Скачать 262.18 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ПСИХОЛОГИЯ» КВАЛИФИКАЦИЯ «БАКАЛАВР» Улан-Удэ 2012 г. Составитель (и) рабочей программы ___________________ Абаева Юлия Догоржаповна, кандидат филологических наук Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психология» Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин от «07» декабря 2012 г. Протокол № 5 ___________________ Зав. кафедрой Анданова Светлана Баировна, кандидат исторических наук Рабочая программа одобрена Советом факультета от «10» декабря 2012 г. Протокол № 5 ___________________ Заместитель Декана психологического факультета Яковлева Оксана Борисовна Рабочая программа утверждена на заседании Учебно-методического совета от «10» декабря 2012 г. Протокол № 4 ___________________ Председатель Учебно-методического совета Белоусова Светлана Алексеевна, проректор по учебной, научной и методической работе
1.1. Цели и задачи учебной дисциплины Данный курс содержит учебный материал, который формирует базовые знания и дает представления о предмете изучения. Актуальность изучения курса «Религиоведение» определяется следующими причинами. Во-первых, изучая этот предмет, у студентов формируется устойчивый интерес к религиоведческим проблемам с позиций религии и свободомыслия. Во-вторых, изучение данной дисциплины необходимо для ориентации в религиозной обстановке и решения смысложизненных проблем. В-третьих, самовоспитание толерантности и веротерпимости. В-четвертых, дает нацеленность и способность в дальнейшем обращаться к религиоведческим ценностям в профессиональной деятельности и использование их в повседневной жизни. Наконец, история и теория религии является одной из основных дисциплин, обеспечивающих базовую гуманитарную подготовку специалистов. Изучение курса направлено на обеспечение целенаправленной работы по формированию у студентов устойчивых знаний по истории и теории религии и свободомыслия, помощь им при осуществлении индивидуального мировоззренческого выбора, способствовать развитию у студентов гуманитарного знания. Курс предусматривает рассмотрение в ходе учебного процесса следующих проблем: Структура и состав современного религиозного знания; история религии, философия религии, социология религии, психология религии, феноменология религии, герменевтика религии. Методы религиоведческих исследований. Основные понятия религиоведения: религия, религиозное мировоззрение, религиозное сознание, религиозные убеждения, свобода вероисповедания, религиозная идеология, обряды, секта, деноминация, религиозные отношения, религиозный экстремизм, национальные религии, мировые религии, атеизм, свобода совести, свободомыслие, секуляризация, религиозный нигилизм, толерантность, веротерпимость, цивилизация, структура религии, функции религии, субъект религии, динамика религии, язык и символы религии, межкультурные коммуникации, религиозные ценности и нормы, религиозные традиции, религиозная картина мира, социальные институты религии, религиозная самоидентичность, религиозная модернизация. Типология религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Национальные религии мира. Философия религии. Место и роль православия в истории России. Православие в современной России. Предметом данного курса является особенности возникновения, развития и функционирования религии, ее феномены, а также взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Религия – это система взглядов и убеждений, на которых строится мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) и которые основаны на вере в существование Бога или богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного. Религия как социальный феномен входит также в понятие культуры, является важным звеном социокультурных связей, анализ функционирования которого позволяет понять способ жизнедеятельности общества. Религия устанавливает градацию ценностей для верующих, придает этим ценностям абсолютный, сакральный характер, упорядочивает их по «вертикали»: от земных до небесных. В соответствии с целью ставятся следующие задачи: - способствовать зарождению, поддержанию и развитию интереса молодежи к религии и свободомыслию, церкви и верующим; - придать этому интересу глубокое содержание, исходя из того, что он не просто оправдан, но и необходим; - раскрыть природу религии как социокультурного явления во всей ее сложности и противоречивости; - показать структуру религии и ее основные элементы, современные функции религии, ее правовое положение в демократическом государстве; - ознакомить студентов с основными вероучительными положениями ряда национальных и мировых религий; - помогать в понимании и объяснении феномена религии, ее роли в человеческой жизнедеятельности, а также способствовать развитию представления об основных ценностях религии; - развивать знание о формах и типах религии, основных культурно-исторических центрах и регионах мира распространения религии, о закономерностях их функционирования и развития, помогать в понимании истории религий России, ее своеобразии и места в системе мировой культуры и цивилизации; - способствовать осознанию феномена религии как формы культуры, решения им на этой основе «вечных» вопросов бытия; - показать психологические последствия вовлечения индивида в религиозную общность; - проанализировать свободомыслие как закономерный продукт и органический компонент мировой культуры; Студент, завершивший изучение курса должен: - знать место истории и теории религии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета, основные разделы; - знать основные понятия предмета, структуру религии и ее основные элементы, современные функции религии, ее правовое положение в демократическом государстве; - иметь представление об основных современных религиоведческих концепциях, направлениях и теориях; - знать основные методы религиоведческих исследований; - уметь объяснять феномены религии; - знать формы и типы религий, основные культурно-исторические центры и регионы мира распространения религии, их историю и закономерности формирования и развития; - знать основные вероучительные положения ряда национальных и мировых религий; - знать личностно-значимые компоненты религии; - уметь разбираться в прошлой и современной религиях; - знать историю религиозной культуры России, понимать и уметь объяснить ее место в системе мировой культуры и цивилизации; - уметь использовать религиозное культурное наследие в дальнейшей профессиональной деятельности, приобрести опыт его активного освоения в республике, крае, районе. Пройденный курс должен способствовать развитию (прививанию) гуманитарных знаний и усвоению норм гуманистической морали. Итоговая форма контроля – зачет 1.2. Требования к результатам освоения учебной дисциплины Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20). 1.3. Выписка из ФГОС ВПО
1.4. Выписка из учебного плана (очная форма обучения)
1.5. Выписка из учебного плана (заочная форма обучения)
И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
|
Рабочая программа дисциплины история востока направление подготовки «психология» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа политическая психология направление подготовки «психология» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа психология управления направление подготовки «психология» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа дифференциальная психология направление подготовки «психология» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа социальная психология направление подготовки «психология» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа дисциплины Психология семьи и семейного воспитания... Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | ||
Рабочая программа психология социальной работы направление подготовки «психология» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:... В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины рабочая программа дисциплины... Содержание: умк по дисциплине «Общая психология» для студентов направления подготовки 44. 03. 01 – «Педагогическое образование»,... | Учебно-методический комплекс дисциплины «психопатология» Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология | ||
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Рабочая программа психодиагностика направление подготовки «психология» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа этнопсихология направление подготовки «психология» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа общепсихологический практикум направление подготовки «психология» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа судебно-психиатрическая экспертиза направление подготовки «психология» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |