание доклада своими словами (избегая безотрывного чтения текста), поддерживать контакт с аудиторией, ставить перед ней проблемные вопросы, использовать технические средства обучения.

Выступления на практическом занятии оцениваются по четырехбалльной системе.

Одной из форм обучения, подготовки к практическому занятию, разработки и написания реферата, контрольной и курсовой работы является консультация у преподавателя. Обращаться к помощи преподавателя следует при подготовке реферата, научного сообщения, доклада, контрольной работы, а также в любом случае, когда студенту не ясно изложение какого-либо вопроса в учебной литературе или он не может найти необходимую литературу. Преподаватель поможет составить план доклада (контрольной и курсовой работы), порекомендует порядок изложения вопросов, поможет рассчитать время выступления, подобрать соответствующую литературу, раскрыть профессиональный аспект рассматриваемой проблемы.

Самопроверка. После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.

В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.

Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.

Консультации. Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

При подготовке к итоговой аттестации студент использует весь семестровый материал учебного процесса: конспекты лекций, альбомы, рекомендованную учебную литературу, методические пособия, свои тетради для лабораторных работ, и планомерно отвечает на вопросы из списка вопросов, выносимых на зачёт. Сложные вопросы, неподдающиеся для понимания вопросы следует разобрать с сокурсниками и с преподавателем в часы консультаций. Следует помнить, что зубрить материал, т.е. механически запоминать, бесполезно. Лучше потратить дополнительно время на то, чтобы разобраться и понять материал.

В ходе работы предусмотрено и реализовано как минимум три уровня самопроверки и самоконтроля:

  • "тематический" - по завершению той или иной темы учащемуся, помимо прочего, предлагается выбор заданий для самопроверки и контроля обучения, итогом которых является вынесение оценки усвоения частных тематических вопросов;

  • "рубежный" - 14 тем учебного курса сгруппированы в 4 раздела, по окончании каждого из которых учащемуся предлагается оценить уровень полученных знаний, касающихся вопросов и проблем более высокого уровня, чем это было после изучения отдельных тем; наконец, предусмотрен "итоговый" уровень самопроверки (и аттестации), который включает вопросы и задания, касающиеся наиболее значительных проблем, изученных по ходу работы с курсом.

Итоговая аттестация зависит от результатов промежуточных (тематических и рубежных) этапов самопроверки.

Критерии оценивания знаний по дисциплине «Психология делового общения»:

Оценка «отлично» («5» – 91-100 баллов) ставится, когда студент показывает глубокое и всестороннее знание предмета, рекомендованной литературы, аргументировано и логически стройно излагает материал, свободно применяет теоретические положения при анализе современных событий, процессов и явлений, связывает их с задачами будущей профессиональной деятельности, использует средства наглядности, продемонстрировал твердые навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии).

Оценка «хорошо» («4» – 81-90 баллов) ставится, когда студент твердо знает предмет, рекомендованную литературу, аргументировано излагает материал, умеет применять теоретические знания для анализа современных событий, коренных проблем экономического развития страны и будущей профессиональной деятельности, продемонстрировал твердые навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии).

Оценка «удовлетворительно» («3» – 61-80 баллов) ставится, когда студент в основном знает предмет, рекомендованную литературу и умеет применять полученные знания для анализа современных проблем экономического развития страны и будущей профессиональной деятельности, продемонстрировал навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии).

Оценка «неудовлетворительно» («2» – 60 баллов и менее) ставится, когда студент представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии) и (или) не усвоил основного содержания дисциплины.


Практическое занятие 1

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» iconДисциплина «Русский язык, культура речи и делового общения»
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» iconРабочая программа «Психология делового общения»
Дисциплина «Психология делового общения» относится к циклу ооп б гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология социальной работы
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» iconИ. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины
Дисциплина включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения, расширяет представление о русском языке...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» iconПояснительная записка > Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины...
Г. В. Кухтерина Психология делового общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» iconРабочая программа по дисциплине б психология делового общения
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о психологических особенностях, закономерностях процесса...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» icon«психологии делового общения»
Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» icon«психологии делового общения»
Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Организационная психология
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Организационная психология
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 психология дошкольного возраста

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 5 Теоретические...

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые...
Взаимосвязь «делового общения» и сфер общественной жизни Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе (этических...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» iconМетодические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения»
Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» iconКоммуникации в организации глава 10. Современные представления о психологии общения
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск