КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности Эстрадный вокал для детей 15-17 лет срок реализации: 2 года
Программу составила:
О.Н. Трифонова,
педагог дополнительного
образования
Рассмотрена и рекомендована к
реализации решением
методического совета МАОУ
ДОД ДТД и М
«21» февраля 2012 г. Протокол № 4
Калининград
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательный процесс в самом общем понимании – это единый процесс обучения и воспитания, т.е. процесс не только педагогического воздействия, но и взаимодействия педагога с ребенком и детским коллективом, в результате которого происходит не только усвоение детьми предметных знаний и умений, но и общечеловеческих ценностей, представлений о мире. Это сложный процесс, в ходе которого осуществляется развитие личности.
Одной из главных тенденций развития образования в целом (и дополнительного образования в частности) является его гуманизация, цель которой, прежде всего, построение образовательной среды, направленной на становление личности ребенка в ключе общечеловеческих ценностей. В первую очередь это взаимодействие с ребенком – процесс уникальный, эмоционально насыщенный, создающий поле для общения личностного, а не только ролевого. Результатом такого взаимодействия, построенного на гуманистических началах, является, и это особенно характерно для сферы дополнительного образования, благоприятная психологическая атмосфера, высокий уровень творческой активности детей, их самодеятельность, положительные внутренние мотивы, стремление к самовыражению и саморазвитию. Особая педагогическая позиция, атмосфера, стиль общения с ребенком и многое другое – замечательные традиции внешкольных учреждений, и отрадно, что в современных условиях они не потерялись, а дополнительное образование развивается на их основе, рассматривая личность ребенка, его человеческие качества как наивысшую ценность.
Программа обучения вокалу в театральной студии является порциальной в комплексной программе обучения детей театральному искусству.
Наряду с основными предметами: актерским мастерством, речью, сценическим движением, хореографией, необходимыми для допрофессиональной подготовки детей, занимающихся в театральной студии, вокал является неотъемлемой частью этой подготовки. Педагогический процесс для преподавателя по вокалу театральной студии тесно связан с целями и задачами, которые выполняет вся студия -воспитание и развитие личности ребенка средствами театрального искусства.
Основной целью является развитие творческих способностей детей на основе их индивидуальных возможностей, воспитание и развитие эстетического и художественного вкуса, развитие образного мышления, физического и духовного совершенства. Естественно, что всем навыкам, которые могут потребоваться ученику в его последующей работе, обучить нельзя, но воспитать в нем готовность к овладению любым навыком, любым приемом вокального исполнителя необходимо.
В данной программе излагается система упражнений, призванных помочь преподавателю развить способности детей, овладевающих основами вокала, с той целью, чтобы в конце обучения воспитанник мог, как можно более свободно, владеть своим голосом сам, наиболее комфортно чувствовать себя на сцене во время спектакля.
Программа по вокалу в театральной студии имеет свои специфические особенности: она отличается от программ по вокалу для других вокальных коллективов, которые в основном отдают предпочтение какому-то одному виду вокального искусства. Программа для театральной студии предполагает изучение основ академического, народного и эстрадного вокального пения. Особенностью является индивидуальный подход в развитии творческих способностей детей, т.к. они не всегда обладают необходимыми природными данными, в отличие от детей, приходящих заниматься в вокальные коллективы.
На первом году обучения решается задача развития правильной постановки корпуса, дыхательные упражнения, опора, свободная подача звука. Последующий второй год обучения направлен на воспитание более свободного владения голосом в разных направлениях вокального искусства.
Академический вокал занимает значительное место в практике театра, поэтому изучение его основ дает детям знание и умение передавать живые черты вокального исполнения различных эпох, стилевые приемы, знакомит с музыкой и атмосферой прошлых веков.
Изучение основ народного вокала дает воспитанникам возможность свободного исполнения в манере и в позиции песен различных регионов страны. Знакомит их с красотой и богатством гармонии русской песни. Хоровод, частушки и сольное исполнение – это уже маленький вокальный спектакль, где дети могут использовать и певческие навыки, и навыки актерского мастерства.
Эстрадная песня является одной из наиболее массовых и общедоступных форм приобщения детей и молодежи к ценностям общечеловеческой культуры. Имея свою образную систему, эстрадная песня в соответствие с ее закономерностями в условной вокальной форме отражает реальные жизненные явления, в ней проявляется принятые обществом этика, мораль, нормы взаимоотношения и поведения людей. В целом в эстрадной песне как в одном из видов вокального искусства отражается, прежде всего, внутренний мир человека, его эмоциональное состояние, настроение, чувства, мысли. Поэтому занятие эстрадным пением помогают вывести ребенка из социально-неблагополучной среды, создают условия для развития творческих способностей детей, оказывают помощь их полноценной самореализации и развитию индивидуальности.
На начальном этапе обучения особое внимание уделяется подготовительным упражнениям общего характера. Здесь педагог знакомиться с каждым учеником, с его особенностями, а ученик с главными особенностями вокального творчества: необходимостью работы над собой, ощущением себя в коллективе, ощущением творческой взаимосвязи людей в коллективе.
Обучение строится на принципах от простого к сложному, многократных повторениях, в процессе которых развивается голос, слуховая память, внутренний слух. В процессе занятий наиболее важным является познание природы ученика, создание атмосферы свободы, доверия и доброжелательности. В этих условиях ярче раскрывается будущий актер, его склонность к творчеству, оригинальному мышлению и видению. Творческий контакт преподавателя и ученика помогает совершенствовать преподавателю свою методику, а успехи и неудачи учеников нередко дают повод к новым размышлениям. Это требует от преподавателя не только использовать упражнения, предложенные в учебниках , но и самому быть создателем учебно-тренировочного процесса. Импровизация в учебной работе оживляет процесс творчества, лишая его сухости.
Занятия вокалом требуют значительных энергетических и физических затрат, что в сочетании с эстетическим характером этих нагрузок, способствует гармоническому развитию человеческого организма. Систематические занятия соразмерно улучшают работу дыхательных путей, тем самым, укрепляя здоровье ребенка, способствуют устранению ряда физических недостатков, а также придают внешнему облику ребенка собранность, элегантность, красоту.
Программа рассчитана для детей 15-17 лет, на 2 года обучения. Занятия с каждой группой проводятся 3 раза в неделю по 3 академических часа для всех лет обучения.
Ожидаемые результаты. Первый год обучения
Вокальные навыки
Соблюдать при пении певческую установку, петь чистым, естественным звуком, легко, мягко, сохранять индивидуальность здорового певческого звучания, правильно формировать гласные и четко произносить согласные.
Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы. Иметь навык контроля звучания голоса, партии.
Разучивать мелодию со слуха и по нотам.
Уметь звуковысотно чисто, ритмически четко, выразительно и ярко
исполнить песню.
Импровизировать в «вопросах-ответах», в «музыкальном разговоре» и т.д.
Анализировать мелодию, определять характер музыкального произведения, раскрывать его содержание.
Ансамблевые навыки
Уметь подстраивать свой голос к голосам других, выравнивая его по силе и высоте. Ощущать пульсацию.
Петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные каноны.
Петь по нотам песни, написанные в медленном темпе, имеющие простую по строению мелодию в основной тональности.
Понимать и следовать за дирижерским жестом, обусловленным изучаемым репертуаром.
Осознанно использовать средства музыкальной выразительности.
Ожидаемые результаты. Второй год обучения
Приобщить детей к творческой деятельности через концертные выступления и работе в спектаклях.
Развить у детей художественный вкус посредством приобщения к лучшим образцам мировой культуры.
Профессионально ориентировать и подготовить детей для поступления в театральные ВУЗы.
Владеть всеми певческими навыками. Расширить диапазон.
Менять характер звучания, в соответствии с исполнительскими задачами.
Свобода дыхания.
Знать правила охраны голоса.
Способность использовать певческое дыхание в соответствии с характером исполняемых произведений.
Осознанное использование исполнительско-певческих средств выразительности.
Теоретическое осознание и определение на слух выразительных средств мелодии и ее структуры.
Навык работы с ансамблевой партитурой.
Чистое интонирование унисона и многоголосия.
Наличие строя, слаженности в ансамблевых произведениях.
Умение правильно исполнять произведение в соответствии с формой, стилем, эпохой, формирование певческой культуры.
Эмоциональная выразительность исполнения.
Самоконтроль за качеством исполнения.
Владение основами музыкальной грамоты.
Знание правил охраны певческого голоса.
Точное выполнение задачи, поставленной педагогом, режиссером.
В дальнейшем, когда материал освоен, можно предложить импровизацию в рамках данного материала, поскольку воспитанник сможет потом использовать умение импровизировать на сцене во время спектакля.
Метод контроля и управления образовательным процессом
1.
| Диагностика по выявлению природных особенностей ребенка, а также личностных препятствий и трудностей в развитии.
| – начало учебного года
| 2.
| Уровень опыта личности (знания, умения, навыки).
| – начало учебного года
| 3.
| Анализ результатов деятельности детей (занятия выстраиваются так, чтобы каждый учащийся смог проявить свои знания и умения в индивидуальном задании, опросе).
| – в течение всего учебного года
| 4.
| Промежуточная диагностика развития творческих способностей, приобретенных навыков, умений.
| – по полугодиям
| 5.
| Практическая диагностика – участие в концертах, конкурсах, фестивалях и т.д.
| – по полугодиям
| 6.
| Тестирование на определение уровня развития творческих способностей, приобретенных навыков, умений, знаний.
| – по полугодиям
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема
| Часы
| Всего
| Теория
| Практика
| 1 -е полугодие.
|
|
|
| Разминка.
| 10
|
| 10
| Академическое направление:
|
|
|
| – Одноголосие
| 5
| 1
| 4
| – Канон
| 5
| 1
| 4
| – Романс
| 10
| 2
| 8
| – Контрольный урок
| 4
|
| 4
| – 1еgatо, поп 1еgatо
| 5
| 1
| 4
| Эстрадная песня:
|
|
|
| – Военная песня
| 25
| 3
| 22
| – Джаз
| 6
| 1
| 5
| – Песни в стиле «Ретро»
| 10
| 1
| 9
| – Подготовка к новогоднему шоу
| 8
|
| 8
| Народная песня:
|
|
|
| – Фольклор
| 30
| 3
| 27
| – Многоголосие
| 8
| 1
| 7
| – Подготовка к презентации
| 8
|
| 8
| Зачёт
| 4
|
| 4
| II -е полугодие
|
|
|
| Академическое направление
|
|
|
| – Грудной регистр, звуковедение.
| 8
| 2
| 6
| – Головной регистр,1еgatо
| 8
| 2
| 6
| – Сглаживание регистров, упражнения
| 6
| 1
| 5
| – Развитие вибрато, применение в исполнении
| 8
| 2
| 6
| – Романс, соло
| 10
|
| 10
| – Романс, дуэт
| 10
|
| 10
| – Романс в спектакле
| 10
| 2
| 8
| – Церковные песнопения (праздники)
| 8
| 2
| 6
| Народное направление
|
|
|
| – Поэзия русской песни
| 4
| 4
|
| – Лирическая песня, хоровод
| 8
| 2
| 4
| – Мужские рекрутские песни
| 8
| 2
| 4
| – Плачи
| 8
| 2
| 4
| – Колыбельные
| 8
| 2
| 4
| Эстрадная песня.
|
|
|
| – Разминка, распевки в движении.
| 10
|
| 10
| – Двух-трехголосие, канон
| 10
| 1
| 9
| – Песни военного времени. Двух- трехголосие.
| 52
| 4
| 48
| – А'сареllа, двухголосие с солистом
| 10
| 2
| 8
| Итого
| 324
| 44
| 280
| |