Сладкина Оксана Алексеевна г. Сергиев Посад 2012 г I. Шеринг. Наш семинар





Скачать 164.82 Kb.
НазваниеСладкина Оксана Алексеевна г. Сергиев Посад 2012 г I. Шеринг. Наш семинар
Дата публикации14.10.2013
Размер164.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №37»

Сообщение

на семинаре-практикуме

Районного Методического Объединения

педагогов-психологов

Сергиево Посадского района
«Методы песочной терапии

в работе педагога-психолога ДОУ»

Педагог-психолог

Сладкина Оксана Алексеевна

г.Сергиев Посад 2012 г
I.Шеринг. Наш семинар-практикум мне хотелось бы начать с обмена представлениями о методе песочной терапии….с шеринга: «Что такое для меня ПЕСОК?» («Для меня песок – это…»). (3 мин). «Есть ли среди присутствующих психологи, использующие данный метод?» (Раздать буклеты)

II.Метод песочной терапии


Метод песочной терапии был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека “возиться” с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. В песке находятся ионы серебра. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Метод песочной терапии как консультативной методики был описан английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки “жили” в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли “миром”. Поэтому М.Ловенфельд назвала свой игровой метод “мировой методикой”.

Формированием концепции “песочной терапии” (или “sand-play”) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако, для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, «Российской школой» была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. (Метод Прибалтики – разработан набор игрушек для песка, однако, набор работает только когда цел!!! Если пропадает (или ломается) какая-нибудь фигура – набор считается не полным и не может быть использован в работе!) (S и s).

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РОССИИ


В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Ее применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а также редкие приезды зарубежных песочных терапевтов пробудили собственные креативные силы русских психологов и педагогов. «Донаучный период» песочной терапии в России проявился в использовании песочницы как дополнительного инструмента, как среды для коррекционно-развивающих занятий. Появилась у логопедов и дефектологов!

Накопленный эмпирическим путем материал сегодня начинает подвергаться научному осмыслению. Причем характерной чертой этого процесса является отнюдь не осмысление опыта в рамках некоторой психологической парадигмы. На первый план выступает анализ особенностей и закономерностей использования песочной терапии с различными категориями адресатов психологической, психотерапевтической и педагогической работы. Например, осмысляя опыт работы, специалисты отвечают на вопросы: как использовать песочницу с одаренными детьми, как — с детьми-инвалидами, в рамках семейной терапии, с пожилыми людьми, с девиантными подростками и пр.

С точки зрения используемых техник работы на российской земле наблюдается выраженный эклектизм (избирательность) (Эклектизм (от др.-греч. ἐκλέγω «избираю») — направление в философии, старающееся построить систему путём сочетания различных признаваемых истинными положений, заимствованных из разнообразных философских систем.) . Применяются юнгианские, психоаналитические, психодраматические, арт-терапевтические, гештальтистские, психосинтетические и другие техники под общей идеей «главное, чтобы человеку помогло». Здесь явно проявляется интуитивное начало специалиста. Такой подход несколько удивителен для западного мира, но у нас оказывается весьма эффективным.

Таким образом, недоработанность российской концепции песочной терапии (с учетом российского менталитета, особенностей восприятия и характера) создает, с одной стороны, немало трудностей для использования песочной терапии и сертификации песочных терапевтов. С другой стороны, каждый специалист, отважившийся практиковать работу с песочницей, оказывается в пространстве творческого поиска и получает возможность внести свой уникальный вклад в процесс развития песочной терапии в России.

III.Cамая древняя игра маленького человечества

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла?

Да, есть такая игра!

И этой игрой забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем - Песочная игра. Идея Песочницы великолепна, поскольку песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать одновременно многое. И ощущение разнообразия природы, и ощущение возможностей своего тела, и сущности жизни вообще с её текучестью, неожиданностью, множеством форм.

Какой же принцип положен в создание этой игры?

Для многих людей облечение мысли в слово трудно, особенно для детей.

Но ведь ещё существует язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. Или - в рисунке, пластилине рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу методики Песочница.

Каково главное достоинство этой игры?

Главное достоинство Песочницы в том, что она позволяет ребёнку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.

Как всё просто, удобно и рационально в этой игре; отшлифовано многими поколениями маленьких человечков.

Для занятий требуются:

Стандартно: деревянный ящик (обязательно!) 50х70х8(12)см – «мир в твоих руках» (для периферического зрения), удобно все держать под контролем. И 1 метр на 1м40см для групповой работы (командной). Цвет голубой (синий), может переходить из светлого в темный и борта песочницы тоже. Для людей переживших горе (потерю близкого) – только квадратная песочница или с фальшстенкой перегораживающей песочницу пополам!!!

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

Фигурки – высотой не более 12 см по группам: транспорт, люди, животные, природный материал, жилища, деревья, сказочные герои, украшения, инструменты для работы с песком (лопаточки, совочки, палочки, кисти, сеялки и др.)

Все фигурки и лоточки должны быть из такого материала, который можно обрабатывать (мыть, сушить) или заменять на новые. Песок чистый, просеянный, прокаленный, для шиншилл (избавиться от талька) или для аквариумов, 1,5-2 кг чтобы песочница была заполнена на одну треть. Менять песок 1-2 раза в месяц или по мере загрязнения.

Перед игрой в песок тщательно проверяем руки детей и взрослых на наличие ранок. Если есть повреждения – занятие откладывается до выздоровления.

Для игры также потребуется вода (в кувшине, в пульверизаторе (лучше!)), воду давать дозировано.

Для детей ясельной группы «Песочница» - круг из шелка, в край которого вставлена веревка, (веревку стягивают – получается мешок), песок в середине – пляж: можно походить ножками, поползать…

Инструкции-правила

Для детей дошкольного возраста все инструкции (ритуалы входа и выхода) лучше давать в стихотворной форме без «Да» и «Нет». Так они быстрее запоминаются и воспринимаются. (Уникальная возможность посетить страну, где есть хозяин и законы, и правила. Каждый путешественник знакомится с правилами и выполняет их, но если нет, то ХОЗЯИН (не психолог) закрывает двери.

ХОЗЯИН-ХОЗЯЙКА для дошкольников должны быть природосообразные, песочносообразные (черепашка, скоробей, верблюд, ящерка…), знакомые детям (соответственно возрасту).

Хорошо использовать песочные часы, чтобы контролировать временной процесс. Можно использовать музыку, если не мешает клиенту. (Предотвратить «беличью болезнь»!!) Положение клиента относительно песочницы… (показать-памятка).

IV.Какие дети особенно нуждаются в этой игре?

Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. особенно нуждаются в Песочнице. Как показали исследования, Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.

Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и исчезали - уходили в песок. Отношения у детей становились ровными и гуманными.

Какое влияние оказывает на ребёнка эта игра?

Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

ПРОЦЕСС –см. занятия (папка с упражнениями и фото).

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться:

-с целью диагностики;

-с целью оказания первичной психологической помощи;

-в процессе краткосрочной психотерапии;

-в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

На стадии "хаоса" ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком.

Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через "хаос" происходит постепенное "проживание" психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации, позволяет изменять эмоциональное отношение к ней.

Стадия "хаоса" может занимать от 1 до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.

Стадию "борьбы" можно наблюдать у сложных детей, подростков, взрослых. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.

На стадии "разрешение конфликта" можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция психолога - это "активное присутствие", а не руководство процессом.

Стратегии (4 стратегии) ведение песочной картины.

(нужно иметь 4 фигурки)

1.Стратегия «Акына» - фигура может располагаться на бортике песочницы. Если клиент пригласит, то можно войти куда пригласит. «Что вижу – то пою» - песня Чукчи, описывает картину клиента выстроенную в песочнице, вступление в диалог.

2. «Любознательный» (Почемучка) – путешественник – молодая особь задающая вопросы: где, кто, почему (безоценочно). Оживлен всегда! Общаются фигурки с фигурками, а не лично, «глаза в глаза» нельзя!

3. «Провокатор» - (по Станиславскому) «Не верю!» Пришел кто-то и взял самое дорогое, ценное, люди ведь бдительность потеряли… Либо: Подделка у вас, а у меня самое ценное, нет и все! Выявить честность клиента, заставить активно действовать, сопротивляться.

4. «Молчаливый наблюдатель» - сам-себе психотерапевт. Всеми средствами проявляет участие, но молчит. Клиента прорывает в какой-то момент: «Из закрытой раковины – в открытое пространство».

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

- развить более позитивную Я-концепцию;

- стать более ответственным в своих действиях и поступках;

- выработать большую способность к самопринятию;

- в большей степени полагаться на самого себя;

- овладеть чувством контроля;

- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

- развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной.

Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе.

То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих "агрессора" и его "жертву". Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний.

Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.

.
Список использованной литературы:

1.Статья написана по материалам работ: Мешавкиной Т. Ф., педагога-психолога, и Белика Ю.Н., дефектолога/логопеда. (http://psy.1september.ru/)

2. Использован материал статьи “Песочная терапия на современном этапе” с сайта “Школьный психолог” (http://psy.1september.ru/)

Песочная психотерапия

3.Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной Феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.-61с.

4.Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко «Чудеса на песке: Практика песочной терапии» видео-диск.

5. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.- 340с.

6.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-80 с.

7.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006. - 176с.

8.Шиманская А. Сказки на песке. Практика песочной терапии. СПб.: Речь, 2010. – 224 с.

9.Лекции Т.М.Грабенко по Песочной терапии.

Материал к семинару по методу песочной терапии

Составлен Сладкиной О.
«Моделирующие» инструкции используются для моделирования определенного переживания или состояния. Это особенно важно, когда у клиента недостаточно опыта переживания:

  • Ресурсных состояний,

  • Состояний аутентификации,

  • Важнейших жизненных ценностей.




Направленность «моделирующей» инструкции

Варианты формулировок инструкций

Переживание ресурсных состояний

«Место, где я отдыхаю», «Праздник жизни», «Радость», «Заповедный лес», «Самый счастливый день в моей жизни», «Удача», «То, что я люблю», «То, что приносит мне радость», «Гармония», «Райское место»

Переживание состояния аутентификации

«Выберите, пожалуйста, одну фигурку, рассмотрите ее, а потом перенесите в песочницу. Создайте для нее максимально комфортную среду»; «Вылепите из песка фигуру человека (женщины/мужчины)»; «Вылепите из песка фигуру, образ вашего помощника»; «Представьте себе, что ваша цель достигнута, создайте в песочнице образ достигнутой цели – торжество достигнутой цели»; «Мудрец на краю Вселенной».

Чувственно-смысловое переживание важнейших жизненных ценностей

«Истина»; «Любовь»; «Единство»; «Жизни и Смерть»; «Покой»; «Честность»; «Достоинство»; «Счастье»; «Безмолвие»; «Простота»; «Сотрудничество»; «Свобода»; «Вера»; «Смирение».

Такого рода инструкции позволяют человеку «помедитировать» над определенной темой, благодаря чему формируется жизненно важное переживание. Картина может обсуждаться или не обсуждаться с психологом.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Попавшие в левый верхний угол фигурки символизируют процессы, связанные либо с прошлыми воспоминаниями, либо с мыслями о доме, о матери, о другой значимой женщине.

Фигурки, находящиеся в центральной верхней части, могут отражать то, о чем в данный момент думает, фантазирует клиент.

В правый верхний угол, как правило, попадают фигурки, отражающие мечтания, планы на будущее, мысли о взаимодействии в социуме: от детского сада, школы до работы. Взаимодействие с отцом, другими значимыми мужчинами.

Попавшие в центральную левую часть фигурки могут символизировать прошлые эмоциональные переживания, связанные с домом, матерью, значимой женщиной.

В этой части сосредотачиваются самые важные фигурки. Описывают, с одной стороны, актуальное эмоциональное состояние. С другой стороны, ценностные устремления. Нечто значимое. Неважно, осознаваемое это или нет.

Фигурки в правой центральной части отражают стремления, желания автора песочной картины. А также эмоции по поводу будущего, мужчин, социальной самореализации.

Фигурки, расположенные в левом нижнем углу, могут отражать некие совершенные в прошлом действия. Они могут быть также связаны с домом, матерью, значимой женщиной, ребенком.

В нижней центральной части находятся фигурки, отражающие, как правило, некоторые действия, реализуемые в данный момент, или отношение к ним. А также актуальные желания клиента.

Попавшие в правую нижнюю часть фигурки символизируют некие действия, которые возможны в будущем. Действия по отношению к социальному окружению или значимым мужским фигурам.

Х (положение клиента относительно песочницы, для левшей – в зеркальном отношении)
ПАМЯТКА SANDPLAY-ТЕРАПЕВТА

В ходе создания мира в песке психолог:

  • Создает безопасное и комфортное пространство.

  • Предоставляет клиента подносу с песком, объектам и процессу.

  • Занимает в кабинете место, удобное для наблюдения и для клиента.

  • Не покидает кабинет (только если об этом не попросит клиент).

  • Остается тихим, если клиент не приглашает поговорить, или психолог не почувствует, что важно ответить на язык тела клиента.

  • Замечает невербальные стимулы, например, выражения лица, вздохи и др.

  • Обращает внимание на последовательность работы и образ мира.

  • Не становится активно вовлеченным, если клиент не просит об этом.

  • Не вторгается в пространство подноса с песком.

  • Объективно наблюдает, протоколирует, что делает клиент, без интерпретации.


Психологу необходимо наблюдать за следующими аспектами:

  • Использованием песка, воды и объектов; направленностью движения объектов.

  • Последовательностью выбора и размещения объектов; в том числе за выбранными, но не размещенными в подносе объектами.

  • Типом создания мира: скоростью, интенсивностью, количеством объектов.

  • Структурами в подносе: повторениями, количеством, цветами, группировками, противоположностями, геометрическими структурами.

  • Признаками объектов: структурами, цветом, размером и т.д.

  • Использованием места: выше, ниже; группами и незаполненными областями.

  • Направлениями объектов.

  • Невербальными стимулами: выражением лица, внутренними и внешними изменениями и т.п.

  • Изменениями, сделанными в подносе: дополнениями, удалениями, движениями и разделением объектов и песка.

  • Языком, который клиент использует в обозначении объектов.

  • Погруженными в песок, закрытыми и скрытыми объектами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сладкина Оксана Алексеевна г. Сергиев Посад 2012 г I. Шеринг. Наш семинар iconОтчет педагога-психолога Побединской Ирины Викторовны по результатам...
Шеринг. Наш семинар-практикум мне хотелось бы начать с обмена представлениями о методе песочной терапии с шеринга: «Что такое для...
Сладкина Оксана Алексеевна г. Сергиев Посад 2012 г I. Шеринг. Наш семинар iconСергиев Посад Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя...

Сладкина Оксана Алексеевна г. Сергиев Посад 2012 г I. Шеринг. Наш семинар iconСергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.):...
Защита состоится 27 июня 2012 г в 10 часов на заседании диссертационного совета в Московской духовной академии по адресу: 141300,...
Сладкина Оксана Алексеевна г. Сергиев Посад 2012 г I. Шеринг. Наш семинар iconО материально-техническом обеспечении образовательной
Шеринг. Наш семинар-практикум мне хотелось бы начать с обмена представлениями о методе песочной терапии с шеринга: «Что такое для...
Сладкина Оксана Алексеевна г. Сергиев Посад 2012 г I. Шеринг. Наш семинар icon«Проект программы обслуживания туристов «Выходные в Сергиевом Посаде»
...
Сладкина Оксана Алексеевна г. Сергиев Посад 2012 г I. Шеринг. Наш семинар iconПлан работы стажировочной площадки по реализации подпрограммы «Дошкольное...
Шеринг. Наш семинар-практикум мне хотелось бы начать с обмена представлениями о методе песочной терапии с шеринга: «Что такое для...
Сладкина Оксана Алексеевна г. Сергиев Посад 2012 г I. Шеринг. Наш семинар iconКузнецова Елена Сергеевна г. Сергиев Посад 2009 г. Содержание Введение...
I. теоретическое исследование инфантильности и конфликтности у подростков 14-15 лет в условиях семьи
Сладкина Оксана Алексеевна г. Сергиев Посад 2012 г I. Шеринг. Наш семинар iconКонспект лекций для студентов 4 курса Сергиев Посад
Сектоведение изучает краткую историю, вероучение, культ и практику религиозных движений отпадших от православной Церкви или исповедующих...
Сладкина Оксана Алексеевна г. Сергиев Посад 2012 г I. Шеринг. Наш семинар iconКонкурс чтецов стихотворений о Родине октябрь
День экскурсий: начальная школа – г. Сергиев Посад; 5, 6, 7 класс – Музей космонавтики на ввц; 8, 11 класс – музей Московского метрополитена;...
Сладкина Оксана Алексеевна г. Сергиев Посад 2012 г I. Шеринг. Наш семинар iconП риложение №3 Андреева Оксана Алексеевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Сладкина Оксана Алексеевна г. Сергиев Посад 2012 г I. Шеринг. Наш семинар iconПриложение №2 Андреева Оксана Алексеевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Сладкина Оксана Алексеевна г. Сергиев Посад 2012 г I. Шеринг. Наш семинар iconСергиев Посад – русский город: история и современность. Работа школы,...
Сегодня мне хотелось бы рассказать, как изучение истории родного края превратилось в увлекательную творческую работу на уроках и...
Сладкина Оксана Алексеевна г. Сергиев Посад 2012 г I. Шеринг. Наш семинар iconДоклад директора ргоу нпо «Профессиональное училище №28 г. Мариинский Посад»
«Профессиональное училище №28 г. Мариинский Посад» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (в дальнейшем...
Сладкина Оксана Алексеевна г. Сергиев Посад 2012 г I. Шеринг. Наш семинар iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс 5 (СД. Ф. 11)«Логопедическая...
Автор программы: Онопа Оксана Алексеевна, старший преподаватель кафедры Специальной педагогики и специальной психологии
Сладкина Оксана Алексеевна г. Сергиев Посад 2012 г I. Шеринг. Наш семинар icon3 декабря 2012 года я посетила открытый урок в 1 «Б» классе (классный...
«Б» классе (классный руководитель Петроченкова Екатерина Алексеевна), где учится моя внучка. Я полагала, что за 35 минут урока будет...
Сладкина Оксана Алексеевна г. Сергиев Посад 2012 г I. Шеринг. Наш семинар iconМоу «Карайская средняя общеобразовательная школа»
Ноября 2012 года проводился межрегиональный семинар «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в процессе реализации фгос...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск