НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»
-
УТВЕРЖДАЮ
Ректор НОУ ВПО «БЭПИ»
____________ А.Ф. Онуфриенко
«02» сентября 2014 г.
|
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ПСИХОЛОГИЯ»
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»
Улан-Удэ
2014 г.
Составитель (и) рабочей программы ___________________
Санжаева Римма дугаровна, доктор психологических наук, профессор Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психология»
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Психология
от «01» сентября 2014 г. Протокол № 1
___________________
Зав. кафедрой Санжаева Римма Дугаровна, доктор психологических наук, профессор
Рабочая программа одобрена Советом факультета
от «01» сентября 2014 г. Протокол № 1
___________________
Заместитель декана психологического факультета Яковлева Оксана Борисовна
Рабочая программа утверждена на заседании Учебно-методического совета
от «02» сентября 2014 г. Протокол № 1
___________________
Председатель Учебно-методического совета Белоусова Светлана Алексеевна, проректор по учебной, научной и методической работе 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи учебной дисциплины
Учебная дисциплина построена на основе теоретических подходов в области общей психологии, психодиагностики, клинической психологии, возрастной психологии и прикладных разработок из сферы практической психологии. Дисциплина относится к блоку выборочных дисциплин профессионального цикла и представляет собой курс, целью которого является формирование у магистрантов представлений о психологических экспертизах, областях применения психологических экспертиз и используемых методах. Преподавание и изучение дисциплины строится в тесном взаимодействии с другими учебными дисциплинами профессионального и общенаучного циклов.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
- формирование у магистрантов всестороннего и содержательного представления о психологических экспертизах;
- развитие представлений о видах психологических экспертиз (психолого- педагогическая экспертиза, судебно-психологическая экспертиза, патопсихологическая экспертиза) и используемых методах;
- развитие аналитического и критического мышления в рамках поставленных научно-практических задач;
- формирование устойчивого интереса к практической деятельности;
- формирование навыков проведения разных видов психологических экспертиз;
- формирование у магистрантов психологической готовности к использованию знаний, полученных в ходе изучения дисциплины в практической деятельности. 1.2. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью к:
восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональные:
практическая деятельность:
способностью и готовностью к:
психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой
сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
Научно-исследовательская деятельность:
способностью и готовностью к:
реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);
Педагогическая деятельность:
способностью и готовностью к:
использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18). 1.3. Выписка из ФГОС ВПО
Код УД ООП
| Дисциплина (модуль)
| Трудоемкость (ЗЕ)
| Компетенции
| Б.3
| Судебно-психологическая экспертиза
| 4
| ОК-7
ПК-6, 7,13,18
|
1.4. Выписка из учебного плана (очная форма обучения)
Код УЦ ООП
| Дисциплина (модуль)
| Семестр
| Трудоемкость
| Ауд час.
| Из них
| СРС
| КР
| Форма итогового контроля
| ЛЗ
| ПЗ
| Б3.В.ДВ.1.2
| Судебно-психологическая экспертиза
| 7
| 64
| 32
| 32
| 44
|
| 36 часов
экзамен
| Академических часов
| 64
|
|
| 44
|
| 144
|
1.5. Выписка из учебного плана (заочная форма обучения)
Код УЦ ООП
| Дисциплина (модуль)
| Семестр
| Трудоемкость
| Ауд час.
| Из них
| СРС
| КР
| Форма итогового контроля
| ЛЗ
| ПЗ
| Б3.В.ДВ.1.2
| Судебно-психологическая экспертиза
| 9
| 10
| 6
| 4
| 92
|
| 4 часа
зачет
|
|
| 10
| 30
| 14
| 16
|
|
| 8 часов
экзамен
| Академических часов
| 40
| 20
| 20
| 92
|
| 144
| 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Очная форма обучения
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| ЛЗ
| ПЗ
| СРС
| КР
| Теоретические и методологические проблемы психологической экспертизы.
| 6
| 6
| 8
|
| Виды психологической экспертной практики. Этические вопросы проведения психологических экспертиз.
| 6
| 6
| 9
|
| Психологическая экспертиза в образовании.
| 6
| 6
| 9
|
| Психологическая экспертиза в здравоохранении.
| 7
| 7
| 9
|
| Психологическая экспертиза в судебно-психиатрической практике
| 7
| 7
| 9
|
| Итого часов
| 32
| 32
| 44
| -
|
Заочная форма обучения
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| ЛЗ
| ПЗ
| СРС
| КР
| 9 семестр
| 6
| 4
| 92
|
| Теоретические и методологические проблемы психологической экспертизы.
| 3
| 2
| 46
|
| Виды психологической экспертной практики. Этические вопросы проведения психологических экспертиз.
| 3
| 2
| 46
|
| 10 семестр
| 14
| 16
|
|
| Психологическая экспертиза в образовании.
| 4
| 5
|
|
| Психологическая экспертиза в здравоохранении.
| 5
| 5
|
|
| Психологическая экспертиза в судебно-психиатрической практике
| 5
| 6
|
|
| Итого часов
| 20
| 20
| 92
| -
|
3. ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала
| Теоретические и методологические проблемы психологической экспертизы.
| Фундаментальные знания в контексте практической работы психолога. Проблема теоретического и практического знания в психологии. Понятие психологической экспертизы.
| Виды психологической экспертной практики. Этические вопросы проведения психологических экспертиз.
| Виды психологической экспертной практики. Взаимодействие психолога со специалистами, участвующими в проблемной ситуации (педагог, врач, сотрудник правоохранительных и судебных органов).
| Психологическая экспертиза в образовании.
| Фундаментальные знания в области общей, возрастной, клинической психологии, необходимые для проведения психолого-педагогической экспертизы. Психолого-педагогическая экспертиза в рамках дошкольных учреждений и школ.
| Психологическая экспертиза в здравоохранении.
| Фундаментальные знания в области общей, клинической психологии, психофизиологии и психиатрии, необходимые для проведения патопсихологической экспертизы. Патопсихологическая экспертиза в рамках медицинских учреждений.
| Психологическая экспертиза в судебно-психиатрической практике
| Фундаментальные знания в области общей, клинической психологии, психиатрии, необходимые для проведения судебно-психологической экспертизы. Психологическая служба в судебной и криминалистической работе.
|
4. ПЛАН CЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала
| Теоретические и методологические проблемы психологической экспертизы.
| История возникновения экспертной практики в психологии. Проблемы метода в психологической экспертизе. Роль личности психолога в процессе экспертизы
| Виды психологической экспертной практики. Этические вопросы проведения психологических экспертиз.
| Проблемы общения. Юридические аспекты проведения психологических экспертиз в России. Этические нормы психолога в экспертной практике. Этический кодекс психолога.
| Психологическая экспертиза в образовании.
| Психолого-медико-педагогическая комиссия в рамках психологических центров. Методы психолого-педагогической экспертизы. Опросники, тесты, проективные методы.
| Психологическая экспертиза в здравоохранении.
| Работа клинического психолога в психиатрической больнице, в рамках профильных отделений больниц общего профиля. Работа с детьми в больницах. Психологические травмы. Методы патопсихологической экспертизы. Опросники, тесты, проективные методы.
| Психологическая экспертиза в судебно-психиатрической практике
| Сферы компетенции, частные предметы и методы судебно-психологической экспертизы. Проведение психологической экспертизы по запросу суда или адвоката в различных случаях
| 5. ПЛАН ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Наименование разделов и тем
| Вопросы для самоконтроля СРС
| Формы контроля СРС
| Теоретические и методологические проблемы психологической экспертизы.
| Фундаментальные знания в контексте практической работы психолога. Проблема теоретического и практического знания в психологии. Понятие психологической экспертизы.
| Реферат
| Виды психологической экспертной практики. Этические вопросы проведения психологических экспертиз.
| Виды психологической экспертной практики. Взаимодействие психолога со специалистами, участвующими в проблемной ситуации (педагог, врач, сотрудник правоохранительных и судебных органов).
| Реферат
Структурно-логическая схема
Конспект
| Психологическая экспертиза в образовании.
| Фундаментальные знания в области общей, возрастной, клинической психологии, необходимые для проведения психолого-педагогической экспертизы. Психолого-педагогическая экспертиза в рамках дошкольных учреждений и школ.
| Реферат
Структурно-логическая схема
Конспект
| Психологическая экспертиза в здравоохранении.
| Фундаментальные знания в области общей, клинической психологии, психофизиологии и психиатрии, необходимые для проведения патопсихологической экспертизы. Патопсихологическая экспертиза в рамках медицинских учреждений.
| Реферат
Структурно-логическая схема
Конспект
| Психологическая экспертиза в судебно-психиатрической практике
| Фундаментальные знания в области общей, клинической психологии, психиатрии, необходимые для проведения судебно-психологической экспертизы. Психологическая служба в судебной и криминалистической работе.
| Реферат
Структурно-логическая схема
Конспект
| 6. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
6.1. Тематика рефератов
Теоретико-методологические проблемы психологических экспертиз.
Виды психологических экспертиз.
Этические нормы проведения психологических экспертиз.
Психолого-медицинская экспертиза
Патопсихологическая экспертиза.
Судебно-психологическая экспертиза.
Психологическая экспертиза в образовательном учреждении.
Психолого-педагогическая экспертиза: возможности психодиагностических процедур
Судебно-психологическая экспертиза: предмет, компетенция, основания и поводы ее назначения.
Место судебно-психологической экспертизы в общей системе судебных экспертиз. Классификация судебно-психологической экспертизы.
Традиционные и новые виды судебно-психологической экспертизы.
Подготовка, назначение и использование результатов судебно-психологической экспертизы.
Права и обязанности судебных экспертов психологов.
Структура судебно-психологического экспертного заключения.
Типичные ошибки назначения и выполнения судебно-психологической экспертизы. Оценка ее научной обоснованности.
Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.
Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.
Психолого-правовая характеристика беспомощного состояния потерпевшего (ей).
Судебно-психологическая экспертиза потерпевших.
Психолого-правовая характеристика аффекта. Психодиагностические признаки аффекта.
Судебно-психологическая экспертиза физиологического аффекта.
Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних правонарушителей.
Судебно-психологическая экспертиза свидетелей. Понятие психологической достоверности показаний.
6.2. Вопросы для подготовки к зачету
Судебно-психологическая экспертиза: предмет, компетенция, основания и поводы ее назначения.
Место судебно-психологической экспертизы в общей системе судебных экспертиз. Классификация судебно-психологической экспертизы.
Традиционные и новые виды судебно-психологической экспертизы.
Подготовка, назначение и использование результатов судебно-психологической экспертизы.
Права и обязанности судебных экспертов психологов.
Структура судебно-психологического экспертного заключения.
Типичные ошибки назначения и выполнения судебно-психологической экспертизы. Оценка ее научной обоснованности.
Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.
Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.
Психолого-правовая характеристика беспомощного состояния потерпевшего (ей).
Судебно-психологическая экспертиза потерпевших.
Психолого-правовая характеристика аффекта. Психодиагностические признаки аффекта.
Судебно-психологическая экспертиза физиологического аффекта.
Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних правонарушителей.
Судебно-психологическая экспертиза свидетелей. Понятие психологической достоверности показаний.
Использование судебно-психологической экспертизы при квалификации групповых преступлений.
Судебно-психологическая экспертиза психического насилия.
Судебно-психологическая экспертиза по делам об оскорблении и клевете, а также возбуждения вражды по национальным или религиозным признакам.
Судебно-психологическая экспертиза по спорам о праве на воспитание ребенка.
Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда.
Судебно-психологическая экспертиза по делам о признании сделок недействительными.
Комплексные судебные экспертизы с участием психолога.
Комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы.
Комплексные судебные психолого-лингвистические и психолингвистические экспертизы.
6.3. Вопросы для подготовки к экзамену
Судебно-психологическая экспертиза: предмет, компетенция, основания и поводы ее назначения.
Место судебно-психологической экспертизы в общей системе судебных экспертиз. Классификация судебно-психологической экспертизы.
Традиционные и новые виды судебно-психологической экспертизы.
Подготовка, назначение и использование результатов судебно-психологической экспертизы.
Права и обязанности судебных экспертов психологов.
Структура судебно-психологического экспертного заключения.
Типичные ошибки назначения и выполнения судебно-психологической экспертизы. Оценка ее научной обоснованности.
Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.
Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.
Психолого-правовая характеристика беспомощного состояния потерпевшего (ей).
Судебно-психологическая экспертиза потерпевших.
Психолого-правовая характеристика аффекта. Психодиагностические признаки аффекта.
Судебно-психологическая экспертиза физиологического аффекта.
Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних правонарушителей.
Судебно-психологическая экспертиза свидетелей. Понятие психологической достоверности показаний.
Использование судебно-психологической экспертизы при квалификации групповых преступлений.
Судебно-психологическая экспертиза психического насилия.
Судебно-психологическая экспертиза по делам об оскорблении и клевете, а также возбуждения вражды по национальным или религиозным признакам.
Судебно-психологическая экспертиза по спорам о праве на воспитание ребенка.
Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда.
Судебно-психологическая экспертиза по делам о признании сделок недействительными.
Комплексные судебные экспертизы с участием психолога.
Комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы.
Комплексные судебные психолого-лингвистические и психолингвистические экспертизы.
Виды психологической экспертной практики.
Патопсихологическая экспертиза.
Психологическая экспертиза в здравоохранении.
Психологическая экспертиза в образовании.
Психологическая экспертиза в судебно-криминалистической практике.
Психолого-педагогическая экспертиза.
Судебно-психологическая экспертиза.
Теоретико-методологические проблемы психологических экспертиз.
Этические нормы проведения психологических экспертиз.
Юридические аспекты проведения психологических экспертиз в России.
7. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
7.1. Основные источники
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. СПб., 2009.
2. Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. М., 2007.
3. Практическая психодиагностика / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2009.
4. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 2005. 7.2. Дополнительные источники
Асмолов А. Г. Психология личности. М., 2001.
Батаршев А. В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. Диагностика профессионально важных ка- честв. СПб., 2007.
Гуревич П. С. Психология личности: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.
Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. СПб., 2007.
Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие. 5-е изд., стер. М., 2008.
Юревич А. В., Ушаков Д. В. Экспертная оценка динамики психологического состояния рос- сийского общества: 1981–2011 // Вопросы психологии. 2012. № 3. С. 30–44
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
8.1. Методические указания по выполнению практических работ.
Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу студента по определенной теме. При написании реферата студент должен собрать и проанализировать имеющуюся литературу по данной теме, обобщить и систематизировать научный материал. Структура реферата:
Реферат должен содержать:
1. Титульный лист; 2. Содержание; 3. Введение; 4. Основную часть; 5. Заключение;
6. Список использованной литературы.
Оптимальный объем 15-20 страниц печатного текста.
Требования к содержанию:
1. Во введении формулируется актуальность темы, историографический обзор, цель и задачи исследования, практическая значимость (примерный объем введения 2-3 страницы). 2. Основная часть содержит анализ научной литературы по изучаемой теме. Материал основной части должен быть разбит на разделы, каждый раздел – озаглавлен, заголовок – отражать содержание раздела основной части (объем основной части - 12 - 16 страниц). 3. Заключение должно характеризовать в сжатом виде результаты исследования, четкие выводы (2-3 страницы).
4. Список литературы оформляется по следующим критериям:
в алфавитном порядке
тематически-хронологический
по видам источников
В приложение включается вспомогательный материал, на базе которого проводилось исследование: репродукции, иллюстрации, копии документов, фотографии, рисунки, схемы, таблицы, статистические данные.
|