НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»
-
УТВЕРЖДАЮ
Ректор НОУ ВПО «БЭПИ»
____________ А.Ф. Онуфриенко
«10» декабря 2012 г.
|
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ПСИХОЛОГИЯ»
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»
Улан-Удэ
2012 г.
Составитель (и) рабочей программы ___________________
Салтыкова Ирина Владимировна Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психология»
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Психология
от «07» декабря 2012 г. Протокол № 5
___________________
Зав. кафедрой Санжаева Римма Дугаровна, доктор психологических наук, профессор
Рабочая программа одобрена Советом факультета
от «10» декабря 2012 г. Протокол № 5
___________________
Заместитель декана психологического факультета Яковлева Оксана Борисовна
Рабочая программа утверждена на заседании Учебно-методического совета
от «10» декабря 2012 г. Протокол № 4
___________________
Председатель Учебно-методического совета Белоусова Светлана Алексеевна, проректор по учебной, научной и методической работе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи учебной дисциплины
Данный курс содержит базисные знания и дает представление о предмете Консультирование детей и подростков.
Цель: Получить теоретические знания и практические навыки по предмету Консультирование детей и подростков.
Задачи:
овладеть теоретическими знаниями по предмету Консультирование детей и подростков;
отработать практические навыки по предмету Консультирование детей и подростков;
Основные требования к знаниям и умениям
Студент должен знать теоретическую основу по предмету Консультирование детей и подростков;
Студент должен уметь целенаправленно пользоваться методиками;
Студент должен владеть практическими навыками по предмету Консультирование детей и подростков. 1.2. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью к:
восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональные:
практическая деятельность:
способностью и готовностью к:
психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой
сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
Научно-исследовательская деятельность:
способностью и готовностью к:
реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);
Педагогическая деятельность:
способностью и готовностью к:
использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18). 1.3. Выписка из ФГОС ВПО
Код УД ООП
| Дисциплина (модуль)
| Трудоемкость (ЗЕ)
| Компетенции
| Б.3
| Консультирование детей и подростков
| 6
| ОК- 7
ПК- 6, 7, 13, 18
|
1.4. Выписка из учебного плана (очная форма обучения)
Код УЦ ООП
| Дисциплина (модуль)
| Семестр
| Трудоемкость
| Ауд час.
| Из них
| СРС
| КР
| Форма итогового контроля
| ЛЗ
| ПЗ
| Б3.В.ДВ.3.1
| Консультирование детей и подростков
| 6
| 48
| 24
| 24
| 24
|
| зачет
|
|
| 7
| 32
| 16
| 16
| 76
|
| 36 часов
экзамен
| Академических часов
| 80
| 40
| 40
| 100
|
| 216
|
1.5. Выписка из учебного плана (заочная форма обучения)
Код УЦ ООП
| Дисциплина (модуль)
| Семестр
| Трудоемкость
| Ауд час.
| Из них
| СРС
| КР
| Форма итогового контроля
| ЛЗ
| ПЗ
| Б3.В.ДВ.3.1
| Консультирование детей и подростков
| 7
| 14
| 6
| 8
| 126
|
| 4 часа
зачет
|
|
| 8
| 20
| 10
| 10
| 44
|
| 8 часов
экзамен
| Академических часов
| 34
| 16
| 18
| 170
|
| 216
| ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Очная форма обучения
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| ЛЗ
| ПЗ
| СРС
| КР
| 6 семестр
|
|
|
|
| Предмет, цели, задачи психологического консультирования (ПК), Принципы ПК
| 6
|
|
|
| Консультативная работа с различными возрастными группами детей
| 6
| 6
| 6
|
| Структура консультирования
|
| 6
| 6
|
| Особенности консультирования детей дошкольного возраста
| 6
| 6
| 6
|
| Особенности консультирования детей младшего школьного возраста.
| 6
| 6
| 6
|
| Итого часов 6 семестр
| 24
| 24
| 24
| -
| 7 семестр
|
| Содержание консультативной работы с подростками
| 8
| 8
| 38
|
| Полная модель психологического обследования ребенка в индивидуальном консультировании
| 8
| 8
| 38
|
| Итого часов 7 семестр
| 16
| 16
| 76
| -
| Итого часов
| 40
| 40
| 100
| -
|
Заочная форма обучения
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| ЛЗ
| ПЗ
| СРС
| КР
| 7 семестр
|
|
|
|
| Предмет, цели, задачи психологического консультирования (ПК), Принципы ПК
| 2
|
| 25
|
| Консультативная работа с различными возрастными группами детей
|
| 2
| 25
|
| Структура консультирования
| 2
| 2
| 25
|
| Особенности консультирования детей дошкольного возраста
|
| 2
| 25
|
| Особенности консультирования детей младшего школьного возраста.
| 2
| 2
| 26
|
| Итого часов 7 семестр
| 6
| 8
| 126
| -
| 8 семестр
|
|
|
|
| Содержание консультативной работы с подростками
| 5
| 5
| 22
|
| Полная модель психологического обследования ребенка в индивидуальном консультировании
| 5
| 5
| 22
|
| Итого часов 8 семестр
| 10
| 10
| 44
| -
| Итого часов
| 16
| 18
| 170
| -
| 3. ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала
| Предмет, цели, задачи психологического консультирования (ПК), Принципы ПК
| Понятие ПК. Формы и цели ПК, объект и предмет ПК. Содержание ПК.
| Консультативная работа с различными возрастными группами детей
| Особенности работы консультанта с детьми различных возрастов. Функции психолога в консультативной работе с детьми.
| Структура консультирования
| Этапы консультирования. Проблема установления и разные сценарии установления контакта. Особенности первичного консультирования.
| Особенности консультирования детей дошкольного возраста
| Направления работы психолога. Понятие кризиса 5 лет. Проблемы социальной адаптации в дошкольном возрасте.
| Особенности консультирования детей младшего школьного возраста.
| Направления работы психолога-консультанта. Трудности в обучении и социальной адаптации у детей младшего школьного возраста.
| Содержание консультативной работы с подростками
| Понятие подросткового возраста. Работа с подростковым кризисом.
| Полная модель психологического обследования ребенка в индивидуальном консультировании
| Этапы психологического обследования. Задачи каждого этапа.
| ПЛАН CЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала
| Предмет, цели, задачи психологического консультирования (ПК), Принципы ПК
| Самостоятельно изучить:
Основные теоретические направления психологического изучения личности. Цели и задачи ПК Классификация принципов
| Консультативная работа с различными возрастными группами детей
| Сделать таблицы по темам:
Условия эффективности психологической деятельности консультанта в работе с детьми.
| Структура консультирования
| Приготовить доклады:
Возможные варианты последующих консультаций (индивидуальное консультирование родителя, индивидуальное пс. Обследование ребенка, совместная деятельность родителей и ребенка и т.д.)
| Особенности консультирования детей дошкольного возраста
| Изучить темы:
Особенности работы психолога с дошкольниками. Анализ психологической готовности ребенка к школе в психологической консультации
| Особенности консультирования детей младшего школьного возраста.
| Законспектировать следующие темы:
Стратегия работы психолога в решении проблемы трудностей в обучении, социальной дезадаптации.
| Содержание консультативной работы с подростками
| Обсудить вопросы:
Работа с проблемой профессионального выбора.
| Полная модель психологического обследования ребенка в индивидуальном консультировании
| Приготовить сообщения:
Содержание, формы и методы работы.
|
ПЛАН ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Наименование разделов и тем
| Вопросы для самоконтроля СРС
| Формы контроля СРС
| Предмет, цели, задачи психологического консультирования (ПК), Принципы ПК
| Понятие ПК. Формы и цели ПК, объект и предмет ПК. Содержание ПК.
| Структурно-логическая схема
Реферат
Кроссворд
| Консультативная работа с различными возрастными группами детей
| Особенности работы консультанта с детьми различных возрастов. Функции психолога в консультативной работе с детьми.
| Структурно-логическая схема
Реферат
Кроссворд
| Структура консультирования
| Этапы консультирования. Проблема установления и разные сценарии установления контакта. Особенности первичного консультирования.
| Структурно-логическая схема
Реферат
Кроссворд
| Особенности консультирования детей дошкольного возраста
| Направления работы психолога. Понятие кризиса 5 лет. Проблемы социальной адаптации в дошкольном возрасте.
| Структурно-логическая схема
Реферат
Кроссворд
| Особенности консультирования детей младшего школьного возраста.
| Направления работы психолога-консультанта. Трудности в обучении и социальной адаптации у детей младшего школьного возраста.
| Структурно-логическая схема
Реферат
Кроссворд
| Содержание консультативной работы с подростками
| Понятие подросткового возраста. Работа с подростковым кризисом.
| Структурно-логическая схема
Реферат
Кроссворд
| Полная модель психологического обследования ребенка в индивидуальном консультировании
| Этапы психологического обследования. Задачи каждого этапа.
| Структурно-логическая схема
Реферат
Кроссворд
| 6. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
6.1. Тематика рефератов
Понятие психологического консультирования
Формы и цели психологического консультирования
Содержание психологического консультирования
Основные теоретические направления психологического изучения личности
Задачи ПК
Принципы ПК
Особенности работы консультанта с детьми различных возрастов
функции психолога в консультативной работе с детьми
Условия эффективности психологической деятельности консультанта в работе с детьми
Понятие структуры психологического консультирования
Модели структуры психологического консультирования
Предыстория обращения в консультацию
Установление контакта
Обозначение проблемы
Установление организационной определенности
Изучение истории развития ребенка
Первичная анкета
Опросник родительского отношения (ОРО)
Сочинение
Обследование ребенка
Понятие и способы сбора психологического анамнеза
Перечень актуальных моментов для психологического консультирования
Критерии анализа психического развития младенца
Направления работы психолога
Понятие кризиса 5 лет
Проблемы социальной адаптации в дошкольном возрасте
Особенности работы психолога с дошкольниками
Особенности консультирования родителей дошкольников
Направления работы психолога-консультанта
Трудности в обучении и социальной адаптации у детей младшего школьного возраста
Стратегия работы психолога в решении проблемы трудностей в обучении социальной дезадаптации
Особенности консультирования родителей младших школьников
Понятие подросткового возраста
Работа с подростковым кризисом
Работа с проблемой профессионального выбора
Содержание консультативной работы с подростками
Психологическое просвещение школьников
Коррекционно-профилактическая работа с учителями
Коррекционно-профилактическая работа с родителями
Особенности диагностической работы с подростками
Диагностика психического развития подростков
Особенности коррекционно-развивающей работы
Коррекционно-развивающая работа с подростками
6.2. Вопросы для подготовки к зачету (дифференцированный)
Понятие ПК. Формы и цели ПК, объект и предмет ПК.
Содержание ПК.
Основные теоретические направления психологического изучения личности.
Цели и задачи ПК
Классификация принципов
Особенности работы консультанта с детьми различных возрастов.
Функции психолога в консультативной работе с детьми.
Условия эффективности психологической деятельности консультанта в работе с детьми.
Этапы консультирования.
Проблема установления и разные сценарии установления контакта.
Особенности первичного консультирования.
Обследование ребенка, совместная деятельность родителей и ребенка и т.д.
Направления работы психолога.
Понятие кризиса 5 лет.
Проблемы социальной адаптации в дошкольном возрасте.
Особенности работы психолога с дошкольниками.
Анализ психологической готовности ребенка к школе в психологической консультации
Направления работы психолога-консультанта.
Трудности в обучении и социальной адаптации у детей младшего школьного возраста.
Стратегия работы психолога в решении проблемы трудностей в обучении, социальной дезадаптации.
6.3. Вопросы к экзамену
Понятие психологического консультирования
Формы и цели психологического консультирования
Содержание психологического консультирования
Основные теоретические направления психологического изучения личности
Задачи ПК
Принципы ПК
Особенности работы консультанта с детьми различных возрастов
функции психолога в консультативной работе с детьми
Условия эффективности психологической деятельности консультанта в работе с детьми
Понятие структуры психологического консультирования
Модели структуры психологического консультирования
Предыстория обращения в консультацию
Установление контакта
Обозначение проблемы
Установление организационной определенности
Изучение истории развития ребенка
Первичная анкета
Опросник родительского отношения (ОРО)
Сочинение
Обследование ребенка
Понятие и способы сбора психологического анамнеза
Перечень актуальных моментов для психологического консультирования
Критерии анализа психического развития младенца
Направления работы психолога
Понятие кризиса 5 лет
Проблемы социальной адаптации в дошкольном возрасте
Особенности работы психолога с дошкольниками
Особенности консультирования родителей дошкольников
Направления работы психолога-консультанта
Трудности в обучении и социальной адаптации у детей младшего школьного возраста
Стратегия работы психолога в решении проблемы трудностей в обучении социальной дезадаптации
Особенности консультирования родителей младших школьников
Понятие подросткового возраста
Работа с подростковым кризисом
Работа с проблемой профессионального выбора
Содержание консультативной работы с подростками
Психологическое просвещение школьников
Коррекционно-профилактическая работа с учителями
Коррекционно-профилактическая работа с родителями
Особенности диагностической работы с подростками
Диагностика психического развития подростков
Особенности коррекционно-развивающей работы
Коррекционно-развивающая работа с подростками
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
7.1. Основные источники
Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.: «Академия», 2005.- 320 с.
Справочники:
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.Справочник психолога средней школы – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.- 511с.
7.2. Дополнительные источники
Галустова О.В. Психологическое консультирование: конспект лекций.- М.: Приор-издат, 2005.- 240с.
Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие/ Под ред. И.А. Баевой. М., 2009.
Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий// Психологическая наука и образование. 1997. №2.
Дубровина И.В. Психологическое здоровье школьников // Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.
Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Образовательная среда – феноменология и практика безопасности// Безопасность образовательной среды: Сб. статей: В 2 ч. Часть II/ Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. М., 2008.
Леонова О.И. Значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков в школах с разной степенью психологической безопасности образовательной среды // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. №1.
Панов В.И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. 1998. №1.
Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. М., 2006.
Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М., 2007.
Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса// Психологическая наука и образование. 1997. № 1.
Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников: Автореф. дис. …д-ра психол. наук. М., 2001.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
8.1. Методические указания по выполнению практических работ.
Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу студента по определенной теме. При написании реферата студент должен собрать и проанализировать имеющуюся литературу по данной теме, обобщить и систематизировать научный материал. Структура реферата:
Реферат должен содержать:
1. Титульный лист; 2. Содержание; 3. Введение; 4. Основную часть; 5. Заключение;
6. Список использованной литературы.
Оптимальный объем 15-20 страниц печатного текста.
Требования к содержанию:
1. Во введении формулируется актуальность темы, историографический обзор, цель и задачи исследования, практическая значимость (примерный объем введения 2-3 страницы). 2. Основная часть содержит анализ научной литературы по изучаемой теме. Материал основной части должен быть разбит на разделы, каждый раздел – озаглавлен, заголовок – отражать содержание раздела основной части (объем основной части - 12 - 16 страниц). 3. Заключение должно характеризовать в сжатом виде результаты исследования, четкие выводы (2-3 страницы).
4. Список литературы оформляется по следующим критериям:
в алфавитном порядке
тематически-хронологический
по видам источников
В приложение включается вспомогательный материал, на базе которого проводилось исследование: репродукции, иллюстрации, копии документов, фотографии, рисунки, схемы, таблицы, статистические данные.
|