Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы,





НазваниеПрограмма представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы,
страница1/4
Дата публикации18.09.2014
Размер0.5 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Спорт > Программа
  1   2   3   4
Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы, развитие рефлексии чувств, на формирование у детей стремления преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом без использования отклоняющихся форм поведения. Структура программы разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста.

Программа рассчитана на 4 года обучения (270 часов): 1 класс – 66 часов (2 раза в неделю продолжительностью по 35 минут), 2,3,4 классы – по 68 часов (2 раза в неделю продолжительностью по 40 минут). Занятия проводятся в форме факультатива в течение учебного года, с перерывами на время каникул. Формирование групп проходит по возрастным критериям. Программа реализуется в г. Краснодаре на базе МБОУ СОШ №76.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Одна из самых болезненных проблем современного российского общества выявляется в противоречии между потребностью государства в физически, психически и нравственно здоровом населении и драматической статистикой, сигнализирующей, что фактические показатели здоровья россиян находятся на угрожающе низком уровне.

Поскольку будущее страны зависит от здоровья подрастающего поколения, то его формирование и профилактику необходимо воспринимать как социальный заказ общества институтам воспитания (семье, дошкольным учреждениям, школам). Приходится констатировать, что они не справляются с этим заказом. Только 8% юношей и девушек, получающих аттестат о среднем образовании, здоровы. Растёт число детей, употребляющих алкоголь, наркотики, токсические и психотропные вещества, а также число детей-инвалидов.

По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта. Ученные отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. Кроме того, следует помнить, что в возрасте от 6 до 7 лет идет становление сердечно-сосудистой системы, на этот же период приходится большее число простудных и инфекционных заболеваний.

Сбережение и укрепление здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов, через внедрение системы знаний о человеке, о его здоровье, способов его формирования и сохранения. Младший школьный возраст – это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дети приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом фактов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • Неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • Факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • Чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • Активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • Особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьезными хроническими заболеваниями) и восприятием ребенком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребенком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребенок всегда стремится к удовлетворению свои актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

Наиболее эффективным путем формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем дошкольном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая ее инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Цели и задачи

Главная цель работы по здоровьесбережению детей – воспитать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте свое тело, одежду и жилище, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек.

Задачи программы:

  • Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • Сформировать представление о правильном

  • (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • Дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье;

  • Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.

Базовая модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Первый этап- анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

  • Организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

  • Организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);

  • Выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведенного анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап – организация просветительской работы образовательного учреждения.

1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

  • Внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

  • Лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

  • Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, социалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышения уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и здоровья детей, включает:

  • Проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т.п.;

  • Приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

  • Привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков – по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просвитительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.

1 блок. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

  • Соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

  • Наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

  • Организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

  • Оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем;

  • Наличие помещений для медицинского персонала;

  • Наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

2 блок. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

  • Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

  • Введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

  • Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

  • Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуального общего образования.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

3 блок. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

  • Полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);

  • Рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • Организацию занятий по лечебной физкультуре;

  • Организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

  • Организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • Организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

  • Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.).

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.

4 блок. Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

  • Внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей и компонентов, включенных в учебный процесс в период обучения в начальной школе (4 года);

  • Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п.;

Программа, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, реализуется в возрастных группах и предусматривает формы факультативных занятий. Параллельно с этим организуется проведение часов здоровья, классных часов, проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий, дней здоровья.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы, iconПлан летней оздоровительной работы Цель: Сохранение и укрепление...
Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности,...
Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы, iconМетодические рекомендации к проведению тематических педагогических...
Сохранение психического и физического здоровья детей в оу: педсоветы, круглые столы, семинары
Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник разбит на 68 уроков, каждый урок представляет собой систему упражнений на развитие всех видов речевой деятельности
Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы, iconРезультат практической деятельности в рамках проекта «Школа территория здоровья»
...
Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» для студентов...
Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: развитие эмоциональной сферы детей, развитие способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное...
Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы, iconРеферат на тему «Физиология нервной системы»
Организм человека представляет собой сложную высокоорганизованную систему, состоящую из функционально связанных между собой клеток,...
Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы, iconРазвитие социальной поддержки и защиты детей, сохранение и укрепление...
Цель : Определение общей концепции развития школы и основных направлений ее деятельности, определение роли и места школы в образовательной...
Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие полноценной личности немыслимо без сохранения и поддержания здоровья. Отсутствие здоровья часто лежит в основе отчуждения,...
Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы, iconПояснительная записка Акробатика является одним из средств физического...
Общее количество детей в спортивной секции зависит от ставки педагога, от количества групп. Количество занимающихся в группе зависит...
Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы, iconПояснительная записка Аквариум представляет собой биологическую систему,...
«Березовская специальная (коррекционная) школа интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными...
Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы, iconОсновная цель коллектива школы-интерната это сохранение и укрепление...
Занятия ведутся в одну смену, начало учебных занятий 30., до уроков проводится утренняя зарядка. В расписании предусмотрено чередование...
Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охрана труда в мбдоу «Дуслык» представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности,...
Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности ложится, помимо прочих,...
Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы, iconИспользование знаний о механизме следообразования при раскрытии преступлений
Трассология является отраслью криминалистической техники и представляет собой систему научных положений, а также соответствующих...
Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитание и развитие художественного вкуса обучающегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск