Программа курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена с учетом как традиционных вопросов психолого-педагогической диагностики, так и ее актуальных проблем и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах.





НазваниеПрограмма курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена с учетом как традиционных вопросов психолого-педагогической диагностики, так и ее актуальных проблем и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах.
страница1/6
Дата публикации10.08.2015
Размер0.59 Mb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Психология > Программа курса
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.В.1.1

Основы педагогической диагностики
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050708.65 Педагогика и методика начального образования со специализацией

«Обучение информатике в начальной школе»

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического

института

(протокол № 1 от 09 сентября 2013г.)
Зав. кафедрой

_________________Рычкова Н.А.

г. Мурманск

2013

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор-составитель программы: Ермолаева Н.Ю., доцент кафедры педагогики МГГУ
1.2 Рецензенты:

Рычкова Н.А., доктор педагогических наук, зав. кафедрой педагогики (МГГУ)

Возница В.М., кандидат педагогических наук, декан экономического факультета Балтийского института экологии, политики и права (БИЭПП).

1.3 Пояснительная записка

Учебный курс «Основы педагогической диагностики» является составной частью комплекса дисциплин психолого-педагогической подготовки студентов МГГУ. В процессе изучения данной учебной дисциплины студенты осваивают систему фундаментальных понятий психолого-педагогической науки, важных для становления их профессиональной деятельности, знакомятся с методами психологического изучения личности, расширяют возможности самопознания.

Программа курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена с учетом как традиционных вопросов психолого-педагогической диагностики, так и ее актуальных проблем и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах.

Цель учебной дисциплины может быть определена как овладение умением описывать и анализировать структуру основных психологических концепций личности, деятельности, познавательных процессов, индивидуально-психологических особенностей.

Задачи курса:

  • раскрыть специфику психолого-педагогической диагностики как отрасли психологической науки, сформировать понимание значимости знания психолого-педагогической диагностики для профессиональной деятельности психолога,

  • сформировать адекватные представления о роли и месте психодиагностических методов в системе психологических обследований детей и взрослых,

  • раскрыть основные тенденции развития психолого-педагогической диагностики на современном этапе,

  • научить применять психодиагностические методы изучения личности для решения практических задач;

  • научить составлению психолого-психологических рекомендаций по результатам проведенной диагностики,

  • обеспечить усвоение этических норм, обязательных для специалиста-диагноста.

Успешность достижения целей обучения может быть обеспечена при условии организации межпредметных связей курса «Основы педагогической диагностики» с такими дисциплинами, как «Общая психологии», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Специальная психология», «Дифференциальная психология» и др.

В ходе изучения учебной дисциплины студенты узнают специфику данной отрасли науки, ее необходимость для профессиональной деятельности педагога, знакомятся с краткой историей становления психолого-педагогической диагностики, с ее основными принципами и категориями. Изучая психометрические основы психолого-педагогической диагностики, студенты знакомятся с разными типами измерительных шкал, с психометрическими требованиями к психодиагностическим методам (надежностью, валидностью, дискриминативностью, репрезентативностью). В содержании курса освещаются классификации и дается характеристика основных методов психолого-педагогической диагностики как способов познания внутреннего мира человека и объяснения его поведения. Студенты получают возможность увидеть не только теоретическую, но и практическую направленность курса.

В программе нашли отражение различные теоретические направления отечественной и зарубежной психолого-педагогической диагностики, наиболее яркие теории и гипотезы.

В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы, что позволяет оптимально организовать самостоятельную работу студентов.

В результате изучения дисциплины «Основы педагогической диагностики» студенты должны знать:

  • основные категории и понятия психолого-педагогической диагностики, основные диагностические подходы;

  • методологию диагностики, классификации психодиагностических методов, стандартизованные и нестандартизованные психодиагностические методики;

  • психометрические критерии научности психодиагностических методик (валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность);

  • основные этапы диагностического исследования, этапы обработки результатов;

  • профессионально-этические нормы работы психолога.

Студенты должны уметь:

  • применять методы психолого-педагогической диагностики и интерпретировать полученные результаты;

  • осуществлять процесс психодиагностического обследования детей в образовательных учреждениях;

  • оказывать по­мощь родителям и педагогам в изучении индивидуально-психологических особенностей детей.



1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО

Не предусмотрено.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050708 педагогика и методика начального образования со специализацией «обучение информатике в начальной школе»


5


9


52


20


10


10





32


зачёт


1.6 Содержание дисциплины

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.
















1

История психолого-педагогической диагностики. Предмет, объект и задачи психолого-педагогической диагностики.

1

1

-




2
















2

Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация.

1

1

-




2
















3

Этапы исследования.

Психологический диагноз. Объекты диагноза. Уровни диагноза. Психологический прогноз.

2

2

-




4
















4

Методология диагностики: понятие методики, понятие теста, функции методик и тестов: выделение и измерение.

3

1

2




2
















5

Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.

3

1

2




4
















6

Стандартизованные и нестандартизованные психодиагностические методики.

2

-

2




4
















7

Основные этапы обработки результатов.

2

1

1




4
















8

Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы. Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин.

1

1

-




4
















9

Понятие признака. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей.

1

1

-




2
















10

Интерпретация материала.

1

1

1




2
















11

Планирование психодиагностической рабты.

2

-

2




2



















ВСЕГО

20

10

10

-

32

















1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Краткий курс истории психолого-педагогической диагностики.

Предмет, объект и задачи психолого-педагогической диагностики.
Теоретические источники и основные этапы развития психолого-педагогической диагностики как науки. Вклад Ф.Гальтона, А.Бине, Т.Симона, Д.Кеттела, Р.Мейли, К.Пирсона, Ч.Спирмена, Л.Термена, Л.Терстоуна, Г.Айзенка и др. в развитие диагностики.

История развития отечественной психолого-педагогической диагностики. Работы М.Я.Басова, М.С.Бернштейна, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.А.Люблинской и др. в области психологического тестирования. Возрождение и развитие отечественной диагностики во второй половине XX века.

Основные понятия: психодиагностика, педагогическая диагностика, шкала, тестирование.

Понятие психолого-педагогической диагностики. Психодиагностика как научная дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Психодиагностика как область психологической практики.

Предмет и задачи психолого-педагогической диагностики. Социальные субъекты, процессы, взаимосвязи и явления как объекты психодиагностики.

Сферы применения психодиагностики: консультирование, психотерапия, экспертиза, профотбор, профконсультирование, психогигиена, психопрофилактика, обучение и воспитание.

Связь психолого-педагогической диагностики с другими отраслями психологии и другими науками.

Основные понятия: психологическое консультирование, психотерапия, экспертиза, профотбор, профконсультирование, психогигиена, психопрофилактика, психологическая оценка, психометрика, научное познание, узнавание, диагностика.
Тема 2. Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация.

Специфика диагностического метода и его место в системе психологических методов. Измерительно-испытательная, оценочная и объяснительная направленность как основные характеристики психодиагностического метода.

Объективный диагностический подход на основании оценки успешности реальной или моделируемой деятельности. Субъективный подход как диагностика на основе самоотчетов, самоанализе и сведений, сообщаемых исследуемым о себе. Проективный подход на основании анализа поведения или деятельности в неопределенной ситуации или работы с неструктурированным стимулом.

Классификационная функция диагностических подходов. Тесты интеллекта, тесты специальных способностей, объективные тесты личности и тесты достижений как подсистема объективного подхода. Личностные опросники, опросники состояния и настроения, опросники-анкеты как подсистема субъективного подхода. Моторно-экпрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические методики как подсистема проективного подхода.

Различные основания классификации психодиагностических процедур.

Основные понятия: метод, методика, проекция, тест, опросник.
Тема 3. Этапы исследования.

Психологический диагноз. Объекты диагноза. Уровни диагноза. Психологический прогноз.

Диагностическое исследование как процесс.

Этап сбора данных. Ознакомление с комплексом объективных и субъективных показателей об испытуемом, формирование исследовательской задачи. Анализ ситуационных переменных. Психодиагностические ситуации (В.И.Дружинин). Принципы выбора диагностических методик в зависимости от задач исследования.

Этап переработки и интерпретации. Особенности клинического и статистического подходов к обобщению данных. Этап принятия решения.

Основные понятия: показатель, гипотеза, интерпретация, математическая статистика.

Понятие психологического диагноза. Соотнесение медицинского и психологического диагнозов. Индивидуально-психологические различия в норме и патологии как область психологического диагноза. Теоретическая схема психологического диагноза (Я.Рейковский). Клинический, психологический и исследовательский подходы к постановке психологического диагноза. Основные причины психодиагностических ошибок.

Ступени в развитии диагноза (симптоматический, этиологический, типологический) и уровни диагностических заключений. Схема диагностического исследования (по В.Смекалу).

Психологический прогноз. Содержание прогноза. Условия дальнейшего развития или коррекции, вероятные пределы возможных изменений.

Основные понятия: диагноз, его виды; прогноз; норма, ее виды; патология.
Тема 4. Методология диагностики: понятие методики, понятие теста. Функции методик и тестов: выделение и измерение.

Понятие психодиагностической методики. Классификация методик по различным основаниям. Операциональная и предметная классификации.

Типы диагностических методик: методики высокого уровня формализации и малоформализованные методики.

Методики высокого уровня формализации.

Тесты. Классификация тестов по форме: индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные; вербальные и невербальные. Классификация тестов по содержанию: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты личности (тесты действия и ситуационные), тесты достижений.

Опросники. Личностные опросники (опросники черт личности, типологические, мотивов, интересов, ценностей, установок). Опросники-анкеты.

Проективные техники. Психофизиологические методики.

Малоформализованные методики. Метод наблюдения, метод беседы, анализ продуктов деятельности (контент-анализ).

Предметная классификация. Психодиагностические методы, направленные на изучение отдельных психических функций: когнитивных (восприятие, внимание, память, мышление, представление, воображение, речь) и эмоционально-волевых. Диагностика уровня умственного развития и общих способностей. Тесты достижений. Диагностика специальных способностей. Диагностика функциональных и эмоциональных состояний. Диагностика личности. Диагностика общения.

Основные понятия: интеллект, контент-анализ, способности, личность, общение, анкета, стимульный материал.
Тема 5. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.

Понятие репрезентативности психодиагностических методов. Репрезентативность как свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Социологическая репрезентативность. Психологическая репрезентативность.

Надежность как устойчивость к побочным факторам и как точность измерения. Надежность как согласованность и устойчивость. Виды надежности. Надежность параллельных форм, ее измерение. Ретестовая надежность, ее измерение. Надежность частей теста, ее измерение методом расщепления.

Оценка точности тестирования в массовых и индивидуальных исследованиях. Ошибка первого рода (вероятность отклонения истинной гипотезы) и ошибка второго рода (вероятность принятия ложной гипотезы) при массовых исследованиях. Точность измерения в индивидуальном тестировании, ее зависимость от надежности процедуры измерения. Способы повышения точности индивидуального измерения.

Оценка заданий теста с точки зрения объективности, надежности, валидности, трудности и дискриминативности. Объективность задачи как соответствие измеряемому признаку, с точки зрения экспертов. Надёжность задачи как эквивалентность её решения при повторном предъявлении. Валидность задачи как её способность дифференцировать группы испытуемых по измеряемому признаку. Трудность задачи как процент правильных ответов. Дискриминативность задачи как согласованность задачи с тестом в целом.

Валидность как соответствие результатов диагностируемому свойству. Конструктная и эмпирическая (критериальная) валидность. Критерии валидизации – объективные и субъективные. Виды субъективных (экспертных) оценок – коллективная оценка, средневзвешенная оценка, ранжирование, парное сравнение.

Соотношение содержательной (или внутренней, или логической) валидности и конструктной валидности. Внешняя и экологическая (имманентная) валидности как непосредственная характеристика содержательной валидности. Характеристика содержания теста с точки зрения оценочной (экспертной) валидности, конструктной валидности, валидности по объёму. Конструктная валидность, её вариации – конвергентная валидность, дискриминантная валидность, факторная валидность, внутренняя согласованность заданий теста. Эмпирическая валидность и её формы – диагностическая (текущая) и прогностическая.

Факторы, влияющие на достоверность психодиагностической информации. Способы повышения достоверности. L, K и другие корректировочные шкалы.

Корреляционный анализ как прием определения надежности и валидности.

Основные понятия: репрезентативность, надежность, валидность, достоверность, дискриминативность, виды шкал.
Тема 6. Стандартизованные и нестандартизованные психодиагностические методики.

Малоформализованные и строгоформализованные методики.

Методы диагностики интеллекта.

Определение способности Б.М.Тепловым. Приобретение, преобразование и применение знания как компоненты способности. Соотношение обучаемости, креативности и тестового интеллекта в структуре способностей. «Теория интеллектуального порога».

Теоретические представления об интеллекте. Иерархические теории структуры интеллекта. Модель интеллекта по Л.Терстоуну. Модель интеллекта по Дж.Гилфорду. Модель интеллекта по Г.Ю.Айзенку. Модель интеллекта по Р.Б.Кэттеллу. Модель интеллекта по Р.Стернбергу.

Тесты интеллекта. Диагностика структуры интеллектуальных способностей по батарее Д.Векслера, Г.Ю.Айзенка.

Тесты интеллекта и способностей вербального типа. Неязыковые тесты и тесты действия. Тесты, свободные от влияния культуры (прогрессивные матрицы Дж.Равена, тест Р.Б.Кэттелла).

Диагностика умственного развития дошкольников. Шкала умственного развития Бине-Симона и Стэнфорд-Бине.

Диагностика интеллектуальных компонентов школьной зрелости (зрительного и слухового различения, словарного запаса, общей осведомленности, понимания количественных отношений и др.)

Диагностика умственного развития учащихся 3-6 классов по Групповому интеллектуальному тесту (ГИТ). Диагностика умственного развития учащихся 7-9 классов по Школьному Тесту Умственного Развития (ШТУР). Тест АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития).

Тесты специальных способностей. Тесты креативности (тест Дж.Гилфорда и тест Е.Торранса).

Методы диагностики личности.

Понятие личность. Личностные тесты как психодиагностический инструментарий. Виды личностных тестов (личностные опросники; опросники интересов, мнений, установок и ценностей; проективные методики, репертурные решетки).

Основные личностные опросники, их особенности, виды; трудности разработки и интерпретации. Дублирующие вопросы и контрольные шкалы как способы оценки достоверности результатов опросников. Тест-опросник Я.Стреляу. Опросник Г.Ю.Айзенка. Опросник Р.Б.Кэттелла (16PF). MMPI и его варианты, ПДО в патохарактерологической диагностике. Опросник Г.Шмишека.

Системообразующие параметры личности (мотивация, самосознание, межличностные отношения).

Психологические принципы и методы диагностики мотивации. Прямые методы психодиагностики мотивов (анкетирование). Личностные опросники для измерения мотивов. Опросник измерения аффилятивной тенденции (А.Мехрабян). Опросник для измерения мотивации достижений (РАМ).

Классификация мотивов по Г.Мюррею и анализ текстов ТАТ. Тест юмористических фраз (ТЮФ).

Принципы и методы диагностики самосознания и саморегуляции. Изучение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Оценка уровня притязаний Ф.Хоппе. Личностная шкала самооценки С.Спилбергера – Ю.Ханина. Опросник самоотношения (В.Столин). Метод измерения локуса контроля (опросник УСК).

Стандартизированные самоотчеты. Шкала Теннесси. Шкала Пирса-Харриса.

Нестандартизированные самоотчеты как метод психологической диагностики самоотношения и «Я-концепции». Изучение конструктов и репертуарных решеток.

Принципы и методы диагностики межличностных отношений. Социометрический тест Дж.Морено. Методика Т.Лири.

Диагностика эмоциональной сферы.

Оценка нервно-психического напряжения опросными методами (НПН Немчина). Определение уровня тревожности (тест Тэммл, Дорки, Амен; тест школьной тревожности Филлипса; методика Спилбергера–Ханина). Измерение степени выраженности астенического состояния. Опросник САН.

Проективные, рисуночные методики.

Проективные методы. Виды проективных методик, их особенности. Характеристика психологического механизма проекции. Конститутивные тесты (тест Г.Роршаха). Конструктивные тесты (тест Р.Жиля). Интерпретативные тесты (тесты ТАТ и САТ, тест С.Розенцвейга, Hand-тест). Катарсические тесты (психодрама Дж.Морено). Аддиктивные тесты («Незаконченные предложения»). Импрессивные тесты (тест М.Люшера, тест Л.Сонди).

Экспрессивные тесты. «Нарисуй человека» К.Маховер. «Дом – дерево – человек» Дж.Бука. Тест К.Коха «Дерево». Кинетический рисунок семьи. «Несуществующее животное». «Человек под дождем». Клинический, исследовательский и психологический подходы к интерпретации рисунков.

Психосемантические методы.

Психосемантические методики. Определение, характеристика и оценка. Виды психосемантических методик (семантический дифференциал, тест конструктов, методики ранжирования, методики парных сравнений и сортировок и др.). Требования, предъявляемые к их использованию.

Метод семантического дифференциала как комбинация метода контролируемых ассоциаций и процедуры шкалирования. Анализ особенностей психосемантики и отношения к различным объектам и явлениям, исследование самооценки методом семантического дифференциала. Методика семантического дифференциала Ч.Осгуда.

Психологическая теория Дж.Келли. Техники репертуарных решеток. Психосемантическая методика определения скрытой мотивации (ПМСМ) Ю.Соломина.

Психофизиологические методики, их общая характеристика.

Основные понятия: интеллект, креативность, мотив, мотивация, самосознание, образ-Я, Я-концепция, саморегуляция, тревожность, фрустрация, астения, аффилиация, локус контроля, репертуарная решетка, самоотчет, семантический дифференциал, конструкт, психосемантика, виды проективных методик.
Тема 7. Основные этапы обработки результатов

Основные этапы обработки результатов. Понятие распределения результатов. Понятие выборки.

Представление результатов распределения дискретных признаков. Табулирование первичных результатов. Приемы графического изображения первичных результатов (столбиковые диаграммы).

Представление результатов распределения непрерывных признаков. Табулирование. Гистограммы, частотный полигон распределения, кривая распределения.

Группировка первичных результатов. Кривая накопленных частот. Меры центральной тенденции (среднеарифметическая величина, медиана). Меры изменчивости (среднеквадратическое отклонение, полуквартильные отклонения). Меры взаимосвязи (ранговая корреляция по Ч.Спирмену, корреляция произведений по К.Пирсону). Факторный анализ.

Основные понятия: выборка, распределение, табулирование, диаграмма, гистограмма, полигон, медиана, отклонения, корреляция, факторный анализ.
Тема 8. Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы. Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин.

Стандартизация. Выборка стандартизации, правила ее подбора; генеральная и специфическая популяции. Понятие тестовых норм. Виды диагностических норм – абсолютные тестовые нормы (шкала «сырых» баллов), статистические процентильные нормы, критериальные тестовые нормы. Процентильные нормы на порядковых тестовых шкалах. Параметрические нормы на интервальных (стандартизированных) тестовых шкалах. Процедура стандартизации шкалы. Виды стандартных нормализованных шкал в психодиагностике: Z-шкала, IQ-шкала, Т-шкала, шкала стенов, шкала станайнов.

Нормальное распределение. Кривая нормального распределения.

Основные понятия: норма, процентиль, квартиль, стен, станайн, шкала.
Тема 9. Понятие признака. Связи признаков. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей.

Диагностические признаки и диагностические категории. Латентные переменные. Диагностические факторы. Диагностический вывод. Соотношение диагностических признаков и диагностических категорий.

Основные понятия: признак, показатель, фактор.
Тема 10. Интерпретация материала психологических исследований.

Интерпретация материала психологических исследований. Аспекты интерпретации. Виды интерпретации. Требования к интерпретации результатов.

Основные понятия: интерпретация, ее аспекты и виды.

Тема 11. Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач.

Специфика практической психологической диагностики. Планирование диагностической работы: изучение практического запроса, формулировка психологической проблемы, выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений, выбор метода исследования, использование метода, формулировка диагноза и прогноза, разработка рекомендаций, составление программы психокоррекционной и развивающей работы.

Диагностическая программа. Принципы составления диагностической программы.

Постановка конкретных диагностических задач. Схема диагностической программы и отчетная документация по результатам проведенного психодиагностического исследования.

Основные понятия: диагностическая задача, диагностическое заключение.



  1. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения





  2. п/п

    Наименование раздела дисциплины. Тема

    Форма самостоятельной работы

    Кол-во час.

    Форма контроля выполнения самостоятельной работы

    1

    Краткий курс истории психодиагностики.

    Предмет, объект и задачи психодиагностики.

    Реферат по вопросам изучения вклада отечественных и зарубежных психологов в становление психодиагностики как науки

    2

    Сообщение по теме реферата на семинарском или практическом занятии

    2

    Психодиагностические методы.

    Основные диагностические подходы. Классификация.

    вопросы для самостоятельного изучения,

    - рефераты.

    2

    защита рефератов.

    3

    Этапы исследования.

    Психологический диагноз. Объекты диагноза. Уровни диагноза.

    Психологический прогноз.

    разработка программы психодигностического исследования по любой проблеме.

    4

    Презентация программы на семинарском или лабораторном занятии

    4

    Методология диагностики: понятие методики, понятие теста. функции методик и тестов: выделение и измерение.

    вопросы для самостоятельного изучения,

    - рефераты.

    2

    защита рефератов.

    5

    Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.

    Анализ психометрических критериев научности психодиагностических методик: презентация психодиагностической методики.

    4

    Презентация психодиагностической методики

    6

    Стандартизованные и нестандартизованные психодиагностические методики.

    Реферат с анализом особенностей одной псииходиагностической методики.

    4

    Сообщение

    7

    Основные этапы обработки результатов.

    вопросы для самостоятельного изучения,

    - рефераты.

    4

    защита рефератов.

    8

    Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы. Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин

    вопросы для самостоятельного изучения,

    - рефераты.

    4

    защита рефератов.

    9

    Понятие признака. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей.

    вопросы для самостоятельного изучения,

    - рефераты.

    2

    защита рефератов.

    10

    Интерпретация материала.

    вопросы для самостоятельного изучения,

    - рефераты.

    2

    защита рефератов.

    11

    Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач.

    вопросы для самостоятельного изучения,

    - рефераты.

    2

    защита рефератов.




    Всего




    32









    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изучаемому материалу.
Практическое занятие № 1

Тема: Предмет, объект и задачи психолого-педагогической диагностики
План занятия


  1. Особенности диагностики как специфического вида познания. Отличие диагностики от научного познания, процесса узнавания.

  2. Разделы диагностики как научной дисциплины (семиотический, технический, логический и деонтологический).

  3. Подходы к пониманию объекта, предмета и целей психодиагностики.

  4. Основные направления исследований в области практического применения психодиагностики (образование, профотбор, профконсультирование, профобучение, судебно-психиатрическая экспертиза, индивидуально-психологическое консультирование).

  5. Актуальные проблемы психодиагностики.


Вопросы для коллективного обсуждения

        1. С какими целями психодиагностика используется в образовательных учреждениях? Каковы сходства и отличия психологической диагностики и педагогической диагностики?

        2. Каковы особенности применения психодиагностики в профотборе и профконсультации?

        3. В чем специфика применения психодиагностики в медицинско-психологической консультации?



Практическое занятие № 2

Тема: Основные психодиагностические методы и методики
План занятия


  1. Подходы к классификации методов психодиагностики. Виды диагностических материалов и организация диагностического процесса.

  2. Характеристика типов тестовых методик.

  3. Характеристика типов опросников.

  4. Характеристика типов проективных методик.

  5. Характеристика методов наблюдения, беседы, контент-анализа, оценочные шкалы.

  6. Основные правила проведения наблюдения. Особенности проведения беседы в работе с детьми.

  7. Основные виды и правила составления диагностического интервью.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Каковы критерии разделения психодиагностических методов?

  2. Перечислите достоинства и недостатки личностных опросников, проективных методик, тестов.

  3. В чем достоинства и недостатки наблюдения как метода психодиагностики? каковы основные трудности проведения беседы в практических целях?



Практическое занятие № 3

Тема: Психологический диагноз
План занятия


  1. Понятие психологического диагноза.

  2. Соотнесение медицинского и психологического диагнозов.

  3. Симптоматический диагноз.

  4. Этиологический диагноз.

  5. Типологический диагноз.

  6. Диагностическое заключение и прогноз.



Вопросы для коллективного обсуждения

  1. К каким уровням диагноза относятся главные факторы развития, ведущие и значимые проявления и манифестации, доминантные и руководящие свойства, состояния и процессы?

  2. Каковы критерии установления психологического диагноза?

  3. Одним из ведущих показателей психологического диагноза является прогностичность. Раскройте содержание данного показателя.

  4. Каковы признаки благоприятного и неблагоприятного прогнозов (в возрастном аспекте)?



Практическое занятие № 4
Тема: Репрезентативность тестовых норм



План занятия


  1. Статистическая природа тестовых шкал.

  2. Проблема меры в психометрике и свойства пунктов теста.

  3. Процентильная нормализация шкалы.

  4. Неправомерность онтологизации нормального закона.

  5. Подсчет параметров и оценка типа распределения.

  6. Стандартизация шкалы.

  7. Проверка устойчивости распределения.

  8. Репрезентативность критериальных тестов.

  9. Операции по анализу распределения тестовых баллов, построению тестовых норм и проверке их репрезентативности.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Назовите побочные шумовые факторы, которые могут оказывать влияние на результат измерения. С помощью какого приема можно устранить искажающее влияние случайных факторов на результат (суммарный балл) измерения?

  2. Назовите способ оценки эффективности, дифференциальной ценности процедуры измерения.

  3. Что называется гистограммой? Каков способ построения гистограммы?

  4. Какие свойства пунктов теста отражает кривая распределения тестовых баллов, имеющая правостороннюю асимметрию, левостороннюю асимметрию? Каков характер заданий теста в случае возникновения кривой нормального распределения? В каком случае в распределении баллов возникает отрицательный эксцесс? О чем свидетельствует бимодальная конфигурация распределения баллов? В каких случаях на кривой распределения тестовых баллов возникает положительный эксцесс?

  5. Что называется процентилем? Какую информацию дают процентильные шкалы?

  6. В каких случаях могут применяться «абсолютные тестовые нормы», «критериальные» тестовые нормы?

  7. Какие процедуры используются для искусственной нормализации распределения?

  8. В чем заключается неправомерность онтологизации нормального распределения?

  9. Какие параметры используются для описания выборочного распределения? По каким формулам они рассчитываются?

  10. Что понимается под стандартизацией теста, стандартизацией шкалы? Какова формула стандартизации? Каковы параметры наиболее популярных стандартных шкал?

  11. Как осуществляется проверка устойчивости распределения?

  12. Назовите действия, которые последовательно должен произвести психолог при построении тестовых норм.



Практическое занятие № 5

Тема: Надежность теста
План занятия



  1. Надежность и точность.

  2. Надежность целого теста: надежность-устойчивость (ретестовая надежность), надежность-согласованность (одномоментная надежность).

  3. Надежность отдельных пунктов теста.

  4. Последовательность действий при проверке надежности.

  5. Средства повышения надежности психодиагностических методик.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Назовите способ проверки надежности-устойчивости (ретестовой надежности). Каково значение временного интервала между первым и вторым обследованием при характеристике ретестовой надежности?

  2. Каковы недостатки метода определения надежности путем ретеста? Назовите пути устранения влияния тренировки на результаты оценки ретестовой надежности.

  3. Назовите способы измерения надежности-согласованности (одномоментной надежности).

  4. В чем заключается преимущество процедуры обследования надежности параллельных форм по сравнению со способом определения ретестовой надежности?

  5. Каковы недостатки характеристики надежности по типу надежности параллельных форм?

  6. Назовите способы оценки надежности отдельных пунктов теста.

  7. В чем заключаются преимущества характеристики надежности по типу надежности частей теста по сравнению с ретестовой надежностью и надежностью параллельных форм? Каковы недостатки данного метода определения надежности?

  8. Какова последовательность действий при проверке надежности теста?

  9. Какое влияние оказывает характер исследуемой выборки на характеристики надежности, определяемые эмпирическим путем?

  10. Какова связь надежности и валидности психодиагностической методики?



Практическое занятие № 6

Тема: Валидность теста
План занятия


    1. Валидность и надежность.

    2. Содержательная валидность.

    3. Эмпирическая валидность. Процедура эмпирической валидизации.

    4. Конструктная валидность

    5. Конвергентная и дискриминантная валидность.

    6. Экспертная эмпирическая валидизация.

    7. Анализ пунктов теста по критерию валидности.

    8. Обеспечение валидности процедур стандартизованного самоотчета.

    9. Порядок действий психолога при проверке валидности.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. В чем заключается отличие понятия валидности от надежности измерения? Каково соотношение валидности и надежности теста?

  2. Какие требования предъявляются при содержательной валидизации методики? Как производится оценка теста в случае с содержательной валидностью?

  3. Как измеряется эмпирическая валидность? Какие показатели избираются в качестве критерия валидизации? В чем заключается сложность ориентации на социально-прагматические критерии?

  4. Какова процедура эмпирической валидизации?

  5. Каковы методы характеристики конструктной валидности? Приведите примеры, иллюстрирующие необходимость глубокого анализа теоретического конструкта, лежащего в основе конкретной методики.

  6. Как осуществляется отбор пунктов теста по критерию валидности? В чем заключается смысл перекрестной валидизации?

  7. Назовите психологические факторы, от которых зависит достоверность самоотчета. Какие меры могут быть приняты для выявления отказов испытуемого от тестирования? Какие методы могут быть приняты для борьбы с социальной желательностью?

  8. Каковы этапы рационально-эмпирической стратегии конструирования теста и проверки валидности?


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена с учетом как традиционных вопросов психолого-педагогической диагностики, так и ее актуальных проблем и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психолого-педагогическое сопровождение в начальной школе предполагает проведение психолого-педагогической диагностики, направленной...
Программа курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена с учетом как традиционных вопросов психолого-педагогической диагностики, так и ее актуальных проблем и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах. iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы педагогической диагностики дн(М). В. 1
Рецензент: к п н., доц. Авдеева Н. А. (Сзф мгэи), к п н., проф. Манухин В. П.(Мггу)
Программа курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена с учетом как традиционных вопросов психолого-педагогической диагностики, так и ее актуальных проблем и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах. iconБюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для...
Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации
Программа курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена с учетом как традиционных вопросов психолого-педагогической диагностики, так и ее актуальных проблем и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах. iconРешение кафедры
Есть ли различия в причинах и последствиях разводов в современных и традиционных семьях?
Программа курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена с учетом как традиционных вопросов психолого-педагогической диагностики, так и ее актуальных проблем и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах. iconРешение кафедры
Есть ли различия в причинах и последствиях разводов в современных и традиционных семьях?
Программа курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена с учетом как традиционных вопросов психолого-педагогической диагностики, так и ее актуальных проблем и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах. iconУчет данных комплексной психолого-педагогической диагностики особенностей...
При объяснении и первичном закреплении материала лучше объяснять от частного к общему (если отметка «2», «3») и от общего к частному...
Программа курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена с учетом как традиционных вопросов психолого-педагогической диагностики, так и ее актуальных проблем и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах. icon1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме...
Психолого-педагогической особенности личности юношеского возраста
Программа курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена с учетом как традиционных вопросов психолого-педагогической диагностики, так и ее актуальных проблем и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах. iconИнструкция: Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном...
Методики психолого-педагогической диагностики, рекомендуемые для использования аттестуемыми педагогическими работниками в процессе...
Программа курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена с учетом как традиционных вопросов психолого-педагогической диагностики, так и ее актуальных проблем и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах. iconДистанционное обучение иностранному (немецкому) языку
Николаевна, г. Курск, Областное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной...
Программа курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена с учетом как традиционных вопросов психолого-педагогической диагностики, так и ее актуальных проблем и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах. iconПеречень методических разработок
Составители: М. Ю. Ярославцева, заведующая лабораторией педагогической диагностики
Программа курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена с учетом как традиционных вопросов психолого-педагогической диагностики, так и ее актуальных проблем и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах. iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 6 Теоретические...
Б 6 Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Психология развития
Программа курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена с учетом как традиционных вопросов психолого-педагогической диагностики, так и ее актуальных проблем и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах. iconД. Б. Богоявленская Одаренность: теория и практика
В числе нерешенных прикладных проблем обычно называются создание системы коррекционной работы и диагностики одаренности на разных...
Программа курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена с учетом как традиционных вопросов психолого-педагогической диагностики, так и ее актуальных проблем и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах. iconК проблеме объективации педагогической диагностики и тестирования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена с учетом как традиционных вопросов психолого-педагогической диагностики, так и ее актуальных проблем и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах. iconПредварительный
Изучение механизмов нарушений высшей нервной деятельности и поиск эффективных способов диагностики и коррекции этих нарушений являются...
Программа курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена с учетом как традиционных вопросов психолого-педагогической диагностики, так и ее актуальных проблем и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах. iconПсихология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема
В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристике само­го отклоняющегося поведения. Так,...
Программа курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена с учетом как традиционных вопросов психолого-педагогической диагностики, так и ее актуальных проблем и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах. iconПортфолио в системе педагогической диагностики
Одним из ответов системы образования на запрос работодателей и местного сообщества является идея компетентностно – ориентированного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск