Скачать 183.47 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Бийский государственный колледж» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Психология и этика деловых отношений» для специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 2010 г. ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией 030503 «Правоведение», социально-экономических дисциплин Председатель______________ Е.А.Астахова _____________________20 г. Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности Заместитель директора по учебно-методической работе ______________ Е.В.Фанта _____________________20 г. Автор: Боклыкова Татьяна Анатольевна, педагог-психолог, преподаватель дисциплин «Психология и этика деловых отношений», «Управленческая психология», «Социальная психология» ФГОУ СПО «Бийский государственный колледж» Рецензенты: 1. Маликова Е.В., кандидат психологических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой теоретической и прикладной психологии ГОУВПО "АГАО имени В.М. Шукшина" 2. Руденко М.Г., преподаватель дисциплин «Социальная психология», «Психология и этика профессиональной деятельности», «Основы этики» ФГОУ СПО «БГК атель дисциплин «Социальная психология» ФГОУ СПО «БГК» Содержание
1 Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования, Примерной программой учебной дисциплины «Психология и этика деловых отношений» ИПР СПО Минобразования России, 2002 г. В настоящее время существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня, способных придать формирующимся рыночным отношениям цивилизованный характер. Деловому человеку чрезвычайно важно постичь искусство общения. От таких факторов, как собственное поведение, организаторские способности и умение выражать свои мысли, зависит не только личная карьера, но и во многом успех дела. Таким образом, возникает необходимость и актуальность курса «Психология и этика деловых отношений». Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты с людьми. Поэтому, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Курс предполагает знакомство с основами представлений об общении как социально-психологическом феномене. Основная цель данного курса – помочь студентам в усвоении психологических знаний и умений в области делового общения. Кроме того, важно научить их реализовывать полученный объем знаний в процессе взаимодействия с другими людьми. Предмет изучения – деловое общение. Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности и образование. Поэтому в процессе изучения данного курса важно пробудить у студентов интерес к самопознанию и развитию коммуникативных способностей. Формированию умений и навыков по изучаемой проблематике будут способствовать тренинговые, ситуативно-коммуникативные и ролевые игры, уроки-практикумы. Дисциплина «Психология и этика деловых отношений» состоит из 3 разделов. В первом разделе «Общение как социально-психологический феномен» начинается знакомство студентов с сущностью многопланового процесса общения, его структурой, видами, функциями, сторонами. Во втором разделе освещаются вопросы психологии делового общения. В центре этого раздела – виды и формы делового общения в профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, где происходит закрепление навыков эффективного взаимодействия. Третий раздел включает вопросы, связанные с конфликтологией, где рассматриваются понятие и причины конфликтов, стадии и стили разрешения конфликтных ситуаций. Таким образом, дисциплина «Психология и этика деловых отношений» связана с такими дисциплинами как общая и социальная психология, этика, риторика, конфликтология, философия, социология. Для наиболее полного освоения материала дисциплины предусмотрены различные формы контроля: текущий в форме устных, письменных ответов студентов, написание творческих работ, тестовый контроль. Итоговый контроль проводится в форме устного зачета. Предусмотренные формы самостоятельной работы позволят не только углубленно изучить материал, но и будут способствовать развитию коммуникативных навыков студентов, необходимых в деловой среде. В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление: - о социально-психологических закономерностях общения и взаимодействия людей; знать: - приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров; - психологические причины возникновения конфликта. - методы и способы разрешения конфликтных ситуаций. уметь: - применять техники убеждающего воздействия в процессе общения; - диагностировать и разрешать конфликтные ситуации; - исследовать свои коммуникативные особенности, определять позиции партнеров в процессе общения. иметь навык: - выбирать оптимальный стиль общения и взаимодействия в общении, применять технологии убеждающего воздействия на партнера по общению; - владения методами бесконфликтного делового общения; - использования приемов по налаживанию делового сотрудничества. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»
3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Общение как социально-психологический феномен. Тема 1.1. Феноменология общения. Функции общения. Общение. Виды. Средства. Функции. иметь представление: - социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей; знать: - виды, функции, структуру общения; уметь: - исследовать свои коммуникативные особенности; иметь навык: - определять позиции партнеров в процессе общения. Вводное занятие. Работа с понятием «общение». Связь изучаемой дисциплины с другими науками. Особенности организации успешного взаимодействия. Функции и средства общения. Виды общения: вербальное и невербальное. Тема 1.2. Структура общения. Коммуникативная сторона общения. иметь представление: - о процессе обмена информацией; знать: виды и типы информации, причины потери информации; уметь: - выявлять коммуникативные барьеры в процессе передачи информации; иметь навык: - устранять коммуникативные барьеры. Общение - многоплановый процесс обмена информацией. Виды и типы информации. Коммуникативные барьеры. Причины потери информации. Практическая работа №1. Невербальные средства общения. Классификационные характеристики средств невербального общения. Самостоятельная работа. Невербальное общение и его виды. Барьеры в общении. Стратегии поведения в общении. Тема 1.3. Структура общения. Перцептивная сторона общения. иметь представление: - об особенностях формирования социального восприятия в процессе общения людей; знать: - функции и механизмы социального восприятия людей; уметь: - выявлять эффекты социального восприятия; иметь навык: - преодолевать факторы, искажающие адекватное восприятие людей. Особенности восприятия партнера по общению. Понятие социальной перцепции и ее функций. Механизмы социального восприятия людей, эффекты (факторы, искажающие) социального восприятия. Тема 1.4. Структура общения. Интерактивная сторона общения иметь представление: - об особенностях установления взаимодействия людей в процессе общения; знать: основные типы поведения партнеров по взаимодействию; иметь навык: - применять приемы саморегуляции в процессе общения; Понятие и содержание интерактивной стороны общения. Основные типы поведения партнеров по взаимодействию. Приемы саморегуляции в процессе общении. Тема 1.5. Трансактный анализ общения. иметь представление: - о теории трансактного анализа общения, истории ее возникновения и основателе, ее специфике; знать: - позиции человека, которые он принимает в процессе общения; уметь: - выявлять Позиции в общении: Родитель, Взрослый, Ребенок; диагностировать эти позиции; иметь навык: - эффективного общения в деловой сфере с позиции Взрослого. Знакомство с теорией трансактного анализа. Позиции в общении: родитель, взрослый, ребенок. Самостоятельная работа. Виды трансакций. Манипулирование. Ведущее состояние «Я». Тема 1.6. Моделирование и анализ коммуникативных ситуаций в ракурсе трансактного анализа общения иметь представление: - о теории трансактного анализа общения, истории ее возникновения и основателе, ее специфике; уметь: - выявлять Позиции в общении: Родитель, Взрослый, Ребенок; диагностировать эти позиции; иметь навык: - эффективного общения в деловой сфере с позиции Взрослого. Раздел 2. Психология делового общения. Требования к знаниям: студент должен знать приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека. Требования к умениям: студент должен уметь выбирать оптимальный стиль общения и взаимодействия в профессиональной деятельности, применять технологии убеждающего воздействия на партнера по общению. Тема 2.1. Деловая беседа как основная форма делового общения иметь представление: - об основных формах делового общения, особенностях их организации и проведения. знать: - психологические закономерности ведения деловой беседы; уметь: - формулировать вопросы и парировать замечания собеседника; иметь навык: - применения психологические приемы влияния на партнера. Понятие делового общения. Психологические закономерности ведения деловой беседы. Вопросы и парирование замечаний собеседников. Психологические приемы влияния на партнера. Самостоятельная работа. Техники успешного делового общения. Механизмы познания другого человека, ошибки. Тема 2.2. Деловое общение, его виды и формы. Деловые переговоры. Особенности организации и проведения. иметь представление: - об особенностях организации деловых переговоров; знать: - тактики и техники аргументирования; уметь: - создавать условия для формирования благоприятного психологического климата во время переговоров; применять техники аргументирования; иметь навык: - выбирать оптимальный стиль общения и взаимодействия в профессиональной деятельности, применять технологии убеждающего воздействия на партнера по общению. Психологические аспекты деловых переговоров. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров. Тактика и техника аргументирования. Формирование переговорного процесса. Тема 2.3 Психология эффективного поведения. Риторические приемы в публичном выступлении. иметь представление: - об истории риторики; знать: - техники и приемы завоевания и удержания внимания аудитории; психологические приемы публичного выступления; психологические особенности деловых дискуссий. уметь: - выбирать тактику аргументирования. Психологические особенности публичного выступления. Подготовка к выступлению. Завоевание внимания аудитории. Риторические приемы в публичном выступлении. Психологические особенности деловых дискуссий. Самостоятельная работа. Механизмы влияния на группу в процессе выступления. «Ловушки» в общении. Тема 2.4 Психология эффективного поведения. Спор, дискуссия, полемика. иметь представление: - об истории понятий «спор», «дискуссия», «полемика»; о способах ведения спора; психологических последствиях неправильного подбора тактики поведения в споре; знать: - понимать различия между понятиями «спор», «дискуссия», «полемика»; правила ведения спора, дискуссии; психологические приемы убеждения; уметь: - вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; аргументировать; применять технологии убеждающего воздействия на партнера по общению. иметь навык: - убеждающего воздействия на партнера по общению Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика». Культура спора. Правила спора. Психологические приемы убеждения в споре. Аргументация и контраргументация. Тема 2.5 Психология эффективного поведения. Основы нейро-лингвистического программирования (НЛП). иметь представление: - об истории и сущности нейро-лингвистического программирования (НЛП) знать: психологические основы НЛП, физиологические основы НЛП уметь: определять ведущую репрезентативную систему партнера по общению иметь навык: - подстройки по позе, голосу Основной понятийный аппарат и сущность теории НЛП. Возможности использования НЛП. Тема 2.6 Имидж делового человека. Или как создать благоприятное первое впечатление о себе? иметь представление: - о составляющих понятия имидж знать: - составляющие имиджа делового человека уметь: - составлять деловой костюм, подбирать аксессуары. Понятие имиджа. Основные составляющие. Особенности имиджа делового человека. Раздел 3. Основы конфликтологии. Тема 3.1. Понятие и виды конфликтов. иметь представление: - о науке конфликтологии, значении и роли конфликтов в развитии коллективов знать: - психологические причины возникновения конфликта, методы и способы разрешения конфликтных ситуаций. иметь навык: - владеть методами бесконфликтного делового общения, использовать приемы по налаживанию делового сотрудничества. Понятие и сущность конфликтов. Причины, виды и уровни конфликтов. Стадии развития конфликтных ситуаций. Поведение в конфликтах. Позиции в конфликтах. Стили и способы разрешения конфликтных ситуаций. Профилактика конфликтных ситуаций. Самостоятельная работа. Стратегии поведения в конфликте, встречающиеся ошибки. Практическая работа №2. Стили разрешения конфликтов. Анализ конфликтных ситуаций.
Печатные - учебники и учебные пособия, раздаточный материал к практическим работам Электронные образовательные ресурсы: презентации к урокам, обучающие программы: - «НЛП Нейролингвистическое программирование Психологический практикум» - Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Обучающий модуль «Учимся выступать публично» - Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Обучающий модуль «Учимся распоряжаться временем» - «Искусство жестов в деловых переговорах» МедиуМ, 2004г. электронные психологические тесты: - Программа «Профессиональные тесты» - Многофакторный личностный опросник FPI - IQtest - Тест Шмишека-Леонгарда - Шкала самооценки Учебные кинофильмы, учебные фильмы: - Нарезки из сериала Теория лжи (Обмани меня) – Фильм 1. Пилот. - Human Face_Paul Ecman. - Документальный обучающий фильм «Детектор лжи. Жесты» ЛитератураОсновная литература
др. – М, 2001 г.
Дополнительная литература
|
Рабочая программа дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»... «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (по отраслям) и 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники... | Рабочая программа по дисциплине " Метрология, стандартизация и сертификация... Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта впо по специальности 230102 «Автоматизированные... | ||
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика Специальности: 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)» | Примерная программа учебной дисциплины Специальность 230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях) | ||
Рабочая программа дисциплины «Технология строительного производства»... Данная программа учебной дисциплины «Технология строительного» предназначена для реализации Государственного образовательного стандарта... | Программа дисциплины «Управленческий учет» для магистерской программы... Специальность 230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях) | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 материалы... Специальность – 230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях) | Программа вступительного испытания по физике Специальность-230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях) | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Астрономия»... Специальность-230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях) | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Физика»... Специальность-230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях) | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине география Специальность – 230103 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях) | Методические рекомендации по освоению учебного материала. 13 1 Самостоятельная... Специальность 230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» | Урок английский язык + физика по теме «Исследование Космоса»,9 класс Специальность-230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях) | ||
Методические указания по физике для студентов 111100. 62 – зоотехния... Специальность-230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность– 230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях) |