Северное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр образования №686 «класс-центр» программа «энциклопедия» Экзаменационная работа на тему





Скачать 316.21 Kb.
НазваниеСеверное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр образования №686 «класс-центр» программа «энциклопедия» Экзаменационная работа на тему
страница1/3
Дата публикации26.06.2013
Размер316.21 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3
СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №686 «КЛАСС-ЦЕНТР»
ПРОГРАММА «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»

Экзаменационная работа на тему
«Человек, который смеется»


Автор работы:

Буракова Алина, учащаяся 10-Б класса
Научный руководитель работы:

Тюханова Елена Леонидовна

Преподаватель Истории про театр

Москва 2011 год
Смех – это спасательный
круг на волнах жизни.

- Ф. Рабле
Человек рождается на свет, наделённый уникальной и прекрасной способностью – умением смеяться. Мы, люди, можем злиться, как собаки, быть ласковыми, как кошки, уставать, как лошади, но смеяться и улыбаться мы будем всегда только как люди. Природа вместе с разумом наделила нас удивительным даром – во всеуслышание заявлять миру о том, как нам хорошо жить на свете.

Смех создал вокруг себя ореол таинственности. На первый взгляд, кажется, что все предельно ясно и просто не имеет смысла о нем говорить. С другой стороны, попытка объяснить все то, что знаешь о нем, всегда оказывается неудачной, и ты начинаешь сомневаться, знаешь ли хоть что-нибудь. Таким образом, тема остается покрытой темным плащом.
Итак.

Прежде всего, смех связывают с чувством юмора. Чувство юмора – довольно относительное понятие, подразумевающее разновидность эстетического чувства, которое обладает рядом особенностей:

1) опирается на эстетические идеалы, противопоставляя их воспринимаемому комическому явлению (в противном случае юмор превращается в скепсис, цинизм, сальность, пошлость, скабрезность);

2) предполагает способность хотя бы эмоционально в эстетической форме схватывать противоречия действительности;

3) присуще эстетически развитому уму, способному быстро, эмоционально-критически оценивать явления,

4) предполагает склонность к богатым и неожиданным сопоставлениям и ассоциациям;

5) рассматривает явление критически с точки зрения его общечеловеческой значимости.

Является ли смех одним из аспектов чувства юмора?
Вполне возможно.

Смех и его биологические аспекты
Итак, рассмотрим собственно биологический аспект смеха, для чего обратимся к словарному определению:

«Смех – это одна из реакций человека на смешное, либо на щекотку, проявления которой всем известны и включают в себя непроизвольные движения мускулов лица и тела, специфические звуки. В некоторых случаях смех может быть реакцией на нервное напряжение (нервный смех) или быть признаком психического расстройства.

Физическое проявление наибольшей радости — смех — фиксируется в психодинамике человека и используется в дальнейшем для выражения иных форм радости — утоления голода, жажды и т. д.»
Существует поговорка «Смех без причины — признак дурачины». Однако эта поговорка относится, как правило, только к смеху больных биполярным аффективным расстройством (маниакально-депрессивным психозом) в фазе мании (в поговорке подмечен также резкий переход от маниакального смеха к подавленному состоянию депрессии). Беспричинный смех здорового человека является признаком отличного настроения и хорошего физического состояния. Нормальный, естественный смех, успокаивает нервы, расслабляет мышцы, улучшает самочувствие.

Исследования показали, что при смехе от мышц лица идут особые импульсы, которые благотворно влияют на нервную систему и работу мозга, снимая напряжение. Даже когда вам невесело и вы выдавливаете из себя фальшивую улыбку, механизм срабатывает и на душе становится намного легче. По мнению учёных, смех — это выработанный людьми «социальный рефлекс», поскольку, видя смеющегося или улыбающегося человека, другие люди тоже приходят в хорошее настроение.
Оказалось, что сердитые люди страдают заболеваниями сердца чаще, чем весёлые. Весельчаки менее подвержены риску возникновения инфаркта. Это связано с тем, что смех укрепляет эндотелий — клетки, выстилающие кровеносные сосуды и полости сердца изнутри.
Итак, получается, что смех – один из источников здоровья? 

Да, но только в том случае, если он не злой - то есть, не несет в себе отрицательного посыла, злой насмешки над объектом смех (если таковой имеется).
Следовательно, у смеха есть определённые границы?

И есть ли то, над чем нельзя смеяться?

Границы смеха
По сути, смех колеблется между добром и злом (при этом ни то, ни другое не рождает смеха), живет «их взаимопритяжением и взаимоотталкиванием», чем обуславливается двойственная природа смеха. Он принимает то одну, то другую сторону, одновременно являясь «всем и ничем». Но главное, что в этом случае смех лишается нравственного начала. Другой же взгляд на смех состоит в том, что он обретает нравственный смысл, «противополагая себя полюсу зла». Подлинный смех рождается на стыке блага и зла, как ответ блага на зло.

Учитывая, что смех находится именно на границе, вполне логично будет утверждать, что эти границы легко перейти. Явление, особенно развившееся в последние столетия – смех над тем, над чем смеяться не положено по законам морали.

В качестве самого простого примера можно привести популярные детские мультики – такие, как отечественный «Ну, погоди!» и американский «Том и Джерри». Комическое в обоих случаях состоит в противостоянии двух не равных по силам главных героев. Точнее, в том, как один, совсем маленький, из них побеждает другого, огромного. При этом степень жестокости, очевидная для взрослого человека, практически не контролируема.

НО жестокие действия героев, их невиданно бесчеловечные расправы друг над другом – это именно то, над чем в основном смеются дети (и, как показывает практика, не только дети).

При этом смех в данном случае – одна из форм победы добра над злом. Когда ребёнок над отрицательным персонажем, тот перестает быть страшным… практически он уже побеждён (вспомним, например, как незадачливую Бабу-Ягу посадили в раскалённую печку).
Еще один пример – не столь очевидный, но более яркий, - религия.
Есть две принципиально разные точки зрения на смех, обусловленные двумя различными культурами. Это античная и христианская традиции. В античности комедия и смешное как жанр были уважаемы. Причем смешное было скорее построено на осмеянии злободневных вещей или политических событий. Смех для античности – это светлое чувство. Для христианства он играет полностью противоположную роль.
Дело в том, что природа смеха до сих пор не понятна. Например, с точки зрения ортодоксальных христиан – Христос никогда не смеялся. Ни в одном из Евангелий нет свидетельств о том, чтобы хоть раз Христос посмеялся над чем-нибудь. Хотя возможно, что есть один момент, где чувствуется хотя бы улыбка Иисуса. Это чувствуется в рассказе о сомнении апостола Фомы, который не поверил в воскресение Спасителя и отпрянул от Иисуса, и тогда Христос предложил неверующему вложить перста в его рану. Ту, что оставил в его теле удар римского копья в час распятия.
И Фома боязливо вложил свои пальцы в рану и убедился в истине.

В этом эпизоде мелькает улыбка Христа над Фомой.
Более того.

Если исходить из принципа всех теологий: "все что внизу, то и наверху", следовательно, некий сверхъестественный смех присущ и Творцу.

Значит, Бог тоже умеет смеяться?
Есть и другая точка зрения, противоположная – о том, что Бог не смеется – он идеален, бессмертен. Человек – существо, прежде всего смертное, грешное. Человек находится «между Христом (по преданию он никогда не смеялся) и животным». Животное еще не смеется, а богочеловек – уже. Человека к животному тянет чувственность, а к небесам - тело. Смех человека – смех безысходности и свидетельство ее осознания. Задача человека – противостояние смерти. Смеясь, он «разделывается со страхом». Таким образом, принизив смех, христианство одухотворило его.
Тем не менее, смех бросает негласный вызов религиозному мирозданию, и церковь всегда боролась со смеховой культурой, особенно в средние века. И только постепенно напряжение между смехом и храмом стали более терпимы. На взаимное притирание Веры и Смеха у христианства ушло больше тысячи лет.

По сути, это борьба продолжается до сих пор.

В Средние Века смех над религией называли богохульством… и сжигали за него на костре.

В наше время, конечно, такого нет, но ГРАНИЦА того, над чем можно смеяться существует всегда.

Высший пилотаж смеющегося — отодвинуть эту подвижную, эластичную границу как можно дальше, неожиданно далеко, — но ни в коем случае ее не преступить.

Смех и его антитезы

Что может быть противопоставлено смеху как антитеза – прежде всего эмоциональная?

Первое, что приходит на ум – это, конечно же, человеческий плач.

Слезы – это знак душевной боли….С такой легкостью, появляющиеся на лице смеющегося.

Конечно же, плач – полноправная антитеза смеха, но главный вопрос в том – КАКОГО смеха. Ведь видов смеха, как известно, множество.

Плач есть противоположность смеха, который с чувством смешного не связан; это смех формальный, “наследственный”, достающийся нам даром в момент вступления в жизнь одновременно с плачем. Тут действительно противоположность несомненная: выражению радости физического бытия, преизбытка здоровья и силы противостоит не менее “телесная” по своей сути эмоция недовольства, разрешающегося в слезах и гримасе страдания или же безудержной ярости.

Противопоставлять же плач смеху, рожденному комизмом, смеху подлинно человеческому – одухотворенному, оценочному – значит, ничего в нем не понять. Г. Шпет говорил о том, что смех и плач, идущие в паре, пусть и смягченные внешне, по своей сути гораздо ближе к исходным “осклабленной судороге” и “дрожанию”, нежели к смеху истинному, комическому и тому, что может быть предложено ему в качестве альтернативы.

Ее искали, формулируя принципы комического, и находили то в “возвышенном”, то в серьезном, то в “трогательном”, то в “лирическом”. Если же вспомнить о том, что при всей своей парадоксальности и противоречивости смех – это радость, и прежде всего радость, то станет понятно, почему подлинная смысловая антитеза никак не складывалась: возвышенное или лирическое действительно не смешно, но вместе с тем, ни то, ни другое нельзя назвать чем-то по-настоящему противоположным радости. Плач “равен себе”, независимо от того, идет ли он как ответ на страдание телесное или же как отклик на муку душевную: смысловая цепочка везде будет одна и та же – зло и вызываемые им слезы. “Счастливые” слезы или “слезы радости” – не более чем редкие и вызываемые особенными обстоятельствами душевные проявления. Они, разумеется, существуют, но при этом, однако, не “делают погоды”: плач – в его особенном общезначимом смысле – все равно остается плачем, то есть знаком страдания, огорчения и тоски.

Другое дело смех. Он даже при самом беглом взгляде оказывается на порядок сложнее и богаче слез уже хотя бы потому, что соединяет в себе сразу два во многом противостоящих друг другу мира: стихию чувственно-телесной радости, витального энтузиазма и стихию парадоксальной комической рефлексии, суть которой – радостное сопротивление злу. Упрощая дело, можно сказать, что смеха – два, а плач – один. Внешне смех и плач действительно выглядят как противоположности, ибо наиболее выразительно представляют стихии радости и страдания, и поэтому их закрепление в качестве полюсов человеческой чувственности вполне оправдано. Но кроме внешнего существует еще и внутреннее. И вот здесь-то, на уровне невидимом, взаимоотношения смеха и плача меняются самым решительным образом.

Противоположности, как известно, сходятся. И, если быть точнее, сходятся они в генезисе явления, разделившегося в ходе своего самодвижения на две противоположные “части”. Именно этого – совпадения в истоке, в происхождении – и не найти в смехе и плаче. Сходятся, совпадают между собой плач и радость, но никак не плач и смех в его собственно человеческом, парадоксальном смысле. Смех радости и смех ума выражаются в одной и той же форме – вот в чем причина отождествления этих двух различных чувств, и вот в чем причина традиционного противопоставления смеха и плача. Смех – знак радости; оттого так естественно противопоставить его слезам; что же до более детального разбора устройства смеха, его особой двойственной природы, то до этого стихийная семиотическая работа общественного ума просто не дошла, ибо полученной пары уже вполне хватило для того, чтобы задать культуре работы на многие тысячелетия.

Еще одной очень яркой и правильной антитезой явлению смеха будет явление СТЫДА.

Может показаться неожиданным, но эта тихая, интимнейшая эмоция оказывается почти что полной калькой смеха. Правда, смеха, перевернутого с ног на голову, чего, впрочем, и следовало ожидать от настоящей антитезы.

Подобно смеху, стыд рождается как удар, взрыв, не подготовленный длительным созреванием, вынашиванием, как это можно видеть в переживаниях раздражения, озлобления или горя. Для первых двух симптоматично предварительное “примеривание” к ситуации, накопление энергии, для последнего – сам момент ознакомления с трагическим событием не есть чаще всего импульс для немедленного выражения чувства: необходимы пауза, после которой случившееся начинает осознаваться и, наконец, оцениваться как действительно и непоправимо случившееся.

Так же, как и подлинный смех, существующий бок о бок со своим примитивным предком-двойником, стыд происходит из реакции застенчивости, целиком относящейся к миру телесных переживаний, и существует с застенчивостью в одних и тех же формах (смущение, румянец), отличаясь от нее в принципе.

Чуть более ясна их общая отправная точка в онтогенезе: смех возникает в момент неожиданного обнаружения преодолимости, недейственности зла. Стыд же, напротив, зарождается тогда, когда столь же неожиданно выясняется, что совершенный нами поступок ошибочен, чреват злом, хотя еще мгновение назад он таковым не казался.

Возникнув, стыд и смех ведут себя очень схоже: и тот, и другой являются непрошено, завладевают нами полностью, останавливая время и пуская его вспять. Со стыдом справиться так же трудно, как и с приступом хохота. Подобно спазмам смеха, возвращающим нас к чудесному моменту обнаружения нашего превосходства, “спазмы” стыда возвращают к ситуации, в которой наша вина стала явной и осознанной “изнутри”. Причем в обоих случаях действительная, внешне физическая прагматика отсутствует: стыд, приносящий нам сильнейшие и вполне реальные страдания, на самом деле не связан с какой-то реальной, актуальной угрозой. Смех же, дающий нам не менее большую радость, никак не соотносится с действительным благом. Стыдясь, мы не становимся беднее, а смеясь – богаче.

Смех чаще ориентирован на другого. Стыд – на самого стыдящегося. Однако эта разница несущественна: мы можем стыдиться и за другого, но для этого нужны любовь, сочувствие, делающие чужие переживания “открытыми” для любящего. Стыд сугубо персонален и даже просветленно-эгоцентричен. Усмотренное зло осуждается в одиночку; внешние свидетели – после того как они “сделали свое дело” – становятся абсолютно ненужными, их помощь бесполезна, ибо силы для преодоления, изживания чувства вины человек может найти только в себе самом, в отличие, скажем, от переживания грусти, тоски или раздражения, которые сглаживаются внешними усилиями сочувствующих и сопереживающих. Нельзя пережить стыд вдвоем или коллективно, если, разумеется, вина не была коллективной. Поэтому стыдящийся принципиально одинок и беззащитен. Стыдясь своего поступка, прежде постыдным не казавшегося, человек выступает по отношению к себе вчерашнему как внешний, иначе, сегодняшний наблюдатель: он проецирует значимую для него нынешнюю этическую парадигму на сюжеты прошлой, иной жизни и судит их и себя как судья подсудимого, не теряя, однако, при этом ощущения целостности своего “Я”.

Взрывная реакция стыда – удар изнутри, краска на щеках – свидетельство глубоко интимного процесса переживания личного позора. Она напоминает взрывной характер смеха, в котором, напротив, выражается уверенность в силе, личной правоте смеющегося. Стыд и смех почти “изоморфны”, они и были так “задуманы”: не случайно стыдливость более всего сторонится насмешливости, ибо смех ранит стыдящегося в самое сердце, а если быть точнее, то в ум. И если искать “идеальный” ответ на смех, то им будет именно ответный стыд.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Северное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр образования №686 «класс-центр» программа «энциклопедия» Экзаменационная работа на тему iconПубличный отчет за 2012-2013 учебный год гбоу цо №686 «Класс-Центр»
Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования №686 «Класс-Центр» расположено на территории Северного административного...
Северное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр образования №686 «класс-центр» программа «энциклопедия» Экзаменационная работа на тему iconЮго-западное окружное управление образования департамента образования...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Северное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр образования №686 «класс-центр» программа «энциклопедия» Экзаменационная работа на тему iconОрганизационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Департамента образования города Москвы от 03. 05. 2007 г. №295/ак. В 2011 году учреждение переименовано в государственное бюджетное...
Северное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр образования №686 «класс-центр» программа «энциклопедия» Экзаменационная работа на тему iconСеверное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №185
Северное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр образования №686 «класс-центр» программа «энциклопедия» Экзаменационная работа на тему iconСеверное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №185
Северное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр образования №686 «класс-центр» программа «энциклопедия» Экзаменационная работа на тему iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление...
Во исполнение нормативных документов Министерства образования и науки, Департамента образования города Москвы, Западного окружного...
Северное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр образования №686 «класс-центр» программа «энциклопедия» Экзаменационная работа на тему iconЗападное окружное управление образования Департамента образования...
Программа авторов И. Н. Пономаревой, В. М. Константинова, Р. Д. Маш, Н. Д. Андреевой, Н. М. Черновой 6 класс. Растения. Бактерии....
Северное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр образования №686 «класс-центр» программа «энциклопедия» Экзаменационная работа на тему iconДепартамента образования города москвы государственное бюджетное...
Образовательное учреждение: мкоу «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» Кировского р-на Калужской обл
Северное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр образования №686 «класс-центр» программа «энциклопедия» Экзаменационная работа на тему iconДепартамент образования города Москвы Северное окружное управление...
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 №3266-1 (в редакции Федеральных законов от 13. 01. 1996г. №12-фз; от...
Северное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр образования №686 «класс-центр» программа «энциклопедия» Экзаменационная работа на тему iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы рассмотрело Ваше обращение в электронную приемную...
Северное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр образования №686 «класс-центр» программа «энциклопедия» Экзаменационная работа на тему iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление...
Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова
Северное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр образования №686 «класс-центр» программа «энциклопедия» Экзаменационная работа на тему iconПлан работы школы на 2012 2013 учебный год
Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования города Москвы Государственное образовательное учреждение...
Северное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр образования №686 «класс-центр» программа «энциклопедия» Экзаменационная работа на тему iconСеверное окружное управление образования департамента образования города москвы
На основании Правил противопожарного режима в Российской федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации...
Северное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр образования №686 «класс-центр» программа «энциклопедия» Экзаменационная работа на тему iconЗападное окружное управление образования департамента образования...
Организаторами конкурса выступают Западное Окружное Управление образования г. Москвы, гбоу цвр им. А. С. Макаренко
Северное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр образования №686 «класс-центр» программа «энциклопедия» Экзаменационная работа на тему iconЮжное окружное управление образования государственное бюджетное образовательное...
Аттестация учащихся в детских объединениях дополнительного образования детско-юношеского центра «Виктория» г. Москвы
Северное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр образования №686 «класс-центр» программа «энциклопедия» Экзаменационная работа на тему iconДепартамент образования города москвы южное окружное управление образования...
Утвердить следующий годовой календарный учебный график гбоу средней общеобразовательной школы №915 на 2013-2014 учебный год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск