Скачать 184.27 Kb.
|
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Психология в управленческой деятельности»Направление подготовки: 080200 «МЕНЕДЖМЕНТ» Профиль подготовки: «ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР Форма обучения: ОЧНАЯ Составитель: ___________ к.пс.н., асс. кафедры социологии и психологии В.В. Шарок Программа является приложением к учебному плану в соответствии с ФГОС-2010 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2012 1. Цели и задачи дисциплины: Целью курса является формирование целостного представления о психологии в управленческой деятельности как разделе психологической науки, рассматривающем закономерности управления человеческими ресурсами в современной организации. Курс должен заложить основы психологической компетентности в решении задач повышения эффективности производства на основе знания передовых технологий и методов управления персоналом. В соответствии с этими целями теоретическая и практическая части курса направлены на решение следующих задач:
2. Место дисциплины в структуре ООП: Курс «Психология в управленческой деятельности» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Для его освоения требуется подготовка в объеме полной средней школы 3. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следующими компетенциями:
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет ______2_____ зачетные единицы.
5. Содержание дисциплины: 5.1. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 1. Предмет, объект, методы психологии управленческой деятельности. Место психологии управленческой деятельности в системе психологических и управленческих наук. Актуальность системы знаний в области психологии управленческой деятельности. Предмет, объект психологии управленческой деятельности и их значение в подготовке менеджеров. Методы психологии управленческой деятельности, место и роль в системе психологических, социальных и управленческих наук: социальной психологии, социокультурной психологии, психологии и социологии управления, психологии профессиональной деятельности, экономической психологии, конфликтологии и т.д. Предыстория науки управления. «Управленческий континуум» по К.С. Джорджу. Исторические, социокультурные, экономические предпосылки возникновения науки управления. «Принципы научного управления» Ф. Тейлора. Административная («классическая») школа в управлении. Школа человеческих отношений. Хоторнские эксперименты. Теории Х и У по Мак-Грегору. Управленческая мысль в России. Сущность управленческой деятельности. Основные подходы в теории управления. Подходы к изучению управленческой деятельности: микроанализ управленческой деятельности, «эмпирический» анализ управленческой деятельности, подход с позиций психологической теории деятельности, ролевой подход, нормативный подход, функциональный анализ. Раздел II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Тема 2. Элементы теории организаций. Сущность организации. Иерархические и адхократические (органические) структуры. Основные понятия теории организации. Сущность функции целеполагания. Типология целей организации. Требования к реализации функции целеполагания. Функция прогнозирования. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности. Функция планирования. Структура процесса планирования. Типология планирования и его принципы. Функция организации. Процессы делегирования полномочий. Функция принятия решения в деятельности руководителя. Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тема 3. Перцептивные и мнемические процессы руководителя. Перцептивные процессы. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности. Социальная перцепция. Локус контроля. Мнемические процессы. Специфика оперативной и долговременной памяти в деятельности руководителя. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности. Тема 4. Мыслительные процессы и интеллект руководителя. Специфика мышления в деятельности руководителя. Конвергентное и дивергентное мышление. Когнитивные стили. Основные свойства практического мышления руководителя. Теории интеллекта в психологии. Интеллект руководителя и эффективность управленческой деятельности. Специфика интеллектуальных качеств руководителя. Тема 5. Эмоционально-волевая регуляция состояний. Понятие и классификаци эмоций. Виды эмоциональных процессов. Воля и формы волевого усилия. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний. Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности. Закон Йеркса-Додсона. Стадии стресса. Управление стрессом. Тема 6. Мотивация деятельности руководителя. Содержательные теории мотивации. Пирамида потребностей А. Маслоу. Мотивация достижения успеха и избегания неудач Д. МакКлелланда. Процессуальные теории мотивации. Понятие внутренней мотивации. Мотивация деятельности руководителя. Раздел IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ. ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Тема 7. Концепция управления персоналом. Психолого-профессиональное обеспечение управления персоналом. Концепция профотбора: профессиограммы, психограммы, модули профессий. Концепция профессионального развития личности: уровни, этапы, ступени профессионализма. Психологические технологии управления персоналом. Наем, отбор и прием персонала. Профадаптация персонала. Характеристика профессионально важных качеств менеджера. Методы диагностики профессионально важных качеств менеджера. Требование к личности менеджера. Мотивация и стимулирование персонала в организации. Профессиональная подготовка менеджеров и общение. Социальные мотивы в иерархической структуре менеджмента. Тема 8. Управление конфликтами в организации. Специфика организационных конфликтов. Профилактика и управление организационными конфликтами. Социально-психологические технологии организации и проведения дискуссий. Техники и технологии управления конфликтами. Переговоры в управлении организацией: сущность, классификация, подготовка переговорного процесса, модели переговоров, переговорные стили. Тема 9. Психологические аспекты принятия управленческих решений. Психологическая характеристика процессов управленческих решений. Логика развития проблемы управленческих решений. Феноменология процессов принятия управленческих решений. Профессиональная характеристика управленческих решений. Индивидуальные качества как субъективные детерминанты управленческих решений. Измерение стиля управления. Тренинг навыков принятия решений по управлению персоналом. Управление по целям. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум не предусмотрен 7. Практические занятия (семинары)
8. Примерная тематика рефератов:
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература: 1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2006. 2. Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2005. 584 с. 3. Кричевский Р.Л. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. 4. Майерс Д. Социальная психология, СПб.: Питер, 2005. 5. Психология (под ред. А.А. Крылова). СПб, 2004. 6. Психология деловых конфликтов. Хрестоматия. /Ред. Райгородский Д.Я./ Самара: Бахрах-М, 2007, 768 с. 7.Психология лидерства: Учебное пособие. М.: Статут, 2007. 8. Психология менеджмента. Под ред. Г. С. Никифорова, 2004 9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002, 720 с. б) дополнительная литература: 1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2003, 364 с. 2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. 3. Квинн В. Прикладная психология. СПб, 2000. 4. Майерс Д. Социальная психология в модулях. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006, 318 с. 5. Мироненко И.А. Современные теории в психологии личности. Изд.Михайлова, 2003, 224 с. 6. Московичи С. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007, 592 с. 7. Психология самосознания. Хрестоматия. /Ред. Райгородский Д.Я./ Самара: Бахрах-М, 2007, 672 с. 8. Социальная психология: Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 2003, 475 с. 9. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 10. Фромм Э. Иметь или быть. М.,1990. 11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1999. 12. Хьюстон М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов. М.: Юнити-Дана, 2004, 622 с. 13. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1999, 272 с. в) программное обеспечение Microsoft Office Word; Microsoft Office Excel; Adobe Acrobat Reader, web-браузер (SeaMonkey, Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera и др.). г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы Библиотека Гумер [сайт]. Большая коллекция книг по гуманитарным и естественным наукам. Раздел: библиотека по психологии – история науки, теории личности, практикумы. URL http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php (дата обращения 14.10.2012) Электронная библиотека по психологии и смежным наукам [сайт]. URL: http://flogiston.ru/library (дата обращения 14.10.2012) Психологическая библиотека [сайт]. URL: http://www.psychol-ok.ru/library.html (дата обращения 14.10.2012) Публичная электронная библиотека [сайт]. Сайт содержит более 1500 книг по различным областям знания: гуманитарным и естественнонаучным. URL: http://lib.walla.ru/ (дата обращения 14.10.2012) Интернет-библиотека образовательных изданий [сайт], в которой собраны электронные учебники, справочные и учебные пособия. URL: http://www.iqlib.ru/ (дата обращения 14.10.2012) Университетская библиотека [сайт]. На сайте представлена учебная литература по гуманитарным дисциплинам. URL: http://www.biblioclub.ru/ (дата обращения 14.10.2012) Электронная библиотека учебников[сайт]. Коллекция учебной литературы по социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам. URL: http://studentam.net/ (дата обращения 14.10.2012) 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Средства мультимедиа, бланковые методики. Лекционные занятия проходят в специализированных аудиториях, оснащенных мультимедийным оборудованием. 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Основой изучения курса является представление о структуре психологии в управленческой деятельности, месте психологии в управленческой деятельности в системе социальных и других наук и методах психологии (1 раздел). Психологическое обеспечение функционирования организацией (2 раздел) и характеристики субъекта управленческой деятельности (3 раздел) являются основой для изучения психологии управления персоналом (4 раздел). Программа учебной дисциплины составлена с учётом того, чтобы способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию управленческих ситуаций, обладающих знаниями и навыками в области психологии управления и знающих основные механизмы протекания психических процессов. Текущий контроль включает методы, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретаемых компетенций: контрольные работы, проверочные тесты и оценку выполнения заданий. Самостоятельная работа предусматривает чтение основной и дополнительной литературы к занятиям, выполнение заданий, подготовку к дискуссиям на семинарских занятиях. По учебной дисциплине предусмотрен реферат (трудоёмкость - 12 часов самостоятельной работы) для развития навыка работы с научной и справочной литературой. Итоговый контроль: зачёт. Разработчики: к.пс.н., ассистент кафедры социологии и психологии В.В. Шарок |
Рабочей программы дисциплины «Документирование управленческой деятельности»... Дисциплина «Документирование управленческой деятельности» основана на изучении работы с документами и ведения делопроизводства в... | Методические указания по изучению дисциплины Целью учебной дисциплины... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «математичское моделирование. Часть i» «Системный анализ организационно-управленческой деятельности в больших системах» | Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Менеджмент» ... | ||
Рабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:... В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:... | К. Н. Дегтеренко Рабочая программа учебной дисциплины «Документирование управленческой деятельности» составлена в соответствии с требованиями ооп:... | ||
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование систематизированных научных знаний по психологии и педагогике,... | Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование систематизированных научных знаний по психологии и педагогике,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины «История управленческой мысли» Целью учебного курса является формирование базовых мировоззренческих и методологических представлений в области генезиса и истории... | Рабочая программа дисциплины «Стратегическое управление человеческими ресурсами» Текущие экономические и политические реформы в России предопределили новый взгляд на ключевую составляющую, как бизнеса, так и политических... | ||
Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины... Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла ( В. Дв. 3). Для освоения... | Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... | ||
Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для... | Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... | ||
Рабочая программа дисциплины Юридическая психология Степень выпускника... Рабочая программа предназначена для изучения студентами учебной дисциплины «Юридическая психология», обучающимися по направлению... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... |