Тематический план по курсу История психологии (СП)
Преподаватель: Мозжерина В.Н.
341 группа, Семестр 8
№ лек
| Тема и содержание лекции | Часы
| 1
| Французская социологическая школа и близкие к ней направления французской науки
Психологические идеи во французской социологической школе. Психологические представления Э.Дюркгейма. Очерк жизни и творчества. Э.Дюркгейм как социолог и психолог. Представление о коллективных феноменах сознания. Л.Леви-Брюль, очерк жизни и творчества. Изучение “первобытного мышления”. Пралогическое мышление и принцип партиципации. “Структурная антропология” К.Леви-Строса и ее связь с французской психологической школой. П.Жане, очерк жизни и творчества. П.Жане как психолог и психотерапевт. Структурно-уровневая теория психического.Рассмотрение высших психических функций. Влияние идей П.Жане на зарубежную и русскую психологию.
| 2
| 2
| Жан Пиаже и его роль в психологии
Очерк жизни и творчества Жана Пиаже. Два основных периода развития его теории. Характеристика первого периода: представления об аутизме, эгоцентризме, социализированной мысли; точка зрения на соотношение мышления и речи; методы исследования. Характеристика второго периода: точка зрения на соотношение интеллекта и действия; виды опыта; представление об операциях; этапы развития интеллекта и их характеристика. Интериоризация в представлении Ж.Пиаже.
Исследование развития моральных суждений в работах Ж.Пиаже и Л.Колберга.
| 2
| 3.
| «Понимающая психология»
В.Дильтей, его жизнь и творчество. Представление о “науках о природе” и “науках о духе”. Объяснительная и описательная психологии как антагонисты в представлениях В.Дильтея. Влияние идей В. Дильтея на психологию ХХ столетия. Развитие идей В.Дильтея Э.Шпрангером. Понимание как метод психологии. Идеи “описательной психологии” у Г.Г.Шпета.
| 2
| 4.
| Экзистенциалистическая традиция в зарубежной психологии
Европейский экзистенциализм, его влияние на психологию. Экзистенциальный анализ. Дазайн-анализ (Л.Бинсвангер, М.Босс), его соотношение с психоанализом. Философия М.Хайдеггера как теоретическая основа дазайн-анализа. Представление о “здесь-бытии”. Свобода, вина и ответственность. Экзистенциалы. Основы психотерапии.
Экзистенциальный анализ В.Франкла. Очерк жизни и творчества В.Франкла. Свобода воли, воля к смыслу, смысл жизни как базовые представления логотерапии. Представление о самотрансценденции. Принципы дерефлексии и парадоксальной интенции.
Экзистенциальный анализ в США. Р.Мэй, И.Яллом.
Дж.Л.Морено: психодрама как теория и терапевтическая система. Очерк жизни и творчества Дж.Л.Морено. Философские, религиозные, литературные, театральные, психологические истоки психодрамы. Представление о спонтанности и креативности. Теория ролей. Социометрия. Основание групповой психотерапии.
Ф.Перлз: гетштальттерапия. Очерк жизни и творчества Ф.Перлза. Принцип холизма, принцип “здесь и сейчас”. Человек и среда. Представление о гештальте, его формировании и завершении. Структура невроза. Принципы психотерапии.
| 2
| 5.
| Американская “гуманистическая психология”
“Гуманистическая психология” как “третья сила” в американской психологии. Сравнительный анализ “гуманистической психологии”, бихевиоризма и психоанализа. “Гуманистическая психология” и экзистенциализм: общее и различия. Экзистенциалистическая и персоналистическая линии в “гуманистической психологии”.
Г.Оллпорт, очерк жизни и творчества. Идеографический подход в психологии. Теория черт. Принцип функциональной автономии.
А.Маслоу, очерк жизни и творчества. Представления о самоактуализации и самоактуализирующейся личности. Теория потребностей. “Лестница” потребностей. Дефицитарные потребности и потребности роста. “Дальние пределы человеческой психики” и трансперсональная психология.
К.Роджерс, очерк жизни и творчества. Феноменологический подход к личности. Представление о феноменальном поле. Тенденция актуализации. Закономерности формирования Я-концепции. Неконгруэнтность личности и пути ее смягчения. Принцип безусловного позитивного внимания. Основы роджерианской психотерапии.
| 2
| 6.
| Когнитивная психология
Когнитивная психология как направление, базирующееся на “компьютерной метафоре”. Влияние на нее психофизики, гештальтпсихологии, необихевиоризма, теорий мыслительных операций. Представление о психике как системе переработки информации. Модели внимания, восприятия, памяти, мышления в когнитивной психологии. (У.Найссер, Д.Бродбент, Д.Линдсей, Д.Миллер и др.).
| 2
| 7.
| Особенности развития психологии в России в ХХв.
Общая характеристика русской психологии в конце XIX и начале XX в. (дооктябрьский период). Основные направления психологической мысли: естественнонаучное, духовно-религиозное, эмпирическое. Организационное развитие психологии. Деятельность психологических обществ. Психологические и психофизиологические лаборатории. “Университетская психология”. Н.Я.Грот как теоретик и организатор науки. А.И.Введенский как теоретик и организатор науки. Г.И.Челпанов как теоретик и организатор науки; деятельность Психологического института. Н.Н.Ланге как методолог и психолог. Общий очерк деятельности И.П.Павлова и В.М.Бехтерева в дореволюционный период (подробнее их еятельность, равно как и творчество ряда других психологов, начавших свой путь до революции, рассмотрен в специальных разделах. См. ниже).
Октябрьская революция и ее влияние на развитие русской психологии. Проблемы перестройки психологии на базе марксизма. Проблемы реформы науки в трудах П.П.Блонского 20-х гг. Судьба основных направлений российской психологической мысли в послереволюционный период. К.Н.Корнилов и программа перестройки психологии на основе марксизма. Реорганизация деятельности Психологического института. Формирование основных школ отечественной психологии в 20-30 гг. (Школа Л.С.Выготского, школа С.Л.Рубинштейна, Санкт-Петербургская психологическая школа). Психоанализ в России, особенности его развития. Педология и ее судьба в России. Судьбы психологии и психологов в период репрессий 30-х гг. Психология в годы Великой Отечественной войны. Психология в послевоенные годы. Судьбы психологов в период репрессий конца сороковых – начала пятидесятых годов. Основные направления отечественной психологии в 50-е – 70-е гг.
| 2
| 8.
| Л.С.Выготский и его школа
Очерк жизни и творчества Л.С.Выготского. Л.С.Выготский как методолог. Проблема построения “общей психологии”. Л.С.Выготский как теоретик психологии; “культурно-историческая” теория развития психики. Проблема опосредствования. Представление о знаке. Интериоризация в понимании Л.С.Выготского. История развития высших психических функций как предмет психологии. Общая характеристика высших психических функций. Проблемы возрастной и педагогической психологии в трудах Л.С.Выготского. Представление о социальной ситуации развития. Понятие “зона ближайшего развития”.
А.Р.Лурия, очерк жизни и творчества. Исследование познавательных еяанисов на материале различных культур. Исследование словесной регуляции поведения. Исследование умственной отсталости. Исследование афазий. Проблема локализации психических функций. Нейропсихология в ее историческом развитии.
А.Н.Леонтьев, очерк жизни и творчества. Исследование памяти. Проблемы развития психики. Теория деятельности и ее роль в дальнейшем развитии психологии. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет психологии. Общее представление о деятельности. Структура деятельности. Представление о ведущей деятельности. Деятельность, сознание, личность.
Д.Б.Эльконин, очерк жизни и творчества. Проблемы возрастной периодизации психического развития. История детства. Исследование игры. Разработка экспериментальной системы обучения.
П.Я.Гальперин, очерк жизни и творчества. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
Разработка и развитие идей Л.С.Выготского другими учениками и последователями (А.В.Запорожец, Л.И.Божович, Л.В.Занков, Л.А.Венгер, В.В.Давыдов и др.).
| 2
| 9.
| Философско-психологические воззрения
С.Л.Рубинштейна
Очерк жизни и творчества С.Л.Рубинштейна. С.Л.Рубинштейн как теоретик и организатор психологической науки. Принцип творческой самодеятельности и анализ специфики гуманитарного знания. Методологические принципы психологии: принцип единства сознания и деятельности; диалектико-материалистический принцип детерминизма. Идея субъектности. Представление о субъект-субъектном взаимодействии. Психическое как процесс и как деятельность. Исследования мышления. Развитие идей С.Л.Рубинштейна учениками и последователями .
| 2
| 10.
| И.П.Павлов и влияние его идей на зарубежную и отечественную психологию
Очерк жизни и творчества И.П.Павлова. Проблема поведения целостного организма. Проблема сигнала. Рефлекс как единица анализа поведения. Динамика образования и изменения условных рефлексов. Учение о типах и свойствах высшей нервной деятельности. “Павловская сессия” АН СССР и АМН, ее роль в судьбах психологии и психологов.
Представление о свойствах высшей нервной деятельности и психофизиология индивидуальных различий (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын). Б.М.Теплов, очерк жизни и творчества. проблема индивидуальных различий с точки зрения синтетического и аналитического подхода. Проблема диагностики индивидуальных различий. Соотношение свойств. Проблема их универсальности. Свойства ВНД и свойства личности. Другие направления исследований Б.М.Теплова. Исследование способностей. Исследования практического мышления.
| 2
| 11.
| Санкт-Петербургская (Ленинградская) школа
В.М.Бехтерев, очерк жизни и творчества. В.М.Бехтерев как теоретик и организатор науки. Проблемы построения объективной науки. Объективная психология. Рефлексология. Коллективная рефлексология. Общие законы мироздания и психики. Педологические исследования. Идеи комплексного и лонгитюдного подходов в психологии.
А.Ф.Лазурский как последователь В.М.Бехтерева и как самостоятельный теоретик и практик психологии. Очерк жизни и творчества А.Ф.Лазурского. Основы характерологии. Введение категории “отношение”. Проблемы методов исследования. Представление о естественном эксперименте. Программа исследования личности.
М.Я.Басов, очерк жизни и творчества. Человек как деятель в среде. Методологические и методические проблемы наблюдения.
В.Н.Мясищев, очерк жизни и творчества. В.Н.Мясищев как последователь А.Ф.Лазурского. Теория отношений. Отношение как новая психологическая категория. Рассмотрение общепсихологических, возрастнопсихологических и психотерапевтических проблем с позиции теории отношений.
Б.Г.Ананьев, очерк жизни и творчества. Человек как предмет познания. Проблемы построения человекознания. Разработка идей комплексного подхода. Проблема систематизации методов исследования. Основы онтопсихологии. Исследования психологических и психофизиологических функций взрослых людей. Акмеологические представления.
| 2
| 12.
| Д.Н.Узнадзе и «теория установки»
Очерк жизни и творчества Д.Н.Узнадзе. Д.Н.Узнадзе как основатель грузинской психологии. Подход к проблеме бессознательного. Критика “постулата непосредственности”. Общее представление об установке. Понятие “фиксированной установки”. Представление о “целостной установке субъекта”. Экспериментальные основы теории установки. Исследование установки у человека и животных. Представление об “объективации”.
| 2
| 13.
| Психологические идеи в русской философии ХХ
столетия
Психологические проблемы в “философии всеединства”.
Н.А.Бердяев, очерк жизни и творчества. Проблема свободы. Проблема творчества. Представления о сублимации. Проблема индивидуальности. Разработка идей Н.А.Бердяева Б.П..Вышеславцевым.
П.А.Флоренский, очерк жизни и творчества. Методологические проблемы познания. проблема символа. Анализ культуры.
М.М.Бахтин как психолог. Очерк жизни и творчества М.М.Бахтина. Принцип диалогизма в психологии. М.М.Бахтин о психоанализе. Соотнесение идей М.М.Бахтина и Л.С.Выготского.
Психологические идеи С.Л.Франка. Эволюция философских и психологических идей С.Л.Франка.
Психологические проблемы в творчестве Э.В.Ильенкова. Диалектическая логика и психология. Проблема идеального.
| 2
|
| ИТОГО
| 26
|
Семинарские и лабораторные занятия
Семестр 1
№ пр.
| Тема и содержание занятия | Вид занятия
| часы
| 1.
| Жан Пиаже и его роль в психологии
Вопросы для обсуждения:
1. Жизнь и творчество Жана Пиаже.
2. Стороны адаптации, выделенные Пиаже.
3. Объяснение эгоцентрической речи, предложенное Пиаже.
4. Периоды и стадии интеллектуального развития выделенные
Пиаже.
5. Интериоризация в представлении Ж. Пиаже.
6. Роль интеллекта в развитии психики – пзиции Фрейда и Пиаже.
7. Проблема обучения в теории Пиаже – достоинства и
недостатки.
| Сем.
| 2
| 2.
| «Понимающая психология»
Вопросы для обсуждения:
1. В. Дильтей, его жизнь и творчество.
2. Причины возникновения. Основные концептуальные
положения его теории.
3. Продолжение идей Дильтея в русле интерпретации социального
поведения человека и его взаимодействия с социальным
окружением.
4. Развитие идей В. Дильтея Э. Шпрангером.
5. Сущность форм жизни Шпрангера.
6. Описательная и объяснительная психология - достоинства и
недостатки.
7. Идеи «описательной психологии» у Г.Г. Шпета.
| Сем.
| 2
| 3.
| Экзистенциалистическая традиция в зарубежной психологии
Вопросы для обсуждения:
Экзистенциальный анализ. В. Франкла.
Экзистенциальный анализ в США Р. Мэй, И. Яллом
Дж. Л. Морено: психодрама как теория и терапевтическая система.
Ф. Перлз: гештальттерапия.
Структура невроза.
Принципы психотерапии.
7. Философия М. Хайдеггера.
8. Жизнь и творчество В. Франкла.
9. Жизнь и творчество Дж. Л. Морено.
10. Жизнь и творчество Ф. Перлза.
| Сем.
| 2
| 4.
| Американская «гуманистическая психология»
Вопросы для обсуждения:
Основные принципы гуманистической психологии.
Персонологическая теория черт Гордона Олпорта.
Потребности в структуре личности по А. Маслоу.
Роль самоактуализации в развитии личности.
Разница между бытийными и дефициентными потребностями.
6. Теория, центрированная на человеке (Карл Роджерс) | Сем.
| 2
| 5.
| Особенности развития психологии в России в XX веке
Вопросы для обсуждения:
1. Развитие психологической мысли в начале XX века.
2. Основные направления в психологии в дореволюционный
период.
3. Расцвет и разгром психологии в России в 20 – 30-е годы
4. Развитие психологии в России в военный период..
5. Развитие психологической науки в послевоенный период.
6. Современная история психологии в России на рубеже XX – XXI
веков.
| Сем.
| 2
| 6.
| Л. С. Выготский и его школа.
Вопросы для обсуждения:
Развитие школы Бехтерева и Выготского во второй половине XX века.
Л. С. Выготский как методолог и психолог.
А. Р. Лурия: его вклад в различные области психологии.
«Теория деятельности» А. Н. Леонтьева.
Психологические взгляды Д. Б. Эльконина
Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина
Разработка и развитие идей Л. С. Выготского учениками и последователями (А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Л. В. Занков, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов).
| Сем.
| 2
| 7.
| Философско-психологические воззрения С. Л. Рубинштейна.
Вопросы для обсуждения:
Жизнь и творчество С. Л. Рубинштейна
Философско-психологическая теория С. Л. Рубинштейна.
Методологические принципы психологии: принцип единства сознания и деятельности; диалектико-материалистический принцип детерминизма.
Идея субъектности.
Психическое как процесс и как деятельность.
Развитие идей С. Л. Рубинштейна учениками и
последователями.
| Сем.
| 2
| 8.
| И. П. Павлов и влияние его идей на зарубежную и отечественную
психологию.
Вопросы для обсуждения:
Жизнь и творчество И. П. Павлова
Рефлекс как единица анализа поведения.
Учение о типах и свойствах высшей нервной деятельности.
Жизнь и творчество П. М. Теплова.
Теории способностей.
Представление о свойствах высшей нервной деятельности и психофизиология индивидуальных различий (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын).
Свойства ВНД и свойства личности.
Психологические воззрения Б. М. Теплова.
Исследование способностей по Б. М. Теплову.
| Сем.
| 2
| 9.
| Санкт-Петербургская школа.
Вопросы для обсуждения:
Жизнь и творчество В. М. Бехтерева.
Бехтерев – теоретик и организатор науки.
Объективная психология.
Рефлексология.
Жизнь и творчество А. Ф. Лазурского.
Психологические воззрения А. Ф. Лазурского.
Жизнь и творчество М. Я. Басова.
Психологические воззрения М. Я. Басова.
Жизнь и творчество В. Н. Мясищева.
«Теория отношений В. Н. Мясищева».
Жизнь и творчество Б. Г. Ананьева.
Б. Г. Ананьев: его вклад в различные направления психологии. «Человекознание».
Основы онтопсихологии.
| Сем.
| 4
| 10
| Д.Н. Узнадзе и «теория установки».
Вопросы для обсуждения:
Жизнь и творчество Д.Н. Узнадзе.
Д.Н. Узнадзе как основатель грузинской психологии.
Общее представление об установке.
Понятие «фиксированной установки», представление о «целостной установке субъекта».
Экспериментальные основы теории установки.
Представление об «объективации».
| Сем.
| 2
| 11.
| Психологические воззрения П.А. Флоренского
Вопросы для обсуждения:
1. Философско-критическое наследие П.А.Флоренского.
2. Символизм храмового действия у Флоренского.
3. Онтология иконы.
4. Проблема сновидений
(ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА И РОССИЯ, ИКОНОСТАС)
| Сем.
| 2
|
| ИТОГО
| Сем.
| 24
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
основная литература:
Ждан, А. Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов [Текст] / А.Н. Ждан. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.
Марцинковская, Т. Д. История психологии: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Т.Д. Марцинковская. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 544 с.
Маланов, С.В. Методологические и теоретические основы психологии: Учеб. пособие [Текст] /С.В. Маланов. – М.: 2005.– 336 с.
дополнительная литература:
Гальперин, П. Я., Ждан, А. Н. История психологии XX век [Текст] /П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 832 с.
Галустова, О. В. История психологии в вопросах и ответах [Текст] / О.В. Галустова. – М.: 2005. – 216 с.
Зинченко, В. П., Моргунов Е. М. Очерки российской психологии [Текст] / В.П. Зинченко, Е.М. Моргунов. – М.: 1995.
Клонингер, С. Теории личности [Текст] / С. Клонингер. – СПб.: Питер.: 2003. – 720 с.
Лучинин, А. С. История психологии [Текст] /А.С. Лучинин. – Ростов н/Д: «Феникс».: 2005. – 416 с.
Марцинковская, Т. Д., Ярошевский М. Г. 100 выдающихся психологов мира [Текст] / Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский. – М..: 1997.
Узнадзе, Д. Н. Теория установки [Текст] /Д Н. Узнадзе. – Воронеж.: 1997.
Флоренский, П. А. Философские произведения [Текст] /П.А. Флоренский. – М.: 1995.
Франк, С.Л. Душа человека [Текст] /С.Л. Франк. – М.: 1997.
Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] /В. Франкл. – М.:1990.
Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ [Текст] /З. Фрейд. – М.:1991.
Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] /Э. Фромм. – М.: 1990.
Фромм, Э. Душа человека [Текст] /Э. Фромм. – М.: 1992.
Хьелл, Л., Зиглер Д. Теории личности [Текст] /Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер.: 2006. – 607 с.
Холл, К., Линдсей, Г. Теории личности [Текст] /К. Холл, Г. Линдсей. – М.: 1998.
Хорни, К. Невротическая личность нашего времени [Текст] /К. Хорни. – М.: 1993.
Челпанов, Г.И. Психология. Философия. Образование [Текст] / Г.И. Челпанов. – Воронеж.: 1999.
Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] /Э Эриксон. – М.: 1997.
Юнг, К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления [Текст] /К.Г. Юнг. – Киев.: 1994.
Юнг, К. Г. Психология бессознательного [Текст] / -М., 1994.
Ярошевский, М. Г. История психологии [Текст] /М.Г. Ярошевский. – М.: 1997.
Первоисточники:
Аристотель. Поэтика; Риторика; О душе [Текст] /Аристотель. – М.: Мир книги, Литература, 2007. – 400 с.
Бердяев, Н.А. Самопознание [Текст] /Н.А. Бердяев. – М.: Мир книги, Литература, 2006. – 416 с.
Выготский, Л.С. Психология [Текст] /Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
Гиппократ. Этика и общая медицина; письма. – М.: Мир книги, Литература, 2007. – 336 с.
Лукреций. О природе вещей: Поэма [Текст] /Тит Лукреций Кар – М.: Мир книги, Литература, 2006. – 336 с.
Платон. Диалоги; Сочинения платоновской школы [Текст] /Платон – М.: Мир книги, Литература, 2007. – 496 с.
Спиноза, Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье; Трактат об усовершенствовании разума; Этика [Текст] /Б. Спиноза – М.: Мир книги, Литература, 2007. – 480 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла [Текст] /В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990.
Флоренский, П.А. Автореферат; Троице-Сергиева Лавра и Россия; Иконостас; Имена. Метафизика имен в историческом освещении. Имя и личность;Предполагаемое государственное устройство в будущем [Текст] /П.А. Флоренский– М.: Мир книги, Литература, 2007. – 464 с.
Юнг К.Г. Архетип и символ [Текст] /К.Г. Юнг. – М.: Ренессанс, 1991.
мультимедийные средства.
– Офисные пакеты программного обеспечения.
– Компьютерный тест для проверки знаний студентов.
– Презентации для проведения лекций.
Интернет-ресурсы
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования: http://window.edu.ru
Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru Электронная Библиотечная Система (ЭБС) «РУКОНТ» – вход под своим паролем с главной страницы СГПИ: http://www.solgpi.ru или из библиотеки института.
Электронная гуманитарная библиотека: http://www.gumfak.ru
Электронно-библиотечная система: образовательные и просветительские издания: http://www.iqlib.ru 7. Кольцова В.А,, Олейник Ю.Н. Учебное пособие по истории психологии
http://www.ido.edu.ru/psychology/history_of_psychology/
8. С. Степанов: мэтры психологии. Биографические очерки
http://psy.1september.ru/topic.php?TopicID=27&Page=2
9. Итервью с Зинченко о судьбе отечественной психологии
http://courier.com.ru/homo/ho0501zinchenko.htm |