Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой «жертва»





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой «жертва»
страница1/3
Дата публикации28.02.2016
Размер0.53 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


Институт психологии и педагогики


Утверждаю

Заведующая кафедрой
общей и практической психологии
_____________ / /
Решение заседания кафедры

(протокол № ___

«___» ____________ 201__ г.)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов
с установкой «жертва»


Специальность: 030301.65 Психология

Квалификация: психолог, преподаватель психологии

Составитель:
кандидат психологических наук
Одинцова М.А.


Москва

2012
1. Организационно-методический раздел
1.1. Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины «Психологическое сопровождение клиентов
с установкой «жертва
» является – расширение системы знаний студентов-психологов о психологии виктимной личности, методах и формах работы с клиентами с установкой на поведение жертвы.

Задачи:

  1. создание положительной мотивации для изучения курса;

  2. формирование психологической грамотности и вооружение студентов знаниями в предметной области изучаемого курса;

  3. ознакомление с разновидностями психологической помощи виктимным клиентам (психологическая поддержка, психологическое сопровождение, и т.п.).

развитие у будущих профессионалов навыков работы с различными виктимными типами.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы ВПО
Дисциплина относится к национально-региональному (вузовскому) компоненту цикла общих математических и естественно-научных дисциплин.
Cпециальные требования к входным знаниям: не предусмотрены
Общая трудоемкость дисциплины: 60 академических часов.
Рекомендуемая форма итогового контроля: зачет

1.3.Требования к результатам освоения дисциплины

В ходе изучения курса «Психологическое сопровождение клиентов
с установкой «жертва
» студенты должны знать:

  • основные понятия курса;

  • виды трудных жизненных ситуаций;

  • последствия психологической травмы;

  • механизмы психологической защиты и копинг-стратегии поведения;

  • специфику игровой и социальной ролей жертвы;

  • общую структуру психологической помощи виктимной личности;

  • факторы успешности взаимодействия психолог-клиент.

уметь характеризовать:

  • психологические закономерности проявления виктимности;

  • индивидуально-типологические особенности личности различного виктимного типа;

  • характерологические особенности личности различного виктимного типа;

  • динамику рентной установки в поведении виктимной личности;

  • способы помощи рентным виктимным клиентам.

уметь анализировать:

  • индивидуально-типологические и характерологические особенности личности различного виктимного типа;

  • механизмы проявления рентных установок в поведении виктимной личности;

  • содержание культуры отношений психолог-рентный клиент;

  • факторы успешности отношений психолог-рентный клиент;

2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторная работа

Самостоятельная
работа

Для очной формы обучения
















Лекции

14




Практические / Семинарские

16




Лабораторные







Консультации







Курсовые работы, рефераты







Контрольные работы

2




Итоговый контроль: зачет

+




Общий объем часов по дисциплине

32

28



















Для заочной формы обучения
















Лекции

4




Практические / Семинарские

8




Лабораторные







Консультации







Курсовые работы, рефераты







Контрольные работы







Итоговый контроль: зачет

+




Общий объем часов по дисциплине

12

48












3. План занятий
3.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий) для очной и заочной формы обучения



Тематический план
для очной формы обучения


Аудиторные занятия в час.,
в том числе

Самостоя-
тельная дом. работа в час.

Лекции

Практичес-кие /семинарские занятия

КСР



















1.

Сущность понятия «трудная жизненная ситуация»

1

1




2

2.

Психологическая травма и ее последствия

1

2




2

3.

Понятие жертвы в научной литературе и житейских представлениях

1

2




2

4.

Проявление феномена «жертва» при анализе поведения человека (позиция, роль, статус, комплекс, установка). Характеристики социальных и игровых ролей жертвы

1

2




2

5.

Особенности преодолевающего (копинг) поведения личности в трудных жизненных ситуациях. Классификация защитных механизмов и копинг-стратегий поведения

1

2




2

6

Разновидности психологической помощи клиентам в трудных жизненных ситуациях

1

2




2

7

Жизненное творчество – основа психологического сопровождения клиентов с установкой «жертва».

2

2




2

8

Требования, предъявляемые психологу по работе с клиентами с становкой

жертвы.

2

1




2

9

Общая структура направленности психологического сопровождения клиентов с установкой жертвы

2

1

1

6

10

Возможность использования проективных методик для выявления и изменения установки жертвы у клиентов

2

1

1

6




Итого

14

16

2

28























Тематический план
для заочной формы
обучения


Аудиторные занятия в час.,
в том числе

Самостоя-
тельная дом. работа в час.

Лекции

Практичес-кие /семинарские занятия

Лабора-торные занятия



















1.

Сущность понятия «трудная жизненная ситуация»

1







4

2.

Психологическая травма и ее последствия

1







4

3.

Понятие жертвы в научной литературе и житейских представлениях

1







4

4.

Проявление феномена «жертва» при анализе поведения человека (позиция, роль, статус, комплекс, установка). Характеристики социальных и игровых ролей жертвы

1







4

5

Особенности преодолевающего (копинг) поведения личности в трудных жизненных ситуациях. Классификация защитных механизмов и копинг-стратегий поведения




1




4

6

Разновидности психологической помощи клиентам в трудных жизненных ситуациях




1




4

7

Жизненное творчество – основа психологического сопровождения клиентов с установкой «жертва».




1




4

8

Требования, предъявляемые психологу по работе с клиентами с установкой

жертвы.




1




4

9

Общая структура направленности психологического сопровождения клиентов с установкой жертвы




1




8

10

Возможность использования проективных методик для выявления и изменения установки жертвы у клиентов




3




8




ИТОГО:

4

8




48

3.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Сущность понятия «трудная жизненная ситуация»

Соотношение понятий экстремальная, кризисная, критическая, проблемная ситуации

Экстремальные (от фр. extreme – крайний, предельный) ситуации – это предел существования самой адаптирующейся системы человека, начало ее разрушения (Большой энциклопедический словарь, далее БЭС, 1998. С. 1560).

В психологической литературе, особенно в практической психологии, делается акцент на уровень трудности ситуаций для каждого конкретного человека. Как отмечает А.А.Бодалев (2002), оценка значения ситуации зависит не только от внешних характеристик ее, но и от установки, которая объективируется у человека при его действительном и субъективном вхождении в ситуацию, от его эмоционального состояния и от активности и продуктивности его интеллекта. У каждого человека разная психологическая устойчивость, значит, различные по силе ситуации могут вызвать «состояние невозможности» (А.А.Бодалев, 2002. С. 128).

В качестве наиболее существенных характеристик экстремальных ситуаций выделяются чрезвычайность, опасность, стихийность. В последние десятилетия в психологии появилась даже новая и самостоятельная отрасль под названием «экстремальная психология», которая исследует психологические аспекты адаптации человека в сверхнормальных условиях существования: под водой, под землей, в Арктике, в пустыне, в космосе (Большой психологический словарь, далее БПС. Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко , 2006. С. 21).

Кризис – греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход. 1. Резкий крутой перелом в чем-то, тяжелое переходное состояние. 2. Острое затруднение в чем-либо, тяжелое положение (БЭС, 1998. С 662).

Кризис – это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений человека о себе и о мире за короткий промежуток времени. Личность, находящаяся в кризисе, не может оставаться прежней. Слово «кризис» мы воспринимаем как своего рода предупреждение: следует что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее.

Критический – 1. Имеющий отношение к…, или характерный для критики. 2. Характеристика скептического, придирчивого обзора. 3. Имеющий отношение к кризису в любом из значений этого термина. 4. Характеристика суждения или решения, которые имеют важное значение, что-то, что является определяющим (А.Ребер 2000. С. 391).

Критический – 1) находящийся в состоянии кризиса, переломный; 2) очень трудный, опасный, тяжелый. (А.П.Евгеньева 1988. С. 131).

Критический – 1) соотношение по значению с существительным кризис, связанный с ним; 2) свойственный кризису, характерный для него; 3) находящийся в состоянии кризиса, очень трудный, опасный (Т.Ф. Ефремова 2006. С. 1066).

Термин «проблемная ситуация» традиционно используется преимущественно при анализе интеллектуальной деятельности и определяется как комплекс условий, который вызывает процесс мышления. Проблемную ситуацию рассматривают как рассогласование между целью, способом и условиями решения задачи.

Психологический практикум: Попробуйте в схематической форме представить сущность вышеперечисленных категорий, дифференцировать их и сделать выводы.

Понятие трудной жизненной ситуации (ТЖС). Виды ТЖС

Трудные ситуации представляют собой особый случай психологических ситуаций. О трудной ситуации можно говорить тогда, когда система отношений личности с ее окружением характеризуется неуравновешенностью, либо несоответствием между стремлениями, ценностями, целями и возможностями их реализации, либо качествами личности. Среди ТЖС можно выделить несколько групп:

1) трудные жизненные ситуации (болезнь, опасность инвалидности или смерти);

2) трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействие, помехи, неудачи);

3) трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием (ситуации «публичного поведения», оценки и критика, конфликты, давление, и т.п.) (М.Тышкова, 1986).

Признаки и когнитивное оценивание ТЖС

ТЖС как психологическую категорию характеризуют два типа признаков: общие и частные (Е.В.Битюцкая 2007).

К первому типу относятся общие для всех ТЖС параметры:

- значимость ситуации;

- беспокойство, эмоциональные переживания вызванные ею;

- повышенные затраты собственных ресурсов для совладания с ситуацией.

Частные признаки (неподконтрольность, неопределенность, трудность в прогнозировании, в принятии решения и др.) варьируют в зависимости от типа ситуации и личностных особенностей человека.

Признаки, на основании которых осуществляется категоризация ТЖС, являются критериями когнитивного оценивания этих ситуаций.

Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации представляет собой процесс ее субъективного восприятия и интерпретации, результатом которого является субъективная картина ситуации, представленная в сознании индивида. Когнитивное оценивание ТЖС – это система интегрированных когнитивных и эмоциональных процессов, связанных с множественными оценками человеком ситуации и себя в ситуации. Это предполагает оценивание:

- субъективной трудности, значимости, стрессогенности, степени прогнозируемости и подконтрольности ситуации;

- потерь, которые с нею связаны;

- вариантов решения;

- собственных возможностей (физических, психологических, интеллектуальных, моральных, временных) и опыта преодоления ТЖС (Е.В.Битюцкая, 2007).

Психологический практикум: На основании вышеперечисленных критериев когнитивного оценивания ТЖС разработайте систему вопросов для анкеты, или беседы с клиентом.
Тема 2. Психологическая травма и ее последствия

История становления и развития понятия психологической травмы

Понятие психической (психологической) травмы разрабатывается в психологии достаточно давно. По некоторым данным (Л.В.Трубицина, 2005, М.М.Решетников, 2007), первым обратил внимание на ее разработку еще в 1859 г. Пьер Брике (1796 – 1881). Он выдвинул идею, что истерические симптомы являются следствием травмирующего события, затем эту идею развивал Жан Мартен Шарко (1825 – 1893) в своей работе о психогенном происхождении истерии, и Пауль Мебиус (1853 – 1907) говоря о «болезнях, возникающих от представления». По другим (Л.А.Пергаменщик, 2005) – понятие заимствовано Д.Эрикштейном (Erichsen, 1882) из хирургии, и означает «шок со взломом».

Следует отметить, что исследования психологической травмы изначально проводилось в медицине в связи с Гражданской войной в Америке. «Синдром да-Коста» (кардиофобия) (от греч. syndrome – сочетание, kardia – сердце + phobos – страх) (1871), или «солдатское сердце», «болезненно чувствительное сердце» означает болезненные (тахикардия, боль в области сердца, головокружения, сердечная тревога, ослабление зрения и т.п.) ощущения в области сердца, не связанные с физиологическими изменениями, а являющиеся следствием травматических переживаний. В конце 19 века был введен термин «травматический невроз». В этот же период рядом авторов были описаны такие явления, как «военный невроз», «рентное заболевание», «невроз желания» и т.п..

Опыт Второй мировой войны способствовал накоплению клинических данных, что привело к существенному расширению представлений о психических страданиях. Реакции на участие в боевых действиях у разных авторов (Р.Гринкер, Д.Шпигель, 1945) назывались по-разному: «военная усталость», «боевое истощение», «военный невроз», «посттравматический невроз» (М.М.Решетников, 2006).

А.Кардинер (1941) провел одно из первых систематизированных исследований явления «хронический военный невроз» и дал комплексное описание симптоматики: возбудимость и раздражительность; безудержный тип реагирования на внезапные раздражители; фиксация на обстоятельствах травматического события; уход от реальности; предрасположенность к неуправляемым агрессивным реакциям (Л.А Пергаменщик, 2004).

Во время второй мировой войны терминология немного модифицируется и то, что является последствием травмы, обозначается термином «боевое переутомление», «патологическое горе». Э.Линдеманн в 1944 г. дает систематическое описание проявлений горя в труде «Симптомология и умение справляться с острым горем». Он же вводит понятие «патологическое горе». Данный синдром, по мнению автора, может развиваться непосредственно после несчастья или спустя некоторое время, может быть преувеличенно выражен или, наоборот, мало заметен. Э. Линдеманн вводит первую классификацию расстройств, наблюдаемых у пострадавших от несчастного случая. Сюда вошли соматические расстройства, чувство тоски, раздражение, утрата стереотипов поведения, гнев, аутодеструктивное поведение, изменение отношений с ближайшим окружением и т.п. (М.М.Решетников, 2006).

В психологии появляется и ряд научных данных, связанных с войной во Вьетнаме (1959 – 1975), повлекшей массовые самоубийства среди участников боевых действий, акты насилия и неблагополучия в семьях, негативные социальные контакты и т.п. В науке были установлены причины возникновения таких негативных явлений, разработаны методы диагностики и психотерапии, определены клинические симптомы.

Так, Б.Колодзин в обобщении своего практического опыта работы (1984 – 1987) с ветеранами вьетнамской войны выделяет следующие клинические симптомы ПТС: немотивированная бдительность; «взрывная реакция»; притупленность эмоций; агрессивность; нарушения памяти и внимания; депрессия; общая тревожность; приступы ярости; злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами; непрошенные воспоминания; галлюцинаторные переживания; мысли о самоубийстве; «вина выжившего» (Б.Колодзин, Как жить после психической травмы. М., 1992. С. 11 – 14).

В 60-е г.г. расстройства, связанные с психической травмой обозначались (в основном в отечественной науке) как «шоковые психогенные реакции», «реактивные состояния», «реактивные психозы». В дальнейшем, исследования таких ученых, как Р.С.Леопольд, Н Диллон, В.Г.Нидерлэнд, Р.И.Лифтон, в связи с психической травмой обнаружили такие психические расстройства, как навязчивые и угнетающие воспоминания, приступы тревоги, определенные «синдромом выживших». Одновременно в научный обиход вводится понятие «синдром изнасилованных», как специфический психосоматический синдром, развивающийся в определенные сроки примерно у трети из числа подвергшихся изнасилованию.

Психоаналитическое понимание психической травмы

1885-1905 гг. Психическая травма понимается как:

а) фактор окружения, который воздействует на Эго и с которым Эго не может справиться путем отреагирования или ассоциативной переработки; б) как состояние застоя либидональной энергии, которую Эго не может привести к разрядке. Парадигмой этой травматической ситуации является сексуальное соблазнение.

См. работу З.Фрейда «О психическом механизме истерических явлений» (1893).

1905-1917 гг. З.Фрейд выделяет парадигмальные травматические ситуации – это:

а) страх кастрации; б) сепарационная тревога; в) первичная сцена; г) Эдипов комплекс.

См. работы З.Фрейда «О нарциссизме» (1914), «Влечения и их судьба» (1915), «Вытеснение» (1915), «Бессознательное» (1915), «Печаль и меланхолия» (1917).

1917-1926 гг. З.Фрейд вводит принцип навязчивого повторения в его связи с инстинктом смерти. В силу этого понятие травмы приобретает межсистемный и инстинктивный характер. Обширная литература о вине, мазохизме, меланхолии, депрессии, внутренней тревоге дает представление о подобной травме. Такое событие, как внешняя травма, в состоянии вызвать разнообразные нарушения функционирования энергии организма и запустить всевозможные защитные мероприятия.

См. работу З.Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия» (1920)

1926-1939 гг. Фрейд четко различает травматические ситуации и ситуации опасности, которым соответствуют два типа тревоги: автоматическая и сигнальная, предупреждающая о приближении травмы. Фундаментальной детерминантой автоматической тревоги является наличие травматической ситуации, ее сутью является переживание беспомощности со стороны Эго перед лицом накапливающегося возбуждения, различные специфические опасности, которые могут обрушиться на человека в различные фазы жизни.

См. работу З.Фрейда «Торможение, симптомы и страх» (1926).

1939 г. до 1960-х гг. К этой стадии развития психоаналитического понимания травмы относятся работы А. Фрейд, Х. Гартмана, и ряда других авторов, которые, делая акцент на взаимоотношениях ребенка с матерью как важнейшей детерминанте психического развития, задают совершенно иной угол зрения в обсуждении «психической травмы». К этим авторам принадлежит и М.Хан (Khan, 1963), предложивший понятие «кумулятивной травмы» (от лат. cumulo – накапливаю, собираю) как результата постоянных неудач матери в выполнении ею функции так называемого «охраняющего щита», вследствие чего ребенок постоянно переживает психическое напряжение, которое не столько нарушает развитие, сколько отклоняет его, накапливаясь невидимо и неощутимо (Е.С.Калмыкова, 2004).

Толкование «психологической травмы» в современных подходах

В Большом энциклопедическом словаре (БЭС) травма (trauma) определяется как «повреждение тканей организма человека или животного с нарушением их целостности и функций, вызванное внешним (главным образом механическим, термическим) воздействием» (БЭС1998, С. 1359).

В Словаре русского языка С.И.Ожегова, травма – это «повреждение органа, ткани в результате внешнего воздействия. (Получить, нанести травму. Производственная травма (полученная на производстве в результате нарушения техники безопасности). Бытовая травма (полученная в бытовых условиях). Психическая травма (нервное потрясение)».

В Толковом словаре психиатрических терминов травма психическая определяется как патогенное эмоциональное воздействие на психику человека, которое при специфически-личностной значимости и недостаточности психологических защитных механизмов может привести к психическому заболеванию. Травма психическая, таким образом, может служить причиной возникновения психогенно-реактивного заболевания или фактором, провоцирующим начало эндогенного процесса.

В современном психоаналитическом сообществе понятие травмы операционализируется посредством следующих категорий: 1) наличие внешнего события, субъективно переживаемого индивидом как травматическое; 2) психопатологические последствия травматического события, возникающие немедленно, а также отсроченные, включающие ограничения функционирования Эго, нарушения объектных отношений, психосоматические расстройства, аффективные нарушения и т.п.; 3) усиление подверженности будущей травматизации вследствие пережитого травматического события; 4) травма как причина любой психопатологии и, следовательно, фокус психотерапевтической техники (Л.В.Трубицына, 2005).

Последствия психологической травмы. Организация жизни человека, пережившего психологическую травму

  1. Дезорганизация, нестабильность в организации жизни. Основная жизненная энергия и ресурсы прикованы анормальным опытом, жизненная ориентация негативна и фиксирована негативным прошлым. Прошлый опыт оказывает негативное влияние на сегодняшнюю жизнь. Все стороны жизни (работа, семья, отношения и т.д.) становятся неэффективными. Человек как бы «зависает» в бездействии, что может привести к стагнации внутренних потенциалов и ресурсов.

  2. Неустойчивость, непоследовательность в организации жизни. Непостоянство жизненных отношений, частая смена занятий, мест работы, друзей. Периоды устроенности перемежевываются с периодами беспорядка.

  3. Суженность, частичность в организации жизни, сочетающаяся с инфантилизацией (примитивизацией) личности. Низкие показатели экстенсивности и интенсивности. Жизнь непритязательная, не ориентированная на достижения, рост и развитие личности. Человек ко всему равнодушен, ни к чему не стремится.

  4. Стабильность в организации жизни, устойчивость, уравновешенность психической организации человека. Человек эффективно решает встающие перед ним жизненные задачи. Прошлое еще дает о себе знать, но не мешает стабильной организации жизни.

  5. Становление и стремление к более высокому уровню жизни. Человек овладевает более высокими сферами жизни и добивается лучшего качества жизни. Он самостоятелен, инициативен, предприимчив, решителен, характеризуется позитивным отношением к жизни (М.Ш.Магомед-Эминов).


Тема 3. Понятие «жертвы» в научной литературе и житейских представлениях

Толкование понятия жертва

В энциклопедическом словаре 1894 г. дается очень широкое определение понятия «жертва» – умилостивительное или благодарственное приношение Богу от плодов земных или из царства животных. Этимологически это слово происходит от глагола «жрети», «жрать», «пожирать» (отсюда – жрец) – как вследствие представления о том, что приносимое в жертву потребляется божеством, так и вследствие того, что жертва, по освящении ее, потреблялась самими приносящими» (С. 897). В толковом словаре С. И. Ожегова мы находим следующее определение: «Жертва» - 1. В древних религиях: приносимый в дар божеству предмет или живое существо (убиваемое), а также приношение этого дара (жертвоприношение). 2. Добровольный отказ от кого-чего-нибудь в чью-нибудь пользу, самопожертвование. (Принести себя в жертву семье). 3. О ком-нибудь страдающем от насилия, несчастья, неудачи (жертвы кораблекрушения) (С. 177). В современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой понятие «жертва» имеет семь значений: 1. Предмет или живое существо, обычно убиваемое, которое приносится в дар божеству; 2. То же, что и жертвоприношение; 3. Дар, пожертвование на что-либо; 4. Добровольный отказ, отречение в пользу кого-либо или чего-либо, самопожертвование; 5. Тот, кто подвергся чьему-либо насилию; 6. Тот, кто пострадал или погиб от какого-либо несчастья, неудачи; 7. Тот, кто погиб или пострадал во имя чего-либо вследствие преданности чему-либо (С.680).

Общие характеристики личности жертвы

В.Л.Васильев (1991) считает, что потерпевший (жертва) склонен воспринимать ситуацию как нечто фатальное, неизбежное, склонен «уходить в себя» с целью защиты. У жертв отмечается повышенная фиксация на имеющихся препятствиях. Они пассивны, несамостоятельны в разрешениях конфликтов. У жертв уровень психической адаптации значительно ниже, высока степень фрустрационной напряженности. Потерпевшие склонны к повышенной конформности и социальной робости, эмоциональной неустойчивости. Они недостаточно реалистичны и очень сильно эмоционально вовлечены в ситуацию. Известно, что важным регулятором поведения личности является развитие ее самооценки. У потерпевших преобладает заниженная самооценка, неуверенность в своих силах.

В.Е.Христенко (2001) в контексте анализа понятия «жертва» анализирует комплекс «обученной беспомощности», хотя замечает, что не всегда жертва будет обладать именно данным качеством (С. 24). Сам термин «обученной беспомощности» ввел в психологию американский ученый М.Е.Селигман. Он предположил, что животное, длительное время, подвергавшееся неустранимому наказанию, обучается бесполезности своих усилий, в результате формируется «выученная беспомощность». Но у 20% животных так и не удалось сформировать данный комплекс. Впоследствии опыты проводились и с людьми. В результате выяснилось, что обучение «беспомощности» происходит при наличии следующих факторов: человек не имеет предшествующего опыта решения сложных задач, у него сформирован недостаточный уровень потребности в поиске. С.С.Харин (1999) отмечает, что следует обращать внимание не только на сценарное содержание роли «жертва», но и на ее психологическое содержание. Психологическое содержание роли «жертва» отражается в психосинтезе. Джанет Рейнуотер говорит о жертве как одной из субличностей, которой нравится добиваться внимания искусным умением казаться неумелой, несуразной, наивной и т.д. С.С. Харин отмечает, что подобный комплекс «жертвы» отмечается и у жертв Чернобыльской трагедии. Благодаря повышенному вниманию государства у субъектов формируется осознание себя в особом положении, положении пострадавшего и установка на иждивенческое поведение.

Виды жертв в криминалистике и психологии

Представляет определенный интерес подход Д.В.Ривмана (2001). Он предлагает проводить классификацию «жертв» по различным основаниям, одно из которых степень выраженности личностных качеств человека, определяющих его индивидуальную виктимную предрасположенность, что является важным для психологов. На основании этого выделяются: универсальный, избирательный, ситуативный, случайный, профессиональный типы жертв.

Универсальный тип «жертвы» характеризуется явно выраженными личностными чертами, определяющими высокую потенциальную уязвимость в отношении различных преступлений.

Избирательный тип «жертвы» – это люди, обладающие высокой уязвимостью в отношении определенных видов преступлений.

Ситуативный тип «жертвы» – это люди со средней виктимностью, становящиеся жертвами в результате стечения ситуативных факторов.

Случайные «жертвы» – люди, ставшие жертвами в результате случайного стечения обстоятельств.

Профессиональный тип жертвы – люди, виктимность которых определяется их профессиональной занятостью (И.Г.Малкина-Пых, 2006).

В.А.Туляков (2000) предлагает классификацию «жертв» по характеристикам мотивации ведущей виктимной активности: импульсивная «жертва», «жертва» с утилитарно-ситуативной активностью, установочная «жертва», рациональная «жертва», «жертва» с ретретистской активностью.

Импульсивная «жертва» характеризуется преобладанием чувства страха, подавленностью реакций и рационального мышления (феномен Авеля, заключающийся в приношении в жертву самого дорогого для себя).

«Жертва» с утилитарно-ситуативной активностью. Добровольные потерпевшие. Рецидивные, «застревающие» жертвы, в силу своей деятельности, статуса, неосмотрительности в ситуациях, требующих благоразумия, попадающие в криминальные ситуации.

Установочная «жертва». Агрессивная «жертва», «ходячая бомба», истероид, с вызывающим поведением провоцирующий преступника на ответные действия.

Рациональная «жертва». «Жертва»-провокатор, сама создающая ситуацию совершения преступления и сама попадающая в эту ловушку.

«Жертва» с ретретистской активностью. Пассивный провокатор, который своим внешним видом, образом жизни, повышенной тревожностью и доступностью подталкивает преступников к совершению правонарушений.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой «жертва» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение...
Человек начинает жить «мертвой жизнью» – жизнью «жертвы» событий, ситуаций, людей, самого себя. Его «любимый вид спорта» – плавание...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой «жертва» iconУчебник для вузов. Спб.: Питер, 2001. Вопросы к зачету «Психологическое...
Целью дисциплины дс. В. 01 (2) «Психологическое сопровождение коммуникативного процесса» является достижение коммуникативной компетентности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой «жертва» iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой «жертва» iconПрограмма вступительных испытаний по магистерской программе «Психологическое...
Вступительные испытания в магистратуру по магистерской программе «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой «жертва» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой «жертва» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой «жертва» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой «жертва» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой «жертва» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой «жертва» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой «жертва» iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой «жертва» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой «жертва» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой «жертва» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой «жертва» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение клиентов с установкой «жертва» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск