Программа состоит из двух частей





Скачать 91.14 Kb.
НазваниеПрограмма состоит из двух частей
Дата публикации01.08.2013
Размер91.14 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа


Программа вступительного испытания в форме собеседования

по «Психологии и педагогике»
Программа состоит из двух частей:

I часть. Психология

II часть. Педагогика

Первая часть программы посвящена рассмотрению общих и частных вопросов психологии и состоит из разделов, соответствующих основным отраслям психологии как науки. Содержательная целостность и единство данной программы достигается за счет включения в ее структуру вопросов общей психологии. Последующие разделы программы предусматривают рассмотрение истории психологии, возрастной, педагогической и социальной психологий.

Первая часть программы включает следующие разделы:

  • Общая психология;

  • История психологии;

  • Возрастная психология;

  • Педагогическая психология;

  • Социальная психология.

Вторая часть программы объединяет общие основы педагогики, историю педагогики и образования, введение в педагогическую деятельность, нормативно – правовое обеспечение образования, управление образовательными системами, теорию обучения и методику воспитания, социальную педагогику, педагогические технологии и психолого-педагогический практикум, управление образовательными системами.

. Включает следующие разделы:

  • Введение в педагогическую деятельность;

  • Общие основы педагогики;

  • Теория обучения;

  • Теория и методика воспитания;

  • История педагогики и образования;

  • Социальная педагогика;

  • Педагогические технологии;

  • Управление образовательными системами;

  • Психолого-педагогический практикум;

  • Нормативно-правовое обеспечение образования.


Часть I. Психология

Раздел I. Общая психология.

Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности.

Раздел II. История психологии.

Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических проблем психологических проблем на разных этапах развития психологии.

Раздел III. Возрастная психология.

Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах.

Раздел IV. Педагогическая психология.

Предмет и задачи педагогической психологии. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Учитель как субъект педагогической деятельности.

Раздел V. Социальная психология.

Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт.
Часть II. Педагогика.

Раздел I. Введение в педагогическую деятельность.

Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

Раздел II. Общие основы педагогики.

Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие методологии педагогической науки. Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике. Методы и логика педагогического исследования.

Раздел III. Теория обучения.

Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.

Раздел IV. Теория и методика воспитания.

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности, принципы и направления воспитания. Система форм и методов воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.

Раздел V. История педагогики и образования.

История педагогики и образования как область научного знания. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Раздел VI. Социальная педагогика.

Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи. Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов).

Раздел VII. Педагогические технологии.

Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий.

Раздел VIII. Управление образовательными системами.

Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления. Принципы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Управленческая культура руководителя. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация работников школы.

Раздел IX. Психолого-педагогический практикум.

Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта,

Раздел X. Нормативно-правовое обеспечение образования.

Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации.
Примерные вопросы:

  1. Предмет, задачи и структура современной психологии как науки.

  2. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и направления. Основные психологические школы.

  3. Сознание и его структура.

  4. Основные принципы и организация исследования в психологии.

  5. Понятие о личности в психологии. Отличительные признаки свойств личности. Структура личности.

  6. Понятие о деятельности. Виды деятельности, их характеристика. Структура деятельности.

  7. Понятие о внимании, виды внимания, их характеристика. Свойства внимания, их характеристика.

  8. Понятие, виды и свойства ощущений.

  9. Понятие и виды восприятия, их характеристика. Свойства восприятия.

  10. Понятие и механизмы памяти. Виды памяти, их характеристика.

  11. Общая характеристика мышления как высшей формы познавательной деятельности человека. Виды мышления, их характеристика.

  12. Понятие и физиологические основы воображения. Виды воображения.

  13. Понятие о чувствах и эмоциях, их физиологические основы.

  14. Понятие о воле. Волевые качества личности, их характеристика.

  15. Понятие и физиологические основы темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента.

  16. Понятие о характере. Структура характера.

  17. Понятие о способностях. Задатки и способности. Структура способностей.

  18. Предмет, задачи, методы возрастной психологии.

  19. Особенности психического развития в раннем возрасте.

  20. Особенности психического развития в дошкольном возрасте.

  21. Особенности психического развития в школьном возрасте.

  22. Личностная и умственная готовность детей к обучению в школе.

  23. Задачи и методы диагностики развития ребенка в процессе обучения. Обучаемость, ее критерии и их диагностика.

  24. Понятие, структура и особенности учебной деятельности на различных возрастных этапах.

  25. Психологические основы индивидуального подхода в обучении и воспитании.

  26. Сущность педагогической деятельности и ее происхождение.

  27. История становления образовательных учреждений – «школ» для профессиональной подготовки учителей-педагогов.

  28. Структура качеств личности. Профессиональная компетентность педагога.

  29. Сущность педагогического общения. Функции и средства общения. Стили общения и стили педагогического руководства.

  30. .Профессионализм и саморазвитие личности педагога.

  31. Предмет и функции педагогики как науки. Категории педагогики. Связь педагогики с другими науками.

  32. Образование: явление, ценность, процесс.

  33. Понятие методологии педагогической науки. Методы и логика педагогического исследования.

  34. Сущность и факторы социализации личности.

  35. Сущность педагогического процесса.

  36. Предмет, задачи и методы истории педагогики, как науки. Внутрисистемные и межсистемные связи.

  37. Современные зарубежные теории воспитания и обучения.

  38. Современная система образования Росси. Тенденции развития и модернизации.

  39. Раскрыть сущность процесса обучения. Функции, методы, средства и формы обучения.

  40. Современные педагогические технологии.

  41. Раскрыть сущность процесса воспитания. Функции, методы, средства и формы воспитания.

  42. Основные направления воспитания в современной педагогике.

  43. Дать понятие воспитательной системы. Представить классификацию воспитательных систем.

  44. Дать понятие коллектива. Основные признаки и стадии развития коллектива.

  45. Раскрыть базовые теории воспитания и развития личности.

  46. Раскрыть понятие и виды педагогического взаимодействия.

  47. Защита детства в современных условиях.

  48. Функции и виды семьи. Особенности развития современной семьи.

  49. Охарактеризовать государственно-общественную систему управления образованием.

  50. Основные законодательные акты в сфере образования.

Рекомендуемая литература:

  1. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие. /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М., 2008.

  2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.: Владос, 2006.

  3. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.:Гардарики, 2004.

  4. Маклаков А.Г. Общая психология.-СПб,2003.

  5. Нурова В.В. Психология.- М, 2004

  6. Педагогика. / Под. ред. Л.П.Крившенко. – М.,2008

  7. Психология / Под ред. А.А.Крылова. - М.2007.

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.,2005.

  9. Столяренко Л.Д. Основы общей психологии. - М.,2005

  10. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины 20 века: Учебное пособие. – М.: Академия, 2005. – 416 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа состоит из двух частей iconПрограмма вступительного испытания по истории
Вступительное испытание по географии состоит из двух частей: письменного задания и теста
Программа состоит из двух частей iconИнструкция по выполнению работы Работа состоит из двух частей. В...
Работа состоит из двух частей. В первой части 18 заданий, во второй – На выполнение всей работы отводится 4 часа (240 минут)
Программа состоит из двух частей iconКнига состоит из двух частей
Словообразовательные ресурсы русского языка. Словарь неузуальных слов современной разговорной речи: Сборник статей / Под ред к ф...
Программа состоит из двух частей iconКим №00000 Инструкция по выполнению работы
На выполнение заданий по русскому языку отводится 45 минут. Работа состоит из двух частей и содержит 15 заданий
Программа состоит из двух частей iconРаспределение заданий по содержанию
Работа состоит из двух частей. В первой части 18 заданий, во второй – На выполнение всей работы отводится 4 часа (240 минут)
Программа состоит из двух частей iconПрограмма состоит из двух частей
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа 020400....
Программа состоит из двух частей iconV дистанционная олимпиада «Эрудит» Математика I тур 9 класс ответы
Работа состоит из двух частей. В первой части 18 заданий, во второй – На выполнение всей работы отводится 4 часа (240 минут)
Программа состоит из двух частей iconИнструкция по выполнению экзаменационной работы
На выполнение экзаменационной работы дается 1ч 30 мин. Работа состоит из двух частей и содержит 12 заданий
Программа состоит из двух частей iconПрограмма лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)»
...
Программа состоит из двух частей iconУказатель состоит из двух частей. Первая «Их малая Родина Апшеронск»
Апшеронский район – прекрасный край рек, озер и гор, мекка для туристов. Но главным богатством района всегда были люди!
Программа состоит из двух частей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Санкт-Петербург в искусстве и литературе. Урок состоит из двух частей. Первая часть посвящена архитектурным памятникам Петербурга,...
Программа состоит из двух частей iconРабочая программа по географии для 11 классов составлена на основе...
На базовом уровне на изучение предмета отводиться 70 часов учебного времени в 10 и 11 классах. Этому требованию отвечает структура...
Программа состоит из двух частей iconИнструкция по выполнению работы Работа состоит из двух частей. В...
Городской округ (муниципальный район)
Программа состоит из двух частей iconИнструкция по выполнению работы Работа состоит из двух частей. В...
Городской округ (муниципальный район)
Программа состоит из двух частей iconУрок в 9-м классе (литература + экономика) по теме
Методическая разработка составлена в соответствии с Программой дисциплины «Стратегический менеджмент» и состоит из двух частей: 1...
Программа состоит из двух частей iconРеферат должен содержать критический анализ имеющихся в данной области...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск