Г. Р. Шагивалеева, В. Р. Бильданова Елабужский госпед университет





Скачать 72.59 Kb.
НазваниеГ. Р. Шагивалеева, В. Р. Бильданова Елабужский госпед университет
Дата публикации23.06.2013
Размер72.59 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Г.Р. Шагивалеева, В.Р. Бильданова

Елабужский госпед. университет

САМОРЕГУЛЯЦИЯ И МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Гуманизация и демократизация социальных процессов, происходящих в обществе и школе, заставляет прежде всего обращаться к внутренним процессам и возможностям, личностному потенциалу учителя. Проблема личностного саморазвития и профессиональной самореализации учителя является ключевой в повышении уровня его профессиональной культуры.

Успех педагогической деятельности, состояние общей удовлетворенности своей личностью и профессиональными достижениями также во многом зависит от умения самого учителя регулировать свое профессиональное поведение, свою профессиональную деятельность и личностные особенности.

Таким образом, успех педагогической деятельности зависит от сформированности личностно-педагогической саморегуляции учителя [5]. Личностно-педагогическая саморегуляция рассматривается в контексте теории педагогической культуры, как один из ее базовых компонентов наряду с другими компонентами: 1) гуманистическая педагогическая позиция учителя; 2) психолого-педагогическая компетентность; 3) образованность в сфере преподаваемого предмета; 4) опыт творческой педагогической деятельности.

Саморегуляция деятельности и саморегуляция личности достигают наивысшей точки по эффективности формирования в период профессионального становления личности, а именно - в вузовских стенах. Студенческий возраст богат эмоциональными переживаниями, что отражается на стиле жизни. И в то же время это возраст, когда молодой человек мало задумывается о своем здоровье, убежден в неисчерпаемости своих собственных физических и психических ресурсов, ограничивает способности к релаксации, отдыху, сну. В студенческом возрасте используются различные средства, не всегда отвечающие профилактике здоровья. Студенческая среда относится к таким, в которых перегрузки выступают во всем многообразии. Именно в этот период формируется будущий профессионал, и его состояние психического здоровья непосредственно влияют на успешность учебной деятельности, стиль жизни, что имеет высокое общественное значение [5].

Знакомство с теоретическими проблемами и отработку практических навыков саморегулирования целесообразно осуществлять в учебном процессе через блок психолого-педагогических дисциплин. Так, студенты факультета иностранных языков и татарской сопоставительной филологии ЕГПУ изучают спецкурс «Психология саморегуляции деятельности педагога», целью которого является получение навыков самоконтроля и научиться произвольно использовать регуляторные механизмы при любой деятельности. На лекционных и практических занятиях студенты получают знания и практические умения, навыки применения способов и методов саморегуляции при различных ситуациях в жизни для оптимизации психических состояний, например, в период экзаменационной сессии, во время сдачи экзаменов и для восстановления физического и психического здоровья после экзаменационной сессии.

Для оптимизации психического состояния в саморегуляции существуют самые разнообразные методы – аутотренинг, медитация, физические упражнения, самомассаж, нервно-мышечная релаксация, дыхательная гимнастика, ароматерапия, арттерапия, цветотерапия и другие.

Очень хорошим способом восстановления и отдыха являются наши увлечения и любимые занятия. Помимо этого не стоит забывать о полноценном сне, соблюдении режима дня, правильном полноценном питании, личной гигиене.

Аутогенная тренировка представляет собой систему упражнений, предназначенных для саморегуляции психических и физических состояний. Аутогенную тренировку применял в 30-е годы австрийский психиатр Иоганн Генрих Шульц, который обнаружил, что глубокое мышечное расслабление (релаксация) влечёт за собой устранение эмоциональной напряжённости, улучшение функционального состоянии ЦНС и работы внутренних органов [7]. А именно, используя словесные формулы, направленные на возникновение ощущений тепла и тяжести, можно сознательно добиться снижения мышечного тонуса и затем, на этом фоне, путём самовнушения, направленно воздействовать на различные функции организма. Аутотренинг включает упражнения, направленные на управление вниманием, произвольное оперирование чувственными образами, словесные самоинструкции, волевое регулирование тонуса мышц, управление ритмикой дыхания. Система управления вниманием предполагает выработку способности концентрироваться и длительно удерживать внимание на каком – либо предмете, объекте, событии, факте. Перед тем как перейти к выполнению аутотренинга, необходимо освоить подготовительные упражнения для выработки навыков концентрации внимания, визуализации и регуляции мышечного тонуса. Аутотренинг полезен в тех видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность, в том числе в педагогической работе.

Нервно-мышечная релаксация - это система специальных упражнений для расслабления различных групп мышц. Целью этой тренировки является снятие мышечного тонуса, который напрямую связан с различными формами отрицательного эмоционального возбуждения: страх, тревожность, смущение. Уменьшив или предотвратив тонус мышц, можно снять стрессовые состояния, бессонницу, мигрени, а также можно нормализовать эмоциональный фон.

Научиться расслаблять мышцы это достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции. И самый простой способ - расслаблять мышцы лица: лба, век, глаз, щек, губ, т.е. мимические мышцы. Научившись этому, можно управлять и соответствующими эмоциями. Мы знаем, что в гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица. Поэтому, если до возникновения эмоции включается сознательный контроль, тем более эффективнее он окажется. Можно спросить себя: «Как выглядит мое лицо?», «Не сжаты ли зубы?». И если человек предварительно натренирован, знает эти приемы, словесные самоприказы, мимические мышцы начинают расслабляться и снижается психическое напряжение[7].

Визуализация всегда была одним из средств, при помощи которых многие философы стремились достигать безмятежного спокойствия. Они мысленно воссоздавали идеальную картину, приносящую им внутренний покой. Навыки в визуализации делают значительно богаче внутренний мир человека, повышают его креативность и способность к эмпатии, обостряют интуицию.

Четкое представление желаемого результата ведет к позитивному мышлению. Вы вовсе не освобождаетесь от необходимости предпринимать усилия и работать, но эти усилия тратятся на то, чтобы вести вас к цели, а не на бесполезные внутренние конфликты, которые возникают, когда вы хотите и делаете одно, а рисуете в своем воображении другое. Ежедневно мы выполняем множество различных дел, что может вызвать стрессовую ситуацию. В этом случае концентрационные упражнения на визуализацию просто незаменимы.

Элементы самовнушения сравнительно легко и довольно успешно используются студентами в период педагогической практики, когда осваивается роль учителя. Студенты, вживаясь в образ учителя, созданном в своем воображении вызывают у себя необходимые психические состояния и внешние, физические действия. Реальная практика профессионального самовоспитания многих учителей показывает, что они часто пользуются приемами самовнушения, даже не всегда это осознавая.

Медитация является классическим способом сосредоточения, благодаря которому происходит снятие психоэмоционального напряжения, умственной и физической усталости.

Дыхание - является важным резервом для стабилизации эмоционального состояния любого человека, для учителя особенно. Научившись правильно дышать и использовать свое дыхание в различных жизненных ситуациях, учитель приобретет еще один способ эмоциональной саморегуляции.

Наше психическое состояние отражается на характере дыхания, с другой стороны, изменяя характер дыхания, мы можем изменять наше настроение. Один из наиболее простых способов использования антистрессового потенциала дыхания является концентрация внимания на дыхании. При данном упражнении мысли отвлекаются от источника стресса и внимание переключается с психотравмирующей ситуации на процесс дыхания. Ароматерапия – наука и искусство влияния ароматов на психологическое и физическое состояние человека. Применяют ее как способ предотвращения переутомления, раздражительности, депрессий. Выбор аромата процесс очень личный, так как обусловлен эмоциональным опытом. Существуют рекомендации по применению ароматов в зависимости от темперамента человека, пола, знака зодиака, времени года и дня.

С утра поможет повысить работоспособность аромат цитрусовых. Снижают уровень стресса - жасмин, эвкалипт, лимон. Улучшают межличностные контакты – масла лаванды и аниса. Снимают головную боль, улучшают деятельность головного мозга – мята, мелиса. Запах розового масла помогает при релаксации. Ароматы розмарина и жасмина улучшают память и концентрируют внимание.

Массажем называют поглаживающее и растирающее воздействие на кожу, которое активизирует периферическую нервную систему, а через нее — и весь организм. Массаж улучшает не только движение крови, но также лимфы и межтканевой жидкости, что усиливает и ускоряет обмен веществ, положительно влияющий на самочувствие человека. Так, например, как свидетельствует восточная медицина, массаж больших пальцев на руках повышает работоспособность мозга. Хождение босиком и массаж ушных раковин имеют весомый профилактический результат. Регулярный самомассаж биологически активных точек позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость ангинам, бронхитам, которые считаются профессиональными заболеваниями у педагогов.

Учитель знает, что терпение, спокойствие, уверенность в себе являются важными условиями эффективности педагогических воздействий. Благодаря специально подобранным упражнениям можно развивать внимание, память, мышление и другие психические состояния. В процессе своей профессиональной деятельности, самообразования каждый учитель находит и применяет свои способы саморегуляции, которыми он может влиять на свое эмоциональное самочувствие, осуществлять контроль и регулировать внешние проявления психики.

Таким образом, знакомство будущих учителей с феноменом саморегулирования, механизмами ее реализации на личностном, поведенческом и деятельностном уровнях имеет и информационную и практическую ценность, а также способствует профилактике личностных и профессиональных деформаций в процессе личностного и профессионального становления специалистов.

Список литературы

  1. Афанасьев П.А. Школа йоги: восточные методы психофизиологического самосовершенствования. - Минск: Полымя, 2003. – 120с.

  2. Беляев Г.С. Психогигиеническая саморегуляция. – Л.: Медицина, 2004. – 96с.

  3. Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости. - М.: Знание, 2000. – 80с.

  4. Кэлдер П. Древняя практика тибетских лам. - Киев: София, 2003. – 190с.

5. Немов Р.С. Психология. Кн.1. - М.: Просвещение: Владос, 2004. – 576с.

6. Пауэлл Т. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. - СПб.: Питер, 1997. – 89с.

7. Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции. – Спб.: Изд-во «Лань», 2003. – 67с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Р. Шагивалеева, В. Р. Бильданова Елабужский госпед университет iconЕлабужский государственный педагогический университет кафедра технической...
История криминалистики: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт сост. А. Б. Ефремов. – Киров:...
Г. Р. Шагивалеева, В. Р. Бильданова Елабужский госпед университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образование: высшее, Елабужский государственный педагогический институт, филологический факультет, учитель русского языка и литературы,...
Г. Р. Шагивалеева, В. Р. Бильданова Елабужский госпед университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Елабужский институт (филиал) фгаоу впо «Казанский (Приволжский) Федеральный универстиет», Елабуга, Россия (423604, Елабуга, Казанская...
Г. Р. Шагивалеева, В. Р. Бильданова Елабужский госпед университет iconГаоу спо рт «Елабужский колледж культуры и искусств» «Утверждаю»...
Целью создания фос является установление соответствия уровня подготовки студентов требованиям Федерального государственного образовательного...
Г. Р. Шагивалеева, В. Р. Бильданова Елабужский госпед университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Никогда не думала, что большую часть своей жизни простою у школьной доски. Но так вышло, что я поступила в Елабужский педагогический...
Г. Р. Шагивалеева, В. Р. Бильданова Елабужский госпед университет iconГосударственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального...
Программа учебной дисциплины Английский язык разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Г. Р. Шагивалеева, В. Р. Бильданова Елабужский госпед университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Университет: Владимирский государственный педагогический университет (реструктуризирован в 2012 г. Владимирский государственный университет...
Г. Р. Шагивалеева, В. Р. Бильданова Елабужский госпед университет iconМосковский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Краева К. В. К вопросу о специфике экзаменационного стресса у студентов // Вестник Университета. Государственный университет управления...
Г. Р. Шагивалеева, В. Р. Бильданова Елабужский госпед университет icon«Управление проектами в туризме»
«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет)
Г. Р. Шагивалеева, В. Р. Бильданова Елабужский госпед университет iconУниверситет Опыт «языкового погружения»
Кулдкепп Ирина Анатольевна (г. Тарту, Эстония), докторант, Тартуский Университет
Г. Р. Шагивалеева, В. Р. Бильданова Елабужский госпед университет iconОтчет о реализации программы развития
Фгбоу впо «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
Г. Р. Шагивалеева, В. Р. Бильданова Елабужский госпед университет icon«Информатика и программирование» для студентов специальности
«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет)
Г. Р. Шагивалеева, В. Р. Бильданова Елабужский госпед университет iconПрограмма дисциплины «Основы территориального планирования и управления в регионах»
«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет)
Г. Р. Шагивалеева, В. Р. Бильданова Елабужский госпед университет iconOxford University Press
Доступ имеют организации дво ран, Дальневосточный государственный технический университет, Владивостокский университет экономики...
Г. Р. Шагивалеева, В. Р. Бильданова Елабужский госпед университет iconСанкт-Петербургский государственный морской технический университет...
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
Г. Р. Шагивалеева, В. Р. Бильданова Елабужский госпед университет iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск