РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета 13.01.2012 года, протокол №1 (31) УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ ДОД ЦДТ от 13.01.2012 г. № 3-Д ПОЛОЖЕНИЕ
о формах проведения итоговой аттестации обучающихся
в муниципальном бюджетном образовательном учреждении
дополнительного образования детей Кадуйского муниципального района
«Центр детского творчества» (МБОУ ДОД ЦДТ)
Общие положения.
Настоящее Положение разработано в соответствии с «Положением об итоговой аттестации обучающихся муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Кадуйского муниципального района «Центр детского творчества» (приложение 1 к приказу МБОУ ДОД ЦДТ от 13 января 2012 года №3-Д).
Форма проведения итоговой аттестации – это специально организованное по процедуре, методике и содержанию мероприятие, предоставляющее возможность обучающемуся продемонстрировать уровень теоретической и практической подготовки освоения дополнительной образовательной программы.
Форма проведения итоговой аттестации определяется педагогом самостоятельно.
Общие требования по использованию форм проведения итоговой аттестации обучающихся.
При организации итоговой аттестации обучающихся могут быть использованы различные формы её проведения: контрольный урок, итоговое занятие, зачёт, экзамен, тестирование, концертное прослушивание, зачётное и экзаменационное прослушивание, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, стендовый доклад, конференция, тематические чтения, полевая практика, олимпиада, конкурс, собеседование, зачётный показ, защита дипломов, соревнование, турнир, сдача нормативов, защита итоговой квалификационной работы, реферат.
При организации итоговой аттестации обучающихся могут быть использованы, кроме указанных в п. 2.1., другие формы, что определяется «Положением об итоговой аттестации» в конкретном объединении дополнительного образования.
При выборе формы проведения итоговой аттестации обучающихся педагог должен руководствоваться следующими положениями:
форма итоговой аттестации должна быть понятна обучающимся;
форма итоговой аттестации должна соответствовать возрастным особенностям обучающихся;
форма итоговой аттестации должна отражать и учитывать специфику изучаемого предмета;
форма итоговой аттестации должна предоставлять возможность обучающимся наиболее полно продемонстрировать и защитить уровень практической и теоретической подготовки в соответствии с программными требованиями.
Специфические особенности содержания, процедуры проведения итоговой аттестации в соответствии с избранной формой должны быть отражены в «Положении о проведении итоговой аттестации в объединении».
По времени проведения итоговая аттестация при использовании любой её формы не должна превышать 2 учебных часов, в исключительных случаях допускается увеличение продолжительности до 3 учебных часов.
Выступления обучающихся в концертных программах, на итоговых отчётных выставках, конференциях, конкурсах, смотрах, соревнованиях, турнирах, олимпиадах могут быть зачтены, как итоговая аттестация в случае специальной их (обучающихся) подготовки и если перечисленные выше мероприятия проводятся в период с апреля по май учебного года.
Особенности использования различных форм итоговой аттестации.
Контрольный урок:
может быть проведён как в устной, так и в письменной формах;
для проведения контрольного урока должен быть отобран материал, отражающий основные разделы дополнительной образовательной программы;
задания, вопросы должны быть сформулированы корректно, конкретно, в полном соответствии с программными требованиями.
Итоговое занятие:
процедура проведения итогового занятия может предусматривать множество вариантов; количество компонентов занятия планирует педагог;
при выборе данной формы итоговой аттестации следует пользоваться соответствующим Положением об итоговом занятии.
Зачёт:
для проведения зачёта педагогом определяется его содержание в соответствии с требованиями дополнительной образовательной программы не менее, чем за 1 месяц до начала аттестационного периода;
основные темы, вопросы зачёта должны быть открыты для аттестуемых не менее, чем за 1 месяц до начала аттестационного периода;
зачёт может проводиться как в устной, так и в письменной формах; для проведения зачёта в письменной форме отводится 1 или 2 учебных часа, для проведения зачёта в устной форме на каждого обучающегося отводится не менее 7-10 минут.
Экзамен:
для проведения экзамена педагогом разрабатывается комплект билетов, количество которых не менее 15 и не более 20 в зависимости от особенностей дополнительной образовательной программы;
в каждом билете может быть сформулировано не более 3 вопросов;
содержание вопросов должно отражать дополнительную образовательную программу в полном объёме.
Тестирование:
для проведения тестирования педагогом определяется содержание материала в соответствии с требованиями дополнительной образовательной программы;
используются только тесты открытого характера;
при необходимости тест сопровождается инструкцией для обучающегося.
Концертное прослушивание:
данная форма итоговой аттестации применяется в объединениях художественно-эстетической направленности (вокал, хор, театральная деятельность)
Зачётное и экзаменационное прослушивание.
для проведения зачётного и экзаменационного прослушивания педагогом определяется содержание материала в соответствии с требованиями дополнительной образовательной программы;
зачётное прослушивание проводится по темам, отдельным вопросам.
Защита творческих работ и проектов:
защита творческих работ и проектов, как форма итоговой аттестации, рекомендуется для детей старшего возраста, начиная с 12-13 лет;
творческие работы могут быть как письменного характера, так и представлять конкретные изделия обучающихся;
для представления и защиты творческих работ отводится 5-7 минут, проектов – до 10-12 минут;
при выборе данной формы итоговой аттестации педагог должен познакомить обучающихся с процедурой защиты.
Выставочный просмотр:
для проведения итоговой аттестации в форме выставочного просмотра заранее (за 1-2 дня) оформляется выставка работ обучающихся, оформляется список представленных работ;
члены комиссии знакомятся с работами выставки, оценивают качество представленных изделий, оценки фиксируют в протоколе;
аттестуемые могут представить свои работы в форме небольшого рассказа о них;
во время проведения итоговой аттестации члены комиссии могут задать каждому аттестующемуся не более 2-3 вопросов.
Стендовый доклад:
для проведения итоговой аттестации в форме стендового доклада обучающиеся готовят в соответствии с программой аттестации материалы, наглядно их оформляют;
во время проведения итоговой аттестации обучающиеся используют стендовый материал, опираются на различные его данные (статистические данные, фотоматериалы, рисунки, графики, модели, информационные материалы, понятийный аппарат и т.д.);
стендовый доклад, как форму итоговой аттестации, следует рекомендовать обучающимся старшего возраста, начиная с 12-13 лет.
Конференция:
конференция, как форма итоговой аттестации, рекомендуется для детей старшего возраста, начиная с 11-12 лет;
конференция, как форма итоговой аттестации, применяется при условии, что число участников не менее 7-10 человек;
доклады участников конференции сдаются в комиссию не позднее, чем за 2 недели до даты проведения аттестации;
основными требованиями к оформлению докладов являются следующие: объём работы до 5-7 страниц печатного текста, размер шрифта – 14, междустрочный интервал – 1,5; доклад может сопровождаться приложениями.
Тематические чтения:
при проведении аттестации в форме тематических чтений педагогом определяется тема, отражающая содержание дополнительной образовательной программы;
в соответствии с общей темой обучающиеся под руководством педагога выбирают индивидуальную тему для выступления;
тематические чтения, как форма итоговой аттестации, проводятся при условии, что количество их участников не менее 7-10 человек.
Конкурс (соревнования):
конкурс (соревнования), как форма итоговой аттестации, может применяться в объединениях всех направленностей;
для проведения итоговой аттестации в форме конкурса (соревнований) педагогом разрабатывается конкурсная программа (программа соревнований), отражающая основное содержание дополнительной образовательной программы;
конкурсные задания (этапы соревнований) должны быть понятны обучающимся, конкретными, имеющими различные уровни сложности;
проводит конкурсную программу (соревнования) педагог, руководитель объединения.
Олимпиада:
олимпиада, как форма итоговой аттестации, может применяться в объединениях всех направленностей;
олимпиада предполагает проведение 2 туров: теоретического и практического;
задания для теоретического и практического туров разрабатываются педагогом и сдаются в комиссию за 2 недели до даты аттестации;
по времени олимпиада проводится в течение 2 учебных часов.
Полевая практика:
полевая практика, как форма итоговой аттестации, применяется в объединениях эколого-биологической направленности.
Собеседование:
собеседование, как форма итоговой аттестации, может применяться в объединениях всех направленностей;
при выборе собеседования в качестве формы итоговой аттестации педагог готовит вопросы для обучающихся в соответствии с содержанием программы аттестации в объединении, но не более чем по 2 разделам.
Зачётный поход:
при организации итоговой аттестации в форме зачётного похода педагог определяет маршрут предполагаемого похода за 2 недели до даты аттестации;
обучающиеся в процессе похода подтверждают теоретические знания и практические навыки, соответствующие требованиям дополнительной образовательной программы;
зачётный поход может быть проведён в заочной форме или с применением мультимедийной технологии;
зачётный поход по времени не должен превышать двух (в исключительных случаях трёх) учебных часов;
продолжительность пути при проведении зачётного похода должна быть не более 1 км.
Защита дипломов:
при проведении итоговой аттестации в форме защиты дипломов обучающимся предлагается выбрать не более 2 дипломов, полученных за успешное участие в мероприятиях, связанных с предметом обучения;
аттестуемый выстраивает защиту дипломов, раскрывая достижения по изучаемому предмету, демонстрируя полученные знания, умения и навыки;
защита дипломов может сопровождаться презентационными материалами (в том числе с использованием технических средств).
Турнир:
для проведения итоговой аттестации в форме турнира педагог определяет содержание турнирного состязания, процедуру судейства или оценки участников турнира;
турнир проводится в режиме, обычном для такого вида деятельности.
Сдача нормативов:
сдача нормативов, как форма итоговой аттестации, проводится в объединениях физкультурно-спортивной и спортивно-технической направленностей;
для проведения итоговой аттестации в форме сдачи нормативов педагог знакомит обучающихся с содержанием и требованиями нормативов по предмету не позднее, чем за 2 месяца до начала аттестационного периода;
сдача нормативов проводится в режиме, обычном для такого вида деятельности.
Реферат:
реферат (от латинского «referre») – краткое изложение научной работы, содержания прочитанной книги, доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников; жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов;
реферат позволяет проверить уровень понимания обучающимся изученного материала, уровень умений обучающегося самостоятельно добывать знания и интерпретировать их;
к работе над рефератом привлекаются обучающиеся, склонные к исследовательской деятельности, обладающие аналитическими способностями, критическим мышлением;
особенности проведения итоговой аттестации в форме реферата регламентируются соответствующим положением.
Защита итоговой квалификационной работы:
защита итоговой квалификационной работы, как форма итоговой аттестации, предлагается обучающимся, достигшим наиболее высоких результатов в освоении образовательной программы;
совместно с педагогом обучающийся выбирает тему для квалификационной работы;
итоговая квалификационная работа – это труд, в котором обучающийся подробно, аргументированно раскрывает избранную тему, показывает высокий уровень мастерства в области изучаемого предмета
|