Администрации городского округа «город калининград» муниципальное автономное образовательное учреждение





Скачать 283.67 Kb.
НазваниеАдминистрации городского округа «город калининград» муниципальное автономное образовательное учреждение
страница1/3
Дата публикации17.12.2014
Размер283.67 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Спорт > Пояснительная записка
  1   2   3


КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
алф.jpg

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
физкультурно-спортивной направленности
Атлетическая гимнастика
для детей 5-18 лет
срок реализации: 3 года


Программу составил:

А.А. Алферов,

педагог дополнительного

образования

Рассмотрена и рекомендована к

реализации решением

методического совета МАОУ

ДОД ДТД и М

«27» сентября 2012 г.
Протокол № 1

Калининград

2012

Пояснительная записка

Атлетическая гимнастика – одно из действенных и универсальных средств физического воспитания.

Это система специфических упражнений и методических приемов, применяемых с целью физического воспитания, образования, спортивной подготовки, оздоровления, восстановления, лечения, приобретения жизненно необходимых умений и навыков прикладного, производственного, оборонного значения. Благодаря доступности, эффективности и эмоциональности упражнений в занятиях атлетической гимнастикой наилучшим образом решаются многие задачи, типичные для физического воспитания в целом.

При рациональных методах тренировки занятия атлетической гимнастикой способствуют гармоническому слиянию силы, выносливости, ловкости, что в конечном итоге отражается на внешнем облике человека. Занятия атлетической гимнастикой воспитывают крепких, сильных, упорных, уверенных в своих силах людей.

Много пользы эти занятия приносят людям, которые еще не приобщились к систематическим занятиям физическими упражнениями, имеют слабое физическое развитие, для многих людей силовые упражнения быстро снимают психические нагрузки, успокаивают нервную систему.

По сравнению с другими видами спортивной деятельности атлетическая гимнастика существенно экономит время, позволяет изолированно воздействовать на слабо развитые группы мышц, тонко дозировать нагрузку.

Первые результаты занятий видны уже через несколько месяцев.

Общедоступность атлетической гимнастики объясняется простотой техники выполнения упражнений. Заниматься можно в группах и самостоятельно, дома, во дворе.

С целью привлечения широких слоев населения к регулярным занятиям физическими упражнениями на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, на спортивных сооружениях, в клубах и Дворцах культуры, в парках и зонах отдыха, в ФОК по месту жительства населения создаются физкультурно-оздоровительные группы силовой подготовки или группы атлетической гимнастики.

Все занятия проводятся по комплексной методике с использованием в каждом из них различных средств.

В занятиях атлетической гимнастикой широко используют ОРУ (Общие развивающие упражнения) без предметов и с предметами: гимнастической палкой, набивными мячами, скакалкой, амортизаторами, эспандером, гантелями, упражнения на снарядах массового использования: гимнастической стенке, канате, шесте, наклонной лестнице, брусьях, перекладине; прыжковые упражнения, лазанье, переноску груза и другие.

С помощью этих средств решаются задачи общей физической подготовки (ОФП) как базы дальнейшего развития физических качеств.

Специальная силовая подготовка обеспечивается упражнениями с гантелями, гирями, эспандером, металлической палкой, упражнениями на тренажерах, блочных устройствах и с собственным весом.

Атлетическая гимнастика пользуется большой популярностью у значительной части населения, особенно среди подростков и молодежи. Многие стремятся иметь красивые формы тела, мощные, сильные мышцы, гордую осанку. Однако было бы неправильно считать, что атлетическая гимнастика направлена только на наращивание мышечной массы, что характерно для культуризма.

Многолетний практический опыт обследования состояния здоровья занимающихся, а также социологические данные показали, что у 90% среднего и старшего школьного возраста физическое развитие не соответствует возрастным нормам, 80% имеют те или иные хронические заболевания,

из них:

  • 60% составляют заболевания опорно-двигательного аппарата (особенно прогрессирующий сколиоз);

  • 8% заболевания сердечно-сосудистой системы (пороки клапанов сердца; нарушение сердечного ритма; вегето-сосудистая дистония; артериальная гипертензия и др.)

  • 5% заболевания дыхательной системы (хроническая пневмония, хронический бронхит, хронический тонзиллит и др.);

  • 5% заболевания зрительного анализатора (особенно миопия);

  • 2% заболевания других органов и систем организма.

Учитывая вышесказанное, программа занятий атлетической гимнастикой, разработанная на базе городского Дворца творчества детей и молодежи отличается от других программ своей главной направленностью и индивидуальным подходом. В первую очередь на лечение, оздоровление, реабилитацию, профилактику обострений и осложнений, имеющихся и угрожающих возникновением заболеваний.

Для решения оздоровительной задач»! учебно-тренировочной программы, используется терапевтическое действие средств атлетической гимнастики. Лечебное действие различных упражнений атлетической гимнастики основано на способности стимулировать физиологические процессы в организме. Стимулирующее влияние физических упражнений на больного осуществляется через нервный и гуморальный механизмы. Нервный механизм характеризуется усилением тех нервных связей, которые развиваются между функционирующей мышечной системой, корой головного мозга, подкоркой и любым внутренним органом. Эти связи рецепторного аппарата с центральной нервной системой определяются не только функциональным состояние ее, но и состоянием гуморальной среды. Мышечная деятельность, создающая доминанту двигательного анализатора или доминанту функционирующих нервных центров, прежде всего, повышает тонус центральной нервной системы.

Мышечная работа, развивающая доминанту двигательного анализатора, изменяет функцию внутренних органов, в частности систему кровообращения и дыхания.

Работу скелетной мускулатуры в свете концепции моторно-висцеральных рефлексов следует рассматривать как стимулятор и регулятор ответных реакций, в частности системы кровообращения.

Дозированную мышечную деятельность при применении физических упражнений следует расценивать, как фактор, способствующий восстановлению вегетативных функций, нарушенных болезнью.

Известно регулирующее влияние умеренной физической нагрузки на функцию сердечно-сосудистой системы, эти данные были подтверждены нами после проведения экспериментальных исследований. Это влияние выражается усилением энерготропных и трофотропных воздействий на мышцу сердца, мобилизацией сосудистой системы экстракардинальных факторов кровообращения, а также приспособлением кровоснабжения в целом к потребностям обмена.

В процессе применения физических упражнений развиваются, совершенствуются, закрепляются временные связи (кортико-мышечные, кортико-сосудистые и др.) – усиливает регулирующее воздействие корковых и подкорковых центров на сосудистую систему.

Известно, что при мышечной работе нервные механизмы регуляции дыхания обеспечивают адекватную легочную вентиляцию и постоянство напряжения углекислоты артериальной крови.

Под воздействием физических упражнений выравнивается течение нервно-основных процессов – повышается возбудимость при возросших тормозных процесса развиваются тормозные влияния при выраженном патологическом раздражении.

Регулярное применение дозированной физической нагрузки способствует формированию нового динамического стереотипа, устраняющего или ослабляющего, патологический стереотип, что содействует ликвидации болезни или функциональных отклонений во внутренних системах.

Физические тренировки можно рассматривать как фактор, усиливающий подвижность физиологических процессов.

Важное значение в ответных реакциях на физические упражнения играет гуморальный механизм, который следует рассматривать как механизм вторичного порядка оказывающий воздействие на функционирующие системы при непосредственно регулирующем влиянии нервных импульсов. Физическая тренировка оказыват стимулирующее влияние на обмен веществ. Эти влияния, осуществляемые через нервную систему, улучшают гуморальную регуляцию функционирующих систем и тканевый обмен.

Известно, что тренировка ведет к уменьшению расхода энергетических веществ период мышечной деятельности.

Имеются указания на способность физических упражнений стимулировать функции эндокринных желез. Они являются и стимулятором ретикулоэндотелиальной системы Регулярные физические упражнения повышают иммунобиологические свойства организма ферментативную активность и устойчивость его к заболеваниям.

Различают 4 основных механизма лечебного действия физических упражнений тонизирующее влияние, трофического действия, формирования компенсаций, нормализации функций.

В данной системе занятий атлетической гимнастикой широко в комплекс используются оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы, которые служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

В процессе занятий оздоровительные силы природы (солнечная радиация, свойств воздушной и водной среды) используются в двух направлениях:

1. Как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями, когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют физические упражнения их воздействие.

2. При организации специальных процедур, в ходе которых воздействие этих естественных факторов дозируется определенным образом, как относительно самостоятельное средство закаливания и оздоровления.

Соблюдение личных и общих гигиенических правил обучающимися, оптимизация е соответствии с требованиями гигиены режима нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий, а также условий, способствующих восстановлению после занятий, направлены на предупреждение заболеваний, укрепление здоровья и с лечебной целью при различных заболеваниях.

Методические особенности занятий атлетической гимнастикой:

1. Разностороннее воздействие на организм. Подбираются упражнения, влияющие на все части опорно-двигательного аппарата (ОДА), на функциональное состояние различных систем организма и уровень жизнедеятельности организма в целом. Решаются задачи сопряжения процессов приобретения двигательных навыков и функциональной подготовки,– а также совершенствования физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

2. Разнообразие средств атлетической гимнастики. Любые задачи, возникающие в процессе физического воспитания и совершенствования, можно решить с помощью соответствующих гимнастических упражнений: оздоровительного, прикладного, спортивного характера, используя их с различной степенью интенсивности. Обычно используются комплексы упражнений на снарядах, тренажерах с отягощениями, собственным весом и другие.

3. Избирательное воздействие упражнений. Часто возникающие узкие задачи по развитию определенных качеств, укреплению определенных групп мышц, суставов, профилактике и восстановлению каких-либо функций организма возможно решіггь подбором гимнастических упражнений, методикой их использования. Строгая регламентация упражнений – пространственно-временных и силовых характеристик – позволяет локально воздействовать практически на любые части тела и органы. Эти возможности позволяют широко использовать средства в общей физической подготовке, специальной физической подготовке, решая задачи лечения, оздоровления, реабилитации, профилактики, восстановления и другие.

4. Регламентация занятий и точное регулирование нагрузки. Гимнастическая методика характерна не только строгой регламентацией программы движений, но и относительно строгими ограничениями в организации занятий, в дозировании упражнений и регулировании нагрузки. Многие педагогические задачи, связанные не только с выполнением двигательных актов, но и с воспитанием моральных и волевых качеств личности, индивидуализацией в обучении в сочетании с коллективными действиями, наилучшим образом решаются благодаря традиционно культивируемым формам организации занятий атлетической гимнастикой, прежде всего урочной формы. Урочные формы занятий требуют соблюдения дисциплины и порядка в зале, согласования своих действий с действиями товарищей, особенно в групповых упражнениях и при оказании помощи, страховки. Регламентация учебного процесса в сочетании с многообразными методическими приемами обучения обеспечивает прогресс в освоении и совершенствовании двигательных навыков и качеств.

4. Регулирование нагрузки в занятиях осуществляется путем подбора упражнений, их чередования, количества повторений, изменения темпа, применения отягощений и др. Такой диапазон возможностей менять содержание, объем, и интенсивность упражнений делает их доступными разновозрастному контингенту, с различной степенью готовности.

5. Возможность усложнения и комбинирования упражнений, применения одних и тех же упражнений в разных целях.

Типичным способом повышения интенсивности занятий в атлетической гимнастике является освоение все более трудных движений, усложнение самих упражнений (как за счет изменения условий их выполнения, исходных и конечных положений, скорости выполнения, увеличения отягощения, так и путем новых сочетаний их друг с другом, уменьшения интервалов отдыха между подходами и др.)

Данная учебно-тренировочная программа занятий атлетической гимнастикой разработанная на базе Дворца творчества детей и молодёжи решает следующие цели и задачи:

Цель – формирование физически совершенных здоровых людей, обладающих духовным богатством, моральной чистотой и способных к долголетнему творческому труду и защите Родины;

Задачи:

  1. Оздоровительного воздействия с целью повышения уровня жизнедеятельности организма, снятия утомления и восстановления работоспособности, укрепления здоровья, профилактики и лечения имеющихся 'заболеваний.

  2. Образовательно-развивающего воздействия с целью гармонического развития форм и функций организма (особенно растущего), совершенствования двигательных способностей, воспитания физических качеств.

  3. Приобретение жизненно важных двигательных умений и навыков прикладного характера, способствующих профессиональной подготовке.

  4. Воспитание нравственных волевых и эстетических качеств личности.

  5. Воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом, активному отдыху и полезному проведению времени.

Программа рассчитана на занятия воспитанников с 5 -летнего возраста.

Все занимающиеся разделяются на три возрастные группы: I – 5-10 лет; II – 11-14 лет; IІI – 15-18 лет; что обусловлено анатомо-физиологическими особенностями онтогенеза.

Учебно-тренировочные занятия проводятся через день, три раза в неделю – основная группа.

Для более подготовленных индивидуальные тренировочные программы на недельный микроцикл включают 4-5 тренировочных занятия.

Порядок записи обучающихся в коллектив атлетической гимнастики производится на основе определения базовых данных состояния организма подростков с целью разработки индивидуальных учебно-тренировочных программ.

  1. Определение мотивации занятий атлетической гимнастикой воспитанников.

  2. Прием на основе медицинских справок, разрешающих занятия атлетической гимнастикой.

  3. Анамнез жизни, имеющихся заболеваний и перенесенных, отклонений в физическом развитии.

  4. Анамнез основных заболеваний.

  5. Объективное обследование.

  6. Определение уровня физического развития.

  7. Определение функциональных возможностей организма и систем в частности.

  8. Если при обследовании полученные данные свидетельствуют о серьезных морфо– функциональных отклонениях различных органов и систем организма, а также при подозрении на имеющуюся патологию – направление на дополнительное медицинское обследование.

Основной организационно-методической формой физического воспитания в секции атлетической гимнастики является учебно-тренировочное занятие. В зависимости от преимущественной направленности различают: вводные, учебные, закрепляющие, развивающие и контрольные занятия .

Занятие атлетической гимнастикой строится в соответствии с общими положениями, определяющими формы занятий в физическом воспитании.

Как всякое рационально организованное занятие, оно состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждая из частей решает, свои общепринятые задачи. Их общая продолжительность 1,5-2 часа, из них: подготовительная 15-20 минут, основная – 1-1,5 часа, заключительная 10 минут. Организация и управление деятельностью учащихся, дозирование нагрузки в процессе тренировки осуществляется в основном на применении метода индивидуальной организации, а также групповом и фронтальном методе. Фронтальный метод способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между преподавателем и занимающимися между собой, воспитывает в подростках чувство коллективизма, позволяет учить воспитанников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по группе, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.

Групповая форма организации, учебно-тренировочных занятий позволяет занимающимся убедиться на собственном опыте в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результаты совместной деятельности. Групповая форма организации bработы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования. Особенно практикуются занятия в парах, со страховкой друг друга.

Метод индивидуальной организации деятельности занимающихся предоставляет наибольшие возможности дифференцированного подхода к ним с учетом состояния здоровья, уровня их развития и подготовленности, а также многих других факторов изложенных выше. На основе полученных данных каждого занимающегося разрабатываются индивидуальные тренировочные программы, которые в течение учебного года корректируются.

Для более досконального и эффективного медико-педагогического контроля за учебно-тренировочным процессом занимающиеся в обязательном порядке ведут тренировочные дневники. Ведение дневника включает в себя:

  1. Теоретическую информацию.

  2. Разбор техники выполнения упражнений на различные группы мышц.

  3. Индивидуальную тренировочную программу, которая содержит средства, методы, дозировку и контроль.

  4. Построение и запись тренировочного занятия.

  5. Ведение таблицы антропометрических показателей, включающую в себя: дату, рост, вес, объемы: плеча, шеи, грудной клетки, талии, таза, бедра, голени.

  6. Запись объективных ощущений во время занятий и в восстановительном периоде.

  7. Замечания, коррективы преподавателя.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Администрации городского округа «город калининград» муниципальное автономное образовательное учреждение iconАдминистрации городского округа «город калининград» муниципальное...
...
Администрации городского округа «город калининград» муниципальное автономное образовательное учреждение iconАдминистрации городского округа «город калининград» муниципальное...
Этот вид творческой деятельности как в целом по стране, так и в нашем регионе активно развивается и имеет хорошие перспективы в становлении...
Администрации городского округа «город калининград» муниципальное автономное образовательное учреждение iconАдминистрации городского округа «город калининград» муниципальное...
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в...
Администрации городского округа «город калининград» муниципальное автономное образовательное учреждение iconАдминистрации городского округа «город калининград» муниципальное...
Международной Конвенции ООН о правах ребёнка; предоставляет большие возможности для раскрепощения социальной энергии подростков,...
Администрации городского округа «город калининград» муниципальное автономное образовательное учреждение iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности комитета...
«Город Калининград» от 15. 04. 2008 года №544 «Об утверждении Положения о подготовке докладов о результатах и основных направлениях...
Администрации городского округа «город калининград» муниципальное автономное образовательное учреждение iconПриказ № од/73 от 24. 06. 2013 Комитет по образованию администрации...
В соответствии со статьей 32 «Типового положения об общеобразовательном учреждении» и на основании лицензии школа осуществляет образовательный...
Администрации городского округа «город калининград» муниципальное автономное образовательное учреждение iconПостановлением администрации городского округа «Город Чита»
Организационно-правовая форма Учреждения: муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Администрации городского округа «город калининград» муниципальное автономное образовательное учреждение iconПостановление От 30 сентября 2010 г n 1704 об утверждении долгосрочной...
Михайловка от 22. 07. 2008 n 990 "Об утверждении Положения о долгосрочных целевых программах городского округа город Михайловка",...
Администрации городского округа «город калининград» муниципальное автономное образовательное учреждение iconВедомственная целевая программа «развитие физической культуры и спорта...
Комитет по социальным вопросам администрации городского округа «Город Калининград»
Администрации городского округа «город калининград» муниципальное автономное образовательное учреждение iconКомисарова Л. Ю., Яковлева М. А. Русский язык. 1и 2 классы. Методические...
...
Администрации городского округа «город калининград» муниципальное автономное образовательное учреждение iconБунеева Е. В., Пронина, Чиндилова О. В. Уроки литературного чтения...
...
Администрации городского округа «город калининград» муниципальное автономное образовательное учреждение iconБунеев Р. Н. Букварь: 1 кл учеб по обучению грамоте и чтению / Р....
...
Администрации городского округа «город калининград» муниципальное автономное образовательное учреждение iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского...
Алексеева С. А., учитель начальных классов моу гимназия №3 городского округа город Шарья
Администрации городского округа «город калининград» муниципальное автономное образовательное учреждение iconОтчет о результатах деятельности главы администрации городского округа...
Выкса принимал участие в реализации 4 Федеральных целевых программах, в 6-ти областных целевых программах и кроме того на территории...
Администрации городского округа «город калининград» муниципальное автономное образовательное учреждение iconМуниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный...
Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй
Администрации городского округа «город калининград» муниципальное автономное образовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное учреждение «отдел образования администрации городского округа город стерлитамак»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск