Дополнительная образовательная программа
«Знатоки ПДД»
Вождение автомобиля входит в тройку необходимых умений современного молодого человека, обеспечивающих уверенность в себе и более высокие стартовые возможности мышления, которое обеспечит решение задач, связанных с инженерно-конструкторской, технической деятельностью. Система работы с подростками по образовательной программе позволяет сформировать у обучающихся представление о грамотном и культурном участнике дорожного движения (водителе, пешеходе, пассажире). В этом немаловажную роль играет научная составляющая, поскольку в условиях современного научно-технического прогресса требования к специалисту нового типа в любой области профессиональной деятельности возрастают.
Программа опирается на нормативные документы: Закон Российской Федерации
«Об образовании», Конвенцию о правах ребенка, Типовое положение об учреждении дополнительного образовании детей, действующие Правила дорожного движения, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» - и построена с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей.
Образовательная программа разработана на основе примерных учебных планов и программ по подготовке водителей транспортных средств категории «А», «В».
Уровень освоения :общекультурный
Программа «Знатоки ПДД» реализуется в рамках спортивно-технической направленности
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью создания условий для развития инженерно-конструкторского мышления обучающихся на основе спортивно-технической деятельности, направленной на овладение навыкам вождения. Кроме того, высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма, обусловленный низким уровнем культуры поведения на дорогах всех участников дорожного движения (пешеходов, водителей, пассажиров), говорит о необходимости создания образовательной программы такого направления.
Новизна дополнительной образовательной программы заключается в том, что при реализации программы практически и теоретически используется современное техническое оборудование: велотренажеры, автотренажеры, светофоры автоматизированные и т.д.
На протяжении 2 лет обучения по программе «Знатоки ПДД» происходит не просто получение знаний и умений, но и воспитание культуры поведения жителя Санкт-Петербурга – будущего водителя культурной столицы России.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что комплексный подход к знакомству с целостной системой «Человек – автомобиль – дорога» через изучение:
- устройства автомобиля;
-основ управления транспортным средством;
- навыков безопасного поведения на дорогах;
- правил оказания первой доврачебной помощи
Цель дополнительной образовательной программы: Обучение детей и подростков навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах, профилактика безнадзорности и правонарушений через изучение основ ПДД.
Задачи:
Образовательные:
-обучить правилам дородного движения.
-дать знания по устройству автомобиля.
-обучить навыкам безопасного поведения на дорогах.
Развивающие:
-развить представление о грамотном о и культурном участнике дорожного движения.
-развивать чувство самоуважения в коллективе.
Воспитывающие:
-воспитать стремление к здоровому образу жизни и уметь пропагандировать его среди молодежной среды.
-воспитывать правильное поведения всех участников дорожного движения на дорогах и в транспорте.
-воспитывать безопасное поведение на улицах и дорогах, предусматривающее гарантию безопасности дорожного движения.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Занятия проводятся с детьми 10 – 17 лет:
1-й год обучения – 2 раза в неделю по 1 часу или 1 раз в неделю по 2 часа.
Учебно-тематический план 1-го года обучения рассчитан на 72 часа.
2-й год обучения – 2 раза в неделю по 1 часу или 1 раз в неделю по 2 часа.
Учебно-тематический план 2-го года обучения рассчитан на 72 часа.
Набор обучающихся 1-го года обучения проводится в начале учебного года – запись в объединение проводится без отбора.
2-й год обучения – переводятся по результатам зачета в конце учебного года по соответствующим темам программы.
Количество детей:
первого года обучения – 10 человек,
второго года – 8 человек.
Программа рассчитана на углубленный уровень освоения и предполагает постепенное расширение и углубление знаний по всем ее разделам.
Образовательный процесс направлен на:
- повышение общего уровня культуры участников дорожного движения, как гарантию безопасности дорожного движения;
- вовлечение подростков в занятия техническими видами спорта и пропаганду здорового образа жизни;
- профессиональную ориентацию молодёжи на профессии, связанные с автотранспортом и автопромом;
- подготовку водительских кадров из числа подростков;
- обучение навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах, в целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- организацию досуга детей и подростков, в целях профилактики безнадзорности и правонарушений;
- воспитание законопослушного гражданина.
В основу программы положены принципы:
Социосообразности – педагогический принцип, согласно которому обучение по данной программе предусматривает обязательную связь непосредственно с жизнью, с конкретными жизненными ситуациями.
Природосообразности – педагогический принцип, согласно которому педагог в своей деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития своих обучающихся, согласовывает организацию всего педагогического процесса с возможностями самого ребенка на определенных этапах его развития, окружением, в котором он живет, происходящими вокруг изменениями.
Реализация этих принципов предусматривает личностно-ориентированный подход в воспитании подрастающего поколения. Педагог является организатором учебно-воспитательного процесса. Он планирует образовательный процесс, но, в то же время педагог находится в состоянии постоянного диалога с обучающимся, осуществляет индивидуальную помощь и коррекцию в сложных нестандартных ситуациях, в целях личностного развития и саморазвития каждого обучающегося. Постоянная обратная связь с педагогом также необходима обучающемуся для понимания учебного материала, а педагогу для коррекции программы. Это позволяет каждому учащемуся продвигаться в обучении с наиболее благоприятной для его познавательных сил скоростью.
Программа предполагает возможность того, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.
Реализовать личностно-ориентированный подход позволяет спиральное построение, разделение содержания программы на отдельные самостоятельные, но взаимосвязанные порции (блоки) информации и разнообразные формы организации учебных занятий.
Содержание программы объединено основными блоками:
- изучение правил дорожного движения;
- основы управления транспортным средством и безопасность движения;
- устройство автомобиля;
- правовые основы;
- методы оказания первой медицинской помощи;
- приобретение практических навыков в вождении автомобиля.
Результативность в период обучения по программе определяется уровнем разработанных критериев видов деятельности:
- презентации рефератов, творческих и исследовательских работ;
- упражнения по вождению автомобиля на автотренажере;
- задания по правилам дорожного движения;
Формы контроля
- Текущий (беседы по изучаемым темам, опросы, контрольные задания, блиц- опросы)
- Тематический (тестовые задания; работа с карточками ПДД, решение ситуационных задач, рефераты и презентации по теме или проблеме; выполнение контрольных заданий)
- Зачетное занятие (выполнение заданий по вождению автомобиля на автотренажере, выполнение заданий по Правилам дорожного движения, безопасности дорожного движения, оказания первой доврачебной помощи)
- Итоговый (обобщающий: соревнование, круглый стол)
К концу 1 года обучения по программе обучающиеся должны:
Знать:
Историю возникновения дорог и транспорта;
Основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения;
Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров;
Значения сигналов светофора и регулировщика;
Назначение дорожных знаков;
Назначение дорожной разметки;
Порядок движения транспортных средств;
Расположение транспортных средств на проезжей части;
Скоростные режимы движения транспортных средств;
Понятия «Обгон», «Встречный разъезд»;
Места, предназначенные для остановки и стоянки транспортных средств;
Правила проезда перекрестков;
Основные узлы автомобиля;
Алгоритм действия водителя при посадке и троганию с места;
Правила поведения пассажиров на остановках маршрутных транспортных средств;
Правила поведения на пешеходных переходах;
Технику управления транспортным средством
Уметь:
Ориентироваться, видеть и избегать опасные ситуации на дороге;
Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде;
Грамотно и четко объяснять правила безопасного поведения на дорогах, ориентироваться на сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки;
Представить реферат по теме.
Иметь навык:
Самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств;
Первоначального управления транспортных средством в различных условиях;
Трогания с места
Остановки автомобиля;
К концу 2 года обучения по программе обучающиеся должны:
Знать:
Правила проезда пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов;
Правила пересечения железнодорожных переездов;
Требования к перевозке людей и грузов;
Требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств, номерные и опознавательные знаки;
Факторы и условия, влияющие на безопасность движения;
Эксплуатационные свойства автомобилей;
Технику управления транспортным средством в сложных условиях;
Причины и последствия дорожно-транспортного происшествия;
Конфликтные ситуации на дороге и пути их решения;
Сложные ситуации на дороге и перекрестке;
Виды правовой ответственности, при нарушении правил дорожного движения;
Правовое воспитание водителей, пассажиров и пешеходов;
Способы страхования транспортных средств;
Содержание автомобильной аптечки первой медицинской помощи и назначение средств, в нее входящих;
Правила оказания первой медицинской помощи в пути, при дорожно-транспортном происшествии
Уметь:
Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации;
Выполнять исследовательскую работу;
Грамотно ориентироваться в правовых вопросах
Иметь навык:
Использования способов безопасного торможения: торможение двигателем, торможение рабочей тормозной системой, комбинированное торможение, торможение с использованием ручного тормоза (при отказе рабочей тормозной системы), экстренное торможение;
Движение по эстакаде (с использованием ручного тормоза, без использования ручного тормоза): подъем, остановка, спуск;
Вождения автомобиля с соблюдением техники безопасности и Правил дорожного движения;
Оказания первой доврачебной медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии;
Публичного выступления.
|