Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема





Скачать 83.02 Kb.
НазваниеШкольный буллинг как социально-педагогическая проблема
Дата публикации08.08.2013
Размер83.02 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Е.В. Шигорина

ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск
ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Буллинг (от английского bullying, bully - хулиган, задира, грубиян) - это запугивание, психологический или физиологический террор, направленный на подчинение себе другого человека или вызывание у него чувства страха. Раньше проблема буллинга не была так распространена, но в последние 20-25 лет она захватила многие страны. В последнее время проблема буллинга становится все более актуальной. Также существуют национальные организации, которые занимаются борьбой с буллингом, сотрудничающие с детьми, родителями и учителями.

Буллинг характеризуется несколькими особенностями: агрессивное, негативное поведение, отличающееся регулярностью, происходящее в отношениях между людьми, обладающими неодинаковым уровнем власти; такое поведение является умышленным. Оно также имеет свои возрастные, гендерные и некоторые другие особенности.

Зачастую с проблемой буллинга сталкиваются в детском возрасте, в школе. Но нередко с ней сталкиваются и взрослые. Как правило, люди, подвергшиеся притеснением со стороны других людей, неоднократно попадают в аналогичные ситуации. Здесь можно говорить о создании стабильных отношений между жертвой буллинга и булли (тем, кто выражает агрессию), когда такое поведение всегда направлено против одних и тех же людей.

По мнению большинства исследователей, изложенному в народной Интернет энциклопедии «Викпедия», буллинг включает четыре главных компонента:

  1. Это агрессивное и негативное поведение.

  2. Оно осуществляется регулярно.

  3. Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.

  4. Это поведение является умышленным.

Различают два типа буллинга: непосредственный, физический, и косвенный, который иначе называют социальной агрессией. Это поведение имеет свои возрастные, половые (гендерные) и иные психологические закономерности.

Школьный буллинг – социальное явление, широко распространенное сегодня не только в России, но и в США, Канаде, Японии, Индии и практически во всех странах Европы. Дэвид Лейн и Эндрю Миллер определяют буллинг как длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).

Мотивацией к буллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др., вплоть до удовлетворения садистических потребностей отдельных личностей.

Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных ребенка, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, байкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли чрезвычайно изобретательны. Новейшее их «достижение» - кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации.

Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления буллинга в две группы:

1 группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения;

2 группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших.

Буллинг охватывает очень широкую сферу деятельности.

Поведение ученика

Физическая агрессия: Включает в себя толкание, пихание, пинки и удары – может также приобретать форму жестокого физического насилия.  В крайних случаях может применяться оружие, например ножи.  Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.

Словесный буллинг: В этом случае оружием служит голос.  Может существовать в форме обидного имени, с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня, оскорбляя и унижая его.  Этот вид буллинга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость.  Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика.  (Использование анонимных телефонных звонков – очень распространённая форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже учителя).

Запугивание: Основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он/она не желает делать.  Мимика или «взгляд» хулигана может выражать агрессию и/или неприязнь.  Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.

Изоляция: Инициатором использования этого метода, как правило, является хулиган.  Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом.  Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах.

Вымогательство: В этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдаёт их немедленно.  Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на обед.  Жертву также могут принуждать воровать имущество для хулигана.  Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву.

Повреждение имущества: Хулиган может сосредоточить внимание на имуществе жертвы.  В результате могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи.  

Поведение взрослых.

Взрослый в школе может непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать такому поведению путём:

- Унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях.

- Негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика.

- Устрашающие и угрожающие жесты или выражения.

Буллинг – явление массовое. Согласно статистическим данным, приводимым зарубежными учеными, школьному буллингу в той или иной форме подвергается от 4 до 50 % детей. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда систематическая травля со стороны одноклассников приводит к фатальному исходу.

Социальная структура буллинга, как правило, включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя.

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или – что в нашей культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю.

Достаточно упомянуть такие распространенные в школах явления, как индивидуальная, групповая агрессия, жестокое обращение с одноклассниками, случаи шантажа, вымогательства, угрозы применения физического насилия и т.д., поведенческие реакции на которые учащегося - жертвы лежат в широком диапазоне, от ответной жестокости до суицидальных попыток.

Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:

– физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя;

– особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;

– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма готовы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;

– неразвитые социальные навыки;

– страх перед школой;

– отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);

– болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

– низкий интеллект и трудности в обучении.

Школьному насилию способствуют:

1. Анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора образовательных учреждений.

2. Плохой микроклимат в учительском коллективе.

3. Равнодушное и безучастное отношение учителей. Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.

Во-первых, длительные школьные издевки сказываются на Я ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя логике: «Каков твой друг – таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».

Во-вторых, роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

В науке существует несколько подходов к рассмотрению буллинга. Одни исследователи сосредотачивают свое внимание на поиске и определении личностных свойств, характерных для личности булли и его жертвы. Другие пытаются рассмотреть буллинг как социально-психологический процесс.

В настоящее время проблема профилактики буллинга является предметом активных научно-практических исследований. Благодаря растущему пониманию сути данного негативного явления разрабатываются программы профилактики, направленные на предупреждение данного негативного явления или удержание его на социально терпимом уровне.

Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива школы.

Как всякое сложное явление, буллинг не имеет ни однозначного объяснения, ни универсальных способов преодоления и предотвращения. Одни ученые изучают преимущественно индивидуальные, личностные свойства булли и их жертв, другие – социально-психологические процессы буллирования и виктимизации (как один ребенок делает своей жертвой другого), третьи – макро и микросоциальные закономерности соответствующих групп и сообществ (почему одни школы и коллективы больше благоприятствуют буллингу, чем другие).

Анализ мирового опыта ведения профилактики буллинга позволяет выделить три основные группы методов профилактики:

1) методы, ориентированные на конкретных детей и подростков;

2) методы, ориентированные на семейные отношения;

3) методы, ориентированные на ближайшее окружение ребёнка (микросоциум).

Для правильного понимания проблемы и борьбы с буллингом следует учитывать множество факторов, а не ограничиваться упрощенными представлениями о жестоком преследователе и о его беспомощной жертве. В каждом конкретном случае необходимо тщательнейшим образом выяснять причину и общественный фон, на котором развивается это явление. Следует оценивать интенсивность, продолжительность издевательств, цель, число участников и мотивацию каждого из них. Позиция педагогов школы и правильно организованное общение с детьми во многом определяют здоровый дух межличностных отношений.

Насилию в школе необходимо противопоставить комплекс специальных мероприятий. Помешать волне насилия захлестнуть школу можно только совокупными усилиями всего преподавательского коллектива и в предании этих инцидентов гласности.























Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема iconУправление качеством образования как педагогическая проблема
Проблема качества образования – одна из центральных проблем современной школы. От решения этой проблемы зависит качество жизни человека...
Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема iconУроках математики
Продуктивное мышление как философская и психолого-педагогическая проблема,общий подход к понятию
Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема iconРеферат подготовила преподаватель 1 квалификационной категории моудод «Детская школа искусств»
Адаптация первоклассников как психолого-педагогическая проблема
Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема iconСоциально-педагогическая поддержка детей группы риска
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. В. Жижко, А. Н. Гончарова....
Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема iconПроект это «пять П»: 1П проблема (наличие социально значимой задачи (проблемы)
П – проблема (наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической)
Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема iconИнтегрированные уроки изо и музыки в обшеобразовательной школе
Проблема формирования духовности выступает как важное условие разрешения социальных, политических и др проблем, как условие развития...
Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема iconИсходные положения Программы состоят в том, что образование выступает...
Социально-педагогическая среда как фактор формирования предпринимательского стиля мышления школьников
Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема iconПсихология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема
В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристике само­го отклоняющегося поведения. Так,...
Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема iconПлан курсов ироипк на июнь 2014 года в рамках Международного Летнего Института. Проблемные курсы
В рамках мли. Социально-педагогическая поддержка и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема icon«Философия»
Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки
Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к...
Психолого-педагогической образование, профилей "Психология и социальная педагогика", «Социально-педагогическая деятельность в детских...
Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема iconАктуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования
Ельного образования детей в школе №1 располагает социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся...
Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема icon«международный терроризм как глобальная проблема современности»
Учебно методическое пособие по дисциплине «Международный терроризм как глобальная проблема современности» разработан в соответствии...
Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема iconКоренченко татьяна ивановна
Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других...
Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема iconЛитература Год обучения, группа: 2011-2012 уч г
«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск