Программа состоит из двух частей





Скачать 281.62 Kb.
НазваниеПрограмма состоит из двух частей
страница1/3
Дата публикации31.07.2013
Размер281.62 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3

Программа собеседования по направлению

050700.68 Специальное (дефектологическое) образование


Программа состоит из двух частей:

I часть. Специальная психология

II часть. Коррекционная педагогика

Первая часть программы посвящена рассмотрению общих и частных вопросов специальной психологии и состоит из разделов, соответствующих основным отраслям специальной психологии как науки. Содержательная целостность и единство данной программы достигается за счет включения в ее структуру общих вопросов специальной психологии. Последующие

разделы программы предусматривают рассмотрение основных вариантов отклоняющегося развития, требуют понимания основных различий в видах психического дизонтогенеза (недоразвитие, поврежденное, задержанное развитие и т.д.), а также предполагают наличие представлений об основных прикладных аспектах специальной психологии как науки.

Первая часть программы включает следующие разделы:

  • Общие вопросы специальной психологии;

  • Психология детей с интеллектуальной недостаточностью различной степени выраженности (психическое недоразвитие, поврежденное, задержанное развитие);

  • Сурдопсихология (дефицитарное развитие);

  • Тифлопсихология (дефицитарное развитие);

  • Психология детей с тяжелыми нарушениями речи (дефицитарное развитие);

  • Прикладные вопросы специальной психологии.

Вторая часть программы объединяет общие вопросы теории коррекционной педагогики, основы дидактики, вопросы обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста с нарушением интеллекта, с сенсорными дефектами, с нарушениями речи. Включает следующие разделы:

  • Общие вопросы теории и дидактики коррекционной педагогики;

  • Обучение и воспитание детей дошкольного и школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью различной степени выраженности;

  • Педагогические технологии обучения и воспитания детей с нарушениями речи;

  • Педагогические технологии обучения и воспитания детей с нарушением зрения;

  • Педагогические технологии обучения и воспитания детей с нарушением слуха.


Часть I. Специальная психология
Раздел I. Общие вопросы специальной психологии

Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики. Предмет и объект специальной психологии. Понятия «аномальное развитие», «отклоняющееся развитие», «дизонтогения». Теоретические и прикладные задачи специальной психологии. Основные направления (разделы) специальной психологии. Межпредметные связи специальной психологии. Связь с психологическими, педагогическими, биологическими и медицинскими науками. Категориальный аппарат специальной психологии. Проблема терминологии в науке. Теоретическое и практическое значение специальной психологии. Значение специальной психологии для реализации коррекционно-образовательных задач современного образовательного

пространства.

Актуальные проблемы теории и практики отечественной специальной психологии. Проблема места и роли специальной психологии в системе научного знания. Проблема определения объекта науки. Сходство и различие предметного содержания специальной и клинической психологии. Проблема разработки теоретической базы и методов ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии. Основные тенденции в современной системе специального образования – дифференциация и интеграция. Теоретические и прикладные проблемы диагностики отклоняющегося развития. Теоретические истоки специальной психологии. Вклад Л.С. Выготского в разработку научных основ специальной психологии. Основополагающие

положения учения Л.С. Выготского (о сложной структуре дефекта, о социальной компенсации дефекта, об общих закономерностях развития в норме и при различных отклонениях в развитии, о структурной совокупности общих и специфических закономерностей аномального развития, о единстве интеллекта и аффекта, о системном строении высших психических функций,

о соотношении обучения и развития). Значение идей Л.С. Выготского для развития современной теории и практики специального образования.Методологические позиции и принципы специальной психологии.

Понятия «метод», «методология». Методологические позиции специальной психологии:

  • культурно-историческая обусловленность человеческой психики;

  • ведущая роль социокультурного контекста при формировании психических процессов;

  • ведущая роль деятельности и речи в психическом развитии человека;

  • единство структуры психической и практической деятельности человека.

Принципы специальной психологии: принцип детерминизма, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип структурно- динамического анализа результатов изучения ребенка, принцип качественного анализа результатов изучения. Естественнонаучные основы специальной психологии. Локализация высших психических функций. Теория динамической локализации психических функций. Теория функциональной системы П.К.Анохина.

Характеристика трех функциональных блоков мозга по А.Р. Лурия и их роль в психической деятельности человека.

Понятие «дизонтогения». Этиология нарушений. Психологические параметры дизонтогенеза: интенсивность и распространенность патологического процесса, функциональная локализация нарушения (частные и общие дефекты), время поражения (возрастная обусловленность, сензитивные периоды развития психических функций), взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом, степень нарушения межфункциональных связей и иерархических координаций (асинхронии: ретардация, акселерация, их сочетание).

Основные виды психического дизонтогенеза. Проблема классификации вариантов психического дизонтогенеза (Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев, Л.Каннер и др.) Классификация видов психического дизонтогенеза В.В. Лебединского (по типу ретардации: психическое недоразвитие, задержанное психическое развитие; по типу повреждения:

поврежденное развитие, дефицитарное развитие; по типу асинхронии: искаженное развитие, дисгармоническое развитие). Типология отклоняющегося развития М.М.Семаго: недостаточное развитие (тотальное недоразвитие, задержанное психическое развитие, парциальная

несформированность); асинхронное развитие (искаженное развитие, дисгармоничное развитие); нарушенное развитие (поврежденное развитие, дефицитарное развитие).

Понятие «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка. Теоретическое и практическое значение проблемы «норма» - «аномалия». Основные подходы в решении проблемы «норма» - «аномалия». Виды «нормы» (статистическая, физиологическая, индивидуальная, идеальная, функциональная). Трудности решения проблемы «норма» - «аномалия». Функциональная норма как отправная точка, а также цель реабилитационной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития. Л.С. Выготский об общих закономерностях нормального и аномального развития. Общие закономерности отклоняющегося развития (нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации, нарушение речевого опосредования, более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей

действительности, трудности социальной адаптации и риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности). Специфические закономерности отклоняющегося развития. Аффективная регуляция поведения и деятельности как одна из предпосылок и составляющих формирования психики в онтогенезе. Л.С. Выготский о соотношении интеллекта и аффекта в психическом развитии ребенка. Взгляд современных ученых на взаимосвязь в развитии эмоциональной сферы и познавательной деятельности ребенка.

Раздел II. Психология детей с интеллектуальной недостаточностью различной степени выраженности (психическое недоразвитие, задержанное развитие)

Методологические основы психологии детей с интеллектуальной недостаточностью.

Психическое недоразвитие. Причины умственной отсталости. Понятия «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция». Классификация умственной отсталости по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу.

Олигофрения как форма психического недоразвития. Закономерности олигофренического дефекта: тотальность, иерархичность, необратимость, непрогредиентность. Классификация олигофрении по М.С.Певзнер: неосложненная, с нарушением нейродинамики, с нарушением анализаторов, с грубыми нарушениями личности, с психопатоподобной формой поведения. Особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы,

моторики, личности, характерные для каждой группы.

Современная дефектология (Лубовский В.И., Шиф Ж.И., Певзнер М.С., др.) о потенциальных возможностях развития психики умственно отсталых детей. Особенности основных свойств внимания умственно отсталых школьников: концентрация, устойчивость, распределение, переключение внимания. Патологические расстройства внимания. Особенности ощущений и восприятия. Дифференцировка ощущений, особенности чувствительности. Нарушение целостности, осмысленности, целенаправленности, избирательности восприятий. Замедленность, неточность, узость восприятий. Особенности представлений у детей с нарушением интеллекта. Трудности формирования временных нервных связей как основная причина нарушений памяти. Виды памяти, особенности процессов памяти. Особенности воспроизведения словесного материала. Особенности узнавания. Эпизодическая забывчивость при появлении истощаемости и охранительного торможения центральной нервной системы. Особенности образов воссоздающего и творческого воображения. Возрастные и индивидуальные особенности развития воображения. Особенности развития устной речи умственно отсталых школьников.

Недоразвитие обобщающей, коммуникативной, сигнификативной, контролирующей и регулирующей функций речи у умственно отсталых детей. Особенности развития письменной речи. Соотношение между устной и письменной речью. Нарушения устной и письменной речи.

Дефектность мышления как основной симптом олигофрении. Особенности наглядно- действенного, наглядно-образного, словесно- логического мышления умственно отсталых детей. Инертность и тугоподвижность. Узость и негибкость. Особенности критичности и самостоятельности мышления. Слабость регулирующей роли мышления. Особенности операций аналитико-синтетической деятельности. Психологическая характеристика детей с глубоким интеллектуальным недоразвитием. Грубые нарушения всех сторон психики детей с глубоким интеллектуальным недоразвитием: мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы. Особенности мышления глубоко умственно отсталых детей: беспорядочность, бессистемность представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления. Инертность, конкретность мышления, чрезвычайная затрудненность обобщений. Выраженное недоразвитие речи детей с глубокой умственной отсталостью. Взаимосвязь степени недоразвития речи и уровня общего психического недоразвития. Эхолалии в речи глубоко умственно отсталых детей. Особенности памяти глубоко умственно отсталых детей. Особенности внимания детей с глубоким интеллектуальным недоразвитием (малая устойчивость, низкая переключаемость, слабость активного внимания). Особенности моторики глубоко умственно отсталых детей.

Позиции современных исследователей на взаимосвязь эмоционально- волевой и интеллектуальной сфер. Слабость интеллектуальной регуляции эмоций и чувств при умственной отсталости. Особенности эмоций и чувств: недифференцированность, полярность, неадекватность, инертность. Дисгармония в развитии элементарных и высших чувств. Своеобразие в

развитии высших чувств: интеллектуальных, моральных, эстетических. Особенности высших чувств как мотивов поведения. Патологические особенности настроений: раздражительность, апатия, депрессия, эйфория и т.п.

Типологические особенности проявлений эмоций и чувств при различных вариантах структуры дефекта. Особенности волевой регуляции. Слабость интеллектуальной регуляции

воли. Нарушение целенаправленности, недоразвитие мотивации, неустойчивость намерений, упрямство, негативизм. Патологические расстройства воли: абулия, гипобулия, гипербулия. Значение эмоций и воли в практической и познавательной деятельности. Влияние особенностей высшей нервной деятельности умственно отсталых детей на становление личности. Повышенная утомляемость и сниженная работоспособность. Влияние семейного воспитания, отношений в детских коллективах и социально-психологических условий на формирование и становление личности.

Своеобразие межличностных и внутриколлективных отношений. Внутригрупповая дифференциация. Популярность, изолированность, отторжение. Типология лидерства в группах и коллективах. Принцип единства сознания и деятельности в специальной психологии.

Деятельность и ее структура. Нарушение целенаправленности деятельности. Недоразвитие самоконтроля и саморегуляции в деятельности, уход от трудностей, некритичное отношение к результатам деятельности, неумение соотнести результаты деятельности с предъявленными требованиями. Нарушение ориентации в задаче, проблемной ситуации. Отношение к трудностям, возникающим в процессе деятельности. Особенности переноса прошлого опыта, мотивации деятельности. Специфичность развития различных видов деятельности при умственной

отсталости в соответствующие возрастные периоды (эмоционального общения, предметной деятельности, ролевой игры, практической, учебной и трудовой деятельности). Особенности складывания эмоционального и детей на первом году жизни. Недостаточность эмоционального отклика на обращение взрослого, искажение основных параметров «комплекса оживления». Особенности овладения основными локомоторными функциями, предметными действиями. Роль социальных факторов в коррекции и компенсации дефекта в раннем возрасте. Роль деятельности в коррекции дефектов сенсорной, эмоциональной, волевой, интеллектуальной и личностной сфер умственно отсталого ребенка. Возможности коррекции недостатков в развитии сенсорной, эмоциональной, волевой, интеллектуальной и личностной сфер в процессе формирования предметной деятельности, ролевой игры, учебной и трудовой деятельности. Коррекционно-развивающий потенциал каждого из видов деятельности. Условия реализации принципа деятельностного подхода в работе с детьми. Значение овладения различными видами деятельности для процесса социализации ребенка с нарушением интеллекта.

Задержанное психическое развитие. Принципиальное отличие задержки психического развития от умственной отсталости. ЗПР как нарушение темпа психического развития. ЗПР как специфический вид дизонтогенеза: история выделения из детской популяции. Терминология, используемая для обозначения данной категории детей зарубежными специалистами. Классификация ЗПР по этиологическому признаку, предложенная К.С. Лебединской. Специфические закономерности и своеобразие психики детей с ЗПР. Структура дефекта при ЗПР. Преимущественное нарушение работоспособности, темпа, неравномерности развития как диагностические критерии ЗПР. Особенности психической сферы, личности и деятельности

детей с ЗПР. Первичная ЗПР – отставание в созревании интеллектуальных предпосылок. Варианты ЗПР: конституционального генеза, соматогенного генеза, психогенного генеза, церебрально-органического генеза. Органический инфантилизм, дисгармонический инфантилизм, соматогенный инфантилизм, гармонический инфантилизм.

Вторичная ЗПР, обусловленная сенсорной, моторной, речевой, социальной депривацией (ЗПР при ДЦП, при общем недоразвитии речи, при дефектах зрения, при дефектах слуха, при педагогической запущенности). Социокультурная депривация как фактор педагогической запущенности, ведущий к задержке в психическом развитии ребенка. Особенности готовности к школьному обучению при ЗПР.
Раздел III. Сурдопсихология (дефицитарное развитие)

Роль слуха в познании окружающего мира. Предмет и задачи сурдопсихологии как отрасти специальной психологии. Развитие сурдопсихологии как науки. Значение работ отечественных ученых Р.М.Боскис, И.М.Соловьева, Ж.И.Шиф, Ф.Ф.Рау, Т.В.Розановой для становления и развития сурдопсихологии. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей. Общие закономерности развития психики детей с нарушением слуха. Сложная структура развития психики ребенка с дефектом слуха, теория компенсации и «сверхкомпенсации» дефекта. Особенности психического развития ребенка с нарушением слуха в различные возрастные периоды. Ведущая деятельность на каждом этапе возрастного развития и ее особенности у лиц с нарушением слуха. Зависимость овладения ребенка новым видом деятельности от уровня развития его сенсорно-перцептивной сферы. Влияние первичного дефекта на развитие познавательных процессов. Особенности развития внимания и его свойств у детей с нарушением слуха. Факторы, способствующие привлечению и поддержанию внимания в условиях специально организованного обучения неслышащих детей. Значение развития слухового внимания у детей с остатками слуха. Тактильно- ибрационные ощущения, их роль в познании окружающего мира у детей с тяжелыми нарушениями слуха. Двигательные ощущения (статические и кинестетические). Их роль в формировании разных форм речи у детей с нарушениями слуха (устной, дактильной). Значение остаточного

слуха в процессе формирования речи. Восприятие глухих и слабослышащих. Возможности зрительного восприятия устной речи.

Представления и их особенности у детей с нарушением слуха. Память, особенности видов памяти. Образная память и особенности ее развития у детей с нарушениями слуха. Влияние речевого недоразвития на формирование образной памяти. Мышление и его онтогенез у детей с нарушением слуха. Развитие наглядно-действенного мышления у детей с нарушениями слуха. Характерные особенности образного мышления глухих и слабослышащих детей. Роль речи в развитии словесно-логического мышления. Овладение глухими и слабослышащими детьми основными мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением). Своеобразие мыслительной деятельности детей с недостатками слуха. Речевое развитие детей с нарушением слуха, условия овладения языком. Сензитивный период в развитии речи ребенка, особенности его протекания у детей с нарушением слуха в зависимости от степени потери слуха и времени наступления глухоты.

Своеобразие процесса овладения речью у детей с нарушениями слуха. Речевые способности детей с нарушением слуха. Условия их развития. Зависимость развития речи на разных возрастных этапах от ведущей деятельности на данном этапе развития. Особенности развития письменной речи у детей с нарушением слуха. Специфические средства общения глухих детей. Характеристика дактильной речи. Жестовая речь. Роль этих видов речи в психическом

развитии глухих. Общее и специфическое в развитии эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями слуха. Особенности формирования эмоционально- волевой сферы у детей с нарушениями слуха. Специфика эмоционального развития детей с недостатками слуха. Влияние сенсорной депривации на эмоциональное развитие детей. Возможности узнавания и понимания эмоций людей глухими детьми.

Роль речи в формировании и развитии личности ребенка с дефектом слуха. Влияние недостаточности общения на личностное развитие детей. Трудности формирования убеждений, морально-этических представлений и понятий. Особенности формирования самооценки и оценки окружающих. Уровень притязаний глухих школьников. Отношение неслышащих детей к своему дефекту.

Личность как субъект межличностных отношений, опосредованных деятельностью. Межличностные отношения в среде глухих и слабослышащих. Взаимоотношения с окружающими людьми. Индивидуально-психологические особенности личности детей с нарушениями слуха. Своеобразие черт характера детей с нарушениями слуха. Наличие значительных индивидуально-психологических различий у неслышащих детей в развитии различных способностей. Особенности деятельности детей с нарушениями слуха.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа состоит из двух частей iconПрограмма вступительного испытания по истории
Вступительное испытание по географии состоит из двух частей: письменного задания и теста
Программа состоит из двух частей iconИнструкция по выполнению работы Работа состоит из двух частей. В...
Работа состоит из двух частей. В первой части 18 заданий, во второй – На выполнение всей работы отводится 4 часа (240 минут)
Программа состоит из двух частей iconКнига состоит из двух частей
Словообразовательные ресурсы русского языка. Словарь неузуальных слов современной разговорной речи: Сборник статей / Под ред к ф...
Программа состоит из двух частей iconКим №00000 Инструкция по выполнению работы
На выполнение заданий по русскому языку отводится 45 минут. Работа состоит из двух частей и содержит 15 заданий
Программа состоит из двух частей iconРаспределение заданий по содержанию
Работа состоит из двух частей. В первой части 18 заданий, во второй – На выполнение всей работы отводится 4 часа (240 минут)
Программа состоит из двух частей iconПрограмма состоит из двух частей
Суворове А. В., способствовать формированию интереса к изучению Отечественной истории и истории Кубани, создать атмосферу здорового...
Программа состоит из двух частей iconV дистанционная олимпиада «Эрудит» Математика I тур 9 класс ответы
Работа состоит из двух частей. В первой части 18 заданий, во второй – На выполнение всей работы отводится 4 часа (240 минут)
Программа состоит из двух частей iconИнструкция по выполнению экзаменационной работы
На выполнение экзаменационной работы дается 1ч 30 мин. Работа состоит из двух частей и содержит 12 заданий
Программа состоит из двух частей iconПрограмма лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)»
...
Программа состоит из двух частей iconУказатель состоит из двух частей. Первая «Их малая Родина Апшеронск»
Апшеронский район – прекрасный край рек, озер и гор, мекка для туристов. Но главным богатством района всегда были люди!
Программа состоит из двух частей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Санкт-Петербург в искусстве и литературе. Урок состоит из двух частей. Первая часть посвящена архитектурным памятникам Петербурга,...
Программа состоит из двух частей iconРабочая программа по географии для 11 классов составлена на основе...
На базовом уровне на изучение предмета отводиться 70 часов учебного времени в 10 и 11 классах. Этому требованию отвечает структура...
Программа состоит из двух частей iconИнструкция по выполнению работы Работа состоит из двух частей. В...
Городской округ (муниципальный район)
Программа состоит из двух частей iconИнструкция по выполнению работы Работа состоит из двух частей. В...
Городской округ (муниципальный район)
Программа состоит из двух частей iconУрок в 9-м классе (литература + экономика) по теме
Методическая разработка составлена в соответствии с Программой дисциплины «Стратегический менеджмент» и состоит из двух частей: 1...
Программа состоит из двух частей iconРеферат должен содержать критический анализ имеющихся в данной области...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск