Рабочая программа судебно-психиатрическая экспертиза направление подготовки «психология»





Скачать 166.41 Kb.
НазваниеРабочая программа судебно-психиатрическая экспертиза направление подготовки «психология»
Дата публикации07.05.2015
Размер166.41 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»



УТВЕРЖДАЮ

Ректор НОУ ВПО «БЭПИ»

____________ А.Ф. Онуфриенко

«02» сентября 2014 г.



КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЯ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА


НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ПСИХОЛОГИЯ»

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»

Улан-Удэ

2014 г.

Составитель (и) рабочей программы ___________________

Санжаева Римма дугаровна, доктор психологических наук, профессор
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психология»

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Психология

от «01» сентября 2014 г. Протокол № 1

___________________

Зав. кафедрой Санжаева Римма Дугаровна, доктор психологических наук, профессор

Рабочая программа одобрена Советом факультета

от «01» сентября 2014 г. Протокол № 1

___________________

Заместитель декана психологического факультета Яковлева Оксана Борисовна

Рабочая программа утверждена на заседании Учебно-методического совета

от «02» сентября 2014 г. Протокол № 1

___________________

Председатель Учебно-методического совета Белоусова Светлана Алексеевна, проректор по учебной, научной и методической работе
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи учебной дисциплины

Учебная дисциплина построена на основе теоретических подходов в области общей психологии, психодиагностики, клинической психологии, возрастной психологии и прикладных разработок из сферы практической психологии. Дисциплина относится к блоку выборочных дисциплин профессионального цикла и представляет собой курс, целью которого является формирование у магистрантов представлений о психологических экспертизах, областях применения психологических экспертиз и используемых методах. Преподавание и изучение дисциплины строится в тесном взаимодействии с другими учебными дисциплинами профессионального и общенаучного циклов.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

- формирование у магистрантов всестороннего и содержательного представления о психологических экспертизах;

- развитие представлений о видах психологических экспертиз (психолого- педагогическая экспертиза, судебно-психологическая экспертиза, патопсихологическая экспертиза) и используемых методах;

- развитие аналитического и критического мышления в рамках поставленных научно-практических задач;

- формирование устойчивого интереса к практической деятельности;

- формирование навыков проведения разных видов психологических экспертиз;

- формирование у магистрантов психологической готовности к использованию знаний, полученных в ходе изучения дисциплины в практической деятельности.
1.2. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональные:

практическая деятельность:

способностью и готовностью к:

психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой

сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

Научно-исследовательская деятельность:

способностью и готовностью к:

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

Педагогическая деятельность:

способностью и готовностью к:

использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).
1.3. Выписка из ФГОС ВПО

Код УД ООП

Дисциплина (модуль)

Трудоемкость (ЗЕ)

Компетенции

Б.3

Судебно-психологическая экспертиза

4

ОК-7

ПК-6, 7,13,18


1.4. Выписка из учебного плана (очная форма обучения)

Код УЦ ООП

Дисциплина (модуль)

Семестр

Трудоемкость

Ауд час.

Из них

СРС

КР

Форма итогового контроля

ЛЗ

ПЗ

Б3.В.ДВ.1.2

Судебно-психологическая экспертиза

7

64

32

32

44




36 часов

экзамен

Академических часов

64







44




144


1.5. Выписка из учебного плана (заочная форма обучения)

Код УЦ ООП

Дисциплина (модуль)

Семестр

Трудоемкость

Ауд час.

Из них

СРС

КР

Форма итогового контроля

ЛЗ

ПЗ

Б3.В.ДВ.1.2

Судебно-психологическая экспертиза

9

10

6

4

92




4 часа

зачет







10

30

14

16







8 часов

экзамен

Академических часов

40

20

20

92




144

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Очная форма обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

ЛЗ

ПЗ

СРС

КР

Теоретические и методологические проблемы психологической экспертизы.

6

6

8




Виды психологической экспертной практики. Этические вопросы проведения психологических экспертиз.

6

6

9




Психологическая экспертиза в образовании.

6

6

9




Психологическая экспертиза в здравоохранении.

7

7

9




Психологическая экспертиза в судебно-психиатрической практике

7

7

9




Итого часов

32

32

44

-



Заочная форма обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

ЛЗ

ПЗ

СРС

КР

9 семестр

6

4

92




Теоретические и методологические проблемы психологической экспертизы.

3

2

46




Виды психологической экспертной практики. Этические вопросы проведения психологических экспертиз.

3

2

46




10 семестр

14

16







Психологическая экспертиза в образовании.

4

5







Психологическая экспертиза в здравоохранении.

5

5







Психологическая экспертиза в судебно-психиатрической практике

5

6







Итого часов

20

20

92

-


3. ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Теоретические и методологические проблемы психологической экспертизы.

Фундаментальные знания в контексте практической работы психолога. Проблема теоретического и практического знания в психологии. Понятие психологической экспертизы.

Виды психологической экспертной практики. Этические вопросы проведения психологических экспертиз.

Виды психологической экспертной практики. Взаимодействие психолога со специалистами, участвующими в проблемной ситуации (педагог, врач, сотрудник правоохранительных и судебных органов).

Психологическая экспертиза в образовании.

Фундаментальные знания в области общей, возрастной, клинической психологии, необходимые для проведения психолого-педагогической экспертизы. Психолого-педагогическая экспертиза в рамках дошкольных учреждений и школ.

Психологическая экспертиза в здравоохранении.

Фундаментальные знания в области общей, клинической психологии, психофизиологии и психиатрии, необходимые для проведения патопсихологической экспертизы. Патопсихологическая экспертиза в рамках медицинских учреждений.

Психологическая экспертиза в судебно-психиатрической практике

Фундаментальные знания в области общей, клинической психологии, психиатрии, необходимые для проведения судебно-психологической экспертизы. Психологическая служба в судебной и криминалистической работе.


4. ПЛАН CЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Теоретические и методологические проблемы психологической экспертизы.

История возникновения экспертной практики в психологии. Проблемы метода в психологической экспертизе. Роль личности психолога в процессе экспертизы

Виды психологической экспертной практики. Этические вопросы проведения психологических экспертиз.

Проблемы общения. Юридические аспекты проведения психологических экспертиз в России. Этические нормы психолога в экспертной практике. Этический кодекс психолога.

Психологическая экспертиза в образовании.

Психолого-медико-педагогическая комиссия в рамках психологических центров. Методы психолого-педагогической экспертизы. Опросники, тесты, проективные методы.

Психологическая экспертиза в здравоохранении.

Работа клинического психолога в психиатрической больнице, в рамках профильных отделений больниц общего профиля. Работа с детьми в больницах. Психологические травмы. Методы патопсихологической экспертизы. Опросники, тесты, проективные методы.

Психологическая экспертиза в судебно-психиатрической практике

Сферы компетенции, частные предметы и методы судебно-психологической экспертизы. Проведение психологической экспертизы по запросу суда или адвоката в различных случаях

5. ПЛАН ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Наименование разделов и тем

Вопросы для самоконтроля СРС

Формы контроля СРС

Теоретические и методологические проблемы психологической экспертизы.

Фундаментальные знания в контексте практической работы психолога. Проблема теоретического и практического знания в психологии. Понятие психологической экспертизы.

Реферат

Виды психологической экспертной практики. Этические вопросы проведения психологических экспертиз.

Виды психологической экспертной практики. Взаимодействие психолога со специалистами, участвующими в проблемной ситуации (педагог, врач, сотрудник правоохранительных и судебных органов).

Реферат

Структурно-логическая схема

Конспект

Психологическая экспертиза в образовании.

Фундаментальные знания в области общей, возрастной, клинической психологии, необходимые для проведения психолого-педагогической экспертизы. Психолого-педагогическая экспертиза в рамках дошкольных учреждений и школ.

Реферат

Структурно-логическая схема

Конспект

Психологическая экспертиза в здравоохранении.

Фундаментальные знания в области общей, клинической психологии, психофизиологии и психиатрии, необходимые для проведения патопсихологической экспертизы. Патопсихологическая экспертиза в рамках медицинских учреждений.

Реферат

Структурно-логическая схема

Конспект

Психологическая экспертиза в судебно-психиатрической практике

Фундаментальные знания в области общей, клинической психологии, психиатрии, необходимые для проведения судебно-психологической экспертизы. Психологическая служба в судебной и криминалистической работе.

Реферат

Структурно-логическая схема

Конспект

6. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

6.1. Тематика рефератов

  1. Теоретико-методологические проблемы психологических экспертиз.

  2. Виды психологических экспертиз.

  3. Этические нормы проведения психологических экспертиз.

  4. Психолого-медицинская экспертиза

  5. Патопсихологическая экспертиза.

  6. Судебно-психологическая экспертиза.

  7. Психологическая экспертиза в образовательном учреждении.

  8. Психолого-педагогическая экспертиза: возможности психодиагностических процедур

  9. Судебно-психологическая экспертиза: предмет, компетенция, основания и поводы ее назначения.

  10. Место судебно-психологической экспертизы в общей системе судебных экспертиз. Классификация судебно-психологической экспертизы.

  11. Традиционные и новые виды судебно-психологической экспертизы.

  12. Подготовка, назначение и использование результатов судебно-психологической экспертизы.

  13. Права и обязанности судебных экспертов психологов.

  14. Структура судебно-психологического экспертного заключения.

  15. Типичные ошибки назначения и выполнения судебно-психологической экспертизы. Оценка ее научной обоснованности.

  16. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.

  17. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.

  18. Психолого-правовая характеристика беспомощного состояния потерпевшего (ей).

  19. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших.

  20. Психолого-правовая характеристика аффекта. Психодиагностические признаки аффекта.

  21. Судебно-психологическая экспертиза физиологического аффекта.

  22. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних правонарушителей.

  23. Судебно-психологическая экспертиза свидетелей. Понятие психологической достоверности показаний.


6.2. Вопросы для подготовки к зачету

  1. Судебно-психологическая экспертиза: предмет, компетенция, основания и поводы ее назначения.

  2. Место судебно-психологической экспертизы в общей системе судебных экспертиз. Классификация судебно-психологической экспертизы.

  3. Традиционные и новые виды судебно-психологической экспертизы.

  4. Подготовка, назначение и использование результатов судебно-психологической экспертизы.

  5. Права и обязанности судебных экспертов психологов.

  6. Структура судебно-психологического экспертного заключения.

  7. Типичные ошибки назначения и выполнения судебно-психологической экспертизы. Оценка ее научной обоснованности.

  8. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.

  9. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.

  10. Психолого-правовая характеристика беспомощного состояния потерпевшего (ей).

  11. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших.

  12. Психолого-правовая характеристика аффекта. Психодиагностические признаки аффекта.

  13. Судебно-психологическая экспертиза физиологического аффекта.

  14. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних правонарушителей.

  15. Судебно-психологическая экспертиза свидетелей. Понятие психологической достоверности показаний.

  16. Использование судебно-психологической экспертизы при квалификации групповых преступлений.

  17. Судебно-психологическая экспертиза психического насилия.

  18. Судебно-психологическая экспертиза по делам об оскорблении и клевете, а также возбуждения вражды по национальным или религиозным признакам.

  19. Судебно-психологическая экспертиза по спорам о праве на воспитание ребенка.

  20. Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда.

  21. Судебно-психологическая экспертиза по делам о признании сделок недействительными.

  22. Комплексные судебные экспертизы с участием психолога.

  23. Комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы.

  24. Комплексные судебные психолого-лингвистические и психолингвистические экспертизы.


6.3. Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Судебно-психологическая экспертиза: предмет, компетенция, основания и поводы ее назначения.

  2. Место судебно-психологической экспертизы в общей системе судебных экспертиз. Классификация судебно-психологической экспертизы.

  3. Традиционные и новые виды судебно-психологической экспертизы.

  4. Подготовка, назначение и использование результатов судебно-психологической экспертизы.

  5. Права и обязанности судебных экспертов психологов.

  6. Структура судебно-психологического экспертного заключения.

  7. Типичные ошибки назначения и выполнения судебно-психологической экспертизы. Оценка ее научной обоснованности.

  8. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.

  9. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.

  10. Психолого-правовая характеристика беспомощного состояния потерпевшего (ей).

  11. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших.

  12. Психолого-правовая характеристика аффекта. Психодиагностические признаки аффекта.

  13. Судебно-психологическая экспертиза физиологического аффекта.

  14. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних правонарушителей.

  15. Судебно-психологическая экспертиза свидетелей. Понятие психологической достоверности показаний.

  16. Использование судебно-психологической экспертизы при квалификации групповых преступлений.

  17. Судебно-психологическая экспертиза психического насилия.

  18. Судебно-психологическая экспертиза по делам об оскорблении и клевете, а также возбуждения вражды по национальным или религиозным признакам.

  19. Судебно-психологическая экспертиза по спорам о праве на воспитание ребенка.

  20. Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда.

  21. Судебно-психологическая экспертиза по делам о признании сделок недействительными.

  22. Комплексные судебные экспертизы с участием психолога.

  23. Комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы.

  24. Комплексные судебные психолого-лингвистические и психолингвистические экспертизы.

  25. Виды психологической экспертной практики.

  26. Патопсихологическая экспертиза.

  27. Психологическая экспертиза в здравоохранении.

  28. Психологическая экспертиза в образовании.

  29. Психологическая экспертиза в судебно-криминалистической практике.

  30. Психолого-педагогическая экспертиза.

  31. Судебно-психологическая экспертиза.

  32. Теоретико-методологические проблемы психологических экспертиз.

  33. Этические нормы проведения психологических экспертиз.

  34. Юридические аспекты проведения психологических экспертиз в России.


7. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

7.1. Основные источники

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. СПб., 2009.

2. Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. М., 2007.

3. Практическая психодиагностика / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2009.

4. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 2005.
7.2. Дополнительные источники

  1. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 2001.

  2. Батаршев А. В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. Диагностика профессионально важных ка- честв. СПб., 2007.

  3. Гуревич П. С. Психология личности: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.

  4. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. СПб., 2007.

  5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие. 5-е изд., стер. М., 2008.

  6. Юревич А. В., Ушаков Д. В. Экспертная оценка динамики психологического состояния рос- сийского общества: 1981–2011 // Вопросы психологии. 2012. № 3. С. 30–44


8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

8.1. Методические указания по выполнению практических работ.

Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу студента по определенной теме. При написании реферата студент должен собрать и проанализировать имеющуюся литературу по данной теме, обобщить и систематизировать научный материал.
Структура реферата:

Реферат должен содержать:

1. Титульный лист;
2. Содержание;
3. Введение;
4. Основную часть;
5. Заключение;

6. Список использованной литературы.

Оптимальный объем 15-20 страниц печатного текста.

Требования к содержанию:

1. Во введении формулируется актуальность темы, историографический обзор, цель и задачи исследования, практическая значимость (примерный объем введения 2-3 страницы).
2. Основная часть содержит анализ научной литературы по изучаемой теме. Материал основной части должен быть разбит на разделы, каждый раздел – озаглавлен, заголовок – отражать содержание раздела основной части (объем основной части - 12 - 16 страниц).
3. Заключение должно характеризовать в сжатом виде результаты исследования, четкие выводы (2-3 страницы).

4. Список литературы оформляется по следующим критериям:

  • в алфавитном порядке

  • тематически-хронологический

  • по видам источников

В приложение включается вспомогательный материал, на базе которого проводилось исследование: репродукции, иллюстрации, копии документов, фотографии, рисунки, схемы, таблицы, статистические данные.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа судебно-психиатрическая экспертиза направление подготовки «психология» iconКафедра уголовного права и процесса Перечень вопросов к зачету по дисциплине
Амбулаторная и стационарная судебно-психиатрическая экспертиза. Основные задачи, решаемые судебно-психиатрической экспертизой
Рабочая программа судебно-психиатрическая экспертиза направление подготовки «психология» iconРабочая программа социальная психология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа судебно-психиатрическая экспертиза направление подготовки «психология» iconРабочая программа психология управления направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа судебно-психиатрическая экспертиза направление подготовки «психология» iconРабочая программа политическая психология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа судебно-психиатрическая экспертиза направление подготовки «психология» iconРабочая программа дифференциальная психология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа судебно-психиатрическая экспертиза направление подготовки «психология» iconРабочая программа психология социальной работы направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа судебно-психиатрическая экспертиза направление подготовки «психология» iconПрограмма послевузовского профессионального обраЗо вания по специальности...
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального обраЗования по специальности «Судебно-медицинская...
Рабочая программа судебно-психиатрическая экспертиза направление подготовки «психология» iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа судебно-психиатрическая экспертиза направление подготовки «психология» iconРабочая программа психодиагностика направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа судебно-психиатрическая экспертиза направление подготовки «психология» iconРабочая программа этнопсихология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа судебно-психиатрическая экспертиза направление подготовки «психология» iconРабочая программа дисциплины религиоведение направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа судебно-психиатрическая экспертиза направление подготовки «психология» iconРабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа судебно-психиатрическая экспертиза направление подготовки «психология» iconРабочая программа общепсихологический практикум направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа судебно-психиатрическая экспертиза направление подготовки «психология» iconРабочая программа консультирование детей и подростков направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа судебно-психиатрическая экспертиза направление подготовки «психология» iconРабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа судебно-психиатрическая экспертиза направление подготовки «психология» iconРабочая программа дисциплины история востока направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск