Скачать 286.58 Kb.
|
Районный конкурс портфолио «Классный руководитель – личность и профессионал» 2012-2013 уч. год. Сулейманова Гулляра Маратовна – педагог МОБУ «Черноотрожская СОШ им. Черномырдина В.С.» ПОРТФОЛИО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Сулеймановой Гулляры Маратовны МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА «Дорогой добра» ВКЛЮЧЕННОСТЬ В МЕТОДИЧЕСКУЮ РАБОТУ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ Стратегия и долгосрочная перспектива планирования процесса воспитания. Система воспитательной работы « Дорогой добра» разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей начальной школы. Использование в совместной работе с учащимися и родителями форм, приемов и методов моделирования воспитательной системы класса позволило сформировать желаемый образ выпускника начальной школы и представления детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем классном сообществе. Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов воспитательной системы и жизнедеятельности классного сообщества. Цель воспитательной системы:создание условий для развития духовных, физических, творческих качеств учащихся и личностной самореализации на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание помощи в жизненном самоопределении, в нравственном и гражданском становлении. Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
Построение воспитательной системыопирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую. Главное средство воспитания - заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, делать добро. Я верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни небольшого классного коллектива стали нравственные нормы - заповеди: • Старайся делать добро! • Бойся обидеть человека! • Люби и прощай людей! • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе! • Познай мир и себя! • Стремись найти свою цель в жизни! • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям! • Лучше отдай свое, чем возьми чужое! Ключевые идеи в построении процесса воспитания. Отличительной особенностью данной системы является направленность на конкретного ребенка, на создание необходимых условий для его активной творческой самореализации. Я считаю, что творцом, так же как интеллектуалом, не рождаются, все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени, в той или иной форме присущ каждому из нас. Моя воспитательная система класса «Дорогой добра» рассчитана на 4 года. В процессе работы по данной системе я осуществляю индивидуальный подход к каждому ребенку, который основан на принципах педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. В свой план работы с классом я включаю все виды деятельности, интегрированное взаимодействие учителей и родителей. Я прослеживаю позитивную динамику во взаимодействии с семьей в воспитании детей и выделяю такие наиболее эффективные формы работы, как семейный клуб «Затейники», тематические выставки: «Здравствуй, осень золотая», «Чудеса Деда Мороза», «Подарки для наших родных и любимых», совместные праздники - «Путешествие в страну Знаний», «Концерт для самых любимых», «Лучше всех на свете – Мама!» и развлечения. Для создания благоприятного климата в коллективе моя задача в том, чтобы помочь детям осознать свои ценности и установить свои приоритеты, стать более терпимыми и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Я учу их простым принципам: избегай лжи и тайн, не трать больше, чем у тебя есть, научись отдыхать, доводить начатое до конца. Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса. Поэтому мытесно взаимодействуем не только с родителями, но и с администрацией школы, школьным родительским комитетом, общественной комиссией по делам несовершеннолетних при сельсовете, казачьим обществом, учреждениями дополнительного образования. Центром досуга и библиотекой, школьным психологом, участковой больницей и НПО «Южный Урал». Направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей. Системность осуществления воспитательного взаимодействия. Воспитание – системный и непрерывный процесс, поскольку личность нельзя воспитывать «от случая к случаю». Только системность и непрерывность может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя. Моя воспитательная работа начинается с того момента, как я впервые встречаюсь с детьми в стенах детского сада и не заканчивается никогда, так как многие мои выпускники постоянно находятся в поле зрения (в старших классах- оказывают помощь младшим поколениям: проводят мероприятия в классе; после окончания школы - оказывают материальную помощь или просто заходят в класс, чтобы поприветствовать новых жителей школьной страны и рассказать о своих достижениях и успехах). Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с направлениями воспитательной работы школы, в соответствии с уровнем развития и интересами учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях. Патриотическое и гражданское направление. Работа в данном направлении позволяет ребенку познакомиться с родным краем, участвовать в акциях по возрождению исчезнувших сел, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа, узнать об истории возрождения казачества, изучить традиции и быт оренбургских казаков.
12 человек из класса занимаются в ансамбле казачьей песни «Зоренька», принимают участие в областных и районных конкурсах и фестивалях, участвуют в концертах и праздниках села и района. Духовно-нравственное и эстетическое направление. Работа в данном направлении воспитывает в детях доброе отношение к родным, близким, окружающим людям и сверстникам, учит добросовестному отношению к своим обязанностям, к самому себе, общественным поручениям.
8 человек из класса посещают Воскресную школу при храме Иоанна Богослова. В летний период до 50% класса отдыхают в православном патриотическом лагере «Светоч». 6 человек занимаются в народном хореографическом ансамбле «Радуга». 4 человека занимаются в народном оркестре народных инструментов. 5 человек посещают творческое объединение «Флористика». 8 человек посещают филиал ДШИ. Дети участвуют в мероприятиях села, района, области и занимают призовые места в конкурсах и фестивалях. Спортивно-оздоровительное, трудовое направление и профилактика ДДТТ. Работа в данном направлении помогает формировать навыки здорового образа жизни у учащихся, проводить профилактику вредных привычек и обучает правилам безопасного поведения детейна улице и дорогах.
7 человек из класса занимаются в секции «Легкая атлетика». 5 человек посещают спортивное объединение «Борьба». Олейников Максим, Селезнев Иван, Сулейманов Эльмир являются призерами областных спортивных соревнований. 9 человек посещают объединение «ЮИД» Активизация детского общественного движения (развитие органов ученического самоуправления) Одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.
Работа с родителями. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья. Включение семьи в деятельность воспитательной системы я считаю, основано на: -гуманистическом стиле общения и взаимодействия; -уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу; -систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей); -умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
Родители - первые помощники в организации воспитательного процесса, подготовки внеклассных мероприятий, подготовке кабинета к новому учебному году. Они не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей. Совместно с родителями проводим такие мероприятия: «День именинника», «День матери», «Праздник будущих защитников Отечества», «8 Марта», «Ежели вы вежливы», «Читающая семья», «Весело, весело встретим Новый год». В моем классе члены родительского комитета участвуют в сборе и распространении лучшего опыта семьи. Они либо сами выступают с сообщениями, либо помогают подготовить выступления тем семьям, чей опыт может быть интересен для других. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно. Для родительских собраний я подготовила цикл лекций по педагогике, психологии, физиологии и гигиене; педагогические практикумы по рассмотрению различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе. По запросам родителей, были организованы встречи с психологом школы, который помог раскрыть психологический аспект воспитания, развития детей. Ориентация процесса воспитания на становление и проявление индивидуальности детей. Вся гуманистическая педагогика и психология подчеркивает уникальность человеческой личности, ее индивидуальные особенности. Я в своей работе придерживаюсь следующих принципов:
Особое внимание я уделяю индивидуальной работе с ребятами. Наиболее эффективным считаю метод доверительной беседы, так дети легче идут на контакт. Когда ты беседуешь с ними один на один - они становятся ближе, устанавливаются доверительные, дружеские отношения. Индивидуальная работа с детьми имеет несколько направлений: работа со способными и одаренными детьми, работа с детьми из асоциальных семей, работа с детьми, имеющими затруднения и отклонения по различным направлениям и аспектам учебной и воспитательной деятельности. Работа с одаренными детьми. Выявление одаренных и способных детей начинается с первого класса на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Постепенно формируется база данных на детей и учет их достижений. Мои ребята ежегодно успешно участвуют в Международных играх-конкурсах: «Русский медвежонок - языкознание для всех», «Кенгуру», «КИТ», Районный КВН «ПДД», а также в районном конкурсе детского творчества на противопожарную тему в номинации: «Художественно-эстетическое творчество»; в конкурсе рисунков, сочинений и стихотворений «Я и моя семья» и т.д. Занятость учащихся во внеурочное время:
Достижения учащихся:
Работа с асоциальными семьями и детьми «группы риска». В данное время в моем классе на внутришкольном учете стоят 2 семьи – Самсонова Сергея и Олейникова Максима. Дети и семьи находятся под непрерывным контролем школьной администрации и родительского комитета. С родителями регулярно проводится работа: индивидуальные встречи с психологом, классным руководителем; посещение семей на дому, приглашение для проведения родительского лектория. Вся работа с данной категорией семей оформляется в виде протоколов в тетради посещения. Большую помощь при работе в данном направлении оказывает родительский комитет класса: за каждой семьей закреплен общественный наставник, который осуществляет негласный систематический контроль за взаимоотношениями в семье и условиями проживания ребенка. Использование в работе современных педагогических технологий.
Со второго полугодия третьего класса я нередко предлагаю хорошо успевающим ученикам на отдельных этапах урока заменять меня, взять на себя роль учителя. Такой прием приучает ребят к самостоятельности, воспитывает у них смелость, умение определять свои действия в различных ситуациях, развивает лидерские качества. Он способствует в дальнейшем также организации групповой и парной работы. Активно использую игровые технологии при проведении часов общения, ролевых игр и воспитательных мероприятий. Большими обучающими возможностями обладает ролевая игра, которая:
Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом и воспитательном отношениях. Я применяю различные средства ИКТ при подготовке к воспитательным мероприятиям и для организации внеурочной деятельности учащихся. Ребята с удовольствием учатся сами с 4 класса создавать презентации. Использование данных технологий способствует развитию личности школьника, его познавательных и творческих способностей, что в свою очередь позволяет мне достигать желаемых результатов в воспитании. При организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками. Дети с удовольствием готовят и защищают исследовательские работы по темам «Лекарственные растения Оренбургскогокрая», «Кошки и собаки», школьники защищали свои проекты, делали сообщения по теме «Город древний, город чудный…». Учащиеся, увлеченные темами уроков, самостоятельно подбирали материал, готовили сообщения. Следствием этого является повышение качества творческих работ по предметам и развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. С первого года обучения на всех учащихся класса заведены индивидуальные детские портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика и стимулируют познавательную активность. На уроках трудового обучения и изобразительного искусства использую проектную деятельность, которая способствует формированию технологической культуры учащихся, подготовки их к реальным условиям жизни. Организую внеклассную читательскую деятельность через участие в мероприятиях (литературные игры, драматизации, конкурсы, викторины). Дети готовятся к предстоящей самостоятельной читательской деятельности. Применение описанных технологий приводит к стабильным результатам. При организации учебно-воспитательного процесса руководствуюсь соответствием учебной нагрузки учащихся. Активно применяю здоровьесберегающие технологии. В течение дня организую режим занятий с учетом динамики умственной работоспособности, поддерживаю двигательную активность детей: провожу на уроках физкультурные паузы, в которых есть элементы гимнастики для рук, глаз, упражнения для формирования правильной осанки, подвижные игры на переменах, благодаря чему снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность, что в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. Диагностическая оснащенность воспитательного процесса. Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие: -сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника; -развитость креативных способностей учащихся; -проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом; -сформированность классного коллектива. В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса, такие как:
Перечисленные методики позволяют мне получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества. В классе было проведено анкетирование по методике Фридмана Л.М. "Наши отношения" с целью выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива. 1 серия утверждений (Для изучения дружбы, сплоченности, конфликтности).
Вывод: Дети довольны своим коллективом. 2серия утверждений (Выявить состояние взаимопомощи или ее отсутствие)
Вывод: 24 учащихся из детей считают, что у нас существует система взаимопомощи. 3 серия утверждений(Выявить ответственность друг за друга)
Вывод: У детей высокая ответственность друг за друга. Следующая методика была проведена с целью определения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Показатель удовлетворенности учащихся школьной жизнью "У" у всех детей больше 3: от 3,1 до 3,8. Это говорит о высокой удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Дети любят свою школу, свой класс, ходят на занятия с радостью, так как их здесь любят, ждут. Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения было проведено с помощью методики Е.Н. Степанова. Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива. Родители оценивали степень согласия с перечисленными ниже утверждениями. Отвечали 21 человек. Анализ результатов показал высокий уровень удовлетворенности. На 5 утверждение "В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель", все ответили "Совершенно согласен!". Целенаправленная совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся по построению воспитательной системы класса способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе. • Уровень воспитанности учащихся выше среднего по школе. • В классе преобладает атмосфера доброжелательности, нет грубости. • Все дети хорошо чувствуют себя в классном коллективе. • Учащиеся имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью в школе: они любят свою школу, у них есть любимые школьные предметы и любимый учитель. ЗАКОНЫ НАШЕГО КЛАССА (Обсуждались на классном собрании во 2 классе в сентябре 2010 г) Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя. Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг. Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий. Закон любви: Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает. Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро. Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад! Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия. Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!! Схема анализа воспитанности детей Внешний вид учащегося (одежда, прическа, мимика, позы и т.д.) Физическое и психическое здоровье Поведение ребенка в разных видах деятельности Качество участия в деятельности, организуемой в классе и школе Взаимоотношение с, учителями, с родителями, со сверстниками, незнакомыми людьми. Ценностные ориентации: личностное отношение к общечеловеческим ценностям, культуре. Отношение к самому себе |
Аналитический отчёт за 1- четверть в моу сош шуанинского сельского... Хайдукаева З. Х.) 5 отличников и 1хорошист, 3 «а» класса (классный руководитель Мацуева М. И.) отличников 2 и 7 хорошистов.,4 «Б»... | Устный журнал «Долг памяти» Ответственные: классный руководитель 7 класса Караваева Н. Н.– подготовка сценария, классный руководитель 8 класса Асташкина Ю. В... | ||
Конкурс для учителей «я- классный руководитель» Свидетельство 5 Дорофеева Лилия Ильинична Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Использование технологии веб-портфолио в образовательном процессе С 2012 года – научный руководитель ит-проекта создания и развития социальной сети для ведения веб-портфолио 4portfolio ru | ||
Влюбленная в свою профессию Предметник–просветитель, профессионал высочайшего класса, учитель–новатор, творческая и увлеченная личность, эрудит, добрейший души... | Всероссийский конкурс «Современный классный руководитель» Азбука вежливости Цели и задачи: Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации | ||
Портфолио педагогических достижений аттестующегося работника, претендующего... Портфолио педагога оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио,... | Положение о портфолио Настоящее положение разработано в соответствии с решением педагогического совета о введении портфолио как новой формы оценивания... | ||
Классный час Классный руководитель 6 в класса Дроженко Л. Н Олимпийских игр на примерах мифов и легенд Древней Греции, а так же создание современного олимпийского движения | Методические рекомендации по ведению школьной документации Материал из БираВики Классный журнал – государственный нормативно-финансовый документ, вести который обязан каждый классный руководитель и учитель | ||
Методические рекомендации по ведению школьной документации Материал из БираВики Классный журнал – государственный нормативно-финансовый документ, вести который обязан каждый классный руководитель и учитель | Классный час-диагностика «Кем быть?» Разрывина Наталия Анатольевна – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1», учитель истории... | ||
Классный час в 7 классе: "Я успешный ученик" Классный руководитель... Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций | Материалы на конкурс «Мой классный классный Высокие учебные результаты обучения при их позитивной динамике за последние три года | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Классный журнал – государственный нормативно-финансовый документ, вести который обязан каждый классный руководитель и учитель | Классный час в 4 классе моу востряковской средней общеобразовательной... Федеральная служба финансово-бюджетного надзора территориальное управление в Брянской области |