Скачать 0.84 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПАСАТЕЛЕЙ Рабочая программа по профессиональной подготовке спасателей МЧС России Иркутск 2009 МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПАСАТЕЛЕЙ Рабочая программа по профессиональной подготовке спасателей МЧС России Иркутск 2009 Первоначальная подготовка спасателей Рабочая программа для ЦПС БПСО МЧС России по профессиональной подготовке спасателей. – Иркутск: ЦПС БПСО МЧС России, 2009 Программа подготовлена коллективом преподавателей ЦПС БПСО Рецензенты: Одобрена на заседании Учебно-методического совета ЦПС БПСО МЧС России и рекомендована в качестве рабочей учебной программы «___»_________. Протокол №___ Пояснительная записка Актуальность проблемы подготовки спасателей в настоящее время возрастает, что связано с увеличением людских, материальных потерь в чрезвычайных ситуациях. Первоначальной подготовке в системе общей подготовки спасателей придается особое значение. Эта подготовка должна заложить надежный фундамент для дальнейшего профессионального роста. Данная программа разработана в центре подготовки спасателей Байкальского поисково-спасательного отряда (ЦПС БПСО). Она учитывает удачное географическое расположение центра: нахождение вблизи большого озера, сложных в техническом отношении рек, диких гор с высокой селевой и лавинной опасностью, пещер, тайги, учитывает потребности Сибирского и иных регионов России. Основой для разработки такой программы послужила «Программа первоначальной подготовки спасателей МЧС России», разработанная Департаментом подготовки войск гражданской обороны и других формирований МЧС России, утвержденная в 1999г. Министром МЧС РФ С.К.Шойгу, «Программа первоначальной психологической подготовки спасателей МЧС России», разработанная Центром экстренной психологической помощи МЧС в 2005 году, директивы МЧС. Программа составлена в соответствии с «Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ», утвержденными приказом Мин.образования России от 18. 06. 97 № 1221, с федеральным законом РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Необходимость в разработке новой учебной программы диктуется тем, что предыдущая программа была создана в период начального становления МЧС, и за время ее действия произошли серьезные изменения в структуре МЧС, повысился уровень технического оснащения поисково-спасательных работ, совершенствовалась технология их проведении, накапливался опыт методики подготовки спасателей. Кроме того, назрела необходимость более четко, с одной стороны, разграничить, а, с другой стороны, увязать содержание программ первоначальной и дальнейшей подготовки спасателей (3, 2, 1 классов) в плане их преемственности. С этой точки зрения, программа первоначальной подготовки должна заложить у курсантов прочную базу знаний и умений по проведению спасательных работ, подготавливая их к более сложным ступеням повышения квалификации. Программы последующих подготовок должны отличаться более высоким теоретическим уровнем, увеличением внимания юридическому и организационному аспекту проведения поисково-спасательных работ. Программа определяет цели, задачи, учебное содержание, формы организации подготовки спасателя. Структурные части программы: пояснительная записка, учебный план, программы отдельных дисциплин, включающие задачи по формированию знаний и умений у курсантов, тематический расчет часов, методические указания, учебное содержание, список литературы. Цель первоначального обучения спасателя: подготовить специалиста, способного под руководством более квалифицированных и опытных спасателей разумно, быстро и правильно действовать в работах по ликвидации экстремальных ситуаций и их последствий, по спасанию людей и имущества, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, соблюдая все требования к охране труда спасателя. Эта цель реализуется на основе решения задач по формированию у курсантов соответствующих знаний и умений, при этом, в отличие от программ по подготовке спасателей 3, 2, 1 классов, предполагает приоритетное отношение к формированию практических действий. Теоретические знания вводятся в той мере, в которой они будут способствовать обучению спасателя оптимальным действиям в сложной обстановке. Формирование знаний и умений сопровождается развитием у курсантов на различных занятиях таких необходимых спасателю качеств личности как оперативность мышления в чрезвычайных ситуациях, психологическая устойчивость, физическая мобильность, выносливость Требования к знаниям курсантов после обучения:
Требования к умениям курсантов после обучения:
Учебный план
Методические указания к первоначальной подготовке спасателей Формы организации подготовки спасателей – лекции, практические занятия, деловые игры, самостоятельная работа. Самостоятельная работа курсантов предполагает самостоятельное изучение небольших и доступных по усвоению тем, составление схем, моделей по материалам лекций, работу с компьютерными обучающими программами, решение ситуационных задач, выполнение практических заданий с картами, планами, схемами, тренировку в использовании специальной одежды и оборудования. Самостоятельная работа проверяется с помощью различных форм контроля: тестовые задания, решение различных учебных задач с последующей проверкой и анализом, устный опрос, работа с индивидуальными карточками. Методы и приемы обучения рекомендуется сочетать: репродуктивные (обучение на основе готового образца) и продуктивные (обучение на основе активной мыслительной деятельности курсантов). Для повышения мотивации, увеличения эффективности образовательной деятельности курсантов в лекционные и практические занятия необходимо включать элементы проблемного обучения на основе введения вопросов и ситуационных задач теоретического и практического плана. Для достижения оптимального процесса усвоения преподавателям надо использовать прием схематизации-моделирования нужной информации, прием алгоритмизации изучаемых действий. Порядок изучения дисциплин определяется тем, что сначала идет общая подготовка спасателей (в учебном плане с 1 – 7 дисциплину). Эта подготовка создает базу для усвоения знаний и умений, связанных с проведением поисково-спасательных работ при ЧС природного и техногенного характера (с 8.1. – 9.3. дисциплину). В учебном процессе целесообразно осуществлять межпредметные связи, которые позволят курсанту углубить понимание изучаемых вопросов, применить изученное ранее на практике. Рекомендуется вводить интегрированные практические занятия, которые могут одновременно решать задачи подготовки по нескольким дисциплинам и развивать необходимые спасателю качества. Такие занятия в основном проводятся на полигонах, в обстановке, приближенной к условиям ЧС. Итоговый контроль обучения, зачеты и экзамены, необходимо направить на проверку практических умений оказывать первую помощь пострадавшему, работать с аварийно-спасательными инструментами, аппаратурой для связи, ориентирования, поиска, использовать спасательное снаряжение и защитную одежду, решать различные ситуационные задачи и обосновывать их теоретически. Для организации обучения и контроля необходимо создать банк обучающих и контрольных заданий, максимально использовать компьютерные технологии. Дисциплины и разделы программы, по которым сдается итоговый экзамен: введение в специальность спасателя, первая (доврачебная) помощь, психологическая подготовка, противопожарная подготовка, техника и технология проведения ПСР в природных условиях, техника и технология проведения ПСР в условиях техногенной катастрофы. Итоговые зачеты – аварийно-спасательные инструменты, подготовка по связи, топография и ориентирование, физическая подготовка. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СПАСАТЕЛЯ Задачи по формированию знаний и умений у курсантов Курсант должен знать:
Курсант должен уметь:
Тематический расчет часов
Методические указания Теоретические занятия проводятся в учебном классе с применением плакатов, схем, кадров из видеофильмов, практические – на местности, на учебном полигоне БПСО и на скальном рельефе. Для того, чтобы курсанты ознакомились с документацией группы, с требованиями к ее заполнению, с местом нахождения экипировки, специального оборудования для выполнения спасработ, 4 часа практических занятий планируется провести в ПСФ с дежурной группой. На занятиях рекомендуется использовать плакаты, фрагменты видеофильмов, демонстрирующих характерные признаки различных ЧС, учить курсантов классифицировать ЧС по этим признакам, рассматривать, анализировать нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность ПСФ, решать ситуационные задачи, связанные с пониманием положений из данной документации, своих прав и обязанностей, изображать в схемах действия дежурной смены при приведении ее в готовность к выполнению задач спасания. Курсантов необходимо познакомить с аварийно-спасательными машинами, оборудованием, вывозимым на этих машинах. На практических занятиях по веревочной технике и транспортировке пострадавшего рекомендуется применять новейшие образцы снаряжения, показывать приемы работы с ним, указывать на основные ошибки в работе. После занятий рекомендуется проводить разбор действий курсантов, отметить тех курсантов, которые работают в основном правильно, помочь проанализировать причины ошибочных действий остальных, рекомендовать им продолжить отработку приемов работы с веревкой и снаряжением в составе ПСФ. Для самостоятельной работы курсантам дается более глубокое изучение нормативно-правовой документации, справочной литературы по основам выживания, снаряжению, веревочной технике и транспортировке пострадавшего, практические задания для упражнений со специальным снаряжением, оборудованием. Помощь в выполнении самостоятельной работы со стороны преподавателя состоит в подготовке необходимого количества документации на основе использования множительной техники и в компьютерном варианте, в обеспечении курсантов снаряжением, оборудованием для практических упражнений. Содержание дисциплины |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязательная подготовка граждан... | Программа регламентирует первоначальную подготовку спасателей по предметам обучения В ней излагаются: организация первоначальной подготовки спасателей; расчет часов по предметам обучения; задачи обучения; методические... | ||
Методические рекомендации психологическая подготовка специалистов... Методические рекомендации предназначены для специалистов психологической службы мчс россии | Реферат на тему: Учет и оценка основных фондов. Виды стоимости: первоначальная,... Тема учет и оценка основных фондов. Виды стоимости: первоначальная, балансовая, остаточная, восстановительная, ликвидационная. Износ... | ||
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных Приняли участие в заседании: Курбатов М. Ю., Демидов А. В., Бронников Е. А., Клапцов А. В., Перепелкин А. Ю., Чеботарёв С. В., Филькин... | Математическое исследование баллистического движения Аннотация. В докладе проводится изучение баллистического движения методами математики, с использованием программного пакета «maple».... | ||
Директорат по государственному управлению и территориальному развитию... Данная первоначальная схема, закрепленная в нормативных актах об оплате труда высших должностных лиц (1964 – 1967 гг.), получила... | 2012 содержание «О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», нормативных правовых актов Президента Российской... | ||
Quick Sales (SalesExpert) Серверная часть + 2 клиентских рабочих места: 14. 400 руб; Каждое дополнительное клиентское место: 400 руб (все цены с ндс). В цену... | Диагностика нарушений адаптации у спасателей и их коррекция на санаторном... Тестовые задания по нормальной физиологии (учебное пособие для самостоятельной подготоки к этапному и итоговому контролю знаний по... | ||
Книга никому не может дать больше, чем он может из нее взять.(Народная... Термин «литературное чтение» в педагогической науке и практике употребляется в двух значениях: как метод обучения и как первоначальная... | Тема работы Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка... | ||
Тема. Программные задачи Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока №4: Подготовка деталей кроя к обработке. Подготовка брюк к примерке. (2 часа) | ||
Факультет менеджмента Программа дисциплины Институциональная экономика Менеджмент, подготовка бакалавра; дляспециальности 080507. 65 – Менеджмент организаций, подготовка специалиста | Урок Время проведения Консультации классных руководителей; подготовка к массовым военно-патриотическим мероприятиям; подготовка проведения декады обж и... |