Центр образования №1685





Скачать 84.21 Kb.
НазваниеЦентр образования №1685
Дата публикации07.10.2013
Размер84.21 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Психология > Конспект
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1685

__________________________________________________________________

109240, г.Москва, Берниковская наб., д.12 стр.1 тел./ факс 915-0560 E-mail: centre1685@mail.ru Сайт: www.centre1685.ru

Конспект доклада к педагогическому совету

«Ребенок на пороге школы».

Первого сентября – начало учебного года. Особенно волнуются родители первоклашек. Хотя бы потому, что их ребенок гораздо больше времени, чем в детском саду, будет предоставлен сам себе. И, если нет дома бабушки, то он должен учиться оставаться на какое-то время дома один. Тогда в первые месяцы, его нужно все время контролировать по телефону.

Вообще, кому-то из родителей «первоклашки», с началом его учебы, лучше взять отпуск, чтобы поддержать ребенка на первом этапе его новой жизни. Хорошо, конечно, вместе с «юным учеником» прийти заранее в школу и показать ему, где будет расположен его класс, туалет, буфет и др., познакомиться с учителем.

Родителям необходимо рассказать учителю о некоторых проблемах, существующих у ребенка. Возможно, что для более внимательного отношения к малышу, и снятия к нему предубеждений со стороны учителя, стоит сказать учителю, что ребенок неусидчив, несобран или замкнут. Тогда его посадят поближе к учителю, и ребенок будет ощущать опеку последнего.

А, уж если у ребенка проблемы со зрением или со слухом, или он должен пользоваться какими-то специальными приборами, корригирующими работу его органов чувств, сказать об этом учителю родители просто обязаны. Так же, как и обязаны передать медработнику школы заключение о состоянии здоровья, если такое имеется у него на руках.

Если психолог рекомендует оставить ребенка еще на год в детском саду, а родители настаивают на том, что по возрасту он пойдет в школу, решающее слово остается за родителями, а, если наоборот, родители против того, чтобы ребенок пошел в школу, а психолог считает, что ребенок к этому готов, по закону, решающее слово остается за психологом.

Ребенок в школе не должен ощущать себя чужим. Поэтому, хорошо например, чтобы он учился в одном классе с кем-то из своих друзей по детсаду или дому, где он живет. Если таковых нет, то малышу стоит объяснить, что, также как сначала не было у него друзей в детском саду, также нет в первые дни учебы в школе, но потом они обязательно появятся.

У ребенка нужно формировать готовность к защите от грубости и несправедливости, он должен знать, как распознать и к кому обратиться за помощью в случае угрозы насилия или произошедшего насилия со стороны старших учеников или чужих взрослых людей. Во всех проблемных случаях родители могут всегда обратиться к психологу, курирующему вопросы взаимоотношений и адаптации ребенка к школе. За медицинское обслуживание в школе, прививки и др. ответственность несет медицинская сестра.

Критерии готовности к школе.

По каким критериям можно оценивать готовность ребенка к школе? Когда говорят о "готовности к школе", то имеют ввиду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Мне нравится определение психолога Л. Венгера, который говорил, что этот набор похож на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них обойтись нельзя.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости:

-интеллектуальный,

-эмоциональный и

- социальный .

Интеллектуальная зрелость- это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы.

Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.

Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. Хотя моя основная работа - это работа с детьми дошкольного возраста, но мне приходится работать и со школьниками. В основном, это дети, у которых возникли проблемы при обучении в начальной школе. Очень часто у таких детей слабо развита связная речь - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное. У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не проявляет инициативы.

5-летний ребенок не будет готов к жестким условиям нашей общеобразовательной системы просто в силу явной неготовности мозга пятилетнего ребенка к подобным нагрузкам. Более того, даже не все 6-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать.

Поэтому, говоря о 6-летних детях, так важно, в каких условиях они будут обучаться. Важен очень щадящий режим во всех смыслах: игровая форма занятий, не должно быть "интенсивности" при обучении; подходящий режим занятий, не ограничивающий надолго двигательную активность детей (например, занятия по математике, русскому языку, письму не должны следовать одно за другим), не должно быть домашних заданий; для детей, которые после занятий остаются в группе продленного дня, должна быть предусмотрена возможность для дневного сна. Одним словом, сама обстановка и проведение занятий для 6-летних детей, должна бы больше соответствовать режиму детского сада, а не школы в привычном понимании.

Что в возрасте 5-6 лет необходимо уметь малышу к школе?

Ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Особенно это относится к "домашним" детям.

Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. Часто взрослые забывают о подобных "мелочах". Ребенок может быть развитым, обладать определенными знаниями и умениями, но это не значит, что он готов к школе.

Обязательно нужно заботиться о здоровье: обучение в школе требует значительных усилий и напряжения всего организма. Поэтому так важна физическая подготовленность.

Развивайте моторику, это поможет ребенку овладеть навыками письма: играйте в пальчиковые игры, рисуйте, лепите, работайте с ножницами, делайте аппликации и фигурки в технике оригами.

Читайте ребенку книги - это один из самых эффективных способов развития речи, мышления, воображения, внимания, памяти и проч. Но это должно быть не просто чтение, а активное обсуждение прочитанного, обмен мнениями.

Умение ребенка читать и считать, исходя из моего опыта общения с детьми, их родителями и педагогами начальной школы, также не будет лишним. Сейчас издается много литературы в помощь родителям, готовящим детей к школе.

Как выработать усидчивость и подготовить его к школьным урокам по 35-40 минут?

Многое в этом плане зависит от характера ребенка, от его темперамента. А, главное, если ребенку интересно, то вопрос об усидчивости не возникает. Усидчивость появляется тогда, когда ребенок сосредоточен и внимателен. А он, как правило, сосредоточен и внимателен тогда, когда занимается интересным для него делом. Во многом проблема "усидчивости" в этом возрасте - это профессионализм педагога, способность увлечь детей, а не просто "обучать" их. Нужно учитывать, что в этом возрасте (6 лет) детям еще трудно управлять собой до такой степени, чтобы все было идеально с нашей, взрослой точки зрения.

Известный психолог М. Безруких пишет, что "лишь к 9-10 годам произойдет резкое изменение, и тогда дети смогут работать длительно, сосредоточенно и без ошибок. А в 6-7 лет ребенок еще легко поддается реакции, возникающей на непосредственно действующие привлекательные раздражители и быстро отвлекается". Грамотный учитель, конечно же, знает об этих возрастных особенностях детей и учитывает их, планируя ход урока. Конечно, в школе есть моменты "рутинного" плана, которые не очень интересны, но выполнять их необходимо.

Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Помните, какое задание было дано Золушке? :-) - "вот тебе два мешка фасоли: отдели черную от белой и поскорее" - это ведь тоже задание на выработку внимания и усидчивости. Вот и дома можно заниматься примерно тем же: разложить столовые приборы по ячейкам, одновременно считая их; разложить поглаженное белье в стопки и не перепутать носовые платки с полотенцами; и т.д. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются определенное время. Доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути - это тоже воспитание не только волевых качеств, но и усидчивости.

Давайте более подробно рассмотрим критерии готовности:

1. Социально-психологическая готовность к школе:

-Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).

-Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

2.Личностная готовность — ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

-Развитие школьно-значимых психологических функций:

3.Интеллектуальная готовность — наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

-Умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнить задание).

-Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).

-Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).

-Координация системы глаз — рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например из книг).

-Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).

-Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15–20 минут).

-Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация).

4.Физиологическая готовность — уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

Постарайтесь ответить себе на следующие вопросы.

1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?

2. Есть ли у ребенка друзья?

3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?

4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?

5. Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?

При выборе образовательного учреждения (гимназия, школа с углубленным изучением иностранного языка и др.) руководствуйтесь, прежде всего, интересами Вашего ребенка, учитывайте психофизиологические, интеллектуальные способности и состояние его здоровья.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Центр образования №1685 iconДепартамента образования города москвы государственное бюджетное...
Образовательное учреждение: мкоу «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» Кировского р-на Калужской обл
Центр образования №1685 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Публичный отчет директора гбоу города москвы центра образования №1685 дикаревой н. И
Центр образования №1685 iconОфициальный сервер Российского Образования
Центр информатизации Министерства общего, среднего и профессионального образования Российской Федерации (Центр «Информика»)
Центр образования №1685 iconОрганизация и содержание проектной деятельности учащихся основного...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования» г. Ачинск, Красноярский край, Россия
Центр образования №1685 iconПедагогические чтения 2010
Организаторы: Министерство образования рк, гоу «Петрозаводский педагогический колледж», «Центр развития образования в условиях сельской...
Центр образования №1685 iconОбразовательные Internet-ресурсы
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов...
Центр образования №1685 iconПубличный отчет за 2012-2013 учебный год гбоу цо №686 «Класс-Центр»
Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования №686 «Класс-Центр» расположено на территории Северного административного...
Центр образования №1685 iconМинистерство образования оренбургской области гу «региональный центр...
Научный редактор: С. А. Алешина, к п н., директор гу «Региональный центр развития образования», Оренбургская область
Центр образования №1685 iconПрограмма введения Федеральных образовательных стандартов начального...
Управление образования города Бердска, му «Центр развития образования», творческая группа
Центр образования №1685 iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
Название общеобразовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр...
Центр образования №1685 iconУтверждаю Директор ау "Центр образования медработников"
Гобуз «Новгородский центр по профилактике и борьбе со спид и инфекционными заболеваниями «Хелпер» актовый зал 1 этаж
Центр образования №1685 iconСеверное окружное управление образования департамента образования...
Рабочая программа составлена на основании «Программы по судебной медицине для студентов высших медицинских учебных заведений» (лечебных,...
Центр образования №1685 iconРеферат по курсу «Философия» на тему «\"Критические\" концепции понимания бытия. Джордж Беркли»
Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года на юге Ирландии в Килкени. Он был старшим из семи детей в семье мелкопоместного дворянина...
Центр образования №1685 iconКурсы по выбору предпрофильной подготовки профессии, требующие начального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Центр образования №1685 iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Учреждения дополнительного образования – центр творческого развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения....
Центр образования №1685 icon«Ресурсный правозащитный центр» Автономная некоммерческая организация...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск