Скачать 135.37 Kb.
|
Способы повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка. (из опыта работы учителя английского языка НОУ «Христианская гимназия» Грибова Алексея Борисовича) Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Скука на уроке - один из самых неприятных и трудно устранимых недостатков нашего учительского труда. На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Постоянно повышать мотивацию учащихся к изучению иностранного языка – задача каждого педагога. Наверное, почти у каждого учителя есть свои маленькие секреты, как повысить мотивацию учащихся и как бороться со скукой на уроке. Вот такими маленькими секретами из моей «педагогической» копилки я хотел бы поделиться сегодня с вами. Существует несколько принципов, которые способствуют созданию мотивации (заинтересованности) у учащихся, а затем и ее повышению. На своих уроках я уделяю особое внимание следующим принципам: Принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и «проходило на ура» начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм общения (интервью, дискуссия, защита проектов) очень скоро начинает восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить. Следовательно, одна из главных задач учителя – поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком. Давайте проследим данный принцип на примере изучения лексики по теме “Shopping” в 5 классе, а именно ее правописания. Примеры:
На примере вышеприведенных упражнений видно, что учитель всегда может найти несколько новых подходов, упражнений для того, чтобы отработка нового языкового материала благодаря новизне подходов не стала скучной для ребят. Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. В основном, каждому учителю приходится работать с ребятами разного возраста, и, предложив учащимся начальной школы игровое задание или нетрадиционную форму работы, мы используем то же самое упражнение с более сложным языковым материалом в 6-м или 7-м классе. К сожалению, очень часто нас ждёт разочарование: ребята не проявляют никакого интереса, участвуют в работе вяло, и просто «срывают» выполнение поставленной задачи. Примеры: Изучение темы «Семья» присутствует как в начальной, так и в основной и старшей школе. Разумеется, данная тема по разному рассматривается на разных этапах обучения школьников английскому языку. Учитывая возрастные особенности учащихся, я никогда не использую одинаковые подходы в обучении одной и той же темы в начальной и основной школе.
Новые фразы и грамматические обороты по теме написаны на доске и разделены на 2 столбика. Учащиеся 9 класса работают в парах. Их цель- используя слова, фразы, обороты на доске как опору, составить свой диалог по изучаемой теме. Каждый из участников диалога должен использовать слова/фразы/обороты только из своего столбика. Каждый раз, когда кто-то из учеников использует слово/фразу/оборот, написанный на доске- учитель (или другой учащийся) стирает использованное слово/фразу/оборот с доски. Выигрывает тот, у кого в конце разговора останется всех меньше слов в столбике на доске. В данном случае учащиеся ставят перед собой цель- использовать как можно больше лексики из своего столбика. Учитель в свою очередь добивается своей главной цели- формирование умений и навыков диалогической речи по теме, при этом учащиеся даже не подозревают этого. Разумеется, я не использую это упражнение во 2 классе, так как оно слишком сложное и запутанное для учащихся начальной школы и не отвечает их возрастным особенностям. Принцип доброжелательности. Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: «Я люблю ходить на этот урок, потому что мне нравится учитель». Это утверждение не маловажно. Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета. Даже если ученик что-то не понял или просто не готов, то он не боится, так как знает, что его не будут ругать. Безусловно, этим не надо злоупотреблять! Если мы хотим научить наших учащихся общению на иностранном языке, то на уроке надо установить доверительные отношения. Формализм губит общение. Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между членами всей группы поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные. Велика роль юмора и экспромта на уроке. Для того, чтобы проиллюстрировать принцип доброжелательности приведу несколько примеров Недоброжелательности учителя на уроке. Примеры НЕдоброжелательности:
Ученик: Я его дома забыл. Учитель: А голову свою ты дома не забыл?
Ученик: Мне не понятно , что нужно делать в этом упражнении. Учитель: Чего тебе не понятно? Ну чего тут может быть не понятно. Да любому дураку это понятно.
Ученик: Извините, я не знаю, где мой дневник. Я его где-то потерял. Учитель: Ищи! Мне что, оценки-то тебе на лбу писать? Принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: «Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку». Учащиеся быстро понимают, что урок-путешествие – это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке. Примеры:
Принцип интереса. Нельзя не учитывать предпочтения учащихся. В каждом классе есть свои любимые игры и формы работы, которые никогда не надоедают, вызывают интерес и радость. Такие интересы есть как у всего класса в целом так и у отдельных его учащихся. Перед тем как начать работать с новым классом я всегда разговариваю с ребятами, их родителями, классным руководителем и другими учителями, работавшими и/или работающими с этим классом. Цель моих бесед- поближе познакомиться с учащимися, узнать круг интересов каждого из них. Затем я использую личные интересы учащегося, его пристрастия и увлечения для того, чтобы через них заинтересовать учащегося изучением иностранного языка. Примеры:
Из выше указанных примеров видно, что дети с удовольствием делают то, что им интересно. Учитель может «сыграть» на интересах и увлечениях детей и использовать это на уроке. Таким образом дети будут делать то, что они любят, но при этом изучать иностранный язык иногда даже не осознавая этого. В этом случае, от учителя не потребуется дополнительных усилий для поддержания мотивации учащихся. Принцип поддержания успеха. Как было сказано выше мотивацию подпитывает, поддерживает реальный успех. Если ученик не видит успеха в поэтапном изучении английского языка, то его мотивация постепенно угасает и затем исчезает вообще. В этой связи для учителя очень важно поддерживать ситуацию успеха учащегося. Успех кратко можно описать как положительную разницу между тем, откуда отправился ученик, начиная свой путь, и тем, к чему он пришел. Учитель обязательно должен показывать ученику то, что он раньше не мог делать, а сейчас может. Увидев свой маленький успех, ученик захочет достигнуть большего. Есть много способов создания и поддержания ситуации успеха. Вот лишь некоторые их них. Примеры: 1. Самый простой способ поддержания успеха в учащемся- это оценка, сопровождаемая одобрительными репликами учителя в адрес ученика. Иногда я ставлю учащимся оценку на 1 балл выше той, которую они реально заслужили. Делаю я это, только тогда, когда вижу, что учащиеся старались, выполняя мои задания. Таким образом, ребята видят, что раньше у них за такого рода задания была оценка, например, «3, а теперь уже «4». Или, например, за четверть была оценка «4», я теперь «5». Разумеется, здесь учителю важно не переборщить и помнить о чувстве меры. 2.Также при работе над спеллингом изучаемой лексики я провожу диктанты. Если количество ошибок у учащегося уменьшилось, то я обязательно скажу ему об этом в присутствии его одноклассников. Я покажу ученику, сколько ошибок он допускал раньше и сколько их у него сейчас. Этот подход касается не только диктантов, но и любой другой письменной или устной работы. 3. Я часто использую технологию проектной деятельности на уроке. Готовый проект наилучшим образом показывает детям тот успех, которого они добились. Так, например, при изучении темы “ American Customs and Traditions” в 9 классе я предложил ребятам проект- снять фильм о культурных различиях русского и американского народов. Некоторые ученики не верили в то, что у нас что-нибудь получится, ведь нужно найти подходящий материал, написать сценарий фильма, снять и смонтировать его. Когда мы закончили работу над проектом и показали готовый фильм на большом экране всем остальным старшеклассникам, всем этот фильм очень понравился. Это и был настоящий успех. (приложение 3) Принцип практического применения. Этот принцип очень важен для формирования и поддержания мотивации учащихся к изучению английского языка. Часто можно слышать от учащихся такие реплики: «А зачем мне этот английский? Он мне в жизни не нужен!» Это и понятно, потому что у наших учащихся очень мало ситуаций, где они реально смогли бы применить иностранный язык на практике. Поэтому очень важно для учителя показать, где, когда и как учащиеся могут применить английский язык на практике в своей жизни. Вот несколько примеров, иллюстрирующих данный принцип.
Существует огромное количество методов повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Выше представлена лишь незначительная их часть. У каждого учителя есть свой набор таких методов. Самое главное, чтобы учитель не пренебрегал этими методами. Ведь заинтересованного, замотивированного ученика учить гораздо легче. |
Конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной... План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой... | 2007 г. Составила учитель первой категории Смольникова Н. Г Формировать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных, а именно – в кличках животных | ||
Урок закрепление и использование знаний, умений и навыков по теме «Shopping for food» Урок закрепление и использование знаний, умений и навыков по теме «Shopping for food» с применением икт | План-конспект урока по теме «Choosing a profession» План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой... | ||
Урок на тему «Правописание не с деепричастиями» Цель урока: организовать знакомство учащихся с правилом правописания не с деепричастиями, сформировать навык правописания не с деепричастиями... | Урок по русскому языку в 4 классе. Тема Цели урока. Развивать навык правописания имён существительных в родительном падеже | ||
Урок английского языка в 4 классе по теме “Shopping for clothes”... Сообщение цели урока. У нас сегодня открывается новый магазин «Одежда из Англии». Продавцы тоже из Англии и они говорят только на... | Средняя общеобразовательная школа №8 Химический факультатив в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету | ||
Слитное и раздельное написание не с причастиями Цель: Знакомство с правилом правописания не с причастиями, формирование навыка обозначения этой орфограммы и условий её выбора. Закрепление... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Практикум по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Химический факультатив в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету | Наследование по завещанию Волевой момент связан с намерением завещателя распределить имущество среди этих наследников именно в таком, а не в ином порядке,... | ||
Конспект урока на тему «Правила правописания разделительныхЬиЪ знаков»... Тема и номер урока в теме: Правила правописания разделительных ь и ъ знаков из раздела «Разделительных ь и Ъ», урок 52 | Урок русского языка в 7 классе на тему «Слитное и раздельное написание производных предлогов» ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мультимедийный урок с использованием икт в 5-ом классе. Тема «Повторение и обобщение правописания безударных личных окончаний глагола»... | Урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание н и нн в страдательных... Продолжить работу по отработке орфографических и пунктуационных навыков правописания причастий, по формированию навыка правильного... |