Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии. Принятый закон РФ «Об образовании»





Скачать 261.91 Kb.
НазваниеНормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии. Принятый закон РФ «Об образовании»
страница1/3
Дата публикации19.06.2013
Размер261.91 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Биология > Закон
  1   2   3



  1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии.

Принятый закон РФ «Об образовании» закрепил новые тенденции в развитии российской школы: многообразие форм обучения, вариативность учебных планов и программ, учебников и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. В силу названных причин в системе школьного образования возникла проблема обеспечения единства образовательного пространства России при сохранении разнообразия общеобразовательных учреждений и моделей образования. Ряд федеральных и региональных документов призван решать эту проблему (приложение 1).
2. Преподавание биологии в основной и старшей школе

Распределение часов биологии по классам в неделю (с учетом нормативных документов и имеющихся программ) приведено в таблице 1.


Класс/уровень изучения

Необходимое количество часов в неделю по программе

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Базовый уровень

1

2

2

2

1

1

В специальных коррекционных классахVII вида часовая нагрузка по предмету не изменена

Профильный

уровень




3

3

В учреждениях ПНО и ПСО в учебных планах выделяется большее количество часов на изучение предмета в связи со специализацией, поэтому есть возможность расширения отдельных тем курса
Таблица 1

*на ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности рекомендуется добавить из школьного компонента в 6 классе – 1 час в неделю учебного предмета «Биология» модуль «Биологическое краеведение» (Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2008.-С.44).

При изучении биологии по линии Н.И. Сонина доля краеведческого компонента может быть уменьшена до 17 часов, так как курс достаточно сложен и невозможно его освоить за 1 час. Кафедрой ЕМД ИРО разработана примерная рабочая программа на 2 часа с краеведческим компонентом (см. методическое письмо о преподавании биологии на 2012/2013 учебный год).

В старшей школе на базовом уровне на преподавание биологии выделяется 1 час, что не дает возможность заложить основы знаний по общей биологии. Так как некоторые обучающиеся выбирают биологию в качестве экзамена по выбору в форме ЕГЭ, рекомендуем добавлять 1 час из школьного компонента для расширения знаний по отдельным темам курса.

Под профильным обучением понимают систему специализированной подготовки старшеклассников, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся (см. Концепцию профильного обучения). При организации профильного обучения рекомендуется выстраивать индивидуальные образовательные траектории для обучающихся. В основе методов обучения целесообразно использовать проектно-исследовательский и практико-ориентированный подход с учетом профессионального выбора обучающихся.

В приложении 6 для каждого профиля приведены количество часов по биологии в соответствии с федеральным базовым учебным планом, рекомендуемые примерные темы элективных предметов и основные направления профессиональной подготовки обучающихся (в конце приложения дан ряд методических рекомендаций).

Можно использовать элективные курсы, которые представлены издательствами «Просвещение», «Дрофа» и Национальным фондом подготовки кадров (приложение 6).

Особое внимание необходимо уделить выполнению программ по биологии в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов общего образования. Количество демонстраций, лабораторных и практических работ по предмету, рекомендуемых к выполнению, отражено в авторских программах, переизданных в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по биологии.

В случае если лабораторная работа составляет только часть урока и носит обучающий характер, отметки обучающимся выставляются выборочно; если же практическая или лабораторная работа носит контролирующую функцию, то отметки выставляются каждому ученику.

Рекомендации по ведению записей в классном журнале

Основные вопросы, касающиеся ведения записей в классном журнале по предмету «Биология», приведены ниже:

  • на первом уроке в сентябре и на первом уроке в январе сделать запись в журнале в графе «Что пройдено на уроке» о проведении инструктажа по технике безопасности

  • инструктаж по технике безопасности проводится также перед каждой лабораторной, о чем делается соответствующая запись в журнале в графе «Что пройдено на уроке». Например: Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»

Особенности подготовки к областным олимпиадам по биологии

Особую значимость приобретает работа с одаренными детьми с целью дальнейшего развития их потенциальных возможностей. Для этого необходимо разработать систему оценивания индивидуальных достижений школьников, направленную на стимулирование их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях. Подготовка к областным олимпиадам по биологии должна проводиться в системе, начиная с 7 класса.

В приложении 5 предложен список литературы для подготовки к олимпиадам. Из года в год основным проблемным вопросам для обучающихся любых классов, участвующих в областных олимпиадах по биологии, являются задания практического тура.

Опираясь на опыт коллег, готовящих ребят к исследовательским конкурсам, олимпиадам разных уровней по биологии, приводим перечень практических вопросов, которые обязательно следует включить в систему подготовки школьников к муниципальным и областным олимпиадам (приложение 4).
3. Особенности обучения в вечерних (сменных школах)

Основой организации учебного процесса в вечерних (сменных) школах является:

  • самостоятельная работа обучающихся

  • групповые и индивидуальные консультации

  • зачёты (устные, письменные или комбинированные).

В БУП для вечерних (сменных) школ обозначен предмет “Естествознание”, но преподавание его заменяется преподаванием отдельных предметов биологии, физики и химии по 1 часу в связи и с тем, что в области нет подготовленных преподавателей по данному курсу.

4. Учебно-методические комплекты и программы по предмету.

Реализуемая в настоящее время вариативность общего образования обеспечивается многообразием учебной литературы по биологии.

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 учебный год в области действуют следующие линии учебников по биологии (приложение 2).

Авторские программы, соответствующие требованиям государственного образовательного стандарта по биологии:

1) Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. - 176 с.

2) Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. - 92 с.

3) Сборник авторских программ по биологии: 6-11 классы/ В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. – М.: Просвещение, 2008. - 29 с.

4) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы/авт.-сост. И.Б. Морзунова. (линия Н.И. Сонина) – М.: Дрофа, 2008. - 254 с.

5) Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа/под науч.ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2008. - 320с.

6) Биология. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко.- М: Просвещение, 2010. - 31 с.

7) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы/ авт.-сост. А.Е.Андреева и др.; под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008. - 128с.

Организацию обучения биологии в коррекционных классах (группах) рекомендуем по УМК, обеспечивающим базовый уровень освоения предмета (Л.Н.Сухорукова; В.С. Кучменко; В.В. Пасечника; Н.Д.Трайтака).

Организацию обучения биологии в основной и старшей школе на базовом уровне рекомендуем по УМК Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко (базовый уровень); В.В. Пасечника; Н.Д.Трайтака.

При организации обучения биологии на профильном уровне рекомендуем в основной школе использовать УМК линии Н.И. Сонина; Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, а в старшей школе УМК этих авторов – профильный уровень.

Ситуация с углубленным изучением биологии в 6-9 классах сегодня неоднозначна. Отсутствуют федеральные документы, регламентирующие количество часов для углубленного изучения предмета. Существует только программа углубленного изучения биологии в основной школе 6-9 классы авторов Е.В Алексеевой, Е.Е. Булатовой, Л.А. Яночкиной, разработанная к учебно-методическому комплексу под ред. Сонина Н.И. Программу можно найти в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы (УМК под ред Сонина Н.И.)/ авт.-сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2008. – С. 82 – 162.

Если общеобразовательное учреждение в 6-9 классах реализует курс «Экология» за счет школьного компонента (1 час в неделю), то следует руководствоваться программой Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: сборник программ. – М.: Вентана-Граф, 2004.

5. Методические пособия для учителя и дополнительная литература, рекомендованные к использованию при подготовке к урокам биологии

Некоторые наиболее интересные новые методические пособия для подготовки и проведения занятий по биологии приведены в приложении 3.

При работе над исследовательскими проектами обучающимся и учителю будут полезны методические пособия:

1. Биология и экология.10-11 классы: проектная деятельность обучающихся/авт.-сост. М.В. Высотская.- Волгоград: Учитель, 2008

2. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по биологии: метод. пособие/ Е.В. Тяглова.- М.: Глобус, 2008

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2009
6. Рекомендации по совершенствованию методики преподавания биологии с учетом результатов проведения ГИА и ЕГЭ

Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы в новой форме преемственна с единым государственным экзаменом, но при этом по ряду позиций отличается от него.

Экзаменационная работа для 9 класса, по аналогии с ЕГЭ, состоит из трех частей и включает сходные типы заданий: с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, с кратким ответом (с выбором трех верных ответов из шести предложенных, на установление соответствия, определение правильной последовательности элементов), а также задания с развернутым ответом.

В экзаменационной работе проверяются следующие умения и способы деятельности:

1) объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей;

2) называть, приводить примеры клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы, экосистем;

3) выявлять изменчивость организмов, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

4) определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;

5) устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями клеточных структур, тканей, органов и систем, между организмами и средой их обитания;

6) сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп, экосистемы), процессы, явления и делать выводы на основе сравнения;

7) применять биологические знания в практической деятельности;

8) анализировать и прогнозировать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;

9) проводить мысленный эксперимент, обобщать и формулировать выводы.

В КИМ ЕГЭ 2013 г., в основном, сохранены структура экзаменационной работы и подходы, реализованные в контрольных измерительных материалах предыдущих лет. В работе преобладают задания, контролирующие наиболее существенные вопросы содержания по разделам «Общая биология» и «Человек и его здоровье». В них большое внимание уделяется оценке предметной компетентности, сформированности умений применять знания в новых нестандартных ситуациях, практической деятельности человека, сравнивать биологические объекты, процессы и явления, решать биологические задачи, устанавливать причинно-следственные связи процессов и явлений, происходящих в живой природе.

Экзаменационная работа содержит также задания, контролирующие освоение материала практического характера: агротехнические приемы выращивания растений, обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде; меры профилактики вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения и др.; приемы оказания первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях; оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии, определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам.

В КИМ 2013 г. усовершенствованы задания с развернутым ответом, усилена их практико-ориентированная и личностно-ориентированная направленность, увеличено число заданий на работу с рисунком и текстом.

Для успешной сдачи единого государственного экзамена по биологии требуются хорошие и устойчивые знания по предмету, поэтому часть пройденных тем по курсу «Биология» 6-10 классов требует системного повторения. Безусловно, целенаправленную подготовку к единому государственному экзамену желательно начинать в 10 классе, ориентируясь на спецификацию и кодификатор экзаменационной работы текущего учебного года. Важную роль в подготовке к ЕГЭ по биологии может сыграть грамотно разработанный и реализованный элективный курс.

Можно завести специальные тетради для старшеклассников, в которых в системе будет фиксироваться теоретический и практический (тренировочный) материал по подготовке к ЕГЭ. Необходимо проанализировать наиболее типичные ошибки, которые допускают школьники при выполнении заданий ЕГЭ.

При составлении календарно-тематического планирования (независимо от УМК по предмету) педагогу рационально включить специальную колонку «Подготовка к ЕГЭ», где будут указаны темы и коды контролируемых элементов, к которым учитель обращается в рамках данного урока на этапах актуализации, системного повторения или обобщения материала.

Следует обратить внимание на формы контроля знаний, умений и навыков обучающихся – проводить тестовые контрольные работы (использовать задания, похожие по структуре, задания части А и В ЕГЭ)

Методическую помощь учителю и обучающимся при подготовке к экзамену в новой форме могут оказать материалы сайта ФИПИ http://www.fipi.ru , официального портала ЕГЭ http://www.ege.edu.ru/ и учебные пособия (приложение 7):

– документы, регламентирующие разработку КИМ для государственной (итоговой) аттестации по биологии выпускников IX классов в новой форме 2013 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

– учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов 2013 г.;

– перечень учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ или рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену в новой форме.

С результатами проведения ЕГЭ по биологии в 2013 году в образовательных учреждениях Ярославской области можно ознакомиться на сайте Департамента образования ЯО http://www.depedu.yar.ru.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии. Принятый закон РФ «Об образовании» iconЛекция Основные Нормативные документы, регламентирующие деятельность...
Основные Нормативные документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии. Принятый закон РФ «Об образовании» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С 1 сентября 2013 года начинают действовать новые законы: федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый 29...
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии. Принятый закон РФ «Об образовании» iconПояснительная записка данная программа составлена в соответствии...
Закон РФ от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в рф», вступающий в силу с 01. 09. 2013 г
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии. Принятый закон РФ «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Основные документы, регламентирующие проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные...
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии. Принятый закон РФ «Об образовании» iconРабочая программа учебного курса биологии в 7 классе Учитель: Кузнецова...
Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 (с изменениями) (минобрнауки рф/документы/884)
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии. Принятый закон РФ «Об образовании» iconРабочая программа учебного курса биологии в 9 (VII) классе Учитель:...
Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 (с изменениями) (минобрнауки рф/документы/884)
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии. Принятый закон РФ «Об образовании» iconПояснительная записка нормативные правовые документы, на основании...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1089 от 05. 03. 2004
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии. Принятый закон РФ «Об образовании» iconЛекции
Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность организации
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии. Принятый закон РФ «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Оу изучены нормативно-правовые документы, регламентирующие работу по данному направлению на уровне Российской Федерации, муниципального...
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии. Принятый закон РФ «Об образовании» iconПрограмма опирается на нормативные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании»
В этом немаловажную роль играет научная составляющая, поскольку в условиях современного научно-технического прогресса требования...
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии. Принятый закон РФ «Об образовании» iconРабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов:...
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии. Принятый закон РФ «Об образовании» iconУчебный план гбоу школы №550 реализуется в соответствии с Федеральным...
Закон Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (гл I, ст. 28,п. 2),принятый 12. 03. 99г
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии. Принятый закон РФ «Об образовании» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормативно – правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность школы
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии. Принятый закон РФ «Об образовании» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность школы. 6
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии. Принятый закон РФ «Об образовании» iconНовости. Нормативные документы. Демоверсии
Российские общеобразовательные порталы и сайты для учителей, учеников и родителей. Каталоги образовательных интернет-ресурсов порталов,...
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии. Принятый закон РФ «Об образовании» iconТесты по предметам; инструкции по подготовке и участию выпускников...
Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск