МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
| Утверждаю Руководитель программы ДПО
___________________ Н.В. Чертов
«___»__________________ 2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Спортивная медицина
(72 часа)
Разработчик __________________доцент Жердева Т.Ф.
1. Пояснительная записка Цель изучения дисциплины: овладение профессионально значимыми компетенциями в области физического воспитания.
Дисциплина предусматривает следующие задачи изучения-:
— овладение общекультурными компетенциями;
— овладение профессиональными компетенциями.
Дисциплина «Спортивная медицина» относится к профильной части программы профессиональной переподготовки «Физическая культура и спорт» - учебный раздел Р.3 "Предметная деятельность".
Освоение дисциплины предполагает опыт спортивно-тренировочной деятельности и наличие высшего/среднего профессионального образования, а также определенный опыт работы по профилю специальности.
Общие требования к уровню подготовки слушателя для освоения программы:
— владеет достаточными теоретическими знаниями в общекультурной и профессиональной деятельности;
— умеет составлять учебную документацию-;
умеет самостоятельно работать с литературой, методическими пособиями;
способен самостоятельно анализировать, критически оценивать и использовать получаемую научную информацию.
Перечень компетенций, формирующихся в результате освоения программы дисциплины:
- осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний;
- проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий с использованием наиболее эффективных методов спортивной подготовки обучающихся и их оздоровления;
- ведет профилактическую работу по противодействию применению обучающимися, воспитанниками различных видов допингов;
- ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе и с использованием электронных форм;
- участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям, лицам, их заменяющим;
- обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. 2. Учебно-тематический план изучения дисциплины
«Спортивная медицина» №
| Наименование разделов/модулей
дисциплины
| Всего,
час.
| В том числе, часов
| Форма контроля
| лекции
| практические занятия
| Самостоят.работа
| 1.
| Основы спортивной медицины и организация врачебного контроля. Гигиена в спорте.
| 17
| 1
| 10
| 6
| Реферат/ тестирование
| 2.
| Функциональная диагностика в спорте. Здоровье спортсмена.
| 27
| 1
| 20
| 6
| Реферат/ тестирование
| 3.
| Сопровождение спортсменов и спортивных сборных команд
| 28
| 2
| 20
| 6
| Реферат/ тестирование
|
| Итого
| 72
| 4
| 50
| 18
| зачет
|
3. Темы лекционных и практических занятий 3.1. Основы спортивной медицины и организация врачебного контроля. Гигиена в спорте.
Краткий очерк истории развития спортивной медицины. Основы организации спортивной медицины в России. Медицинское обследова-ние занимающихся физически культурой и спортом. Первичные, по-вторные и дополнительные обследования. Диспансерный метод наблю-дения за спортсменами. Врачебные консультации. Врачебно-педагоги-ческие наблюдения. Санитарно-гигиенический контроль за занятиями физической культурой и спортом. Пропаганда занятий оздоровительной физической культурой и спортом. Врачебно-физкультурные диспансеры; задачи, структура, организация работы. Врачебно-физкультурные каби-неты; задачи, организация работы, Врачи средних, высших учебных за-ведений, спортивно-оздоровительных лагерей, команд; задачи, органи-зация работы. Ведомственные врачебно-физкультурные диспансеры, кабинеты; задачи, структура, организация работы. Роль общей сети ле-чебно-профилактических учреждений в медицинском обеспечении физ-культурников и спортсменов. Организация медицинского обеспечения на сборах, на соревнованиях различного уровня с учетом особенностей вида спорта. Учетная и отчетная документация по врачебному контролю за спортсменами. 3.2. Функциональная диагностика в спорте. Здоровье спортсмена.
Задачи и методы врачебных наблюдений за занимающи-мися физкультурой и спортом. Методы врачебно-педагогических на-блюдений. Оценка воздействия физических нагрузок по субъективному состоянию, по визуальным признакам утомления. Физиологическая кри-вая урока, тренировки. Анамнез. Антропометрия. Соматоскопические методы обследования. Методы исследования сердечно-сосудистой сис-темы. Телеметрия. Электрокардиография. Особенности исследования сердечно-сосудистой системы у спортсменов. Брадикардия. Гипотония. Синдром регулируемой гиподинамии и гипердинамии. Интегральная оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Ис-следование функционального состояния внешнего дыхания, ЖЕЛ, мощ-ность вдоха, выдоха. Интегральная оценка функционального состояния аппарата внешнего дыхания. Понятие о кислородной емкости крови. Транспортная функция крови. Интегральное определение функциональ-ного состояния кардио-респираторной системы, аэробной производи-тельности. Функциональные пробы PWC170 МПК. Аэробная производи-тельность у лиц разного пола возраста; у спортсменов различной спе-циализации и квалификации. Исследование нервной системы; клино и ортостатическая проба. Исследование функционального состояния мы-шечной системы у спортсмена. Определение анаэробной производитель-ности. Особенности обследования детей и подростков. Допинги и анти-допинговый контроль в спорте. 3.3. Сопровождение спортсменов и спортивных сборных команд
Сопровождение команд и спортсменов. углубленное медицинскоеобследовани. Цель и задачи восстановления в спорте. Восстановление после травм, заболеваний, перетренированностн. Восстановление в тренировочном процессе для переносимости нагрузок в режиме суток, в циклах — недельном, мезоцикле, годовом цикле; восстановление перед и после соревнований. Повышение спортивной готовности восстанови-тельными средствами. Средства восстановления: педагогические — че-редование нагрузок, восстановительные тренировки, восстановительные, дни, циклы. Восстановительное питание, восстановительный сон, Физи-ческие средства восстановления: массаж, электростимуляция, водные процедуры, сауна, ванны, восстановление путем воздействия на биоло-гически активные точки. Медикоментозные средства восстановления: витамины, анаболические препараты (негормональные, мази, растирки); комплексные системы восстановления в различных видах спорта. 4. Темы индивидуальных (самостоятельных) занятий 1. Рациональное использование средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышение физической работоспособности.
2. Углубленное медицинское обследование. 3. По функциональным тестам (PWC170, тредмии, гарвардский степ-тест).
4. От вида спорта. 5. Наблюдение за состоянием здоровья, функциональным состоянием, переносимостью физических нагрузок в процессе тренировок или участия в соревнованиях.
6. Перед началом занятий, а также перед началом каждого спортивного
сезона.
7. 2-4 раза в год, в зависимости от возраста, состояния здоровья, спортивной квалификации.
8. Наружный осмотр.
9 Привычная поза непринужденно стоящего человека.
10 а) расположением остистых отростков позвонков;
б) расположением надплечий на одном уровне; в) расположением обеих лопаток на одном уровне;
г) равными треугольниками, образуемыми туловищем и свободно опущенными руками;
д) правильными изгибами позвоночника в сагитальной плоскости (глубиной до 5 см в поясничном отделе и до 2 см — в шейном).
11. Преобладанием продольных размеров тела. 12. КП =L1-L2, где L1 — длина тела стоя, L2— длина тела сидя, в норме КП=87 —
2
92% (у женшин ниже).
13. Становая сила определяет силу разгибателей мышц спины.
14. ЖЕЛ = жизненный показатель, чем он выше, тем лучше развита
вес
дыхательная функция грудной клетки.
15. От физической активности человека и питания. 16. На ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы и на вертикальные оси ахиллесова сухожилия и пятки при нагрузке.
17. Плоска, цилиндрическая, коническая. 18. Тотальные размеры тела, пропорции тела, состав массы тела, соматотип, позвоночный столб, стопа, гистоморфологические показатели мышечных волокон, мышечная сила, подвижность в суставах, плот-ность тела.
19. Проба Летунова, проба РWC170, гарвардский степ-тест. 20. Проба Розенталя, динамическая спирометрия, измерение форсированной ЖЕЛ, пробы Штанге, Генчи, Серкина, проба Генчи после гипервентиляции.
21. Для оценки устойчивости организма к гипоксии и гиперкапнии. 22. Измерение силы кисти динамометром под контролем и без контроля зрения.
23. Путем подсчета количества точек, проставленных в первые 10 секунд и вычисления падения частоты движения в течение последующих трех 10-секундных периодов. N≈70 за первые 10 секунд.
24. Уменьшение ЧСС на 2 — 5 ударов в минуту.
25. На определении способности сохранять равновесие. Исследуется координационная функция нервной системы.
5. Перечень зачетных вопросов
1. Спортивная медицина — часть обшей медицины, организация. Основные формы медицинского обеспечения занимающихся физической культурой и спортом
2. Основные задачи врачебного контроля за лицами, занимающи-мися физической культурой и спортом. Диспансерный метод медицин-ского обеспечения как основной принцип врачебного контроля за спорт-сменами.
3. Функциональная диагностика, ее задачи и значение в спортив-ной медицине. Классификация функциональных проб, используемых в спортивной практике.
4. Значение исследований сердечно-сосудистой системы при оценке состояния здоровья и уровня функциональных возможностей организма. Анамнез и физические методы исследования сердечно-сосудистой системы (пальпация, перкуссия, аускультация).
5. Основные рентгенологические (рентгеноскопия, рентгеногра-фия, телерентгенография, рентгенокимография) и электрофизиологиче-ские (электрокардиография, фонокардиография, поликардиография) ме-тоды исследования сердца, их диагностические возможности.
6. Основные пути адаптации сердца к физическим нагрузкам. Со-временные представления о физиологической и патологической гипер-трофии миокарда.
7. Сущности метода электрокардиографии. Основные зубцы, сег-менты и интервалы ЭКГ. Особенности ЭКГ у спортсменов в состоянии покоя, во время выполнения физической нагрузки и после нее.
8. Определение и оценка величины артериального давления. Фак-торы, определяющие уровень максимального и минимального АД. По-вышенное и пониженное АД у спортсменов, специализирующихся в раз-личных видах спорта. Прессорные и депрессорные пробы.
9. Основные функциональные пробы сердечно-сосудистой систе-мы: пробы РWC170 и Гарвардского степ-теста (методика их определения, расчет показателей, оценка результатов).
10. Проба Летунова(методика проведения и оценки). Нормотони-ческий и гипертонические типы реакций на физическую нагрузку.
11. Гипотонические, диастологические типы реакций и реакция со ступенчатым подъемом максимального АД в пробе Летунова. Их интер-претация.
12. Система внешнего дыхания как один из основных факторов аэробной производительности организма. Механизмы, обеспечивающие увеличение производительности системы дыхания спортсмена.
14. Основные параметры, характеризующие легочную вентиля-цию (ЖЕЛ), МОД, МВЛ, можность вдоха и выдоха, сила дыхательной мускулатуры. Их определение и оценка.
15. Функциональные пробы системы внешнего дыхания: пробы Штанге, Генчи, Серкина (методнка их определения и оценки).
16. Функциональные пробы системы внешнего дыхания: пробы Розенталя и динамической спирометрии, определение и оценка ФЖЕЛ).
17. Основные методы исследования черепно-мозговых нервов (зрительного, глазодвигательного, тройничного, лицевого и слухового).
18. Основные методы исследования и оценки функционального состояния зрительного аппарата.
19. Основные методы исследования двигательной и чувствитель-ной сферы.
20. Основные методы исследования и оценки функционального состояния вестибулярного анализатора.
21. Основные методы исследования и оценки функционального состояния вегетативной нервной системы.
22. Основные методы исследования и оценки функционального состояния нервно-мышечного аппарата.
23. Анамнез, физические (пальпация, перкуссия, аускультация), рентгенологические (рентгеноскопия, рентгенография) и лабораторные методы исследования органов пищеварения.
24. Влияние физических нагрузок на секреторную и моторную функции желудка, моторику желчевыводящих путей. Печеночный боле-вой синдром у спортсменов, механизмы его возникновения, профилак-тика и лечение.
25. Влияние физических нагрузок на системы мочевыделения. Физиологические и патологические изменения в моче. Синдром перена-пряжения почек у спортсменов, механизм возникновения, профилактика, лечение.
26. Срочное и кумулятивное влияние физических нагрузок на ге-мотологические показатели у спортсменов (ОЦК, показатели красной и белок крови), три стадии миогенного лейкоцитоза.
27. Принципы распределения занимающихся физической культу-рой на медицинские группы. Абсолютные и относительные противопо-казания к занятиям физической культурой и спортом.
28. Особенности врачебного контроля за детьми и подростками, занимающимися физической культурой и спортом.
29. Особенности врачебного контроля за лицами старшего и по-жилого возраста, занимающимися физической культурой.
30. Особенности врачебного контроля за спортсменами, трени-рующимися в условиях среднегорья и высокогорья.
31. Медико-биологические показатели, используемые для срочной оценки эффекта тренировки (в зависимости от специализации).
32. Медико-биологические показатели, используемые для оценки скорости восстановления после тренировочных занятий (текущего со-стояния).
33. Медико-биологические показатели, используемые для оценки кумулятивного эффекта тренировки (тесты и критерии оценки аэробной и анаэробной производительности организма).
34. Состояние переутомления и перетренированности у спортсме-нов (причины возникновения, клинико-электрофизиологическая карта, профилактика, лечение).
36. Острое перенапряжение сердца у спортсменов (причины воз-никновения, формы проявления, симптоматика, неотложная помощь).
37. Боли в области сердца у спортсменов (кардиальные и электро-кардиальные). Факторы, их вызывающие.
38. Стенокардия и инфаркт миокарда. Понятие о коронарных и некоронарных инфарктах миокарда (причины возникновения, симптомы, неотложная помощь).
39. Торако-кардиальный синдром у спортсменов, миокардит, мио-кардиодистрофия.
40. Острая левожелудочковая и правожелудочковая недостаточ-ность сердца (причины возникновения, механизм развития, симптомы, неотложная терапия).
41. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах, при ожогах и отморожениях.
42. Первая помощь при наружных и внутренних кровотечениях.
43. Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывах и перело-мах.
44. Горная болезнь и снежная слепота (клиника, профилактика и неотложная помощь).
45. Гипогликемические состояния (клиника, профилактика, лече-ние).
46. Классификация и характеристика основных средств восста-новления, используемых в спортивной практике.
47. Фармакологические средства, используемые в целях ускоре-ния процессов восстановления и повышения физической работоспособ-ности, особенности их применения.
48. Понятие о допинге. Классификация веществ, относящихся к допингам. Организация антидопингового контроля на крупных соревно-ваниях.
49. Современное представление о болезни. Внутренние и внешние причины.
50. Понятия об острых, подострых и хронических заболеваниях. Периоды и исходы болезней.
51. Понятие о реактивности в резистентности, наследственности и конституции. Их роль в патологии. Влияние занятий физической культу-рой и спортом на реактивность организма.
52. Анафилаксия и аллергия, их сушность и проявление.
53. Расстройство крово- и лимфообрашения (гиперемия, ишемия, анемия, стаз).
54. Расстройство крово- и лимфообрашения (инфаркт, тромбоз, эмболия).
6. Список рекомендуемой литературы по дисциплине
1. Бутченко Л.А., Кушаковский М.С., Журавлева Н.Б. Дистрофия миокарда у спортсменов. М.: Медицина, 1980.
2. Дембо А.Г. Практические занятия по врачебному контролю. М.: ФиС, 1992.
3. Карпман В.Л, Спортивная медицина. М.: ФиС, 1992.
4. Макарова Т.А. Общие и частные проблемы спортивной меди-цины. Краснодар, 1992.
5. Тихвинский С.Б, Хрущев С.В. Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1990.
Дополнительная
1. Академик Амосов: преодоление старости. М.: Изд-во «Будь здоров», 2000.
2. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. М.: ФиС, 1981.
3. Куколевский Т.М. Здоровье и физическая культура. М.: Меди-цина, 1979. |