Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов)





НазваниеПсихология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов)
страница1/6
Дата публикации08.05.2015
Размер0.95 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3   4   5   6


На правах рукописи


Акопян Любовь Суреновна

Психология эмоциональных состояний и их регуляция

у детей младшего школьного возраста

(на материале детских страхов)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Специальность 19.00.07 – педагогическая психология

Самара 2011

Работа выполнена на кафедре возрастной психологии

Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Официальные оппоненты:

член-корреспондент РАО,

доктор психологических наук,

заслуженный деятель науки Российской Федерации,

профессор Артур Александрович Реан;

доктор психологических наук,

заслуженный деятель науки Республики Татарстан,

профессор Александр Октябринович Прохоров;

доктор психологических наук,

профессор Валентина Алексеевна Маликова

Ведущая организация – Южный федеральный университет

(г. Ростов-на-Дону)

Защита состоится 11 мая 2011 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.216.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических / педагогических наук при ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099, г. Самара, ул. Максима Горького, 65/67.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
Текст автореферата размещен на сайте ВАК referat_vak@obrnadzor.gov.ru 7 февраля 2011 года.
Автореферат разослан ______________________ 2011 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор Л.В. Вершинина

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Эмоциональная насыщенность и динамика жизни в современном обществе приводят к высоким психологическим нагрузкам не только у взрослых, но и у детей. Это обстоятельство в значительной степени обусловлено преобразованиями в обществе, повышением требований с его стороны к интеллектуальным, психоэмоциональным, физическим возможностям человека, к его способности регулировать социально приемлемыми способами эмоциональные состояния. Наименее защищенными в этих условиях оказываются дети, поскольку и организм, и психика ребенка еще неустойчивы, легкоуязвимы и очень восприимчивы к воздействию среды: чувство беззащитности и неуверенность ребенка в собственном благополучии вызывают у него тревогу и различные страхи. «Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности» (Д.И. Фельдштейн).

Ребенку ХХI века приходится «бороться» с такими страхами, каких не испытывали его сверстники прошлого века. Усложнение и расширение объема школь­ных программ, «компьютеризация», ежедневные сообщения о катастрофах, разрушениях, бедствиях, транслируемые по телевидению фильмы ужасов, боевики, криминогенная обстановка – все это формирует новую психологическую реальность в сознании современных детей. Сложившаяся ситуация обуславливает психическое напряжение и тревожность, проявляющиеся в эмоциональных состояниях детей, что не может не влиять на развитие личности ребенка.

Экопсихологические исследования, охватывая широкий круг проблем воздействия внешнесредовых факторов на психику человека (Р.Дж. Баркер, В.И. Панов, М. Черноушек, В.И. Ясвин и др.), не в полной мере решают вопросы эмоционального благополучия детей в многообразии внешних условий.

Многие исследователи подчеркивают широкие возможности младшего школьного возраста, отмечая его сензитивность для развития психологических образований, значимо важных для благоприятного развития в дальнейшие возрастные периоды. Одним из этих важных образований, несомненно, является способность младшего школьника к саморегуляции (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Р.М. Грановская, В.В. Давыдов, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, Н.С. Лейтес, А.К. Маркова, И.М. Никольская, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Способность к регуляции эмоций – естественная сторона детского психосоциального развития. В зарубежной литературе отмечается, что выражение детьми эмоциональных переживаний (не только отрицательных, но и положительных) не во всем одобряется обществом – приветствуется сдерживание различных эмоций (С. Корр, Г. Крайг, А. Фромм и др.).

Проблема регуляции и саморегуляции глубоко проанализирована в работах отечественных психологов, которые исследуют различные стороны, возможности, способности, функции, уровни, виды психической саморегуляции (Б.В. Зейгарник, Л.Г. Дикая, В.А. Иванников, О.А. Конопкин, Т.Л. Крюкова, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, А.О. Прохоров, Г.С. Прыгин и др.). Разработаны концепции и концептуальные положения, раскрывающие механизмы саморегуляции психических состояний. Особо следует отметить: исследования по функциональной структуре системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека (О.А. Конопкин); концептуальные разработки индивидуального стиля саморегуляции (В.И. Моросанова); уровневую концепцию регуляции состояний (Г.Ш. Габдреева); теорию волевой саморегуляции поведения и деятельности (В.А. Иванников); системно-деятельностную концепцию психической саморегуляции функционального состояния (Л.Г. Дикая); концепцию функциональных структур регуляции психических состояний (А.О. Прохоров).

Отечественными учеными накоплен теоретический и эмпирический материал по регуляции и саморегуляции эмоциональных состояний подростков и взрослых, но вместе с тем следует признать, что наименее изученной областью педагогической психологии является саморегуляция негативных эмоциональных состояний, в особенности у детей младшего школьного возраста. Не всегда отчетливо дифференцируются понятия «регуляция» и «саморегуляция»; отсутствуют концептуально обоснованные программы формирования регуляции эмоциональных состояний в младшем школьном возрасте; не учитывается многообразие содержания, форм, а также генезис эмоциональных состояний; не описан собственный саморегуляционный опыт детей младшего школьного возраста. Определенное количество исследований посвящено изучению особенностей личностной саморегуляции, саморегуляции учебно-по-знавательной деятельности младших школьников, но проблема изучения и развития саморегуляции эмоциональных состояний у детей младшего школьного возраста остается в педагогической психологии недостаточно разработанной, и общим ограничительным моментом в изучении эмоциональной сферы является одномерность рассмотрения.

Идея многомерности в изучении тех или иных психических явлений развивается рядом исследователей (В.А. Барабанщиков, Дж. Гилфорд, Ю.М. Забродин, С.Б. Малых, Б.Ф. Ломов, В.Ф. Петренко, А.О. Прохоров, М.А. Холодная). На многогранность эмоций, многоуровневость проявлений, способность эмоций к слиянию, образованию различных сочетаний указывает В.К. Вилюнас.

Согласно субъектному подходу саморегуляция эмоциональных состояний связана с активной внутренней позицией младшего школьника. Онтогенетические возможности младшего школьника, сензитивного к развитию произвольности и осознанности деятельности, благоприятствуют развитию эмоционально-регуляционных умений. Вместе с тем отмечается недостаточность средств, форм и практического опыта ребенка в самостоятельной реализации этих способностей. Развитие и формирование саморегуляции в младшем школьном возрасте закладывает основы «второго рождения личности» (А.Н. Леонтьев) и является профилактической основой предупреждения «отклоняющегося формирования личности» (Г.М. Бреслав).

Таким образом, можно утверждать, что существует как практический, так и научный запрос на комплексное, многомерное изучение эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста на одном из наиболее важных возрастных этапов жизнедеятельности.

В многообразии эмоциональных состояний (радость, печаль, гнев и т. д.) переживание страха младшим школьником занимает особое место. Внешняя обстановка, окружающая среда во многом определяют эмоциональные состояния ребенка. Именно этот факт отмечает выдающийся ученый В.М. Бехтерев, указывая на необходимость учитывать исключительную впечатлительность и эмоциональную чувствительность ребенка, «особенно в такого рода вопросах, как охрана душевного здоровья». В то же время в связи с необходимостью противостояния страху «нужно научиться страшиться, чтобы не погибнуть либо оттого, что тебе никогда не было страшно, либо оттого, что ты слишком отдаешься страху; поэтому тот, кто научился страшиться надлежащим образом, научился высшему» (С. Кьеркегор).

Анализ научной литературы показывает, что для психологической науки проблема страхов не нова. Значительный вклад в изучение данной проблемы на философско-психологическом уровне внесли такие ученые, как А. Кемпински, С. Кьеркегор, Р. Мэй, Ж.-П. Сартр, Ч. Спилбергер, Б. Спиноза, П. Тиллих, М. Хайдеггер, К. Ясперс, в работах которых страх рассматривается в контексте экзистенциализма.

На психофизиологическом уровне анализируются механизмы возникновения эмоции страха, взаимосвязь физиологической и психической активности человека в процессе переживания страха (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, У. Джемс, Г.К. Ланге, В. Кеннон и др.).

На психолого-педагогическом уровне страхи изучаются с позиции понимания важности того, насколько сильно негативные эмоциональные состо­яния детей влияют на нормальное протекание психических процессов в учебно-воспитательной деятельности (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.С. Мухина, Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, АО. Прохоров, А.А. Реан, И.В. Субботский и др.).

Существенный вклад в изучение детских страхов внесли В.А. Абраменкова (вопросы социальной психологии детства); М.И. Буянов, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров (проблемы нервно-психологического здоровья детей); И.В. Дубровина (система подготовки психологов для образовательных учреждений); М.В. Осорина (детская субкультура); О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская, А.И. Тащева, Т. Шишова, Г. Эберлейн (роль семьи в возникновении и проявлении детских страхов); А.М. Прихожан (взаимосвязь тревоги и страха); Н.Н. Толстых (исследование эмоциональных состояний детей, воспитыва­ющихся вне семьи); И.П. Шкуратова, В.В. Ермак, В.А. Миниярова, Ю.В. Щербатых (особенности переживания страхов в подростковом и юношеском возра-сте); О.В. Хухлаева, Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина, А.Ю. Татаринцева, М.Ю. Гри­горчук и др. (разработка программ по преодолению страхов); С.В. Гриднева, Т.Л. Крюкова, А.И. Тащева и др. (стратегии совладающего поведения).

Исследования детских страхов связаны также с именами J. Leveau, J. Girard-Fresard и других зарубежных ученых. Не потеряло своей научной и практической актуальности одно из наиболее ранних и масштабных исследований по проблеме детских страхов A.T. Jersild, F.B. Holmes (1935). Возрастная специфика и содержание страхов являются предметом теоретического и экспериментального психолого-педагогического исследования в работах Э. Ле Шан, П. Поппер, Й. Раншбург, А. Фрейд, А. Фромм, К. Хорни, Г. Эберлейн и др. (раскрывается содержание испытываемых детьми страхов, анализируются причины их появления и возможные пути преодоления).

В отечественной педагогической психологии в последние десятилетия также уделяется большое внимание вопросам психологии детских страхов и их регуляции в младшем школьном возрасте. Доказано, что невыявленные детские страхи серьезно затрудняют учебную деятельность ребенка, существенно усложняют детско-родительские отношения, а также отрицательно сказываются на социальной активности и взаимоотношениях ребенка со сверстниками и взрослыми (Ф.Е. Василюк, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.И. Гарбузов, С.В. Гриднева, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.М. Прихожан, А.О. Прохоров, М. Раттер, А.С. Спиваковская, Т. Шишова, Г. Эберлейн и др.). Однако необходимо признать качественную однородность (одномерность) этих исследований. Не выявлено, в частности, значение таких факторов, как пространственно-временные, территориальные, микро- и макросредовые, частотно-интенсивные, нравственная составляющая в оценке переживания страха и другие измерения, а также саморегуляционные возможности детей младшего школьного возраста в ситуации переживания негативных эмоций.

Анализ психологической литературы показывает, что проблеме эмоционального благополучия детей с различными видами депривации (Т.Д. Богданова, Л.Н. Белопольская, В.И. Гарбузов, С.Д. Забрамная, О.В. Защиринская, Э.С. Калижнюк, Е.И. Кириченко, В.В. Лебединский, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, О.С. Никольская, Т.Н. Павлий, В.Г. Петрова, У.В. Ульенкова, Е.В. Устинова и др.) также уделяется определенное внимание. Однако многомерное изучение эмоциональных состояний, в частности детских страхов и особенностей саморегуляции в ситуации переживания страха детьми данной категории, не являлось предметом специального психолого-педагогического исследования.

Таким образом, разнообразие и количество выполненных в данном направлении отечественных и зарубежных исследований не снимает актуальности проблемы. Более того, она обостряется в связи с глобальными процессами современности, с общественно-политическими и экономическими изменениями, влияющими на жизнь взрослых и детей: «Состояние российского общества в целом, а именно его настроения, мнения, идеалы, отношения к ценностям и т. д., не может не отражаться в сознании формирующейся личности» (А.Л. Журавлев, Т.В. Дробышева).

Наличие фундаментальных изменений в социокультурной жизни общества и их отражение в эмоциональной сфере детей определяет основные противоречия в научной, научно-прикладной и практической сферах, в том числе в психолого-педагогической науке и практике.

Это противоречия:

– между онтогенетическими возможностями сензитивного периода развития детей младшего школьного возраста (субъектность, произвольность, словесно-логическое мышление, рефлексия, анализ и т. д.) и недостаточностью средств, форм и практического опыта детей в саморегуляции эмоциональных состояний для реализации собственных возможностей;

– между универсализмом психологической практики системы психологической службы образования в сфере эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста и спецификой развития регуляторных способностей младшего школьника;

– между резким увеличением количества факторов эмоции страха с одной стороны и неразработанностью адекватных научно-теоретических подходов и научно-методических средств для изучения детских страхов и амплификации саморегуляционных возможностей ребенка в ситуации переживания эмоции страха с другой стороны.

Стремление разрешить данные противоречия определило проблему исследования. В теоретическом плане – это проблема обоснования многомерного подхода к изучению эмоциональных состояний детей младшего школь­ного возраста. В практическом плане – это определение содержательных характеристик эмоциональных состояний школьников, разработка программы по развитию, формированию и амплифицированию способов регуляции эмо­циональных состояний у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: эмоциональные состояния и их регуляция у детей младшего школьного возраста на материале детских страхов.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование многомерного подхода к исследованию эмоциональных состояний и конструирование релевантной программы формирования эмоциональной регуляции у детей младшего школьного возраста.

Гипотезы исследования:

Онтогенетическая особенность развития детей младшего школьного возраста (способность к произвольности и рефлексии) обуславливает возможность успешного формирования регуляторных навыков совладания с эмоциональными состояниями. Многомерный подход к изучению эмоциональных состояний и конструированию программы регуляции обеспечивает возможность закрепления адекватной основы и расширения индивидуального репертуара способов саморегуляции эмоции страха у детей младшего школьного возраста.

Формирование способов регуляции переживания страха у детей младшего школьного возраста будет успешным, если:

– определен эмоциональный профиль современных детей, в котором переживания страха соотнесены с другими эмоциональными состояниями;

– учитываются условия (специфика) ситуации развития (тип образовательного учреждения, территориальная и этноментальная специфика; личностные особенности детей);

– негативные эмоциональные состояния детей младшего школьного возраста типологически структурируются упорядоченным образом в зависимости от генезиса эмоций (обусловленный, индуцированный, внутренне-ге­нерированный типы страхов);

– реализуется многомерный подход к изучению эмоции страха и разработке программы по формированию регуляции, включая способы, используемые самими детьми, что в конечном итоге расширяет возможности и поведенческий репертуар ребенка в ситуации переживания страхов;

– осуществляется взаимодействие педагогов-психологов, воспитателей, учителей и родителей в организации учебной и внеучебной жизни ребенка, учитывающее индивидуальный ресурс и саморегуляционные возможности детей.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Определить теоретико-методологические основы исследования эмоциональных состояний и их регуляции у детей младшего школьного возраста.

2. Обосновать многомерный подход к исследованию эмоциональных со­стояний.

3. Разработать интегрированную структурно-типологическую классификацию страхов.

4. Определить соотношение эмоционального состояния страха с другими эмоциональными состояниями школьников на различных возрастных этапах.

5. Осуществить сравнительный мета-анализ страхов, переживаемых детьми в различные периоды социально-экономических преобразований в России.

6. Выявить содержание страхов у детей младшего школьного возраста в различных условиях социальной ситуации развития.

7. Выявить способы саморегуляции негативных эмоциональных состо­яний, используемые детьми младшего школьного возраста.

8. Разработать и экспериментально апробировать программу по формированию саморегуляции эмоциональных состояний (на материале детских страхов).
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) iconУчебно-методический комплекс для студентов рабочая программа дисциплины...
Содержание: умк по дисциплине «Психология детей младшего школьного возраста» для студентов направления подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое...
Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б 3 Психология и...
Б 3 Психология и педагогика развития детей: психология детей младшего школьного возраста
Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) iconЖурнал «психотерапия» 2005 год
Акопян Л. С., Структурированная анкета по выявлению страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста №2
Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) iconПрограмма коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах...
Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами здоровья и является одной из составляющих...
Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
«Психология развития», «Психология детей младшего школьного возраста», «Социальная психология»
Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
«Психология развития», «Психология детей младшего школьного возраста», «Социальная психология»
Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Б 3 Психология и педагогика развития детей: психология детей младшего школьного возраста
Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) iconРазвитие интонации у детей младшего школьного возраста в классе сольного пения
Теоретический анализ развития интонации и познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) iconИнформация об участнике фестиваля
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) iconИнновационный педагогический опыт
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) iconРешение тригонометрических уравнений, 10 класс
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) icon«утверждаю»: Проректор по учебной работе /Л. М. Волосникова
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) iconДревесные растения в городских экосистемах карелии 03. 00. 05 ботаника 03. 00. 16 экология
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) iconРабочая программа дисциплины актуальные проблемы исполнения судебных актов
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В данном материале рассматривается игра как здоровьесберегающий фактор в обучении детей с овз (в частности детей с нарушенным слухом)...
Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) iconТ. Г. Шевченко сборник материалов VI международной научно-практической...
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск