Первоначальная подготовка спасателей





НазваниеПервоначальная подготовка спасателей
страница1/7
Дата публикации09.11.2014
Размер0.84 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Спорт > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ



ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПАСАТЕЛЕЙ
Рабочая программа

по профессиональной подготовке спасателей МЧС России

Иркутск 2009


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ



СОГЛАСОВАНО

Начальник ГУ МЧС России

по Иркутской области

генерал-майор
__________________ В.Э. Эглит

УТВЕРЖДАЮ

Начальник центра подготовки спасателей Байкальского ПСО МЧС

____________________А.И. Степанов


ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПАСАТЕЛЕЙ
Рабочая программа

по профессиональной подготовке спасателей МЧС России


Иркутск 2009


Первоначальная подготовка спасателей

Рабочая программа для ЦПС БПСО МЧС России по профессиональной подготовке спасателей. – Иркутск: ЦПС БПСО МЧС России, 2009

Программа подготовлена коллективом преподавателей ЦПС БПСО


Рецензенты:

Одобрена на заседании Учебно-методического совета ЦПС БПСО МЧС России и рекомендована в качестве рабочей учебной программы «___»_________. Протокол №___

Пояснительная записка
Актуальность проблемы подготовки спасателей в настоящее время возрастает, что связано с увеличением людских, материальных потерь в чрезвычайных ситуациях. Первоначальной подготовке в системе общей подготовки спасателей придается особое значение. Эта подготовка должна заложить надежный фундамент для дальнейшего профессионального роста.

Данная программа разработана в центре подготовки спасателей Байкальского поисково-спасательного отряда (ЦПС БПСО). Она учитывает удачное географическое расположение центра: нахождение вблизи большого озера, сложных в техническом отношении рек, диких гор с высокой селевой и лавинной опасностью, пещер, тайги, учитывает потребности Сибирского и иных регионов России.

Основой для разработки такой программы послужила «Программа первоначальной подготовки спасателей МЧС России», разработанная Департаментом подготовки войск гражданской обороны и других формирований МЧС России, утвержденная в 1999г. Министром МЧС РФ С.К.Шойгу, «Программа первоначальной психологической подготовки спасателей МЧС России», разработанная Центром экстренной психологической помощи МЧС в 2005 году, директивы МЧС. Программа составлена в соответствии с «Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ», утвержденными приказом Мин.образования России от 18. 06. 97 № 1221, с федеральным законом РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Необходимость в разработке новой учебной программы диктуется тем, что предыдущая программа была создана в период начального становления МЧС, и за время ее действия произошли серьезные изменения в структуре МЧС, повысился уровень технического оснащения поисково-спасательных работ, совершенствовалась технология их проведении, накапливался опыт методики подготовки спасателей.

Кроме того, назрела необходимость более четко, с одной стороны, разграничить, а, с другой стороны, увязать содержание программ первоначальной и дальнейшей подготовки спасателей (3, 2, 1 классов) в плане их преемственности.

С этой точки зрения, программа первоначальной подготовки должна заложить у курсантов прочную базу знаний и умений по проведению спасательных работ, подготавливая их к более сложным ступеням повышения квалификации. Программы последующих подготовок должны отличаться более высоким теоретическим уровнем, увеличением внимания юридическому и организационному аспекту проведения поисково-спасательных работ.

Программа определяет цели, задачи, учебное содержание, формы организации подготовки спасателя.

Структурные части программы: пояснительная записка, учебный план, программы отдельных дисциплин, включающие задачи по формированию знаний и умений у курсантов, тематический расчет часов, методические указания, учебное содержание, список литературы.

Цель первоначального обучения спасателя: подготовить специалиста, способного под руководством более квалифицированных и опытных спасателей разумно, быстро и правильно действовать в работах по ликвидации экстремальных ситуаций и их последствий, по спасанию людей и имущества, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, соблюдая все требования к охране труда спасателя.

Эта цель реализуется на основе решения задач по формированию у курсантов соответствующих знаний и умений, при этом, в отличие от программ по подготовке спасателей 3, 2, 1 классов, предполагает приоритетное отношение к формированию практических действий. Теоретические знания вводятся в той мере, в которой они будут способствовать обучению спасателя оптимальным действиям в сложной обстановке. Формирование знаний и умений сопровождается развитием у курсантов на различных занятиях таких необходимых спасателю качеств личности как оперативность мышления в чрезвычайных ситуациях, психологическая устойчивость, физическая мобильность, выносливость

Требования к знаниям курсантов после обучения:

  1. Курсанты должны обладать теоретическими знаниями, которые позволяют понять сущность выполняемых ими действий;

  2. Курсанты должны знать алгоритмы профессиональных действий, в которые обязательно входят шаги по охране собственного труда.

Требования к умениям курсантов после обучения:

  1. Курсанты должны правильно выполнять все изучаемые действия, давать небольшое теоретическое обоснование;

  2. Курсанты должны уметь умственно решать ситуационные задачи в классе, развивая у себя оперативность мысли, реакции в различных чрезвычайных ситуациях (ЧС);

  3. Курсанты должны уметь правильно эксплуатировать поисково-спасательное оборудование, защитную одежду, соблюдая технику безопасности;

  4. Курсанты должны уметь грамотно решать ситуационные задачи практического характера на полигонах с использованием специального оборудования в условиях максимально приближенных к реальным условиям ЧС.

Учебный план




п/п

Дисциплины

Всего

часов

Лекции

Практические

занятия

1

2

3

4

5

1.


Введение в специальность спасателя

36

22

14

2.


Медицинская подготовка

64

22

42

3.


Психологическая подготовка

24

8

16

4.


Противопожарная подготовка

30

12

18

5.


Специальная техническая подготовка

32

7

25

6.


Подготовка по связи, навигации

22

10

12

7.

Топография и ориентирование

8

3

5

8.


Техника и технология проведения ПСР в природных условиях

46

15

31

9.

Техника и технология проведения ПСР в условиях техногенной катастрофы

34

16

18

10.

Физическая подготовка

20

2

18




Экзамены

6










Зачеты

4










Всего часов

326

117

199


Методические указания к первоначальной подготовке спасателей
Формы организации подготовки спасателей – лекции, практические занятия, деловые игры, самостоятельная работа. Самостоятельная работа курсантов предполагает самостоятельное изучение небольших и доступных по усвоению тем, составление схем, моделей по материалам лекций, работу с компьютерными обучающими программами, решение ситуационных задач, выполнение практических заданий с картами, планами, схемами, тренировку в использовании специальной одежды и оборудования. Самостоятельная работа проверяется с помощью различных форм контроля: тестовые задания, решение различных учебных задач с последующей проверкой и анализом, устный опрос, работа с индивидуальными карточками.

Методы и приемы обучения рекомендуется сочетать: репродуктивные (обучение на основе готового образца) и продуктивные (обучение на основе активной мыслительной деятельности курсантов). Для повышения мотивации, увеличения эффективности образовательной деятельности курсантов в лекционные и практические занятия необходимо включать элементы проблемного обучения на основе введения вопросов и ситуационных задач теоретического и практического плана. Для достижения оптимального процесса усвоения преподавателям надо использовать прием схематизации-моделирования нужной информации, прием алгоритмизации изучаемых действий.

Порядок изучения дисциплин определяется тем, что сначала идет общая подготовка спасателей (в учебном плане с 1 – 7 дисциплину). Эта подготовка создает базу для усвоения знаний и умений, связанных с проведением поисково-спасательных работ при ЧС природного и техногенного характера (с 8.1. – 9.3. дисциплину).

В учебном процессе целесообразно осуществлять межпредметные связи, которые позволят курсанту углубить понимание изучаемых вопросов, применить изученное ранее на практике. Рекомендуется вводить интегрированные практические занятия, которые могут одновременно решать задачи подготовки по нескольким дисциплинам и развивать необходимые спасателю качества. Такие занятия в основном проводятся на полигонах, в обстановке, приближенной к условиям ЧС.

Итоговый контроль обучения, зачеты и экзамены, необходимо направить на проверку практических умений оказывать первую помощь пострадавшему, работать с аварийно-спасательными инструментами, аппаратурой для связи, ориентирования, поиска, использовать спасательное снаряжение и защитную одежду, решать различные ситуационные задачи и обосновывать их теоретически. Для организации обучения и контроля необходимо создать банк обучающих и контрольных заданий, максимально использовать компьютерные технологии.

Дисциплины и разделы программы, по которым сдается итоговый экзамен: введение в специальность спасателя, первая (доврачебная) помощь, психологическая подготовка, противопожарная подготовка, техника и технология проведения ПСР в природных условиях, техника и технология проведения ПСР в условиях техногенной катастрофы.

Итоговые зачеты – аварийно-спасательные инструменты, подготовка по связи, топография и ориентирование, физическая подготовка.

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СПАСАТЕЛЯ
Задачи по формированию знаний и умений у курсантов

Курсант должен знать:

  1. Цели, задачи, организационные структуры сил РСЧС, МЧС;

  2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность поисково-спасательных формирований (ПСФ), специфику повседневной работы спасателя в дежурной группе, его действия при приведении формирования в готовность к выполнению задач ПСР;

  3. Характеристику стихийных бедствий, аварий, катастроф, их последствий;

  4. Снаряжение аварийно-спасательных машин;

  5. Обязанности и права спасателя;

  6. Охрану труда спасателя;

  7. Факторы риска различных ЧС, основы выживания в экстремальных условиях;

  8. Основные способы транспортировки пострадавших в ЧС;

  9. Основные виды веревок и узлов, применяемых в ПСР.

Курсант должен уметь:

  1. Ориентироваться в документах, регламентирующих деятельность ПСФ;

  2. Решать ситуационные задачи, связанные с определением порядка, правильности действий спасателя в различных условиях работы дежурной группы;

  3. Давать характеристику и классифицировать ЧС;

  4. Использовать основные способы транспортировки пострадавшего;


Тематический расчет часов




п/п


Наименование темы


Всего

Часов


Лекции



Практ-е

Занятия


1.

История возникновения и развития спасательного дела в России. ПСФ. Социальные и нормативно-правовые основы деятельности спасателей. Повседневная деятельность спасателя. Охрана труда спасателя.

16

12

4

2.

Основы выживания и жизнедеятельности спасателей в экстремальных условиях



6



6


3.

Основы применения веревочной техники в ПСР

8

2

6

4.

Основы транспортировки пострадавшего в различных условиях

6

2

4




Всего часов:



36


22


14




Методические указания
Теоретические занятия проводятся в учебном классе с применением плакатов, схем, кадров из видеофильмов, практические – на местности, на учебном полигоне БПСО и на скальном рельефе. Для того, чтобы курсанты ознакомились с документацией группы, с требованиями к ее заполнению, с местом нахождения экипировки, специального оборудования для выполнения спасработ, 4 часа практических занятий планируется провести в ПСФ с дежурной группой.

На занятиях рекомендуется использовать плакаты, фрагменты видеофильмов, демонстрирующих характерные признаки различных ЧС, учить курсантов классифицировать ЧС по этим признакам, рассматривать, анализировать нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность ПСФ, решать ситуационные задачи, связанные с пониманием положений из данной документации, своих прав и обязанностей, изображать в схемах действия дежурной смены при приведении ее в готовность к выполнению задач спасания. Курсантов необходимо познакомить с аварийно-спасательными машинами, оборудованием, вывозимым на этих машинах.

На практических занятиях по веревочной технике и транспортировке пострадавшего рекомендуется применять новейшие образцы снаряжения, показывать приемы работы с ним, указывать на основные ошибки в работе. После занятий рекомендуется проводить разбор действий курсантов, отметить тех курсантов, которые работают в основном правильно, помочь проанализировать причины ошибочных действий остальных, рекомендовать им продолжить отработку приемов работы с веревкой и снаряжением в составе ПСФ.

Для самостоятельной работы курсантам дается более глубокое изучение нормативно-правовой документации, справочной литературы по основам выживания, снаряжению, веревочной технике и транспортировке пострадавшего, практические задания для упражнений со специальным снаряжением, оборудованием.

Помощь в выполнении самостоятельной работы со стороны преподавателя состоит в подготовке необходимого количества документации на основе использования множительной техники и в компьютерном варианте, в обеспечении курсантов снаряжением, оборудованием для практических упражнений.
Содержание дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Первоначальная подготовка спасателей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязательная подготовка граждан...
Первоначальная подготовка спасателей iconПрограмма регламентирует первоначальную подготовку спасателей по предметам обучения
В ней излагаются: организация первоначальной подготовки спасателей; расчет часов по предметам обучения; задачи обучения; методические...
Первоначальная подготовка спасателей iconМетодические рекомендации психологическая подготовка специалистов...
Методические рекомендации предназначены для специалистов психологической службы мчс россии
Первоначальная подготовка спасателей iconРеферат на тему: Учет и оценка основных фондов. Виды стоимости: первоначальная,...
Тема учет и оценка основных фондов. Виды стоимости: первоначальная, балансовая, остаточная, восстановительная, ликвидационная. Износ...
Первоначальная подготовка спасателей iconПсихология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных
Приняли участие в заседании: Курбатов М. Ю., Демидов А. В., Бронников Е. А., Клапцов А. В., Перепелкин А. Ю., Чеботарёв С. В., Филькин...
Первоначальная подготовка спасателей iconМатематическое исследование баллистического движения
Аннотация. В докладе проводится изучение баллистического движения методами математики, с использованием программного пакета «maple»....
Первоначальная подготовка спасателей iconДиректорат по государственному управлению и территориальному развитию...
Данная первоначальная схема, закрепленная в нормативных актах об оплате труда высших должностных лиц (1964 – 1967 гг.), получила...
Первоначальная подготовка спасателей icon2012 содержание
«О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», нормативных правовых актов Президента Российской...
Первоначальная подготовка спасателей iconQuick Sales (SalesExpert)
Серверная часть + 2 клиентских рабочих места: 14. 400 руб; Каждое дополнительное клиентское место: 400 руб (все цены с ндс). В цену...
Первоначальная подготовка спасателей iconДиагностика нарушений адаптации у спасателей и их коррекция на санаторном...
Тестовые задания по нормальной физиологии (учебное пособие для самостоятельной подготоки к этапному и итоговому контролю знаний по...
Первоначальная подготовка спасателей iconКнига никому не может дать больше, чем он может из нее взять.(Народная...
Термин «литературное чтение» в педагогической науке и практике употребляется в двух значениях: как метод обучения и как первоначальная...
Первоначальная подготовка спасателей iconТема работы
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка...
Первоначальная подготовка спасателей iconТема. Программные задачи
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка...
Первоначальная подготовка спасателей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока №4: Подготовка деталей кроя к обработке. Подготовка брюк к примерке. (2 часа)
Первоначальная подготовка спасателей iconФакультет менеджмента Программа дисциплины Институциональная экономика
Менеджмент, подготовка бакалавра; дляспециальности 080507. 65 – Менеджмент организаций, подготовка специалиста
Первоначальная подготовка спасателей iconУрок Время проведения
Консультации классных руководителей; подготовка к массовым военно-патриотическим мероприятиям; подготовка проведения декады обж и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск