Рабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология»





Скачать 188.85 Kb.
НазваниеРабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология»
Дата публикации01.08.2015
Размер188.85 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»



УТВЕРЖДАЮ

Ректор НОУ ВПО «БЭПИ»

____________ А.Ф. Онуфриенко

«10» декабря 2012 г.



КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЯ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ


НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ПСИХОЛОГИЯ»

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»



Улан-Удэ

2012 г.

Составитель (и) рабочей программы ___________________

Баяртуева Светлана Сымжитовна, кандидат психологических наук
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психология»

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Психология

от «07» декабря 2012 г. Протокол № 5

___________________

Зав. кафедрой Санжаева Римма Дугаровна, доктор психологических наук, профессор

Рабочая программа одобрена Советом факультета

от «10» декабря 2012 г. Протокол № 5

___________________

Заместитель декана психологического факультета Яковлева Оксана Борисовна

Рабочая программа утверждена на заседании Учебно-методического совета

от «10» декабря 2012 г. Протокол № 4

___________________

Председатель Учебно-методического совета Белоусова Светлана Алексеевна, проректор по учебной, научной и методической работе


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи учебной дисциплины

Цель преподавания дисциплины:

- формирование знаний об основных закономерностях нарушения психической деятельности при локальных поражениях головного мозга как ориентировочной основы и готовности к профессиональной, научно-исследовательской и проективной деятельности студентов.

Задачи изучения курса:

  • ознакомление студентов с нарушениями высших корковых функций при поражении проекционных, ассоциативных, интегративных полей лобных, височных, затылочных, теменных отделов головного мозга;

  • формирование знаний о трех функциональных блоках головного мозга (А. Р. Лурия);

  • знакомство с основными понятиями синдромного анализа нарушений высших корковых функций и методиками нейропсихологического исследования;

  • формирование репродуктивно-продуктивного уровня профессиональной деятельности студентов.

Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса:

Специалист, изучивший данную дисциплину, должен знать:

– предмет и задачи дисциплины «Нейропсихология»;

– основные категории нейропсихологии как отрасли психологической науки;

– теоретические основы и практическое значение нейропсихологии;

– нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций и эмоционально- личностной сферы при локальных поражениях мозга;

– нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга;

иметь навыки:

– практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности;

должен уметь:

– изучать и анализировать профессионально-психологические ситуации с людьми, определять и решать задачи психологической работы с ними;

– выявлять, анализировать и обосновывать проблемы психологической работы с людьми, определять эффективные пути их решения.

– практически применять психологические знания в процессе обучения и воспитания сотрудников;

– владеть методикой проведения психологического исследования различных психологических проблем.
1.2. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональные:

практическая деятельность:

способностью и готовностью к:

психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой

сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

Научно-исследовательская деятельность:

способностью и готовностью к:

проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии

(ПК-12).
1.3. Выписка из ФГОС ВПО

Код УД ООП

Дисциплина (модуль)

Трудоемкость (ЗЕ)

Компетенции

Б.3

Основы нейропсихологии

2

ОК- 7

ПК- 6, 7, 12


1.4. Выписка из учебного плана (очная форма обучения)

Код УЦ ООП

Дисциплина (модуль)

Семестр

Трудоемкость

Ауд час.

Из них

СРС

КР

Форма итогового контроля

ЛЗ

ПЗ

Б3. Б.19

Основы нейропсихологии

6

28

14

14

44




зачет

Академических часов

28







44




72


1.5. Выписка из учебного плана (заочная форма обучения)

Код УЦ ООП

Дисциплина (модуль)

Семестр

Трудоемкость

Ауд час.

Из них

СРС

КР

Форма итогового контроля

ЛЗ

ПЗ

Б3. Б.19

Основы нейропсихологии

8

10

4

6

58




4 часа

зачет

Академических часов

10







58




72



  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Очная форма обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

ЛЗ

ПЗ

СРС

КР

Основные понятия нейропсихологии.

1

1

3




Общие принципы функционирования мозга человека.

1

1

3




Анатомо-морфологическая база высших психических функций (ВПФ).

1

1

3




Анализаторные системы.

1

1

3




Нейропсихологические механизмы управления поведением.

1

1

4




Проблема речи в нейропсихологии.

1

1

3




Нейропсихологические синдромы полимодального генеза.

1

1

3




Функциональные механизмы памяти и её расстройства при локальных поражениях мозга.

1

1

3




Внимание, его специфические и неспецифические расстройства.

1

2

3




Нарушение мышления при поражениях мозга.

1

1

4




Нарушение эмоций при поражениях мозга.

1

1

4




Проблема функциональной ассиметрии в нейропсихологии.

1

1

4




Специфика очаговых поражений у детей.

2

1

4




Итого часов

14

14

44

-



Заочная форма обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

ЛЗ

ПЗ

СРС

КР

Основные понятия нейропсихологии.




1

5




Общие принципы функционирования мозга человека.




1

5




Анатомо-морфологическая база высших психических функций (ВПФ).

1




5




Анализаторные системы.







5




Нейропсихологические механизмы управления поведением.

1




5




Проблема речи в нейропсихологии.




1

5




Нейропсихологические синдромы полимодального генеза.




1

4




Функциональные механизмы памяти и её расстройства при локальных поражениях мозга.

1




4




Внимание, его специфические и неспецифические расстройства.







4




Нарушение мышления при поражениях мозга.

1




4




Нарушение эмоций при поражениях мозга.




1

4




Проблема функциональной ассиметрии в нейропсихологии.




1

4




Специфика очаговых поражений у детей.







4




Итого часов

4

6

58

-


3. ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Основные понятия нейропсихологии.


Категория функции

Категория отражения

Категория информации

Категория активности

Общие принципы функционирования мозга человека.

Внутрисистемная гетерохронность

Межсистемная гетерохронность

Анатомо-морфологическая база высших психических функций (ВПФ).

Понятие нейропсихологического фактора и синдрома


Анализаторные системы.


Общие принципы работы анализаторных систем.

Зрительный анализатор, его сенсорные расстройства

Зрительные агнозии.

Нейропсихологические механизмы управления поведением.

Произвольность регуляции высших психических функций.

Произвольные движения, механизмы и закономерности их организации.

Проблема речи в нейропсихологии.

Речь и ее нарушения, афазии.


Нейропсихологические синдромы полимодального генеза.

Алексия

Агностическая алексия

Вербальная (аграфическая) алексия

Функциональные механизмы памяти и её расстройства при локальных поражениях мозга.

Неспецифические и специфические расстройства памяти.

Внимание, его специфические и неспецифические расстройства.

модально-специфические нарушения внимания

Зрительное внимание

Слуховое внимание


Нарушение мышления при поражениях мозга.

Нарушения мышления при локальных поражениях мозга


Нарушение эмоций при поражениях мозга.

Понятие эмоций и их нарушения

Проблема функциональной ассиметрии в нейропсихологии.

Межполушарная асимметрия.

Латеральные функциональные различия при патологии мозга.


Специфика очаговых поражений у детей.


Отставленный эффект



  1. ПЛАН CЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ




Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Основные понятия нейропсихологии.


Составить Структурно-логическую схему:

Нейропсихология

Клиническая нейропсихология

Экспериментальная нейропсихология

Реабилитационная нейропсихология

Психофизиологическая нейропсихология

Общие принципы функционирования мозга человека.

Сделать таблицы по темам:

Принцип системной локализации функций

Принцип динамической локализации функций.

Анатомо-морфологическая база высших психических функций (ВПФ).

Приготовить доклады:

Методы нейропсихологического исследования.

Анализаторные системы.


Изучить темы:

Слуховой анализатор, его сенсорные и гностические расстройства.

Кожно-кинестетический анализатор, его сенсорные и гностические расстройства.

Нейропсихологические механизмы управления поведением.

Законспектировать следующие темы:

Апраксии и их классификация.

Проблема речи в нейропсихологии.

Обсудить вопросы:

Нарушения речи при поражениях правого полушария.

Нейропсихологические синдромы полимодального генеза.


Приготовить сообщения:

Аграфия

«Чистая» аграфия

Акалькулия

Функциональные механизмы памяти и её расстройства при локальных поражениях мозга.

Подготовить рефераты:

Неспецифические и специфические расстройства памяти.

Внимание, его специфические и неспецифические расстройства.


Вопросы к обсуждению:

Тактильное внимание

Двигательное внимание

Интеллектуальное внимание

Нарушение мышления при поражениях мозга.


Подготовить доклады:

Нарушения умственного развития при диффузных поражениях мозга.

Нарушение эмоций при поражениях мозга.

Написать сообщения:

Понятие эмоций и их нарушения

Проблема функциональной ассиметрии в нейропсихологии.


Приготовить рефераты:

Проблема левшества.

Специфика очаговых поражений у детей.

Вопросы для обсуждения:

отставленный эффект




  1. ПЛАН ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ




Наименование разделов и тем

Вопросы для самоконтроля СРС

Формы контроля СРС

Основные понятия нейропсихологии.


Категория функции

Категория отражения

Категория информации

Категория активности

Структурно-логическую схему

Реферат

Кроссворд

Общие принципы функционирования мозга человека

Внутрисистемная гетерохронность

Межсистемная гетерохронность

Структурно-логическую схему

Реферат

Кроссворд

Анатомо-морфологическая база высших психических функций (ВПФ).


Понятие нейропсихологического фактора и синдрома


Структурно-логическую схему

Реферат

Кроссворд

Анализаторные системы.


Общие принципы работы анализаторных систем.

Зрительный анализатор, его сенсорные расстройства

Зрительные агнозии.

Структурно-логическую схему

Реферат

Кроссворд

Нейропсихологические механизмы управления поведением.


Произвольность регуляции высших психических функций.

Произвольные движения, механизмы и закономерности их организации.

Структурно-логическую схему

Реферат

Кроссворд

Проблема речи в нейропсихологии.


Речь и ее нарушения, афазии.


Структурно-логическую схему

Реферат

Кроссворд

Нейропсихологические синдромы полимодального генеза.


Алексия

Агностическая алексия

Вербальная (аграфическая) алексия

Структурно-логическую схему

Реферат

Кроссворд

Функциональные механизмы памяти и её расстройства при локальных поражениях мозга.

Неспецифические и специфические расстройства памяти.

Структурно-логическую схему

Реферат

Кроссворд

Внимание, его специфические и неспецифические расстройства.


модально-специфические нарушения внимания

Зрительное внимание

Слуховое внимание


Структурно-логическую схему

Реферат

Кроссворд

Нарушение мышления при поражениях мозга.


Нарушения мышления при локальных поражениях мозга


Структурно-логическую схему

Реферат

Кроссворд

Нарушение эмоций при поражениях мозга.


Понятие эмоций и их нарушения

Структурно-логическую схему

Реферат

Кроссворд

Проблема функциональной ассиметрии в нейропсихологии.


Межполушарная асимметрия.

Латеральные функциональные различия при патологии мозга.


Структурно-логическую схему

Реферат

Кроссворд

Специфика очаговых поражений у детей.


Отставленный эффект

Структурно-логическую схему

Реферат

Кроссворд



  1. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

6.1. Тематика рефератов

  1. Анализ нарушения высших психических функций.

  2. Концепция структурно-функциональных блоков мозга А.В. Лурия.

  3. Нарушение двигательных функций.

  4. Нарушение мышления при локальных поражениях мозга.

  5. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга.

  6. Нарушение речи при локальных поражениях мозга.

  7. Нарушение эмоционально-личностной сферы.

  8. Проблема локализации высших психических функций.

  9. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.

  10. Сенсорные и гностические зрительные расстройства

  11. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства.

  12. Сенсорные и гностические слуховые расстройства.

  13. Структурно-функциональные принципы работы мозга.

  14. Теоретические основы и практическое значение нейропсихологии.


6.2. Вопросы для подготовки к зачету

  1. «Чистая» аграфия

  2. Агностическая алексия

  3. Аграфия

  4. Акалькулия

  5. Алексия

  6. Апраксии и их классификация.

  7. Вербальная (аграфическая) алексия

  8. Внутрисистемная гетерохронность

  9. Двигательное внимание

  10. Зрительное внимание

  11. Зрительные агнозии.

  12. Зрительный анализатор, его сенсорные расстройства

  13. Интеллектуальное внимание

  14. Категория активности

  15. Категория информации

  16. Категория отражения

  17. Категория функции

  18. Клиническая нейропсихология

  19. Кожно-кинестетический анализатор, его сенсорные и гностические расстройства.

  20. Латеральные функциональные различия при патологии мозга.

  21. Межполушарная асимметрия.

  22. Межсистемная гетерохронность

  23. Методы нейропсихологического исследования.

  24. модально-специфические нарушения внимания

  25. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга

  26. Нарушения речи при поражениях правого полушария.

  27. Нарушения умственного развития при диффузных поражениях мозга.

  28. Нейропсихология

  29. Неспецифические и специфические расстройства памяти.

  30. Общие принципы работы анализаторных систем.

  31. отставленный эффект

  32. Понятие нейропсихологического фактора и синдрома

  33. Понятие эмоций и их нарушения

  34. Принцип динамической локализации функций.

  35. Принцип системной локализации функций

  36. Проблема левшества.

  37. Произвольность регуляции высших психических функций.

  38. Произвольные движения, механизмы и закономерности их организации.

  39. Психофизиологическая нейропсихология

  40. Реабилитационная нейропсихология

  41. Речь и ее нарушения, афазии.

  42. Слуховое внимание

  43. Слуховой анализатор, его сенсорные и гностические расстройства.

  44. Тактильное внимание

  45. Экспериментальная нейропсихология



  1. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

7.1. Основные источники

    1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред Л.С. Цветковой. М., 2001

    2. Н.В. Репина, Д.В. Воронцов, И.И. Юматова. Основы клинической психологии. М., 2003


7.2. Дополнительные источники

1.Актуальные проблемы психофизиологии и нейропсихология. М.,1991

  1. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М. ,1988

  2. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М., 1976. Т.1

  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973

  4. Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1994

  5. Нейропсихология сегодня /Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной, М.,1995

  6. Цветкова Л.С. Нейропсихология и восстановление высших психических функций. М., 1990

  7. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М,. 1987

  8. Милнер П. Физиологическая психология. М., 1978



  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

8.1. Методические указания по выполнению практических работ.

Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу студента по определенной теме. При написании реферата студент должен собрать и проанализировать имеющуюся литературу по данной теме, обобщить и систематизировать научный материал.
Структура реферата:

Реферат должен содержать:

1. Титульный лист;
2. Содержание;
3. Введение;
4. Основную часть;
5. Заключение;

6. Список использованной литературы.
Оптимальный объем 15-20 страниц печатного текста.
Требования к содержанию:
1. Во введении формулируется актуальность темы, историографический обзор, цель и задачи исследования, практическая значимость (примерный объем введения 2-3 страницы).
2. Основная часть содержит анализ научной литературы по изучаемой теме. Материал основной части должен быть разбит на разделы, каждый раздел – озаглавлен, заголовок – отражать содержание раздела основной части (объем основной части - 12 - 16 страниц).
3. Заключение должно характеризовать в сжатом виде результаты исследования, четкие выводы (2-3 страницы).
4. Список литературы оформляется по следующим критериям:

  • в алфавитном порядке

  • тематически-хронологический

  • по видам источников

В приложение включается вспомогательный материал, на базе которого проводилось исследование: репродукции, иллюстрации, копии документов, фотографии, рисунки, схемы, таблицы, статистические данные.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа Основы нейропсихологии направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа дифференциальная психология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа психология управления направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа социальная психология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа политическая психология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа психология социальной работы направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа Основы нейропсихологии Специальность: 030301. 65...
Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с фгос, учебным планом института и с учетом компетентностного...
Рабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки...
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Рабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа Основы психогенетики направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа этнопсихология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа психодиагностика направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа общепсихологический практикум направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа дисциплины религиоведение направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск