МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет Экологический Кафедра Экологии и защиты окружающей среды
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
____________М.К.Беданоков
«_____»____________ 20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине В.2.4. Экологические проблемы автомобильного транспорта
по направлению
подготовки бакалавров 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов___________________________________________ по профилю подготовки ____________Автомобильный сервис______________________ квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) __190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
(шифр, направление подготовки (специальности)
Составитель рабочей программы:
Преподаватель кафедры Экологии и защиты окружающей среды
|
|
|
Четыз Д.Ю.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Экологии и защиты окружающей среды
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20___г.
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено научно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
научно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20__г.
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
1. Цели и задачи дисциплины Цель преподавания дисциплины «Экологические проблемы автомобильного транспорта» состоит в том, чтобы на основе современных достижений науки и практики дать будущим специалистам автомобильного транспорта знания, умение и практические навыки по транспортной экологии, а также изложить основные экологические проблемы, решаемые на транспорте.
Задачи изучения дисциплины: изучить состояние экологической безопасности на транспорте; методы определения токсичных выбросов с отработавшими газами (ОГ), дымности, твердых частиц, полициклических ароматических углеводородов; устройства, приборы, оборудование для контроля и анализа ОГ; методы снижения токсичности ОГ, защиты от негативных техногенных воздействий транспортных средств, очистки сточных вод АТП, а также экологические проблемы на транспорте. 2. Место дисциплины в структуре ОП по направлению подготовки Дисциплина относится к вариативной части Математического и естественнонаучного цикла дисциплин (В.2.4).
Дисциплина «Экологические проблемы автомобильного транспорта» позволяет студентам ознакомиться с требованиями к автотранспортным системам с целью защиты здоровья человека, атмосферы, водоемов, почвы, природных экосистем от их негативного воздействия; экологическим нормированием автотранспортной нагрузки на экосистемы; формированием экологических требований к объектам автотранспортной техники, используемым технологиям и материалам.
Дисциплина имеет основополагающие интеграционные связи с другими дисциплинами учебного плана – «Экология», «Организационно-производственные структуры транспорта», «Теория транспортных процессов и систем», «Безопасность жизнедеятельности»
Для освоения данной дисциплины студентам необходимы способности к абстрактному и критическому мышлению, познавательной деятельности.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
экологические законы, программы, стандарты и правила, повышающие экологическую безопасность автомобилей; составы отработавших газов (ОГ) бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС), их влияние на человеческий организм и окружающую среду; принцип действия и устройства газоанализаторов, дымомеров (денситометров), сажемеров; методики определения с их помощью составов ОГ, твердых частиц, полициклических ароматических углеводородов, оценки токсичности отработавших газов ДВС по ездовым циклам, определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортными потоками на городских магистралях, определения шума и вибраций, производимых автотранспортными средствами (АТС); приборы и оборудование для контроля и анализа качества производственных водных стоков на автотранспортном предприятии (АТП);
методы расчетов расхода воздуха при различных режимах работы автомобильных ДВС, выбросов загрязняющих веществ от стоянок автомобилей, зоны технического обслуживания и ремонта автомобилей, при обкатке двигателей после ремонта и шиноремонтных работах, при мойке деталей, узлов и агрегатов автомобилей и нанесении лакокрасочных покрытий, ущерба, наносимого окружающей среде, от воздействия автомобильного транспорта;
проблемы утилизации старых автомобилей, современные требования по рисайклингу (вторичной переработке).
Уметь:
определять составы ОГ газоанализаторами, дымомерами (денситометрами), сажемерами, токсичность отработавших газов ДВС по ездовым циклам, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортными потоками на городских магистралях, шум и вибрации от автомобильного транспорта измерителями шума и вибраций, анализировать состав сточных вод;
производить расчеты расхода воздуха при различных режимах работы автомобильных ДВС, выбросов загрязняющих веществ от стоянок автомобилей, зоны технического обслуживания и ремонта автомобилей, при обкатке двигателей после ремонта и шиноремонтных работах, при мойке деталей, узлов и агрегатов автомобилей и нанесении лакокрасочных покрытий;
производить расчеты ущерба, наносимого окружающей среде, от воздействия автомобильного транспорта.
Владеть понятийным аппаратом, некоторыми методами обработки и анализа экологической информации. Реализуемые компетенции: ОК- 1, 10, 11, 12, 13, 17; ПК- 4, 5, 8, 9, 10, 17, 20, 31.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 6
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 48/1,3
| 48/1,3
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 32/0,8
| 32/0,8
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
| 16/0,4
| 16/0,4
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 60/1,6
| 60/1,6
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
|
|
| Реферат
| 36/1
| 36/1
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Выполнение практических заданий
|
12/0,3
12/0,3
|
12/0,3
12/0,3
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
| -
| -
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
|
|
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 8
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 10/0,27
| 10/0,27
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 4/0,11
| 4/0,11
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
| 6/0,16
| 6/0,16
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 98/2,7
| 98/2,7
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
| 10/0,27
| 10/0,27
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Выполнение практических заданий
|
62/1,7
26/0,72
|
62/1,7
26/0,72
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
| -
| -
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
|
|
|
5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Структура дисциплины для очной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| 1.
| Тема 1. Введение. Экологическая безопасность транспорта
| 1-2
| 4
| 2
|
| 4
| опрос
| 2.
| Тема 2. Методы определения токсичных выбросов с отработавшими газами
| 3-4
| 4
| 2
|
| 6
| опрос
| 3.
| Тема 3. Оценка количества вредных выбросов
| 5-7
| 4
| 2
|
| 8
| Тестирование
| 4.
| Тема 4. Методы оценки токсичности и дымности отработавших газов
| 8-9
| 4
| 2
|
| 10
| опрос
| 5.
| Тема 5. Мероприятия по снижению вредных выбросов двигателями внутреннего сгорания.
| 10-12
| 6
| 2
|
| 10
| Опрос, тестирование
| 6.
| Тема 6. Законодательные акты и нормы на выброс вредных веществ
| 13
| 2
| 2
|
| 8
| Обсуждение докладов
| 7.
| Тема 7. Защита от негативных техногенных воздействий автомобиля
| 14
| 4
| 2
|
| 8
| Тестирование
| 8.
| Тема 8. Влияние автотранспортных потоков на уровень загрязнения окружающей природной среды.
| 15
| 4
| 2
|
| 6
| Обсуждение докладов
| 9.
| Промежуточная аттестация.
| 16
| -
| -
|
|
| Зачет в устной форме
|
| ИТОГО:
|
| 32
| 16
|
| 60
|
|
5.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1.
| Тема 1. Введение. Экологическая безопасность транспорта
| 1-2
| 2
| 2
|
|
| 2.
| Тема 2. Методы определения токсичных выбросов с отработавшими газами
| 3-4
| 2
| 4
|
|
| 3.
| Тема 3. Оценка количества вредных выбросов
| 5-7
|
|
|
|
| 4.
| Тема 4. Методы оценки токсичности и дымности отработавших газов
| 8-9
|
|
|
| 15
| 5.
| Тема 5. Мероприятия по снижению вредных выбросов двигателями внутреннего сгорания.
| 10-12
|
|
|
| 25
| 6.
| Тема 6. Законодательные акты и нормы на выброс вредных веществ
| 13-14
|
|
|
| 20
| 7.
| Тема 7. Защита от негативных техногенных воздействий автомобиля
| 15-16
|
|
|
| 15
| 8.
| Тема 8. Влияние автотранспортных потоков на уровень загрязнения окружающей природной среды.
| 17
|
|
|
| 23
| 9.
| Промежуточная аттестация - зачет
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
| 4
| 6
|
| 98
| |