Рабочая программа консультирование детей и подростков направление подготовки «психология»





Скачать 176.39 Kb.
НазваниеРабочая программа консультирование детей и подростков направление подготовки «психология»
Дата публикации22.05.2015
Размер176.39 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»



УТВЕРЖДАЮ

Ректор НОУ ВПО «БЭПИ»

____________ А.Ф. Онуфриенко

«10» декабря 2012 г.



КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЯ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ПСИХОЛОГИЯ»

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»

Улан-Удэ

2012 г.

Составитель (и) рабочей программы ___________________

Салтыкова Ирина Владимировна
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психология»

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Психология

от «07» декабря 2012 г. Протокол № 5

___________________

Зав. кафедрой Санжаева Римма Дугаровна, доктор психологических наук, профессор

Рабочая программа одобрена Советом факультета

от «10» декабря 2012 г. Протокол № 5

___________________

Заместитель декана психологического факультета Яковлева Оксана Борисовна

Рабочая программа утверждена на заседании Учебно-методического совета

от «10» декабря 2012 г. Протокол № 4

___________________

Председатель Учебно-методического совета Белоусова Светлана Алексеевна, проректор по учебной, научной и методической работе



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Цели и задачи учебной дисциплины

Данный курс содержит базисные знания и дает представление о предмете Консультирование детей и подростков.

Цель: Получить теоретические знания и практические навыки по предмету Консультирование детей и подростков.

Задачи:

  • овладеть теоретическими знаниями по предмету Консультирование детей и подростков;

  • отработать практические навыки по предмету Консультирование детей и подростков;

Основные требования к знаниям и умениям

Студент должен знать теоретическую основу по предмету Консультирование детей и подростков;

Студент должен уметь целенаправленно пользоваться методиками;

Студент должен владеть практическими навыками по предмету Консультирование детей и подростков.
1.2. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональные:

практическая деятельность:

способностью и готовностью к:

психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой

сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

Научно-исследовательская деятельность:

способностью и готовностью к:

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

Педагогическая деятельность:

способностью и готовностью к:

использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).
1.3. Выписка из ФГОС ВПО

Код УД ООП

Дисциплина (модуль)

Трудоемкость (ЗЕ)

Компетенции

Б.3

Консультирование детей и подростков

6

ОК- 7

ПК- 6, 7, 13, 18


1.4. Выписка из учебного плана (очная форма обучения)

Код УЦ ООП

Дисциплина (модуль)

Семестр

Трудоемкость

Ауд час.

Из них

СРС

КР

Форма итогового контроля

ЛЗ

ПЗ

Б3.В.ДВ.3.1

Консультирование детей и подростков

6

48

24

24

24




зачет







7

32

16

16

76




36 часов

экзамен

Академических часов

80

40

40

100




216


1.5. Выписка из учебного плана (заочная форма обучения)

Код УЦ ООП

Дисциплина (модуль)

Семестр

Трудоемкость

Ауд час.

Из них

СРС

КР

Форма итогового контроля

ЛЗ

ПЗ

Б3.В.ДВ.3.1

Консультирование детей и подростков

7

14

6

8

126




4 часа

зачет







8

20

10

10

44




8 часов

экзамен

Академических часов

34

16

18

170




216

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Очная форма обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

ЛЗ

ПЗ

СРС

КР

6 семестр













Предмет, цели, задачи психологического консультирования (ПК), Принципы ПК

6










Консультативная работа с различными возрастными группами детей

6

6

6




Структура консультирования




6

6




Особенности консультирования детей дошкольного возраста

6

6

6




Особенности консультирования детей младшего школьного возраста.

6

6

6




Итого часов 6 семестр

24

24

24

-

7 семестр




Содержание консультативной работы с подростками

8

8

38




Полная модель психологического обследования ребенка в индивидуальном консультировании

8

8

38




Итого часов 7 семестр

16

16

76

-

Итого часов

40

40

100

-



Заочная форма обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

ЛЗ

ПЗ

СРС

КР

7 семестр













Предмет, цели, задачи психологического консультирования (ПК), Принципы ПК

2




25




Консультативная работа с различными возрастными группами детей




2

25




Структура консультирования

2

2

25




Особенности консультирования детей дошкольного возраста




2

25




Особенности консультирования детей младшего школьного возраста.

2

2

26




Итого часов 7 семестр

6

8

126

-

8 семестр













Содержание консультативной работы с подростками

5

5

22




Полная модель психологического обследования ребенка в индивидуальном консультировании

5

5

22




Итого часов 8 семестр

10

10

44

-

Итого часов

16

18

170

-

3. ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Предмет, цели, задачи психологического консультирования (ПК), Принципы ПК

Понятие ПК. Формы и цели ПК, объект и предмет ПК. Содержание ПК.

Консультативная работа с различными возрастными группами детей

Особенности работы консультанта с детьми различных возрастов. Функции психолога в консультативной работе с детьми.

Структура консультирования


Этапы консультирования. Проблема установления и разные сценарии установления контакта. Особенности первичного консультирования.

Особенности консультирования детей дошкольного возраста

Направления работы психолога. Понятие кризиса 5 лет. Проблемы социальной адаптации в дошкольном возрасте.

Особенности консультирования детей младшего школьного возраста.

Направления работы психолога-консультанта. Трудности в обучении и социальной адаптации у детей младшего школьного возраста.

Содержание консультативной работы с подростками

Понятие подросткового возраста. Работа с подростковым кризисом.

Полная модель психологического обследования ребенка в индивидуальном консультировании

Этапы психологического обследования. Задачи каждого этапа.

  1. ПЛАН CЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ




Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Предмет, цели, задачи психологического консультирования (ПК), Принципы ПК

Самостоятельно изучить:

Основные теоретические направления психологического изучения личности. Цели и задачи ПК Классификация принципов

Консультативная работа с различными возрастными группами детей

Сделать таблицы по темам:

Условия эффективности психологической деятельности консультанта в работе с детьми.

Структура консультирования


Приготовить доклады:

Возможные варианты последующих консультаций (индивидуальное консультирование родителя, индивидуальное пс. Обследование ребенка, совместная деятельность родителей и ребенка и т.д.)

Особенности консультирования детей дошкольного возраста


Изучить темы:

Особенности работы психолога с дошкольниками. Анализ психологической готовности ребенка к школе в психологической консультации

Особенности консультирования детей младшего школьного возраста.

Законспектировать следующие темы:

Стратегия работы психолога в решении проблемы трудностей в обучении, социальной дезадаптации.

Содержание консультативной работы с подростками

Обсудить вопросы:

Работа с проблемой профессионального выбора.

Полная модель психологического обследования ребенка в индивидуальном консультировании

Приготовить сообщения:

Содержание, формы и методы работы.




  1. ПЛАН ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ




Наименование разделов и тем

Вопросы для самоконтроля СРС

Формы контроля СРС

Предмет, цели, задачи психологического консультирования (ПК), Принципы ПК

Понятие ПК. Формы и цели ПК, объект и предмет ПК. Содержание ПК.

Структурно-логическая схема

Реферат

Кроссворд

Консультативная работа с различными возрастными группами детей

Особенности работы консультанта с детьми различных возрастов. Функции психолога в консультативной работе с детьми.

Структурно-логическая схема

Реферат

Кроссворд

Структура консультирования


Этапы консультирования. Проблема установления и разные сценарии установления контакта. Особенности первичного консультирования.

Структурно-логическая схема

Реферат

Кроссворд

Особенности консультирования детей дошкольного возраста


Направления работы психолога. Понятие кризиса 5 лет. Проблемы социальной адаптации в дошкольном возрасте.

Структурно-логическая схема

Реферат

Кроссворд

Особенности консультирования детей младшего школьного возраста.

Направления работы психолога-консультанта. Трудности в обучении и социальной адаптации у детей младшего школьного возраста.

Структурно-логическая схема

Реферат

Кроссворд

Содержание консультативной работы с подростками

Понятие подросткового возраста. Работа с подростковым кризисом.

Структурно-логическая схема

Реферат

Кроссворд

Полная модель психологического обследования ребенка в индивидуальном консультировании

Этапы психологического обследования. Задачи каждого этапа.

Структурно-логическая схема

Реферат

Кроссворд

6. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

6.1. Тематика рефератов

  1. Понятие психологического консультирования

  2. Формы и цели психологического консультирования

  3. Содержание психологического консультирования

  4. Основные теоретические направления психологического изучения личности

  5. Задачи ПК

  6. Принципы ПК

  7. Особенности работы консультанта с детьми различных возрастов

  8. функции психолога в консультативной работе с детьми

  9. Условия эффективности психологической деятельности консультанта в работе с детьми

  10. Понятие структуры психологического консультирования

  11. Модели структуры психологического консультирования

  12. Предыстория обращения в консультацию

  13. Установление контакта

  14. Обозначение проблемы

  15. Установление организационной определенности

  16. Изучение истории развития ребенка

  17. Первичная анкета

  18. Опросник родительского отношения (ОРО)

  19. Сочинение

  20. Обследование ребенка

  21. Понятие и способы сбора психологического анамнеза

  22. Перечень актуальных моментов для психологического консультирования

  23. Критерии анализа психического развития младенца

  24. Направления работы психолога

  25. Понятие кризиса 5 лет

  26. Проблемы социальной адаптации в дошкольном возрасте

  27. Особенности работы психолога с дошкольниками

  28. Особенности консультирования родителей дошкольников

  29. Направления работы психолога-консультанта

  30. Трудности в обучении и социальной адаптации у детей младшего школьного возраста

  31. Стратегия работы психолога в решении проблемы трудностей в обучении социальной дезадаптации

  32. Особенности консультирования родителей младших школьников

  33. Понятие подросткового возраста

  34. Работа с подростковым кризисом

  35. Работа с проблемой профессионального выбора

  36. Содержание консультативной работы с подростками

  37. Психологическое просвещение школьников

  38. Коррекционно-профилактическая работа с учителями

  39. Коррекционно-профилактическая работа с родителями

  40. Особенности диагностической работы с подростками

  41. Диагностика психического развития подростков

  42. Особенности коррекционно-развивающей работы

  43. Коррекционно-развивающая работа с подростками


6.2. Вопросы для подготовки к зачету (дифференцированный)

  1. Понятие ПК. Формы и цели ПК, объект и предмет ПК.

  2. Содержание ПК.

  3. Основные теоретические направления психологического изучения личности.

  4. Цели и задачи ПК

  5. Классификация принципов

  6. Особенности работы консультанта с детьми различных возрастов.

  7. Функции психолога в консультативной работе с детьми.

  8. Условия эффективности психологической деятельности консультанта в работе с детьми.

  9. Этапы консультирования.

  10. Проблема установления и разные сценарии установления контакта.

  11. Особенности первичного консультирования.

  12. Обследование ребенка, совместная деятельность родителей и ребенка и т.д.

  13. Направления работы психолога.

  14. Понятие кризиса 5 лет.

  15. Проблемы социальной адаптации в дошкольном возрасте.

  16. Особенности работы психолога с дошкольниками.

  17. Анализ психологической готовности ребенка к школе в психологической консультации

  18. Направления работы психолога-консультанта.

  19. Трудности в обучении и социальной адаптации у детей младшего школьного возраста.

  20. Стратегия работы психолога в решении проблемы трудностей в обучении, социальной дезадаптации.


6.3. Вопросы к экзамену

  1. Понятие психологического консультирования

  2. Формы и цели психологического консультирования

  3. Содержание психологического консультирования

  4. Основные теоретические направления психологического изучения личности

  5. Задачи ПК

  6. Принципы ПК

  7. Особенности работы консультанта с детьми различных возрастов

  8. функции психолога в консультативной работе с детьми

  9. Условия эффективности психологической деятельности консультанта в работе с детьми

  10. Понятие структуры психологического консультирования

  11. Модели структуры психологического консультирования

  12. Предыстория обращения в консультацию

  13. Установление контакта

  14. Обозначение проблемы

  15. Установление организационной определенности

  16. Изучение истории развития ребенка

  17. Первичная анкета

  18. Опросник родительского отношения (ОРО)

  19. Сочинение

  20. Обследование ребенка

  21. Понятие и способы сбора психологического анамнеза

  22. Перечень актуальных моментов для психологического консультирования

  23. Критерии анализа психического развития младенца

  24. Направления работы психолога

  25. Понятие кризиса 5 лет

  26. Проблемы социальной адаптации в дошкольном возрасте

  27. Особенности работы психолога с дошкольниками

  28. Особенности консультирования родителей дошкольников

  29. Направления работы психолога-консультанта

  30. Трудности в обучении и социальной адаптации у детей младшего школьного возраста

  31. Стратегия работы психолога в решении проблемы трудностей в обучении социальной дезадаптации

  32. Особенности консультирования родителей младших школьников

  33. Понятие подросткового возраста

  34. Работа с подростковым кризисом

  35. Работа с проблемой профессионального выбора

  36. Содержание консультативной работы с подростками

  37. Психологическое просвещение школьников

  38. Коррекционно-профилактическая работа с учителями

  39. Коррекционно-профилактическая работа с родителями

  40. Особенности диагностической работы с подростками

  41. Диагностика психического развития подростков

  42. Особенности коррекционно-развивающей работы

  43. Коррекционно-развивающая работа с подростками



  1. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

7.1. Основные источники

  1. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.: «Академия», 2005.- 320 с.

Справочники:

  1. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.Справочник психолога средней школы – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.- 511с.


7.2. Дополнительные источники

  1. Галустова О.В. Психологическое консультирование: конспект лекций.- М.: Приор-издат, 2005.- 240с.

  2. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие/ Под ред. И.А. Баевой. М., 2009.

  3. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий// Психологическая наука и образование. 1997. №2.

  4. Дубровина И.В. Психологическое здоровье школьников // Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.

  5. Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Образовательная среда – феноменология и практика безопасности// Безопасность образовательной среды: Сб. статей: В 2 ч. Часть II/ Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. М., 2008.

  6. Леонова О.И. Значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков в школах с разной степенью психологической безопасности образовательной среды // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. №1.

  7. Панов В.И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. 1998. №1.

  8. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. М., 2006.

  9. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М., 2007.

  10. Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса// Психологическая наука и образование. 1997. № 1.

  11.  Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников: Автореф. дис. …д-ра психол. наук. М., 2001.



8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

8.1. Методические указания по выполнению практических работ.

Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу студента по определенной теме. При написании реферата студент должен собрать и проанализировать имеющуюся литературу по данной теме, обобщить и систематизировать научный материал.
Структура реферата:

Реферат должен содержать:

1. Титульный лист;
2. Содержание;
3. Введение;
4. Основную часть;
5. Заключение;

6. Список использованной литературы.

Оптимальный объем 15-20 страниц печатного текста.

Требования к содержанию:

1. Во введении формулируется актуальность темы, историографический обзор, цель и задачи исследования, практическая значимость (примерный объем введения 2-3 страницы).
2. Основная часть содержит анализ научной литературы по изучаемой теме. Материал основной части должен быть разбит на разделы, каждый раздел – озаглавлен, заголовок – отражать содержание раздела основной части (объем основной части - 12 - 16 страниц).
3. Заключение должно характеризовать в сжатом виде результаты исследования, четкие выводы (2-3 страницы).

4. Список литературы оформляется по следующим критериям:

  • в алфавитном порядке

  • тематически-хронологический

  • по видам источников

В приложение включается вспомогательный материал, на базе которого проводилось исследование: репродукции, иллюстрации, копии документов, фотографии, рисунки, схемы, таблицы, статистические данные.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа консультирование детей и подростков направление подготовки «психология» iconКурс «Консультирование детей и подростков» включает себя 110 часов,...
Цель: Получить теоретические знания и практические навыки по предмету Консультирование детей и подростков
Рабочая программа консультирование детей и подростков направление подготовки «психология» iconПрограмма дисциплины Консультирование и коучинг персонала Факультет...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Рабочая программа консультирование детей и подростков направление подготовки «психология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Психология развития и возрастная психология», «Патопсихология», «Клиническая психология», «Психологическое консультирование», «Клинико-психологическое...
Рабочая программа консультирование детей и подростков направление подготовки «психология» iconРабочая программа дифференциальная психология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа консультирование детей и подростков направление подготовки «психология» iconРабочая программа политическая психология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа консультирование детей и подростков направление подготовки «психология» iconРабочая программа социальная психология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа консультирование детей и подростков направление подготовки «психология» iconРабочая программа психология управления направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа консультирование детей и подростков направление подготовки «психология» iconРабочая программа психология социальной работы направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа консультирование детей и подростков направление подготовки «психология» iconУчебный курс «Социальная психология»
Специализации: организационная психология, психология менеджмента, психологическое консультирование, клиническая психология, юридическая...
Рабочая программа консультирование детей и подростков направление подготовки «психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа консультирование детей и подростков направление подготовки «психология» iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа консультирование детей и подростков направление подготовки «психология» iconРабочая программа этнопсихология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа консультирование детей и подростков направление подготовки «психология» iconРабочая программа психодиагностика направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа консультирование детей и подростков направление подготовки «психология» iconРабочая программа основы нейропсихологии направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа консультирование детей и подростков направление подготовки «психология» iconРабочая программа общепсихологический практикум направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа консультирование детей и подростков направление подготовки «психология» iconРабочая программа дисциплины религиоведение направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск