Скачать 27.75 Kb.
|
Сергиенко Е.А., д. псх.н, проф. «Развитие письма и чтения у детей. Часть 2» ГАУГН, 1 апреля 2010 г. Конспект Чем более дробная система письменности, тем более уязвим навык письма. Например, в странах с иероглифическим письмом 1-2% дислексий, а уже в силлабическом (слоговом) – 4-5%. В англоязычных странах 10-11% дислексий, это связано с тем, что практически не используется фонематический принцип (см. предыдущую лекцию). Ключевая операция в письме – перекодировка. Здесь постоянно задействованы память, внимание, акты абстрактного мышления и др. Сукцессивные процессы очень важны в навыке письма. Способность к ним проверяется субтестами Векслера «Повторение цифр», «Перекодировка». Готовность к освоению чтения и письма требует достаточного уровня когнитивного развития, с этим связан возраст поступления в школу. В разных странах система обучения строится по-разному. В США ребенок запоминает слова как графическое изображение, единое целое – это логографическое чтение. Затем слово разбивается на составные части, декодируется на буквы; далее переход от побуквенной стратегии к чтению слогов – ортография. Слогослияние – основной процесс в чтении. Это гностическая и артикуляционная операция. Симптоматика и психологические механизмы нарушения письма и чтения 1897 г. Морган описал мальчика 14 лет, который не умел читать, но успевал по другим предметам. 1905 г. Томас издал монографию, где были собраны описания ста подобных случаев. Дислексия – нарушение чтения, причем способность отстает по возрасту на 20%, то есть на два класса. Ребенок к концу 3-го класса не умеет читать. Первый подход: дислексия связана с минимальными мозговыми дисфункциями. Например, страбизм, гиперкинезы. При этом IQ может быть на уровне нижней нормы. Но не все дети с минимальной мозговой дисфункцией страдают нарушениями чтения и письма, так что прямой связи нет. Второй подход: концепция ЗПР. Психологический инфантилизм – устойчивость игровых интересов, уплощенность эмоциональной сферы, сильная разница между бытовым и понятийным интеллектом, затруднение в освоении теоретических представлений. Часто вербальный интеллект выше невербального. Третий подход: педагогическая запущенность. Нарушение механизмов научения. Единый подход: дислексия – это специфическое нарушение чтения. Признаки: 1) Показатель правильности чтения и/или понимания прочитанного на 2-х стандартных отклонения ниже уровня ожидаемого возраста чтения и общего индивидуального развития ребенка; 2) Нарушения препятствуют поведенческой деятельности и обучению ребенка, т.к. они требуют навыков чтения и письма (в некоторых культурах это необязательно); 3) Расстройство письма/чтения не является прямым следствием нарушения зрения или слуха или неврологического расстройства; 4) Ребенок имел адекватный школьный опыт научения чтению и письму; 5) IQ не ниже 80 (иначе причиной нарушения чтения и письма является умственная отсталость). Дислексия – стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный уровень интеллектуального речевого развития, отсутствие нарушений зрения и слуха и условия оптимального обучения. Классификация А.Н. Корнева: 1. Этиологическая ось: а) конституциональная/наследственная дислексия; б) энцефалопатологические формы – воспаление мозга. 2) Психопатологическая ось: а) синдром церебростенического инфантилизма – незрелость церебральных функций; б) синдром органического инфантилизма – органический дефицит, нарушение структуры субстрата. 3) Психологическая ось: психологический синдром: а) дисфазический вариант (плохо и с устной речью); б) дисгностический вариант – устная речь сохранна; в) смешанный вариант. 4) Функциональная ось: степень дезадаптации: а) латентная дислексия; б) выраженная дислексия; в) алексия – полная невозможность чтения и письма. |
Концепция анализа кризисных явлений 8 Стратегические риски 10 Процесс глобализации международных отношений набирает силу. Мир становится все более взаимозависим и все более уязвим для проявлений... | Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным... ... | ||
Конспект выступлений Конспект – это краткое письменное изложение содержания текст. Это особый вид текста, который создаётся в результате систематизации... | Как составить творческий опорный конспект? Конспект – это краткое письменное изложение содержания текст. Это особый вид текста, который создаётся в результате систематизации... | ||
А. Конан-Дойль «Под руководством философии материализма человечество движется по ложному пути. Чем дальше, тем всё более и более ясно, что путь... | Конспект по нескольким источникам, посвящённый одной теме Конспект – это краткое письменное изложение содержания текст. Это особый вид текста, который создаётся в результате систематизации... | ||
Конспект беседы для учащихся(7 9 класс) Тема: «Вредные привычки» Конспект – это краткое письменное изложение содержания текст. Это особый вид текста, который создаётся в результате систематизации... | 23. Значение индексов и их классификация «промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система» | ||
Шизофрения – мифы и реальность «промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система» | Боль. Физиологические механизмы боли Данное руководство. Авторы располагают более чем 20-летним опытом исследований и практической работы, основанным на применении ивл... | ||
Лев Кассиль Дело вкуса Данное руководство. Авторы располагают более чем 20-летним опытом исследований и практической работы, основанным на применении ивл... | Лекция 11 теории экономического роста «промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система» | ||
Тематический план учебной дисциплины «промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система» | Проверочная работа «Науки о природе» «промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система» | ||
Урок По курсу «Обществознание» Тест «промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система» | Тема: общая этиология. Общий патогенез «промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система» |