Рабочая программа дисциплины «Психология и этика деловых отношений» для специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 2010 г





Скачать 183.47 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Психология и этика деловых отношений» для специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 2010 г
Дата публикации30.06.2015
Размер183.47 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Бийский государственный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Психология и этика деловых отношений»
для специальности

230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»

2010 г.
ОДОБРЕНА

предметной (цикловой)

комиссией 030503 «Правоведение», социально-экономических дисциплин

Председатель______________

Е.А.Астахова

_____________________20 г.

Составлена в соответствии

с Государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускника

по специальности
Заместитель директора

по учебно-методической

работе ______________
Е.В.Фанта

_____________________20 г.



Автор: Боклыкова Татьяна Анатольевна, педагог-психолог, преподаватель дисциплин «Психология и этика деловых отношений», «Управленческая психология», «Социальная психология» ФГОУ СПО «Бийский государственный колледж»


Рецензенты: 1. Маликова Е.В., кандидат психологических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой теоретической и прикладной психологии ГОУВПО "АГАО имени В.М. Шукшина"
2. Руденко М.Г., преподаватель дисциплин «Социальная психология», «Психология и этика профессиональной деятельности», «Основы этики» ФГОУ СПО «БГК

атель дисциплин «Социальная психология» ФГОУ СПО «БГК»


Содержание


1

Пояснительная записка

4

2

Тематический план специальности

230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»


6

3

Содержание учебной дисциплины

8

5

Перечень средств обучения

13

6

Литература

14



1 Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования, Примерной программой учебной дисциплины «Психология и этика деловых отношений» ИПР СПО Минобразования России, 2002 г.

В настоящее время существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня, способных придать формирующимся рыночным отношениям цивилизованный характер.

Деловому человеку чрезвычайно важно постичь искусство общения. От таких факторов, как собственное поведение, организаторские способности и умение выражать свои мысли, зависит не только личная карьера, но и во многом успех дела. Таким образом, возникает необходимость и актуальность курса «Психология и этика деловых отношений».

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты с людьми. Поэтому, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха.

Курс предполагает знакомство с основами представлений об общении как социально-психологическом феномене.

Основная цель данного курса – помочь студентам в усвоении психологических знаний и умений в области делового общения. Кроме того, важно научить их реализовывать полученный объем знаний в процессе взаимодействия с другими людьми.

Предмет изучения – деловое общение.

Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности и образование. Поэтому в процессе изучения данного курса важно пробудить у студентов интерес к самопознанию и развитию коммуникативных способностей.

Формированию умений и навыков по изучаемой проблематике будут способствовать тренинговые, ситуативно-коммуникативные и ролевые игры, уроки-практикумы.

Дисциплина «Психология и этика деловых отношений» состоит из 3 разделов.

В первом разделе «Общение как социально-психологический феномен» начинается знакомство студентов с сущностью многопланового процесса общения, его структурой, видами, функциями, сторонами.

Во втором разделе освещаются вопросы психологии делового общения. В центре этого раздела – виды и формы делового общения в профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, где происходит закрепление навыков эффективного взаимодействия.

Третий раздел включает вопросы, связанные с конфликтологией, где рассматриваются понятие и причины конфликтов, стадии и стили разрешения конфликтных ситуаций.

Таким образом, дисциплина «Психология и этика деловых отношений» связана с такими дисциплинами как общая и социальная психология, этика, риторика, конфликтология, философия, социология.

Для наиболее полного освоения материала дисциплины предусмотрены различные формы контроля: текущий в форме устных, письменных ответов студентов, написание творческих работ, тестовый контроль. Итоговый контроль проводится в форме устного зачета.

Предусмотренные формы самостоятельной работы позволят не только углубленно изучить материал, но и будут способствовать развитию коммуникативных навыков студентов, необходимых в деловой среде.
В результате изучения дисциплины студент должен

иметь представление:

- о социально-психологических закономерностях общения и взаимодействия людей;
знать:

- приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров;

- психологические причины возникновения конфликта.

- методы и способы разрешения конфликтных ситуаций.
уметь:

- применять техники убеждающего воздействия в процессе общения;

- диагностировать и разрешать конфликтные ситуации;

- исследовать свои коммуникативные особенности, определять позиции партнеров в процессе общения.
иметь навык:

- выбирать оптимальный стиль общения и взаимодействия в общении, применять технологии убеждающего воздействия на партнера по общению;

- владения методами бесконфликтного делового общения;

- использования приемов по налаживанию делового сотрудничества.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки

информации и управления»


Наименование разделов и тем

Макс. учебная нагрузка студента, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студента

Всего

Практические

занятия

Лаб. работы

1

2

3

4

5

6

Раздел 1.

Общение как социально-психологический феномен
















1.1.Феноменология общения. Функции общения. Виды. Средства.

2

2










1.2. Структура общения. Коммуникативная сторона общения

6

4

2




2

1.3. Структура общения. Перцептивная сторона общения

2

2










1.4. Структура общения. Интерактивная сторона общения

2

2










    1. Трансактный анализ общения

4

2







2

    1. Моделирование и анализ коммуникативных ситуаций в ракурсе трансактного анализа общения

2

2










Итого

18

14

2




4

Раздел 2.

Психология делового общения
















2.1 Деловая беседа как основная форма делового общения

4

2







2

2.2 Деловое общение, его виды и формы. Деловые переговоры. Особенности организации и проведения

2

2










2.3 Психология эффективного поведения. Риторические приемы в публичном выступлении

4

2







2

2.4. Психология эффективного поведения. Спор, дискуссия, полемика.

4

4










2.5 Психология эффективного поведения. Основы нейро-лингвистического программирования.

2

2










2.6. Имидж делового человека. Или как создать благоприятное первое впечатление о себе?

2

2










Итого

18

14







4

Раздел 3.

Основы конфликтологии
















3.1. Понятие и виды конфликтов.

7

5

2




2

Итого

7

5

2




2

Всего

43

33

4




10



3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Общение как социально-психологический феномен.


Тема 1.1. Феноменология общения. Функции общения. Общение. Виды. Средства. Функции.
иметь представление:

- социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей;

знать:

- виды, функции, структуру общения;

уметь:

- исследовать свои коммуникативные особенности;

иметь навык:

- определять позиции партнеров в процессе общения.
Вводное занятие. Работа с понятием «общение». Связь изучаемой дисциплины с другими науками. Особенности организации успешного взаимодействия. Функции и средства общения. Виды общения: вербальное и невербальное.
Тема 1.2. Структура общения. Коммуникативная сторона общения.
иметь представление:

- о процессе обмена информацией;

знать:

виды и типы информации, причины потери информации;

уметь:

- выявлять коммуникативные барьеры в процессе передачи информации;

иметь навык:

- устранять коммуникативные барьеры.
Общение - многоплановый процесс обмена информацией. Виды и типы информации. Коммуникативные барьеры. Причины потери информации.
Практическая работа №1. Невербальные средства общения. Классификационные характеристики средств невербального общения.
Самостоятельная работа. Невербальное общение и его виды. Барьеры в общении. Стратегии поведения в общении.
Тема 1.3. Структура общения. Перцептивная сторона общения.
иметь представление:

- об особенностях формирования социального восприятия в процессе общения людей;

знать:

- функции и механизмы социального восприятия людей;

уметь:

- выявлять эффекты социального восприятия;

иметь навык:

- преодолевать факторы, искажающие адекватное восприятие людей.
Особенности восприятия партнера по общению. Понятие социальной перцепции и ее функций. Механизмы социального восприятия людей, эффекты (факторы, искажающие) социального восприятия.
Тема 1.4. Структура общения. Интерактивная сторона общения
иметь представление:

- об особенностях установления взаимодействия людей в процессе общения;

знать:

основные типы поведения партнеров по взаимодействию;

иметь навык:

- применять приемы саморегуляции в процессе общения;
Понятие и содержание интерактивной стороны общения. Основные типы поведения партнеров по взаимодействию. Приемы саморегуляции в процессе общении.
Тема 1.5. Трансактный анализ общения.
иметь представление:

- о теории трансактного анализа общения, истории ее возникновения и основателе, ее специфике;

знать:

- позиции человека, которые он принимает в процессе общения;

уметь:

- выявлять Позиции в общении: Родитель, Взрослый, Ребенок; диагностировать эти позиции; иметь навык:

- эффективного общения в деловой сфере с позиции Взрослого.
Знакомство с теорией трансактного анализа. Позиции в общении: родитель, взрослый, ребенок.
Самостоятельная работа.

Виды трансакций. Манипулирование. Ведущее состояние «Я».
Тема 1.6. Моделирование и анализ коммуникативных ситуаций в ракурсе трансактного анализа общения
иметь представление:

- о теории трансактного анализа общения, истории ее возникновения и основателе, ее специфике;

уметь:

- выявлять Позиции в общении: Родитель, Взрослый, Ребенок; диагностировать эти позиции; иметь навык:

- эффективного общения в деловой сфере с позиции Взрослого.

Раздел 2. Психология делового общения.
Требования к знаниям: студент должен знать приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека.

Требования к умениям: студент должен уметь выбирать оптимальный стиль общения и взаимодействия в профессиональной деятельности, применять технологии убеждающего воздействия на партнера по общению.
Тема 2.1. Деловая беседа как основная форма делового общения
иметь представление:

- об основных формах делового общения, особенностях их организации и проведения.

знать:

- психологические закономерности ведения деловой беседы;

уметь:

- формулировать вопросы и парировать замечания собеседника;

иметь навык:

- применения психологические приемы влияния на партнера.
Понятие делового общения. Психологические закономерности ведения деловой беседы. Вопросы и парирование замечаний собеседников. Психологические приемы влияния на партнера.

Самостоятельная работа. Техники успешного делового общения. Механизмы познания другого человека, ошибки.
Тема 2.2. Деловое общение, его виды и формы. Деловые переговоры. Особенности организации и проведения.
иметь представление:

- об особенностях организации деловых переговоров;

знать:

- тактики и техники аргументирования;

уметь:

- создавать условия для формирования благоприятного психологического климата во время переговоров; применять техники аргументирования;

иметь навык:

- выбирать оптимальный стиль общения и взаимодействия в профессиональной деятельности, применять технологии убеждающего воздействия на партнера по общению.
Психологические аспекты деловых переговоров. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров. Тактика и техника аргументирования. Формирование переговорного процесса.

Тема 2.3 Психология эффективного поведения. Риторические приемы в публичном выступлении.
иметь представление:

- об истории риторики;

знать:

- техники и приемы завоевания и удержания внимания аудитории; психологические приемы публичного выступления; психологические особенности деловых дискуссий.

уметь:

- выбирать тактику аргументирования.

Психологические особенности публичного выступления. Подготовка к выступлению. Завоевание внимания аудитории. Риторические приемы в публичном выступлении. Психологические особенности деловых дискуссий.
Самостоятельная работа. Механизмы влияния на группу в процессе выступления. «Ловушки» в общении.
Тема 2.4 Психология эффективного поведения. Спор, дискуссия, полемика.

иметь представление:

- об истории понятий «спор», «дискуссия», «полемика»; о способах ведения спора; психологических последствиях неправильного подбора тактики поведения в споре;

знать:

- понимать различия между понятиями «спор», «дискуссия», «полемика»; правила ведения спора, дискуссии; психологические приемы убеждения;

уметь:

- вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; аргументировать; применять технологии убеждающего воздействия на партнера по общению.

иметь навык:

- убеждающего воздействия на партнера по общению
Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика». Культура спора. Правила спора. Психологические приемы убеждения в споре. Аргументация и контраргументация.

Тема 2.5 Психология эффективного поведения. Основы нейро-лингвистического программирования (НЛП).
иметь представление:

- об истории и сущности нейро-лингвистического программирования (НЛП)

знать:

психологические основы НЛП, физиологические основы НЛП

уметь:

определять ведущую репрезентативную систему партнера по общению

иметь навык:

- подстройки по позе, голосу
Основной понятийный аппарат и сущность теории НЛП. Возможности использования НЛП.
Тема 2.6 Имидж делового человека. Или как создать благоприятное первое впечатление о себе?

иметь представление:

- о составляющих понятия имидж

знать:

- составляющие имиджа делового человека

уметь:

- составлять деловой костюм, подбирать аксессуары.
Понятие имиджа. Основные составляющие. Особенности имиджа делового человека.
Раздел 3. Основы конфликтологии.

Тема 3.1. Понятие и виды конфликтов.
иметь представление:

- о науке конфликтологии, значении и роли конфликтов в развитии коллективов

знать:

- психологические причины возникновения конфликта, методы и способы разрешения конфликтных ситуаций.

иметь навык:

- владеть методами бесконфликтного делового общения, использовать приемы по налаживанию делового сотрудничества.
Понятие и сущность конфликтов. Причины, виды и уровни конфликтов. Стадии развития конфликтных ситуаций. Поведение в конфликтах. Позиции в конфликтах. Стили и способы разрешения конфликтных ситуаций. Профилактика конфликтных ситуаций.
Самостоятельная работа. Стратегии поведения в конфликте, встречающиеся ошибки.

Практическая работа №2. Стили разрешения конфликтов. Анализ конфликтных ситуаций.


  1. Перечень средств обучения


Печатные - учебники и учебные пособия, раздаточный материал к практическим работам

Электронные образовательные ресурсы: презентации к урокам, обучающие программы:

- «НЛП Нейролингвистическое программирование Психологический практикум»

- Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Обучающий модуль «Учимся выступать публично»

- Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Обучающий модуль «Учимся распоряжаться временем»

- «Искусство жестов в деловых переговорах» МедиуМ, 2004г.

электронные психологические тесты:

- Программа «Профессиональные тесты»

- Многофакторный личностный опросник FPI

- IQtest

- Тест Шмишека-Леонгарда

- Шкала самооценки
Учебные кинофильмы, учебные фильмы:

- Нарезки из сериала Теория лжи (Обмани меня) – Фильм 1. Пилот.

- Human Face_Paul Ecman.

- Документальный обучающий фильм «Детектор лжи. Жесты»






Литература




Основная литература


  1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение.— Мн.: Новое знание, 2001. — 328 с.

  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 245 с.

  3. Боклыкова Т.А. Психология и этика деловых отношений. Учебно-методический комплекс для студентов. – Бийск: ГОУ СПО «Бийский техникум механической обработки древесины», 2010. - 125 с.

  4. Булыгина А.А. Этика делового общения. – Новосибирск, 2005 г.

  5. Омаров А.М. Управление: искусство общения. – М, 2000 г.

  6. Психология и этика делового общения. / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и

др. – М, 2001 г.

  1. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 416 с.



Дополнительная литература




Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 2001.



Гренни Д., Паттерсон Керри, Мак-Милан Рон и др. Переговоры в экстремальных ситуациях. Что и как говорить, когда ставки высоки. – Изд-во Вильямс. – 2008.- 240с.



Гуленков К., Сорокина И., Стацевич Е. Манипуляции в деловых переговорах. Практика воздействия. – Изд-во Альпина . – 2007. – 138с.



Демарэ Э., У. Валери. Первое впечатление: знаете ли вы, как воспринимают вас окружающие? – Изд-во Вильямс. – 2007.- 320с



Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 2005.



Крастен Бредермайер. Искусство словесной атаки. Практическое руководство. – Изд-во Альпина. – 2007. – 178с.



Психологические механизмы регуляции социального поведения. Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. М.: Наука, 2006.



Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение. М.: Феникс, 2008. – 413с.



Суховершина Ю.В. Тихомирова Е.П. Скоромная Ю.Е. Тренинг делового (профессионального) общения – М. Академический Проект; Трекста, 2006. – 128с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Психология и этика деловых отношений» для специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 2010 г iconРабочая программа дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»...
«Автоматизированные системы обработки информации и управления» (по отраслям) и 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники...
Рабочая программа дисциплины «Психология и этика деловых отношений» для специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 2010 г iconРабочая программа по дисциплине " Метрология, стандартизация и сертификация...
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта впо по специальности 230102 «Автоматизированные...
Рабочая программа дисциплины «Психология и этика деловых отношений» для специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 2010 г iconМетодические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика
Специальности: 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)»
Рабочая программа дисциплины «Психология и этика деловых отношений» для специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 2010 г iconПримерная программа учебной дисциплины
Специальность 230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)
Рабочая программа дисциплины «Психология и этика деловых отношений» для специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 2010 г iconРабочая программа дисциплины «Технология строительного производства»...
Данная программа учебной дисциплины «Технология строительного» предназначена для реализации Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа дисциплины «Психология и этика деловых отношений» для специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 2010 г iconПрограмма дисциплины «Управленческий учет»  для магистерской программы...
Специальность 230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)
Рабочая программа дисциплины «Психология и этика деловых отношений» для специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 2010 г iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 материалы...
Специальность – 230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)
Рабочая программа дисциплины «Психология и этика деловых отношений» для специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 2010 г iconПрограмма вступительного испытания по физике
Специальность-230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)
Рабочая программа дисциплины «Психология и этика деловых отношений» для специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 2010 г iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Астрономия»...
Специальность-230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)
Рабочая программа дисциплины «Психология и этика деловых отношений» для специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 2010 г iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Физика»...
Специальность-230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)
Рабочая программа дисциплины «Психология и этика деловых отношений» для специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 2010 г iconУчебно-методический комплекс по дисциплине география
Специальность – 230103 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)
Рабочая программа дисциплины «Психология и этика деловых отношений» для специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 2010 г iconМетодические рекомендации по освоению учебного материала. 13 1 Самостоятельная...
Специальность 230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)
Рабочая программа дисциплины «Психология и этика деловых отношений» для специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 2010 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»
Рабочая программа дисциплины «Психология и этика деловых отношений» для специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 2010 г iconУрок английский язык + физика по теме «Исследование Космоса»,9 класс
Специальность-230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)
Рабочая программа дисциплины «Психология и этика деловых отношений» для специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 2010 г iconМетодические указания по физике для студентов 111100. 62 – зоотехния...
Специальность-230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)
Рабочая программа дисциплины «Психология и этика деловых отношений» для специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 2010 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность– 230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск