Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы»





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы»
страница1/4
Дата публикации28.02.2016
Размер0.67 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


Институт психологии и педагогики


Утверждаю

Заведующая кафедрой
общей и практической психологии
_____________ / /
Решение заседания кафедры

(протокол № ___

«___» ____________ 2012 г.)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов
с установкой жертвы»


по направлению подготовки 030300 Психология

квалификация (степень): бакалавр

Составитель:
кандидат психологических наук
Одинцова М.А.


Москва

2012
ВВЕДЕНИЕ
В эпоху глобальных социально-экономических и культурных перемен, связанных с безработицей, материальными трудностями, нестабильностью в обществе, с осознанием последствий различных трагедий и катастроф, в том числе и мировых, все более актуальной становится проблема переживания человеком сформировавшейся в результате установки, которую часто в криминалистике, медицине, психологии называют «жертвой».

Проблема психологии «жертвы» неисчерпаема и остается одной из самых не изученных на сегодняшний день. Актуальность ее не вызывает сомнений. Современная государственная политика направлена на создание многочисленных программ, где, кроме традиционных вопросов, решаются проблемы сексуального здоровья населения, вопросы снижения смертности, борьбы против наркотиков, возможностей доступа к информации, создания служб, действующих в интересах народа, и.т.п. Но проблеме инфантилизма, пассивности, иждивенчества, которая назревает сегодня, уделяется недостаточное внимание. современное общество «болеет» пассивностью и иждивенчеством. Современный человек видит в окружающем мире источник опасности, чувствует себя беспомощным. Думаем, что известное понятие «выученной беспомощности», введенное некогда в психологию М.Селигманом, можно применить к сегодняшней ситуации, поменяв всего несколько букв не «выученная», а «выМУченная беспомощность». Данный термин не является продуктом кабинетной работы психологов, он родился в языковой среде, и очень точно отражает суть происходящего. Пьянство, наркомания, иждивенчество и прочие регрессивные формы поведения – это реакция человека на любую трудную ситуацию. Установки «Я – жертва»! «Помогите мне, дайте мне!» «Я – несчастный!» – типичный лозунг многих неудачников, не умеющих быстро перестраиваться в меняющихся условиях. Человек начинает жить «мертвой жизнью» – жизнью «жертвы» событий, ситуаций, людей, самого себя. Его «любимый вид спорта» – плавание по течению, вид искусства – пение жалоб, вид работы – «поколачивание груш», говорит устами одного из своих героев М.Веллер.

Как видим, в настоящее время, время нависших угроз над человеком (информационных, экономических, социальных, экологических и др.), ему не просто выбрать конструктивные формы реагирования. Человек стоит перед выбором: пассивное «плавание по течению» и превращение в «жертву» – вечно «скулящее существо», или активное, жизненное творчество.

Кто же такой – человек-жертва, какими характерными особенностями он обладает, насколько многолика данная позиция? Как, каким образом найти в себе силы для преодоления этой разрушительной установки и стать гениальным «автором» своей жизни?

На эти и другие вопросы мы попытаемся дать ответ в курсе «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы». Каждая тема сопровождается психологическими практикумами, включающими тесты, игры, упражнения, варианты работы в группах по отдельным проблемам.

Целью спецкурса «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы» является – расширение системы знаний студентов-психологов о психологии виктимной личности, методах и формах работы с клиентами с установкой на поведение жертвы.

Задачи:

  1. создание положительной мотивации для изучения курса ««Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы».

  2. формирование психологической грамотности и вооружение студентов знаниями в предметной области изучаемого курса;

  3. ознакомление с разновидностями психологической помощи виктимным клиентам (психологическая поддержка, психологическое сопровождение, и т.п.).

  • развитие у будущих профессионалов навыков работы с различными виктимными типами.


Место дисциплины в структуре основной образовательной программе (ООП) бакалавриата:
Дисциплина профессионального цикла
Cпециальные требования к входным знаниям: не предусмотрены
Общая трудоемкость дисциплины: 1,94 зачетных единицы
(70 академических часов)
Рекомендуемая форма итогового контроля: зачет
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7,ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-7,ПК-9, ПК-10, ПК-19.

Компетенция

Код по

ФГОС

Дескрипторы –

основные признаки

освоения (показатели

достижения

результата)

Формы и

методы

обучения,

способствующие

формированию

и развитию

компетенции

Способность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений

ОК-3

Владеет культурой научного мышления, анализом и синтезом фактов и теоретических положений

Лекции, семинары, практикумы

Способность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики

ОК-4

Способен к использованию понятий дифференциальной психологии, ее методов для решения типовых задач в различных областях психологической практики

Лекции, семинары, практические занятия, рефераты

Способен к применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач

ОК-5

Имеет навыки применения теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач




Способен к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции собственной деятельности и психического состояния

ОК-6

Имеет навыки анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции собственной деятельности и психического состояния




Способность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей

ОК-7

Способен к адекватному восприятию личности другого, к эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, к поддержке людей

Лекции, семинары, практические занятия

Способность к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр.

ОК-9

Способен к поисково-аналитической работе с научными текстами, хрестоматийными материалами.

Семинары, рефераты

Способность к профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет

ОК-12

Умеет использовать современные информационные технологии и систему интернет

Лекции, семинары, практикумы

Способность и готовность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности

ПК-1

Владеет навыками к предупреждению профессиональных рисков в различных видах деятельности

Семинары, рефераты, эссе

Способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретации

ПК-2

Способен и готов к отбору валидных и надежных психодиагностических методик с последующей статистической обработкой данных, их адекватный анализ

Лекции, семинары, практические занятий

Способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий

ПК-4

Владеет навыками реализации базовых процедур психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий

Лекции, семинары, практические занятия

Способность к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях

ПК-7

Умеет прогнозировать изменения динамики уровня развития самосознания, функционирования познавательной, мотивационной, волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных акцентуаций, и т.п.

Лекции, семинары, практические занятия

Способностью и готовностью к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики

ПК-9

Готов к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики

Практические занятия, семинары

Способностью к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности

ПК-10

Понимает профессиональные задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности

Семинары, практические занятия

Способность к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни

ПК-19

Способен и готов к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни

Лекции, семинары, праткические занятия



В ходе изучения курса ««Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы» студенты должны знать:

  • основные понятия курса;

  • виды трудных жизненных ситуаций;

  • последствия психологической травмы;

  • механизмы психологической защиты и копинг-стратегии поведения;

  • специфику игровой и социальной ролей жертвы;

  • общую структуру психологической помощи виктимной личности;

  • факторы успешности взаимодействия психолог-клиент.

должны уметь характеризовать:

  • психологические закономерности проявления виктимности;

  • индивидуально-типологические особенности личности различного виктимного типа;

  • характерологические особенности личности различного виктимного типа;

  • динамику рентной установки в поведении виктимной личности;

  • способы помощи рентным виктимным клиентам.

должны уметь анализировать:

  • индивидуально-типологические и характерологические особенности личности различного виктимного типа;

  • механизмы проявления рентных установок в поведении виктимной личности;

  • содержание культуры отношений психолог-рентный клиент;

  • факторы успешности отношений психолог-рентный клиент;

должны приобрести следующие умения и качества:

  • изучить себя: понять свои плюсы и минусы для более эффективных отношений с клиентами с установкой на поведение жертвы;

  • развить умение составлять максимально достоверное представление о различных виктимных личностных типах;

  • овладеть и применить при необходимости основные способы работы с клиентом-жертвой;

  • стремиться занять активную и деятельную позицию в жизни, реализуя собственный творческий потенциал, направленный на разработку программ психологического сопровождения клиентов с установкой на поведение жертвы.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов. Необходимо использовать активные и интерактивные формы обучения (обсуждение отдельных разделов дисциплины, просмотр фильмов, и т.п.). В сочетании с внеаудиторной работой это способствует формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТА
Для эффективного достижения указанных целей обучения процесс изучения материала курса «Психологическое сопровождение клиентов
с установкой жертвы» предполагает достаточно интенсивную работу не только на лекциях и семинарах, но и на практикумах. На дневном отделении в качестве основных элементов учебного процесса выступают проблемно-ориентированные лекции с объяснением и иллюстрированием ключевых понятий и категорий психологии жертвы, а также семинары-дискуссии с заслушиванием подготовленных сообщений. Ряд семинаров будет организован в виде практических занятий по решению аналитических задач. В рамках консультаций и других дополнительных занятий будут обсуждаться результаты отдельных студенческих работ, проводиться текущее и рубежное тестирование, решение терминологических кроссвордов.

Для студентов заочного и очно-заочного отделений особое значение приобретает самостоятельная проработка материала курса по учебникам и пособиям, в том числе и кафедральным, поскольку лекционный курс дается в этом случае в сокращенном виде. Особое внимание хочется обратить на то, что выполнение заданий требует обращения не только к учебникам, но и к информации, содержащейся в периодических изданиях, а также в интернете. Итоговый контроль по курсу проходит в виде зачета. Зачет сдается в устной либо в письменной форме.

Самостоятельная (аудиторная и внеаудиторная) работа студентов всех форм обучения является одним из основных видов познавательной деятельности, направленной на более глубокое и разностороннее изучение материалов учебного курса. Основная часть времени, предусмотренного для самостоятельной работы студентов по данному курсу, отводится на подготовку к практическим занятиям (семинарам), текущему контролю и промежуточной аттестации (зачету). Студенты должны прочитать рекомендованные преподавателем учебные и научные тексты.

Самостоятельная (аудиторная) работа студентов всех форм обучения включает обязательное ведение конспектов лекций, а для очной формы обучения также – выступления (сообщения, доклады, рефераты) и выполнение практических заданий на семинарских занятиях. Также студентам могут быть выданы письменные задания по составлению краткого конспекта указанной литературы (первоисточников), либо в виде поиска и анализа сведений из ресурсов Интернет, других источников информации и т.п. Индивидуальные и групповые задания студентам также могут быть в виде исследовательских работ теоретического или экспериментального характера (НИРС).

Результаты выполнения самостоятельной работы представляются студентами во время аудиторных занятий, проверяются и оцениваются преподавателем в ходе текущего (рубежного, итогового) контроля – в соответствии с рейтинговой системой оценки и учета успеваемости, учебным планом (расписанием занятий, зачетно-экзаменационной сессии).

В целом самостоятельная работа студента при изучении курса, независимо от формы обучения, представляет собой следующее:

Проработка материалов лекций (рекомендуется прочитывать лекцию в тот день, когда она была, а также перед семинаром)

    • Чтение рекомендованной учебно-методической литературы

    • Чтение и проработка рекомендованных первоисточников

    • Поиск и проработка материалов из интернет-ресурсов

    • Выполнение домашних заданий

    • Подготовка к практикумам.

    • Подготовка к зачету


Тематический план курса «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы»

(дневная форма обучения)



Тема

Всего часов

Само

стоя

тельная работа

Виды учебных занятий
Лекции практич.

1

Сущность понятия «трудная жизненная ситуация»

5

2

2

1

2

Психологическая травма и ее последствия

8

4

2

2

3

Понятие жертвы в научной литературе и житейских представлениях

7

4

2

1

4

Проявление феномена «жертва» при анализе поведения человека (позиция, роль, статус, комплекс, установка). Характеристики социальных и игровых ролей жертвы

7

4

2

1

5

Особенности преодолевающего (копинг) поведения личности в трудных жизненных ситуациях. Классификация защитных механизмов и копинг-стратегий поведения

8

4

2

1

6

Разновидности психологической помощи клиентам в трудных жизненных ситуациях

7

4

2

2

7

Жизненное творчество – основа психологического сопровождения клиентов с установкой «жертва».

7

4

2

1

8

Требования, предъявляемые психологу по работе с клиентами с установкой

жертвы.

8

4

2

2

9

Общая структура направленности психологического сопровождения клиентов с установкой жертвы

8

4

2

2

10

Возможность использования проективных методик для выявления и изменения установки жертвы у клиентов

5

4




1




ИТОГО

70

38

18

14

Тематический план курса «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы»

(очно-заочная форма обучения)



Тема

Всего часов

Само

стоя

тельная работа

Виды учебных занятий

Лекции практич.

1

Сущность понятия «трудная жизненная ситуация»

8

4

4




2

Психологическая травма и ее последствия

6

6







3

Понятие жертвы в научной литературе и житейских представлениях

8

8







4

Проявление феномена «жертва» при анализе поведения человека (позиция, роль, статус, комплекс, установка). Характеристики социальных и игровых ролей жертвы

8

8







5

Особенности преодолевающего (копинг) поведения личности в трудных жизненных ситуациях. Классификация защитных механизмов и копинг-стратегий поведения

8

8







6

Разновидности психологической помощи клиентам в трудных жизненных ситуациях

6

6







7

Жизненное творчество – основа психологического сопровождения клиентов с установкой «жертва».

6

6







8

Требования, предъявляемые психологу по работе с клиентами с установкой

жертвы.

6

6







9

Общая структура направленности психологического сопровождения клиентов с установкой жертвы

8

6




2

10

Возможность использования проективных методик для выявления и изменения установки жертвы у клиентов

6

6










ИТОГО

70

64

4

2


Тематический план курса «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы»

(заочная форма обучения)



Тема

Всего часов

Само

стоя

тельная работа

Виды учебных занятий

Лекции практич.

1

Сущность понятия «трудная жизненная ситуация»

12

8

4




2

Психологическая травма и ее последствия

8

8







3

Понятие жертвы в научной литературе и житейских представлениях

6

6







4

Проявление феномена «жертва» при анализе поведения человека (позиция, роль, статус, комплекс, установка). Характеристики социальных и игровых ролей жертвы

8

6




2

5

Особенности преодолевающего (копинг) поведения личности в трудных жизненных ситуациях. Классификация защитных механизмов и копинг-стратегий поведения

6

6







6

Разновидности психологической помощи клиентам в трудных жизненных ситуациях

8

8







7

Жизненное творчество – основа психологического сопровождения клиентов с установкой «жертва».

6

6







8

Требования, предъявляемые психологу по работе с клиентами с установкой

жертвы.

8

6







9

Общая структура направленности психологического сопровождения клиентов с установкой жертвы

6

4




2

10

Возможность использования проективных методик для выявления и изменения установки жертвы у клиентов

2

2










ИТОГО

70

62

4

4
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение...
«жертва» является – расширение системы знаний студентов-психологов о психологии виктимной личности, методах и формах работы с клиентами...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы» iconУчебник для вузов. Спб.: Питер, 2001. Вопросы к зачету «Психологическое...
Целью дисциплины дс. В. 01 (2) «Психологическое сопровождение коммуникативного процесса» является достижение коммуникативной компетентности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы» iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы» iconПрограмма вступительных испытаний по магистерской программе «Психологическое...
Вступительные испытания в магистратуру по магистерской программе «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы» iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой жертвы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск