Очерки психофизиологии письма





НазваниеОчерки психофизиологии письма
страница1/5
Дата публикации31.08.2013
Размер0.81 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5
ОЧЕРКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ПИСЬМА

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта небольшая работа предназначена для психологов и педагогов, занимаю­щихся вопросами начального обучения грамоте. Она ставит своей задачей помочь им лучше разобраться в том, что пред­ставляет собой психологический процесс письма, каково его психофизиологиче­ское строение и какие отдельные состав­ные части входят в сложный процесс за­писи слова.

Для этой цели в книге использован свое­образный путь изучения. Автор прослежи­вает, как нарушается навык письма при поражении различных участков коры го­ловного мозга, играющих разную роль в выполнении процесса письма. Этот путь дает возможность произвести психофизио­логический анализ навыка письма, по­казать, какие составные элементы в него входят и какую роль играют в навыке пись­ма такие частные условия, как слуховой и зрительный анализ, громкая артикуля­ция и т.д.

Автор будет удовлетворен, если эта книга даст педагогу конкретный матери­ал и сделает внутренние психофизиоло­гические механизмы письма понятнее для него. Он надеется, что за этой книгой со временем последует такая же книга, по­священная психологическому анализу про­цесса чтения.

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

Психологическое содержание процесса письма, которое так необходимо знать для правильной организации первоначального обучения грамоте, представляет собой раздел психологии, еще недостаточно известный учителям и методистам.

Методисты знают, что для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и со­хранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смеши­вая близкие по начертанию, и выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения.

Опытным педагогам известно, что учащийся, овладевающий всеми этими навыками, должен некоторое время упражняться в слушании и различении звуков речи, в чем учащемуся очень по­могает проговаривание им диктуемого слога или слова (начинаю­щий ученик часто вообще не может правильно написать слово, если он его не проговаривает).

Учителя, многие годы наблюдающие те трудности, которые возникают у учащихся при усвоении ими грамоты, знают также, как часто ученики смешивают близкие по начертанию буквы, за­меняют правильные буквы зеркальными и с каким трудом удает­ся иногда выработать у них умение правильно писать слово, не пропуская буквы, плавно переходя от одной буквы к другой, и умение уверенно владеть пером.

Все эти наблюдения показывают, что в процессе овладения письмом участвует множество психологических операций и что педагог должен учесть ту роль, которую в этом процессе играют слуховой анализ, артикуляция, обеспечивающая правильное про­говаривание. Однако еще недостаточно ясно, какую именно роль в процессе письма играет каждый из этих компонентов. Психология еще не дает четкого ответа на воп­рос о том, какое значение имеет вслушивание в диктуемые зву­ки, проговаривание их вслух, сопровождение письма артикуля­цией и разглядывание образцов букв для возможно быстрой вы­работки навыка письма и его четких форм. Наконец, еще недостаточно полно объяснены те психологические условия, от которых зависят часто встречающиеся при первоначальном обу­чении грамоте трудности и те типические ошибки, которые учи­тель нередко наблюдает, но которым он не может дать нужного истолкования. Настоящая работа ставит своей задачей помочь ра­зобраться в этих вопросах, глубже изучить психофизиологическое

содержание первоначальных навыков письма, ответить, какие именно психофизиологические процессы входят в процесс пись­ма и какие именно трудности может встретить учащийся, впер­вые приступающий к овладению грамотой.

Для исследования этих вопросов автор использует путь описа­ния психофизиологических механизмов процесса письма, прослеживая, какие системы коры головного мозга уча­ствуют в этом процессе и как при нарушении нормальной работы отдельных частей мозговой коры, обеспечивающих различные пси­хофизиологические стороны процесса письма, этот навык лиша­ется то одного, то другого условия своего нормального протека­ния и начинает нарушаться. Анализ нарушения процесса письма будет полезен для того, чтобы лучше ознакомиться с нормаль­ным психофизиологическим построением этого процесса и отве­тить на поставленные нами вопросы.

УСТНАЯ РЕЧЬ И ПИСЬМО. ИХ РАЗВИТИЕ

Процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности.

Как по своему возникновению и пути развития, так и по сво­ему психологическому содержанию, по входящим в его состав психологическим операциям, процесс письма резко отличается от процесса устной речи.

Известно, что усвоение устной речи начинается у ребенка очень рано — на втором году его жизни и происходит в процессе прак­тического общения со взрослыми. Уже в течение первого года жизни ребенок постоянно слышит обращенную к нему речь, восприятие чужой речи развивает его слух и готовит его самостоятельные арти­куляции. Эта практическая подготовка и приводит к тому, что в середине второго года жизни ребенок начинает повторять речевые звуки и называть отдельные предметы. В дальнейшем способность называть предметы быстро развивается, речь постепенно приобретает развернутый, связный характер, и уже к 4—5 годам устная речь ребенка, много общающегося со взрослыми, становится доста­точно богатой и полной. Однако ни один ребенок, хорошо и бегло говорящий, не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. Он, конечно, не знает, какие движения речевого аппарата позволяют ему артикулировать сло­во; он еще долго не знает, что его речь состоит из отдельных слов, а правила построения устной речи становятся предметом его осоз­нания только в школе, когда он приступает к изучению граммати­ки того самого языка, которым он практически давно пользуется.

Развитие письма и письменной речи идет совершенно другим путем.

Если устная речь усваивается чисто практически, «живым при­лаживанием» к речи взрослых, а ее артикуляция еще долго оста­ется неосознанной, то письмо уже с самого начала является осо­знанным актом, произвольно строящимся в процессе специаль­ного сознательного обучения.

Если говорящий ребенок всегда имеет в виду лишь содержание своей речи, имеет дело с непосредственно воспринимаемыми предметами, образами или мыслями, которые он хочет обозна­чить в речи, и лишь в редких случаях задумывается, как ему нуж­но произнести то или иное слово, то ребенок, которому нужно написать слово, всегда имеет дело прежде всего с теми звука­ми, из которых состоит это слово, и с теми буквами, с помощью которых он должен его написать.

Следовательно, предметом его осознания уже с самого начала должны быть те с п о с о б ы, с помощью которых он должен обо­значить нужное слово, и тот набор звуков, который отличает данное слово от других, близких слов. Как правило, все это почти не осознается ребенком в его собственной устной речи. Следова­тельно, и тот предмет, на который направлено сознание ребенка, и та степень осознанности и произвольности, которая характери­зует способы выражения мысли, оказываются совершенно раз­личными в случае устной речи ребенка, с одной стороны, и его письма, с другой.

Совершенно различными оказываются и основные пути развития устной и письменной речи.

Как мы уже сказали, устная речь возникает в процессе непо­средственного живого общения, и законы построения языка, его звукового состава остаются неосознанными до тех пор, пока в школе ребенок не начинает специально заниматься грамматикой языка и фонетикой речи.

Наоборот, способы построения письменной речи с самого на­чала протекают как осознанные действия и только постепенно превращаются в плавно протекающий навык, автоматизируются.

Этот факт определяет и психологические особенности пись­менной речи на отдельных этапах ее развития.

Письменная речь, как известно, вовсе не начинается с того, что ученик уже с самого начала применяет ее как средство об­щения. Весь первый период начального обучения грамоте отли­чается тем, что ученик еще очень долго принужден отдавать свое внимание овладению техническими предпосылками письма — способами разложить слово на звуки и записать их в буквах. Только через 1,5—2 года такого обучения письмо начинает постепенно становиться средством общения, навык письма начи­нает переходить в подлинную письменную речь. Больше того, пер­воначальное обучение письму предполагает очень серьезный сдвиг в самом отношении к устной речи.

Наблюдения, проведенные над детьми-дошкольниками совет­скими психологами (Божович, Морозова, Мосиява, Лурия и др.), показали, что дошкольник, достаточно хорошо владеющий уст­ной речью, не может легко выделить отдельные слова, из которых состоит его речь, и тем более осознать звуки, из которых состоят отдельные слова. Как правило, дошкольник, произносящий ту или иную фразу, осознает предметный смысл этой фразы, но еще не улавливает те отдельные слова, из которых эта фраза состо­ит. Поэтому он нередко делает типичные ошибки в анализе речи, и если ему предложить сосчитать слова, составляющие фразу, он бу­дет считать не слова (единицы речи), а предметы, о которых идет речь (единицы смысла). Так, дети, которым было предложено со­считать количество слов в фразе «В комнате стояло два стула и ди­ван» нередко отвечали: «Три: два стула и диван!» Для того чтобы сдвинуть внимание ребенка со смысловых единиц фразы на слова (а именно это является первым условием при обучении грамоте), нужно применить ряд специальных приемов (раздельное произно­шение, выделение отдельных слов голосом и т.д.), да и при этих условиях сдвиг не происходит сразу. Задача выделить те или иные слова, их последовательность, а тем более необходимость отвлечься от содержания слова и выделить составляющие его буквы пред­ставляет собой для ребенка очень значительные трудности. Поэто­му еще сравнительно долго ребенок оказывается перед большими затруднениями в тех случаях, когда ему предлагается сказать, с какого звука начинается заданное слово, или когда он должен понять, в какое слово складывается ряд изолированно даваемых звуков. В первом случае он нередко выхватывает какой-нибудь один, наиболее сильно звучащий или ударный звук слова (или слог) и заявляет, например, что слово «часы» начинается со звука сы (ребенок еще долго продолжает плохо выделять безударные глас­ные и комплексы согласных). Во втором случае он вслушивается в звучание предлагаемых ему звуков и ищет в них непосредствен­ное значение; поэтому нередки случаи, когда, например, ребе­нок 3—4 лет, которому предлагается сказать, какое слово образу­ется звуками [м-а-м-а], слышит в них мычание и говорит корова.

Естественно поэтому, что работа над тем, чтобы переместить внимание ребенка со смысла речи на ее звуковой состав является задачей предбукварного периода и занимает еще некоторое время при первоначальном обучении грамоте.

Совершенно другими психологическими особенностями отли­чается первый период обучения грамоте. Когда учащийся впервые приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к живой речи совершенно меняется. На место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звукового состава. Этот анализ распадается у него на ряд отдельных самостоятельных актов.

На ранних этапах овладения навыком письма каждая отдель­ная операция — анализ звука, подлежащего написанию, нахож­дение каждой буквы, написание этой буквы — является еще от­дельным, самостоятельно осознаваемым действием. Написание слова распадается для ребенка на ряд перечисленных задач — вы­делить тот звук, который надо обозначить буквой, запомнить эту нужную букву, правильно изобразить ее и т.д.

Больше того, даже написание каждой отдельной буквы рас­падается вначале на ряд изолированных действий. Выписывая отдельные элементы, составляющие буквы, учащийся, только что приступивший к обучению грамоте, заботится о правильном написании каждого элемента буквы в отдельности, и, как пока­зал в своих исследованиях Е.В.Гурьянов, лишь сочетание таких отдельных осознанных действий приводит в итоге к написанию целой буквы.

По мере развития навыка психологическая структура письма меняется.

Ребенок приучается легко писать целые сочетания букв, а за­тем и целые слова. Выделение отдельных звуков, нахождение нуж­ных графических знаков и написание букв — все это перестает специально занимать его внимание, автоматизируется, становит­ся отдельными операциями, подчиненными общему целому; ре­бенок начинает делать эти операции автоматично, часто даже пе­рестает ясно осознавать их. Осознаваемая задача перемещается на другие, более сложные целостные акты: написание слова, фразы, а иногда и на запись ряда мыслей. Элементарные акты письма объединяются и превращаются в более сложную деятельность — в письменную речь. То, что было раньше результатом полностью осознаваемых актов, становится теперь серией автоматизирован­ных, часто почти неосознаваемых операций. Только в отдельных случаях, как, например, при написании сложного по своему зву­ковому составу слова или при проверке написанного текста, ре­бенок возвращается к планомерному разложению слова на зву­ки; отдельные операции снова становятся осознанными, и пишу­щий начинает четко осознавать те процессы (звукового анализа, подыскания буквы, ее графического изображения), которые толь­ко что протекали у него как подсобные, но не осознаваемые операции.

Внимательный анализ процесса письма у ребенка и взрослого показывает, однако, что развитие этого сложного навыка вовсе не сводится к тому, что отдельные элементы, входящие в его со­став, постепенно объединяются, что ряд изолированных действий выделения и написания букв заменяется сложной и целостной «письменной речью» и что отдельные составные части письма начинают все меньше и меньше осознаваться. Сравнительные на­блюдения показывают, что само психологическое содержание процессов письма, т. е. участие в нем отдельных конкретных пси­хических процессов, не остается одним и тем же.

Вглядимся внимательно в напряженное письмо школьника первого года обучения. Легко видеть, какое место занимает в нем вслушивание в слово, проговаривание вслух или шепотом его зву­кового состава, тщательное выписывание буквы. Сравним это с плавным письмом человека, хорошо владеющего навыками пись­ма: в его письме вслушивание в звуки слова уже не занимает никакого существенного места. По мере овладевания процессом письма проговаривание каждого слова вслух полностью исчезает и заменяется сначала шепотной речью, а затем — сокращенным «внутренним слышанием» записываемого слова. Так же исчезает и изолированное тщательное выписывание отдельных элементов букв; вырабатываются объединенные двигательные навыки, и человек с хорошо развитыми навыками письма пишет сразу од­ним двигательным актом целый комплекс букв, иногда даже це­лое короткое слово. Письмо все больше начинает носить харак­тер сложных и обобщенных кинестетических схем; в некоторых же случаях (например, при написании очень привычных слов, подписи и т.д.) звуковой анализ слова постепенно отступает на задний план, и письмо становится тем автоматизированным на­выком, какой мы встречаем у взрослого, хорошо грамотного че­ловека.

Это превращение напряженного ряда изолированных актов в плавную двигательную мелодию хорошо изучено в исследованиях известного психолога Е.В.Гурьянова. Он заставлял детей с раз­лично развитым навыком писать на бумаге, помещенной на ме­таллической пластинке, движения которой передавались на спе­циальный аппарат; каждый нажим, делавшийся учащимся, реги­стрировался на этом приборе в виде поднимающейся вверх кривой. На рис. 1 мы приводим три ряда таких записей. Они представляют регистрацию движений при записи одной фразы — «Маша не­сла», сделанной учеником 1-го класса (верхняя кривая), 3-го класса (средняя кривая) и взрослым. Легко видеть, что у начинающего писать учащегося письмо складывается из отдельных, изолиро­ванных нажимов, у учащегося третьего года обучения эти нажи­мы уже начинают объединяться в сложные группы, а у взрослого они складываются в целые сложные комплексы движений, каж­дое из которых соответствует записи целого слова. Из рассмотре­ния этих кривых можно заключить, насколько изменяется психо­физиологическое строение процессов письма на последовательных этапах развития навыка и насколько различны те психические процессы, на которые опирается письмо на различных этапах сво­его развития. Если бы можно было со всей полнотой установить те приемы, которые применяются пишущим на каждом этапе овладе­ния навыком, эти различия в процессе письма оказались бы еще более резкими, и тогда со всей очевидностью можно было бы установить, как сокращается по своему психофизиологическому содержанию процесс письма у человека, обладающего развитым, автоматизированным навыком письма.



Рис. 1. Запись нажимов при написании слов «Маша несла» (по Е. В. Гурьянову)

Однако в силу того, что письмо представляет собою сложную психическую деятельность, отдельные звенья которой часто не­достаточно отчетливо осознаются, анализ психологического со­става процесса письма оказывается очень трудным. Даже очень опытные наблюдатели не могут с достоверностью сказать, какую роль в их письме играют зрительные или моторные образы, какую функцию несет проговаривание вслух или шепотом записываемо­го текста и какое значение имеет тонкий звуковой анализ под­лежащего записи материала. Вот почему тщательное изучение пси­хологического содержания процессов письма, использующее са­мые различные пути, является очень важным. Оно поможет лучше понять, что именно представляет для учащегося в процессе пись­ма известные трудности, и выработать приемы, с помощью кото­рых можно этими трудностями овладеть.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПИСЬМА

Психология хорошо знает, что процесс письма — все равно, будет ли это письмо под диктовку, свободное письменное изло­жение или даже списывание с текста, — является далеко не про­стым психологическим актом.

Как бы ни были различны психологические механизмы процес­сов письма в каждом из только что упомянутых случаев, каждый процесс письма включает в свой состав много общих элементов.

Письмо всегда начинается с известной задачи, с замысла, который либо возникает у пишущего, либо же предлагается ему. Если учащийся должен написать диктуемое слово или фразу, этот замысел сводится к тому, чтобы, заслушав текст, написать его со всей точностью и правильностью. Если ученик должен напи­сать свободное изложение или письмо, замысел сначала ограничивается определенной мыслью, которая позднее форми­руется в фразу, из фразы уже выделяются те слова, которые долж­ны быть написаны первыми. В начале развития навыка замысел чаще всего сводится к написанию того или другого слова или короткой фразы, и лишь за этой непосредственной задачей смутно вырисовывается более общий замысел — запись целой фразы или мысли. На позднейших этапах развития навыка эта задача сводится к письменному изложению содержания, к формули­ровке целой мысли; промежуточные операции, как было сказа­но, могут протекать неосознанно и лишь в отдельных случаях смещаться на анализ подлежащих написанию слов или грамма­тической структуры записываемой фразы.

При всех условиях основную задачу — подлежащую формули­ровке мысль или подлежащую записи фразу — должно запом­нить, она должна быть отделена от всех остальных посторонних факторов. Пишущий должен сохранять нужный порядок написания фразы, должен быть всегда ориентирован, на каком месте он находится, что уже написано им и что еще предстоит написать. Без этого каждый перерыв в письме разрушил бы нуж­ную последовательность и каждая пауза приводила бы к разруше­нию замысла. В замысел вторгались бы случайные моменты, пред­восхищаемые пишущим, или учащийся внезапно начинал бы за­писывать элементы, переместившиеся из конца слова или фразы, или же он повторял бы по нескольку раз уже написанное им сло­во, слог или букву. Так действительно бывает в состоянии рассе­янности, когда возможность четко формулировать мысль и следо­вать за нужной последовательностью слов исчезает.

Все это говорит о том, что замысел, подлежащий превраще­нию в развернутую фразу, необходимо не только удерживать, но с помощью внутренней речи в дальнейшем превращать в развер­нутую структуру фразы, части которой должны сохранять свой порядок. Это означает также, что сохранение задуманной схемы той фразы или того слова, которое должно быть записано, обяза­тельно должно тормозить все посторонние тенденции — как забегание вперед и преждевременное написание другого слова или звука, так и повторение уже написанного слова или звука, его персеверацию.

Первым этапом самого процесса письма является анализ звукового состава того слова, которое подлежит написанию. Этот этап включает несколько специальных операций. Из звукового по­тока, воспринимаемого и мысленно представляемого пишущим под диктовку человеком, должна быть выделена серия звучаний — сначала тех, с которых начинается нужное слово, а затем и по­следующих. Эта задача1 далеко не всегда проста. Только в таких словах, которые состоят из ряда открытых слогов, произносимых достаточно раздельно (как, например: Ма-ша или до-ро-га), последовательное выделение звуков протекает сравнительно лег­ко. В словах, включающих закрытые слоги, и еще в большей сте­пени в словах, в состав которых входит стечение согласных, ряд безударных гласных, это выделение нужной последовательности звуков становится более трудной задачей. Она еще более усложня­ется в тех случаях, когда ребенок пытается повторить нужное сло­во несколько раз подряд, не расчленяя его на отдельные слоги, но схватывая его как целое, «глобально». Тогда — как это нередко случается — безударные гласные могут выпадать, сильно звучащий слог перемещаться в начало и слабо звучащие слоги вообще про­пускаются. Иногда слоги переставляются, и в письме ребенка, естественно, возникают те дефекты, которые проявлялись в уст­ной речи на первых этапах ее развития и которые в психологии известны под именем антиципации (предвосхищений), например «онко» или «коно» вместо «окно»; элизий (пропусков, упущений), например «маковь» вместо «морковь», «моко» вместо «молоко»; пер­севераций (застреваний, повторений отдельных звуков); контами­нации (сплавов двух сложных слогов в один, который включает в свой состав элементы каждого из этих слогов) и перестановок.

Выделение последовательности звуков, составляющих слово, яв­ляется первой операцией в расчленении речевого потока, иначе говоря, в превращении его в серию членораздельных звуков. Вто­рой операцией, тесно связанной с предыдущей, является уточне­ние звуков, превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки — в фонемы2. Эта задача далеко не так проста, как это можно было бы думать.

Только в тех случаях, когда слово состоит из отчетливо и не­двусмысленно звучащих элементов (как это, например, имеет место в словах Ма-ша или ша-ры), становление звуков происходит без труда. Значительно большую сложность представляют те случаи, когда согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог и когда, например, в совершенно различно звучащих вариантах со­гласного [т] в слогах то, та, те, ти нужно, отвлекаясь от этих слышимых вариантов, воспринимать одну и ту же фонему <т>. Близкие к этому трудности возникают и в тех случаях, когда из­менение только одного признака (например, звонкости) превра­щает один звук в совершенно другой (например, [д] в [т], [з] в [с]) и когда, следовательно, ребенок должен различить нужную фонему, отделив ее от близкой по звучанию..

Всем этим ребенок овладевает, однако, легко, и лишь иногда такие ошибки, как типлята вместо «цыплята», говорят о тех ос­таточных трудностях, которые встречаются в этой задаче.

Гораздо большие трудности связаны с задачей дифференциро­вать стечения согласных и различить отдельные элементы, входя­щие в сложные звуковые комплексы. Педагоги хорошо знают, что эта задача требует особой работы, и учащийся, проучившийся несколько месяцев, нередко продолжает лишь с очень большим трудом выделять отдельные звуки из таких сочетаний, как ксн (из «Шексна»), спр (из «справлять»), лнц (из «солнца») и т.п.

Во всяком случае эта работа по звуковому анализу и уточнению звуков является второй существенной операцией процесса пись­ма, потому что только фонемы, абстрагированные от случайных звучаний и выделенные из общего комплекса звуков, составляю­щих слово, могут стать предметом дальнейшей записи.

Анализ и сохранение последовательности звучаний, выделе­ние и превращение звуковых вариантов в четкие фонемы являют­ся первым необходимым этапом для осуществления сложного про­цесса письма.

На начальной ступени развития навыка письма указанные про­цессы протекают полностью осознанно, позднее они почти пере­стают осознаваться и осуществляются автоматизированно.

За звуковым анализом, необходимым в процессе письма, все­гда следует второй этап: выделенные фонемы или их комплек­сы должны быть переведены в зрительную графическую схему. Каж­дая фонема должна быть переведена в соответствующую букву, которая и должна быть в дальнейшем написана. Если предва­рительный звуковой анализ был проведен достаточно четко, то перешифровка звуков речи в буквы (или, как говорят лингви­сты, — фонем в графемы) не вызывает особых трудностей. Обуче­ние письму показывает, что и это звено навыка усваивается лег­ко, и лишь в редких случаях учителю приходится посвящать ему специальную работу. Только смешивание начертания редко встре­чающихся букв и еще один дефект, известный в литературе под именем «зеркального письма», указывают, что удержание в памя­ти нужной графемы не всегда является простым и что психология всегда должна учитывать возможные затруднения как в запомина­нии нужной буквы, так и в ее графическом начертании.

Опытные учителя знают, что дети первых классов нередко при письме путают ЕпЗ или б и д, пишут ш как т или и как п, затрудня­ясь в различении этих букв, сходных по форме и отличающихся только различным пространственным расположением элементов. Иногда у некоторых детей (чаще всего у левшей) такие затрудне­ния принимают более резкие формы: ребенок не сразу может вы­делить ту сторону, с которой нужно начинать писать, путая пись­мо слева направо с записью в обратном направлении и иногда записывая зеркально целые слоги.

Как правило, эти затруднения легко преодолеваются и не со­ставляют существенных препятствий в обучении грамоте. Затрудне­ния в сохранении нужного порядка букв и пропуски букв, которые гораздо чаще встречаются у детей, начинающих обучаться письму, возникают не из-за трудностей в удержании нужных начертаний букв, а из-за трудности сохранения звуковой последовательности элементов слова, подлежащих записи. Третьим и последним этапом в процессе письма является превращение подлежащих написанию оптических знаков букв — в нужные графические начертания. Исследования, проведенные Е.В.Гурьяновым, по­зволяют видеть, что этот последний этап, входящий в состав письма, не остается неизменным и что именно он отчетливо от­ражает то неодинаковое строение, которое характеризует письмо на различных стадиях овладения языком.

Если, как мы видели ранее, на первых шагах развития навыка движение, нужное для написания каждой буквы (а еще ранее — каждого элемента буквы), является предметом специально осо­знанного действия, то в последующем эти отдельные элементы объединяются, и человек, хорошо владеющий письмом, начина­ет записывать объединенным знаком целые комплексы привыч­ных звучаний. Та плавность, которая характеризует всякое разви­тое письмо и за которой легко увидеть объединение отдельных привычных звуковых сочетаний, убедительно показывает, что процесс развитого письма приобрел сложный автоматизирован­ный характер и что написание целых звуковых комплексов стало постепенно автоматизированной подсобной операцией.

Все изложенное утверждает, что процесс письма меньше все­го является тем простым «идеомоторным» актом, каким его не­редко пытались представить, и что в его состав входят очень многие психические процессы, лежащие как вне зрительной сферы (связанной с представлением букв), так и вне двигатель­ной сферы, играющей роль в непосредственном осуществлении письма.

Как мы уже видели, психологическое содержание процесса письма достаточно хорошо известно психологии, но еще нельзя сказать, что столь же хорошо известна та роль, которую играет каждый из указанных психологических компонентов письма, и те способы, с помощью которых учащемуся удается с наиболь­шим успехом выполнить все условия, обеспечивающие правиль­ное письмо. Оба эти вопроса очень существенны.

С одной стороны, именно в силу того, что на различных этапах развития навыка процесс письма строится неодинаково, каждое из указанных звеньев играет неодинаковую роль и осуществляется с помощью различных психофизиологических механизмов. Выяс­нение этих механизмов и их роли в процессе письма представля­ет, следовательно, специальную задачу.

С другой стороны, и те способы, с помощью которых происхо­дит наиболее успешное выделение звуков из речевого потока, превращение их в четкие фонемы, сохранение нужного порядка букв и т.д., еще далеко не ясны. Следовательно, и те психофизи­ологические механизмы, с помощью которых обеспечивается ре­ализация отдельных сторон процесса письма, нуждаются еще в тщательном исследовании.

Остается один существенный вопрос: какими же путями можно получить ответ на только что поставленный вопрос?

Эта задача лишь в очень ограниченной степени может быть разрешена с помощью субъективного психологического анализа: неодинаковая осознанность отдельных звеньев письма в сильной степени затрудняет такую возможность, и иногда даже опытный наблюдатель не в состоянии сказать, какое именно место занима­ет каждый из упомянутых выше процессов и с помощью каких приемов он достигает нужного результата.

Естественно, что при исследовании письма детей этот путь анализа остается вовсе закрытым. Нужны иные, специальные пути исследования.

Первым из возможных путей является анализ усвоения письма на различных этапах и при различных способах обучения и срав­нение того, как протекает процесс письма в различных условиях. Для этой цели в одних случаях уделяется достаточно времени осо­знанию звуков, включая все подсобные приемы (проговаривание подлежащего написанию слова, слуховой анализ предлагаемых слов и т.д.), в других эти приемы исключаются и включаются другие (оптические и кинестетические) факторы письма. Прослежива­ние результатов, получаемых с помощью каждого из этих мето­дов, и трудностей, возникающих у ребенка при обучения его раз­личными путями, может дать, бесспорно, богатый материал для анализа тех или иных сторон психических процессов в создании навыка письма.

Несмотря на все преимущества такого пути, он вряд ли явля­ется единственным и достаточным. Отдельные стороны психиче­ских процессов настолько слиты в нормальном процессе письма, что выделение их в условиях педагогического эксперимента не всегда оказывается возможным.

Возникает необходимость искать такие методы, с помощью которых отдельные звенья процессов письма могли бы быть выде­лены и их роль могла бы быть изолированно изучена. Одним из таких методов является анализ письма у больных с поражениями ограниченных участков коры головного мозга.

Этот путь, ставший возможным лишь в последнее время, бла­годаря успехам неврологии и нейрохирургии, требует специаль­ного пояснения.

Современная наука о мозге и его деятельности установила, что каждая область головного мозга имеет свое строение и ее работа связана со специальными функциями1. Левое полушарие головно­го мозга у каждого человека является ведущим; заложенные в нем аппараты связаны с правой рукой, обеспечивают нормальное про­текание речи и мыслительных процессов. Правое полушарие но­сит подчиненный характер и не имеет прямого отношения к регу­ляции речи. У левшей дело обстоит иначе, у них, наоборот, — правое полушарие является ведущим, а левое подчиненным.

Различные участки мозговой коры имеют также неодинаковую функцию. Затылочная область мозга представляет собой, как по­казали анатомические и клинические исследования, центральный аппарат зрения; в одних участках этой области заканчиваются во­локна, которые несут зрительные раздражения, таким образом, они являются как бы центральной приемной станцией зрения. Дру­гие участки перерабатывают эти зрительные впечатления и явля­ются, по И.П.Павлову, аппаратом зрительного анализа и синтеза.

Височная область левого полушария является таким же цент­ральным аппаратом слуховых ощущений и слухового анализа.

Теменная область является корковым аппаратом, анализирую­щим ощущения, идущие от поверхности кожи и мышц (и, следо­вательно, позволяющим оценить положение тела), имеет серьез­ное значение для обеспечения тонких и четких движений, так как такие движения могут быть найдены только в тех случаях, когда они идут под контролем постоянно поступающих с периферии сигналов о положении органов тела в пространстве.

Наконец, передние разделы коры головного мозга связаны с организацией протекания движений во времени, с выработкой и сохранением двигательных навыков и с организацией сложных целенаправленных действий.

Совместная работа всех этих областей мозговой коры необхо­дима для нормального осуществления каждого сложного психо­логического процесса, в том числе речи, письма и чтения.

Однако если тот или иной участок мозговой коры, входящий в эту сложную систему мозговых центров, почему-либо недоразви­вается или разрушается, то или иное условие, непосредственно связанное с нормальной работой данного участка, выпадает, тог­да и соответствующий психофизиологический процесс также нару­шается. Совершенно понятно, что нарушение психофизиологи­ческого процесса будет тем больше, чем большую роль данное частное условие играет для его нормальной работы.

Случаи ограниченных поражений отдельных участков коры го­ловного мозга позволяют, таким образом, уточнить, какое место занимает каждое из условий (или каждая из предпосылок) для построения сложной функциональной системы.

Все это полностью относится к изучению процессов письма. Если проследить, в какой мере и как именно нарушается про­цесс письма в тех случаях, когда ограниченно поражен участок мозговой коры, связанный со зрительным или слуховым анали­зом, с дифференциацией и сохранением тонких речевых движе­ний, с образованием двигательных навыков, мы сможем точнее узнать, какую роль играет данная частная предпосылка в осуще­ствлении письма. Исследование мозговых поражений станет для нас одним из методов анализа психологического строения пись­ма и его отдельных предпосылок.

Мы воспользуемся этим, не совсем обычным, психофизиоло­гическим методом и постараемся показать, что именно он может дать нам для лучшего понимания психологических закономерно­стей процесса письма.

МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПИСЬМА

Что же представляют собой те мозговые механизмы, которые лежат в основе письма?

В неврологии, так же как и в педагогической психологии кон­ца прошлого века, вопрос о мозговой организации процесса письма решался очень просто. Исследователи того времени, еще упро­щенно представлявшие себе психологию процесса письма и на­ивно подходившие к вопросу о локализации сложных психиче­ских функций в коре головного мозга, решали этот вопрос следу­ющим образом. Они считали, что наряду с центрами зрительных функций, центрами для слуховой и моторной речи возможно го­ворить и о специальном «центре письма», который они распола­гали в средней части двигательной (или точнее — лежащей перед ней, премоторной) области левого полушария, вблизи той зоны, которую занимает проекция мышц руки. Исследователи исходили из очень упрощенного представления о письме как о чисто двига­тельном процессе, легко опирающемся на узкоограниченные участки мозговой коры. Вряд ли нужно говорить о том, что такой упрощенный взгляд нельзя считать приемлемым. Процесс письма настолько сложен, включает в себя столько разнообразных ком­понентов, что с самого начала заставляет предполагать, что «ло­кализовать» его в строго ограниченном участке мозговой коры нельзя и что выполнение этого сложного процесса обеспечивает­ся сложными же функциональными системами взаимно связан­ных мозговых зон, иначе говоря — совместной работой ряда уча­стков мозговой коры, каждый из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или другое условие, необходимое для осуществления процесса письма.

Факты, полученные за последние 10—15 лет, полностью под­тверждают это положение.

Как показали наблюдения над очень большим материалом опу­холей, кровоизлияний и ранений головного мозга, поражение почти каждого из участков мозговой коры левого полушария, за­хватывающих височную, затылочную, нижнетеменную и нижнелоб­ную области левого полушария, может вызвать нарушение процессов письма и практически вызывает такое нарушение в очень боль­шом проценте случаев. Этот факт говорит о том, что каждая из только что упомянутых областей входит в состав той функцио­нальной системы мозговой коры, которая обеспечивает осуще­ствление процесса письма, и что сохранность каждого из этих участков необходима для успешного протекания этого процесса, так как каждый участок имеет в общей организации мозговой дея­тельности свои особые, непосредственно принадлежащие ему функции.

Можно с полным основанием полагать, например, что разру­шение височных разделов коры левого полушария вызовет распад письма именно в силу того, что оно устраняет возможность раз­личения и сохранения членораздельных звуков, из которых со­стоит речь. У больного, лишившегося здоровой коры левой височ­ной области, распадается тот слуховой материал, который дол­жен быть обозначен соответствующими буквами. Можно также предполагать, что при поражении затылочно-теменных систем коры, при котором слуховой анализ (как показали наблюдения) остается полностью сохранным, письмо страдает в результате того, что другие необходимые для него предпосылки оказываются на­рушенными, так как в этих случаях сильно страдают зрительные, пространственные компоненты организации письма.

Аналогичное предположение можно сделать и в отношении участия в письме остальных указанных выше зон мозговой коры.

Если наши предположения правильны, то на место упрощен­ного представления о «центрах письма» должно встать другое, гораздо более сложное понимание мозговых механизмов этого процесса.

Исследуя участие отдельных зон мозговой коры в процессе письма, мы будем выяснять ту роль, которую в этом процессе играет каждый участок мозговой коры, и анализировать, какое место занимает в сложном акте письма та психофизиологическая функция, которая непосредственно связана с работой данного участка. Мозговая патология превратится в наших руках в способ анализа психологического содержания процессов письма и в изу­чение того места, которое в нем занимают те или другие психоло­гические предпосылки.

Мы попытаемся найти этот путь, последовательно проследив ту роль, которую играют в осуществлении акта письма височные (слуховые), зад не центральные (кинестетические), затылочно-теменные (оптико-пространственные) и премоторные (динамиче­ские) разделы мозговой коры.

РОЛЬ СЛУХОВОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ ПИСЬМА

Остановимся сначала на той роли, которую играет в осуще­ствлении письма слуховой анализ, являющийся непосредствен­ной функцией височной области коры головного мозга.

Как известно из многочисленных исследований морфологов, физиологов и клиницистов, наружная поверхность височной об­ласти левого полушария включает в себя те «вторичные» зоны коры головного мозга, разрушение которых неизбежно приводит к распаду возможности звукового анализа и синтеза.

Животное с разрушенной корой височной области, как пока­зали сотрудники академика И.П.Павлова, продолжает воспри­нимать отдельные звуки и шумы, но оказывается не в состоянии различать их сложное сочетание, и у такого животного бывает невозможно воспитать соответствующие дифференцированные ус­ловные рефлексы.

У человека вторичные разделы коры левой височной области несут еще более сложную функцию. Анатомические и физиологи­ческие исследования достаточно точно установили, что кора ви­сочной доли человека распадается, по крайней мере, на два рода участков. В одних участках оканчиваются волокна слухового пути, связывающего мозговую кору с периферическим органом слуха; эти участки называются первичной слуховой корой, и двусто­роннее разрушение этих участков может вызвать центральную глухоту. В других участках, расположенных на наружной поверхно­сти височной доли, волокна слухового пути не кончаются, эти участки включают в свой состав большое число сложных «ассоци­ативных» клеток, координирующих работу всей слуховой области в целом; таким образом, они являются вторичным, координирую­щим, центром слуха. Часть этих зон (расположенная в задних отделах верхней височной извилины левого полушария) имеет прямое отношение к тому, чтобы обеспечить восприятие звуков речи и возможность их анализа.

Как показали наши исследования11 больной с поражением ле­вой височной области (особенно ее задних и верхних отделов) продолжает достаточно хорошо слышать отдельные тоны, но ока­зывается совершенно не в состоянии членораздельно воспринять фонетически близкие звуки речи, выделив из них ведущие смыслоразличительные признаки. Для такого больного близкие по зву­чанию [б] и [п], [д] и [т], [з] и [с] воспринимаются не как со­вершенно различные звуки, а как нюансы одного и того же не­дифференцированного звучания. В более тяжелых случаях такой больной вообще оказывается не в состоянии выделить из звуково­го потока составляющие его отдельные звуки, проанализировать стечение согласных, отличить один звук от другого. Четкие и константные звуки речи превращаются для него в плохо различи­мые шумы; они плохо дифференцируются, так же плохо сохраня­ются, и поэтому совершенно естественно, что больной с пораже­нием этой области уже очень скоро оказывается не в состоянии воспринимать обращенную к нему речь. Результатом нарушения четкой дифференциации речевых звуков является то, что боль­ной, для которого звучание слов теряет свою четкость и члено­раздельность, перестает хорошо узнавать смысл этих слов, начи­нает путать близко звучащие слова. Наступает то явление, которое давно известно в клинике под названием «сенсорной афазии».

Существенным является тот факт, что музыкальный слух мо­жет оставаться при этом сохранным, и больной, плохо различаю­щий звуки речи, продолжает различать мелодии и интонации об­ращенных к нему фраз.

Все эти нарушения выступают только при поражении левой височной области (или соответствующих отделов правой височ­ной области у левшей) и не сопровождаются никакими наруше­ниями в зрительных процессах, в пространственной ориентации, в кинестетической или динамической организации движения. На рис. 2 приводится схема локализации поражений при нарушении фонематического слуха, выведенная из наблюдений, охватываю­щих несколько сотен случаев ранений головного мозга. Как видно из этой схемы, только ранения задних отделов левой височной об­ласти и прилегающих к ней участков коры сопровождаются распа­дом фонематического слуха и, следовательно, обеспечение возмож­ности сложного речевого слуха с полным основанием должно счи­таться непосредственной функцией левой височной доли мозга.

Если прямым результатом поражения левой височной области является распад фонематического слуха, то совершенно понятно, что этот распад не может оставаться без­различным для процессов письма. В той мере, в какой письмо даже при высоком развитии этого навыка продолжает нуж­даться в слуховом анализе и не становит­ся еще простой серией привычных двига­тельных актов, оно с необходимостью должно пострадать, если фонематический слух больного окажется нарушенным.



Рис. 2. Частота наруше­ний фонематического слуха при различных по локализации ранениях головного мозга

Особенно резко выступают грубые на­рушения в тех случаях, когда только что описанные дефекты акустического анали­за и синтеза появляются в раннем детстве (как, например, бывает при родовых трав­мах, воспалительных заболеваниях мозга или же при случаях частичного недораз­вития мозга). В этих случаях ребенок вооб­ще не может дифференцировать звуки речи, а поэтому оказывается не в состоя­нии овладеть ее четкой членораздельно­стью; у него появляется резкая недоста­точность речи, известная под названием «слухо-немоты», или «сен­сорной алалии». Речь у такого ребенка можно развить только в результате специальной и длительной коррекционно-педагогиче­ской работы, без этого обучения речь вообще в таких случаях не развивается. В менее тяжелых случаях частичного поражения или недоразвития этой области речь ребенка развивается, но он еще долго продолжает страдать дефектом сложного речевого слуха, и поэтому его речь долго остается косноязычной1.

Совершенно естественно, что такое недоразвитие дифферен­цированного слуха и речи ребенка неизбежно вызывает резкие затруднения при обучении письму. Не будучи в состоянии выде­лить и четко различить нужные звуки, ребенок лишается одной из важнейших предпосылок, нужных для нормального письма, и обучить его письму обычными методами и с обычной легкостью оказывается невозможным.

Р.М. Боскис и Р.Е.Левина в Институте дефектологии Акаде­мии педагогических наук тщательно изучили такие случаи и опи­сали их в специальном исследовании2.

Не будучи в состоянии четко услышать диктуемый звук или выделить нужную серию звуков, такой ребенок вначале вообще отказывается обозначать слышимое определенным комплексом букв или записывает его совершенно случайным набором букв. Даже после длительного специального обучения запись диктуе­мого слова остается для такого ребенка очень трудной; он пишет слова так же дефектно, как он их слышит, и поэтому часто за­писывает только несколько наиболее отчетливо воспринимае­мых букв из диктуемого слова, смешивает близко звучащие фо­немы, пропускает или переставляет буквы, так что слово часто делается неузнаваемым. Соответственно этим дефектам слухово­го анализа звуков и чтение этих детей также оказывается глубоко нарушенным.

На рис. 3 мы приводим несколько образцов такого дефектного письма, взятых нами из исследований Р.Е.Левиной. Все эти не­достатки связаны не с общей умственной отсталостью ребенка (вне задач, относящихся к звуковому анализу, эти дети остают­ся достаточно развитыми и сообразительными) и полностью объясняются дефектом слухового анализа звуков речи; когда же с помощью специальных коррекционно-педагогических приемов удается компенсировать эти дефекты слухового анализа, письмо детей выправляется.

Как мы увидим ниже, многие дефекты в письме и чтении, которые иногда можно наблюдать в массовой школе, связаны именно с нарушением этого акустического анализа.

Возникает, однако, вопрос: участвует ли слуховой анализ в процессе письма только на начальных этапах развития этого на­выка, когда ребенок активно вслушивается в каждое диктуемое слово и сознательно анализирует его звуковой состав, или же уча­стие слухового анализа необходимо даже и на тех ступенях разви­тия навыка, когда письмо уже достаточно автоматизировано и когда, казалось бы, оно исчерпывается очень привычными дви­жениями руки, записывающими нужное слово?

Решить этот вопрос обычными методами самонаблюдения очень трудно. Правда, внимательное наблюдение над собой показывает, что когда мы письменно излагаем какую-нибудь мысль, мы внут­ренне слышим записываемые слова, иногда внутренне прогова­риваем их. Однако этим еще не доказывается участие слухового аппарата в молчаливом письме и тем более не устанавливается та роль, которую эти «внутренние слуховые представления» играют в процессе письма.





Рис. 3 (а и б). Нарушение письма у детей с недоразвитием слухового анализа слов (по Р. Е. Левиной)

Для решения этого вопроса нам приходит на помощь мозговая патология.

Если человек, получивший ранение левой височной области, разрушившее корковый аппарат слухового анализа, полностью сохранит сложившиеся ранее навыки письма, значит, они могут протекать без участия сложного «внутреннего слуха». Если же это ранение повлечет за собой не только нарушение сложного фонема­тического слуха, но и вызовет распад навыка письма, значит, любые, даже очень автоматизированные формы письма не могут протекать без участия слухового анализа, и он продолжает играть большую роль даже в тех случаях, когда самонаблюдение не мо­жет обнаружить его с достаточной отчетливостью. Наконец, если нарушение слухового анализа поведет к распаду одних форм пись­ма, в то время как другие сохраняются, мы можем тогда устано­вить, какие именно виды письма зависят от сохранности слож­ных слуховых представлений и какие протекают без участия слу­хового анализа.

Эту работу мы и проделали во время Великой Отечественной войны в нашей лаборатории, подвергнув изучению большое ко­личество раненых в левую височную область. Специальную анало­гичную работу проделала в нашей лаборатории и Э. С. Бейн1.



Рис. 4. Схема локализации по­ражений левой височной об­ласти, сопровождающихся на­рушением слухового анализа соответствующими дефектами письма

Эти наблюдения показали, что поражение левой височной области у взрослого человека ведет не толь­ко к нарушению сложного диффе­ренцированного слуха, но неизбеж­но приводит к распаду процессов письма. Больной с таким поражени­ем, как правило, не только переста­ет четко различать звуки речи, не только начинает плохо узнавать до­водящие до него слова, но он обыч­но теряет способность сохранять зву­ковой образ слова, не может точно указать, из каких звуков оно состо­ит, не может осознать последова­тельность звуков в слове и поэтому оказывается не в состоянии писать.

Это можно наблюдать даже в тех случаях, когда до ранения моз­га навыки письма больного стояли на очень высоком уровне раз­вития. Оказалось, что у этих больных только очень небольшое число специальных привычных актов письма, как, например, привычная подпись или написание некоторых привычных слов, остались сохранными и, следовательно, могли протекать без уча­стия слухового анализа, осуществляясь как простая двигатель­ная или оптико-моторная «идеограмма». Лишь в редких случаях больному с поражением систем левой височной области удается быстро написать то или другое слово, опираясь на привычные кинестетические навыки. Это, однако, является лишь исключе­нием, обычно процесс письма у такого больного оказывается глубоко нарушенным.

Наблюдая очень большой материал, мы ни в одном случае по­ражения задне-верхних отделов левой височной области не встре­тили сохранности письма. Как правило, затруднение в письме оказывалось одним из первых симптомов, которые появлялись при опухолях, нарушавших нормальную функцию этой области. Такие же нарушения письма встречались во всех тех случаях, когда огне­стрельное ранение разрушало эти области мозговой коры и ос­тавалось в этих случаях наиболее стойким дефектом. Чем же ха­рактеризуется нарушение письма при поражениях левой височ­ной области, схему которых мы даем на рис. 4?

Как правило, больные с поражением акустико-гностических систем височной области могут достаточно хорошо списывать слож­ный текст и иногда писать несколько очень привычных слов (на­пример, свою подпись); эти процессы, очевидно, не требуют аку­стического анализа. Однако стоит нам только перейти к самой простой диктовке или к самостоятельной записи, как окажется,

что процесс письма у этих больных радикально нарушен. Такой больной часто не может записать даже самые простые диктуемые ему звуки. Обычно он безуспешно пытается установить, какой звук ему диктуется, ищет опоры, которые позволили бы ему диффе­ренцировать нужный звук, и после длительных поисков наконец отказывается от выполнения этой задачи или дает совершенно неверную запись букв. Иногда эти буквы оказываются случайны­ми; иногда больной записывает их с типичными ошибками, ука­зывающими на то, что он не может различить близких (так назы­ваемых «коррелирующих») фонем, которые отличаются только одним признаком (например, звонкостью, мягкостью). В этих слу­чаях больной записывает с как з, б как п, явно оказываясь не в состоянии точно установить правильное звучание.

Еще большие трудности выступают в тех случаях, когда такому больному предлагается записать целое слово. Отдельные звуки, входящие в состав слова, воспринимаются больным настолько нечетко, что он бывает не в состоянии расчленить этот диффуз­ный звуковой комплекс, выделить из него звуки и схватить их последовательность.

Остановимся несколько подробнее на том, как именно нару­шается процесс письма при поражении височной области и де­фектах звукового анализа.

Как мы уже говорили, больные с такими нарушениями не проявляют никаких трудностей в привычных актах письма. Так, например, они без труда подписывают свою фамилию; оче­видно, акт подписи не требует никакого звукового анализа и действительно протекает как «моторная идеограмма». Они также легко могут писать цифры или обозначать цифрами количество воспринятых элементов. И этот акт, очевидно, идет без участия слуховых представлений. Наконец, что особенно интересно, они без труда могут списывать текст, иногда создавая этим лож­ное впечатление, что письмо у них достаточно сохранно1. На рис. 5 мы приводим пример того, как больной с грубым нарушением ре­чевого слуха и с полной неспособностью писать под диктовку — мог хорошо списывать длинные стихотворения, сохраняя свой пре­жний почерк и (что очень существенно) делая иногда зрительные ошибки (например, списывая слово «песни» как посни, «любви» как любови) или пропуская отдельные буквы (например, списы­вая на фроте вместо «на фронте») и т.п. С такой же легкостью этот больной ставит свою подпись и пишет близкое и привычное для него слово. Однако стоит только предложить этому больному на­писать под диктовку отдельные буквы, слоги или слова, как онлевой височной доли и распаде звукового анализа слов оказывается совершенно несостоятельным: путает аи о или сиз, вообще не может схватить некоторых звуков, беспомощно пыта­ется нащупать звуковой состав слога или слова и в результате — записывает какие-то случайные звуковые осколки. Этот пример наглядно показывает, как велика психологическая разница воз­можных форм письма: если списывание и привычная подпись могут осуществляться без заметного участия слухового анализа, то письмо под диктовку и (как мы увидим ниже) свободное письмо по соб­ственному замыслу не могут обходиться без звукового анализа, и даже на высоких ступенях развития навыка продолжают требовать дифференцированных слуховых процессов.

Аналогичный пример дан на рис. 6. Больной Аф., с семикласс­ным образованием, продолжает без труда списывать слова с зри­тельного образца, легко подписывает свою фамилию, но совер­шенно не может написать под диктовку ни одной буквы и ни одного слова. Интересно, что если мы предложим этому же боль­ному списать зрительно предъявленное слово, но быстро убираем образец, — процесс письма как бы расщепляется: больной удер­живает зрительные следы только от первой части слова, вторую же начинает пытаться писать «по памяти». В этом письме «по па­мяти», как показывает опыт, принимает непосредственное уча­стие звуковой анализ, и поэтому конец каждого записываемого «по памяти» слова распадается, и больной начинает нащупывать его звуковой состав точно так же, как он нащупывает звуковой состав продиктованного ему слова. Анализ больных с поражением левой височной области и рас­падом звукового анализа показывает, что разные по содержанию слова пишутся с участием неодинаковых психофизиологических процессов. Так, если определенный звуковой комплекс один раз входит в состав привычного слова (например, своей фамилии), он пишется по оптическому или двигательному шаблону, минуя звуковой анализ. Однако если тот же самый звуковой комплекс входит в состав другого, менее привычного слова, — написание его начинает требовать звукового анализа и у наших больных ста­новится невозможным.





Рис. 5 (а и 6). Сохранность списывания и привычного письма и наруше­ние письма под диктовку при поражении



Рис. 6. Сохранность списывания и привычного письма и нарушение письма под диктовку при поражении левой височной доли и распаде звукового анализа слов

На рис. 7 мы приводим один такой пример. Больному Лев. (вра­чу) с поражением левой височной области мы предлагаем напи­сать под диктовку ряд букв. Он отказывается это сделать, заявляя, что не чувствует буквы. Когда ему приходится писать свою фами­лию, — он легко делает это, правда, записывая ее в той форме, в которой она фигурирует на адресованных ему письмах. Однако если тот же самый звуковой комплекс («Лев») входит не в со­став его собственной фамилии, а образует другое самостоятель­ное слово («лев»), — он оказывается не в состоянии написать его и пишет какую-то непонятную комбинацию букв, очевидно, не находя нужного звукового образа. Из сказанного понятно, что в каждом подлинном акте письма участвуют не толь­ко зрительные компоненты, но и слуховой анализ и
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Очерки психофизиологии письма iconСодержание предисловие к настоящему изданию. Т. В. Ахутина очерки психофизиологии письма
Настал торжест­венный миг. Наша цель, как я полагаю, известна всем нам. Но уважаемому мистеру Бэггинсу, а мо­жет быть, и кому-нибудь...
Очерки психофизиологии письма iconПсихологический факультет кафедра клинической психологии и психофизиологии

Очерки психофизиологии письма iconМах Э. М36 Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования / Э. Мах
М36 Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования / Э. Мах. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003. — 456 с: ил
Очерки психофизиологии письма iconУрок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр
Цель урока: возрождать традиции эпистолярного жанра, учить детей видеть и понимать ценности родного языка, рассказать об истории...
Очерки психофизиологии письма iconСтудентов в круг
Основной целью освоения дисциплины является овладение основами знаний по психофизиологии
Очерки психофизиологии письма icon19. 00. 02. – «психофизиология»
...
Очерки психофизиологии письма iconПсихология управления
...
Очерки психофизиологии письма iconЯ к вам пишу…'' (Эпистолярный жанр) Цели
Е. Богат "Что движет солнце и светила", "Письма женщин к Пушкину", "Хороший тон", "Язык письма" и др
Очерки психофизиологии письма iconДепартамент образования, науки и молодежной политики Воронежской...
«Лучший урок письма». Основной целью конкурса является возрождение российских традиций эпистолярного жанра и концентрация внимания...
Очерки психофизиологии письма iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Доклад или реферат по теме «Психофизиологические основы формирования каллиграфического письма у младших школьников письма»
Очерки психофизиологии письма iconКонспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Очерки психофизиологии письма iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные понятия клинической психологии. Аспекты комплексного методического подхода в психофизиологии
Очерки психофизиологии письма iconЭэг-корреляты вербальных операций: психогенетический подход
Работа выполнена на кафедре психофизиологии и клинической психологии факультета психологии Южного федерального университета
Очерки психофизиологии письма iconDe esclarecida memoria mi señor e padre, cuya anima Dios aya, fizo
Компоненты ситуации, каузирующей написание делового письма, вербально проецируются на определенные структурные блоки письма и описываются...
Очерки психофизиологии письма iconТема урока: Письмо другу.
Формировать и развивать навык грамотной письменной речи, умение выделяь смысловые частей письма; познакомить с разными видами письма,...
Очерки психофизиологии письма iconПсихофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих...
Работа выполнена на кафедре психофизиологии и клинической психологии факультета психологии Южного федерального университета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск