Задачи курса





НазваниеЗадачи курса
страница1/8
Дата публикации08.10.2013
Размер1 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Цель курса: содействие знакомству будущих педагогов-дефектологов с содержанием и организацией воспитания и обучения детей с нарушениями слуха.

Задачи курса:

– способствовать дальнейшему формированию представления об особенностях развития дошкольников с нарушениями слуха;

– познакомить с существующей системой педагогической помощи детям с нарушениями слуха;

– раскрыть специфику организации и содержания коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях компенсирующего вида, в семье, а также в условиях интегрированного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях;

– содействовать формированию умений анализировать программно-методическую литературу, занятия и другие формы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха
Студенты должны знать:

  • предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики как самостоятельной науки;

  • историю становления дошкольной сурдопедагогики как науки и этапы развития системы специального обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в России, Западной Европе и США;

  • особенности психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями слуха младенческого, раннего и дошкольного возраста;

  • специфику отбора в дошкольные учреждения детей с нарушениями слуха;

  • профессиональную характеристику дошкольного сурдопедагога, его взаимодействие с другими специалистами, осуществляющими коррекционно-развивающую работу с детьми с нарушениями слуха;

  • технологию и методы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха, специфику работы по развитию речи, развитию слухового восприятия и обучению произношению детей с нарушениями слуха, о специфику слухоречевой реабилитации детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации;

  • задачи, направления, содержание, методы, педагогические условия физического воспитания, формирования различных видов детской деятельности; особенности работы по умственному развитию, по социально-личностному развитию, по эстетическому воспитанию дошкольников с нарушениями слуха; особенности работы в группах для детей со сложным дефектом;

  • специфику организации обучения детей с незначительным снижением слуха; особенности подготовки к школе детей с нарушениями слуха, использования технических средств и компьютерных технологий в обучении детей с нарушениями слуха.

  • проблемы и преимущества интеграции детей с нарушениями слуха в общеразвивающие дошкольные учреждения;

  • задачи, содержание, организацию воспитания в семье детей с нарушениями слуха.

Студенты должны уметь:

- наблюдать и анализировать педагогический процесс;

- обобщать передовой педагогический опыт и использовать его достижения в собственной педагогической деятельности;

- рационально организовывать педагогический процесс, основанный на комплексном взаимодействии всех его участников (сурдопедагога, воспитателя, учителя-дефектолога, психолога, социального педагога, учащихся);

- планировать учебно-воспитательную деятельность с учетом особенностей ее организации в различных условиях;

- проводить педагогическое обследование слуховой функции, произносительной стороны речи;

- пользоваться специфическими средствами общения с глухими и слабослышащими учащимися (дактильная форма словесной речи, жестовая речь);

- составлять отчет об организационных аспектах деятельности ДОУ для детей с нарушениями слуха, вести фотозапись как основу для последующего анализа занятия, анализировать специфику построения и содержания занятия, работать с документами программного характера, отражающими специфику умственного и социально-нравственного воспитания.

- рационально организовывать коррекционную работу по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи с учетом состояния нарушенной слуховой функции, возможностей восприятия и воспроизведения устной речи, индивидуальных особенностей учеников;

Студент должен владеть навыками:

- организации учебно-воспитательной работы в ДОУ и школах I-II вида

- составления конспектов фронтальных занятий с детьми с нарушениями слуха.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
Вариант 1 для специальности 05.07.17 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работ

1 вариант

1

История дошкольной сурдопедагогики

Составить тезисы по разделу «Основные этапы истории специальной педагогики и специального образования» по учебному пособию

Составьте таблицу «Педагогические системы обучения глухих»

8

- аннотирование научно-методических работ;

- круглый стол.

2

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста

Составить конспект статьи Розанова Т.В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста

Составить тезисный план по статье Катаевой А.А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта // Особенности развития и воспитания детей дошкольного

8

- работа с тестовыми заданиями;

- круглый стол

3

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха.

Сделать конспект статьи Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей //Дефектология.- 1995.-№1.

Проанализировать Типовое положение о ДОУ // Дошкольное образование в России: Сб. действ. Нормативно-правовых документов и науч.-метод. материалов.

8

14

- составление пакета диагностических методик;

- круглый стол

4

Воспитание детей с нарушениями слуха в семье

Составить тезисный план по учебному пособию Мастюковой Е.М., Московкиной А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.-М.,2003.

Сделать конспект статьи Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителями глухих детей //Дефектология.-1997.-№6.

10

18

- прорабокта научной литературы;

- деловая игра

5

Интеграция детей, имеющих нарушения слуха в детские сады общеразвивающего вида

Составить конспект статьи Мироновой Э.В. , Шматко Н.Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в ДОУ общего типа //Дефектология.-1995.-№4.

Составить конспект статьи Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение //Дефектология .-1999.-№1-2.

8


- составление терминологического аппарата;

- круглый стол

6

Задачи, принципы и методы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха.

Прочитайте и проанализируйте пояснительную записку к Программе воспитание и обучение глухих (слабослышащих) детей дошкольного возраста, определите и запишите основные задачи работы ДОУ.

Определите содержание термина «принципы воспитания и обучения».

3 Формы организации воспитани

8


- конспектирование научной литературы;

- защита проектов.

7

Личность сурдопедагога и характеристика его деятельности.

Сделать конспект статьи Носковой Л.П. Характеристика деятельности учителя-дефектолога в дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха //Дошкольное воспитание аномальных детей./Под ред. Л.П. Носковой .-М.,1993.

8


- конспектирование научной литературы;

- круглый стол

8

Формирование различных видов детской деятельности.

Составить конспект статьи Головчиц Л.А. Игра в жизни детей с нарушениями слуха //Дошкольное воспитание аномальных детей /Под ред. Л.П. Носковой.-М.,1993.

Составьте библиографию по теме занятия и подготовьте аннотацию на один любой источник.

6


- анализ занятия по обучению сюжетно-ролевой игре;

- составление конспекта занятия по обучению сюжетно-ролевой игре

9

Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха.

Составить конспект статьи Салахова А.Д. Спонтанный период доречевого и речевого развития у детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом //дефектология.-2001.-№3.

Составьте таблицу «Виды речевой деятельности у глухих детей»

6


- составление терминологического словаря

- проработка научно-исследовательской литературы, составление аннотаций статей;

- круглый стол


10

Подготовка детей с нарушением слуха к школе

Составьте конспект статьи Пархалиной Е.В., Речицкой Е.Г. Изучение готовности детей с нарушениями слуха к поступлению к школе //Учитель-дефектолог: Современные проблемы подготовки и совершенствование работы .//Межвузовский сборник научных трудов.-1990

6

- составление терминологического словаря

- проработка научно-исследовательской литературы, составление аннотаций статей

Итого:

78






1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

Раздел 1. Общие вопросы дошкольной сурдопедагогики
Занятие 1.

Тема: Предмет, задачи и методы дошкольной педагогики.
План:

  1. Предмет психологии лиц с нарушением слуха (сурдопсихологии)

  2. Задачи сурдопсихологии.

  3. Связь сурдопсихологии с другими научными дисциплинами.

  4. Методы сурдопедагогики.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Определите предмет и задачи сурдопедагогики.

  2. Какое влияние оказывает сурдопедагогика на сурдпсихологию?

  3. Как изменялось отношение к людям с нарушениями слуха в разные исторические эпохи?

  4. С какими областями научных знаний связана дошкольная сурдопедагогика?

  5. Какие методы использует дошкольная сурдопедагогика?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Выпишите термины, составьте глоссарий по теме, отразив в нем следующие понятия: сурдопедагогика; глухие; слабослышащие; позднооглохшие; развитие; психическое развитие; онтогенез; психический дизонтогенез; дефицитарное психическое развитие; поврежденное психическое развитие.




  1. Подготовьте доклад на тему «Вклад Л.С.Выготского в развитие отечественной сурдопедагогики».




  1. Составьте блок-схему содержательных связей сурдопедагогики с другими науками.

Студенты заполняют таблицу, выделяя ключевые теоретические позиции каждой научной дисциплины, значимые для детской сурдопедагогики. Данные заносятся в таблицу:


Наука

Предмет науки, ключевые теоретические позиции

Возрастная анатомия и физиология человека




Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи детей




Общая психология

Возрастная психология

Педагогическая психология

Специальная психология

Сурдопсихология




Общая педагогика

Дошкольная педагогика

Специальная педагогика

Дошкольная сурдопедагогика







  1. Составьте таблицу по вопросу 5.

Студенты осуществляют отбор информации, характеризующей цели, задачи, характеристику обозначенных методов психолого-педагогического изучения детей и специфические особенности их применения для детей с нарушенным слухом. Заносят данные в таблицу.

В графе «Специфические особенности применения метода для изучения детей с нарушенным слухом» студенты отмечаю ограничения в использовании метода для исследования детей с нарушенным слухом, а также те возможности, которые предоставляет данный метод при изучении особенностей развития детей указанной категории. Также в данной графе могут быть отмечены условия, обеспечивающие возможность применения метода к дошкольникам с нарушенным слухом.


Название метода

Цели и задачи применения

Характеристика

Специфические особенности применения для изучения детей с нарушенным слухом

Наблюдение










Психологический эксперимент










Метод анализа продуктов деятельности










Тестирование










Беседа










Анкетирование













  1. Определите методы, которые могут быть использованы вами во время посещения занятий и их анализа в детском саду для глухих и слабослышащих детей.


Литература:

Основная:

  1. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2010. – С. 14-22.

  2. Сурдопедагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. Е. Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2010 – С. 11-48.


Дополнительная:

  1. Андреева, Л. В. Сурдопедагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л. В. Андреева, под ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М.: Академия, 2005 – С. 5-25.

  2. Янн, П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: сурдопедагогика как наука [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / П. А. Янн. пер. с нем. Л. Н. Родиченко, Н. М. Назаровой. – М,: Академия. – 2003. – С. 15 – 24.


Занятие 2.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи курса iconЗадачи: Задачи изучаемого курса: ознакомить с основным понятийно-категориальным...
Цель и задачи учебного курса: : сформулировать научно-теоретический знания в области организации и функционирования служб телефонной...
Задачи курса iconТесты к экзамену
Задачи на понимание терминов, логические задачи, расчётные задачи, ситуационные задачи, тесты по курсу «Маркетинг» для 3 курса –...
Задачи курса iconСамостоятельная работа 65 часов Зачетные единицы (кредиты) 5 Новосибирск...
Для достижения поставленной цели в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом выделяются задачи курса
Задачи курса iconТесты по курсу «Маркетинг» для 3 курса Д, Э, эи, бу, Ф, 4 курс нэ. Введение
Задачи на понимание терминов, логические задачи, расчётные задачи, ситуационные задачи, тесты по курсу «Маркетинг» для 3 курса –...
Задачи курса iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой...
Задачи курса iconПоложение о проведении Государственного экзамена по специальности...
Задачи на понимание терминов, логические задачи, расчётные задачи, ситуационные задачи, тесты по курсу «Маркетинг» для 3 курса –...
Задачи курса iconРабочая учебная программа:  Цели и задачи курса  Тематический план...
Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению
Задачи курса iconЛекции
Дисциплина «Лексикология» предназначена для студентов III курса факультета романо-германской филологии (VI семестр). Цель курса –...
Задачи курса iconАннотация цели дисциплины. Цель курса
Цель курса заключается в ознакомлении студентов с основами управления человеческими ресурсами как одними из основных профессиональных...
Задачи курса iconТема Цель и задачи курса. Сущность бизнес-планирования
Предмет курса. Цель и задачи курса. Понятие и сущность бизнес-плана и бизнес-планирования. Необходимость планирования бизнеса. Особенности...
Задачи курса iconТема Пожарная тактика и ее задачи
Вопрос №1: Предмет и задачи курса, пути их решения. Развитие пожарной тактике, как научной дисциплины и ее базы, связь с другими
Задачи курса iconЛебедев А. Н. Психология рекламы
Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Задачи курса iconПояснительная записка. Цель курса
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи
Задачи курса iconПояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных...
Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология
Задачи курса iconТема урока Кол-во часов
Цели и задачи курса «Краеведение»: знакомство с общей структурой курса, его содержанием, формами и видами работ
Задачи курса iconОсновное содержание курса Социология pr тема Введение. Цели и задачи курса
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск