Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Санкт-Петербург 2009 год Работа выполнена на кафедре анестезиологии и реаниматологии





НазваниеАвтореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Санкт-Петербург 2009 год Работа выполнена на кафедре анестезиологии и реаниматологии
страница1/9
Дата публикации19.09.2013
Размер0.93 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


На правах рукописи


МАЗУРОК

Вадим Альбертович
ПОСЛЕДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА ПО

АНЕСТЕЗИОЛОГИИ–РЕАНИМАТОЛОГИИ:

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ

СПЕЦИАЛИСТА

14.00.37 – анестезиология и реаниматология

19.00.04 – медицинская психология
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук

Санкт-Петербург

2009 год

Работа выполнена на кафедре анестезиологии и реаниматологии с курсом детской анестезиологии и реаниматологии ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Научные консультанты:

доктор медицинских наук профессор Лебединский Константин Михайлович

доктор медицинских наук профессор Решетова Татьяна Владимировна
Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук профессор Полушин Юрий Сергеевич

доктор медицинских наук профессор Марусанов Владимир Егорович

доктор медицинских наук профессор Кулаков Сергей Александрович
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Санкт–Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Защита состоится «_____»_______________ 2009 года в _______ ч на заседании диссертационного совета Д 208.089.02 при ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41).
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» по адресу 195196, Санкт-Петербург, Заневский пр., д.1/82.

Автореферат разослан «_____»_______________2009 г.
Ученый секретарь диссертационного совета

доктор медицинских наук доцент Г.Н. Горбунов

Общая характеристика работы

Актуальность. Процесс становления и профессионального роста анестезиолога–реаниматолога (АР) традиционно привлекает большое внимание и вызывает активные дискуссии отечественных и зарубежных специалистов [Бунятян А.А. с соавт., 2006; Ваневский В.Л., 1997; Поляков И.В. с соавт., 1996; Posner K.L., Freund P.R., 2004; Reich D.L.et al., 1999; Havidich J.E. et al., 2004; Caraccio C. et al., 2002 и мн. др.]. Достижение совершенной подготовки в сфере аналитических, проективных, коммуникативных и манипуляционных навыков невозможно без хорошо организованной и продуманной до мелочей системы обучения. По общему мнению отечественных авторов, уровень теоретической и практической подготовки АР в России не отвечает современным требованиям [Бунятян А.А. с соавт., 2006; Полушин Ю.С., 1997 и др.].

Естественный ход времени, развития специальности и, наконец, смена политического строя в России создали новые условия и потребность модернизации отработанной десятилетиями системы подготовки врачей и АР, в частности [Беляков Н.А., Щербо А.П., 2002; Беляков Н.А., Плавинский С.Л., 2006]. Необходимость модернизации последипломного образования АР обусловлена, прежде всего, тем, что, во-первых, регламентированный нормативными документами объем первичной подготовки уже не отвечает уровню развития специальности [Бунятян А.А. с соавт., 1997, 2006; Зильбер А.П., 2000; Полушин Ю.С., 1997 г.], а во-вторых, – организация системы непрерывного профессионального развития не в полной мере удовлетворяет потребностям специалистов [Вартанян Ф.Е., 2000; Вартанян Ф.Е., Алексеев В.А., 2004]. Обучение в условиях информационного взрыва, усложнения медицинского оборудования и старения профессиональной аудитории обусловливает необходимость поиска новых подходов, методов и ресурсов повышения качества подготовки, в том числе за счет улучшения эффективности восприятия информации.

Неоднократно показано, что стрессы на рабочем месте реализуются психопатологическими проявлениями [Рыбина О.В., 2005; Ловчев А.Ю., Корячкин В.А., 2006; Lee R.T. et al. 1996], а психологическая дезадаптация врача, в свою очередь, отражается на качестве его деятельности [Федоровский Н.М., Григорьева О.М., 2004; Миронов П.И. с соавт., 2004; Shanafelt T. et al., 2002; Kluger M.T. et al., 2003]. Учитывая все возрастающую психическую нагрузку, связанную с выполнением функциональных обязанностей [Баклаев А.В. с соавт., 2002; Бунятян А.А. с соавт., 2000; Мальцева Л.А. с соавт., 2002 и др.], и печальное лидерство АР в злоупотреблении психоактивными субстанциями [Arnold W.P., 1993, 1995; Booth J. V. et al., 2002; Paris R.T. et al., 1999 и др.] и частоте суицидальных попыток [Berry A.J., 2005], насущной необходимостью становится специальное психологическое обучение специалистов.

Наконец, активно дискутируемая на Западе проблема влияния организации профессиональной деятельности и эргономики рабочего места АР на эффективность труда [Lederer W. et al., 2006; Nyssen S. et al., 2003; Kinzl J.F. et al. 2005; Larsson J. et al., 2006], в России, к сожалению, традиционно остается без должного внимания.

Таким образом, комплекс взаимосвязанных проблем требует иного, расширенного подхода к становлению врача АР – как в отношении формирования тематики обучения, так и принципиальной коррекции вектора образования, направленного, в частности, на достижение и поддержание психосоматического и психосоциального здоровья специалистов.

Цель исследования: разработать и обосновать новые пути повышения результативности обучения и успешности профессиональной деятельности анестезиологов–реаниматологов на основе системного подхода к становлению и эволюции специалиста.

Задачи исследования:

  1. На основании анализа современных условий работы отделений анестезиологии и реанимации определить приоритетные направления развития профессиональной практики и иерархию информационных потребностей анестезиологов–реаниматологов с целью конкретизации и оптимизации обучения слушателей и клинических ординаторов;

  2. Проанализировать трудности обучения слушателей и клинических ординаторов на клинических базах и пути их разрешения;

  3. Показать взаимосвязь между последипломной подготовкой и качеством профессиональной деятельности анестезиологов–реаниматологов, определив наиболее значимые факторы учебного процесса, влияющие на улучшение результатов лечения;

  4. Исследовать когнитивный стиль слушателей, клинических ординаторов и преподавателей, проанализировать отзывы врачей о качестве преподавания и разработать рекомендации по структурированию учебного материала в зависимости от когнитивных особенностей слушателей;

  5. Выявить и проанализировать у анестезиологов–реаниматологов астению, тревогу, депрессию и другие последствия профессионального стресса, стратегии, используемые врачами для его преодоления, а также возможности последипломного образования в обучении психологической самодиагностике и самокоррекции его последствий;

  6. Посредством широкого анкетирования специалистов определить важнейшие организационно-бытовые атрибуты успешной профессиональной деятельности и выработать рекомендации по оптимальной организации рабочего места.

Положения, выносимые на защиту

  1. Доминирование внешних факторов среди помех профессиональному развитию специалиста приводит к неэффективности профотбора как единовременной прогностической процедуры. Одной из причин неудач при разработке критериев профотбора может являться неоднородность профессиональной группы врачей анестезиологов–реаниматологов по степени дезадаптации.

  2. Трудности первичной последипломной подготовки анестезиологов–реаниматологов носят как общеевропейский, так и частный российский характер. Ключевые трудности частного характера связаны с несоответствием действующей нормативной базы общегосударственной задаче подготовки специалистов.

  3. Эффективное функционирование системы подготовки и обеспечения профессиональной деятельности анестезиологов–реаниматологов возможно только на основе комплексного использования всех ресурсов - организационно-правового, методического, психологического, эргономического, в то время как пренебрежение любой из этих составляющих не позволяет добиться оптимального результата.

  4. Улучшение показателей практической деятельности анестезиологов-реаниматологов наиболее выражено в результате сочетания теоретической (обучение на циклах усовершенствования) и практической (мастер-классы, консультации) подготовки непосредственно на рабочем месте.

  5. К основным отрицательным составляющим традиционного последипломного образования по анестезиологии–реаниматологии можно отнести:

  • Вынужденную фактическую краткосрочность обучения в клинической ординатуре, обусловливающую неоднородность качества подготовки выпускников;

  • Дискретный характер системы непрерывного последипломного развития и административно-финансовые препятствия обучению;

  • Недоучет информационных потребностей слушателей и остаточная информационная неудовлетворенность;

  • Затрудненный доступ к источникам профессиональной информации в медицинских учреждениях.

  1. Профессиональная дезадаптация анестезиологов–реаниматологов детерминирована не стажем работы, а эффективностью личностных стратегий преодоления стрессов. Профилактировать развитие синдрома профессионального выгорания возможно посредством обучения конструктивным копинг-стратегиям.

  2. Мобилизация таких нереализованных ресурсов, как повышение внимания к бытовым условиям и эргономике рабочего места в широком ее понимании, психологическому сопровождению профессиональной деятельности, позволяет повысить профессиональный уровень и самооценку специалиста.

Новизна исследования

Установлено улучшение показателей лечения пациентов в результате комплексной подготовки анестезиологов–реаниматологов, включающей на первом этапе обучение на циклах с последующими практическими занятиями на рабочих местах по избранным вопросам специальности.

В результате комплексного изучения последипломной подготовки анестезиологов–реаниматологов выявлено наличие нереализованных ресурсов ее оптимизации. Определены наиболее слабые стороны учебного процесса и профессионального становления специалиста анестезиолога–реаниматолога и предложены целенаправленные корректирующие изменения.

Впервые с использованием анкетных опросов и других валидизированных и оригинальных психодиагностических инструментов обозначен феномен «сухого остатка» обучения – тех знаний и навыков, которые наиболее востребованы в дальнейшей профессиональной деятельности. Изучение данного феномена выявило, в частности, необходимость психологической подготовки анестезиологов–реаниматологов.

В связи с констатацией необходимости использования методов медицинской психологии в подготовке анестезиологов–реаниматологов, с помощью психодиагностических тестов выяснены аффективные особенности врачей, а также впервые определены копинг-механизмы, с помощью которых анестезиологи–реаниматологи могут совладать с вредными факторами своей стрессогенной профессии.

На основе впервые проведенного системного анализа познавательных стилей преподавателей и обучаемых установлено снижение усвоения информации при несоответствии этих познавательных стилей.

Посредством анкетирования слушателей и SWOT-анализа выявлены характеристики успешного преподавателя анестезиологии и реаниматологии системы последипломной подготовки врачей и определены важнейшие трудности на пути его становления.

На основании катамнестической оценки эффективности трансформации учебной программы в соответствии с информационным запросом и социально-психологической потребностью анестезиологов–реаниматологов установлено снижение остаточной информационной неудовлетворенности врачей по конкретным разделам специальности.

С помощью широкого опроса выявлен комплекс взаимообусловленных трудностей профессиональной деятельности анестезиологов–реаниматологов. Установлены важнейшие профессионально-бытовые атрибуты и показана их ресурсная роль в обеспечении эффективности труда врачей.

Практическая значимость полученных результатов

Определена оптимальная структура подготовки - теоретическое обучение на циклах с последующим выездом преподавателя непосредственно на рабочее место слушателей для проведения практических занятий (мастер-классов, консультаций), - наиболее эффективно повышающая клинические результаты деятельности специалиста.

Выявление факторов замедления профессионального роста АР позволило предложить и реализовать комплекс мер, направленных на совершенствование последипломного образования АР.

Акцентирование внимания слушателей на проблемах организационно-бытовой атрибутики позволило повысить активность врачей в повышении рационального обустройства профессиональной деятельности. Предложена и обоснована концепция последипломной подготовки, в которой психологической поддержке врача отведено достойное место.

Предложена и апробирована программа психологической подготовки в рамках последипломного образования АР, а также психологического сопровождения профессиональной деятельности. Впервые в программы последипломной подготовки внесены существенные изменения на основании результатов диагностики психосоциальных и медицинских проблем.

Указаны пути оптимизации условий труда АР на рабочем месте и осуществлены настойчивые попытки привлечения внимания руководителей здравоохранения к организационным аспектам профессиональной деятельности врачей.

Личный вклад автора в исследование. Автором определены основные идеи и дизайн исследования. Создана и проанализирована компьютерная база данных, включающая более 2000 слушателей циклов усовершенствования врачей, проведенных кафедрой анестезиологии и реаниматологии СПбМАПО за период 2002–07 гг. Выполнен ретроспективный анализ базы данных о профессиональной карьере 356 выпускников клинической ординатуры СПбМАПО по специальности анестезиология и реаниматология, начиная с 1962 года. Проведены беседы, анкетирование и опросы более 800 практикующих анестезиологов–реаниматологов, 130 клинических ординаторов и 42 слушателей циклов профессиональной переподготовки. Отработана новая форма подготовки, включающая проведение мастер-классов на рабочем месте слушателей после курса теоретического обучения. Сформулированы выводы и практические рекомендации.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на II и IV съездах Ассоциации анестезиологов и реаниматологов Северо-Запада РФ (Архангельск, 2003; Санкт-Петербург, 2007), XXXVII научной конференции «Оптимизация больничной среды средствами новых технологий» (Хлопинские чтения: Санкт-Петербург, 2004), 499-м, 513-м и 522-м заседаниях научно-практического общества анестезиологов и реаниматологов Санкт-Петербурга (2006, 2007, 2008), XXXVIII научной конференции «Среда обитания, образ жизни и здоровье» (Санкт-Петербург, 2005), III-VI Всероссийских научно-методических конференциях «Стандарты и индивидуальные подходы в анестезиологии, реаниматологии, трансфузиологии и интенсивной терапии» (Геленджик, 2006–2009), Международном научно-практическом семинаре «Проблемы производственного травматизма и условий труда» (Санкт-Петербург, 2006), I и III Международных конгрессах по психосоматической медицине (Санкт-Петербург, 2006, 2008), 2-й Международной научной конференции «Донозология-2006. Проблемы диагностики и коррекции состояния здоровья в напряженной экологической среде обитания» (Санкт-Петербург, 2006), 2-м международном конгрессе по анестезиологии и интенсивной терапии стран Балтии (International Baltic Congress of Anesthesiology and Intensive Care, Таллинн,2006), Х съезде анестезиологов и реаниматологов России (Санкт-Петербург, 2006), Конференции «Психосоматические и соматопсихические расстройства в общемедицинской практике» (Санкт-Петербург, 2007), 2-м Беломорском симпозиуме «Актуальные проблемы анестезиологии и интенсивной терапии» (Архангельск, 2007), заседании Ученого совета СПбМАПО (Санкт-Петербург, 2007), Всероссийском конгрессе анестезиологов-реаниматологов и главных специалистов «Современные достижения и будущее анестезиологии-реаниматологии в Российской Федерации» (Москва, 2007), Научно-практической юбилейной конференции «Современные проблемы хирургии» (Санкт-Петербург, 2007); сетевой научно-практической конференции «Актуальные вопросы анестезиологии-реаниматологии и интенсивной терапии» (Санкт-Петербург, 2007), конгрессах «Евроанестезия» (The European Anaesthesiology Congress; Копенгаген, 2008; Милан, 2009), годичной учебно-методической конференции Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования (2008).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Санкт-Петербург 2009 год Работа выполнена на кафедре анестезиологии и реаниматологии  icon14. 01. 17 – Хирургия автореферат диссертации на соискание ученой...
«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Санкт-Петербург 2009 год Работа выполнена на кафедре анестезиологии и реаниматологии  iconАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Москва 2013
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Научно-исследовательский институт ревматологии» Российской академии...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Санкт-Петербург 2009 год Работа выполнена на кафедре анестезиологии и реаниматологии  icon14. 01. 06. – Психиатрия (мед науки) Автореферат Диссертации на соискание...
Тема проекта «История календарей» выбрана учащимися 3 класса не случайно. Ребята заинтересовались историей календарей, их разнообразием,...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Санкт-Петербург 2009 год Работа выполнена на кафедре анестезиологии и реаниматологии  icon14. 01. 17 – хирургия автореферат диссертации на соискание ученой...
«Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Санкт-Петербург 2009 год Работа выполнена на кафедре анестезиологии и реаниматологии  iconАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Волгоград 2010
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Санкт-Петербург 2009 год Работа выполнена на кафедре анестезиологии и реаниматологии  iconЕ. Б. Особенности гражданско-правового регулирования договора патентной...
Абдакимова, Д. А. Источники международного права интеллектуальной собственности : автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Санкт-Петербург 2009 год Работа выполнена на кафедре анестезиологии и реаниматологии  iconАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Москва 2010
Работа выполнена в фгу «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Росмедтехнологий»...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Санкт-Петербург 2009 год Работа выполнена на кафедре анестезиологии и реаниматологии  icon14. 01. 07 – глазные болезни Автореферат диссертации на соискание...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Санкт-Петербург 2009 год Работа выполнена на кафедре анестезиологии и реаниматологии  icon14. 01. 07– глазные болезни Автореферат диссертации на соискание...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Санкт-Петербург 2009 год Работа выполнена на кафедре анестезиологии и реаниматологии  iconАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Саратов, 1974
Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Санкт-Петербург 2009 год Работа выполнена на кафедре анестезиологии и реаниматологии  iconАвтореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских...
На догоспитальном этапе при непосредственном неврологическом обследовании пациента с мозговым инсультом предварительный вывод о том,...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Санкт-Петербург 2009 год Работа выполнена на кафедре анестезиологии и реаниматологии  iconКлинико-экспериментальное исследование 14. 00. 35 – детская хирургия...
«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Санкт-Петербург 2009 год Работа выполнена на кафедре анестезиологии и реаниматологии  iconСписок членов совета д 212. 232. 23 по защите диссертаций на соискание...
Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Санкт-Петербург 2009 год Работа выполнена на кафедре анестезиологии и реаниматологии  iconАвтореферат на соискание учёной степени кандидата медицинских наук Москва-2009
Показатели внутриглазного давления новорождённого ребёнка, обусловленные морфологическими особенностями дренажной системы глаза в...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Санкт-Петербург 2009 год Работа выполнена на кафедре анестезиологии и реаниматологии  iconКозлов Фёдор Михайлович Гуманистический потенциал культуры и условия...
Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Санкт-Петербург 2009 год Работа выполнена на кафедре анестезиологии и реаниматологии  iconСписок членов совета д 212. 232. 10 по защите диссертаций на соискание...
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск