Рабочая программа учебной дисциплины





Скачать 226.1 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
страница1/3
Дата публикации18.04.2015
Размер226.1 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)







ШКОЛА ГУМАНИТРАНЫХ НАУК


Согласовано


«УТВЕРЖДАЮ»

Школа гуманитарных наук

Заведующая кафедрой

психологии


Руководитель ОП




_____________ Калита В.В.

(подпись) (Ф.И.О. рук. ОП)

______________ Жилина Е.В.

(подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)

«30» августа 2012г.

«30» августа 2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


Современные направления в психологии
Направление 030300.68 Психология
Форма подготовки очная



Школа гуманитарных наук

Кафедра психологии

курс 1 семестр 1

лекции

практические занятия 36 час.

семинарские занятия

лабораторные работы

всего часов аудиторной нагрузки 36 час.

самостоятельная работа 36 час.

контрольные работы (количество)

зачет – 1 семестр

экзамен

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300.68 Психология, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №797 от 22 декабря 2009 г.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психологии «27» августа 2012 г., протокол №1
Заведующая кафедрой психологии кандидат психологических наук, доцент Жилина Е.В.

Составитель: старший преподаватель Чепцова О. С.

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «____» _________________ 201 г. № ______

Заведующая кафедрой _______________________ Е.В. Жилина

(подпись)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующая кафедрой _______________________ Е.В. Жилина

(подпись)

АННОТАЦИЯ

Рабочая программа дисциплины «Современные направления в психологии» разработана для студентов 1 курса по направлению подготовки «Психология», квалификация (степень) «магистр».

Цель курса – сформировать целостное представление о современных направлениях психологии.

Задачи курса:

  1. Способствовать овладению студентом:

- знанием основных современных психологических направлений, истории их возникновения, основных положений и методов исследования;

- знанием биографии и творческого вклада ведущих психологов в развитие современной психологии и психотерапии;

- знанием ключевых положений современных психотерапевтических направлений;

- знанием основных психологических понятий, включенных в курс;

- умением анализировать взаимосвязь между различными идеями, теориями и концепциями;

- умением оценивать влияние различных факторов на становление и развитие современных психологических направлений.

2. Через изучение истории возникновения, основных положений, методов современных психологических направлений способствовать формированию общекультурных и профессиональных компетенций, а именно – способствовать готовности магистранта к:

- самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-2);

- активному общению в научной, производственной, социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

- анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний, индивидуальных различий с учетом био-психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8);

- профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9);

- овладению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ПК-11).
I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Лекции не предусмотрены учебным планом.

II.CТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Практические занятия (36 час.)

Практическое занятие 1 (2 ч.)

Тема 1.Введение в курс современные направления психологии

Учебные вопросы:

  1. Происхождение термина «психология».

  2. Парадоксы истории психологии.

  3. Контекстные факторы, повлиявшие на развитие науки.

  4. Причины искажения исторических данных в истории психологии.

  5. Персоналистические и натуралистические концепции истории науки.

  6. Периодизация истории психологии (краткая характеристика)

  7. Вклад В. Вундта в становление и развитие научной психологии

  8. Краткая характеристика первых научных направлений в психологии

  9. Основные современные направления в психологии.


Практическое занятие 2 (2 ч.)

Тема 2. Психоаналитическое направление в психологии

Учебные вопросы:

  1. Краткая характеристика психоаналитического направления в психологии

  2. Краткая характеристика предпосылок возникновения психоанализа

  3. Эволюция профессиональной карьеры З. Фрейда

  4. Методы выявления проявлений бессознательного

  5. Понятие либидо и теория мотивации З. Фрейда

  6. Структура личности и стадии психосексуального развития. Основные комплексы и их преодоление в процессе развития

  7. Понятие и виды тревоги, краткая характеристика защитных механизмов

  8. Основные аспекты критики психоанализа З. Фрейда и вклад в современную психологию

  9. Пионеры психоанализа: Карл Абрахам, Эрнст Джонс, Шандор Ференци


Практическое занятие 3 (2 ч.)

Тема 2. Психоаналитическое направление в психологии (продолжение)

Учебные вопросы:

  1. Основные сходства и различия во взглядах К. Хорни и З. Фрейда

  2. Понятие базальной тревоги

  3. Формироваие неврозов по Хорни и причины вытеснения враждебности

  4. Краткая характеристика невротических потребностей

  5. Понятие идеализированной самооценки

  6. Критика теории Хорни и вклад в психологию

  7. Вклад в развитие психоанализа А. Фрейд

  8. Ключевые понятия теории А Адлера

  9. Краткий обзор основных теоретических положений К. Юнга

  10. Ключевые понятия теории Г. С. Салливана

  11. Ключевые понятия теории Г. Олпорта

  12. Ключевые понятия теории Г. Мюррея

  13. Ключевые понятия теории Э. Эриксона

  14. Место и значение психоаналитического направления в современной психологии


Практическое занятие 4 (2 ч.)

Тема 3. Поведенческое направление в психологии

Учебные вопросы:

  1. Краткая характеристика предществующих влияний возникновения бихевиоризма.

  2. Краткая характеристика основных этапов эволюции бихевиоризма

  3. Вклад в развитие бихевиоризма и мировой психологии И. П. Павлова

  4. Дать определение следующих понятий: «условный рефлекс», «безусловный рефлекс», «феномен угасания», «дифференцировка», «генерализация»

  5. Краткая характеристика классического бихевиоризма Уотсона

  6. Классический эксперимент Уотсона (по научению реакции страха) и его значение в психологии

  7. Педагогические взгляды Уотсона

  8. Критика бихевиоризма Уотсона и его вклад в развитие современной психологии


Практическое занятие 5 (2 ч.)

Тема 3. Поведенческое направление в психологии

Учебные вопросы:

  1. Краткая характеристика психологических взглядов Э. Толмена

  2. Краткая характеристика психологических взглядов Э. Гатри

  3. Краткая характеристика психологических взглядов К. Халла

  4. Влияние Э. Торндайка на психологию. Определение «закона эффекта»

  5. Краткая характеристика психологических взглядов Б. Ф. Скиннера

  6. Краткая характеристика основных видов наказаний и подкреплений

  7. Двухфакторная теория научения

  8. Краткая характеристика психологических взглядов А. Бандуры

  9. Краткая характеристика психологических взглядов Д. Роттера

  10. Характеристика основных видов научения

  11. Краткая характеристика основных видов бихевиоральной терапии

  12. Место и значение поведенческого направления в современной психологии


Практическое занятие 6 (2 ч.)

Тема 4. Когнитивно-поведенческое направление в психологии

Учебные вопросы:

  1. Истоки когнитивной психологии

  2. Главные представители и основные положения когнитивной психологии

  3. Судьба когнитивной психологии

  4. Возникновение и развитие когнитивной терапии

  5. Когда можно говорить о том, что у человека депрессия

  6. Виды терапии депрессии.

  7. Причина депрессии согласно теории А. Бека.

  8. Причина депрессии согласно модели депрессии П. Левинсона.

  9. Причина депрессии согласно модели самоконтроля Л. Рема

  10. Основные типы когнитивных искажений по Беку


Практическое занятие 7 (2 ч.)

Тема 4. Когнитивно-поведенческое направление в психологии

Учебные вопросы:

  1. Философские основания рационально-эмотивной поведенческой терапии

  2. Психологические идеи, оказавшие влияние на становление рационально-эмотивной поведенческой терапии

  3. Суть модели АВС в подходе А. Эллиса

  4. Что такое контролируемые и неконтролируемые стрессоры

  5. Нездоровые и здоровые негативные эмоции.

  6. Группы иррациональных верований по А. Эллису

  7. Примеры иррациональных и рациональных мыслей.

  8. Критерии психологического здоровья по А. Эллису

  9. Место и значение когнитивного, когнитивно-поведенческого направления в современной психологии


Практическое занятие 8 (2 ч.)

Тема 5. Гуманистическое направление в психологии

Учебные вопросы:

  1. Характеристика основных положений гуманистической психологии

  2. Истоки гуманистической психологии

  3. Основные представители гуманистического направления

  4. Краткая характеристика теории Э. Фромма

  5. «Механизмы бегства» по Фромму

  6. Понятие «позитивной свободы»

  7. Экзистенциальные потребности человека

  8. Социальные типы характера

  9. Характеристика феномена любви в контексте теории Фромма

  10. Критика теории Э. Фромма и вклад в психологию


Практическое занятие 9 (2 ч.)

Тема 5. Гуманистическое направление в психологии

Учебные вопросы:

  1. Определение самоактуализации и иерархия потребностей А. Маслоу

  2. Определение дефицитарной и метамотивации

  3. Характеристика феномена любви в контексте теории Маслоу

  4. Характеристики психологического здоровья по Маслоу

  5. Исследование самоактуализирующихся людей

  6. Критика теории Маслоу и вклад в психологию


Практическое занятие 10 (2 ч.)

Тема 5. Гуманистическое направление в психологии

Учебные вопросы:

  1. Краткая характеристика личностно-ориентированного подхода К. Роджерса

  2. Понятие «актуализация» и «самоактуализация» в теории К. Роджерса

  3. Что такое безусловное позитивное принятие

  4. Развитие здоровой «Я-концепции»

  5. Основные положения клиент-центрированной терапии К.Роджерса

  6. Механизмы защиты по Роджерсу

  7. Черты здоровой личности по Роджерсу


Практические занятия 11-12 (4 ч.)

Тема 6. Экзистенциальное направление в психологии

Учебные вопросы:

  1. Влияние «духа времени» на возникновение экзистенциального направления в психологии

  2. Философские истоки экзистенциального направления в психологии

  3. Главные представители и центральные положения экзистенциальной психологии и психотерапии

  4. Ключевое событие, повлиявшее на теоретические воззрения Р. Мэя

  5. Цель терапевтического подхода Р. Мея

  6. Понятие «бытия» и «небытия»

  7. Формы бытия

  8. Виды тревоги и вины

  9. Понятие «трансценденции» и ее значение в жизни индивида

  10. Виды экзистенциальных беспокойств в контексте теории И. Ялома

  11. Характерные виды защит от предельных экзистенциальных беспокойств


Практическое занятие 13-14 (4 ч.)

Тема 6. Экзистенциальное направление в психологии

Учебные вопросы:

  1. Ключевые аспекты биографии В. Франкла.

  2. Первичная и единственная мотивационная сила по В. Франклу

  3. Массовая невротическая триада по В. Франклу

  4. Источники смысла жизни по В. Франклу

  5. Что такое логотерапия

  6. Логотерапевтические техники: гиперинтенция; парадоксальная интенция; сократический диалог.

  7. Понятие «самотрансценденция»

  8. Анализ теоретических очерков В. Франкла: «О смысле жизни. Сомнения в смысле бытия», «Сверхсмысл», «Эвтаназия», «Психологическая судьба».

  9. Анализ теоретических очерков В. Франкла: «О смысле любви», «Сексуальность, эротика и любовь», «Неповторимость и единственность».

  10. Анализ теоретических очерков В. Франкла: «Страх человека перед самим собой».


Практическое занятие 15 (2 ч.)

Тема 7. Эклектическое направление в психологии

Тема 8. Психологические школы и направления в России второй половины XX века

Учебные вопросы:

  1. Основные положения мультимодального подхода

  2. Основные положения терапии по жизненным умениям

  3. Основные темы исследований школы Б. Г. Ананьева и В. Н. Мясищева

  4. Основные темы исследований школы С. Л. Рубинштейна

  5. Основные темы исследований школы школы А. Н. Леонтьева

  6. Исследования школы А. Р. Лурии

  7. Вклад А. А. Смирнова в развитие отчественной психологии

  8. Исследования и теоретические воззрения Б. М. Теплова


Практическое занятие 16-17 (4 ч.)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо...
Рабочая программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск